Красноярский край. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 12 ноября 2002
"Росбанк помог Хлопонину".
(Ведомости 12.11.2002. Наталья Неймышева Елена Мязина)
"Росбанк" становится все более заметным кредитором Красноярского края. Губернатор Александр Хлопонии - выходец из владеющего банком холдинга "Интеррос" - пополнит бюджет края за счет кредитной линии "Росбанка" размером до 1,5 млрд руб. Треть этой суммы администрация уже получила.
"Росбанк" объявил, что кредит выдается на текущие расходы бюджета. Лимит кредитования кассовых разрывов банк установил в 1,5 млрд руб. По предварительным оценкам краевых властей, из-за падения мировых цен на платиноиды, перераспределения налоговых доходов в пользу центра и увеличения зарплат бюджетников дефицит бюджета Красноярского края может составить в этом году до 9 млрд руб. Поэтому кредит дружественного администрации "Росбанка" (раньше Хлопонин был гендиректором входящего в "Интеррос" "Норильского никеля") придется весьма кстати. Условия кредита в "Росбанке" не раскрывают. Зампред правления банка Михаил Алексеев сказал лишь, что обычно "Росбанк" не предоставляет заемщикам никаких "сверхльготных" ставок.
В интервью "Ведомостям" Хлопонин так описывал состояние краевого бюджета: "Край влез в субсидии, край влез в бюджетные ссуды, напривлекал долгов... При 28 млрд руб. доходной части бюджета мы имеем кредиторку в размере около 12 млрд руб. и расходную часть в размере 36 млрд руб.". Хлопонин собирался первым делом реструктурировать задолженность перед Минфином и другими кредиторами. А бюджетные деньги тратить в первую очередь на выплату зарплат бюджетникам и социальные программы.
''Росбанк" не впервые выручает красноярские власти. Летом, за месяц до выборов губернатора, которые выиграл Хлопонин, банк выдал кредит 200 млн руб. Красноярску, мэр которого Петр Пимашков также претендовал на губернаторство (оппоненты Хлопонина тогда говорили о политическом союзе двух кандидатов).
* * *
Кредитование банками "профильных" регионов - обычная практика. Банк 'Петрокоммерц' кредитует Республику Коми, а банк "Возрождение" - администрацию Московской области. Минфин Саратовской области является одним из трех крупнейших заемщиков Пробизнесбанка, а Нижегородская область - одним из 10 крупнейших заемщиков Нижегородпромстройбанка, говорит руководитель банковского направления РА 'Интерфакс' Михаил Матовников. А Томская область, по данным агентства "Рейтер", в 2000 г. выпустим облигационный заем на общую сумму 500 млн руб, разместив все облигации по закрытой подписке у НК "ЮКОС". Доходность купона определялась разницей курсов рубля по отношению к доллару на день покупки и погашения облигаций - т. е. область, по сути, получила беспроцентный валютный кредит.
* * *
Зампред думского комитета по экономполитике, бывший министр экономики Чувашской республики Анатолий Аксаков считает, что такое сотрудничество выгодно и банкам, и властям. "Для банка это гарантированное вложение ресурсов. Для области - возможность решать свои финансовые проблемы через [дружественный] банк", - говорит Аксаков. Правда, вложения в региональную власть являются "гарантированными" лишь в случае ее неизменности. Например, весь 2000 г. Гута-банк судился с руководством Московской области за возврат кредитов на общую сумму около $10.5 млн, которые банк предоставил обладминистрации при прежнем губернаторе Анатолии Тяжлове. Новый губернатор Борис Громов обвинил предшественника в сговоре с банком и погашать кредиты отказался.
"Росбанк займется реструктуризацией Красноярского края".
(Коммерсантъ 12.11.02. К.Ячеистов)
Администрация Красноярского края, губернатором которой недавно стал выходец из компании "Интеррос" Александр Хлопонин, получила от Росбанка кредит в размере 0,5 млрд руб. на текущие цели и реструктуризацию долгов областного бюджета. Помимо этого Росбанк откроет администрации Красноярского края кредитную линию на 1,5 млрд руб. для преодоления кассовых разрывов и обеспечения финансовой стабильности в регионе. Росбанк предложил также областной администрации консультационные услуги по финансовому оздоровлению красноярских предприятий. Ранее структуры, близкие к "Интерросу", уже занимались реструктуризацией ОНЭКСИМбанка, Инкомбанка и Мост-банка.
"Чудак под аркой".
(Трибуна, 12.11.02. В.Пырх)
Мэр Красноярска решил соорудить к 375-летию города Триумфальную арку. А кто выплатит зарплаты врачам и учителям?
В будущем году Красноярск отметит свое 375-летие. Именно столько времени минуло с той поры, когда небольшой отряд российских казаков под водительством Андрея Дубенското, пройдя из города Енисейска вверх по течению на своих быстроходных челнах, высадился у знаменитой теперь Стрелки - места впадения в Енисей небольшой речушки Качи, бывшей тогда, если следовать историческим документам, гораздо многоводнее, чем сейчас. И в преддверии этого события городские власти уже сейчас строят самые грандиозные планы. Они всерьез намерены порадовать сибиряков действом, обещающим переплюнуть даже предстоящие петербуржские празднества - по случайному совпадению и трехсотлетие Санкт-Петербурга также приходится на будущий год.
- Я абсолютно уверен в том, - заявил, например, красноярский мэр Петр Пимашков, - что жители нашего города с удовольствием примут участие в карнавальном шествии, которое мы организуем. Уже сейчас нужно для этого начать готовить соответствующие костюмы. А вообще-то мы планируем потом такие карнавалы сделать ежегодными.
