Черноморский форум диалога и партнерства. Молдавия и ОБСЕ против референдума о статусе Приднестровья. Молдавия обсудила с Литвой приднестровскую проблему. МИД Украины обвинил Приднестровье в неправильной трактовке Московского меморандума. Приднестровский спикер озвучил собственный план урегулирования конфликта. Хилл: "Руководство сторон очень упрямо". Украина ввела ограничения на торговлю металлоломом с Молдавией. Молдавия несет убытки. В Комрате 14 человек голодают в знак протеста против действий руководства Гагаузской автономии. "Дело Клименко": продолжение следует.

Черноморский форум диалога и партнерства

Черноморский форум диалога и партнерства (ЧФДП) состоялся 5 июня в Бухаресте. По приглашению президента Румынии Траяна Бэсеску в румынскую столицу приехала четверка гуамовских президентов - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, а также глава Армении Роберт Кочарян. Болгарию, Турцию и Грецию представляли министры, а Россию - посол в Румынии Александр Толкач, да и то в роли "наблюдателя". В форуме приняли участие главы таких международных организаций, как ОБСЕ и Совет Европы, высокопоставленные представители ЕС, ООН и НАТО.

Что это за организация, пока понять достаточно трудно. Естественно, одна из первых интерпретаций - "очередной антироссийский заговор", пишет "Время". Президент Украины Виктор Ющенко предложил создать новый механизм для консультаций - "Энергетический диалог трех морей", имея в виду Черное, Балтийское и Каспийское моря. Такой форум, по его словам, был бы полезен для решения вопросов сотрудничества между поставщиками и потребителями энергоносителей. Насчет возможной роли России, основного поставщика нефти и газа в регионе, Ющенко распространяться не стал. Зато в качестве примера регионального сотрудничества в области энергетики привел запуск трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В Москве на это предложение отреагировал министр иностранных дел Сергей Лавров. "Что касается созываемых довольно абстрактных форумов с размытой повесткой дня, с попыткой охватить и Черное, и Каспийское, и Балтийское моря на основе каких-то неестественных, оторванных от реалий критериев, то мы очень скептически относимся к этому", - сказал он. Из этой пикировки глава молдавского центра стратегического анализа и прогноза, доктор политических наук Сергей Назария сделал вывод, что "в Вашингтоне возникло намерение создать противовес Организации черноморского экономического сотрудничества, с тем чтобы попытаться продлить так называемую "балтийско-черноморскую дугу демократии" до Каспия. Якобы подтверждает эту точку зрения тот факт, что замсоветника президента США по национальной безопасности Дайер Кроуч объявил в Бухаресте, что под Черноморский форум американская финансовая организация The German Marshall Fund создает фонд Black See Trust. Через него планируется выделять по 40 миллионов долларов в год на финансирование в причерноморском регионе "структур гражданского общества и независимой прессы".

Украинские эксперты, однако, не считают, что саммит в Бухаресте имел некую антироссийскую направленность, продолжает "Время". "Далеко не все мероприятия, в которых не принимает участия Россия, являются антироссийскими. Один из важнейших вопросов внешней политики Украины - создание устойчивой системы отношений в черноморском регионе", - пишет украинская пресса.

Зачем же все-таки был создан ЧФДП? Похоже, каждый из участников форума преследовал свои интересы, рассуждает "Время". Для Румынии это собрание означает заявку на региональное лидерство, "начало диалога о будущей идентичности черноморского региона". Украина в основном сконцентрировалась на энергетических проектах, а Грузия, Молдова, Азербайджан и Армения - на вопросах безопасности и территориальных конфликтах. Так, впервые со времени встречи в Рамбуйе за стол переговоров сели президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Роберт Кочарян. Хотя, как стало известно, карабахская тематика в Бухаресте не продвинулась вперед. Грузия говорила о Южной Осетии и Абхазии как о "черных пятнах" в Европе и предостерегла западное европейское сообщество от поспешных решений балканских сепаратистских конфликтов. Президент Грузии Михаил Саакашвили предупредил, что Грузия не поддерживает такую "политику каннибализма", имея в виду возможное отделение от Сербии Косово. Президент Молдавии Владимир Воронин заметил, что если евроинтеграция дает перспективу развития, то от территориальной целостности зависит само выживание Молдавии. Отметив, что приднестровский сепаратизм спровоцирован и поддерживается извне, Владимир Воронин предложил внести в итоговую совместную декларацию саммита пункт о сепаратизме, сообщает "Время". И Воронин, и Саакашвили призвали Россию не искать черную кошку в темной комнате. "Я считаю, что Российская Федерация может внести большой вклад в урегулирование наших проблем. В эти дни я планирую встречу с президентом Путиным, с тем чтобы рассмотреть отношения между нашими странами и главные проблемы", - заявил президент Грузии. Говоря об абсурдности противопоставления евроинтеграции пророссийскому курсу Молдавии, Владимир Воронин сказал следующее: "Мы пытаемся убедить наших старых друзей и союзников, что нынешний политический курс Республики Молдова - это отнюдь не недружественный акт по отношению к ним. Мы твердо убеждены, что это направление - самый верный путь к укреплению демократии, созданию действенной рыночной экономики и обеспечению региональной безопасности, возможностей, которые нам может предоставить на данный момент только Европейский союз".

