Высокопоставленного "воздушного террориста" из органов УВД из Владимирской области судят на Алтае. Алтайский китайский Детройт. Взгляд мэра на Барнаульский вокзал глазами пассажиров. Барнаульские предприниматели выразили готовность поддержать малообеспеченных горожан. Там, где кончается Родина: репортаж с российской границы. Валерий Савинков - об итогах суда против ИА "Банкфакс", обвиненного Росохранкультурой в экстремистской деятельности.

Хоккейный клуб "Мотор" больше не будет выступать в высшей лиге. Об этом 21 июня пишет газета "Маркер Экспресс". По данным издания, такое решение приняли специалисты Управления Алтайского края по физкультуре и спорту после того, как ознакомились с финансовым состоянием клуба. И решение это далось непросто.

- Мы узнали о том, что приезжие игроки получали зарплату до 174 тыс. руб. в месяц, - сказал председатель управления Владимир Альт. - Хоккеистов поощряли за победу в матчах, выплачивая премию за победы от 12 до 19 тыс. руб. Это не считая того, что расходы на проживание игроков клуб "Мотор" брал на себя. Зарплаты тренерского состава и ряда отдельных игроков превышали рубеж 200 тыс. руб. И это была ошибка руководства.

Владимир Альт рассказал, что руководство клуба брало в банке кредиты под гарантию "Мотора". Полученные деньги они сдавали в кассу для выплаты заработной платы. Так же поступали и с деньгами, выделяемыми крайспорткомитетом для "Мотора-2" и СДЮШОР. Так как вторая команда и спортивная школа числились на балансе хоккейного клуба и не имели собственного юридического статуса, то деньги для их содержания поступали на счёт хоккейного клуба.

- Кроме задолженности в 25 миллионов рублей, нам необходимо было к началу июля иметь фонд в размере 3 тысяч долларов. Таковы правила высшей хоккейной лиги, которые необходимо было соблюсти для участия в сезоне 2006-2007, - добавил председатель спортуправления. - Мы с финансистами и экономистами рассматривали разные варианты, где нам найти сто миллионов для погашения долгов "Мотора" и для заявки в следующем сезоне. Но так и не нашли никаких вариантов. Владимир Альт заметил, что болельщики очень эмоционально обсуждали тему банкротства "Мотора", но никто из них не предложил способа, как же погасить долги. А потому управление решило, что сейчас надо спасать команду "Мотор-2" и СДЮШОР, а не лихорадочно искать средства для заявки "Мотора" в высшую лигу.

- Продолжать политику руководства "Мотора" - приглашать хоккеистов из других команд и платить "варягам" так много - мы не сможем, да и не видим смысла, - подчеркнул Альт.

- Нам сейчас надо спасти собственный хоккей и поддержать "Мотор-2" и СДЮШОР. Уже достигнута договорённость с экс-президентом "Мотора" Вячеславом Бугорским о том, что он будет заниматься возрождением алтайского хоккея. Администрации края удалось договориться с банком, что долги по кредитам, которые брало руководства "Мотора", можно будет гасить в течение нескольких лет.

Как нам стало известно, сейчас бывший главный тренер команды Юрий Качалов подписал контракт с кемеровской "Энергией". Приглашённые и собственные игроки "Мотора" подыскивают новые хоккейные клубы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республики Алтай (Роспотребназдзор) выявила нарушения на пяти турбазах. Проверка проводилась на объектах Майминского района - турбазах "Калинка", "Царская охота", "Манжерок", "Шале Прискальный" и оздоровительном центре санатория-профилактория "Химик". В результате в отношении их руководителей было составлено 11 протоколов о нарушении санитарных норм и наложено восемь штрафов. Также составлено 10 протоколов, касающихся вопроса приостановления деятельности турбаз. Материалы направлены на рассмотрение в Майминский районный суд. Депутат Госсобрания Республики Алтай, бывший министр туризма РА Сергей Зяблицкий, 19 июня комментируя произошедшее информационному серверу "Банкфакс", отметил, что "это похоже на черный пиар". Он рассказал, что проверка была неожиданной и велась только в отношении туристических объектов, расположенных от Чемала до Маймы. Сергей Зяблицкий отметил, что в результате действий Роспотребнадзора турбазы уже понесли финансовые потери.

