"Все золото "Полюса".

("Красноярский рабочий" 06.11.02)

Золотопромышленной компанией "Полюс" отныне владеют норильчане.

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", в прошлом месяце ГМК "Норильский никель" приобрел полный пакет акций (100 процентов) самого крупного в России производителя золота - ЗАО "Полюс".

На днях там избран новый состав совета директоров. В него вошли председатель комитета торгово-промышленной палаты РФ Валерий Рудаков, генеральный директор ЗАО "Полюс" Владимир Совмен и представители от ГМК "Норильский никель" - начальник правового управления Денис Морозов и два заместителя генерального директора - Александр Перов и Олег Лобанов. Возглавил совет директоров Валерий Рудаков, ранее занимавший пост первого заместителя министра финансов, начальника Гохрана РФ.

"Парализация гиганта".

("Красноярский рабочий" 06.11.02)

На ОАО "Красноярский завод прицепной техники" начата консервация производства убыточных видов техники.

В первую очередь закрывается производство прицепов и полуприцепов, которое долгое время являлось основным для предприятия. Отмечено, что в нынешнем году объем продаж снизился до 17 миллионов рублей в месяц. Сегодня завод теряет ежемесячно около восьми миллионов рублей, что в конечном итоге может привести к банкротству предприятия. К причинам приостановки основного производства машиностроители относят значительную удаленность от основного рынка потребителя, находящегося в европейской части страны. При этом железнодорожные тарифы на перевозки за два года увеличились более чем в два раза. Повлиял и заниженный курс доллара, что привело к наводнению рынка более дешевыми подержанными импортными аналогами. Но самая главная причина - отсутствие мер по поддержке отечественного машиностроителя.

Тем не менее завод продолжает жить. Инструментальное и кузнечное производства пока будут работать по-прежнему, выполняя заказы Министерства путей сообщения и ОАО "Красноярский завод комбайнов". У предприятия достаточно средств, чтобы бесконфликтно законсервировать производство убыточных видов продукции, выплатить зарплату и выходное пособие рабочим, которые оставят свои места, а также принять все меры по их трудоустройству на других предприятиях краевого центра.

"Бюджет суров, но он бюджет".

(Геннадий Айвазов "Красноярский рабочий" 06.11.02)

В минувший понедельник в Лесосибирск, где уже несколько дней работает представительная комиссия краевой администрации, съехались главы северных городов и районов.

Они представили на рассмотрение специалистов главного финансового управления проекты бюджетов своих территорий на 2003 год. Заседание комиссии проходило в закрытом для прессы режиме. По словам некоторых руководителей территорий, основное и достаточно жесткое требование краевых чиновников - это верстка главных финансовых документов на основе собственных доходов. В то же время со стороны края прозвучало обещание полного исполнения тех статей бюджета, которые будут защищены и закреплены.

Между тем сложное положение с выплатой долгов по зарплате городским коммунальникам побудило главу Лесосибирска попросить депутатов собраться на внеочередную сессию. Обсуждался только один вопрос - где найти деньги, чтобы погасить задолженность работникам городского ЖКХ. Администрация предложила депутатам внести изменения в бюджет на 2002 год. Суть их не нова - взять у одних и отдать другим. Решили забрать деньги у учителей. Теперь финансирование системы образования в Лесосибирске уменьшится на 8 миллионов рублей. Не удивительно, что педагоги были неприятно удивлены. Депутаты же назвали действия администрации "финансовой недисциплинированностью", но при этом дружно проголосовали за такую корректировку бюджета.

К слову, на 5 ноября работники предприятий лесосибирского жилкоммунхоза назначали пикетирование здания городской администрации. Основные требования к властям чисто экономические - повысить оплату труда (в частности увеличить ставку первого разряда работников котельных с 460 до 660 рублей). По просьбе главы города, который пообещал встретиться с коммунальниками и удовлетворить их требования, акция была отменена в связи с приездом в город губернатора края. Если требования тружеников ЖКХ не будут выполнены, с 10 ноября в коллективах пройдут собрания по организации однодневной предупредительной забастовки.

"Призрачный или прозрачный?".

