Обзор СМИ Тульской области с 26 по 30 июня

Власть и политика

"Сохранение тайны" - так озаглавлена статья Олеси Степановой в "Новотульском металлурге" (№106 от 26.06.06). Речь идет об итогах очередного заседания Тульской областной Думы. "Денег много не бывает, - констатирует журналистка, - но на этот раз не все станут получать больше денег, зато все получат возможность за государственный счет открывать свои приемные в округах. Напомню, что трогательная забота о самих себе началась с принятия закона, в котором законодатели расписали, сколько станут получать народные избранники и что придется на долю региональных чиновников. Облдепы старательно замалчивали суммы заложенных в областное законодательство доходов, отмечая лишь факт, что за единицу отсчета берут зарплату федерального министра. Зарплата, надо сказать, ничего впечатляющего не представляет. На тот момент зарплата депутатов была лишь на пять-семь тысяч меньше зарплаты федерального министра (от 17 до 19 тысяч рублей). Впечатляли министерские надбавки и премии, увеличивающие жалованье без малого в десять раз. Депутаты выстроили систему оплаты для себя именно по этой схеме. Несложные расчеты приводят к заключению: сегодня заработок спикера областной Думы Олега Татаринова тянет на 86 тысяч рублей, его первого зама Владимира Тимакова - на 74 тысячи, заместителей председателя Думы - на 68 тысяч рублей и так далее по служебной лестнице. Облдепам очень нравились эти суммы, но им не нравилось, что журналисты умеют считать, и как бы законодатели ни секретничали за закрытыми от прессы дверями, а цифры оказались обнародованными. Народу не понравилась забота его избранников о своих кошельках, и депутаты стали еще осторожнее. Если раньше депутату выплачивалась на обеспечение его деятельности сумма в 130 минимальных размеров оплаты труда, то теперь она увеличилась и составила 150 минималок. Получив право на бесплатные приемные, депутаты подарили чиновникам и своим боссам дополнительный доход, рассмотрев и сразу же приняв в двух чтениях проект закона о внесении изменений в статью об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Тульской области. Новая статья в законе должна обеспечить некоторых депутатов и чиновников области дополнительными денежными выплатами: "Лицам, замещающим государственные должности области, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка к базовому денежному вознаграждению в следующих размерах: за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - 25%; степень секретности "совершенно секретно" - 20%; степень секретности "секретно" - 10%". Есть куда расти, есть куда стремиться. Больше секретов - больше денег. Хороший стимул разыскивать то, что хорошо спрятано. Сродни поиску клада. Как только закон будет принят в третьем чтении, "клад" найдут два представителя Думы и тринадцать чиновников областной администрации. Среди них - думский спикер Олег Татаринов и один из его замов, заместители губернатора. На думцев будет израсходовано за год 79 тысяч рублей, на чиновников - 506,6 тыс. рублей. В этой связи возникает вопрос: и какими такими тайными знаниями обладает спикер Думы, его зам или, скажем, заместитель губернатора по ЖКХ? Думается, что если высокопоставленные чиновники и депутаты не в состоянии сохранять государственные секреты по должности и в силу личной порядочности, то их не надо посвящать в высокие тайны и покупать их молчание ценой народных денег. В связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос: не накладно ли бюджету Тульской области содержать армию депутатов областной Думы, работающих не на постоянной основе и далеко не всегда даже участвующих в думских заседаниях, в то время как в более благополучных регионах таких "освобожденных" депутатов насчитывается 5-6 человек?" - задается риторическим вопросом автор статьи.

Издание развивает тему работу регионального заксобрания в №109 от 29.06.06. На "трудные" вопросы "Новотульского металлурга" ответил председатель Тульской областной Думы Олег Татаринов. Интервью было подано под заголовком "Высокий профессионализм и эффективность". Глава законодательной власти области объяснил позицию депутатского корпуса относительно официальной газеты "Тульские известия", в которой официально публикуются региональные законы. Относительно судьбы независимой

