ПОЛИТИКА
"Вчерашнее утро для чиновников самарской мэрии вновь началось с визита следователей облпрокуратуры (две недели назад в мэрии уже проводились обыски), - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (28.06.2006). - Группа отдела по расследованию особо важных дел облпрокуратуры совместно с бойцами спецподразделений ГУВД вошла в здание администрации, блокировав находившуюся на вахте охрану. Следователи поднялись в кабинет заместителя главы администрации города Сергея Мирошниченко и приступили к обыску и выемке документов. Господина Мирошниченко в это время на рабочем месте не было. Как рассказали "Коммерсанту" в облпрокуратуре, следственные действия в отношении Сергея Мирошниченко проводятся в рамках расследования "земельного дела", основным фигурантом которого уже завтра может стать Георгий Лиманский (мэр Самары - прим. ред.). В прокуратуре отказались сообщить, в чем именно состоят претензии следствия к господину Мирошниченко, однако заявили, что прокурорских работников в первую очередь интересуют документы о выделении земельных участков под застройку, выданные задним числом. Напомним, что в ходе проверки прокуратура обнаружила в городе около 40 участков, постановления по которым имеют признаки подлога. Мэрия предоставляла земельные участки без проведения торгов, датируя постановления сентябрем 2005 года, то есть временем, когда еще не вступила в силу статья 30 Земельного кодекса, предусматривающая выделение земельных участков под строительство исключительно по результатам аукционов (закон вступил в силу 1 октября 2005 года). Завтра облсуд в закрытом для СМИ режиме рассмотрит представление облпрокуратуры о снятии с мэра Самары Георгия Лиманского депутатской неприкосновенности (он депутат губернской думы), что позволит следствию привлечь его к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий") и ст. 292 УК РФ ("Служебный подлог"). Как стало известно "Коммерсанту", господин Лиманский заключил договор об оказании юридических услуг с влиятельным петербургским адвокатским бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Одним из его основателей является профессор кафедры гражданского права юрфака Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Егоров - однокурсник и давний приятель президента Путина. Широкую известность бюро получило после того, как ему было поручено защищать двух сотрудников российских спецслужб, арестованных в Катаре по обвинению в убийстве экс-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. В бюро пояснили, что сотрудничество с господином Лиманским ограничилось участием в судебных процессах, связанных с принятием устава Самары, а в этом уголовном деле адвокаты бюро его интересы не представляют. Но по сведениям "Коммерсанта", они все же будут консультировать самарского мэра. Защитники господина Лиманского считают, что его преследование организовали крупные самарские бизнес-структуры, которые хотели бы видеть в кресле мэра своего человека. Вчера в горадминистрации факт обыска подтвердили, однако отказались сообщить, где сейчас находится господин Мирошниченко и что входит в его должностные обязанности. По данным "Коммерсанта", Сергей Мирошниченко, бывший телохранитель Георгия Лиманского и глава Промышленного района Самары, заняв в 2004 году должность заместителя главы администрации, стал курировать вопросы строительства, в том числе связанные с реализацией городской градостроительной политики. Появление на ключевой должности человека, пользующегося особым расположением мэра, аналитики объясняли желанием господина Лиманского усилить свое влияние на городском рынке недвижимости и строительства. В прокуратуре не исключают того, что в процессе расследования "земельного дела" будет дан ход и другим коррупционным материалам и что после изменения процессуального статуса мэра Георгия Лиманского несколько его подчиненных могут быть привлечены к уголовной ответственности. "Когда речь идет об изготовлении нормативного документа, заведомо противоречащего законодательству, такая вероятность весьма велика",- пояснили "Коммерсанту" в облпрокуратуре. "У меня создается впечатление, что проблемы, которые сейчас возникли у мэра, искусно вписываются в общегосударственную тенденцию наведения порядка в сфере землеотвода. Поэтому здесь сложно отделить политику от правоохранительной деятельности",- полагает депутат думы Самары Михаил Матвеев. "Хотелось бы попросить, чтобы было поменьше этих масок-шоу и театрализованных представлений. Мы ничего не скрываем и готовы предоставить, и предоставляем, прокуратуре всю необходимую ей документацию" - так прокомментировал вчерашние события первый замглавы администрации Валерий Троян", - пишет газета "Коммерсантъ".