По итогам встречи был принят документ. "Стороны договорились сотрудничать с ЕС в целях обеспечения возможности тотального использования в регионе с 2007 года политики и финансовых инструментов Евросоюза, в том числе инструмента Европейской политики соседства и политики, предшествующей вступлению в ЕС", - говорится в совместном заявлении. Участники форума договорились также стимулировать региональное сотрудничество "в области управления кризисными ситуациями, гражданского планирования чрезвычайных ситуаций, постконфликтного строительства и охраны окружающей среды". В дальнейшем ЧФДП не будет иметь постоянных структур или органов и не будет дублировать деятельность существующих механизмов сотрудничества в регионе, заключает "Время".

Молдавия и ОБСЕ против референдума о статусе Приднестровья

Молдавия разделяет мнение председателя ОБСЕ Карела де Гухта о том, что намерения Тирасполя провести референдум в Приднестровье контрпродуктивны для урегулирования приднестровского конфликта. Об этом 8 июня заявила на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене молдавская делегация. На заседании обсуждались итоги визита Карела де Гухта в Молдавию и на Украину, передает "ИНФОТАГ". Как сообщила пресс-служба Министерства иностранных дел и европейской интеграции РМ, представители Молдавии подчеркнули, что референдум не может быть признан международным сообществом.

Делегации Молдавии, Европейского союза, США и Украины приветствовали усилия, приложенные министром Карелом де Гухтом для продвижения диалога по урегулированию конфликта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности РМ. Они призвали участников переговорного процесса возобновить деятельность в формате "5+2". Делегация высоко оценила новый таможенный режим на молдавско-украинской границе и вклад миссии ЕС по мониторингу границы. Представители РМ, США и Украины подтвердили необходимость скорейшего преобразования миротворческой операции в регионе в многонациональную миссию под международным мандатом. По их мнению, вывод вооруженных сил России с территории РМ положительно повлияет на урегулирование конфликта, передает "ИНФОТАГ".

Выступая на пресс-конференции в Кишиневе 31 мая, де Гухт заявил, что ОБСЕ готова выделить 10 млн. евро на вывод российских войск с территории Молдавии. "Эти деньги есть в бюджете ОБСЕ, и они могут быть выделены, - цитирует председателя ОБСЕ "ИНФОТАГ". - Этого вполне достаточно для того, чтобы завершить вывод российских войск в течение трех месяцев". "Это абсолютно выполнимая задача, но вся проблема в том, что Россия не признает необходимость выполнения своих обязательств, взятых на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г.", - отметил бельгийский министр.

По его словам, это является существенным препятствием для принятия решений в рамках ОБСЕ, где все решения принимаются на основе консенсуса. И все же "ОБСЕ будет настаивать на выводе российских войск из Молдовы, а также на замене российских миротворческих сил в Приднестровье на многонациональные". "Мы считаем, что Россия должна вывести свои войска из Приднестровья, в том числе и миротворческие силы. Они должны быть заменены на многонациональные силы под международным мандатом, которые могут также осуществить мониторинг молдо-украинской границы на приднестровском участке, а также складов с вооружением", - подчеркнул Карел де Гухт, слова которого приводит "ИНФОТАГ".

Действующий председатель ОБСЕ призвал участников приднестровского урегулирования вернуться за стол переговоров в формате "5+2". "Нам необходимо как можно скорее добиться подвижек в процессе и выработать мирное решение конфликта путем переговоров. Укрепление независимости, суверенитета и территориальной целостности Молдовы принципиально важны. Убежден, что особый статус должен быть выработан в процессе переговоров", - подчеркнул в Кишиневе Карел де Гухт. Как передает "ИНФОТАГ", он выразил уверенность, что многие проблемы, связанные с приднестровским урегулированием, могут быть решены при наличии на то политической воли сторон. "В рамках своего председательства в ОБСЕ Бельгия сделает все для скорейшего решения приднестровской проблемы. Но мы призываем все стороны вернуться к переговорному процессу в формате "5+2", так как считаем это единственной возможностью для решения проблемы", - подчеркнул министр.