Красноярский мэр даже пообещал командировать всех желающих в далекую Бразилию, чтобы ознакомиться с тамошними традициями организации праздничных карнавалов и возможностью перенесения этого опыта на суровую сибирскую землю. Правда, не уточнив при этом, кого же он все-таки имеет в виду - городских чиновников, готовых лететь в Бразилию за дармовой счет хоть сейчас, или красноярских учителей, слета не получающих заработную плату и грозящихся в связи с этим в скором времени приостановить обучение детей в школах. Но самым забойным предложением красноярского мэра в преддверии городского юбилея стало даже не это, а предложение соорудить в краевом центре настоящую Триумфальную арку - по типу той, что стоит, например, в стольном граде Париже или на Кутузовском проспекте в Москве. - Это должен быть еще один символ нашего города, - заявил мэр. - И такая арка в будущем году будет установлена!
Единственное, за чем стало дело, так это, по его же словам, выбрать место для нового грандиозного сооружения: где же все-таки установить Триумфальные ворота? В одном из районов города? В центре? А может быть, там, где и причалили когда-то казацкие челны воеводы Дубенского? Что и говорить, нелегкую задачу задали городские власти для местных архитекторов! Особенно если учесть при этом немаловажную деталь: и парижская, и московская, да и все остальные в европейских столицах торжественные въезды сооружались в честь каких-то памятных исторических событий. Побед в войнах, возвращения на престол изгнанных императоров...
А какие есть для этого резоны у Красноярска? Удаленного от границ, обойденного войнами и ратною славой? Скажем, даже того же Андрея Дубенского здесь никто не встречал, а увидев вооруженных пищалями людей, местные племена просто разбежались. Не баловала город история триумфами и потом: даже воскрешаемый сегодня из небытия адмирал Колчак, и тот долго в городе не задерживался. В честь кого же тогда Триумфальная арка? Какого такого триумфа? Обнадеживает уже хотя бы то, что, как обещают местные власти, на реализацию этих грандиозных проектов не будет потрачено ни одного бюджетного рубля - средства, мол, выделят спонсоры. Может быть, и так, не знаю, но, если спонсоры в городе такие отзывчивые, так, может, они подбросят еще денег тем же красноярским врачам и учителям, искренне недоумевающим сейчас, как же они могли столько лет жить без Триумфальной арки?
"Под крылом "красного петуха".
(Новые Известия 12.11.02. Е.Латышев)
Что кроется за поджогами домов в Эвенкии
Начало ноября в Type, столице Эвенкийского автономного округа, ознаменовалось серией пожаров, никакого отношения к революционным годовщинам не имеющих. Горят жилые дома - по два, по три за ночь. Последний, восьмой по счету пожар, и вовсе случился днем, причем тем самым днем, в который по новым традициям принято демонстрировать примирение и согласие. Но какое же здесь согласие, когда на радиоволну пожарной охраны врывается неизвестный голос и угрожает расправой пожарным, если они не прекратят выезжать на вызовы. "Все равно спалим весь поселок!" - заверяет голос.
Тура хоть и столица, но почти сплошь состоит из деревянных построек. Они, как известно, горят хорошо. Поджигатели (а теперь в их существовании никто не сомневается) выбирают не ветхие лачуги, а многоквартирные дома. По местным масштабам многоквартирными считаются двухэтажные бревенчатые дома на 12 семей. От человеческих жертв пока Бог миловал, но многие люди в буквальном смысле оказались на улице. А на улице минус 30, и снег растает не раньше будущего мая.
Местные власти встревожены не на шутку. В Type введен комендантский час, после 12 вас обязательно остановят и проверят документы. Появляться на ночных улицах разрешено только добровольцам из числа местного населения, которые патрулируют вместе с милицией. Водку разрешено продавать только до 21 часа (хотя в этом запрете трудно уловить логику), увеселительные заведения закрываются к 23 часам. На улицах расклеиваются листовки, призывающие граждан быть бдительными. Власти пообещали 100 тысяч рублей тому, кто поможет выйти на след поджигателей.
Губернатор Борис Золотарев убежден, что это дело - политическое и за поджогами в Type стоят люди, которые умышленно пытаются дестабилизировать обстановку в регионе. "Это настоящий терроризм, - говорит губернатор Золотарев, - меры безопасности будут ужесточены, а преступники понесут справедливое наказание". Но преступников вначале нужно поймать. Для этого на помощь туринским милиционерам прилетели из Красноярска группы сотрудников МВД и ФСБ.
Какие же политические мотивы могут двигать поджигателями, что имеет в виду эвенкийский губернатор? В его словах можно отыскать резон. Эвенкия, как известно, очень притягательный регион, недра которого содержат несметные природные богатства - нефть, газ, золото, алмазы, графит. Однако все богатство 20 тысяч местных жителей составляют лишь необъятные заснеженные просторы, а потому их заботы сводятся к естественным потребностям: прокормиться и не замерзнуть.
