Милиционер убил врача из-за голубя. Обзор тульских СМИ за неделю
Обзор СМИ Тульской области с 3 по 7 июля.
Власть и политика
"Кто на земле хозяин?" - под таким заголовком в начале уходящей недели "Новотульский металлург" (№111 от 03.07.06) опубликовал статью Федора Листахова по итогам заседания губернаторского совета области, который, по словам автора, остряки уже стали называть "вице-губернаторским" из-за того, что его заседания все чаще проводит не первое лицо области, а его правая рука Алексей Кораблев. На губсовете речь шла об обороте земель сельхозназначения. В этой связи журналист пишет, что "с нынешнего года Тульская область перешла на новую систему налогообложения земель на основе кадастровой стоимости земли. А как облагать землю налогом, если эту самую кадастровую оценку она, родимая, не прошла (см. цифры выше)? А ведь уже со следующего года самые низовые административно-территориальные единицы - городские и сельские поселения будут формировать свои собственные бюджеты и в первую очередь - за счет земельного налога. То есть проблема, как говорится, налицо... А вот информация о том, что администрацией области принят ряд решений о переводе земельных участков из одной категории в другую, вызывает, по меньшей мере, тревогу. Тезис о том, что это "также повышает инвестиционную привлекательность региона" в переводе на общедоступный русский язык может означать, что сельхозугодья выводятся из оборота и нарезаются под коттеджи нуворишей. Особенно лакомыми кусками для них являются земли в пригородном Ленинском, а также в курортных и экологически чистых Алексинском, Заокском и Ясногорском районах. Причем в последних случаях - уже интерес москвичей-толстосумов, которые платят за землю по полной. Если так пойдет дальше, пахать и сеять ни фермерам, ни СПК, будет негде. Древние любили говорить: "Кому выгодно". Что касается ускорения коммерческого оборота сельхозугодий, то речь идет о тех самых 25,7% земель, приватизация которых согласно региональному законодательству пока возможна только с 2015 года. Но областной Думой уже принят в первом чтении законопроект, предполагающий начать этот процесс уже в 2007 году. Это делается под предлогом "создания условий для цивилизованного рынка земли и привлечение инвестиций в область". К слову сказать, те, кто ранее с пеной у рта кричали о недопустимости продажи земель сельхозназначения в частные руки, теперь не менее активно ратуют за этот процесс. Мол, последние 15 лет государство почти не вкладывало, довело его до ручки, теперь пусть частник придет на землю и распорядится по-хозяйски. О том, что в России исторически землю обрабатывали общинами - как крестьяне, так и казаки - сегодня предпочитают не упоминать. А тот факт, что те, кто работает на земле, так и не станет ее подлинным хозяином, чиновников, похоже, ничуть не смущает. Мол, крестьянин, это категория вчерашнего дня. Зато появится инвестор из города с техникой и "будет обрабатывать" землю. Что-то сомнительно, что он это будет делать сам - наймет тех же крестьян, только уже безземельных, которые просто превратятся в наемных рабочих, но никак не в собственника. Относительно паев, которые в большинстве своем так и не выделены в натуре, позиция областного комитета по госимуществу такова, что они ратуют за то, чтобы не дробить их, а обрабатывать целиком. Расшифровать этот тезис можно и так, что чиновники хотят обеспечить тех, кто хочет стать латифундистом, процесс массовой скупки паев у крестьян. Точно также, как в свое время, лет 10-13 назад у рабочих скупали акции предприятий, концентрируя их в частных руках. А в той же областной Думе уже раздаются голоса недовольных тем, что предполагается ограничить десятью процентами максимальную долю сельхозугодий в каждом муниципалитете, которая может быть продана одному лицу. И среди таких недовольных как раз депутаты, связанные с аграрным бизнесом. Например, "единоросс"
"Тульские чиновники жалуются на жалованье", - отмечает еженедельник "Слобода" (№27 от 05.07.06): "Своим жалованьем недовольны городские чиновники категорий "А" и "Б" - это председатель Думы, глава администрации, его заместители, руководитель аппарата и др. То есть и без того самые высокооплачиваемые должности в администрации области. Причина проста: с начала этого года вступили в силу областные законы "Об оплате труда государственных гражданских служащих Тульской области" и "О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области". Согласно им зарплата областного чиновника составила 55,2 должностных оклада в год, а городского - только 35,5 оклада. - Областным чиновникам зарплату повысили, так городских жаба задушила, - так прокомментировал ситуацию один из сотрудников "белого дома". Теперь руководство области просит областную думу внести изменения в закон об оплате своего труда, предлагая повысить среднюю месячную зарплату чиновников категории "А" на 66,7%, а категории "Б" - на 30%. То есть, если зарплата мэра города составляет порядка 40 тыс. руб., то после повышения ее размер вырастет до 66 с лишним тысяч. А в целом же на реализацию этих изменений требуется почти 3,5 млн. руб. в месяц, или больше 40 млн. руб. в год. Если повышение зарплат утвердят, средства на это пойдут исключительно из бюджета Тулы - дотационного и дефицитного... Для справки: среднемесячная зарплата в одной из самых высокооплачиваемых сфер деятельности - финансовой - 22, 5 тыс. руб.".