"Сегодня, 28 июня, состоится одно из последних перед летними каникулами заседаний самарской губернской думы, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (28.06.2006). - На нем повторно будет рассмотрен вопрос о назначении членом Совета федерации РФ от областного парламента министра транспорта, связи и автомобильных дорог правительства области Алексея Ушамирского. В первый раз вопрос рассматривался в конце декабря прошлого года, после того, как ранее занимавший этот пост Леон Ковальский подал на имя председателя думы Виктора Сазонова заявление об отставке. Считается, что инициатором этой отставки был губернатор области Константин Титов, лоббировавший назначение сенатором гендиректора ликеро-водочного комбината "Родник" Александра Милеева. Однако депутаты утвердили на вакантную должность креатуру "Единой России" - "медведя" господина Ушамирского. Между тем Совет федерации (СФ) до сегодняшнего дня пока не рассматривал вопрос об утверждении господина Ушамирского в должности сенатора. По данным "Коммерсанта", на днях в областной парламент из СФ поступило письмо, в котором объяснялось, почему до сих пор не утвержден самарский сенатор. Выяснилось, что при его утверждении в губдуме был нарушен закон. Депутаты решили кадровый вопрос преждевременно: дело в том, что Леон Ковальский уведомил спикера Верхней палаты российского парламента Сергея Миронова о сложении полномочий только в январе, то есть спустя месяц после того, как уведомил о своем решении председателя губдумы (26 января о его отставке было объявлено на заседании СФ). В письме, поступившем в думу, депутатам предлагается провести процедуру утверждения сенатора повторно. Необходимо отметить, что до сих пор Алексей Ушамирский не проявлял особого беспокойства из-за того, что СФ не утверждает его сенаторские полномочия. Недавно министр сказал, что уверен: "Вопрос скоро будет решен". По оценке депутатов думы, неожиданностей при сегодняшнем переголосовании по кандидатуре сенатора быть не должно. "Я вообще не понимаю, зачем голосовать дважды? По-моему, это незаконно", - заявил депутат Виталий Гройсман. Он не исключает, что на заседании думы неожиданно может появиться новая кандидатура на должность сенатора: "С момента утверждения нами Ушамирского прошло почти полгода, за это время могли появиться какие-то течения, но лично я своей позиции не изменил, и буду голосовать за Ушамирского". При этом господин Гройсман заметил, что лично ему "никто не звонил и не предлагал голосовать за кого-то другого". В реготделении "Единой России" не сомневаются в том, что дума вновь наделит министра транспорта полномочиями сенатора: "У него есть поддержка нашей партии, а это весомый аргумент", - пишет "Коммерсантъ". (Заседание губдумы уже состоялось, и Ушамирский был повторно избран сенатором. Из 19 депутатов, присутствовавших на заседании 18 проголосовали "за", 1 - "против" - прим. ред.)
ЭКОНОМИКА
"ОАО "АВТОВАЗ" намерено создать управляющую компанию (УК), которая расположится в Москве, - пишет "Самарское обозрение" (27.06.2006). - Об этом сообщил генеральный директор завода Игорь Есиповский. УК должна оптимизировать управление предприятием и повысить его привлекательность для инвесторов. "Не раз говорилось, что у нас есть проблема с перекрестным владением акций, что это нам мешает работать на рынке и привлекать инвестиции. Нам необходимо все упорядочить, сделать структуру более понятной и прозрачной. Поэтому, наверное, должна появиться управляющая компания", - объяснил причины необходимости создания УК Игорь Есиповский. "Учитывая, что будут вынесенные площадки, торговый дом будет находится в Москве, а многие предприятия-поставщики имеют в Москве свои представительства, необходимо просто перенести площадку для переговоров поближе к тем, кто участвует в этом процессе", - отметил Есиповский. В функции УК войдут решение вопросов по капитализации и координации работы всех структур, которые будут заниматься снабжением, производством и сбытом автомобилей. Таким образом, фактически речь идет о том, что в Тольятти останется только сборочный завод по выпуску автомобилей Lada. Создание УК тольяттинского автозавода может еще в большей степени снизить потоки налоговых отчислений от АвтоВАЗа в городской и областной бюджеты. Как прокомментировал "Самарскому обозрению" источник в одной из инвестиционных компаний, "для того, чтобы управлять на расстоянии, нужно создать прозрачную систему управления в Тольятти. Московский топ-менеджмент далек от решения этой задачи, так как еще не совсем представляет себе, как именно вообще работает завод. Так что создание управляющей компании, реально влияющей на процессы управления предприятия, - дело далеко не самого ближайшего будущего". По словам одного из менеджеров автозавода, "маловероятно, что служба закупки может быть перенесена в Москву. Это с торговлей автомобилями все просто. Сделал торговый дом, и гони через него машины. А где они найдут такое количество специалистов, умеющих работать с поставщиками, неизвестно", - пишет "Самарское обозрение".