Подполковнику милиции, угрожавшему 27 апреля взорвать самолёт, следующий рейсом "Москва-Барнаул", предъявили обвинение. Подробности 22 июня описывает газета "Маркер-Экспресс": 27 апреля на борту самолёта, летевшего рейсом Москва - Барнаул, произошла драка: пьяный сотрудник милиции из Владимирской области, ранее служивший в Чечне, сначала пытался учить соседа (милиционера из Республики Алтай) воевать, потом схватил его за галстук и стал душить. Стюардесса попросила дебошира отпустить мужчину. На что тот ответил: "Если я отпущу, то самолёт упадёт". После этого милиционер ударил бортпроводницу кулаком. Находившиеся на борту самолёта двое сотрудников МЧС тут же скрутили пьяного мужчину. Но даже в таком состоянии "чеченец" не унимался: "Раз! Два! Три! - начал считать он вслух, отщёлкивая пальцами. - Всё, сейчас рванёт!"

В аэропорту самолёт встречали сотрудники прокуратуры, милиции, ФСБ, МЧС. Как рассказал нам прокурор Барнаульской транспортной прокуратуры Вячеслав Рехтин, когда дебошира выводили из самолёта, он попытался ударить милиционера по лицу. Тот успел увернуться, удар пришёлся чуть ниже. После, когда "чеченца" выводили из дежурной машины, он стал пинать сотрудников милиции по ногам.

Свою вину подполковник до сих пор не признал. А между тем транспортная прокуратура Барнаула выдвинула ему обвинение по трём статьям: заведомо ложное сообщение об акте терроризма, избиение стюардессы и применение насилия в отношении представителя власти. В совокупности по всем этим статьям виновнику "экстремального" рейса грозит до семи лет лишения свободы. Но по предположениям специалистов, бывший участник чеченской войны, имеющий награды за безупречное несение службы, скорее всего, получит лишь условный срок и штраф. Стюардесса, которую подполковник ударил по лицу, подала в суд иск на возмещение морального ущерба. Как нам стало известно, сумма иска - более ста тысяч рублей.

По словам Вячеслава Рехтина, после случившегося подполковник уволился из правоохранительных органов и ушёл на пенсию. Так что теперь у него будет достаточно времени, чтобы прилетать в Барнаул на судебные заседания, которые должны начаться со дня на день.

На автосборочном предприятии "Алтай" в Бийске смонтированы две новые линии для выпуска китайских внедорожников Shuttle и LandMark, которые презентуются как автомобили для среднего класса. Об этом 21 июня пишет издание "Ваше дело". По мнению экспертов, модель Admiral, выпускавшаяся в Бийске ранее, не оправдала возлагаемых на нее надежд и не изменила предпочтения автолюбителей. Каким образом будет развиваться ситуация с новыми джипами, эксперты предсказать не берутся, но прогнозируют в скором времени "китайскую автомобильную революцию".

В 2005 году на базе Бийского котельного завода было создано предприятие "Автомобильный завод "Алтай", которое приступило к стапельной сборке внедорожников Admiral по лицензии китайской компании FAW. Для реализации проекта были привлечены партнеры из Челябинской области - "Уралюжмаш" и автомобильная ассоциация "Компания ДДТ". Стоимость проекта составляла более $ 10 млн. Согласно бизнес-плану до конца 2005 года планировалось собрать около 1 тыс. Admiral'ов, в 2006 году их количество должно было возрасти до 3 тыс. штук. К 2008 году на алтайском предприятии партнеры намеревались организовать конвейерную сборку автомобилей, для чего запланировали вложить в завод не менее $ 80 млн., что позволило бы увеличить производственные мощности до 25 тыс. внедорожников в год.

"ВД" попыталось узнать, на какой стадии находится реализация амбициозного проекта, но представители автозавода отказались сообщить реальное положение вещей. По оценкам дилеров и экспертов, китайский Admiral не оправдал возлагаемых на него надежд по завоеванию отечественного рынка. "Конечно, цена Admiral привлекательна, но качество не соответствует представлению среднестатистического покупателя о полноприводном автомобиле. В большинстве своем автолюбители предпочитают подержанных "японцев" либо отечественные УАЗы", - высказывают мнение эксперты рынка. С подобной оценкой не согласны непосредственные производители китайских внедорожников, которые считают, что Admiral все же нашел своего покупателя, поэтому его производство продолжится.

"ВД" удалось узнать, что в настоящее время на автопредприятии "Алтай" приступили к стапельной сборке новой модели внедорожника Shuttle. Как сообщил Михаил Ческидов, заместитель коммерческого директора "Уралюжмаш", на алтайском предприятии установлена специальная сборочная линия "под этот автомобиль" и начато его производство. По плану алтайскому предприятию необходимо наладить выпуск не менее 100 автомобилей в месяц, а если Shuttle оправдает возлагаемые на него надежды, объем производства будет увеличен до 300 внедорожников в месяц. "Это автомобиль для представителей среднего класса. Его цена в базовой комплектации составит $ 22 тыс.", - говорит Ческидов.