Председатель ОБСЕ выразил надежду, что "в приднестровском урегулировании прогресс возможен" и что "эта проблема будет решена". Он заявил, что "эксперты ОБСЕ готовят новые предложения, которые лягут на стол переговоров, за который нужно вернуться участникам приднестровского урегулирования", передает "ИНФОТАГ". Отвечая на вопросы журналистов о предложениях, которые могут стать основой для переговоров, дипломат ответил, что "основой для переговоров являются сами переговоры, который необходимо возобновить".

Карел де Гухт дал "положительную" оценку деятельности Миссии ОБСЕ в Молдавии, отметив, что "она внесла большой вклад в поддержание контактов между сторонами, что позволило решить множество проблем". Он приветствовал успехи новой Миссии Европейского союза по предоставлению помощи Молдавии и Украине в установлении контроля на границе, отметив, что "введение нового режима на молдо-украинской границе является шагом вперед в приднестровском урегулировании". Он призвал Приднестровье "не противиться новому режиму, который две страны вправе ввести", а власти Молдавии - "проявить гибкость во всех вопросах, которые возникают по этому поводу". "Учитывая хорошие результаты и важность данных усилий для региональной безопасности и стабильности, не может быть возврата к старой системе. Работа Миссии ЕС по предоставлению приграничной помощи играет ключевую роль в достижении большей транспарентности и контроля", - подчеркнул де Гухт.

Он призвал власти Приднестровья согласиться без предварительных условий на возобновление переговоров с Кишиневом по формуле "пять плюс два". "Я решительно поддерживаю это предложение (молдавских властей о возобновлении переговоров) и приглашаю вас принять его без предварительных условий", - заявил де Гухт 1 июня после встречи с президентом ПМР Игорем Смирновым в Тирасполе, сообщает ИА "Новости-Молдова". Глава ОБСЕ заявил, что эта международная организация выступает за мирное разрешение конфликтной ситуации в отношениях между Тирасполем и Кишиневом при соблюдении территориальной целостности Молдавии и предоставлении Приднестровью особого статуса в границах РМ. Де Гухт заявил также, что возврат к прежней системе транспортировки грузов из Приднестровья через молдавско-украинскую границу не является возможным. "Мы не можем изменить фундаментальные правила международной торговли. Я вас (власти Тирасполя) настоятельно приглашаю приступить к обсуждению специфических условий для обеспечения внешнеторговой деятельности приднестровских предприятий. Я призываю молдавские власти продемонстрировать гибкость в этом вопросе", - сказал действующий глава ОБСЕ.

Говоря о выводе российских миротворцев из Приднестровья, он заявил, что это не должно поставить под угрозу безопасность в регионе. Де Гухт высказал мнение, что "трансформация операции по поддержанию мира в формат операции с международным мандатом" могла бы укрепить безопасность и стабильность как в интересах Тирасполя, так и Кишинева. Глава ОБСЕ призвал власти Приднестровья соблюдать права человека в регионе и не препятствовать деятельности политической оппозиции, сообщает ИА "Новости-Молдова".

ОБСЕ допускает участие российских миротворцев в составе международного контингента по поддержанию мира в Приднестровье. Об этом Карел де Гухт заявил журналистам 2 июня в Киеве по окончании встречи с президентом Украины Виктором Ющенко и министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком. Стороны обсудили вопросы приднестровского урегулирования и энергетической безопасности в Европе, сообщил де Гухт. "ОБСЕ выступает за размещение в Приднестровье международного миротворческого контингента, конечно же, с участием России", - сказал бельгийский министр. По его словам, план приднестровского урегулирования должен включать три основных момента: установление действенного таможенного режима на приднестровском участке границы, определение статуса Приднестровья и решение вопроса о размещении международных сил по поддержанию мира в этом регионе. "Как действующий председатель ОБСЕ я по возвращении подготовлю соответствующее предложение и рекомендации", - сказал де Гухт.

Говоря о возможности проведения референдума о статусе Приднестровья, он подчеркнул, что ОБСЕ не поддерживает эту идею. "Власти Приднестровья обратились к нам с просьбой о референдуме, но я немедленно ответил отказом, так как такой референдум не имеет под собой никаких законных оснований", - цитирует де Гухта РИА Новости.

В Тирасполе вновь заговорили о референдуме о независимости накануне приезда в Приднестровье председателя ОБСЕ. "Мы обязательно проведем референдум. Я думаю, до сентября или в сентябре мы его обязательно проведем", - сказал Игорь Смирнов на пресс-конференции 31 мая. Инициатором проведения референдума, "скорее всего, буду я", отметил Смирнов. "Референдум нужен для того, чтобы посоветоваться с народом", - добавил он, передает РИА Новости.

