Сергей Шакарянц: Признанность непризнанных государств
В последние дни вокруг де-факто независимых государств постсоветского пространства с подачи нового американского сопредседателя Минской группы
Однако, практически у всех конфликтующих сторон (видимо, за исключением Грузии) уже накопились вопросы к этому чиновнику из Вашингтона. Ещё даже не до конца "приняв дела" у
Когда 14 июня, в день встречи в Санкт-Петербурге президентов России
24 июня в Тирасполе президент ПМР И.Смирнов в здании Верховного Совета провёл брифинг, посвященный итогам трёхсторонней встречи в Сухуми. Вначале он рассказал о том, что в ходе двухдневной встречи главы трёх непризнанных республик стремились четко выполнить волю народов с целью сохранения важных составляющих жизни каждого человека. "Дело в том, что в настоящее время страны, обладающие большим потенциалом - как экономическим, так политическим и военным, прикрываясь основополагающими принципами демократии, лишают этого права другие народы. Я думаю, что в целом на встрече подписание документа по созданию сообщества "За демократию и права народов" как раз и является истинной демократией. В этой связи будет делаться все необходимое по соблюдению всех прав и свобод, как приднестровских граждан, так и жителей Абхазии и Южной Осетии", - сказал Смирнов. Также президент ПМР обратил внимание журналистов на то, что в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о том, как в дальнейшем три непризнанные республики будут развиваться стратегически: "Подписанные документы говорят о том, что мы будем координировать свои действия во всех компонентах жизни, в том числе и безопасности. Вот это являлось целью, и мы её достигли. Я специально акцентирую внимание на безопасности, так как больше всего президентов Абхазии и Южной Осетии взволновало создание совместных миротворческих сил. Уверен, что развитие нашего сообщества создаст для всех большие возможности для объединения усилий и в политической, и в экономической, и в социальной областях".
Смирнов также особо отметил, что создание Сообщества "За демократию и права народов" (СДПН) для всех трёх государств дает большие возможности в реализации права народов на самоопределение. "Можно задать себе вопрос, почему это раньше не было сделано, но вместе с тем, наверное, можно очень просто ответить. Геополитическое развитие наших стран зависит не только от внутреннего развития государств, но и от развития событий во всем мире. Сообщество "За демократию и права народов" позволит нам координировать пути по противодействию принуждения нас к той или другой форме изменения жизни. Думаю, что у данного объединения есть большое будущее. Наше сообщество - это миллион населения бывших граждан СССР, которые не только в русле демократических правил, но и исторически имеют право на самоопределение. В частности, ПМР, созданная по воле народа по всем международным правилам и правам человека, имеет право на международное признание. Сила данного соглашения также еще в том, что - это чёткое определение и принятие решений по проведению референдума, как раз по теме развития в однополярном или многополярном мире. С кем мы будем развиваться в дальнейшем и строить свою экономику, образование и обороноспособность, которые есть у наших государств. Также необходимо координировать усилия в законодательной области и по всей сфере деятельности законодательных органов нашего государства. Думаю, что в скором времени у нас начнётся очень активная межпарламентская работа с этими государствами. А затем всеми совместными усилиями будем работать с межпарламентскими организациями России, Белоруссии, Украины и других стран", - сказал Смирнов.
На наш взгляд, следует акцентировать внимание именно на том, что предпринимают и заявляют власти Приднестровья. И вот почему. Как это кому-либо ни покажется странным, но сегодня именно ПМР обладает теми необходимыми атрибутами независимой страны, которые рано или поздно всё же признаются мировым сообществом в качестве абсолютно суверенных территорий. Дело не только в том, что именно в июне текущего года в Вашингтоне был представлен научный доклад "Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в соответствии с международным законодательством", подготовленный группой западных экспертов - учёных из университетов Оксфорда, Стэнфорда, Гарварда, Кембриджа, участников дейтонских соглашений по разделу Югославии: Stefan Talmon, Christofer Goebel, Nancy Furman, Paul Williams, Stephen Krasner, Andrew Lorenz, Michael Scharf, William Wood. Хотя следует напомнить о том, к каким выводам пришли эти эксперты, которых трудно заподозрить в симпатиях к государственной независимости непризнанных стран постсоветского пространства.