По его словам, на бийском автосборочном предприятии заканчивается монтаж еще одной сборочной линии, на которой будут собирать внедорожник FAW LandMark, который в настоящее время проходит сертификационные испытания. "В июле нынешнего года мы планируем начать производство этого автомобиля на алтайском предприятии. Мощность производства составит 300 рамных внедорожников в месяц. Ориентировочная цена автомобиля - $ 22 тыс.", - рассказал Ческидов. Назвать объем капиталовложений в организацию нового производства представитель "Уралюжмаша" отказался, сославшись на коммерческую тайну.

Окажутся ли новые автомобили более востребованными на рынке, чем Admiral, покажет время. Но то, что китайский автопром завоевывает приграничные с Поднебесной территории, становится очевидным. По мнению экспертов, вполне возможно, что через некоторое время в мире произойдет подобие "японской революции" в автомобилестроении, которая в корне поменяла представление автолюбителей о качественном, комфортном и недорогом автомобиле. Только теперь революция окажется с "китайским лицом".

Мэр Барнаула посмотрел на городские вокзалы глазами пассажиров. Об этом 20 июня пишет информационный портал ИА "Амител".

Желание побывать на городских вокзалах, пообщаться с пассажирами и посмотреть, как встречают приезжих на вокзалах краевого центра, как их обслуживают, какие услуги предлагают, возникло давно, к сожалению, не хватало времени на реализацию этой идеи", - сообщил глава Барнаула Владимир Колганов участникам своеобразной экскурсии по железнодорожному и автовокзалу города. - Основная задача - проследить, как пассажир воспринимает наш город, когда приезжает, с какими впечатлениями уезжает". Обход начался с железнодорожного вокзала.

Начальник этого вокзала Иван Зудилов рассказал главе города, как проходит регистрация пассажиров, что билеты, благодаря использованию новых технологий, оформляются за 3 минуты, поэтому очередь в кассу не превышает 3-5 человек. Затем собравшиеся прошли в комнату матери и ребенка, посмотрели, где проходит досуг пассажиров. Единственный минус, который обнаружил глава города: на вокзале нет карты города. "Как пассажир, приехавший в Барнаул впервые, может найти остановку трамвая, троллейбуса или автобуса, как добраться до нужной остановки - такой информации на вокзале нет, и пассажир вынужден спрашивать у прохожих, как ему добраться в нужную точку. Это не порядок. Нужно в кратчайшие сроки установить схему города и привокзальной площади", - заявил мэр Барнаула.

Затем Владимир Колганов посетил автовокзал Барнаула. Следует отметить, что увиденным мэр краевой столицы остался категорически недоволен. "Считаю, что директор автовокзала Алексей Богданов должен перестроить свою работу. Здесь нет четкой схемы обслуживания пассажиров. Автовокзал предназначен для того, чтобы развозить пассажиров, которые приехали к нам в город или едут по другим городам и селам. И в этом его основная функциональная обязанность. Мы видим, что автовокзал практически превращен в базар, здесь организовано много ненужной торговли. Зал ожидания очень душный из-за того, что на его территории расположено большое количество торговых точек, именно это не позволяет сделать нормальную вентиляцию. И даже выходить на перрон пассажиру приходится через киоски", - отметил мэр города.

Владимир Колганов поставил перед директором автовокзала Алексеем Богдановым задачу сократить на подведомственной территории количество торговых точек в три раза, в течение недели покрасить урны, поменять в некоторых местах скамейки, подготовить программу, чтобы автовокзал превратился в цивилизованный пункт отправки пассажиров. По словам главы города, на привокзальной площади также нужно навести порядок. Она должна стать максимально удобной для пассажиров. "Главное, чтобы у людей, которые к нам приезжают, оставалось хорошее впечатление, чтобы они возвращались в Барнаул с удовольствием, на это должна быть направлена наша дальнейшая работа", - заявил Владимир Колганов.

Товаропроизводители, предприятия торговли и администрация Барнаула поддержат малообеспеченных горожан. Об этом 23 июня пишет газета "Вечерний Барнаул".

