Политика

В Северодвинске идет сбор подписей за отставку мэра Александра Беляева. Как пишет "Правда Севера", "на ФГУП "Северное производственное объединение "Арктика" письменный протест мэру выразили уже около полутора тысяч человек. Сбор подписей идет и на других предприятиях, в организациях города. Как сообщил начальник отдела кадров "Арктики" Геннадий Подганин, на днях состоялся координационный совет местных профсоюзов, на котором было решено выразить свое недоверие главе Северодвинска и провести пикет: в это время состоится сессия муниципального Совета.

- Нарыв вскрылся спонтанно, а вопрос с требованием снятия с должности мэра Александра Беляева ставился давно, - сообщил Геннадий Владимирович. - Причин целый клубок. Дороги в городе не ремонтируются, с реализацией проекта ипотечного кредитования сели в лужу. Первый дом давно должен быть сдан, но до окончания строительства еще далеко. Этот проект администрация города пытается реализовать совместно с другими предприятиями, в частности, с "Арктикой". Часть наших работников взяли кредиты, залезли в долги... Да и вообще, строительство жилья в Северодвинске не ведется. Мы считаем, что администрация решает жизненно важные вопросы не так расторопно, как хотелось бы горожанам.

Скорее всего, последней каплей стали недавние события. Так, прокуратура города поочередно завела дела на двух заместителей Александра Беляева. Всплыли факты из "темного" прошлого зама по социальной политике Николая Николаева, когда тот был директором северодвинского филиала Поморского государственного университета. В прокуратуру обратились несколько бывших преподавателей, возбуждено уголовное дело по статье "Злоупотребление служебным положением". Правда, Николаев с предъявленными обвинениями не согласен. А в начале июня этого года вынесено предписание об административном правонарушении по факту ненадлежащего содержания муниципальных автодорог первому заму мэра Василию Дюкареву...

Администрация Северодвинска распространила свой комментарий сложившейся ситуации. В нем говорится, что в самый разгар ремонта дорог и реализации "губернаторского" проекта строительства каркасно-щитовых домов "активизировались силы, действия которых направлены на срыв работ по строительству и благоустройству в городе".

"Корень претензий" администрация видит в том, что в 1993-1995 годах муниципалитету были переданы находившиеся на балансе заводов жилфонд и дорожные полотна и "огромное хозяйство легло на плечи руководства города без какого-либо дополнительного финансирования". О социальном партнерстве говорить трудно: как отмечено в релизе, в этом году лишь одно Севмашпредприятие решилось отремонтировать проезжую часть рядом со своими корпусами.

Тем временем суммы, выделяемые из местного бюджета на ремонт дорог, растут с каждым годом: с 7 миллионов рублей в 2002 году до 32 миллионов - в 2006-м. Ремонтный сезон только начинается, а профсоюзы, мол, пытаются спекулировать на чувствах автолюбителей.

Под строительство домов в Северодвинске выделено около 90 участков. Первые здания проекта "каркасно-щитовые дома" появятся уже в нынешнем году. В то же время градообразующие предприятия имеют на своем балансе 22 недостроенные многоэтажки, однако списки своих работников, ждущих улучшения жилищных условий, оборонщики передали городу. 20 тысяч семей - "есть перед кем спекулировать и по острой квартирной проблеме".

"Вместо конструктивного участия в развитии города многие общественно-политические силы, в том числе и лидеры ряда крупных профсоюзных организаций, предпочитают занимать удобную позицию критиков и сторонних наблюдателей", - делает вывод команда Беляева.

Обвинения взаимны, и пока ясно одно - город ждет большая встряска" - делает вывод газета. На следующий день мэр Северодвинска провел пресс-конференцию, где озвучил свою официальную позицию на требования митингующих.

Как пишет "Правда Севера", "держался мэр спокойно и даже улыбался. По его словам, профсоюзы пользуются тем, что сегодня у мэрии сложные отношения с некоторыми депутатами, идет сессия, а положение в городе не самое лучшее. У лидеров профсоюзов есть личные мотивы: один из них претендовал на место зама мэра, но не получилось. Целый год он судился с администрацией, а теперь все вылилось в митинг - средство дистабилизации ситуации. Беляев не согласен с обвинениями и "базарный" подход к решению проблем его не устраивает.

- Мой кабинет всегда открыт, если профлидеры хотят обсудить проблемы - пусть приходят. Жить в городе не настолько плохо, может, где-то мы не усмотрели, но почти все задуманное делается. Я считаю, что поводов для отзыва нет. Глава администрации настаивает на том, что "восстанавливать" Северодвинск муниципалитет и градообразующие предприятия должны совместно. А профсоюзные лидеры уже подумывают об общегородском митинге, если, конечно, депутаты их не услышат. Кстати, многие северодвинцы, не участвовавшие в пикете, даже не знали о нем".

