Молдавия несет убытки: Молдавия за неделю
Черноморский форум диалога и партнерства. Молдавия и
Черноморский форум диалога и партнерства
Черноморский форум диалога и партнерства (ЧФДП) состоялся 5 июня в Бухаресте. По приглашению президента Румынии
Что это за организация, пока понять достаточно трудно. Естественно, одна из первых интерпретаций - "очередной антироссийский заговор", пишет "Время". Президент Украины
Украинские эксперты, однако, не считают, что саммит в Бухаресте имел некую антироссийскую направленность, продолжает "Время". "Далеко не все мероприятия, в которых не принимает участия Россия, являются антироссийскими. Один из важнейших вопросов внешней политики Украины - создание устойчивой системы отношений в черноморском регионе", - пишет украинская пресса.
Зачем же все-таки был создан ЧФДП? Похоже, каждый из участников форума преследовал свои интересы, рассуждает "Время". Для Румынии это собрание означает заявку на региональное лидерство, "начало диалога о будущей идентичности черноморского региона". Украина в основном сконцентрировалась на энергетических проектах, а Грузия, Молдова, Азербайджан и Армения - на вопросах безопасности и территориальных конфликтах. Так, впервые со времени встречи в Рамбуйе за стол переговоров сели президенты Азербайджана и Армении
По итогам встречи был принят документ. "Стороны договорились сотрудничать с ЕС в целях обеспечения возможности тотального использования в регионе с 2007 года политики и финансовых инструментов
Молдавия и ОБСЕ против референдума о статусе Приднестровья
Молдавия разделяет мнение председателя ОБСЕ
Делегации Молдавии, Европейского союза, США и Украины приветствовали усилия, приложенные министром Карелом де Гухтом для продвижения диалога по урегулированию конфликта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности РМ. Они призвали участников переговорного процесса возобновить деятельность в формате "5+2". Делегация высоко оценила новый таможенный режим на молдавско-украинской границе и вклад миссии ЕС по мониторингу границы. Представители РМ, США и Украины подтвердили необходимость скорейшего преобразования миротворческой операции в регионе в многонациональную миссию под международным мандатом. По их мнению, вывод вооруженных сил России с территории РМ положительно повлияет на урегулирование конфликта, передает "ИНФОТАГ".
Выступая на пресс-конференции в Кишиневе 31 мая, де Гухт заявил, что ОБСЕ готова выделить 10 млн. евро на вывод российских войск с территории Молдавии. "Эти деньги есть в бюджете ОБСЕ, и они могут быть выделены, - цитирует председателя ОБСЕ "ИНФОТАГ". - Этого вполне достаточно для того, чтобы завершить вывод российских войск в течение трех месяцев". "Это абсолютно выполнимая задача, но вся проблема в том, что Россия не признает необходимость выполнения своих обязательств, взятых на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г.", - отметил бельгийский министр.
По его словам, это является существенным препятствием для принятия решений в рамках ОБСЕ, где все решения принимаются на основе консенсуса. И все же "ОБСЕ будет настаивать на выводе российских войск из Молдовы, а также на замене российских миротворческих сил в Приднестровье на многонациональные". "Мы считаем, что Россия должна вывести свои войска из Приднестровья, в том числе и миротворческие силы. Они должны быть заменены на многонациональные силы под международным мандатом, которые могут также осуществить мониторинг молдо-украинской границы на приднестровском участке, а также складов с вооружением", - подчеркнул Карел де Гухт, слова которого приводит "ИНФОТАГ".
Действующий председатель ОБСЕ призвал участников приднестровского урегулирования вернуться за стол переговоров в формате "5+2". "Нам необходимо как можно скорее добиться подвижек в процессе и выработать мирное решение конфликта путем переговоров. Укрепление независимости, суверенитета и территориальной целостности Молдовы принципиально важны. Убежден, что особый статус должен быть выработан в процессе переговоров", - подчеркнул в Кишиневе Карел де Гухт. Как передает "ИНФОТАГ", он выразил уверенность, что многие проблемы, связанные с приднестровским урегулированием, могут быть решены при наличии на то политической воли сторон. "В рамках своего председательства в ОБСЕ Бельгия сделает все для скорейшего решения приднестровской проблемы. Но мы призываем все стороны вернуться к переговорному процессу в формате "5+2", так как считаем это единственной возможностью для решения проблемы", - подчеркнул министр.