Молдавия обсудила с Литвой приднестровскую проблему

9 июня в Кишиневе состоялись консультации между Министерством иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова и Министерством иностранных дел Литовской Республики по вопросам политики безопасности. Как передает МОЛДПРЕС, центральной темой консультаций была приднестровская проблема. Молдавская сторона подтвердила свою готовность возобновить переговоры в формате "5+2", считая демократизацию и демилитаризацию Приднестровья приоритетными направлениями для процесса урегулирования. Обе делегации подчеркнули необходимость преобразования нынешнего механизма поддержания мира в международную миротворческую миссию с международным мандатом. Стороны коснулись вопроса о выводе российских войск с территории Молдавии в соответствии с обязательствами, взятыми Российской Федерацией на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Представители министерств иностранных дел Молдавии и Литвы высоко оценили деятельность Миссии ЕС по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы, а также важную роль руководства Киева в осуществлении контроля на границе. Затрагивались вопросы о сотрудничестве с Евросоюзом и НАТО.

О том, что Кишинев готов к возобновлению переговоров, вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан говорил и на совместной пресс-конференции с действующим председателем ОБСЕ Карелом де Гухтом. "Мы готовы к продолжению переговоров. Мы считаем, что проблема Приднестровья должна быть решена при соблюдении принципа суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, а также демократизации и демилитаризации приднестровского региона", - заявил Стратан 31 мая. Он подчеркнул, что "демократизация должна включать все сферы жизнедеятельности - плюрализм, деятельность партий, свободные выборы, создание гражданского общества, свободу СМИ", передает "ИНФОТАГ".

Переговоры по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" должны продолжаться. К такому общему выводу пришли президент РМ Владимир Воронин и действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт во время встречи 1 июня в Кишиневе, сообщили агентству "Новости-Молдова" в пресс-службе молдавского президента. Глава ОБСЕ и руководитель Молдавии пришли к единому мнению, что основным объектом переговоров должен стать особый статус Приднестровья в составе Республики Молдова. "Принцип территориальной целостности и суверенитета Молдовы не может быть предметом для дискуссий, - подчеркнул де Гухт. - Этой позиции и в дальнейшем будет придерживаться ОБСЕ, как в переговорном процессе, так и в консультациях с участниками урегулирования". Председатель ОБСЕ подверг критике высказываемые лидерами Тирасполя идеи о том, что прецеденты Косово и Черногории могут быть распространены и на Приднестровье. "Подобные параллели некорректны ни в каких аспектах, и они не будут восприняты европейским сообществом", - заявил де Гухт. Президент Воронин напомнил, что в Базовом политическом договоре между РМ и РФ однозначно зафиксировано признание российской стороной территориальной целостности Республики Молдова в границах на 1 января 1991 года.

МИД Украины обвинил Приднестровье в неправильной трактовке Московского меморандума

"Приднестровский регион Молдавии" вправе в соответствии с Московским меморандумом 1997 г. самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной сферах, но в нем не идет речь о внешнеэкономической деятельности. Об этом говорится в комментарии руководителя пресс-службы МИДа Украины Василия Филипчука на заявления лидера Приднестровья Игоря Смирнова об условиях восстановления внешнеэкономической деятельности региона. Как ранее сообщал "ИНФОТАГ", на недавней встрече с действующим председателем ОБСЕ Карелом де Гухтом Смирнов заявил, что возобновление переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в формате "5+2" возможно только после восстановления права Приднестровья на осуществление внешнеэкономической деятельности при условии подписания соответствующего транзитного протокола.

По словам Смирнова, этот документ, дающий Приднестровью право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, был передан Россией на рассмотрение партнеров по переговорам в Брюсселе (Бельгия) во время встречи посредников и наблюдателей в приднестровском урегулировании. Смирнов считает, что новый таможенный режим на границе Украины и Молдавии, введенный с 3 марта 2006 г., нарушает Меморандум 1997 г. МИД Украины назвал высказывания Смирнова не соответствующими действительности, так как украинская сторона не получала никакого документа, который, по ее словам, был передан в неофициальном порядке лишь миссии ОБСЕ в Молдавии. МИД отметил, что положения меморандума не могут трактоваться вопреки международным договорам, в частности, молдавско-украинскому договору от 18 августа 1999 г., который устанавливает государственную границу между Украиной и Молдавией. Украина считает, что право Приднестровья на международные, в том числе внешнеэкономические, контакты должно реализовываться в соответствии с законодательством Молдавии и ее договорами с другими государствами. "Заявления Смирнова и самодельный протокол противоречат духу и букве меморандума, международному праву и, главное, интересам населения Приднестровья", - сказано в комментарии, который цитирует "ИНФОТАГ".