"Крупнейшее в России предприятие по перевозке наливных грузов весной этого года впервые за 127 лет после его основания известными шведскими предпринимателями братьями Нобель не начало навигацию. Флот и банковские счета "Волготанкера" арестованы, и более 300 судов с прошлого года стоят в затонах на приколе. Как вчера сообщил журналистам председатель профкома "Волготанкера" Владимир Логинов, в пароходстве началось массовое сокращение и через 3 месяца будет уволена большая часть работающих, - пишет "Независимая газета" (28.06.2006). - Правда, те, кто покидает суда, без работы не останутся: их уже ждут другие пароходства России - от Балтики до Сибири. А вот на своих танкерах и нефтерудовозах экипажи "Волготанкера" в этом году выйти в рейсы не смогут. Для этого у "Волготанкера" не осталось оборотных средств. Как сообщили в пароходстве, помимо заработной платы экипажам требуются еще деньги для оплаты других расходов - канальных, портовых, якорных сборов, на оплату дизельного топлива и т.д. Тем временем водные пути, в том числе по "главной улице России", осваивают другие перевозчики - из Италии и Турции. Депутат Самарской губернской Думы, председатель регионального отделения Партии жизни Виктор Тархов сказал: "Просто убивает зрелище 80 танкеров, стоящих на приколе в Сухой Самарке напротив Коровьего острова. Огромный коллектив: капитаны, штурманы, боцманы, матросы - и все вдруг оказались не у дел. Мы будем обращаться к Общественной палате, чтобы она прислала в Самару своих людей. Давайте мы всем обществом посмотрим, что же здесь у нас происходит". Еще 5 лет назад по решению Арбитражного суда Самарской области началось возвращение перечисленного в бюджет налога на добавленную стоимость за работу пароходства на экспорт. Потом решение суда было оспорено Федеральной налоговой службой и признано неправильным. Все налоговые выплаты следовало возвратить в казну. Против менеджеров компании возбудили уголовные дела. Размер налоговых претензий составил 3,5 млрд. рублей. Это больше, чем стоит весь флот пароходства. В прошлом году в принятой по результатам самарской встречи волжских речников резолюции констатировалось: "Гибель "Волготанкера", которая станет неизбежной в случае выплат по предъявленным пароходству налоговым претензиям, нанесет непоправимый удар имиджу России, подорвав позиции страны в сфере экспорта нефтеналивных грузов. Кроме того, уничтожение пароходства, обеспечивающего сегодня более 10 тысяч рабочих мест, будет означать крупное социальное потрясение". Участники встречи направили президенту РФ Владимиру Путину открытое письмо руководства ОАО "Волготанкер", Средневолжского баскомфлота и Совета ветеранов пароходства, под которым стоит почти 400 подписей членов трудового коллектива и ветеранов флота. В письме говорится: "Если мы не заслуживаем поддержки - значит, все, что происходит с "Волготанкером", делается в интересах государства... Но мы не верим в такую несправедливость. Невозможно представить себе гибель пароходства "Волготанкер" в интересах государства", - пишет "Независимая газета".