Борис Золотарев в ходе своей избирательной кампании полтора года назад, пообещают ситуацию выправить. За ним, как известно, стоит мощная компания ЮКОС, которая пришла сюда всерьез и надолго. Планы ЮКОСа в Эвенкии поистине грандиозны. Объем добытой нефти к 2005 году должен составить 7 миллионов тонн, и в дальнейшем будет расти. Компания обязалась взять на себя обучение местного населения необходимым в нефтедобыче специальностям и предоставить дополнительно 5 тысяч рабочих мест. Для округа, где царит повальная безработица, это немаловажный стимул. Всего же компания намерена в течение пяти лет инвестировать в округ порядка полутора миллиардов долларов и осуществить невиданный по масштабам проект - экспорт нефти в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Такого крупного инвестора и таких больших денег здесь никогда не было, и потому многие жители Эвенкии связали свои планы на будущее с ЮКОСом. Однако, как считает Золотарев, у стратегии ЮКОСа есть непримиримые противники как в самой Эвенкии, так и за ее пределами. Они-то и являются заказчиками поджогов. Цель понятна - дестабилизировать обстановку и тем самым дискредитировать местные власти. Губернатор Золотарев не называет конкретных фамилий, но как бы намекает, что для тех, кто внимательно следил за политической ситуацией в округе в последнее время, сделать это не составит большого труда. А ситуация такова. При высоком уровне безработицы, который достался в наследство новому губернатору, большинство населения работало в сфере управления. Даже шутка такая ходила: в Type на одного кочегара приходится четыре начальника. Округ был разделен на три района, в каждом имелась своя администрация, в каждом даже самом небольшом поселке тоже восседала группа начальников. Взаимоотношения исполнительной власти округа и органов местного самоуправления носили настолько сложный и запутанный характер, что управления по сути не было, зато существовала хорошо удобренная почва для массовых финансовых злоупотреблений. То-то краевое начальство во главе с тогдашним губернатором Лебедем недоумевало: все деньги, поступавшие в Эвенкию из краевого и федерального бюджетов, утекали, как вода в песок. И самое интересное, что спросить было не с кого.
Золотарев решил все сломать и выстроить заново. Он провел реформу местного самоуправления, в результате которой многие бывшие чиновники оказались не удел. Потом больше года губернатор вел нелегкую судебную тяжбу с уволенными чиновниками, которые в различных инстанциях требовали восстановить их в должности. Наконец, Верховный суд РФ признал проводимую Золотаревым реформу легитимной, а действия губернатора законными. И решение высшей судебной инстанции удивительным образом совпало с началом поджогов в Type. Теперь догадывайтесь, кто заказчик. Такова версия местных властей.
Добавим, что Эвенкия притягивает не только своими природными богатствами. В преддверии скорых думских выборов можно напомнить, что выдвинуться и стать депутатом Государственной думы от Эвенкии теоретически может любой состоятельный человек. Поскольку с точки зрения расходов на избирательную кампанию - это самый дешевый избирательный округ России. Здесь проживают 12 тысяч избирателей, 8 тысяч из которых постоянно голосуют - ну как не лакомый кусок для тех, кто имеет достаточные средства или неуемные политические амбиции. Быть может, отблески эвенкийских пожаров играют на лицах кого-то из будущих кандидатов в депутаты? Будем считать, что это тоже версия.
"В крае - новый секретарь совбеза".
("Красноярский рабочий" 12.11.02)
Распоряжением Александра Хлопонина секретарем совета безопасности края назначен Анатолий Ковригин. Прежде он был начальником отделения ФСБ в Норильске, возглавлял службу экономической безопасности компании "Норильский никель". Напомним, что ранее пост секретаря совета безопасности занимал Александр Лычковский.
"РУСАЛ" снова в игре?".
("Вечерний Красноярск" 12.11.02)
На 26 января 2003 года назначены выборы губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (ТАО). Для участия в выборах кандидатуры, скорее всего, выставят мер Норильска Олег Бударгин, мэр Дудинки (столица ТАО) Анатолий Кузнецов, заместитель губернатора ТАО Лонгин Хан, председатель Думы ТАО Виктор Ситнов и депутат городского собрания Дудинки, лидер местных элдэпээровцев Геннадий Субботкин.
Явным фаворитом предвыборной гонки, учитывая его успешный опыт работы на "Норильском никеле" и во главе администрации Норильска, считается Олег Бударгин. Весомым аргументом в пользу норильского мэра станет, вероятно, поддержка со стороны красноярского губернатора Александра Хлопонина и руководителей норильского комбината.
Любопытный политический "расклад" возможен среди так называемой "старой гвардии". Вполне вероятно, что Виктор Ситнов окажет поддержку Олегу Бударгину, а бывший губернатор ТАО, предшественник Хлопонина, Геннадий Неделин выступит на стороне мэра Дудинки.
На сегодняшний день официальное уведомление в окружную избирательную комиссию о намерении участвовать в кампании направил только Геннадий Субботкин. Но, судя по возросшей политической активности, в самом скором будущем об этом может заявить и Анатолий Кузнецов.
Пока минувшим летом все красноярские политики занимались выборами губернатора края, А. Кузнецов не пропускал ни одного мало-мальски важного события в жизни Дудинки, чтобы появиться перед будущими потенциальными избирателями и завоевать симпатии горожан.
Тем не менее недостаток политических и материальных ресурсов для участия в губернаторской гонке остается серьезной проблемой для А. Кузнецова. Не может рассчитывать он и на поддержку со стороны "Единой России", хотя формально возглавляет региональное отделение этой партий. По опыту краевых губернаторских выборов хорошо известно, что федеральное руководство единороссов очень осторожно в выражении своих политических симпатий и будет скорее выжидать, чем ставить на кандидата с неявными шансами на успех.
Поэтому многие полагают, сто у А. Кузнецова, по-видимому, нет другого выхода, кроме союза с "Русалом". По слухам, эмиссары этой финансово-промышленной группы уже контактировали с представителями мэра Дудинки. В рамках нынешней кампании на Таймыре "Русский алюминий" может попытаться взять реванш за проигранные выборы губернатора края.
Однако в этом случае Анатолий Кузнецов пойдет против нового губернатора края Александра Хлопонина и "Норильского никеля", с помощью которых он в 2001 году был избран главой исполнительной власти Дудинки.
