То, о чем так долго говорили "оранжевые большевики", и то, чего уже устали ждать все прочие украинские парламентарии, не говоря уже об упражнявшемся в непарламентских выражениях электорате, произошло в знаменательный день - 22 июня. - "Юлия Тимошенко торжественно объявила с парламентской трибуны о том, что коалиция демократических сил в составе БЮТ, НУ и СПУ таки создана и соответственные документы поданы в Секретариат Рады. При этом трагическую дату дня начала войны 22 июня, аналогий с которой накануне пытался избежать Роман Безсмертный, она назвала началом борьбы за демократическую Украину без коррупции. И тут сессионный зал разделился, как и вся Украина - одна его часть, аплодируя стоя, снова стала оранжевой, а другая, молча сидящая - бело-голубой, как в недалеком 2004-м", - сообщает "Главред". Тот же "Главред" заявляет в начале, что "коалиция была создана скорее вопреки, чем благодаря", а "Деловая столица" накануне напомнила, что еще немного и "Виктор Ющенко вправе распустить парламент, если тот не сподобится сформировать большинство". "Версии" в свою очередь процитировали экс-спикера Владимира Литвина, который говаривал, что "они ("оранжевые") могут объединиться лишь за пять минут до расстрела".

Следующий акт марлезианского балета - "садомазохистское" (по определению "Версий") распределение портфелей и голосование по спикеру и премьеру. Характерно, что первые (и не самые принципиальные!) разногласия наметились в тот же день и внутри самой "Нашей Украины". "За тридцать минут до начала заседания Рады состоялось короткое совещание фракции "Наша Украина", на котором были объявлены результаты распределения постов, и начался сбор подписей депутатов под текстом коалиционного договора, - сообщает украинский "Коммерсант". - Но, как выяснилось, отошедшие к фракции посты устраивали членов не всех партий, входящих в блок "Наша Украина". Представители Народного руха Украины (НРУ) и Партии промышленников и предпринимателей Украины (ПППУ) заявили, что не готовы подписывать коалиционное соглашение и демонстративно удалились на совещание". Парламентский корреспондент "Коммерсанта" поспешил донести до широкой общественности скепсис лидера регионалов: "Заминка со сбором подписей в "Нашей Украине", БЮТ и СПУ стала поводом для объявления получасового перерыва в самом начале заседания. Примечательно, что сразу после перерыва лидер Партии регионов Виктор Янукович еще более уверенно утверждал, что "оранжевая" коалиция - это миф. - Вы уже второй день подряд говорите, что у них не хватает голосов... - заговорил с ним корреспондент Ъ. - Вот увидишь! Я знаю, что им негде их взять, - улыбнулся в ответ господин Янукович. - Даже если они что-то там подпишут, это не будет значить, что они смогут за что-то голосовать".

Собственно, полный список "раздерибаненных" портфелей приводит "Украинская правда". "Экономические известия" решились на предварительный анализ: "Судя по предварительной схеме раздела постов, "Наша Украина" практически самоустранилась от участия в правительстве, Соцпартию просто "подвинули", а БЮТ щедро отсыпали более половины всех должностей. Помимо вожделенного Юлией Тимошенко премьерского кресла, в ведении БЮТ оказались экономический и топливно-энергетический блоки правительства. Похоже, "Наша Украина" сознательно пошла на этот шаг с целью позже "повесить всех собак" на союзников. Поскольку уже сейчас понятно, что бюджетный процесс может быть провален (политологи даже опасаются, что коалиция, буде она создана, развалится при принятии финплана страны), а ситуация с энергоносителями - на грани катастрофы. Эксперты прогнозируют лютую зиму (пересмотр газовых соглашений с Россией, о котором заявила г-жа Тимошенко, усугубит ситуацию). К тому же "Наша Украина" настояла на том, чтобы правительство вместо традиционной программы руководствовалось коалиционным соглашением. Это означает, что у г-жи Тимошенко не будет годичного иммунитета, который она получила бы после одобрения парламентом программы деятельности Кабмина (впрочем, в прошлый раз его наличие не спасло г-жу Тимошенко). Видимо, по этой же причине у БЮТ оказался и пост аграрного министра (ему придется решать, как с наименьшими потерями для села вступить в ВТО, и что делать с мораторием на продажу сельхозугодий)".