Экономика

В современной России очень редко приходится гордиться работой ученых и конструкторов. Тем приятнее узнать, что все проектные работы по конструированию плавучей атомной электростанции малой мощности наконец-то завершены, и в Северодвинске будет построена первая в мире подобная станция.

Как пишет "Волна", "14 июня в Северодвинске руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко и глава администрации области Николай Киселев утвердили протокол о сотрудничестве при сооружении первой российской плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности.

Подписан еще ряд договоров между концерном "Росэнергоатом", являющимся заказчиком и основным инвестором проекта, и предприятиями, участвующими в кооперации. Строить энергетический блок с реакторными установками КЛТ-40С будет ФГПУ "ПО "Севмаш". Это предприятие также выполнит работы по возведению береговых сооружений и коммуникаций.

Севмаш стал победителем закрытого конкурса ФГУП "Концерн "Росэнергоатом" на сооружение и поставку плавучего энергоблока для атомной теплоэлектростанции малой мощности (АТЭС ММ). Это первый в мире проект подобного рода, изначально он разрабатывался для теплоснабжения чукотского города Певек. Еще в сентябре 2000 года Минатом, концерн "Росэнергоатом", администрация Архангельской области и ФГУП "ПО "Севмаш" подписали декларацию о намерениях строительства головной АТЭС ММ в Северодвинске. В ноябре 2001 года постановлением правительства РФ проект включен в федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика".

В октябре 2002 года утвержден технический проект плавучего энергоблока - несамоходного судна с реакторными установками КЛТ-40С. Успешно пройдены все предусмотренные законодательством экспертизы и согласования. В мае 2005 года Коллегия "Росатома" приняла решение о целесообразности строительства головной АТЭС ММ в Северодвинске с 2006 года. Головная станция предназначена для обеспечения электрической и тепловой энергией Севмашпредприятия. Стороны взяли на себя обязательство сдать плавучую АТЭС малой мощности в 2010 году.

По словам Николая Киселева, реализация проекта даст Архангельской области немалые экономические выгоды. Развитие новой отрасли и загрузка мощностей предприятий ГРЦАС обеспечит ежегодную налоговую отдачу порядка 200 млн. рублей. Появятся новые рабочие места - на станции будут задействованы около 200 специалистов. Только на строительство первой ПАТЭС ММ в область придут 6 млрд. рублей инвестиций. И самое главное, считает Николай Киселев, - развитие альтернативы традиционной энергетике увеличит конкурентоспособность региона, крайне зависимого сегодня от мазута".

"Правда Северо-Запада" добавляет, что проект окупается за 11 лет, в дальнейшем прогнозируется, что сроки окупаемости будут сокращаться. Глава Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко заявил газете, что первые станции будут строиться для российских потребителей. "Что же касается экспорта - нам пока самим есть, куда ставить такие станции. Нужно закрыть северные завозы и базы флота, где сегодня - колоссальные затраты на электроэнергию. Очень большой интерес к этим проектам проявляют нефтяники и газовики, по этому вопросу мы начали переговоры с "Газпромом". В перспективе мы можем спокойно развернуть серию такого строительства, начать обсуждать возможности экспортной поставки. Пока - рано". А на вопрос, будут ли привлекаться иностранные инвестиции, Кириенко сказал: "Считаю принципиально важным то, что мы делаем этот проект как российский. Принципиально важна его приоритетность: "Слушайте, ну хватит! Мы уже в целом ряде случаев, ещё не создав продукт, начинаем его: нет, даже не продавать, а разбазаривать! Если мы на стартовый, головной проект берём инвестиции, это уже не наш проект, это - сделано "для дяди". Так можно было в период выживания, поскольку тогда просто не было другого пути: предприятия могли брать любые деньги, лишь бы сохранить потенциал, платить людям зарплату".

"Архангельск" пишет, что "Севмаш и норвежская компания заключили контракт на строительство второй полупогружной платформы типа "MOSS CS-50". По договору норвежцы через определенные промежутки времени планировали разместить на предприятии заказы на строительство трех подобных сооружений. Контракт на строительство третьей платформы будет подписан в сентябре.

Напомним, что контракт на сооружение первой платформы был заключен в июне прошлого года, в феврале 2006-го состоялась ее закладка в стапельном цехе. К июлю 2006 года должен быть окончательно определен объем работ, которые предстоит выполнить Севмашу по формированию верхнего функционального строения первой платформы. Завершить ее строительство планируется в марте 2007 года".