(Константин Коваленко "Вечерний Красноярск" 06.11.02)

Всю последнюю неделю Александр Хлопонин работает в таком же режиме, как и в избирательную кампанию: за несколько дней побывал во многих районах нашего огромного края (на Таймыре для этого нужен был вертолет), посетил самые крупные города, встретился с главами местного самоуправления и обсудил с ними проект бюджета на следующий год. В Минусинске с руководителями южных районов, в Ачинске - западных, 3 ноября в Канске - восточных, а вчера в Лесосибирске - с "северами". Осталось лишь совещание с главами центра в Большой Мурте (туда он отправился сегодня, накануне праздника), после чего все замечания и предложения будут внесены и бюджет передадут на рассмотрение депутатам Законодательного собрания.

Впервые формирование рабочей части бюджета происходит при непосредственном участии руководителей местного самоуправления. Губернатор считает, что нужно совместно с главами согласовывать прогнозы и расчеты бюджетов отдельных территорий, а лишь потом составлять реальную схему главного финансового документа края. Везде участники совещаний отмечают, что это правильный шаг новой администрации.

КАНСКИЕ ЛЬВЫ

В воскресенье Хлопонин посетил Канскую табачную фабрику, контрольный пакет акций которой принадлежит администрации края. Оценив ситуацию, губернатор сказал: "При повышении акцизов через полтора года это предприятие, если в него не вливать инвестиции, может стать банкротом. Нужно искать деньги".

Вместе с мэром Канска Сергеем Гуровым Хлопонин открыл долгожданную школу и возглавил заседание ассоциации глав местного самоуправления "Восток". В работе совещания также участвовали и.о. первого заместителя губернатора Лев Кузнецов, заместители губернатора Сергей Сокол, Николай Глушков, Татьяна Давыденко, начальник главного финуправления Александр Новак, депутаты Законодательного собрания и Госдумы.

Губернатор заявил: "В крае можно вводить внешнее управление, так как он является неплатежеспособным. По всем нормативам он должен быть донором. В этом году мы упустили работу с Федерацией, не попали ни в один инвестиционный проект, ни в одну федеральную программу". Основные причины кризиса вызваны дефицитом кредиторской задолженности в размере 11,5 млрд рублей, текущим дефицитом бюджета в 5 млрд рублей, неурегулированностью отношений внутри ТЭК между угольщиками, энергетиками и финансово-промышленными группами, непрозрачностью формирования энергетических тарифов и фиктивным формированием бюджетов в предыдущие годы.

Все 16 "восточных руководителей" пришли к выводу, что входить в 2003 год нужно с бюджетом и стараться сделать так, чтобы он был максимально реальным.

На состоявшемся после совещания брифинге губернатор подчеркнул: "Бюджет будет реальным по доходам и реальным по расходам. Без дефицита, потому как будет запрет на увеличение кредиторской задолженности. Все федеральные законы, касающиеся ветеранов, пенсионеров и детей, буду выполнены в полном объеме".

Хлопонин также планирует провести ряд мероприятий, направленных на сокращение предприятий-банкротов, которых на сегодняшний день в крае насчитывается около 2,5 тысячи. По его мнению, на вывод региона из кризиса потребуется от 6 до 12 месяцев.

Депутат Заксобрания Раиса Кармазина, присутствовавшая на совещании, сказала, что главы восточных городов и районов поддержали и одобрили программу администрации края в формировании бюджета 2003 года. "Они понимают, что необходимо жить по средствам".

Хлопонин удивился реакции глав на проблему децентрализации заработной платы: "Когда я предложил децентрализовать зарплату, заложить ее в бюджет и фонд финансовой поддержки, все главы обратились ко мне с просьбой не делать этого. Я хорошо их понимаю. Они опасаются остаться крайними в случае задержек". Заработная плата - многоканальный источник, соответственно, здесь необходимо убирать перекрестное субсидирование, к примеру зарплату медиков выносить из ФОМС и переносить ее четко в расходную часть бюджета, считает губернатор.

Отсутствует и конкретная схема вычисления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому, по мнению главы края, все расчеты и экономические показатели как местных бюджетов, так и краевого должны быть прозрачными.

"ТЫ ПРОСТО НЕ УМЕЕШЬ ИХ ГОТОВИТЬ"

В ходе совещания Хлопонин обозначил, что приоритетным вопросом является энергетика. Красноярский край - один из нескольких регионов России, где самая дешевая энергия. "Мы этим просто не умеем пользоваться", - подчеркнул губернатор.