"Конкурс по определению подрядчика строительства станции метро "Российская" 26 июня был признан несостоявшимся, поскольку заявку на участие подала только компания "Волгатрансстрой-Метро". С ней и заключен контракт на этот год, сообщили в управлении по организации торгов в Самарской области. По официальной информации управления, "Волгатрансстрой-Метро" предложила провести работы за 275 млн. руб., - пишет газета "Ведомости-Самара". - Однако в совокупности в федеральном, областном и городском бюджетах в этом году на строительство метрополитена предусмотрено только 270,5 млн. руб., сообщила Елена Первакова, специалист отдела финансов министерства строительства Самарской области. В федеральном бюджете на строительство "Российской" в этом году заложено 145,5 млн. руб., в областном - 100 млн. руб. и в городском - 25 млн. руб. Подрядчик получит эти средства после подписания контракта и оформления документов. При успешном финансировании компания сможет освоить выделенные средства к весне 2007 г., утверждает директор "Волгатрансстрой-Метро" Сергей Натальчук. Однако этих денег недостаточно, считает он: для полного завершения строительства "Российской" необходимо около 500-550 млн. руб. Начальник дирекции строящегося метрополитена Александр Рассказов заявил, что для проведения необходимых работ по завершению строительства "Российской" в этом году необходимо 550 млн. руб., а на проектирование станции "Алабинская" - еще не менее 30 млн. руб. По его словам, на строительство метро со следующего года необходимо выделять не менее 1 млрд. руб., а через 2-3 года увеличить эту сумму до 2 млрд. руб. в год. На эти деньги можно будет вести как полноценное строительство, так и проектные работы по следующим станциям, считает он. Сегодня Самарский метрополитен остается убыточным предприятием. По словам Рассказова, метро в мегаполисе будет приносить прибыль, когда его протяженность составит минимум 25-30 км. Эксплуатационная длина единственной ветки самарского метро - не больше 10 км. Сейчас метро перевозит ежедневно 4-5% от общего числа пассажиров в Самаре (примерно 70 000 человек), сообщил первый заместитель главы администрации Самары Валерий Троян. По его словам, для выхода метро на рентабельность необходимо перевозить 250 000 человек в день. Он уверен, что ввод "Российской" позволит увеличить пассажиропоток на 70-80%, поскольку станция ведет к одной из главных дорожных развязок города (ул. Ново-Садовая, пр-т Ленина), и сократить городские дотации на перевозки в метро. Сегодня при цене одной поездки в 9 руб. ее себестоимость равна 17-19 руб., утверждает Троян. Эксперты расходятся во мнениях относительно того, позволит ли ввод "Российской" разгрузить наземные магистрали города. Ирина Анатольева из "Самарского извоза" считает, что с открытием станции основной пассажиропоток пойдет по метро и в результате уменьшится количество маршруток на улицах города. Заместитель директора группы "Март" Дмитрий Шишов не так оптимистичен. По его мнению, метро вряд ли решит проблему с транспортной загруженностью дорожных магистралей. Причем, по его мнению, возле самой станции будут пробки, поскольку придется создать новые маршруты автобусов до "Российской", - пишет газета "Ведомости-Самара".
ОБЩЕСТВО
"Промышленный районный суд Самары вынес решение о возмещении материального ущерба по иску Надежды и Александра Чегодаевых. За гибель их сына Алексея в Чечне супруги получат от Минобороны РФ 150 000 рублей. Это первый подобный случай в Самаре, - пишет газета "Время" (26.06.2006). - "Алексей Чегодаев был призван на срочную службу в 1994 году. В январе 1995 года во время штурма Грозного его полк оказался в окружении. Чегодаев погиб. Родителям же пришло извещение, что их сын пропал без вести. Практически с этого момента Надежда Чегодаева не покидала территорию военных действий, где вместе с комитетом солдатских матерей пыталась выяснить судьбу сына. На все официальные запросы в военный комиссариат и Министерство обороны Надежда Чегодаева получала ответы, что ее сын пропал без вести. Именно за этим солдатом отправились в Чечню Светлана Кузьмина и Виктор Петров, которые впоследствии попали в плен и пробыли там два года. Как выяснилось, все это время тело Алексея Чегодаева находилось в Ростовской лаборатории. Установить, что останки изуродованного тела принадлежат Алексею, удалось совсем недавно с помощью экспертизы ДНК. Только после этого родители смогли похоронить сына. Потом они направили иск в Промышленный районный суд. В своих исковых требованиях Надежда Чегодаева просила взыскать с Министерства обороны РФ, военного комиссариата области и военкомата Промышленного района 3 млн. рублей, ее муж - 2 млн. Надежда Чегодаева в своем иске ссылалась на то, что за время поисков ее здоровье было серьезно подорвано. Кроме того, поиск пропавшего солдата входит в компетенцию Министерства обороны, а не его родителей. Когда у Надежды умерла мать, она даже не успела приехать на ее похороны из Чечни. Суд Промышленного района под председательством судьи Виталия Сказочкина удовлетворил исковые требования, правда, не в полном объеме. Надежда Чегодаева получит за погибшего сына 130 000 рублей, Александр Чегодаев - 20 000 рублей. Выплачивать деньги предстоит Министерству обороны. Надежда Чегодаева отказалась давать комментарии, сказав: "Мне сейчас тяжело, во время судебного процесса нам пришлось еще раз пережить весь этот ужас, поэтому на данную тему я не хотела бы говорить". В областном военном комиссариате также отказались от комментариев, сославшись на то, что решение суда еще не вступило в законную силу", - пишет "Время".