Председатель ОБСЕ выразил надежду, что "в приднестровском урегулировании прогресс возможен" и что "эта проблема будет решена". Он заявил, что "эксперты ОБСЕ готовят новые предложения, которые лягут на стол переговоров, за который нужно вернуться участникам приднестровского урегулирования", передает "ИНФОТАГ". Отвечая на вопросы журналистов о предложениях, которые могут стать основой для переговоров, дипломат ответил, что "основой для переговоров являются сами переговоры, который необходимо возобновить".
Карел де Гухт дал "положительную" оценку деятельности Миссии ОБСЕ в Молдавии, отметив, что "она внесла большой вклад в поддержание контактов между сторонами, что позволило решить множество проблем". Он приветствовал успехи новой Миссии Европейского союза по предоставлению помощи Молдавии и Украине в установлении контроля на границе, отметив, что "введение нового режима на молдо-украинской границе является шагом вперед в приднестровском урегулировании". Он призвал Приднестровье "не противиться новому режиму, который две страны вправе ввести", а власти Молдавии - "проявить гибкость во всех вопросах, которые возникают по этому поводу". "Учитывая хорошие результаты и важность данных усилий для региональной безопасности и стабильности, не может быть возврата к старой системе. Работа Миссии ЕС по предоставлению приграничной помощи играет ключевую роль в достижении большей транспарентности и контроля", - подчеркнул де Гухт.
Он призвал власти Приднестровья согласиться без предварительных условий на возобновление переговоров с Кишиневом по формуле "пять плюс два". "Я решительно поддерживаю это предложение (молдавских властей о возобновлении переговоров) и приглашаю вас принять его без предварительных условий", - заявил де Гухт 1 июня после встречи с президентом ПМР
Говоря о выводе российских миротворцев из Приднестровья, он заявил, что это не должно поставить под угрозу безопасность в регионе. Де Гухт высказал мнение, что "трансформация операции по поддержанию мира в формат операции с международным мандатом" могла бы укрепить безопасность и стабильность как в интересах Тирасполя, так и Кишинева. Глава ОБСЕ призвал власти Приднестровья соблюдать права человека в регионе и не препятствовать деятельности политической оппозиции, сообщает ИА "Новости-Молдова".
ОБСЕ допускает участие российских миротворцев в составе международного контингента по поддержанию мира в Приднестровье. Об этом Карел де Гухт заявил журналистам 2 июня в Киеве по окончании встречи с президентом Украины
Говоря о возможности проведения референдума о статусе Приднестровья, он подчеркнул, что ОБСЕ не поддерживает эту идею. "Власти Приднестровья обратились к нам с просьбой о референдуме, но я немедленно ответил отказом, так как такой референдум не имеет под собой никаких законных оснований", - цитирует де Гухта РИА Новости.
В Тирасполе вновь заговорили о референдуме о независимости накануне приезда в Приднестровье председателя ОБСЕ. "Мы обязательно проведем референдум. Я думаю, до сентября или в сентябре мы его обязательно проведем", - сказал Игорь Смирнов на пресс-конференции 31 мая. Инициатором проведения референдума, "скорее всего, буду я", отметил Смирнов. "Референдум нужен для того, чтобы посоветоваться с народом", - добавил он, передает РИА Новости.
Молдавия обсудила с Литвой приднестровскую проблему
9 июня в Кишиневе состоялись консультации между Министерством иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова и Министерством иностранных дел Литовской Республики по вопросам политики безопасности. Как передает МОЛДПРЕС, центральной темой консультаций была приднестровская проблема. Молдавская сторона подтвердила свою готовность возобновить переговоры в формате "5+2", считая демократизацию и демилитаризацию Приднестровья приоритетными направлениями для процесса урегулирования. Обе делегации подчеркнули необходимость преобразования нынешнего механизма поддержания мира в международную миротворческую миссию с международным мандатом. Стороны коснулись вопроса о выводе российских войск с территории Молдавии в соответствии с обязательствами, взятыми Российской Федерацией на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Представители министерств иностранных дел Молдавии и Литвы высоко оценили деятельность Миссии ЕС по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы, а также важную роль руководства Киева в осуществлении контроля на границе. Затрагивались вопросы о сотрудничестве с Евросоюзом и НАТО.