Главы районов согласились с его решением о подписании пакетного соглашения между энергетиками и угольщиками, по которому взаимные долги должны быть реструктурированы, а энерготарифы зафиксированы на длительный период. Хлопонин настаивает на снижении тарифов за электроэнергию для населения и бюджетных организаций.

Тут же Александр Геннадиевич покритиковал "Красэнерго" за низкую температуру в помещении новой школы, где проводилось совещание, и пообещал взять под личный контроль ситуацию с ограничением подачи тепла.

"ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО"

Обсуждался вопрос и о перспективах развития лесной отрасли в крае, которая по своим параметрам сопоставима с нефтяной. Хлопонин отметил, что на сегодняшний день край владеет 15% российских запасов леса.

Раньше в крае существовало 50 предприятий, которые перерабатывали около 22 млн кубометров деловой древесины в год, и уровень их рентабельности составлял около 48%. Сегодня - более двух тысяч предприятий перерабатывают всего около 6 млн кубометров древесины в год, а рентабельность менее 4%. При этом сложилось два клана - лесозаготовители и переработчики. Система лицензирования и контроля их деятельности, регулирования тарифов не является прозрачной. Это привело к появлению огромного количества фирм-однодневок, так называемых "воруй лес", которые просто вывозят с территории края и налоги, и "зеленое золото". Хлопонин отметил, что уже в апреле следующего года будет сформирована программа развития лесной отрасли.

РИСКОВАННОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

На заседании с главами восточных районов не был затронут лишь вопрос о сельском хозяйстве. Видимо, потому, что уборка урожая там уже закончилась, да и да сих пор у губернатора нет заместителя, курирующего эту отрасль. Однако в ближайшее время у Хлопонина запланировано отдельное совещание, где будет обсуждаться этот вопрос.

Сейчас край принимает активное участие в госпрограмме интервенции по зерну. Хлопонин надеется, что в. следующем году край получит значительное количество средств из федерального бюджета для регулирования состояния зернового фонда. В конце января 2003 года ожидается визит в край министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, в ходе которого будут обсуждаться пути вывода села из кризиса.

Пока шли совещания, журналисты побывали на предприятиях города, посетили Канский дом ребенка, в котором живут сироты до трехлетнего возраста. Большинство при живых родителях. Этих детишек приезжают усыновлять даже из-за рубежа. Захотелось спросить у Хлопонина о демографической ситуации в крае. Он ведь лично обещал ее улучшить. Но на серьезном брифинге такой вопрос задать не получилось, и я его пока оставил при себе.

"Бюджет на 2003 год будет жестким, но реальным".

("Красноярские новости" 06.11.02)

Так оценивают бюджет на следующий год буквально все участники прошедшего в Ачинске совещания. Вместе с тем заместитель губернатора Татьяна Давиденко обещает, что все защищенные статьи будут профинансированы, хуже, чем раньше, не будет.

На совещании были определены основные приоритеты бюджета на 2003 год. В его формировании прежде всего исходили из потребностей районов. По словам главы Назаровского района Виктора Раздуева, губернатор достиг с главами районов реального взаимопонимания. Расхождения с губернатором нет. У сегодняшней команды есть понимание проблем и путей их решения.

Губернатор подтвердил обещания погасить задолженность по заработной плате, на что до конца года потребуется 4,700 миллиардов рублей. Вместе с тем уровень оплаты услуг ЖКХ в Красноярском крае в 2003 году составит 90% от реальных затрат. По словам Хлопонина, это является основным требованием, предъявляемым краю в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития. "Без соблюдения федеральных стандартов мы не можем рассчитывать на нормальную работу с Федерацией, на субвенции и кредиты, необходимые краевому бюджету". Также планируется заложить в краевом бюджете до 6 млрд. рублей на помощь населению в ходе реформы ЖКХ. Это будут субсидии для жителей края, которые будут определяться с зависимости от уровня доходов, а также адресные компенсации: "Мы же не можем допустить, чтобы малообеспеченные семьи платили 40% за квартиру, а за все остальное - как все, 90%", - заявил Хлопонин.

"Восток поддержал жесткий бюджет...".

