ИА REGNUM публикует полную версию доклада эксперта аналитического центра "Кавказ" Ашота Егиазаряна, представленного на круглом столе "Региональная политика России 90-х годов и сегодня". Мероприятие организовано Южнокавказским филиалом Фонда развития "Кавказский институт демократии" в Ереване 15 июня.

Россия традиционно является крупным поставщиком газа, электроэнергии и сырья в страны СНГ, а в последние годы она становится еще и влиятельным инвестором в этом пространстве. Российские компании держат значительные доли во многих нефтегазовых, энергетических и металлургических компаниях стран СНГ, что обеспечивает Москве существенные экономические и политические рычаги в этих странах. В последние годы за владение рынков и активов в ближнем зарубежье стали бороться и российские телекоммуникационные компании. На пути экономической экспансии стоят некоторые ведущие российские производители молочных продуктов и крупные машиностроительные корпорации. Самыми активными, вместе с тем с политической точки зрения, влиятельными экономическими субъектами в пространстве СНГ выступают ''Газпром'' и РАО ''ЕЭС России''. Во многих странах СНГ электроэнергетическая монополия РАО ''ЕЭС России'' имеет достаточно сильные позиции, а российский газовый гигант является основным поставщиком природного газа и владельцем контрольного пакета акций национальных газовых компаний.

В этом контексте страны Южного Кавказа не исключение. Однако, реализуемые в регионе геоэкономические проекты, в которых российская сторона практически не участвует, выступают в роли ограничителя на пути экспансии российского капитала, в связи с чем позиции российских компаний здесь сравнительно слабы.

Две республики из трех южнокавказских государств, Азербайджан и Грузия являются разными звеньями одной и той же геоэкономической цепочки, участниками единого энергетического коридора Восток-Запад, предназначенного для реализации стратегии разведки, добычи и транспортировки углеводородов Каспийского бассейна через Южнокавказский коридор в обход России и Ирана. Жесткая логика пролаживания коридора обуславливает такую же жесткую специализацию Азербайджана и Грузии в международном разделении труда. Львиная доля иностранных инвестиций в этих странах вкладываются именно в разведку, добычу и транспортировку углеводородов, и связанные с ними вспомогательные производства и сферы услуг.

Учитывая реалии сложившейся геоэкономической конструкции в регионе, можно предполагать, что в последующие 10-15 лет экономики Азербайджана и Грузии будут подчинены интересам западных нефтяных компаний. Одновременно, нет оснований предполагать, что позиции российских компаний в Азербайджане и Грузии усилятся до такого уровня, что повлияют на экономическую ориентацию этих стран. Наоборот, их позиции со временем могут значительно ослабиться.

В настоящее время позиции ''Газпрома'' и РАО ''ЕЭС России'' в Азербайджане не назовешь сильными и прочными. В рамках соглашения с ''Газэкспорт'' Азербайджан из Российской Федерации получает около 5 млрд. кубометров среднеазиатского газа в год. В ближайшие годы скорее всего обьем поставляемого газа из России в Азербайджан сократится за счет собственных газовых ресурсов Азербайджана и других источников (Азербайджан планирует в ближайшем будущем довести поставки иранского газа в страну до одного милиарда кубометров в год). Что касается деятельности РАО ''ЕЭС России'' в азербайджанском направлении, то надо отметить, что компания в этой стране не имеет контроля не над энергетическими мощностями, не над электрическими сетями. Сотрудничество РАО ''ЕЭС России'' и Азербайджана ограничивается взаимной торговлей электроэнергией и планами относительно транзита электроэнергии российской компанией в Турцию и Иран.

Основная сфера российских инвестиций в Азербайджане, как и в случае западных инвестиций - это нефтегазовый сектор. Проводником российских интересов в этой области выступает транснациональная нефтяная компания ''Лукойл''. Суммарный инвестиционный вклад ''ЛУКойла'' в различные сектора экономики Азербайджана, включая благотворительные вклады, составляет примерно $700 млн. Этот показатель значительно уступает не только западным, но и турецким инвестициям. Более того, по сути большая часть этих инвестиций была портфельной.