О том, что Кишинев готов к возобновлению переговоров, вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии
Переговоры по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" должны продолжаться. К такому общему выводу пришли президент РМ Владимир Воронин и действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт во время встречи 1 июня в Кишиневе, сообщили агентству "Новости-Молдова" в пресс-службе молдавского президента. Глава ОБСЕ и руководитель Молдавии пришли к единому мнению, что основным объектом переговоров должен стать особый статус Приднестровья в составе Республики Молдова. "Принцип территориальной целостности и суверенитета Молдовы не может быть предметом для дискуссий, - подчеркнул де Гухт. - Этой позиции и в дальнейшем будет придерживаться ОБСЕ, как в переговорном процессе, так и в консультациях с участниками урегулирования". Председатель ОБСЕ подверг критике высказываемые лидерами Тирасполя идеи о том, что прецеденты Косово и Черногории могут быть распространены и на Приднестровье. "Подобные параллели некорректны ни в каких аспектах, и они не будут восприняты европейским сообществом", - заявил де Гухт. Президент Воронин напомнил, что в Базовом политическом договоре между РМ и РФ однозначно зафиксировано признание российской стороной территориальной целостности Республики Молдова в границах на 1 января 1991 года.
МИД Украины обвинил Приднестровье в неправильной трактовке Московского меморандума
"Приднестровский регион Молдавии" вправе в соответствии с Московским
По словам Смирнова, этот документ, дающий Приднестровью право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, был передан Россией на рассмотрение партнеров по переговорам в Брюсселе (Бельгия) во время встречи посредников и наблюдателей в приднестровском урегулировании. Смирнов считает, что новый таможенный режим на границе Украины и Молдавии, введенный с 3 марта 2006 г., нарушает Меморандум 1997 г. МИД Украины назвал высказывания Смирнова не соответствующими действительности, так как украинская сторона не получала никакого документа, который, по ее словам, был передан в неофициальном порядке лишь миссии ОБСЕ в Молдавии. МИД отметил, что положения меморандума не могут трактоваться вопреки международным договорам, в частности, молдавско-украинскому договору от 18 августа 1999 г., который устанавливает государственную границу между Украиной и Молдавией. Украина считает, что право Приднестровья на международные, в том числе внешнеэкономические, контакты должно реализовываться в соответствии с законодательством Молдавии и ее договорами с другими государствами. "Заявления Смирнова и самодельный протокол противоречат духу и букве меморандума, международному праву и, главное, интересам населения Приднестровья", - сказано в комментарии, который цитирует "ИНФОТАГ".
Приднестровский спикер озвучил собственный план урегулирования конфликта
"Даже спустя 15 лет после начала конфликта Кишинев продолжает вести диалог с позиции "слабый - сильный". Он легко уходит от собственных заявлений и от обозначенных намерений, как и от двусторонних и многосторонних договоренностей", - заявил в интервью "Аргументам и фактам в Молдове" председатель Верховного Совета ПМР
"Действия властей Молдовы не поддаются прогнозированию. Есть основополагающие документы, которые, на мой взгляд, крайне опасно рассматривать на предмет возможной денонсации. Так, в случае денонсации соглашения 92 года два берега вновь окажутся, с юридической точки зрения, в состоянии войны. Это очень опасный прецедент. Ведь и сегодня есть очень напряженные точки в зоне безопасности: Бендеры, Дороцкое, Кошница, Кочиеры", - сказал еженедельнику Шевчук.