(Ольга Воронежская "Сегодняшняя газета" 06.11.02)

В МИНУВШЕЕ воскресенье губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и исполняющие обязанности его заместителей посетили Канск. Там они познакомились с рядом производственных объектов, провели совещание с руководителями крупных и средних предприятий, которое касалось промышленной политики краевых властей в регионах края, в частности, перспектив развития деревообрабатывающей отрасли. А на совещании глав местных администраций восточной группы были рассмотрены проблемы и перспективы развития края, состояние бюджета нынешнего года и его перспективы на 2003 год.

"Экономика Красноярского края находится в реальном кризисе, - выступая перед районными и городскими главами, сказал Александр Хлопонин. - Этому есть объективные причины: изменения налогового законодательства и "перетяжка" многих налоговых платежей в федеральный бюджет; неблагоприятная ситуация на международном рынке металлов и, как следствие, уменьшение доходной части; удаленность региона от основных рынков сбыта, влекущая дополнительные транспортные расходы, и многое другое".

К субъективным причинам Хлопонин отнес конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, конфликты между финансово-промышленными группами, резкое уменьшение налогоплательщиков из-за их перехода в состояние банкротства, затянувшиеся конфликты между угольщиками и энергетиками. Таким образом, бюджет 2002 года не являлся реальным документом. В нем дутые доходы и дутые расходы с 15 млрд. рублей дефицита. Например, скрытое перекрестное финансирование не позволяет, как оказалось, посчитать реальную задолженность бюджетникам, затраты ЖКХ и многое другое. На сегодня консолидированная кредиторская задолженность составляет 11,5 млрд. рублей. Край, по сути, неплатежеспособен.

Красноярск напридумывал собственные программы и стандарты вместо того, чтобы жить по федеральным стандартам. О приведении их в соответствие в свое время было подписано соглашение между Минфином и Александром Лебедем. В итоге край не попал ни в одну инвестиционную федеральную программу, экономические аспекты региона на федеральном уровне практически не были представлены. К этому добавляется развал энергобаланса на территории края: никто сегодня не знает, сколько краю необходимо энергии, и тому подобное.

В существующей ситуации районы края оказались также перед фактом нереального бюджета. И на совещании с главами администраций восточной группы районов Александр Хлопонин прямо поставил вопрос: в 2003 год краю входить с бюджетом или без него, поскольку бюджет должен быть экономически просчитанным, а за две недели практически невозможно создать методологию учета бюджета территории. Все главы были единодушны во мнении: в новый год необходимо входить с бюджетом, причем максимально реальным.

Итак, бюджет должен быть реальным, бездефицитным. Приоритеты бюджета должны быть направлены на социальную защиту населения, поэтому в нем определяются своевременная выдача заработной платы - 100%, расчет текущих платежей энергетикам - 100%, оплата угля - 100%, выделение субсидий для населения - 100%, выполнение федеральных социальных программ - 100%. Все остальные затраты бюджетных статей будут финансироваться по остаточному принципу. Жесткий бюджет должен быть принят всего на год, за который предстоит серьезно разобраться в финансово-экономической ситуации.

Уже сейчас можно говорить о намерении серьезной ревизии всех внебюджетных фондов, сокращении их расходной части. До конца года должен быть подписан пакет соглашений между энергетиками и угольщиками, в результате чего будут сняты многие вопросы жизнеобеспечения края. Банкротство предприятий также подвергнется пристальному вниманию краевых властей. Качество управления предприятиями, находящимися в краевой собственности, администрация Хлопонина намерена значительно повысить. "Мне непонятно, по какому принципу осуществляется их управление, с этим еще предстоит серьезно разобраться", - отметил Хлопонин. И добавил, что жесткий бюджет - это не бюджет за счет населения:

- У Красноярского края есть громадный потенциал. Это кадры, люди. Это богатейшие месторождения. Это дешевая электроэнергия (мы просто этого не знаем и не умеем пользоваться, потому что мешают различные энергоконфликты). Но при условии строгого выполнения жесткого бюджета на 2003 год край в состоянии реализовать свой потенциал и выйти из затяжного кризиса.

"Руки на поясе. Ну, хотя бы не на горле".