Удивит ли А. Кузнецов красноярский политический бомонд подобной "неблагодарностью", покажут ближайшие дни, оставшиеся до окончания выдвижения кандидатов. Как бы, то ни было, нынешние губернаторские выборы на Таймыре обещают любопытную интригу, впрочем, с вполне предсказуемым итогом.
"Что могло бы стать причиной ссоры между депутатами и губернатором?".
("Известия - Красноярск" 12.11.02)
Вера ОСЬКИНА, депутат ЗС:
- Скорее всего, разногласия могут начаться с бюджета на следующий год. Если проект бюджета, о котором говорил губернатор на первой сессии, будет такой жесткий, без 15% дефицита, у меня лично рука не поднимется голосовать за него. Я, как председатель комитета по социальной защите, буду защищать интересы своих "подопечных". Например, "Закон о ветеранах". Мы, как дотационная территория, должны часть расходов по этому закону брать на себя. На прошлый год на эти цели должно было быть заложено один миллиард 200 тысяч рублей. Заложили 700 тысяч. Исполнили менее чем на 60%. Буду отстаивать интересы инвалидов, которых в крае 188 тысяч человек. А также интересы людей, попавших в жизненно трудную ситуацию.
Олег ПАЩЕНКО, депутат ЗС:
- Мотивации будут сходные - за народное счастье, или, как говорится, "За Родину! За Сталина!" - а вот действия разные. Поэтому конфликты начнутся. Мы, например, будем отстаивать интересы края, а они - московские группы, в лице "Альфы", "Норильского никеля", - будут развивать свой бизнес. Их уже можно поздравить с приобретением ЗАО "Полюс". Теперь активный интерес проявлен в сторону "Красноярскэнерго" - скупают акции. А есть еще "бесхозный" (не их пока) завод цветных металлов. Тоже, наверняка, под эгидой "в интересах края!" будут работать в этом направлении. Думаю, первое серьезное столкновение между депутатами и губернатором произойдет во время рассмотрения бюджета на следующий год.
Юрий АБАКУМОВ, депутат ЗС:
- Ссора - детское понятие, которое не может быть привнесено в политику нашего уровня. Это значит, если по одному вопросу мы разругались, то второй уже и обсуждать не будем, потому что мы в ссоре? Нам, как двум ветвям государственной власти, это не пристало. Поэтому изменим терминологию и будем говорить о возможных разногласиях. А разногласия могут возникнуть при разных подходах к развитию края, к проведению реформ. Например, жилищно-коммунальной. Мы будем защищать интересы тех людей, которые могут не вписаться в эту реформу - социально незащищенные слои населения. Но это вовсе не значит, что исполнительная власть займет другую позицию. Поэтому разногласий может и не возникнуть.
"Росбанк" подставляет плечо Хлопонину".
("Красноярский рабочий" 12.11.02)
Вчера состоялась встреча губернатора Александра Хлопонина с председателем правления "Росбанка" Евгением Ивановым.
Был обсужден договор о финансовой поддержке Красноярского края в самом широком плане. "С нашей стороны был предложен кредит в 500 миллионов рублей на текущие цели бюджета и реструктуризацию имеющихся в этой сфере долгов, - заметил Евгений Иванович Иванов. - Кроме того, для администрации края будет спланирован банковский лимит до 1,5 миллиарда рублей, который при необходимости может быть использован для преодоления так называемого кассового разрыва и для обеспечения финансовой стабильности в регионе". Возможно и финансирование отдельных проектов (осуществляемых на внебюджетной основе) в таких отраслях, как лесозаготовки, сельское хозяйство, северный завоз, закупка топлива. Кроме того, крупнейший в России "Росбанк" готов выступить консультантом по программе финансового оздоровления красноярских предприятий, которая готовится сейчас в администрации края. Обсуждалась также возможность выпуска облигаций Красноярского края. Председатель правления "Росбанка" Евгений Иванов был, по его словам, приятно удивлен той антикризисной программой, над проектом которой активно работает сейчас новая управленческая команда Александра Хлопонина. Если этот план удастся осуществить, то Красноярье очень быстро вернет себе славу самого динамичного и инвестиционно привлекательного региона России.
"Борис Золотарев: "Власть должна быть ближе к народу".
(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 12.11.02)
Об уровне жизни в Эвенкии красноречиво говорят такие цифры. В 1999 году на оплату труда в округе было израсходовано 78 миллионов рублей, в 2000-м - 178 миллионов, в 2001-м - 227 миллионов, в 2002-м - 437 миллионов, а в 2003 году планируется потратить полмиллиарда рублей. Средняя зарплата в округе составляет 8 тысяч рублей. И когда на встречах люди говорят губернатору: "Мы хотим жить еще лучше", Борис Золотарев неизменно отвечает: "Пожалуйста, но для этого надо лучше работать".
Недавно завершилась десятимесячная судебная тяжба, причиной которой послужила реформа местного самоуправления в Эвенкии, предложенная губернатором округа Борисом Золотаревым. Напомним, что в ЭАО упразднили районные администрации, а властные полномочия передали на более низкий уровень - органам местного самоуправления сел, поселков и факторий. Такой расклад пришелся не по душе бывшему главе администрации Илимпийского района Николаю Супряге, который, проиграв процесс в районном суде, добился своего в суде краевом. Однако на днях Верховный суд РФ постановил - решение краевого суда незаконно, в отличие от проводимой в Эвенкии реформы, которая не противоречит Конституции и законодательным нормам.