В Азербайджане ''ЛУКойл'' участвовал в четырех проектах по добыче нефти и газа. В 2003 году компания вышла из перспективного проекта ''Азери - Чираг - Гюнешли'', продав свою 10-процентную долю в проекте японской Inpex за 1,375 млрд. долл., и решила сфокусировать свое внимание на тех проектах и контрактах в Азербайджане, в которых она является оператором. Отметим, что став в 1994 году участником данного проекта с долей участия 10%, ''ЛУКойл'' вложила в него $400 млн., в то время, как чистая прибыль компании за эти годы составила почти $850 млн. В соответствии с этим критерием ''ЛУКойл'' хотела выйти и из проекта ''Шах-Дениз'', но ей это просто не удалось. В ''Шах-Дениз'' ЛУКОЙЛ входила через свою ''дочку'' - LUKAgip, которой принадлежит 10% в проекте. До прошлого лета долей в 50% LUKAgip владела итальянская Agip (''дочка'' ENI), и прежде чем выкупить долю итальянцев, ЛУКОЙЛ сама намеревалась продать свою долю LUKAgip. Однако она не смогла договориться с потенциальными покупателями о цене и, поскольку Agip была решительно настроена на выход из проекта, была вынуждена приобрести ее долю.

''ЛУКойл'' вышла также из проекта ''Говсаны-Зых'', так как компания так и не смогла договориться с правительством страны об условиях освоения этого блока месторождений.

Таким образом, в настоящее время, ''ЛУКойл'' работает всего в двух азербайджанских проектах - ''Шах-Дениз'', из которого есть намерение выйти и Д-222 (Ялама-Самур). Причем по последнему проекту есть угроза невыполнения стратегических планов по добыче. Так, по результатам бурения первой скважины в сентябре 2005 года на блоке Ялама промышленных притоков нефти не получено.

Общий обьем российских инвестиций в экономику Грузии оценивается от $100 до $200 млн., а по некоторым оценкам, в которых учитываются так называемые офшорные инвестиции - до $500 млн. и более. Основная доля инвестиций приходится на энергетический сектор. Крупными инвесторами являются компания ИТЕРА и РАО ''ЕЭС России''. Газпром является монопольным поставщиком газа в страну.

ИТЕРА владеет газораспределительной сетью Грузии, за исключением столичного "Тбилгаза", а также взамен накопившегося долга за неуплату поставок электроэнергии и газа, контролирует руставский химический комбинат "Азот".

РАО "ЕЭС России" принадлежат 75% акций тбилисской энергораспределительной компании ТЭЛАСИ, выкупленные россиянами у американской корпорации AES в августе 2003г. В пакет этого приобретения РАО также входят два энергоблока тбилисской ГРЭС общей мощностью 600 МВт, 50% акций AES-Transenergy, осуществляющей экспорт электроэнергии из Грузии в Турцию, и права на управление Храм ГЭС - двух агрегатов мощностью 113 и 110 МВт. По оценкам энергетиков, таким образом РАО "ЕЭС России" тогда получила контроль над 20% генерации и 35% сбыта электроэнергии в Грузии.

Грузинские власти стремятся снизить свою энергетическую зависимость от России и в этом вопросе они получают поддержку Запада. В принципе эта задача может быть решена в среднесрочной перспективе.

Грузия богата возобновляемыми гидроэнергоресурсами. В советские времена использовались приблизительно 25% существующих гидроресурсов. В течение советского периода общая мощность энергетических обьектов Грузии составила 4700 мвт, из которого 2700 МВТ приходилось на гидроэлектростанции, а 2000 мвт - на тепловые электростанции.

В настоящее время Грузия использует только 1700 мвт энергетической мощности, производит около 7 млрд. и потребляет чуть более 8 млрд. квт/ч электроэнергии в год. Дефицит электроэнергии покрывается за счет импорта из России и Армении.

Гидроэнергетические возможности Грузии достаточны не только для обеспечения внутренних нужд страны, но и имеют значительный экспортный потенциал. Проблема заключается в нехватке финансовых средств. Часть гидроэнергетических обьектов или не достроены или находятся в аварийном состоянии и требуют существенных восстановительных работ.