"Сегодня правительство Молдовы утверждает, что новый порядок осуществления внешнеэкономической деятельности приднестровских агентов был введен в целях легализации приднестровского бизнеса. Однако слово "порядок" подразумевает структурность, системность и поэтапность. Можно ли назвать порядком то, что реализуется внезапно и хаотично, без учета мнения тех, кого этот так называемый порядок напрямую затрагивает? Вы только представьте: вводится новый режим, и только через 10 дней нововведения оформляются в виде нормативных актов! Сегодня правительство Молдовы громко заявляет о гарантиях неприкосновенности собственности приднестровских хозяйствующих субъектов при условии их регистрации в Кишиневе. В то же время существуют иные, высшие нормативно-правовые акты РМ, в том числе ранее принятый Закон о приватизации предприятий в Приднестровье, которым данное заявление противоречит. Да и суды в РМ неоднозначно воспринимают временную регистрацию. Стало быть, такова экономическая интеграция по-молдавски?" - вопрошает Шевчук.
По мнению приднестровского спикера, "нельзя достичь политического урегулирования путем интриг и обвинений оппонентов, так же как и обвинений в предвзятости целых стран, которые Молдова когда-то сама пригласила за стол переговоров". Шевчук убежден, что приднестровское урегулирование следует начинать "с мониторинга региона международной группой, специально учрежденной ООН". "Затем должен пройти референдум под мониторингом ООН с участием стран-гарантов, наблюдателей от ЕС и США, чтобы выявить волю населения Приднестровья относительно вхождения в состав РМ в качестве автономии. В случае отрицательного ответа предлагаем, чтобы ООН установила годичный переходный срок функционирования Приднестровья, учредила специального своего посланника в Приднестровье и РМ для постоянного мониторинга, а также для разработки рекомендаций по проведению выборов. Между тем в самой РМ следует назначить досрочные парламентские выборы в течение шести месяцев (они необходимы, чтобы изменить подход молдавских властей к урегулированию). Также под мониторингом ООН провести соответствующие выборы в Приднестровье и сформировать органы власти. Тогда новые органы государственной власти при участии стран-гарантов, наблюдателей ЕС и США и международных организаций разработают и заключат под эгидой специального представителя ООН Конституционное соглашение о создании Союзного государства. Затем состоятся выборы в совместные органы власти. Будет установлен трехлетний срок "сближения", в течение которого Приднестровье не наделяется международной правосубъектностью", - изложил свой план спикер. Если в результате референдума выяснится, что народ Приднестровья согласен войти в состав Республики Молдова, "тогда в течение одного года в Приднестровье пройдут выборы в органы власти, которые впоследствии под мониторингом ООН, а также стран-гарантов молдо-приднестровского урегулирования и наблюдателей от ЕС и США примут участие в мероприятиях по созданию благоприятных условий объединения Приднестровья и РМ".
Согласно плану, который описал Шевчук "АиФ в Молдове", стороны разработают соответствующие рекомендации по изменению Конституции Республики Молдова, обязательные для исполнения Молдавией при вхождении Приднестровья в состав РМ в качестве автономии. В самом Приднестровье необходимо установить двухгодичный "переходный период" для гармонизации законодательства.
"Важно предусмотреть ряд принципиальных положений на все этапы, - заметил Шевчук. - Например, до окончательного политического урегулирования Приднестровье и Республика Молдова обязуются не оказывать взаимного экономического, политического и иного давления, исключают административные препятствия для перемещения граждан и свободы экономической деятельности. Одновременно реализуется программа повышения экономической активности Приднестровья и Республики Молдова, в рамках которой путем специальных соглашений налаживается прямое экономическое сотрудничество ЕС-РМ, ПМР; Украина - РМ, ПМР; Россия - РМ, ПМР". Шевчук также убежден, что миротворческая операция на берегах Днестра должна быть сохранена на всех этапах плана, а жители обоих берегов Днестра должны иметь беспрепятственный доступ к СМИ Молдавии и Приднестровья.