Зачем нужна была эта реформа? Принесла ли она конкретные результаты? Что изменилось в жизни Эвенкии за последнее время? Каковы новые принципы управления, насколько они эффективны? И вообще - стоило ли огород городить? Ответы на все эти вопросы дал на минувшей неделе сам Борис Николаевич ЗОЛОТАРЕВ. В беседе с журналистами, проходившей в представительстве Эвенкии в крае, участвовала также начальник правового управления администрации ЭАО Нина Борисовна КОВРОВА.
ГЛУХАЯ СТЕНА РАЙОНА. Когда меня избрали, я пытался понять, как достичь управляемости округом. Но что бы ни делал, все натыкалось на каменную стену под названием "местное самоуправление района". Все действия окружной администрации как бы отфильтровывались на этом уровне. Зарплату учителям тогда не платили по 5-6 месяцев. Люди приходили ко мне, требовали решить свои проблемы, а я чувствовал себя совершенно беспомощным. Так что к реформе меня подтолкнула сама жизнь.
В июне прошлого года мы с Ниной Борисовной предложили внедрить в Эвенкии поселенческую модель местного самоуправления (до этого ничего подобного в России не было, нами был использован опыт Канады). Это начинание поддержало население, причем мы никого не агитировали - просто ездили по поселкам и объясняли, что так будет лучше. И не только "на пальцах", но и с помощью наглядных примеров. Мы решили показать, как будут распределяться бюджетные деньги округа, минуя районный уровень. Создали окружное казначейство, бюджетные организации маленьких факторий открыли там счета - и сразу почувствовали разницу. Тогда люди и подумали - а зачем нам вообще нужны районы?
Ведь почему учитель не получал зарплату? Рубль, выделенный ему Федерацией, проходил через несколько рук, и к этим рукам кое-что "прилипало". Нет, не обязательно воровали - допустим, глава района решал, например, что важнее выдать зарплату себе и своему заму либо направить учительские деньги на какие-нибудь неотложные нужды. Прямое финансирование исключает такой подход. Думаю, оно оправдано в маленьких субъектах Федерации, имеющих свою специфику.
ЧИНОВНИК НЕ МЕНЕДЖЕР. Давайте зададимся вопросом - а для чего, вернее, для кого существует власть? Она существует для народа. Поэтому та власть, которая не в состоянии решать проблемы народа, ему не нужна. Вот мы с этой точки зрения и посмотрели на то, как наша власть сможет более эффективно решать проблемы эвенкийского населения. И увидели, что наиболее эффективной у нас будет именно поселенческая модель местного самоуправления.
Сегодня результат налицо - в Эвенкии новые муниципальные образования, которые принесли несомненный положительный эффект. Исполнительная власть в округе теперь построена по-новому, причем во главу угла мы поставили конкретный результат работы органа исполнительной власти. Вообще чиновник отличается от менеджера тем, что он ориентирован на бдение за рабочим столом, тогда как менеджер - на результат. Мы попробовали переориентировать чиновника - сделать из него человека, ответственного за результат своей работы.
Поэтому главной целью, к которой мы стремились, реформируя органы местного самоуправления и исполнительную власть, стало то, чтобы каждый чиновник на своем рабочем месте приносил пользу. Попутно выяснилось, что на это способны немногие из них и такое количество чиновников нам не нужно. Поэтому в целом чиновничий аппарат мы сократили на 40 процентов, а органы местного самоуправления урезали его даже на 48 процентов. Соответственно сократились бюджетные ассигнования на содержание чиновников. Это приветствует и население, и окружная власть.
Само собой, людей не вы-бросили на улицу - мы не могли сократить чиновников, не предложив им работу. Это была бы катастрофа - человеку просто не на что было бы жить. Уволенные чиновники превратились в специалистов, которые необходимы в разных отраслях хозяйства. В Эвенкии сегодня нет дефицита рабочих мест - у нас есть дефицит специалистов (на уровне 25 процентов). К тому же в течение года мы работали над созданием окружных унитарных государственных предприятий по лесозаготовке, строительству, транспорту, бытовым услугам. Так что те, кто хочет работать, сейчас работают. Но есть и другие из числа бывших чиновников, рассуждающие примерно так: "Раньше я получал в месяц 10 тысяч рублей и ничего не делал, а теперь должен за 6 тысяч горбатиться? Нет, так не пойдет". Но это им придется пережить. Надо менять свое мышление, понять, что ситуация изменилась, что к прежней, благодатной для них системе возврата нет.
КТО ПУСТИЛ "КРАСНОГО ПЕТУХА". Конечно, реформа местного самоуправления в Эвенкии неудобна тем, кто пользовался несовершенством прежней системы. Это те, кто набивал себе карманы за казенный счет, бездарно управлял муниципальными образованиями - порой даже аудиторы с трудом разбирались в их грубейших финансовых нарушениях (кстати, по некоторым фактам деятельности администрации Илимпийского района возбуждено уголовное дело). Этих людей оторвали от кормушки, естественно, им это не понравилось.
Можно было бы сказать, что нелегкий путь, который мы избрали, успешно пройден, если бы не то, что случилось в Эвенкии за последние трое суток. Все эти поджоги в Туре... Кому они выгодны, кто эти люди? Во всяком случае, не какие-нибудь ненормальные - они действуют с расчетом и определенным умыслом. Обнаглели до того, что звонят пожарным и угрожают им, мол, если не прекратите тушить пожары, мы вас уничтожим.
За трое суток было совершено семь поджогов. Пожары выводят из строя жилищный фонд, люди лишаются нажитого, попадают в больницу. А на улице 30 градусов мороза. Сейчас к поиску злоумышленников подключили ФСБ, на место выехала спецбригада прокуратуры. Это не что иное, как терроризм, садизм по отношению к населению.