Задачу снижения зависимости от поставок газа через территорию России, Грузия намеривается решить в рамках проекта ''Шах-Дениз''. Участниками проекта планируется, что Южно-Кавказская газопроводная система Баку-Тбилиси-Эрзрум, которая кстати является составной частью проекта "Единый энергетический коридор Восток-Запад", будет задействована в конце текущего года.

По сравнению с инвестиционным аспектом российкого экономического присутствия в Азербайджане и в Грузии, в торговом отношении позиции России в этих странах выглядят более сильными. Это обьясняется прежде всего следующими факторами:

Россия является самым доступным экспортным рынком для многих стран СНГ из-за низкого уровня конкурентоспособности товаров этих стран на западных рынках. С другой стороны, российские товары из-за их дешевизны становятся более популярными во многих странах СНГ. Помимо этого, в рамках СНГ заключены межгосударственные соглашения по свободной торговле, что также способствует росту взаимной торговли. В этом отношении российско-азербайджанские и российско-грузинские экспортно-импортные сделки более ярко выражают данное явление. Азербайджан и Грузия не имеют в структурном отношении разнообразных и развитых секторов производства и поэтому сильно зависят от экспорта немногочисленных видов товаров (в случае Азербайджана - это в основном нефть и нефтепродукты, ограниченные виды сельскохозяйственных и пищевых продуктов, а в случае Грузии - металлолом, вино, минеральная вода, сельскохозяйственное и минеральное сырье) и от импорта широкой номенклатуры товаров потребительского и производственного назначения. Фактически это отражается в структуре российско-азербайджанского и российско-грузинского товорооборота.

В 2005 году товарооборот внешней торговли Грузии со странами СНГ достиг $1,4 млрд., что составляет 42% полного торгового товарооборота. В последние годы этот показатель колебается в пределах 45-50%. Первое место среди крупных торговых партнеров Грузии традиционно заняла Россия. Торговый товарооборот с Россией $538 млн., что составляет 16% от полного товарооборота внешней торговли Грузии. Доля ЕС в товорообороте страны составила 25%.

Товарооборот между Россией и Азербайджаном по итогам 2005 года превысил 1 млрд. долларов. Россия является вторым торговым партнером Азербайджана после Италии, уступая последнему исключительно из-за нефтяного экспорта в эту страну. Россия в импорте Азербайджана занимает первое место.

Однако, при рассмотрении внешнеторговых отношений надо учитывать, что торговые отношения, если они не закреплены соответствующими межфирменными кооперационными отношениями, не устойчивы и сильно зависят от конъюктуры политических, экономических и социальных изменений (а они именно такими и являются в случае российско-азербайджанских и российско-грузинских отношений).

Армения занимает уникальное положение на Южном Кавказе. Армения не участвует в региональных нефтегазовых проектах, в ее экономику не вкладываются инострание инвестиции, а страна не имеет доходов, связанных с реализацией региональных нефтегазовых проектов. Однако, Армения за последние 10 лет сумела обеспечить довольно высокие ежегодные показатели экономического роста. В течение последних пяти лет показатель среднего роста ВВП превысил 12%. В отличие от Азербайджана и Грузии экономика Армении в структурном отношении более разнообразна и продвинута. Иностранные инвестиции в экономику Армении, хотя по объему и невелики, осуществляются не конкретно в одной сфере, а во многих сферах экономики, что позволяет обеспечивать сбалансированный экономический рост. В отличие от соседних республик в Армение динамично развивается малый и средний бизнес. В 2005 году удельный вес сферы малого и среднего бизнеса составил 40% ВВП. Внешнеторговые отношения Армении более диверсифицированы, экономика глубже интегрирована в мировую экономику и менее зависима от стран СНГ. По итогам 2005 года доля стран СНГ во внешнеторговом обороте Армении составила 25,4%, доля стран ЕС - 35%, доля России - 13% ($353 млн.). По этому показателью Россия является торговым партнером Армении номер один. Однако, в последние годы доля России во внешнеторговом обороте Армении снижается. Если в экспорте Армении Россия в 2001году заняла 1-ое место, то в 2002-2003гг. - 3-е место, а в 2004-2005гг. - 4-ое место.

