Екатерина Евсеева: Америка боится ШОС
15 июня Шанхайская организация сотрудничества (
Накануне юбилейного саммита "завистники", по выражению
Далее г-н Коэн приходит к выводу: Вашингтон должен искать пути для установления диалога с организацией. По мысли эксперта, Соединенные Штаты могут сдержать возвышение ШОС, например, продемонстрировав Пекину, что Россия втягивает его в антиамериканский блок. "Соединенным Штатам следует также поощрять демократизацию, защиту прав собственности и экономическую политику свободного рынка в Казахстане и, насколько это возможно, в других странах ШОС, особенно в Киргизстане и Таджикистане. Накопление богатств в регионе будет в большой мере препятствовать возвышению радикального ислама. Определенная доза современного светского образования и поощрение более миролюбивых вариантов ислама, таких, как мистический суфизм, также помогли бы делу... В противном случае Соединенные Штаты рискуют получить еще одно унижение от рук Москвы и Пекина...".
Итак, Америка испугалась возможного роста ШОС. Идея
Китай. У Китая своя игра в рамках ШОС. Безусловно, по видению Пекина, страны, расположенные непосредственно по периметру границ Китая, должны находиться под китайским влиянием. К тому же Пекин беспокоит вопрос Тайваня, от планов воссоединения которого с КНР силой Китайская компартия не отказалась. Однако, несмотря на все эти "беспокойства", китайско-американские отношения сегодня сильно диверсифицированы и развиты. Сегодня новой экономической стратегией Китая, направленной на превращение страны в глобальную экономическую сверхдержаву, соответствует новый внешнеполитический курс. Его суть состоит в выстраивании партнерских стратегических отношений с США как единственной сверхдержавой и в повышении глобальной и региональной роли Китая при помощи механизмов многосторонней дипломатии. Китай никогда не входил в военно-политические союзы. Это не свойственно китайской военной истории, поэтому Пекин весьма осторожно относится к разговорам об усилении подобной функции ШОС. Однако речь может идти не совсем о военно-политическом союзе. Особенностью антитеррористической деятельности на пространстве ШОС по сравнению с афганской кампанией и событиями в Ираке является то обстоятельство, что здесь речь идет не о войне с правительством, поддерживающим терроризм, а о взаимодействии с легитимным правительством той или иной страны Центральной Азии, на территории которой действуют террористические силы. Проблема Тайваня для Китая, как уже было сказано, остается. Именно она мешает развитию стратегических отношений Пекина с США, которые не прекращают политические контакты с островом. Есть и иные проблемы. Пока в области ракетно-ядерных технологий Китай делает ставку на использование уже существующего потенциала, однако рывок Пекина так же не за горами, и это тоже не будет позитивно воспринято Вашингтоном. Таким образом, Китай по причине своих внутренних интересов, не завязанных на США, крайне зависим от ШОС.
Россия. Российские интересы в рамках ШОС противоречивы. Помимо решения старых задач (борьба с наркотрафиком, контрабандой оружия и проч.), Москва заинтересована в превращение ШОС из сугубо региональной в международную организацию, чтобы отвечать на вызовы времени. Речь идет, например, о чеченском терроризме, который уже стал международным явлением. Сможет ли Москва, в таком случае, уговорить Китай на конфронтацию с Западом - это один вопрос. Гораздо более резонный вопрос в этом случае - сможет ли сама Россия при такой открытой постановке проблемы усидеть на двух стульях одновременно: между западом и востоком. Это помешает планам Москвы по интеграции с НАТО и прочими международными организациями. В этой связи символичность и особую значимость нынешнему саммиту ШОС придает тот факт, что он состоится до заседания "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Таким образом, Россия примет G-8 с козырями от ШОС или без них. В контексте европейского развития России можно говорить и о переформатировании организации в более открытую структуру с широким составом стран-наблюдателей и прямых участников. Данный вариант позволит Москве играть ключевую роль в создании глобальной системы евразийской безопасности, похитив мечту у Казахстана. Не стоит сбрасывать со счетов и постепенное усиление военной мощи ШОС: уже сегодня участники организации готовы совместно применять силу "для парирования новых вызовов и угроз, особенно международного терроризма, и, прежде всего, таких его проявлений, которые отличаются масштабностью, технической изощренностью, использованием самых современных видов оружия и информационных технологий".
Казахстан. Интересы национальной безопасности Казахстана требуют создания единого оборонного пространства с Россией, Узбекистаном и Киргизией. Задача создания коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) впервые в широком и конкретном плане была обсуждена на состоявшемся в мае 2001 г. саммите государств СНГ - членов Договора коллективной безопасности (ДКБ, позже преобразованного в
***
Для стран Центральной Азии и России "расширенный" формат ШОС позволит интенсифицировать процесс создания новых маршрутов поставки нефти и газа в направлении рынков КНР и Южной Азии. И здесь имеет смысл вернуться к словам Ариэля Коэна: "Нет никаких сомнений в отношении намерений Китая и России в Средней Азии: установить контроль над природными ресурсами и сдержать американское влияние в регионе...". Сегодня эксперты возвращаются к идее построения некоего "Энергетического клуба" в рамках ШОС, который бы помог развиваться рынку Центральной Азии: о своих серьезных запросах заявляют такие потребители, как Китай, Южная Корея, Индия. И потребности этих стран будут только возрастать. Тогда как в том же Узбекистане разработана стратегическая программа геологоразведочных работ на нефть и газ на период 2005-2020 гг., которая предусматривает наращивание запасов углеводородов в объеме 1,15 млрд. тонн условного топлива. Планируется увеличение и запасов газа. Подобное развитие ШОС не мешает России вести двусторонние переговоры и работать с тем же Китаем по экономическим проектам. Примером тому может служить строительство при участии России Тяньваньской АЭС. В дальнейшем, с присоединением Ирана, ШОС будет контролировать почти все мировые запасы газа. И несмотря на дальнейшее развитие сотрудничества с США, Китай не будет готов выйти на тот уровень взаимодействия, который имеют с США Япония и Южная Корея. К тому же, все нарастающая мощь Пекина все больше раздражает Вашингтон и в дальнейшем это раздражение может лишь обострять существующие противоречия, тот же Тайваньский вопрос. Пока России удается "рулить" в ШОС, продвигая принципиальные для Москвы инициативы и документы. Но с каждым днем, при стремительном росте Китая, делать это будет все труднее. Но Дракон хоть и сильный, но управляемый. Главное, в этом случае, управляя Драконом, неуклюже не потерять один из стульев, или не упасть со всех разом. Если этого не произойдет, США действительно безвозвратно проиграют в евразийской энергетической политике.