Приднестровский спикер озвучил собственный план урегулирования конфликта

"Даже спустя 15 лет после начала конфликта Кишинев продолжает вести диалог с позиции "слабый - сильный". Он легко уходит от собственных заявлений и от обозначенных намерений, как и от двусторонних и многосторонних договоренностей", - заявил в интервью "Аргументам и фактам в Молдове" председатель Верховного Совета ПМР Евгений Шевчук. В частности, привел он пример, Молдавия "не единожды продекларировала отказ от унитарного статуса и свое стремление к построению федеративного государства". "Продолжением этого, как ни парадоксально, стало принятие закона о статусе Приднестровья без каких-либо обсуждений и учета мнения общественности региона, вне рамок переговорного процесса. Так, народу Приднестровья пытаются навязать волю властей Молдовы", - сказал спикер.

"Действия властей Молдовы не поддаются прогнозированию. Есть основополагающие документы, которые, на мой взгляд, крайне опасно рассматривать на предмет возможной денонсации. Так, в случае денонсации соглашения 92 года два берега вновь окажутся, с юридической точки зрения, в состоянии войны. Это очень опасный прецедент. Ведь и сегодня есть очень напряженные точки в зоне безопасности: Бендеры, Дороцкое, Кошница, Кочиеры", - сказал еженедельнику Шевчук.

"Сегодня правительство Молдовы утверждает, что новый порядок осуществления внешнеэкономической деятельности приднестровских агентов был введен в целях легализации приднестровского бизнеса. Однако слово "порядок" подразумевает структурность, системность и поэтапность. Можно ли назвать порядком то, что реализуется внезапно и хаотично, без учета мнения тех, кого этот так называемый порядок напрямую затрагивает? Вы только представьте: вводится новый режим, и только через 10 дней нововведения оформляются в виде нормативных актов! Сегодня правительство Молдовы громко заявляет о гарантиях неприкосновенности собственности приднестровских хозяйствующих субъектов при условии их регистрации в Кишиневе. В то же время существуют иные, высшие нормативно-правовые акты РМ, в том числе ранее принятый Закон о приватизации предприятий в Приднестровье, которым данное заявление противоречит. Да и суды в РМ неоднозначно воспринимают временную регистрацию. Стало быть, такова экономическая интеграция по-молдавски?" - вопрошает Шевчук.

По мнению приднестровского спикера, "нельзя достичь политического урегулирования путем интриг и обвинений оппонентов, так же как и обвинений в предвзятости целых стран, которые Молдова когда-то сама пригласила за стол переговоров". Шевчук убежден, что приднестровское урегулирование следует начинать "с мониторинга региона международной группой, специально учрежденной ООН". "Затем должен пройти референдум под мониторингом ООН с участием стран-гарантов, наблюдателей от ЕС и США, чтобы выявить волю населения Приднестровья относительно вхождения в состав РМ в качестве автономии. В случае отрицательного ответа предлагаем, чтобы ООН установила годичный переходный срок функционирования Приднестровья, учредила специального своего посланника в Приднестровье и РМ для постоянного мониторинга, а также для разработки рекомендаций по проведению выборов. Между тем в самой РМ следует назначить досрочные парламентские выборы в течение шести месяцев (они необходимы, чтобы изменить подход молдавских властей к урегулированию). Также под мониторингом ООН провести соответствующие выборы в Приднестровье и сформировать органы власти. Тогда новые органы государственной власти при участии стран-гарантов, наблюдателей ЕС и США и международных организаций разработают и заключат под эгидой специального представителя ООН Конституционное соглашение о создании Союзного государства. Затем состоятся выборы в совместные органы власти. Будет установлен трехлетний срок "сближения", в течение которого Приднестровье не наделяется международной правосубъектностью", - изложил свой план спикер. Если в результате референдума выяснится, что народ Приднестровья согласен войти в состав Республики Молдова, "тогда в течение одного года в Приднестровье пройдут выборы в органы власти, которые впоследствии под мониторингом ООН, а также стран-гарантов молдо-приднестровского урегулирования и наблюдателей от ЕС и США примут участие в мероприятиях по созданию благоприятных условий объединения Приднестровья и РМ".

Согласно плану, который описал Шевчук "АиФ в Молдове", стороны разработают соответствующие рекомендации по изменению Конституции Республики Молдова, обязательные для исполнения Молдавией при вхождении Приднестровья в состав РМ в качестве автономии. В самом Приднестровье необходимо установить двухгодичный "переходный период" для гармонизации законодательства.

"Важно предусмотреть ряд принципиальных положений на все этапы, - заметил Шевчук. - Например, до окончательного политического урегулирования Приднестровье и Республика Молдова обязуются не оказывать взаимного экономического, политического и иного давления, исключают административные препятствия для перемещения граждан и свободы экономической деятельности. Одновременно реализуется программа повышения экономической активности Приднестровья и Республики Молдова, в рамках которой путем специальных соглашений налаживается прямое экономическое сотрудничество ЕС-РМ, ПМР; Украина - РМ, ПМР; Россия - РМ, ПМР". Шевчук также убежден, что миротворческая операция на берегах Днестра должна быть сохранена на всех этапах плана, а жители обоих берегов Днестра должны иметь беспрепятственный доступ к СМИ Молдавии и Приднестровья.