Армения успешно развивает импортозамещающие отрасли экономики. В силу некоторых обстоятельств Армения вынуждена развивать экспортно-ориентированные отрасли с высокой добавочной стоимостью. В ближайшие годы высокий экономический рост будет обеспечиваться преимущественно в условиях внедрения инновационного режима экономики. Уже намечается рост инвестиционных потоков в экономику страны. За последние 15 лет иностранные инвестиции в экономику Армении составили более $2 млрд., из которого $500 млн. - в 2005г. Такой же объем иностранных инвестиций ожидается и в текущем году. Уровень внутренних инвестиций в 2005 году достиг $500 млн. Из $2 млрд. инвестиций $1,6 млрд. - это прямые инвестиции. По данным организации ''Heritage Foundation'' Армения лидирует среди стран СНГ по показателью экономической свободы. По этому показателю из 45-ого места в 2002году Армения поднялась на 27-е место в 2006году среди 161 стран мира. По версии Forbes Армения - лучшая среди стран СНГ с точки зрения инвестиционной привлекательности.

По сути, в долгосрочной перспективе именно Армении суждено стать локомотивом регионального экономического развития. По мере уменьшения значения нефтяного фактора Азербайджана и усиления финансово-экономического потенциала Армении, мы будем свидетелями формирования новогого регионального экономического порядка.

Что касается российских прямых иностранных инвестиций в экономику Армении, отметим, что в настоящее время по их объемам Россия занимает ведущее место. Объем российских прямых инвестиций превышает $400 млн. Этот показатель значительно увеличится за счет недавно приобретенного Газпромом активов 5-ого блока Разданской ТЭС. Хотя российские инвестиции в экономику страны теоретически можно считать разнообразными и привести много примеров удачных бизнес-проектов, в том числе с участием этнических инвестиций, их основная часть практически приходится на энергетический сектор. Исключение составляет приобретение ''РусАл'' - ом одного из крупнейших предприятий страны - фольгопрокатного завода "Арменал".

В настоящее время Россия является монопольным поставщиком газа в республику, под управлением российской компании находится Мецаморская АЭС, работающая на российском топливе и вырабатывающая до 40% потребляемой в республике электроэнергии, российский капитал контролирует газоснабжение страны, в собственности РАО ''ЕЭС России'' находятся ЗАО ''Электросети Армении'', Севано-Разданский гидроэнергетический каскад, Разданская ТЭС, на которую приходится около 30% всех электрогенерирующих мощностей республики.

Однако, Россия не единственная страна, с которой Армения развивает энергетическое сотрудничество. В настоящее время Армения эффективно расширяет энергетическое сотрудничество с Ираном. Построены две линии ЛЭП по 200 МВт каждая. Тегеран готов к строительству третьей линии, которая позволит довести объем взаимообмена электроэнергией с нынешних 400 МВт до 1000 МВт. Предусматривается участие Ирана в ряде проектов, связанных с реконструкцией и строительством ГЭС, рассматривается возможность поставки в Армению нефти и нефтепродуктов.

Первые поставки газа из Ирана в Армению запланированы на начало 2007 года. Объем планируемого потока иранского газа в Армению в начальной стадии составит 1,1 млрд кубометров в год, а с 2009 года - 2,3 млрд., то есть больше, чем поставляемый газ ''Газпромом'' в настоящее время.

В планах правительства республики относительно развития энергетического сектора предусматривается строительство новой атомной станции, что поднимет на качественно новую ступень энергетическую безопасность страны.

Конечно, энергетический сектор имеет стратегическое значение и его контроль российским капиталом сушественно повышает экономическое и политическое влияние России. Однако в перспективе, лишь инвестиции в экспортоориентированные отрасли экономики Армении могут стать основой для долгосрочного сотрудничества как в двухстороннем, так и в региональном формате.