Западные эксперты пришли к выводу, что "никогда в истории территория, на которой сейчас расположено Приднестровье, не была частью Молдавии", "исторически Приднестровье никогда не было частью Молдавии". Они подчеркивали: "Современная Республика Молдова основывает своё образование и существование на одностороннем провозглашении независимости, которое объявило насильственное слияние Молдовы и Приднестровья, проведенное Сталиным в начале 2-й Мировой войны, лишённым какой-либо реальной правовой базы, то есть проведённым незаконно... Юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР Молдавская ССР распалась на два государства-преемника: Молдову и Приднестровье, и что сегодняшняя граница между ними соответствует полностью традиционной исторической границе, разделяющей их с раннего Средневековья... Во время выхода Молдовы из состава Молдавской ССР, Приднестровье уже отделилось и управляло своей территорией независимо от Кишинёва". Подводя итог, западные эксперты указывали: "Многие годы международной практики, собранные в хартиях, позволяют перечислить критерии, применяемые для определения государственности: постоянное население, определённая территория, правительство, способность войти в отношения с другими государствами. Приднестровье сейчас соответствует всем требованиям: Приднестровье имеет собственного демократически избранного президента и законодательный орган, который в настоящее время находится под контролем оппозиционной партии. Его правительство командует Вооруженными силами и вступает в дискуссии с иностранными государствами". "В случае с ПМР жизнеспособность государства установлена, также как и законность процесса формирования государства. Более полумиллиона человек, живущих в Приднестровье, занимающем территорию в 4163 кв. км, успешно соответствуют всем признакам государственности в соответствии с международным правом. Приднестровье имеет хорошо функционирующее правительство с его собственными органами, Конституцией, валютой, налогообложением, юриспруденцией и населением, превышающим количество жителей многих стран-членов
Теперь ясно, почему И.Смирнов не сомневается в том, что ПМР будет признана независимым государством, которое будут уважать все остальные страны-члены ООН и европейских интеграционных структур. Согласимся: ни в НКР, ни в Абхазии, ни в Южной Осетии нет такого многочисленного населения. Более того, в экономике трёх закавказских непризнанных республик нет такого явления, как, к примеру, формирование ежегодного бюджета в сумме не менее 2 миллиардов долларов США! Нет и такого явления, как "завязанность" промышленного и аграрного секторов экономики на взаимных двух- и многосторонних договорах с партнёрами из других стран. Видимо, западные эксперты, представлявшие свой доклад по ПМР и её основаниям для признания независимости, учитывали и данный важный фактор - состояние экономики Приднестровья. Что же касается уровня демократии... Во время последних парламентских выборов наблюдатели из ОБСЕ и ЕС, в том числе - и довольно антирусски настроенной Польши, не могли не отметить, что избирательный процесс в ПМР полностью соответствует критериям и стандартам Европы и что демократии в ПМР намного больше, чем в Молдове.
Вот в этом, на наш взгляд, взаимосвязанном комплексе самых различных вопросов, интересующих мировое сообщество в связи с тем, что с чьей-либо стороны звучит предложение признать новое независимое государство в Европе, и кроется ответ на вопрос, какое же из пока непризнанных постсоветских государств имеет шансы на то, чтобы быть официально признанным первым. С другой стороны, очень важным фактором представляется также то обстоятельство, что в ПМР немалый процент населения составляют... граждане России и Украины, составляющие в общей сложности свыше 100 тысяч человек, хотя более 90% населения обладает гражданством ПМР. И хотя сейчас власти Украины заняты откровенным предательством и своих граждан, проживающих постоянно в ПМР, и украинцев по национальности, живущих в данной республике и являющихся гражданами ПМР, продолжая осуществлять сухопутную блокаду Приднестровья, тем не менее, есть все основания допускать, что в решающий момент и официальный Киев откажется от пагубного курса на поддержание тезиса о "территориальной целостности Республики Молдова".
В остальном же основания, по которым западные эксперты фактически отказали Кишинёву в праве настаивать на административно-территориальном переподчинении ПМР и "возвращении" данной территории под юрисдикцию Молдовы, в полной мере соответствуют и условиям, при которых, НКР, Абхазия и Южная Осетия выходили из состава, соответственно, СССР, а также Советских Азербайджана и Грузии. То есть, в принципе, население этих непризнанных государств также вправе надеяться на то, что и по "их делам" хотя бы в том же Вашингтоне будут распространены подобные же экспертные оценки, мнения и выводы. Причём, в случаях с Абхазией и Южной Осетией, опять-таки, одним из козырных факторов также станет фактически двойное гражданство подавляющего большинства населения этих республик - как известно, наряду с тем, что существует гражданство Абхазии и Южной Осетии, не менее 90% населения этих республик в законном порядке стало гражданами Российской Федерации.
Итак, создано СДНП, которое ранее в полушутку-полувсерьёз СМИ многих стран-членов СНГ именовало даже СНГ-2 - "Содружество непризнанных государств". Принято решение о формирование коллективных вооружённых сил СДНП, пусть и с анонсом об их "миротворческом характере". Тут не надо обманываться - если в рамках антипода СДНП, то есть "Организации за демократию и экономическое развитие" (ОДЭР)-
Таким образом, все заинтересованные стороны, так или иначе участвующие во всех четырёх конфликтах, уже прекрасно понимают, что речь-то, по сути, о том идёт, что уже в далеко не самой отдалённой перспективе внерегиональные силы будут готовы подтолкнуть власти Молдавии, Грузии и Азербайджана на возобновление силовых "методов" урегулирования конфликтов. Разумеется, призывы к миру и продолжению переговоров будут продолжать озвучиваться. Но разве кого-то это может обмануть в ситуации, когда, например, Грузия продолжает удерживать пальму первенства во всём СНГ по степени и скорости обрастания всё новыми и новыми вооружениями? Кстати, то же можно сказать и об Азербайджане. И вооружаются эти республики за счёт непосредственной помощи США и Турции, как и таких стран, как Украина, республики Прибалтики.