Хилл: "Руководство сторон очень упрямо"

После того как на молдавско-украинской границе были введены новые таможенные правила, Тирасполь категорически не желает разговаривать с Кишиневом ни о чем, кроме как об отмене этих правил. Кишинев также решительно настаивает на том, что предпринятые меры были необходимыми и отвечают международным требованиям и стандартам. Несмотря на то, что международное сообщество оценивает введенные правила как не ущемляющие экономику левого берега, Тирасполь продолжает называть их "экономической блокадой" и отказывается садиться за стол переговоров по урегулированию приднестровской проблемы. В такой ситуации посредникам в урегулировании остается только проводить со сторонами двусторонние встречи и пытаться достигнуть консенсуса, пишет "Время". Ведь, как известно, нет согласия и в рядах сторон-гарантов. Встречи без сторон переговоров получили название "3+2". Сначала посредники встретились в Москве. По словам главы Миссии ОБСЕ в РМ Уильяма Хилла, на ней было принято решение приложить активные усилия для возобновления переговорного процесса в формате "5+2". После нее было много кривотолков и просто ложной информации, пишет газета. Утверждалось даже, что переговорщики пытаются за спиной Кишинева разработать статус "приднестровского региона". Но посол ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл категорически опроверг эту информацию и заявил, что речь шла о разделении полномочий. Второй раз в этом формате посредники встретились в Брюсселе. Но будущее переговоров осталось туманным. Так и не удалось согласовать дату переговоров в полном составе. Когда продолжится диалог между Кишиневом и Тирасполем, сегодня не может сказать никто.

"У нас возникла проблема, потому что приднестровцы очень сильно борются против новой системы на границе, о чем они ясно заявляют. Из-за этого переговорный процесс приостановился, и в полномасштабном формате мы не работам, - рассказал "Времени" глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл. - В Брюсселе мы попытались понять, что способствует сохранению нынешней ситуации. Возможно, переговоры де Гухта в Тирасполе сдвинут дело с мертвой точки. У нас есть некоторые идеи, мы будем говорить с представителями сторон и посмотрим, на что они готовы".

"Если говорить об экономических интересах, то нужно уточнить, кто именно и что конкретно лоббирует. Если это понять, можно продвинуться вперед, - считает Хилл. - Некоторые люди против изменения экономического порядка. Поэтому заявление молдавского правительства о гарантиях собственности - это очень хороший документ. Он придает людям уверенность в том, что они смогут работать и дальше".

"Саммит президентов в Киеве демонстрирует, что у четырех государств есть солидарность, есть единый фронт государств, которые хотят поддерживать друг друга. А смогут ли они оказать друг другу конкретную поддержку - посмотрим. Есть общие интересы и опыт, и, может быть, найдутся другие инструменты решения приднестровского урегулирования", - заметил в интервью "Времени" Уильям Хилл.

"Мне кажется, не стоит "хоронить" нынешний формат переговоров. Уже больше года мы работаем в расширенном формате, работаем прилежно, хоть и не решили свои задачи. К сожалению, мировой опыт в этой сфере дает немного положительных примеров. Хотя дипломатическая работа пока без результатов, нам остается ее только продолжать. Объединить народ, мне кажется, довольно просто, но руководство сторон очень упрямое", - заключил интервью "Времени" глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл.

Украина ввела ограничения на торговлю металлоломом с Молдавией

Украина приняла решение исключить металлолом из числа товаров, на которые распространяется режим свободной торговли с Молдавией, сообщила пресс-служба украинского правительства 6 июня. В соответствии с постановлением кабинета министров Украины, режим свободной торговли теперь не распространяется на отходы и лом черных металлов, железные или стальные отходы в слитках для переплавки (шихтовые слитки). Эти ограничения введены временно, до принятия Молдавией решения о подписании соответствующего двустороннего протокола, отмечается в постановлении, передает РИА Новости. Согласно документу, решение принято "с целью обеспечения постоянного развития предприятий металлургической отрасли и недопущения несанкционированного реэкспорта металлолома молдавскими хозяйствующими субъектами".