"Правда Севера" пишет о начале ремонта улицы Выучейской. "С 25 мая, напомним, вся территория вокруг центрального рынка перешла в собственность муниципалитета. Директор предприятия Сергей Коптяев по указанию градоначальника разработал план благоустройства. Сейчас идет демонтаж трамвайных путей. Как обещают, улица Выучейского станет широкой, двухполосной, с зеленой разделительной зоной. Фонарные столбы перенесут на середину улицы и оборудуют двухрожковыми светильниками. Вместо уличных палаток будут возведены современные торговые комплексы. Руководителям "местных" предприятий предложено принять в благоустройстве улицы финансовое участие.

Сейчас улица Выучейского перекрыта не полностью: оставлен въезд для машин со стороны проспекта Ломоносова. Ремонт дороги от этого проспекта до Троицкого обойдется примерно в двадцать миллионов рублей. До конца года строители освоят половину суммы".

"Правда Северо-Запада" пишет о нелегкой, по ее мнению, судьбе архангельского "Водоканала". "Две недели назад мы написали о том, что "Водоканал" собирается повысить тарифы на свои услуги. Мера, повторимся, вынужденная, и депутаты вряд ли смогут отказать муниципальному предприятию. Не поднять тарифы для МУПа - значит фактически стать банкротом: предприятия, предоставляющие услуги "Водоканалу", свои цены увеличивают с завидной регулярностью. Так, например, ОАО "Соломбальский ЦБК" только за последние два года увеличил тариф за очистку стоков на 66%. Тарифы же самого "Водоканала" для населения за это время выросли только на 10-16%.

Если захотите узнать, почему СЦБК увеличивает тарифы, ответ вы вряд ли получите. Мы тоже рвались и требовали калькуляцию, но оказалось, что, по словам заместителя директора "Водоканала" по финансам и экономике Галины Гусевой, комбинат как акционерное общество не обязан предоставлять МУПу калькуляцию. Более чем странная норма: муниципальное предприятие и горожане, оказывается, даже при всем своем желании не могут узнать, за что платят деньги. И конкурентов у СЦБК в этом отношении нет. Сколько они ни загни - хоть 200% роста - МУП и город все равно будут платить. Может, антимонопольному комитету стоит попробовать запросить калькуляцию тарифа?

Еще интересней ситуация с хлором. Его Соломбальский ЦБК более-менее исправно поставлял на "Водоканал" при предыдущем руководстве МУПа. Даже несмотря на то, что договора на хранение хлора между предприятиями заключено не было. Это, как говорят на СЦБК, невозможно потому, что склады СЦБК для хранения опасного реагента не предназначены. Но раньше глаза на это закрывались.

Теперь "соломбальцы" о своих неприспособленных складах вспомнили. Как раз в тот момент, когда "Водоканал" накопил перед АО огромный долг. В основном, за очистку стоков. И так (случайно?) совпало, что как раз в этот момент на СЦБК скопилось больше десятка контейнеров с хлором, за которые "Водоканал" уже заплатил. Деньги за товар выплачены, а товар СЦБК заказчику не возвращает. "Видимо, это механизм давления на наше предприятие со стороны Соломбальского ЦБК, - считает замдиректора "Водоканала" Галина Гусева. - Отсутствие договора и неприспособленность складов - это всего лишь формальный повод для того, чтобы стимулировать нас к выплате долгов за очистку стоков. В итоге мы вынуждены покупать хлор в Череповце. А его перевозка на такие приличные расстояния - очень опасное мероприятие, с точки зрения человеческой жизни и экологии".

Почему от разборок двух предприятий страдают горожане? Ведь тарифы "Водоканал" повышает только потому, что на Соломбальском ЦБК захотели больше. Фактически население всего города обеспечивает прибыль акционеров одного частного предприятия. Да еще и бюджет городской (считай, опять население) помогает. В итоге город доят дважды. И мы даже не можем узнать, за что платим!

"Водоканал" стоит пожалеть. Его зажали между молотом и наковальней. С одной стороны - население, возмущенное ростом тарифов. С другой - частное предприятие, требующее все больше и больше. Доколе?", - вопрошает газета. Не обсуждая содержание статьи и приведенные в ней факты, стоит задаться вопросом каким образом "Водоканал" собирается повысить тарифы? Самостоятельно предприятие не может повысить ни тариф на водоснабжение (его устанавливает областной департамент по тарифам и ценам), ни норматив потребления воды гражданами (его устанавливает городской Совет депутатов).

Экология

Ежегодно в северных реках тонут корабли. В основном это малые суда частных владельцев. Но, как пишет "Звезда", тонут и групногабаритные суда, причем достаточно регулярно. "Каждую весну несет потери флот Мезенской судоходной компании. Вот и в этом году ушел под воду флагман флота - теплоход "Яренск". Это самое мощное судно компании. На его долю приходилась транспортировка наиболее объемных грузов, работа в прибрежной зоне Белого моря. Рядом с ним затонули Речной-12, плавучий кран. Эти аварии привели к очередному загрязнению бассейна реки Вашка нефтепродуктами. Тонкая разноцветная пленка покрыла всю акваторию затона. В воздухе удерживается стойкий запах соляра. Все, кто живет рядом, кто пользуется лодочными стоянками, уже, видимо, привыкли ко всему. А те, кто отвечает за экологию, попросту не замечают ни затонувших судов, ни пятен нефтепродуктов. А, возможно, устали искать хозяев и ждут: затонет последнее судно, и проблема решится сама собой".