Такое впечатление, что поджоги - дело рук тех, кто недоволен реформами в Эвенкии, кто настроен против блага ее жителей. Правовые методы борьбы исчерпаны, если говорить о законном решении возникшего спора, точка поставлена. Но, видимо, противостояние не завершено, если кто-то не гнушается такими незаконными, гадкими, подлыми поступками.
Угрожает ли опасность лично мне? Этого я не знаю. Охраны у меня нет (собственно, и бюджет не позволяет ею обзаводиться). Возможно, об этом стоит поговорить на федеральном уровне, особенно после убийства магаданского губернатора. Хотя, если честно, я не верю, что человека можно надежно защитить. Разве у нас не убивают тех, кто находится под усиленной охраной?
Так что от людей отгораживаться не намерен. В течение года обязательно облетаю все эвенкийские поселки. В главных из них - Туре, Байките и Ванаваре - бываю четыре раза в году. Отчитываюсь перед населением, провожу активы, так называемые выездные сессии, выступаю с ежегодным отчетом, веду прием по личным вопросам.
О ПЛОДАХ РЕФОРМЫ. И знаете, что я заметил в последнее время? Ко мне перестали обращаться люди с теми или иными проблемами местного масштаба. Если раньше я приезжал в поселок, и невозможно было пройти - такой стоял гул, отовсюду атаковали вопросами, - то сейчас спрашивают, например, вот о чем: "Борис Николаевич, а ваучеры у нас не купишь?" или "Когда мы станем есть свежие фрукты?". Вот это и есть осязаемый эффект новой модели местного самоуправления. Люди стали получать реальную помощь от органов местного самоуправления, и в первую очередь от этого выиграл я как руководитель региона. Ко мне как к губернатору люди не обращаются именно потому, что их проблемы теперь разрешаются на более низком уровне. Это одно из главных наших достижений.
Изменилась и бюджетная политика. Окружной бюджет, как и прежде, готовит администрация округа, ежеквартально он корректируется на сессиях Законодательного Собрания (Суглана). Муниципальные же бюджеты, на уровне органов местного самоуправления, утверждаются сходами граждан один раз в год, исполнение таких бюджетов также подвластно сходу граждан того или иного поселка. На сегодня из 23 муниципальных образований два являются самодостаточными - они сами себя обеспечивают, один поселок даже делится с окружным бюджетом. Остальные дотирует округ. Считаю, что исполнение бюджетов на уровне поселков наиболее эффективно с точки зрения простого человека.
В этом году мы перешли к новой схеме принятия окружного бюджета - снизу вверх. Сначала были утверждены бюджеты каждого учреждения, программы и проекты. Потом уже сверстали бюджет округа. Правда, в итоге он превысил наши возможности, это и понятно - на местах всегда запрашивают по максимуму. Сейчас мы возвращаем бюджет ко второму чтению - пока в рамках рабочей группы, а не Законодательного Собрания. Хочется сделать многое при том, что расходы останутся на уровне нынешнего года - это примерно 2 миллиарда рублей. Основные затраты связаны с мероприятиями по завозу ГСМ (550 миллионов рублей) и с некоторыми проектами (к примеру, на строительство жилья предусмотрено 125 миллионов рублей). Верстаем, по сути, два бюджета - один, "заумный", представляем, как положено, в Минфин, а для себя готовим рабочий, понятный простым людям бюджет текущих расходов, состоящий из пяти разделов.
ТРУДНАЯ ЛОМКА СТЕРЕОТИПОВ. Что еще нового в Эвенкии? Пожалуй, нам первым на территории России удалось сделать все учреждения образования округа юридическими лицами. У каждого из них теперь свой бюджет, даже у детского сада, где всего семеро ребятишек. Скептики говорили, что такое невозможно - школы и детсады привыкли жить в "колхозе" роно, где все за них решали и где действовал принцип: попросишь - дадут, не попросишь - не дадут. Сегодня подход другой. Директор детсада одновременно является директором юридического лица - бюджетного учреждения.
Всего у нас сейчас 120 учреждений на обслуживании в окружном казначействе. Это позволяет централизованно платить налоги, у нас теперь нет с этим проблем. А ведь когда я пришел в округ, неуплата налогов по разным фондам составляла миллионы рублей. Налоги тогда платили по остаточному принципу. Теперь наоборот: не можешь заплатить 10 рублей налогов - не давай 10 рублей на зарплату. Жестко, но иначе нельзя - в противном случае будет нарастать ком долгов, ситуация станет неуправляемой. Между прочим, новая модель управления бюджетной сферой помогла сократить на четверть число бухгалтеров - бюджетные учреждения сейчас не ведут бухучет, он находится в ведении казначейства.
Добавлю, что применить такую модель можно лишь тогда, когда внедрены информационные технологии, изменилось мышление управленческих кадров. Трудно шла ломка, формирование новых личностей управленцев. Зато с каким подъемом теперь работают сотрудники окружной администрации! Люди во власти по-новому мыслят, они информационно образованы, а это очень много значит. Замечу, что сегодня работа в администрации не престижна - там наивысшая интенсификация труда, там вкалывают так, что будь здоров.
В январе будущего года планируем провести в Туре всероссийскую конференцию, где представим опыт внедрения информационных технологий в систему управления госвласти на примере Эвенкии. Пригласили министров, председателей комитетов Госдумы и Совета Федерации. Пусть оценят то, что мы наработали.
"Поджог или стихия?".
("Красноярский рабочий" 12.11.02)
В Туре (Эвенкия) зарегистрировано несколько возгораний в двухэтажных деревянных домах, без крова остались около 20 человек.