(Юрий Чигишев "Комок" 06.11.02)

У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий. Это нормально, в жизни всегда есть на что пожаловаться. Тут, правда, у нас глава края и глава города на прошлой неделе смешали жидкий суп с мелким жемчугом. Получилось экзотично. Александр Хлопонин сообщил о необходимости затягивать пояса на всех мыслимых и немыслимых местах. Петр Пимашков выразил неудовольствие тем, что все еще мало у нас культурки, вот специалистов по бразильским карнавалам совершенно негде взять. Вроде бы и тот и другой о дефиците говорили - но какая разница. Если учитывать, что наш новый губернатор реализует сейчас совместную программу Хлопонина - Пимашкова - Глазьева, так оно совсем интересно. Социальное партнерство в плане сокращения расходов бюджета, посвященное строительству Триумфальной арки в Красноярске.

НОВЫЕ ПЕСНИ О СТАРОМ

Губернатор Хлопонин впервые присутствовал на сессии Законодательного собрания Красноярского края. Встреча прошла в теплой, дружественной обстановке. Большинство народных избранников после выступления Хлопонина не могли сдержать эмоций и высказывались очень принципиально - мол, сильно нам повезло с губернатором, чрезвычайно выдающийся человек и прочее в том же духе. Не то, что был предыдущий. Как ни странно, в основном это были те, кто при Лебеде был его опорой и надеждой. Общую благостную картину чуть не испортил депутат Абакумов. Он попытался узнать, кто будет получать плату за недра - край или Таймыр. Вопрос сочли провокационным и не заслуживающим ответа. Сами же депутаты осудили неуместное любопытство. Действительно, думать же надо - из-за какой-то мелочи, миллиарда рублей, портить отношения с администрацией.

Собственно говоря, выступление Хлопонина ничего особенного в себе не содержало. Помнится, Александр Лебедь в 1998 году озвучил те же самые тезисы. Насчет кризиса, насчет радужных перспектив - далеких - и необходимости затянуть пояса - сейчас. Единственное, на что стоило бы обратить внимание, - по всем правилам хорошего управленческого тона этап "валить все на предшественника" наступает после неудачной попытки реформировать что-то. Может, это такая домашняя заготовка - поменять местами этапы.

САМО СЕБЯ

Как-то незаметно прошло у нас очередное совещание мэров городов Сибири и Дальнего Востока. А напрасно. Градоначальники обсуждали в общем-то интересные вещи. Казалось бы, слово "реформа" у нас имеет только один смысл - уничтожение. И есть только одно исключение - когда говорят о реформе управления, здесь имеется в виду дальнейшее размножение и процветание. Так нет же, новая концепция предусматривает много интересных штук, по отдельности безобидных, но в сумме - делающих проблематичным само существование местного самоуправления. Пока что президент предлагает местным самоуправителям подумать - стоит ли их выбирать или лучше назначать. Не установить ли жесткие нормативы отчислений, чтобы справедливо было. Правда, справедливость в бюджетной реформе сводится к тому, чтобы богатых не стало, Насчет бедных сказано невнятно, но по всему видно, что их тоже должно не стать.

Что характерно, совещание проходило в нашем городе, председательствует нынче в АСДГ наш мэр Пимашков - и при том ничего внятного именно от красноярцев не прозвучало. Напрасно" Потому что все аргументы, которые приводились в пользу реформирования, будто у нас и взяты. Например, взаимоотношения администрации и представительных органов. Можно посмотреть, в каком положении находится городской Совет, и не надо больше никаких аргументов. Богатейший опыт накопили. Пусть и негативный.

ЛЮДИ БОДРОЙ ВОЛИ

Вот говорят - стабильности нет. Есть стабильность. В отдельно взятой отрасли. Конфликт угольщиков и энергетиков абсолютно точно совладает с сезонными циклами. Чем холоднее становится на улице, тем горячее этот конфликт. И ведь что отрадно - он абсолютно не зависит от того, кто нынче краем управляет, кто акциями владеет, кто президентом страны работает. Вероятно, это уже условный рефлекс, они так на холод реагируют.