Хилл: "Руководство сторон очень упрямо"
После того как на молдавско-украинской границе были введены новые таможенные правила, Тирасполь категорически не желает разговаривать с Кишиневом ни о чем, кроме как об отмене этих правил. Кишинев также решительно настаивает на том, что предпринятые меры были необходимыми и отвечают международным требованиям и стандартам. Несмотря на то, что международное сообщество оценивает введенные правила как не ущемляющие экономику левого берега, Тирасполь продолжает называть их "экономической блокадой" и отказывается садиться за стол переговоров по урегулированию приднестровской проблемы. В такой ситуации посредникам в урегулировании остается только проводить со сторонами двусторонние встречи и пытаться достигнуть консенсуса, пишет "Время". Ведь, как известно, нет согласия и в рядах сторон-гарантов. Встречи без сторон переговоров получили название "3+2". Сначала посредники встретились в Москве. По словам главы Миссии ОБСЕ в РМ
"У нас возникла проблема, потому что приднестровцы очень сильно борются против новой системы на границе, о чем они ясно заявляют. Из-за этого переговорный процесс приостановился, и в полномасштабном формате мы не работам, - рассказал "Времени" глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл. - В Брюсселе мы попытались понять, что способствует сохранению нынешней ситуации. Возможно, переговоры де Гухта в Тирасполе сдвинут дело с мертвой точки. У нас есть некоторые идеи, мы будем говорить с представителями сторон и посмотрим, на что они готовы".
"Если говорить об экономических интересах, то нужно уточнить, кто именно и что конкретно лоббирует. Если это понять, можно продвинуться вперед, - считает Хилл. - Некоторые люди против изменения экономического порядка. Поэтому заявление молдавского правительства о гарантиях собственности - это очень хороший документ. Он придает людям уверенность в том, что они смогут работать и дальше".
"Саммит президентов в Киеве демонстрирует, что у четырех государств есть солидарность, есть единый фронт государств, которые хотят поддерживать друг друга. А смогут ли они оказать друг другу конкретную поддержку - посмотрим. Есть общие интересы и опыт, и, может быть, найдутся другие инструменты решения приднестровского урегулирования", - заметил в интервью "Времени" Уильям Хилл.
"Мне кажется, не стоит "хоронить" нынешний формат переговоров. Уже больше года мы работаем в расширенном формате, работаем прилежно, хоть и не решили свои задачи. К сожалению, мировой опыт в этой сфере дает немного положительных примеров. Хотя дипломатическая работа пока без результатов, нам остается ее только продолжать. Объединить народ, мне кажется, довольно просто, но руководство сторон очень упрямое", - заключил интервью "Времени" глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл.
Украина ввела ограничения на торговлю металлоломом с Молдавией
Украина приняла решение исключить металлолом из числа товаров, на которые распространяется режим свободной торговли с Молдавией, сообщила пресс-служба украинского правительства 6 июня. В соответствии с постановлением кабинета министров Украины, режим свободной торговли теперь не распространяется на отходы и лом черных металлов, железные или стальные отходы в слитках для переплавки (шихтовые слитки). Эти ограничения введены временно, до принятия Молдавией решения о подписании соответствующего двустороннего протокола, отмечается в постановлении, передает РИА Новости. Согласно документу, решение принято "с целью обеспечения постоянного развития предприятий металлургической отрасли и недопущения несанкционированного реэкспорта металлолома молдавскими хозяйствующими субъектами".
Неделей ранее, 29 мая, в Киеве состоялось 12-е заседание смешанной межправительственной молдавско-украинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Мероприятие очередное, а потому вроде бы рядовое, но ряд обстоятельств придали форуму большую, чем обычно, значимость и весомость, пишет "Экономическое обозрение". Во время встречи премьер-министров
Молдавия на две трети обеспечивается электроэнергией из Украины, поэтому стороны хотели бы сделать энергетику не только центральной осью двустороннего сотрудничества, но и фактором стабильности и предсказуемости. В этом отношении для Кишинева особую актуальность приобретает строительство новой линии электропередач Новоднестровск-Бэлць. Молдавия уже выделила средства на проектирование линии, но средства непосредственно на возведение линии в сумме $25 млн. еще предстоит найти. Стороны надеются на финансовую помощь со стороны европейских структур. Тем более что в перспективе предполагается продлить линию до Сучавы (Румыния), и тем самым получить еще один коридор для экспорта украинской электроэнергии в Европу. Но это пока планы. Пока же Молдавия вполне удовлетворена готовностью Украины активно участвовать в этом проекте, пишет "Экономическое обозрение".
