15 июня Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) отмечает пятилетие со дня основания. Как известно, организация возникла на базе "Шанхайской пятерки" (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), сложившейся в связи с заключением между этими странами Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 г.) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.). Однако история ее создания корнями уходит в 1964 г., когда начались пограничные переговоры между КНР и СССР. Одной из первых задач "Шанхайской пятерки" стало разрешение так и оставшихся на момент ее основания приграничных территориальных споров. 14-15 июня 2001 года в Шанхае состоялась встреча глав шести государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и присоединившегося к ним Узбекистана, на которой было объявлено о создании ШОС - нового регионального объединения.

Накануне юбилейного саммита "завистники", по выражению Владимира Путина, выступили на полосах западных изданий с "обличающими" заголовками: "Антибушевский альянс"; "Царские" мечты Путина"; "Клуб диктаторов неумолимо набирает силу"; "Саммит медведя и дракона"; "Опаснейший союз, о котором мало кто знает"... Основной лейтмотив публикаций - деятельность ШОС направлена против Соединенных Штатов, и ее надо бояться. В данной связи интересен материал ведущего научного сотрудника по исследованию России и Евразии, а также по международной энергетической безопасности Фонда "Наследие" Ариэля Коэна в The Heritage Foundation, во многом выражающий общий тон публикаций. Вот лишь некоторые выдержки из статьи: "Соединенным Штатам следует внимательно следить за сближением Ирана с ШОС, поскольку оно может указывать на растущую координацию между Москвой, Пекином и Тегераном... На Шанхайском саммите Соединенным Штатам следует внимательно наблюдать и за другими антиамериканскими событиями. В прошлом году ШОС, подталкиваемая Россией и Китаем, приняла резолюцию с требованием ухода США с авиабазы Карши-Ханабад в Узбекистане... В нынешнем году Россия продиктовала Киргизской Республике условия продления сдачи в аренду Соединенным Штатам единственной остающейся у них в Средней Азии крупной авиабазы в аэропорту "Манас", вблизи столицы Бишкек... Есть и хорошие новости в отношении ШОС. Соединенные Штаты расширяют свои связи с Казахстаном, важным добытчиком нефти, который проводит в регионе самую либеральную экономическую политику... К сожалению, большинство государств Средней Азии пошли другим путем и остаются в основном под влиянием Китая и России. Нет никаких сомнений в отношении намерений Китая и России в Средней Азии: установить контроль над природными ресурсами и сдержать американское влияние в регионе. Растущие мощь и влияние ШОС свидетельствуют о том, что они, возможно, в этом преуспевают...".

Далее г-н Коэн приходит к выводу: Вашингтон должен искать пути для установления диалога с организацией. По мысли эксперта, Соединенные Штаты могут сдержать возвышение ШОС, например, продемонстрировав Пекину, что Россия втягивает его в антиамериканский блок. "Соединенным Штатам следует также поощрять демократизацию, защиту прав собственности и экономическую политику свободного рынка в Казахстане и, насколько это возможно, в других странах ШОС, особенно в Киргизстане и Таджикистане. Накопление богатств в регионе будет в большой мере препятствовать возвышению радикального ислама. Определенная доза современного светского образования и поощрение более миролюбивых вариантов ислама, таких, как мистический суфизм, также помогли бы делу... В противном случае Соединенные Штаты рискуют получить еще одно унижение от рук Москвы и Пекина...".

Итак, Америка испугалась возможного роста ШОС. Идея Нурсултана Назарбаева о победе евразийства (объединение ШОС, ЕврАзЭС, СВМДА) уже не кажется пустой мечтой. ШОС все больше воспринимается общественностью не как механизм проникновения Китая в Центральноазиатский регион, а как механизм уравновешивания геополитического влияния США. Особую тревогу Вашингтона вызывает возможное расширение организации. Несмотря на то, что Монголия вообще не стремится к изменению своего статуса наблюдателя, поскольку опасается роста давления Пекина, а одновременное вступление Пакистана и Индии вызывает много сомнений из-за постоянной конфронтации двух стран. Отдельный вопрос, который беспокоит Запад - Иран. Однако Иран беспокоит не только Запад. Китай также не сильно приветствует вступление Тегерана в ШОС и перекладывание ядерных проблем исламской республики на плечи организации. Россия же, несмотря на инициирование, в свое время, иранского вопроса в ШОС, также не спешит с выводами. И даже если Иран все же примут в организацию, на всякий случай Министр обороны России Сергей Иванов уже сделал заявление о том, что свои проблемы Иран должен решать сам: "Маразматические идеи о том, что ШОС станет на защиту Ирана, я отметаю сразу". Казалось бы, чего опасаться? Но США серьезно испугались и угроз ШОС принять в свои ряды Белоруссию со столь нелюбимым на Западе Александром Лукашенко.