"Тульский молодой коммунар" (№ 85 от 05.07.06) публикует статью Елена Соколовой под заголовком "Нехорошие последствия "контрольного вакуума". Журналистка пишет, что Тульская городская Дума приняла решение ускорить работу по формированию новой Контрольной комиссии: "До ухода на каникулы, то есть до середины июля, депутатам предстоит определиться с кандидатурами председателя этого контрольного органа и его заместителя. Однако персональный состав комиссии, пока не известен.
Напомним, что в настоящее время такой структуры в представительном органе власти Тулы нет. А должна быть, потому что в соответствии с действующим законодательством без нее теряет легитимность бюджетный процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иными словами, расформировав прежнюю Контрольную комиссию и задерживаясь с созданием новой, депутаты городской Думы серьезно нарушают закон, о чем неоднократно заявляла прокуратура.
Вопрос об отсутствии контрольного органа в Тульской городской Думе широко обсуждался и на 5-й всероссийской конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов России. По этому поводу председатель Союза
Примечательно, что для участия в работе форума контрольно-счетных органов был приглашен
Ирина Скибинская в том же издании (№ 86 от 07.07.06) под заголовком "Закон для нежных существ" пишет о том, что "В конце апреля принят Госдумой, а затем одобрен Советом Федерации новый закон, регламентирующий порядок обращений граждан в государственные органы и органы самоуправления. В конце апреля принят Госдумой, а затем одобрен Советом Федерации новый закон, регламентирующий порядок обращений граждан в государственные органы и органы самоуправления. Последствия введения в практику закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" люди почувствуют не сразу - они продолжают активно писать письма в различные инстанции, свято веря в то, что чиновник обязан их рассмотреть и дать ответ. Они еще не знают, что сегодня есть ряд оснований, дающих законное право бюрократу отправлять немалое количество обращений прямиком в мусорную корзину. Например, в закон есть положение, разрешающее чиновнику проигнорировать ваше обращение, если в нем содержатся "нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи". Конечно, браниться, тем более нецензурно, нехорошо. Именно это, как прописано в законе, чиновник должен сообщить автору обращения в официальном ответе. А рассматривать сам вопрос он не обязан. Хотя, на наш взгляд, разумнее было бы не доводить человека до такого состояния, когда ему ничего другого, как материться, не остается... Сложнее с "оскорбительными выражениями и угрозами". Не секрет, что наши бюрократы - существа нежные, эмоционально уязвимые, отличающиеся чрезвычайной обидчивостью и подозрительностью. А обращения пишут, как правило, люди, оказавшиеся в безвыходном положении, часто на грани нервного срыва. Кроме того, новый Закон разрешает не заниматься письмом, если оно "не поддается прочтению". Разъясняем: под это положение попадает любой текст, написанный от руки. Потому как любой чиновник может сказать: неразборчиво - и все тут. Процент пожилых людей и инвалидов, в совершенстве владеющих искусством каллиграфии, в нашей области вряд ли высок. Но все эти лазейки - пустяк по сравнению с правом чиновника не отвечать на повторное обращение по одному и тому же вопросу. Что это означает? Схема следующая: вы написали жалобу должностному лицу, в течение 30 дней получили формальную отписку. Ответ вас не удовлетворил, и вы хотите написать еще раз. Даже не трудитесь. Если вы не приведете в повторном обращении так называемые "новые доводы и обстоятельства", к нему не отнесутся всерьез. Вас в лучшем случае вежливо уведомят о том, что "переписка закончена". А с поисками "новых доводов и обстоятельств" будьте предельно аккуратны. Дело в том, что в законе есть специальная статья о "возмещении причиненных убытков и взыскании понесенных расходов при рассмотрении обращений". В ней сказано: если гражданин указал заведомо ложные данные, то ему придется по суду компенсировать расходы, понесенные государственными органами и органами местного управления во время рассмотрения жалобы. Иначе ему придется оплачивать амортизацию казенной машины, напрасно сожженный бензин, конверты, марки, бумагу и прочее... Пока неясно, осознали ли наши чиновники, какой прекрасный подарок получили от федеральных властей. Ведь многие из них жили и действовали по новому закону задолго до его принятия...".