Впрочем, есть в нынешнем обострении одна особенность - оно может стать хроническим. Энергетики в процессе реформирования, угольщики вообще непонятно в каком процессе, вплоть до расформирования. Никаких долгосрочных, да даже и краткосрочных обязательств быть не может. Что особенно неприятно - гарантов найти тоже сложно. Краевой бюджет, по крайней мере, таковым служить не может. Других гарантов на территории нет и быть не может. Край действительно не может покупать уголь и тепло. Вот разве что взять... Просто есть такие подозрения, что в краевой собственности есть половина государственного пакета "Красноярскэнерго". Но почему-то до сих пор этот крупный собственник никак и ничем себя не проявлял. Предпочитая роль потерпевшего. Или взять тех же угольщиков - какие были интересные схемы использованы при продаже угольной компании. Хотя зачем - всегда есть третий вариант. Красноярцы овациями встретили предложение платить 90 процентов за коммуналку. Так и за тепло будут платить с радостью. Главное - популярно объяснить. Не заплатил - замёрз. Все мы люди доброй воли, чего там.

"Жить будем плохо".

(Василий Казарин "Комок" 06.11.02)

Бездефицитного бюджета не получится. Губернатор будет делать умное лицо и объяснять - почему не получилось. Его клевреты будут объяснять еще убедительнее. Тем, кто не понял, объяснят популярно. Для этого тоже есть люди. Определенные. Как все похоже! Считанные годы тому назад назначенный заместителем губернатора края, курирующим бюджет. Александр Сараев свою карьеру в Красноярске начал красиво. Заявил о том, что бюджет будущего года будет бездефицитным. Дескать, будем жить бедно, но гордо. Кое-что из этого вышло. Жили бедно, никакой гордости не испытывая. А потом и вовсе расходы воспарили над доходами, и идея крякнула.

Не хочется обвинять губернатора Хлопонина в плагиате, но он начал с того же. Как честный человек и народно избранный губернатор, он не может позволить себе роскошь дефицитного бюджета. Бюджет должен быть "реальным и жестким". Надо признать, до сих пор он был нереальным. Не только по мнению Хлопонина. Не секрет, что в администрации Лебедя сидели не очень высокие профессионалы, а главное - действия их никак не соотносились между собой. Потому неразбериха и бесконечные корректировки. Даже неожиданный профицит не смогли поделить по-человечески. Никому от этого профицита пользы не случилось, хотя могла бы. Вышел один сплошной скандал.

Что в цифрах и фактах означает бездефицитность краевого бюджета?

Во-первых, губернатор Хлопонин признал кредиторскую задолженность в размере 11 млрд рублей. Во-вторых, предложил "кинуть" кредиторов. Нефтяной компании "ЮКОС", например, край должен за бензин 400 млн рублей. Угольщикам - 500 млн рублей. Еще более миллиарда предстоит выплатить Минфину. Новый губернатор намерен провести переговоры со всеми вышеупомянутыми, чтобы добиться реструктуризации. Хлопонин не исключает, что прийти к какому-то положительному результату ему удастся только после принятия проекта бюджета на следующий год. В общем, так или иначе, но означенным компаниям он уже как бы намекнул: денег своих они не увидят. Скорее всего. Или увидят, но не скоро. Реструктуризация называется.

В-третьих, губернатор твердо обещал обеспечить некоторые расходные статьи независимо ни от чего. Платить зарплату бюджетникам - это свято, - финансировать медицину, школы... Другое будет финансироваться по остаточному принципу. Под "другое" подпадает много чего в той же социальной сфере. Культура, например. Чем она провинилась?

В-четвертых, возможно снижение тарифов на электроэнергию. При условии, что губернатор уговорит Кузичева (на самом деле, думаю, Потанин - Чубайса) о реструктуризации долгов краевого бюджета энергосистеме. Оказывается, мы должны за свет, просто никто нам об этом раньше не говорил. Но вот уговорит ли? Если нет, значит, снижения не будет.

На сессии ЗС губернатор сказал, что даже отпущенный законом бюджетный дефицит в 15% недопустим для края, живущего в кризисе. Независимо от губернатора и. о. начальника Главфинуправления Александр Новак сообщил журналистам, что доходная часть бюджета края будущего года составит 34 млрд. рублей, а расходная - 37 млрд. Что-то не очень получается бездефицитно. Расходы превышают доходы. Либо надо увольнять и. о. Заместителя губернатора, либо корректировать собственные заявления.