Перспективы Соцпартии в самом деле плачевны, как следует из того же анализа: "СПУ придется довольствоваться только одной весомой должностью - первого вице-премьера, на которую претендует Иосиф Винский. У Валентины Семенюк отберут Фонд госимущества (она до последнего надеялась на сохранение поста его председателя). Последнее, по мнению политологов, серьезно ударит по финансированию партии. А значит, в случае падения правительства г-жи Тимошенко, "Наша Украина" возьмет СПУ голыми руками. С оппозицией дела сложнее. Ей пообещали посты первого вице-спикера, первых замов глав комитетов, председателя Счетной палаты и комиссию по контролю за процессом приватизации. Однако, по словам Людмилы Кириченко, в тексте коалиционного соглашения о представительстве Партии регионов в комитетах нет ни слова. Между тем, "оранжевым" не стоило бы так обижать "синих". В условиях нестабильного "минимального большинства" в 240 мандатов без поддержки оппозиции не удастся принять ни одного документа, требующего одобрения 300 голосами".

Впрочем большинство аналитиков прогнозируют внутренний сбой уже на первом "пакетном голосовании" по спикеру и премьеру. Драматургию действа красочно расписывают "Версии": "В сессионный зал вносят кандидатуру спикера. Раздаются бюллетени для тайного (ну, мы с вами взрослые люди и понимаем, насколько оно "тайное") голосования. А по умолчанию премьер - Юля. Вот и встретились два одиночества. Какая абсолютная радость! Какое блаженство! Вот куда хочется опустить после всего пережитого бумажку? Имеются в виду люди в белом. Зайчики со значками. Пушистые кролики. Прекрасно понимаю, с чем связано появление кандидатуры Петра Алексеевича Порошенко. Если он останется без спикерства, то часть "Нашей Украины" ни в жизнь не проголосует за Юлию Владимировну". "Интересно, а сколько попыток отводится коалиции на избрание спикера? Зная особенности психологии ряда товарищей, с первого раза может не получиться", - заключает автор "Версий" и предлагает задуматься над "темой роспуска". "Трибуна" объявляет интерактивный опрос: сколько продержится "оранжевая коалиция". Более половины голосов распределились между позициями "две недели" и "два месяца". Больше полугода дают только отчаянные шутники. "Политэ" предполагает, что "президент уволит Тимошенко традиционно осенью", автор "Украинской правды" предсказывает, что при таком раскладе "у БЮТ и СПУ всегда будет искушение что-нибудь натворить и списать это на Порошенко" и что Порошенко будет "чудесным объектом сброса всего негатива в случае недоразумений или проколов всей коалиции. Народ в основной своей массе легко поверит в то, что именно Порошенко стал основным фактором пробуксовки правительственной коалиции...". И что характерно, протимошенковский "Обозреватель" наперед продемонстрировал, как именно будет это делать, заведомо усомнившись в успехе и заранее свалив все на того же Порошенко.

Между тем, часть изданий уже озаботилась первыми же заявлениями Тимошенко "по газу". Так, "ProUa" констатирует, что, "не успев получить кресло премьер-министра, Юлия Тимошенко в свойственной ей игривой манере заявила о том, что газовые договоры Украины и Российской Федерации нуждаются в глубокой проверке и последующем пересмотре". "Тем не менее, по словам лидера БЮТ, это необходимо сделать "в дружественном режиме", - пишет издание. - Такие отношения в газовых вопросах, считает "леди Ю.", должны быть не только с Россией, но и с другими странами, в частности с Туркменистаном. Похоже, г-жа Тимошенко так увлеклась созданием коалиции, что пропустила последние важнейшие события нефтегазового рынка". События эти таковы, продолжает далее автор "ProUa", что Украине не светит платить меньше, чем вновь заявленная цена для Белоруссии (200 долларов за тысячу кубометров). "На фоне этой картины Юлия Тимошенко убеждена в необходимости пересмотра газовых договоренностей с Россией. Конечно, если подходить к вопросу только с той точки зрения, что существующие договоренности неправильны априори лишь потому, что они существуют, инициатива "почти премьера" имеет право на жизнь. Однако на практике она может привести к тому, что, преследуя цель изменить договоренности, мы получим газ не по 95 долларов за тысячу кубов, а по 200". Затем следует перечень возможных сценариев: "Ситуация "Газпром" vs. Минск показывает, что, повышая цену на газ, Москва прощупывает почву для получения контроля над газотранспортными системами. Ведь один из вариантов получить более дешевый газ - это отдать собственную газотранспортную систему России. Такие предложения уже поступали Грузии, Молдавии и Белоруссии. И пока все эти страны дали отпор попыткам российского газового монополиста взять под свой контроль чужие газопроводы. Для Тимошенко это один из возможных вариантов достижения задекларированной цели. Договоренностей с Туркменистаном достичь не удастся, поскольку прямых транспортных связей между странами не существует, а на строительство любого газопровода из Туркменистана на Украину в обход России потребуется около 3 лет. За это время высокие цены на газ похоронят экономику страны. Вторым вариантом решения "газовой" проблемы для Тимошенко является форсирование процесса создания ЕЭП с надгосударственной надстройкой. Хотя прагматизм Москвы в последнее время достиг своего апогея и даже союзная Беларусь попала под ценовой удар "Газпрома", возможно, такой шаг Украины мог бы, пусть даже ненадолго, спасти ситуацию. Третьим вариантом договориться с Россией о дешевом газе для Тимошенко остается "реализация" личной харизмы. Как известно, большие успехи в политике нередко достигаются за счет межличностных отношений. Однако, учитывая течение времени и то, что визуально-имиджевый брэнд Тимошенко действует на Украине несколько по-другому, чем в России, можно с грустью констатировать, что и на этом фронте возможности Леди Ю сильно преувеличены. В этом контексте "дружественный режим" в отношении с "братской Россией" - это разве что обмен улыбками в ходе переговоров, после которых цена на газ официальный Киев наверняка неприятно удивит. Таким образом, сам процесс внесения изменений в действующие соглашения для Тимошенко более важен, чем, собственно, результат. Ведь ситуация на рынке свидетельствует о том, что единственными реальным изменением в договоренностях может стать исключение компании "РосУкрЭнерго" из схемы поставок газа. Однако это не повлияет на цену, которая формируется рынком и имеет явный тренд к росту".