Одной из тем переговоров Тарлева и Еханурова стала также проблема взаимных грузоперевозок. Украинский премьер признался, что наведение порядка на приднестровском участке границы дорого обходится экономике страны. Объем грузов, перевозимых через украинско-молдавскую границу, снизился с 4,5 млн. тонн за январь-апрель 2005 года до 3,1 млн. тонн за аналогичный период 2006 года. В итоге только за март-апрель 2006 года потери "
Новый режим прохождения грузов через молдавско-украинскую границу отразился и на товарообороте. В первом квартале 2006 года общий объем взаимных поставок составил $153,3 млн., что на $4,8 млн., или на 3%, меньше показателей аналогичного периода 2005 года. Главной причиной этого стало снижение экспорта украинских товаров на 11%. И хотя поставки молдавской продукции возросли на 70%, ситуацию это не спасло. Ведь у Молдавии в торговле с Украиной все последние годы фиксируется огромный дисбаланс, который по итогам трех первых месяцев года уже превысил $130 млн. Тем не менее, Юрий Ехануров подчеркнул на итоговой пресс-конференции, что Киев и Кишинев высказывают "солидарную позицию" относительно предпринятых действий на границе и не собираются менять режим таможенного оформления, пишет "Экономическое обозрение". "Мы совместно работали с Европейским союзом и другими странами по наведению должного порядка на наших границах. Это важный элемент внешней политики Украины", - подчеркнул украинский премьер. В свою очередь,
Само заседание комиссии, по сведениям газеты, вылилось в жаркие дискуссии по целому ряду вопросов. Прежде всего, украинская сторона вновь выразила обеспокоенность планами Молдавии по строительству нефтетерминала и нефтеперерабатывающего завода в Джурджулештах и отметила тот факт, что Кишинев так и не выполнил пункт протокола предыдущего заседания о передаче Киеву всех необходимых документов, подтверждающих безопасность этих проектов для окружающей среды в трансграничном контексте. В протокол нынешнего заседания вновь был внесен пункт о том, что Молдавия в месячный срок передаст все эти документы украинской стороне. Но в итоговый протокол не попали многие другие моменты, которые, по сведениям "Экономического обозрения", стали предметом довольно острых дебатов. Например, Украина проявила недовольство тем, что активные строительные работы в Джурджулештах начались в условиях, когда в этом районе еще не осуществлена делимитация и демаркация границы. Кроме того, в свое время Кишинев и Киев договорились, что спорные участки на молдавско-украинской границе (а берег Дуная в районе Джурджулешт относится к этой категории) будут рассматриваться в комплексе и на основе взаимных уступок. Одной из таких уступок стало решение о передаче участка дороги и земли под ней в районе села Паланка украинской стороне. Однако на заседании было отмечено невыполнение молдавской стороной достигнутых договоренностей. Поэтому в протокол заседания внесена запись: "Молдавской стороне в месячный срок определить компетентный орган, ответственный за передачу земли на участке автомобильной дороги Одесса-Рени, и выполнить положения Дополнительного протокола к Договору между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе относительно передачи в собственность Украины участка автомобильной дороги в районе населенного пункта Паланка, а также земельного участка, по которому она проходит".
Экологическая озабоченность в связи со строительством терминала в Джурджулештах - это всего лишь повод для воспрепятствования возведению этих объектов. На самом деле Киев очень бы не хотел, чтобы каспийская нефть выбрала в качестве основного маршрута в Европу именно молдавский вариант. Потому что в таком случае под большим вопросом окажется украинский проект транзита нефти по нефтепроводу Одесса-Броды, поясняет "Экономическое обозрение". По мнению украинских политиков, лучше совместить эти два проекта и подключить Молдавию к совместной достройке нефтепровода до Европы с ответвлением для собственных нужд. По инициативе украинской стороны в повестку дня заседания был включен отдельный пункт о сотрудничестве в области поставок и транзита газа, а также реализации проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), под которым как раз и подразумевается нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк. Молдавия согласилась рассмотреть возможность участия в этом проекте, но конкретных обязательств на себя пока не взяла.