22 июня в Барнауле подписано Соглашение о сотрудничестве между городской администрацией, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности и розничной торговой сети по вопросам повышения темпов экономического роста в сфере производства продукции местными товаропроизводителями, социальной защищенности малообеспеченных граждан города на 2006 год. Срок действия данного Соглашения - один год. В течение этого времени предприятия-производители снизят отпускную цену, предприятия розничной сети города на продукцию, создаваемую предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках действия этого документа, снизят торговую надбавку. Взамен городские власти разрешили размещать на продукции местную символику - герб Барнаула, что благоприятно скажется на продвижении продукции на рынок. Впрочем, этот шаг одновременно накладывает на производителей дополнительные обязательства по обеспечению высокого качества продукции.

Администрация Барнаула, в свою очередь, окажет поддержку предприятиям, выпускающим товары социальной направленности, в том числе и в части инициирования в Барнаульской городской думе предоставления им льгот по налогам и содействия льготному кредитованию этих предприятий.

По словам главы города Владимира Колганова, подписание этого Соглашения - важный шаг в вопросах продвижения на рынок товаров местных сельхозпроизводителей и поддержки незащищенных слоев населения. "Главное, чего мы хотим достичь, подписав данное Соглашение, это чтобы на основе долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, наша деятельность была направлена на пополнение бюджета города и повышения благосостояния населения города, формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения темпов развития пищевой и перерабатывающей промышленности и сектора торговли", - подчеркнул мэр Барнаула.

Корреспонденты газеты "Алтайская правда" побывали на границе, у самого края русской земли. Издание опубликовало этот репортаж сегодня, 23 июня. "О месте, где Горный Алтай граничит с Монголией, часто говорят: "Лунный пейзаж". Здесь нет деревьев, нет травы, земля усыпана каменными глыбами, как будто только что прошел метеоритный дождь. А дороги такие, что кажется: проехать можно только на луноходе. И среди этих безжизненных просторов служат пограничники. Как живется им, мы узнали, побывав на одной из пограничныхзастав России", - пижет корреспондент газеты. Вот некоторые из его впечатлений:

"Наш автобус подскакивает на кочках, трясется, наконец за поворотом появляется небольшая площадка, на которой двухэтажное здание и высокий забор с колючей проволокой. Так в американских триллерах выглядят секретные базы.

Пограничная застава - засекреченный объект. Нас сразу предупредили: не спрашивать, сколько человек служит, какая имеется военная техника. Как будто так не видно...

Приехали! У ворот нас встречал Сергей Шишканов - начальник отделения Солонешенское (после того, как пограничную службу перевели на контракт, пограничная застава называется отделением ФСБ). "Но все равно мы - пограничники!" - с гордостью говорит Сергей Шишканов, которого по старинке называют начальником заставы.

Служат на границе в основном молодые парни 20-25 лет. Почти все деревенские ребята - круглолицые, широкоплечие, такие простые, без всяких выкрутасов. Многие сразу после срочной службы заключили контракт на три года. Узнав, что мы из Барнаула, обрадовались. 20-летний Владимир Грушников из Солонешенского района улыбается:

- Вы маме привет передавайте, в село Рыбное! Служить - нравится! Да и деньги нужны. Хочется родителям помочь. Вот закончу контракт - буду человеком, смогу себе что-нибудь купить. Будет с чего свою семью начинать...

Пограничники прямо говорят: некоторые откладывают деньги на свадьбу, кто-то на машину. А есть те, кто служит, потому что больше негде устроиться. Коля Баймуратов вырос в маленькой деревушке в Горном Алтае. Если бы после армии вернулся домой, в лучшем случае был бы пастухом: "А здесь мне нравится, я Родину защищаю!"

Пограничники-контрактники так же ходят в наряды, так же ловят контрабандистов и дежурят на вышке. Живут, правда, не в казармах, а в общежитиях (комната на двоих-троих), у многих есть свой телевизор, компьютерные приставки, плееры. Впрочем, комфорт относительный. 23-летний Михаил Павлеев говорит: "Зимой морозы за тридцать градусов и постоянно ветер. Когда возвращаешься из наряда, рук и ног просто не чувствуешь. Но это-то ерунда, вот без новых".

Сегодня, 23 июня сайт ИА "Банкфакс" опубликовал наблюдения своего главного редактора - Валерия Савинкова - относительно уголовного дела, инициированного Росохранкультурой в связи с, так называемым, "карикатурным скандалом": "Завершившийся 22 июня в Алтайском крайсуде процесс по иску Росохранкультуры к "Банкфаксу" имел целый ряд последствий, как для российского интернета, так и для всего сообщества СМИ. Пожалуй, впервые в российской истории последних лет в деле "Банкфакса" власть попыталась ликвидировать не маргинальную экстремистскую газетку, а входящее в десятку крупнейших региональных российских информагентств СМИ с почти 15-летней историей. Что при этом важно - ликвидировать сугубо формально-юридическим путем.