"Реакцию "Газпрома" на заявление Тимошенко фиксирует "Деловая неделя" (вслед за "РБК-Украина"): Долгожданный визит делегации российского "Газпрома" в Украину может не состоятся, хотя НАК "Нафтогаз Украины" и рассчитывал сегодня провести с ним переговоры по сотрудничеству в газовой сфере. Об этом журналистам сообщил сегодня высокопоставленный представитель украинской компании. Мы сегодня ждали Рязанова и Медведева, но после вчерашних заявлений Юлии Владимировны они могут и не приехать", - передает "РБК-Украина" со ссылкой на источник. "Я еще не имею информации о подтверждении их визита", - сказал он". И та же "Деловая неделя", а вместе с ней и "ProUa" отмечают, что в преддверии нового отопительного сезона Украина теряет поддержку ЕС в "газовой войне" с Россией: "Во время предновогоднего газового противостояния Украины и России Европа пыталась соблюдать нейтралитет. Хотя именно такой позицией оказывала поддержку Киеву. Ведь отключение Украины от газа Москва аргументировала желанием обеспечить топливом европейских потребителей. И даже критика украинцев со стороны Австрии и Италии не имели широкого резонанса среди чиновников ЕС. Теперь же, с приближением нового отопительного сезона, ситуация, похоже, начинает меняться. И не в пользу "основного транзетера и гаранта европейской стабильности" - Украины. На прошлой неделе в возможностях Киева быть "надежным партнером" засомневался экс-канцлер Германии Герхард Шредер. "Для обеспечения безопасности поставок российского газа в Европу следует сократить его транспортировку через Украину", - заявил немец. С одной стороны, данное заявление экс-канцлера можно расценить как поддержку строительства Североевропейского газопровода, комитет акционеров которого возглавляет Шредер. А сам СЕГ является очень приоритетным проектом на сегодняшний день для Кремля. Однако обвинить Шредера в "зачитывании российского пресс-релиза" было бы не совсем верно. Тем более сам экс-канцлер не заинтересован в возобновлении разговоров на родине о его исключительно лоббистской функции для России. По мнению немецких политологов, Шредер озвучил желание местных предприятий иметь надежные поставки газа. Тем более что аналогичные слова начали звучать и из уст руководства германского концерна Rurhgas. А в самой в Германии понимают, что доля российского газа на их внутреннем рынке будет увеличиваться, и Берлин пытается выстроить максимально партнерские отношения с Москвой. Однако вслед за Германией о своих сомнениях насчет способности выполнить Украиной транзитные функции вчера заговорил и второй самый крупный потребитель российского газа в Европе - Италия. Правда, пока итальянский премьер Романо Проди аргументирует свою обеспокоенность существованием рисков со стороны Украины информацией, полученной от российского президента. Однако c авторитетом Проди в политической элите ЕС можно прогнозировать, что о "проблемах" с Украиной "Газпрому" удастся "проинформировать" многих европейских чиновников. Кстати, тему украинских ПХГ "Газпром" активно (и, главное - удачно) использовал в начале месяца на энергетическом конгрессе в Амстердаме. Что отразилось на страницах европейских СМИ, конечно, уже без восторга "от победившей демократии".