Молдавия несет убытки
Объем внешнеторговой деятельности Республики Молдова в январе-апреле 2006 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за экономического кризиса в отношениях с Россией, который отрицательно сказался на торговом обмене. Так, за четыре месяца этого года экспортные поставки молдавской продукции составили 313,2 млн. долларов США. Это на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года, передает МОЛДПРЕС со ссылкой на данные Национального бюро статистики (НБС). По словам гендиректора НБС Виталия Валкова, экспортные поставки в страны СНГ сократились на 13,4% по сравнению с январем-апрелем 2005 года. Это обусловлено, главным образом, уменьшением объемов экспорта в Россию. Экспортные поставки в страны Европейского союза сократились на 4% в связи с уменьшением объемов экспорта в Венгрию, Италию, Словакию и Германию. В страны Центральной и Восточной Европы ввезено молдавских товаров на 5,4% больше, чем в январе-апреле 2005 года. В апреле 2006 года экспорт составил 62,1 млн. долларов США, уменьшившись на 36,6% против марта и почти на 38% по сравнению с апрелем 2005 года.
Виталий Валков сообщил, что в январе-апреле 2006 года молдавские экономические агенты импортировали товаров на 734,3 млн. долларов США, или на 14,2% больше, чем в первые четыре месяца 2005 года. Дефицит торгового баланса за первые четыре месяца года составил 421 млн. долларов США, что на 43% больше, чем за аналогичный период 2005 года, передает МОЛДПРЕС.
Как отмечает БАСА-пресс, по итогам первых четырех месяцев 2006 года Россия была торговым партнером номер один Республики Молдова; импорт товаров из этой страны почти двукратно превысил экспорт молдавских товаров в Россию. В январе-апреле Молдавия экспортировала в Россию товаров и услуг на 86,5 млн. USD, что на 31% меньше по сравнению с показателями годичной давности. С другой стороны, импорт из России возрос в 1,9 раза - до 143 млн. USD, по данным Национального бюро статистики. Поставки в Россию составили 27% от всего объема молдавского экспорта, а поставки из России в Молдавию составили 19,5% от всего объема импорта. Традиционно Молдавия экспортировала в Россию больше, чем импортировала, но ситуация изменилась после того, как Москва ввела запрет на импорт молдавских вин и повысила тарифы на природный газ, отпускаемый РМ. Эти меры привели к тому, что дефицит в торговле с Россией достиг за четыре месяца свыше 56 млн. USD.
Вторым партнером Молдавии по объему экспорта стала в январе-апреле Румыния, на рынок которой было отгружено за этот период товаров на 39 млн. USD (-4%). Третье место в этой классификации занимает Италия - 33,7 млн. USD (-15%).
По импорту вторую позицию занимает Украина, которая поставила за четыре месяца в Республику Молдова товаров и услуг на 139 млн. USD (-5%). За Украиной следует Румыния, экспортировавшая в Молдавию товаров на 81 млн. USD (в 1,6 раза больше), передает БАСА-пресс.
Впервые после 1998 года объем молдавского экспорта снизился на десять процентов за четыре месяца 2006 года - до 313 млн. USD. Поставки в страны СНГ сократились примерно на 15%, до 152 млн. USD, в Евросоюз - на 4%, до 94 млн. USD, тогда как экспорт в страны Центральной и Восточной Европы возрос на 5,4% и составил 44 млн. USD.
В Комрате 14 человек голодают в знак протеста против действий руководства Гагаузской автономии
В столице Гагаузской автономии Молдавии Комрате 14 человек проводят с 1 июня голодовку в знак протеста против руководства Гагаузской автономии. Как передает МОЛДПРЕС со ссылкой на заявление движения "
Как поясняют "Молдавские ведомости", конфликт между гражданами Комрата и представителями местных властей обострился 29 мая, когда в здании кинотеатра "Дружба" проходил выпускной утренник учеников четвертого класса городской средней школы № 1. Не прошло и часа после начала торжества, как в здание ворвался отряд полицейских во главе с начальником Управления госимущества и приватизации Гагаузии и заместителем прокурора Гагаузии. Судебные исполнители представили владелице кинотеатра Наталье Татар (матери одного из четвероклассников) письменное требование о добровольной передаче здания кинотеатра на баланс государства. Как позже выяснили корреспонденты "МВ", кинотеатр был куплен Натальей Татар в 2001 году после того, как Народное собрание Гагаузии приняло решение о его продаже. Сегодня государственные чиновники утверждают, что продажа якобы была осуществлена с грубыми нарушениями закона.