Первый пожар возник ночью 4 ноября сразу в двух домах, один из которых пожарным удалось отстоять, в другом огонь уничтожил 12 квартир. На следующую ночь загорелся еще один дом, но там огонь "схватили" в самом зародыше. 9 ноября в Красноярске состоялось экстренное совещание с участием губернатора края Александра Хлопонина, секретаря совета безопасности края Анатолия Ковригина, представителя СФО в Эвенкии и руководителей силовых структур по анализу ситуации с поджогами в Эвенкии. Сейчас в Эвенкии работает оперативная группа, в состав которой входят представители регионального управления ФСБ, прокуратуры и ГУВД края.
Связавшись по телефону с исполняющим обязанности начальника окружного УВД Александром Гончаровым, узнали, что обстановка в Туре спокойная. По его словам, праздничные дни в Ванаваре и Байките прошли без происшествий. Люди ходят на работу, дети - в детский сад. Жильцы многоквартирных домов самоорганизовались и устроили круглосуточное дежурство. Отрабатываются три версии: неосторожное обращение с огнем, замыкание электропроводки и поджог. Сейчас выяснением всех обстоятельств занимаются специалисты, в том числе оперативно-следственная группа из Красноярска.
"Администрация Эвенкии взяла ситуацию под контроль".
("Известия - Красноярск" 12.11.02)
Вчера в администрации Эвенкийского автономного округа заместитель губернатора Дмитрий Синицин провел экстренное совещание. Он собрал руководителей государственных и муниципальных предприятий Туры. Также были приглашены мэр столицы Эвенкии Петр Суворов и руководители пожарных служб и подразделений ГО и ЧС. Речь шла о координации действий и создании режима безопасности на стратегически важных и пожароопасных объектах: котельных и нефтебазах. Такие организационные меры дают свои плоды. Так, ночь с субботы на воскресенье прошла без пожаров. Как заявил мэр Туры Петр Суворов, сутки прошли спокойно во многом благодаря принятым мерам безопасности: организации народных дружин и патрулей, работе силовых структур в режиме оперативной готовности.
"Обещанного пришлось ждать... 11 лет".
(Галина Михалишина "Красноярский рабочий"" 12.11.02)
В Канске состоялось открытие долгожданного второго корпуса школы № 19. Право перерезать ленту было предоставлено губернатору Александру Хлопонину и главе города Сергею Гурову.
Этого события ждали более 11 лет. Девятнадцатая школа - самая большая в Канске по количеству учащихся, так как расположена в густонаселенном районе города. До сегодняшнего дня более полутора тысяч школьников занималось в здании, рассчитанном всего на 764 человека. Строительство второго корпуса было начато в 1991 году, но в связи с дефицитом краевого бюджета его на долгое время затянули. Каждый год родители очередных первоклашек жили надеждой, что их чада пойдут в первый класс в новую школу, но некоторые этого так и не дождались - успели отпраздновать выпускной бал в старых стенах.
В 1993 году, понимая всю сложность ситуации, администрация города приняла решение разместить начальные классы девятнадцатой школы в здании, бывшего детского сада. Но это лишь частично поправило положение. Открытие второго корпуса стало настоящим праздником для школьников, их родителей и учителей. Уроки должны проводиться в этом здании только со второй четверти, но, несмотря на это, долгое время учителя и их подопечные проводят здесь почти каждый вечер, занимаясь благоустройством. Для них новая школа станет вторым домом. Ключ от нее по традиции вручили ее директору Александру Васильевичу Карапчуку.
"Короля делает свита?".
(Дмитрий Голованов "Известия - Красноярск" 12.11.02)
Не секрет, что у Александра Лебедя отношения с представительной властью края как-то сразу не сложились. Сколько из-за этого было политических проблем, сейчас даже вспомнить трудно. Сразу после своего избрания новый губернатор Красноярского края Александр Хлопонин дал понять, что намерен выстраивать самые тесные связи с депутатами Законодательного собрания. За неполный месяц своей работы губернатор провел несколько встреч и консультаций с представителями депутатского корпуса, выступил с программным заявлением на сессии Законодательного собрания. О том, как новая исполнительная власть края будет строить свои отношения с народными избранниками, корреспондент "Известий" беседует с председателем комитета по взаимодействию с органами представительной власти Совета администрации края Вадимом МЕДВЕДЕВЫМ.
- Вадим Викторович, многие считают нормой, когда существует противостояние власти исполнительной и законодательной, поскольку в споре рождается истина. Не считаете ли вы, что чрезмерное сближение позиций ведет к дискредитации самой идеи демократии?
- Уже давно принцип разделения властей вошел в нашу жизнь, ознаменовав собой начало новой демократической эры в жизни общества. Внешне все правильно: ошиблась исполнительная власть - поправит ее законодательная; разгорелся спор между исполнительной и законодательной властью - погасит его власть судебная. Вот и получается, что власть судебная у нас - последняя инстанция.
- То есть, "лицом" края является губернатор, а фактически судьбоносные решения принимают совсем другие люди?
- Это, конечно, не совсем так, но то, что при принятии решений самостоятельность исполнительной власти сегодня ограничена - факт. Для примера можно посмотреть на порядке назначения представителей от государства в советы директоров предприятий, которое нельзя провести администрации без согласования с Законодательным собранием. Но в случае, если что случится, крайней, скорее всего, окажется власть. Все это происходит само собой, а не потому, что кто-то кому-то козни строит. Просто исполнительная власть основана на принципе единоначалия, поэтому она и гнить, и процветать начинает с головы. Голове все шишки и достаются. Уместно отметить, что все почести тоже достаются голове:
- Так, может, стоит разделить ответственность между всеми, кто принимает то или иное решение?