Что ж, дела грядущих дней для ПМР, Абхазии и Южной Осетии, в принципе, становятся более или менее ясными - в первую очередь, повышение степени готовности к отражению любой внешней агрессии, кем бы она ни предпринималась и кем бы не поддерживалась извне. Вопрос же НКР... стал каким-то обособленным. Не зря, наверное, всё чаще, когда в тех или иных СМИ заходит разговор о непризнанных государствах, об НКР почему-то перестали упоминать. Можно, конечно, продемонстрировать сверхоптимизм и сказать - это потому, что Нагорный Карабах "уже признан" в качестве независимой страны Закавказья. Но дело обстоит, на наш взгляд, несколько иначе. Ориентировочно, начиная с 1996-97гг., и явно по "совету" властей Армении, власти НКР самоустранились от саммитов в рамках "СНГ-2", хотя на первых порах, в первой половине 90-х, довольно активно участвовали в четырёхстронних встречах президентов (был даже формат и пятисторонний в одно время!). При этом, как можно судить из сообщений СМИ, в консультациях на уровне представителей МИД и экспертов НКР всё же ещё участвовала вплоть до последнего времени.
Кому НКР стремится потрафить и "понравиться", когда не участвует в акциях, предпринимаемых президентами Абхазии, Южной Осетии и ПМР?! Молдове, Украине, Грузии, США с Турцией?! Может быть, всё же - Азербайджану?! Видимо, ответы на данные вопросы должны всё же дать сами власти непризнанной НКР или даже Армении. Если речь идёт о том, чтобы "не раздражать" Грузию, то, на наш взгляд, "самовоздержание" карабахской стороны от участия в мероприятиях "СНГ-2", или, как уже следует называть данную структуру, СДНП, не привело к тому, что Грузия отказалась от поддержки Азербайджана в карабахском вопросе или заняла бы более конструктивную позицию, когда наши соотечественники в таких грузинских областях, как Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли, говорят о нарушении своих гражданских и иных прав и свобод. Следовательно, позиция "страуса" по отношению к процессам, происходящим как вокруг НКР, так и вокруг ПМР, Абхазии и Южной Осетии, - это грубейшая ошибка внешней политики официальных Степанакерта и Еревана. Ведь в нашем случае, если что-то начнёт происходить в миротворческом процессе и в связи с этим будут прерваны мирные переговоры, фактор двойного или российского гражданства (в отношении населения НКР) не будет играть той взрывоопасной роли, которая предполагается в тех случаях, если внерегиональные силы всё же подтолкнут власти, соответственно, Молдовы и Грузии к силовым методам урегулирования. В нашем случае, как и в самом начале войны за независимость НКР, народы Карабаха и Армении вновь останутся один на один с Азербайджаном, его явными и тайными военными и политическими союзниками.
"Хочешь мира - готовься к войне". К сожалению, актуальность данной римской пословицы в случаях со всеми четырьмя постсоветскими конфликтами летом 2006 года подчёркивается с особой значимостью. Завершая же наш разговор, обратим внимание на то, что несдержанность М.Брайза в случае с карабахским урегулированием уже привела к тому, что практически все провластные и оппозиционные силы Армении обратили внимание на нонсенсы в заявлениях американского чиновника из Госдепа, готовящегося стать дипломатом по конфликтам. Приводить все высказывания, прозвучавшие 26 июня из Еревана, конечно же, не будем - достаточно отметить реплику пресс-секретаря президента Армении
В принципе, в Ереване начали понимать пагубность курса последних лет, когда в угоду сопредседателям МГ ОБСЕ (или только одному из них) армянская сторона подчёркнуто строго соблюдала режим конфиденциальности вокруг переговоров. И слова В.Согомоняна сегодня можно комментировать и как предупреждение США о том, что и у армянской стороны терпение не безгранично и что всё должно иметь свои рамки и границы. Вопрос в том, почему продолжает молчать и не демонстрирует повышенной активности руководство НКР. Сейчас настало время, чтобы именно Степанакерт смело демонстрировал свои инициативы и напомнил бы мировому сообществу о воле своего населения бороться за полномасштабное и безоговорочное признание права на ведение национально-освободительной борьбы и дипломатически-юридическое закрепление итогов войны 1990-94 гг. Тем паче, что и в Баку сегодня склонны признавать, что в ряде случаев в различных государствах мира имеет место именно национально-освободительная борьба, плодом коей должно стать прекращение состояния "разделённого народа". Правда, в Баку это всё признают только в отношении Южного Азербайджана и обращаются с призывами к США, Турции и ЕС "помочь" азербайджанцам объединиться.
С нашей же точки зрения, у НКР есть все шансы на то, чтобы "опередить" наших азербайджанских соседей - во всех отношениях. Но, в первую очередь, именно в плане предъявления своих доказательств ведения национально-освободительной борьбы, борьбы за восстановление попранных законных прав (в том числе и сугубо гражданских) и интересов армян Нагорного Карабаха. Как и того, что уровень развития государственности и демократии в непризнанной НКР гораздо выше, чем не только в Азербайджане, но и в Армении...