Экономика
Под заголовком "Четыре ступеньки, ведущие вниз" Александр Савенков в "Тульском молодом коммунаре" (№ 85 от 05.07.06) пишет о том, что согласно данным столичного рейтингового агентства "АК&М", по уровню относительной кредитоспособности наша область занимает сегодня 51-е место в стране. Год назад мы были на 47-й строчке. По уровню собственных доходов областного бюджета мы в России со своими десятью миллиардов рублей в год - на относительно достойном 38-м месте. По степени независимости от дотаций из федерального бюджета (речь - о доле собственных доходов в расходах нашей казны) туляки на 34-й позиции. По долговой нагрузке на бюджет (речь идет о доле государственного долга по отношению к доходам казны) наша область находится на 44-м месте. Наконец, показатель, оценивающий относительное число прибыльных субъектов экономической деятельности, дал нам 40-е место. А вот по среднедушевым денежным доходам (4,9 тысячи рублей на человека в месяц) мы - всего лишь на 56-й строчке. Еще скромнее выглядит объем привлеченных инвестиций, рассчитанный на душу населения - 65-е место. И, наконец, на 75-й (из 79-ти) позиции красуется Тула по относительной задолженности по налогам. Уточним - вина за это лежит не на бюджете, а на коммерческих предприятиях, которые никак не могут рассчитаться за накопленные ранее долги. Но региону от этого не легче. Те же банки, глядя на такие данные, вряд ли будут испытывать сильное влечение вкладывать инвестиции в экономику края оружейников... Последние статистические данные по поводу социально-экономического развития региона с начала нынешнего года вызывают столь же противоречивые чувства, что и упомянутый рейтинг. С одной стороны, на 4,1% выросли инвестиции в основной капитал, на 7,2% прибавила розничная торговля, на 12,5% увеличились платные услуги населению, на 11,4% подросли реальные денежные доходы населения. Неплохо, что наш показатель инфляции - 105,7% - в течение трех месяцев не меняется, т.е. большинство цен "замерли", а некоторые - снижаются. С другой, всего плюс полтора процента в промышленности, которая является основным поставщиком тех же налогов. Если вспомнить, что летом нас ожидает пора отпусков и традиционное снижение интереса покупателей к промышленной продукции, становится понятно, что до сентября здесь вряд ли произойдут положительные сдвиги. А что будет осенью - еще неизвестно.Сельское хозяйство тоже дало полтора процента, но уже со знаком минус. Явный застой наблюдается в жилищном строительстве - 70,4% по отношению к соответствующему периоду 2005 года, который, кстати, в строительной части был далеко не самым успешным. Топчется на месте транспортная отрасль, не слишком весело в оптовой торговле и общественном питании... Суммируя все сказанное, получаем промежуточный итог. В нынешнем году мы пока не слишком сдвинулись со своего 51-го места. Судя по некоторым признакам, к концу года кардинальных успехов не предвидится. Ну, может быть чуть-чуть. Вернемся, например, на привычное ранее 46-48 место и, наверное, будем тому страшно рады.
"Горизонты подорожания" - так озаглавлен материал в том же издании (№ 86 от 07.07.06). "
Общество
"Музей, связующий времена и страны" - так озаглавлен материал Екатерины Назаровой в "Тульском молодом коммунаре" (№ 86 от 07.07.06). Она пишет о том, что при Алексинском почтамте действует единственный в Тульской области музей почтовой связи: "Алексинский почтмейстер, руководитель филиала ФГУП ""Критические дни противотуберкулезной службы" - под таким заголовком в "Тульских известиях" (№154-155 от 07.07.06) журналистка Екатерина Гарбузова с тревогой пишет о том, что в результате проверки