телекомпании "Плюс 12" он считает, "что говорить о закате "Плюс 12" преждевременно. Да, у этой компании есть трудности, но она продолжает выходить в эфир. Мне нравятся передачи этой телекомпании, я смотрю их с давних пор. В январе этого года депутаты областной Думы обсуждали ситуацию, возникшую в связи с отключением "Плюс 12" из кабельной сети "Альтаир". На заседании Думы выступал руководитель телекомпании. Многие депутаты выражали солидарность с "Плюс 12". Однако повлиять на эту ситуацию областная Дума не может. Конфликт между "Плюс 12" и "Альтаиром" должен быть разрешен в установленном законом порядке". Относительно перспектив решения полномочий члена Совета Федерации Виктора Соколовского, Олег Татаринов ответил так: "Давайте не будем гадать на кофейной гуще. Судебный процесс, инициированный Николаем Матвеевым, идет уже более года. Недавно депутат областной Думы Владислав Бабин направил еще один судебный иск. Сколько будут продолжаться эти процессы и чем они завершатся, не может сказать никто. Нужно дождаться решения суда, пока же говорить о возможных действиях Думы слишком рано". Председатель облдумы, отвечая на вопрос издания по поводу последних коррупционных скандалов в Совете Федерации, заявил, что с ними не был знаком, но доверяет председателю палаты Сергею Миронову, который инициировал эти отставки. Если он сделал столь радикальный шаг - значит, для этого были достаточно серьезные основания. На вопрос "В большинстве регионов России на освобожденной основе трудятся всего по 4-6 депутатов, а у нас больше 30-ти и все получают при этом зарплату по 100 тысяч рублей. На Ваш взгляд, не слишком ли это большая плата за демократию?" Татаринов сказал, что не считает большое количество депутатов, работающих на постоянной основе, - это плохо. Напротив, это позволяет Думе более продуктивно работать, принимать более качественные законы. Нынешнему составу Думы довелось решать сложные законотворческие задачи. За время, прошедшее с первого заседания, принято около 240 законов. Замечу, что наши предшественники - депутаты 3-го созыва - за этот же срок приняли вдвое меньше законов". Председатель Думы также ответил на ряд "личных" вопросов редакции. Относительно перспектив продолжения решения демографической проблемы уже при наличии двух детей, он ответил: "Мы с женой еще люди молодые, так что, возможно, и продолжим".

Экономика

"Укусили" рейтингом" - так озаглавлен материал Алексея Иванова в тульской вкладке еженедельника "Аргументы i время" (№8 от 29.06.06). Он пишет: "Ведущее российское рейтинговое агентство "АК&М" обнародовало список интегрированного уровня относительной кредитоспособности российских регионов. Тульская область, занимавшая там по итогам 2004 года 47-е место, опустилась на 51-ю позицию. Обобщенный рейтинг был рассчитан в результате анализа итогов 2005 года по десяти важнейшим финансово-экономическим и социальным данным среди российских регионов. Возглавляют список пять самых надежных и инвестиционно привлекательных субъектов Федерации - Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург. Из соседей, которые опередили туляков, отметим Калугу (25-е место), Рязань (38-е), Курск (40-е) и Орел (50-е). Позади Тулы оказались Тамбов (57-е) и Брянск (63-е место). По объемам собственных налоговых доходов, остающихся в распоряжении региона, Тульская область занимает 38-е место. Они составили в 2005 году 10 миллиардов рублей. Из соседних регионов налоговые доходы выше только у Белгородской области (15,8 млрд. рублей). Существенно меньше у Рязанской области (7,8 млрд.), Калужской (7,5 млрд.) и Орловской областей(4,9 млрд.). По степени независимости субъектов от дотаций из федерального бюджета (она определяется долей собственных доходов в расходах региональной казны) наша область занимает 34-е место (70,84%). Правда, нас опережают Белгород и Рязань. Калуга и Орел оказались позади. А вот с денежными доходами на душу населения картина в Тульской области похуже. По итогам 2005 года на одного жителя региона пришлось по 4,83 тыс. рублей в месяц (в среднем по стране - 6,39 тыс.). Это 56-е место. Мы уступаем Белгороду и Калуге, но опережаем Орел. По доле прибыльных предприятий в экономике Тульская область в середине списка (40-е место). У нас таковых субъектов 63,8%. По уровню инвестиций, рассчитанных на душу населения (всего лишь 9,9 тыс. рублей в год), мы занимаем скромное 65-е место. Из соседей позади только Брянск, все остальные - далеко впереди. Так что разговоры наших чиновников про крупные инвестиции, которые область привлекает, - всего лишь их планы и мечты. Однако самый низкий показатель у нашего региона - в сфере налогов. Здесь Тульская область находится на 75-м месте из 79. Общий уровень долгов по налоговым платежам в области составляет 48,8% от их суммарного объема. Бюджетная сфера здесь не причем - наши школы-больницы-библиотеки платят все сполна. Главная вина лежит на самостоятельных субъектах экономики, т.е. на предприятиях, которые и текущие платежи задерживают, и долги имеют немалые. Говоря о других бюджетных показателях, следует отметить, что и здесь дела у нас обстоят не лучшим образом. Так, по отношению дефицита бюджета к его доходам Тула стоит на 59-м месте. Данный показатель у нас - минус 3,26% (средний по России - минус 0,71%). А это означает, что мы относимся к перечню регионов с повышенным кредитным риском. Те же банкиры, знакомясь с этим списком, предпочтут Орел, Белгород или Калугу. Тамошние предприятия в денежном вопросе надежнее, чем наши. И наконец, упомянем о таком важном показателе, как долговая нагрузка на региональный бюджет. Она характеризуется как отношение государственного долга области к доходам ее бюджета без учета федеральных "вливаний". Здесь туляки расположились почти в золотой середине. У нас это отношение равно 21,31%, что ниже среднероссийского показателя (25,07%) и позволяет краю металлургов, химиков и оружейников занимать 44-е место... Общий вывод таков. По уровню социально-экономического развития Тульская область занимает средние позиции. Похоже, что не случайно нас обходят крупные потенциальные инвесторы".