Китай. У Китая своя игра в рамках ШОС. Безусловно, по видению Пекина, страны, расположенные непосредственно по периметру границ Китая, должны находиться под китайским влиянием. К тому же Пекин беспокоит вопрос Тайваня, от планов воссоединения которого с КНР силой Китайская компартия не отказалась. Однако, несмотря на все эти "беспокойства", китайско-американские отношения сегодня сильно диверсифицированы и развиты. Сегодня новой экономической стратегией Китая, направленной на превращение страны в глобальную экономическую сверхдержаву, соответствует новый внешнеполитический курс. Его суть состоит в выстраивании партнерских стратегических отношений с США как единственной сверхдержавой и в повышении глобальной и региональной роли Китая при помощи механизмов многосторонней дипломатии. Китай никогда не входил в военно-политические союзы. Это не свойственно китайской военной истории, поэтому Пекин весьма осторожно относится к разговорам об усилении подобной функции ШОС. Однако речь может идти не совсем о военно-политическом союзе. Особенностью антитеррористической деятельности на пространстве ШОС по сравнению с афганской кампанией и событиями в Ираке является то обстоятельство, что здесь речь идет не о войне с правительством, поддерживающим терроризм, а о взаимодействии с легитимным правительством той или иной страны Центральной Азии, на территории которой действуют террористические силы. Проблема Тайваня для Китая, как уже было сказано, остается. Именно она мешает развитию стратегических отношений Пекина с США, которые не прекращают политические контакты с островом. Есть и иные проблемы. Пока в области ракетно-ядерных технологий Китай делает ставку на использование уже существующего потенциала, однако рывок Пекина так же не за горами, и это тоже не будет позитивно воспринято Вашингтоном. Таким образом, Китай по причине своих внутренних интересов, не завязанных на США, крайне зависим от ШОС.

Россия. Российские интересы в рамках ШОС противоречивы. Помимо решения старых задач (борьба с наркотрафиком, контрабандой оружия и проч.), Москва заинтересована в превращение ШОС из сугубо региональной в международную организацию, чтобы отвечать на вызовы времени. Речь идет, например, о чеченском терроризме, который уже стал международным явлением. Сможет ли Москва, в таком случае, уговорить Китай на конфронтацию с Западом - это один вопрос. Гораздо более резонный вопрос в этом случае - сможет ли сама Россия при такой открытой постановке проблемы усидеть на двух стульях одновременно: между западом и востоком. Это помешает планам Москвы по интеграции с НАТО и прочими международными организациями. В этой связи символичность и особую значимость нынешнему саммиту ШОС придает тот факт, что он состоится до заседания "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Таким образом, Россия примет G-8 с козырями от ШОС или без них. В контексте европейского развития России можно говорить и о переформатировании организации в более открытую структуру с широким составом стран-наблюдателей и прямых участников. Данный вариант позволит Москве играть ключевую роль в создании глобальной системы евразийской безопасности, похитив мечту у Казахстана. Не стоит сбрасывать со счетов и постепенное усиление военной мощи ШОС: уже сегодня участники организации готовы совместно применять силу "для парирования новых вызовов и угроз, особенно международного терроризма, и, прежде всего, таких его проявлений, которые отличаются масштабностью, технической изощренностью, использованием самых современных видов оружия и информационных технологий".

Казахстан. Интересы национальной безопасности Казахстана требуют создания единого оборонного пространства с Россией, Узбекистаном и Киргизией. Задача создания коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) впервые в широком и конкретном плане была обсуждена на состоявшемся в мае 2001 г. саммите государств СНГ - членов Договора коллективной безопасности (ДКБ, позже преобразованного в ОДКБ). Бесспорно, главным приоритетом Астаны также являются прибыльные экономические проекты, способные подпитывать амбициозные планы руководства республики. В этой связи Казахстан особое внимание обращает на Китай и его потенциал. Казахстан представляет собой важный транзитный узел, посредством которого соединяются Западная Европа, Ближний Восток и Северная Африка. А для стран Центральной Азии экономические контакты с провинциями и городами Китая являются предпосылкой и гарантией для их превращения в активных членов Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Как, пример, соединение китайской железнодорожной сети с казахстанской (т.н. азиатско-европейский континентальный мост) является стратегически важным выходом к Тихому океану для стран Средней Азии. Китай же, в свою очередь, готов способствовать развитию торговых связей государств Центральной Азии с Японией, Южной Кореей и странами Юго-Восточной Азии. Кроме того, другие страны СНГ и Европы тоже могли бы через Казахстан и Китай развивать экономическое сотрудничество с АТР.

***

Для стран Центральной Азии и России "расширенный" формат ШОС позволит интенсифицировать процесс создания новых маршрутов поставки нефти и газа в направлении рынков КНР и Южной Азии. И здесь имеет смысл вернуться к словам Ариэля Коэна: "Нет никаких сомнений в отношении намерений Китая и России в Средней Азии: установить контроль над природными ресурсами и сдержать американское влияние в регионе...". Сегодня эксперты возвращаются к идее построения некоего "Энергетического клуба" в рамках ШОС, который бы помог развиваться рынку Центральной Азии: о своих серьезных запросах заявляют такие потребители, как Китай, Южная Корея, Индия. И потребности этих стран будут только возрастать. Тогда как в том же Узбекистане разработана стратегическая программа геологоразведочных работ на нефть и газ на период 2005-2020 гг., которая предусматривает наращивание запасов углеводородов в объеме 1,15 млрд. тонн условного топлива. Планируется увеличение и запасов газа. Подобное развитие ШОС не мешает России вести двусторонние переговоры и работать с тем же Китаем по экономическим проектам. Примером тому может служить строительство при участии России Тяньваньской АЭС. В дальнейшем, с присоединением Ирана, ШОС будет контролировать почти все мировые запасы газа. И несмотря на дальнейшее развитие сотрудничества с США, Китай не будет готов выйти на тот уровень взаимодействия, который имеют с США Япония и Южная Корея. К тому же, все нарастающая мощь Пекина все больше раздражает Вашингтон и в дальнейшем это раздражение может лишь обострять существующие противоречия, тот же Тайваньский вопрос. Пока России удается "рулить" в ШОС, продвигая принципиальные для Москвы инициативы и документы. Но с каждым днем, при стремительном росте Китая, делать это будет все труднее. Но Дракон хоть и сильный, но управляемый. Главное, в этом случае, управляя Драконом, неуклюже не потерять один из стульев, или не упасть со всех разом. Если этого не произойдет, США действительно безвозвратно проиграют в евразийской энергетической политике.