Правда, здесь сразу же встает вопрос - была ли это власть? И пусть никого не обманывает тот факт, что формальным истцом выступало правительственное ведомство - у Кремля, как известно, много башен, и простое наличие погон сегодня не является доказательством того, что носитель их выполняет волю кукловодов из АП. Вот и у нас - и из общих ощущений от процесса, и из полученной инсайдерской информации - возникло впечатление о том, что движущие силы и инициаторы его находились не столько в Кремле, сколько в ведомстве Генпрокуратуры. Структуре закрытой, информация о происходящем в которой почти недоступна и тесно связанной с одной из группировок Кремля - но лишь с одной...

Важным для нас представляется также то, что процесс проходил в Алтайском краевом суде - учреждении, репутацию которого подкрепляют целый ряд решений по делам, вызвавшим большой общественный резонанс (таким, как дело Щербинского). Новое решение по иску Росохранкультуры здесь показывает, что российская судебная система способна на взвешенное рассмотрение дел, невзирая на ранг истца и более того, что в ней формируются анклавы, где этот уровень существенно превышает средний по стране - что и позволяет видеть в них источник для будущего становления в России подлинно независимой судебной власти.

Касаемо содержания процесса. В ближайшее время мы опубликуем его материалы, в том числе позволившую добиться победы юридическую документацию, блистательно подготовленную представлявшим ИА "Банкфакс" на процессе юристом Юрием Холоденко. На наш взгляд, она представляет большой интерес как модельная для решения подобных споров в судах - и для СМИ, и для сайтов. Пока же позволю несколько наблюдений. В ходе процесса у меня сложилось впечатление о том, что сегодня наибольший потенциал давления на общество власть видит в эксплуатации понятия "экстремизм". Очевидно, законодательство о нем будет вскоре существенно расширено, под эту "модную фишку" будет введены деяния самого широкого толка - т.е. практически любое действие в сфере политики, медиа и вообще гражданской активности при желании власти будет относиться к экстремистским и наказываться во все ужесточающейся форме. По сути, из этого мифического для реальной жизни понятия сейчас лепится своего рода аналог сталинской "58-ой статьи", каковая при необходимости может быть применена к любому - от рассказчика анекдота о чукче, до человека имевшего смелость написать пару строк на форуме в интернете.

В этой связи наш процесс (включая ведущееся автономно уголовное следствие против Братки) показал, что российский интернет становится все более "прозрачным". Для власти. В ходе процесса еще раз было доказано, что весь массив информации, в том числе с персонализацией ее, который находится в России - при необходиомсти станет достоянием власти и будет использован против тех, на кого укажет политическая целесообразность. В целом "китаизация" Рунета в этой связи представляется совершенно неизбежной - хотя и с некими национальными особенностями.

Грамотный юридический подход еще позволяет дезавуировать сегодня претензии власти - тем более, что они, как правило, по сложившейся традиции не слишком юридически корректны. Но это явление временное. Так, например, на прошедшем суде Росохранкультуре сильно навредил тот факт, что представленное ею доказательство - распечатка сайта - не была заверена должным образом (нотариально). Теперь в этом ведомстве ведутся разговоры о том, что ему необходимо иметь "дежурного нотариуса", который по указке чиновников будет оперативно распечатывать и заверять вызвавшие их претензии интернет-документы. Закончим, однако, на оптимистической ноте. На сегодня достигнута - хоть маленькая, но победа - независимо даже от того, будет ли Росохрана опротестовывать приговор, материалы дела позволяют сформировать оптимальную для минимизации претензий власти стратегию поведения СМИ и сайтов. Более того - суд принял решение взыскать с Росохранкультуры 7000 рублей. И дело даже не с мизерной, в сущности, сумме. Сегодня 7000 рублей, а завтра наша судебная система, возможно, будет столь же легко и обоснованно взыскивать с правительства в пользу пострадавших от его действий граждан вполне адекватные суммы, характерные для европейской судебной практики. Что же касается этих денег, то я принял решение - в случае, если их удастся получить, пожертвовать их Союзу журналистов для финансирования программ по борьбе с цензурой", - заявил Валерий Савинков.