Общество

"Визуальные мечты о ручной выемке" - под таким заголовком "Тульский молодой коммунар" (№82 от 30.06.06) публикует статью Олега Хафизова: "У многих наших читателей, наверное, возникает вопрос: что такое Общественная палата Тульской области? Если она приносит нам пользу, то какую? А если не нам, то кому? На днях редакция получила визуальное свидетельство о деятельности этого органа. Именно так - визуально - потрудились члены Общественной палаты на берегах Яснополянских прудов. Хочется цитировать и цитировать этот волнующий документ. Итак, разведгруппа состояла из сотрудников Комитета по развитию гражданского общества и местного самоуправления, Комитета по экологической безопасности Комитета общественной безопасности Общественной палаты Тульской области. Агенты безопасности всех этих комитетов безопасности провели "визуальное обследование прудов, расположенных в непосредственной близости от Яснополянской больницы". Что же увидели эти мужественные люди? Обнаруженные кошмары превосходят самую мрачную фантазию. Они увидели мусор! Вот как повествует об этом тягостном зрелище по-военному суровый язык отчета. "Поверхность прудов и прибрежная территория загрязнена бытовым мусором, сухостоем, предметами медицинского назначения, битым стеклом. Общее количество приповерхностного и берегового мусора оценивается в 30-40 м3, донного ила не менее 1000 м3". Культурный шок от увиденного не помешал общественникам сохранить трезвость мысли и принять ментальные решения этой визуальной проблемы. Они изложены в виде тезисов, точных и хлестких, как пистолетные выстрелы. Вот они, решения: "1. Обследование прудов специалистами на предмет наличия в донных отложениях взрывоопасных предметов. 2. Сбор и вывоз поверхностного мусора... 5. Проведение анализов донных илов с целью определения путей их дальнейшего использования. 6. Выемка вручную (для сохранения) донных илов с последующим их использованием для сельскохозяйственных целей или (в случае наличия тяжелых металлов) для пылеподавления угольных терриконов Щекинского района...".

Очевидно, только опасность нахождения на дне пруда взрывчатки помешала разведчикам броситься в дело и начать выемку ила вручную. Но и сам их душевный порыв полностью искупает все издержки этого тяжелого похода по жаре в непосредственной близости от свалки. К слову сказать, автор этих строк буквально на следующий день после описанных событий также предпринял обследование местности в непосредственной близости от Ясной Поляны, на берегах реки Воронки. Правда, цель его поиска была более прозаичной. Он хотел искупаться. Результат обследования совпадает с отчетом агентов Общественной безопасности. Все берега этого некогда прекрасного водоема завалены приповерхностным мусором в количестве примерно 1000 килотонн. Вывод автора, правда, несколько отличается от решений компетентной комиссии. Он звучит следующим образом: кому нужны все эти комитеты, палаты и комиссии, если они не могут организовать уборку пляжа, а занимаются лишь визуальным фиксированием бардака, который и без того каждый зрячий туляк наблюдает ежедневно?..".