Неделей ранее, 29 мая, в Киеве состоялось 12-е заседание смешанной межправительственной молдавско-украинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Мероприятие очередное, а потому вроде бы рядовое, но ряд обстоятельств придали форуму большую, чем обычно, значимость и весомость, пишет "Экономическое обозрение". Во время встречи премьер-министров Василия Тарлева и Юрия Еханурова стороны усиленно демонстрировали дружеский характер двусторонних отношений и полное взаимопонимание. В центре внимания все же оказались наиболее болезненные для обеих сторон на сегодня проблемы: увеличение поставок молдавских вин на рынок соседей (в связи с отказом России пить молдавское вино), сотрудничество в энергетической сфере, совместный контроль на границе, вопросы собственности. Дружба и взаимопонимание не помешали украинскому и.о. премьера хотя бы намеками говорить о проблемах и о желательности двустороннего движения товаров. Например, в ответ на просьбу Тарлева обеспечить максимальный доступ молдавских вин на украинский рынок Ехануров вроде бы с готовностью согласился, но тут же предложил взамен молдаванам больше потреблять горилку.

Молдавия на две трети обеспечивается электроэнергией из Украины, поэтому стороны хотели бы сделать энергетику не только центральной осью двустороннего сотрудничества, но и фактором стабильности и предсказуемости. В этом отношении для Кишинева особую актуальность приобретает строительство новой линии электропередач Новоднестровск-Бэлць. Молдавия уже выделила средства на проектирование линии, но средства непосредственно на возведение линии в сумме $25 млн. еще предстоит найти. Стороны надеются на финансовую помощь со стороны европейских структур. Тем более что в перспективе предполагается продлить линию до Сучавы (Румыния), и тем самым получить еще один коридор для экспорта украинской электроэнергии в Европу. Но это пока планы. Пока же Молдавия вполне удовлетворена готовностью Украины активно участвовать в этом проекте, пишет "Экономическое обозрение".

Одной из тем переговоров Тарлева и Еханурова стала также проблема взаимных грузоперевозок. Украинский премьер признался, что наведение порядка на приднестровском участке границы дорого обходится экономике страны. Объем грузов, перевозимых через украинско-молдавскую границу, снизился с 4,5 млн. тонн за январь-апрель 2005 года до 3,1 млн. тонн за аналогичный период 2006 года. В итоге только за март-апрель 2006 года потери "Укрзализныци" составили около $9 млн. Кроме того, объемы переработки грузов в Ренийском торговом порту снизились за это время на 1,5 млн. тонн, а потери оцениваются в $400 тыс. Украина констатировала, что в связи с блокированием пропуска грузов на приднестровском участке увеличилось расстояние их доставки по отдельным направлениям, что заметно повысило стоимость перевозок. В связи с этим, сообщает "Экономическое обозрение", украинская сторона на заседании комиссии проинформировала, что тарифная ставка по некоторым грузам увеличилась в два раза, а предоставленные Молдавией скидки на перевозки грузов в направлении порта Рени (маршрутом Могилев-Подольский - Рени-порт) не обеспечивают сохранения существовавших объемов перевозок и конкурентоспособности маршрута. И обратилась с просьбой об установлении сквозных конкурентоспособных тарифов в направлении порта Рени. На что Молдавия "вытащила из рукава" свое предложение: восстановить совместными усилиями железнодорожный участок Басарабяска-Березино протяженностью 22,7 км. Но из этого расстояния только 2,2 км проходится на Молдавию, остальное - на территорию Украины. Этот участок существовал до 2000 года, но затем из-за отсутствия движения по нему был демонтирован. Кишинев считает, что в сложившихся условиях его восстановление позволит обеспечить перевозку грузов по кратчайшему пути. Как внутри Молдавии, так и транзитных грузов на Рени и Галац (Румыния) вне зависимости от функционирования участка Кучурган-Бендеры. Украинская сторона приняла эти намерения к сведению. В то же время в протоколе заседания отмечается рекомендация молдавской стороне продолжить усилия по возобновлению движения поездов по традиционному маршруту. О том, что Украине не с руки тратиться на восстановление участка Басарабяска-Березино, говорит и другой факт. В середине апреля Юрий Ехануров озвучил решение о строительстве до конца нынешнего года железнодорожной ветки Измаил-Рени. Этот проект заложен в комплексную программу развития Украины в качестве транзитного государства до 2010 года, а его строительство ускорила ситуация в Приднестровье. Протяженность новой магистрали 80 км, на строительство будет выделено 3,2 млрд. гривен.

Новый режим прохождения грузов через молдавско-украинскую границу отразился и на товарообороте. В первом квартале 2006 года общий объем взаимных поставок составил $153,3 млн., что на $4,8 млн., или на 3%, меньше показателей аналогичного периода 2005 года. Главной причиной этого стало снижение экспорта украинских товаров на 11%. И хотя поставки молдавской продукции возросли на 70%, ситуацию это не спасло. Ведь у Молдавии в торговле с Украиной все последние годы фиксируется огромный дисбаланс, который по итогам трех первых месяцев года уже превысил $130 млн. Тем не менее, Юрий Ехануров подчеркнул на итоговой пресс-конференции, что Киев и Кишинев высказывают "солидарную позицию" относительно предпринятых действий на границе и не собираются менять режим таможенного оформления, пишет "Экономическое обозрение". "Мы совместно работали с Европейским союзом и другими странами по наведению должного порядка на наших границах. Это важный элемент внешней политики Украины", - подчеркнул украинский премьер. В свою очередь, Василий Тарлев поблагодарил соседей "за принципиальную позицию" в этом вопросе.