- Лучше, когда почет и уважение не по словам, а по делам, и шишки тоже по делам. Недавно вступивший в должность губернатора Александр Хлопонин предложил в своей работе руководствоваться принципом социальной ответственности власти перед населением. Общественность одобрила. Депутаты поддержали. Теперь должно быть так: подумал - скажи, сказал - сделай, сделал - отвечай или получай награду.
- Но все же, именно с персоной губернатора общественность ассоциирует и успехи, и неудачи власти.
- Однако голова сама за всем не усмотрит, поскольку глаза у нее всего два, а увидеть нужно многое, вот и видит она мир глазами своих подчиненных. Недаром говорится, что свита делает короля. Если свита живет мыслями о простом народе да заботами о делах государевых, то и король в почете. А если король не в почете, то чем свита занимается? В жизни все сложнее, чем на бумаге. Во-первых, чтобы король узнал правду, ему кто-то должен осмелиться ее сказать, во-вторых, у свиты всегда остается шанс оправдаться перед королем, что они тем самым его интересы от врагов защищали. А враги эти, кругом, только того и ждут, когда король на свою свиту осерчает.
- Выходит, противостояние выгодно функционерам как одной, так и другой ветви власти?
- Я бы выразился иначе - оно оправдывает ошибки, оно маскирует непрофессионализм, оно делает из мухи слона, оно же отвлекает наши силы, умение, ресурсы. Оно - препятствие, которое нам необходимо преодолеть, если мы хотим видеть Красноярский край сильным и благополучным. Радует, что эту точку зрения разделяет сегодня большинство в депутатском корпусе и в администрации края. А что касается простого человека, думаю, нет для него большой разницы между исполнительной и законодательной властью, а есть лишь одна власть - краевая. Наверно, это правильно, ведь все ветви растут на одном дереве и, как метко подметил Всеволод Севастьянов, у всех ветвей один корень, который питает и дает им силы - наш народ.
"Такой разговор - впервые".
(Ирина Кронова "Вечерний Красноярск" 12.11.02)
Очередное обсуждение стало уже пятым по счету, которое новый губернатор Александр Хлопонин и его заместители проводят в течение месяца во всех группах районов края. Планировалось, что губернатор лично будет участвовать в работе совещания. Однако он не смог приехать в Большую Мурту - вместо него знакомился с главами районов и обсуждал бюджет-2003 и.о. первого заместителя губернатора Василий Кузубов. Как оказалось, присутствие или отсутствие на совещании Александра Хлопонина для глав не являлось принципиальным - с губернатором они уже знакомы. Важнее было другое - то, что краевая исполнительная власть впервые решила выслушать предложения глав районов по главному финансовому документу края: "За три года такой разговор состоялся в первый раз, - сказал Сергей Хруль, глава Березовского района, председатель ассоциации глав центральной группы районов. - Я считаю, что подобные встречи говорят прежде всего о высочайшем уровне взаимопонимания между краевой администрацией и главами территорий".
Разговор касался прежде всего сложностей, без которых, увы, не обойдется бюджет будущего года: "Подходы к бюджету-2003 очень жесткие, - сказал Василий: Кузубов. - Администрация старается сделать бюджет реальным, искусственно не завышая доходы и расходы. В то же время мы понимаем, что нельзя обрушить жизненный уровень и уже достигнутую обеспеченность населения Красноярского края. Поэтому все те статьи, которые являются важными для жизнедеятельности, сохранены. Прежде всего это заработная плата, обеспечение теплом и электрической энергией, народное образование, здравоохранение - все текущие затраты мы стараемся сохранить на том уровне, который был достигнут в предыдущие годы".
Обсуждение проекта бюджета в Большой Мурте получилось более жестким, чем предыдущие. "У нас своеобразные районы, - сказал Сергей Хруль, - со своей спецификой. Прежде всего это касается взаимоотношений с городом Красноярском. Географическая близость с краевым центром ставит наши районы в определенные условия и рамки. Например, вся теплоэнергия для Березовского района поступает с Красноярской ТЭЦ-2. Тем не менее район, как и остальные из центральной группы, считается сельскохозяйственным и не входит в зону Красноярска. И "правила игры" с энергетиками у нас уже совсем иные..."
В качестве основных проблем центральных районов главы выделили две: выплата заработных плат и отношения с энергетиками. "Главам хотелось бы быть подстрахованными со стороны краевой исполнительной власти в этих вопросах, - заявил Сергей Хруль. - Местные бюджеты могут не вытянуть эти проблемы. На совещании мы пытались определить, чем в решении этих вопросов поможет краевая власть, а где мы сможем обойтись своими силами".
Разговор с главами доказал, что краевая власть понимает проблемы, с которыми приходится сталкиваться районным администрациям: "Совершенно очевидно, что проблемы энергетики, коммунального хозяйства выходят сегодня на первый план и требуют неотложного решения, - сказал Василий Кузубов. - Не случайно губернатор поставил во главу угла выстраивание отношений с энергетиками и угольными компаниями. Поэтому сейчас нам с главами нужно выработать взаимный подход, согласие по выдерживанию той бюджетной обеспеченности, которая в этих районах уже достигнута. Тем не менее сейчас уже можно говорить о целом комплексе основных моментов, характерных для всех территорий Красноярского края. По итогам прошедших встреч будет составляться системный анализ - в каких направлениях двигаться по оптимизации бюджетного процесса, его затрат. Впереди - две основные встречи с главами Красноярска и Норильска. Кроме того, что эти города являются основными бюджетополучателями, они еще и бюджетообразующие территории. От разговора с главами городов, собственно, и будет зависеть проект бюджета на 2003 год, который краевая администрация намерена вынести на сессию Законодательного собрания в середине ноября".