Чем еще порадовал на сессии губернатор, так это сообщением о неминуемом повышении платы за жилье. Ну, на чиновничьем языке это называется платой за коммунальные услуги - какая разница? Будучи кандидатом в губернаторы, Хлопонин обещал, что доля оплаты населением коммунальных услуг не повысится. Теперь, ссылаясь на Федерацию, губернатор заявил о повышении этой доли с 40% до 90%. Аргумент - иначе в правительстве с нами просто не станут разговаривать. Хорошо бы уточнить: разговаривать о чём? О выделении каких - то субсидий? Так вроде в момент предвыборного азарта речь шла об экономическом рывке, который край вполне способен совершить. Давайте рванём, Александр Геннадьевич, и на фиг нам Кремль! Чего стесняться-то?

Не можем мы рвануть. Есть предвыборные обещания, а есть реалии. Не выйдет у нас бездефицитного бюджета. Таковы обстоятельства.

"Рифы для тарифов".

(Сергей Лорин "МК в Красноярске 06.11.01)

Уже в этом году в крае может произойти нечто небывалое: в разгар отопительного сезона будут не повышены, а снижены энерготарифы для населения. Этим "пугает" губернатор Хлопонин, который на последней сессии ЗС заявил, что, дескать, уже провел соответствующие переговоры с энергетиками и угольщиками, и до конца ноября намечено подписание соответствующего пакетного соглашения.

Понятно, что Чубайса и его энергетическое королевство, постоянно жалующееся на нехватку денег, одними уговорами на столь беспрецедентный шаг не подтолкнуть. Что мог посулить энергетикам красноярский губернатор?

В первую очередь - содействие в реструктуризации взаимных долгов между ведомствами Кузичева и Мисевры. И то, и другое сегодня должны друг другу астрономические суммы, которые тяжким бременем висят на счетах. Не исключено, что Хлопонин предложил схему выруливания из кредитного тупика при посредничестве края. Кроме того, как стало известно, внимание губернатора привлекла чудовищная рентабельность, закладываемая в расчетах энергетиками - для некоторых предприятий отрасли она достигает 70 - 80 процентов. "По нашему мнению, рентабельность не должна превышать максимум 30 процентов", - СЧИТАЕТ Хлопонин. Эта процентная разница также могла служить на переговорах предметом торга.

По версии некоторых аналитиков, энергетиков заставили "пойти на попятную" и гораздо более cерьезные аргументы. В связи с этим вспоминается слух, который усиленно циркулировал несколько МЕсяцев назад: якобы "Норильский никель" активно скупает акции "Красноярскэнерго" и, по некоторым оценкам, успел аккумулировать в своих руках до 4 процентов акций. Тогда "норильчане" отрицали обоснованность подобных разговоров, но делали это как-то вяло и неубедительно...

До сих пор северяне не принимали заметного участия в управлении красноярской энергосистемой, однако в любой.момент они могут напомнить о своих правах акционеров (если слух, конечно, соответствует действительности). В преддверии грядущей реструктуризации РАО "ЕЭС России" спорить с крупным держателем акций было бы, мягко говоря, легкомысленно. Возможно, этими соображениями и руководствуется Анатолий Чубайс, открыто поддерживавший на губернаторских выборах Хлопонина, и готовый сегодня идти ему навстречу.

Впрочем, тактика борьбы Хлопонина с Чубайсом населению малоинтересна. Важен результат: если снижение энерготарифов, реально ощутимое на обывательских кошельках, произойдет, - это станет первой победой Хлопонина на губернаторском посту.

"Сварочный аппарат".

(Ирина Максимова "МК в Красноярске" 06.11.02)

Похоже, в краевом парламенте зреет переворот. Депутаты вздумали создать противовес спикеру Александру Уссу - назначить руководителя аппарата ЗС (такая должность, кстати, предусмотрена законодательством). Тем самым планируется поставить председателя Заксобрания на место - то самое, которое он и должен занимать изначально: координировать деятельность депутатов, будучи равным среди равных (а не начальником над всеми), председательствовать на сессиях и представлять ЗС на "высоких встречах".

По заверению авторов идеи, которая уже обсуждалась на одной из предыдущих сессий, сегодня весь штат ЗС, насчитывающий около полутора сотен человек, работает только на одного, от силы на двух (если считать зама спикера Анатолия Ромашова) человек. Спикер принимает на работу аппарат - спикеру он и подчиняется. От чего якобы страдают депутаты: на их столы, например, документы, чаще всего, попадают лишь вечером накануне сессии - разумеется, до утра ознакомиться с ними не в силах даже обладатель таланта скорочтения.