Общество

22 июня началась Великая Отечественная война. Как пишет "Архангельск", "На площади Мира у Вечного огня состоялось торжественное возложение цветов и венков, в котором приняли участие губернатор Архангельской области Николай Киселев, спикер областного Собрания депутатов Виталий Фортыгин, мэр Александр Донской, председатель Архангельского горсовета Дмитрий Юрков, ветераны Великой Отечественной.

По окончании торжественной церемонии директор Архангельского социально- мемориального центра "Поиск" Игорь Ивлев вручил губернатору экземпляр уникальной книги "Имена из солдатских медальонов". В этом издании увековечены имена 6410 человек, погибших в боях Великой Отечественной. Их останки с медальонами найдены поисковиками там, где бойцов настигла смерть. Среди них - 207 уроженцев Архангельской области".

"Правда Севера" рассказывает о дне памяти в "политическом контексте". "Общественные организации патриотической направленности вчера в Архангельске первыми отметили 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны: на рассвете, ровно в 3 часа 52 минуты утра, возложили гирлянду к Вечному огню в Архангельске. Это напоминание о первом военном рассвете 1941 года было замечено лишь немногочисленными гуляющими парочками да компаниями припозднившейся молодежи.

"Левые" накануне памятного дня под покровом белой ночи установили в сквере Победы на Поморской стелу с изображением памятника Сталину. Монумент генералиссимусу некогда стоял в областном центре именно на этом месте, теперь сторонники коммунистической идеи требуют восстановления памятника и даже объявили конкурс эскизов. Однако стела, казалось бы прочно забетонированная, к утру исчезла.

Днем на площади у Вечного огня состоялся традиционный митинг с возложением венков официальными лицами и чествованием ветеранов. А в сквере Победы - альтернативная, менее многочисленная манифестация, на которой было объявлено о создании неформального объединения левых организаций под названием Архангельское народно-патриотическое движение. Движение включает десятки партий и общественных структур - от национал-большевиков до экологов. Цель его - защита прав народа, но вот методы и политические взгляды патриотов весьма различны. Это чувствовалось и на митинге: "Патриоты России", группировавшиеся под желтыми стягами, явно сторонились молодых людей с нацболовскими повязками на рукавах.

Так уж повелось, что любая памятная дата для нас - в контексте текущих событий. Без требований, адресованных федеральным и местным властям, и митинг - не митинг. Ораторы в сквере Победы поддержали мэра Александра Донского в его стремлении добиться присвоения Архангельску звания города воинской славы и критиковали комиссию мэрии по топонимике за то, что она все никак не может официально закрепить за зеленым уголком на Поморской название мемориального сквера Победы. В недалекой перспективе Архангельское народно-патриотическое движение намерено требовать от федеральных властей использования Стабилизационного фонда на развитие страны и перемен в социальной политике, а от городских чиновников - перестановки монумента доблестным защитникам Севера на прежнее место, отведенное ныне под строительство кафедрального собора.

К вечеру у Вечного огня состоялась поминальная служба по погибшим на войне, звучали песни военных лет. В городах и селах области прошли митинги, к обелискам и местам воинских захоронений возложили цветы".

Как пишет "Правада Севера", "Холмогорском районе уже второй раз подряд после двенадцатилетнего перерыва прошел конкурс пахарей. В этот раз по праву лидерства участников принимало ЗАО "Хаврогорское": в прошлом году трактористы этого хозяйства Николай Брагин и Сергей Латышев заняли первое и второе места.

Четырнадцать конкурсантов из холмогорских хозяйств соревновались, вспахивая поле под посев. Жюри оценивало глубину борозды (она должна быть ни больше ни меньше 12 сантиметров) и качество работы. Лучшим стал Алексей Елагин из СПК "Кехта": он "отодвинул" экс-чемпиона Брагина, оказавшегося теперь на втором месте. А третьим стал Николай Буланов опять же из Кехты.

Кроме тройки лучших, награду по традиции получил еще и самый молодой пахарь. Им оказался 23-летний Аркадий Агафонов из СПК "Копачево", сообщила Наталья Худякова, заместитель начальника райуправления сельского хозяйства. Пока конкурс проводится только среди холмогорских хозяйств. Администрация района была бы не против расширить географию участников, но для этого нужна поддержка областного департамента АПК".