"При остаточной цене около миллиона леев он был реализован за смехотворную цену. Поэтому уже несколько лет мы ведем судебные тяжбы по возврату этого объекта государству. Требования прокуратуры о признании недействительным договора о покупке и последующее решение судебных инстанций вернуть кинотеатр государству подтверждено и Высшей судебной палатой", - сказал "МВ" прокурор Гагаузии Георгий Лейчу.
"Чтобы не перечить представителям властей и не прерывать детский утренник, мы подписали требование о передаче, - рассказывает супруг Натальи, Дмитрий Татар. - Но каково было наше удивление, когда к кинотеатру подъехали рабочие, которые, не дожидаясь окончания детского праздника, с помощью сварочного аппарата начали заваривать главный вход в кинотеатр".
В тот же день от имени свидетелей "штурма" детского праздника были отправлены телеграммы протеста президенту
Утром 2 июня более 30 полицейских окружили палаточный лагерь, сорвали плакаты, конфисковали палатки и к одной из голодавших женщин применили силу. После нападения полицейских мытарства протестующих не закончились. Из 14 голодающих шесть человек, из-за изнеможения, прекратили голодовку. Оставшиеся восемь участников голодовки, среди которых пять мужчин и три женщины, остаются непоколебимы в принятом решении голодать до тех пор, пока власти Молдавии не включатся в переговорный процесс, от которого администрация края отказывается. Состояние здоровья людей, живущих на одной воде седьмой день, ухудшается, пишут "Молдавские ведомости".
Если говорить об обстоятельствах продажи кинотеатра и его возврате государству, то бывшему покупателю Наталье Татар после возврата здания государству 31 мая вернули не больше 200 тысяч леев. А приобрела она его за 232 459 леев. "Мы требуем, чтобы власти Гагаузии заплатили нам 503 468 леев, потраченных на работы по ремонту здания, а за упущенную экономическую выгоду из-за многолетних судебных тяжб мы потребуем возмещение в один миллион леев, - говорит Наталья Татар. - Мы же не захватили кинотеатр, а отдали государству назначенную сумму. Если представители государства незаконно его продали, то это другое дело. Мы разве виноваты в принятых чиновниками решениях о продаже? В данной ситуации можно ли говорить о стабильности в Гагаузии? Если представители разных созывов Народного собрания автономии противоречат один другому, то при чем здесь простые граждане? Кто нам возместит наши затраты?" ("Молдавские ведомости")
"Дело Клименко": продолжение следует
Прокуратура Молдавии обвиняет муниципального советника Кишинева, лидера общественного движения "Равноправие", председателя Конгресса русских общин
"Обе оценки вполне справедливо указывают на завышение объемов работ, за которые получено около полумиллиона леев. Иначе как хищением это не назовешь", - сказал Горбуля, комментируя телеканалу "Молдова-1" уголовное дело, возбужденное против Клименко.
В сообщении пресс-службы ЦБЭПК говорится, что фирма "Диаманты и технологии", директором которой является
Как уже сообщал "ИНФОТАГ", уголовное расследование против Клименко возбуждено ЦБЭПК совместно с прокуратурой. Обвинение утверждает, что в качестве советника мэрии Кишинева Валерий Клименко содействовал фирме "Диаманты и технологии" в получении заказов на строительно-ремонтные работы, оплачиваемые муниципальным бюджетом.
Советник отрицает свою вину и утверждает, что уголовное дело на него является "политическим заказом правящей в Молдове
В ответ муниципальный советник от Партии коммунистов Григорий Мырак осудил от имени фракции ставшую, по его словам, "плохой традицией" практику показывать пальцем на главу государства всякий раз, когда начинается уголовное преследование. Мыра утверждает, что "такие обвинения выдвигать против Владимира Воронина нельзя лишь на основании слухов и закулисных разговоров, поскольку в государстве существует презумпция невиновности", и что "неправильно, чтобы кто-то делал себе политическую рекламу на заседаниях МСК, ссылаясь на уголовное преследование". (Info-Prim Neo).