По мнению некоторых народных избранников, раздрай в работе технического и хозяйственного персонала ЗС особенно заметен во время отпуска Александра Усса. Не исключено, что последний отъезд спикера из Красноярска стал и последней каплей в переполненную чашу терпения парламентариев.

Немаловажную роль сыграла и недавняя кампания по избранию главы края. Даже противники внесения поправок в закон о регламенте не отрицают: "Депутаты не простят спикеру губернаторские выборы, когда большинство их помощников yшли в отпуск без содержания и работали на предвыборный штаб Усса, тем самым на несколько месяцев застопорив работу Заксобрания".

Однако лукавят депутаты. И те, вторые выступают "за" введение в штат ЗС новой единицы, и те, кто "против". Первые лукавят, утверждая, что личность Александра Усса здесь ни при чем, и "появление руководителя аппарата минимизирует властные полномочия спикера вообще". Как в таком случае они могут объяснить то, что критическая ситуация назрела именно сейчас; при председателе Уссе, когда он потерпел оглушительное фиаско на выборах, когда разразились слухи о расколе в ЗС? Другими словами, парламентарии не в первый раз заварили кашу, которая вряд ли принесет пользу народу, их избравшему: есть сомнения, что эффективность работы депутатов повысится.

Но и противники новой должности лукавят, когда пытаются скрыть возможности руководителя аппарата ЗС: мол, нет ничего политического в чисто хозяйственной, непубличной должности. В таком случае непонятно, почему один из "наиболее часто упоминаемых в прессе" чиновников - руководитель аппарата администрации президента Александр Волошин? И почему до сих пор в народе помнят Николая Трошкина - экс-руководителя аппарата Госдумы?

Впрочем, дело даже не в популярности. Народные избранники, к сожалению, в большинстве своем рвутся в парламент не из альтруистских соображений: разрабатывать и принимать законы на радость народу. Гораздо важнее денежка премии, льготы, служебные автомобили и дачи - другими словами, атрибуты престижа, распределяемые как раз... руководителем аппарата. Владея таким рычагом управления умами парламентариев, можно легко определять и политические настроения.

Сдается, перед Александром Уссом впервые столь серьезно замаячила угроза потери реальной власти. Ведь, надо полагать, он тоже в своё время жаждал должности спикера не ради получения исключительного права определять повестки и регламент сессий.

"План "барбарусса".

("МК в Красноярске" 06.11.02)

Губернатор нейтрализовал замыслы "наших"

От наблюдательных глаз, следивших за ходом последней сессии Законодательного собрания края, не ускользнуло, что кроме самого спикера отсутствовали и другие лидеры "наших" (Востров, Пащенко и Клешко). Поверить в случайность "прогула" именно этих депутатов очень сложно. А потому аналитики поспешили выдвинуть версии происшедшего. По мнению большинства из них, "Наши" во главе с Уссом планировали, максимум, - сорвать процедуру согласования первых заместителей и начальников ГУРЭПа и ГФУ: на сессии депутаты едва-едва набрали кворум. А минимум - если процедура все же состоится, - не брать на себя ответственность за согласование этих чиновников. Злые языки поговаривают, что в недрах проуссовской организации (вернее, того, что от нее осталось) все еще зреют оппозиционные настроения - насколько они состоятельны, возможно, выяснится через два-три месяца. Для этого Уссу и необходимо отследить и зафиксировать как можно больше ошибок в работе нового губернатора и его заместителей. Критикуя последних, всегда можно сказать: "Мы их не согласовывали!" Однако план Усса (если таковой вообще существует) провалился. Как известно, вопрос "по замам" Александр Хлопонин "вычеркнул" из повестки буквально в последний момент. Следовательно, о бессмысленности своей "затеи" спикер узнал лишь накануне сессии, и, возможно, просто не успел вернуться из Москвы.

Через две недели, по предварительным данным, Александр Хлопонин намерен вновь вынести на рассмотрение краевого парламента вопрос о согласовании заместителей. Как себя поведут отсутствовавшие на последней сессии народные избранники, неизвестно. Но вряд ли они повторят свой "финт". Теперь это выглядело бы по меньшей мере смешно.