Под заголовком "Битва за жилье" Иван Васильев в близком к региональному отделению партии "Родина" еженедельнике "Засечный рубеж" (№26 от 29.06.06) пишет о конфликте жильцов дома №22 по улице Первомайской. Определившись с формой управления домом в виде общего собрания, они выступили категорически против проведения реконструкционных работ на первом этаже дома в связи с переводом части дома из жилого фонда в нежилой под магазин. По мнению жильцов, дом старый и масштабные ремонтные работы могут привести к его разрушению. Органы МСУ были проинформированы об этом в установленном порядке. Тем не менее, 11 апреля 2006 года на свет появилось постановление главы горадминистрации Альберта Уколова, разрешающее проведение реконструкции здания. 21 июня, когда в сопровождении охранников появились рабочие фирмы "Вторая волна" для проведения работ по реконструкции помещения, небольшая группа жильцов попыталась воспрепятствовать им, встав возле стены дома. Вмешались охранники, произошла стычка. Одного из жильцов избили, в результате чего он оказался в нейрохирургическом отделении городской Ваныкинской больницы, где объявил о начале голодовки протеста. Остальные жильцы вызвали представителей СМИ, областных и городских депутатов. Прибыли думцы - члены партии "Родина" Галина Фомина, Ирина Романова и Герман Чуршуков. По версии газеты, весьма странно повели себя представители районных властей: замглавы, прибывший к месту конфликта, заявил, что уведомление жильцов дома о категорическом несогласии о перепрофилировании части дома под магазин, потерялось, не дойдя до администрации. Работы продолжились до 22 июня, и только личное вмешательство главы города Владимира Могильникова позволило остановить их. Автор статьи из случившегося делает несколько выводов. Во-первых, он призывает собственников жилья объединяться и решать вопросы на общих собраниях на основе самоуправления. Во-вторых, по мнению журналиста, от властей ждать помощи не приходится, скорее всего они будут на стороне коммерческих структур. В-третьих, этот пример показывает, что в борьбе за свои жилищные права можно и нужно биться, тем более, когда закон на стороне жильцов. По мнению автора, власти не хотят видеть граждан в роли равноправных участников рынка, когда те захотели воспользоваться своими правами собственников.

Деятельность силовых структур, происшествия, криминал

Среди прочих материалов по данной тематике на минувшей неделе выделяется интервью "Тульскому молодому коммунару" (№80 от 27.06.06) начальника отдела по расследованию особо важных дел областной прокуратуры, старшего советника юстиции Валерия Игнашина, опубликованное под заголовком "Провокации - не наш профиль". Комментируя итоги судебного процесса над бывшими руководителями Ясногорского района, он заявил, что "готов поверить во что угодно, если слова подкрепляются доказательствами. Покажите мне хотя бы одного чиновника, который за годы службы внес в бюджет какие-то деньги, полученные им в качестве вознаграждения. Заявления адвокатов по делу Быстрова-Романова мало, чем отличаются от, к примеру, позиции защитников депутата Тульской городской Думы Горбунова. Они тоже стоят на том, что 80 тысяч долларов, полученные депутатом от предпринимателя за помощь в приобретении имущества МУП "Циркон", он собирался внести во внебюджетный фонд Думы. Если все так радеют о бюджете, что мешает иметь дело с безналичным расчетом? Зачем, если ты честен и чист, вообще прикасаться к чужим наличным деньгам?". Игнашин считает, что "областную прокуратуру трудно упрекнуть в том, что мы занимаемся расследованием дел коррупционной направленности в угоду веяниям времени и заявлениям политиков. Такие дела были в нашем производстве всегда: и в 80-е, и в 90-е годы. И сегодня их не больше и не меньше. Глава района - не самая высокая должность наших подследственных. Вспомните хотя бы дела заместителя губернатора Шаповалова или начальника УМНС РФ по Тульской области Реша. Но, к сожалению, в работе правоохранительных органов области есть случаи злоупотреблений, когда к ответственности привлекаются невиновные, или когда у людей требуют деньги, чтобы освободить их от наказания за то, что они не совершали. К сожалению, еще существует порочная практика, когда человека сначала арестуют, а потом собирают доказательства его вины. Могу заверить: ни одно уголовное дело из числа тех, что расследуют следователи по особо важных делам областной прокуратуры, не возбуждено без веских на то оснований. Провокации - не наш профиль". Относительно перспектив создания единого следственного комитета, о чем заявил новый генпрокурор Юрий Чайка, Валерий Игнашин заявил, что "говорил об этом еще шесть-семь лет назад со страниц, в том числе, и вашей газеты. Предварительное следствие нужно выводить из подразделений МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля и других служб, которые занимаются оперативной работой. Но прокурору необходимо оставить право возбуждать уголовные дела и право поручать их расследование следователям прокуратуры, но - только по узкой категории преступлений. Это дела, получившие большой общественный резонанс, дела, где в качестве подозреваемых проходят так называемые особые субъекты: депутаты, адвокаты, судьи, следователи, а также дела по коррупционным преступлениям. От этого качество следствия только выиграет...".