Само заседание комиссии, по сведениям газеты, вылилось в жаркие дискуссии по целому ряду вопросов. Прежде всего, украинская сторона вновь выразила обеспокоенность планами Молдавии по строительству нефтетерминала и нефтеперерабатывающего завода в Джурджулештах и отметила тот факт, что Кишинев так и не выполнил пункт протокола предыдущего заседания о передаче Киеву всех необходимых документов, подтверждающих безопасность этих проектов для окружающей среды в трансграничном контексте. В протокол нынешнего заседания вновь был внесен пункт о том, что Молдавия в месячный срок передаст все эти документы украинской стороне. Но в итоговый протокол не попали многие другие моменты, которые, по сведениям "Экономического обозрения", стали предметом довольно острых дебатов. Например, Украина проявила недовольство тем, что активные строительные работы в Джурджулештах начались в условиях, когда в этом районе еще не осуществлена делимитация и демаркация границы. Кроме того, в свое время Кишинев и Киев договорились, что спорные участки на молдавско-украинской границе (а берег Дуная в районе Джурджулешт относится к этой категории) будут рассматриваться в комплексе и на основе взаимных уступок. Одной из таких уступок стало решение о передаче участка дороги и земли под ней в районе села Паланка украинской стороне. Однако на заседании было отмечено невыполнение молдавской стороной достигнутых договоренностей. Поэтому в протокол заседания внесена запись: "Молдавской стороне в месячный срок определить компетентный орган, ответственный за передачу земли на участке автомобильной дороги Одесса-Рени, и выполнить положения Дополнительного протокола к Договору между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе относительно передачи в собственность Украины участка автомобильной дороги в районе населенного пункта Паланка, а также земельного участка, по которому она проходит".

Экологическая озабоченность в связи со строительством терминала в Джурджулештах - это всего лишь повод для воспрепятствования возведению этих объектов. На самом деле Киев очень бы не хотел, чтобы каспийская нефть выбрала в качестве основного маршрута в Европу именно молдавский вариант. Потому что в таком случае под большим вопросом окажется украинский проект транзита нефти по нефтепроводу Одесса-Броды, поясняет "Экономическое обозрение". По мнению украинских политиков, лучше совместить эти два проекта и подключить Молдавию к совместной достройке нефтепровода до Европы с ответвлением для собственных нужд. По инициативе украинской стороны в повестку дня заседания был включен отдельный пункт о сотрудничестве в области поставок и транзита газа, а также реализации проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), под которым как раз и подразумевается нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк. Молдавия согласилась рассмотреть возможность участия в этом проекте, но конкретных обязательств на себя пока не взяла.

Молдавия несет убытки

Объем внешнеторговой деятельности Республики Молдова в январе-апреле 2006 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за экономического кризиса в отношениях с Россией, который отрицательно сказался на торговом обмене. Так, за четыре месяца этого года экспортные поставки молдавской продукции составили 313,2 млн. долларов США. Это на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года, передает МОЛДПРЕС со ссылкой на данные Национального бюро статистики (НБС). По словам гендиректора НБС Виталия Валкова, экспортные поставки в страны СНГ сократились на 13,4% по сравнению с январем-апрелем 2005 года. Это обусловлено, главным образом, уменьшением объемов экспорта в Россию. Экспортные поставки в страны Европейского союза сократились на 4% в связи с уменьшением объемов экспорта в Венгрию, Италию, Словакию и Германию. В страны Центральной и Восточной Европы ввезено молдавских товаров на 5,4% больше, чем в январе-апреле 2005 года. В апреле 2006 года экспорт составил 62,1 млн. долларов США, уменьшившись на 36,6% против марта и почти на 38% по сравнению с апрелем 2005 года.

Виталий Валков сообщил, что в январе-апреле 2006 года молдавские экономические агенты импортировали товаров на 734,3 млн. долларов США, или на 14,2% больше, чем в первые четыре месяца 2005 года. Дефицит торгового баланса за первые четыре месяца года составил 421 млн. долларов США, что на 43% больше, чем за аналогичный период 2005 года, передает МОЛДПРЕС.

Как отмечает БАСА-пресс, по итогам первых четырех месяцев 2006 года Россия была торговым партнером номер один Республики Молдова; импорт товаров из этой страны почти двукратно превысил экспорт молдавских товаров в Россию. В январе-апреле Молдавия экспортировала в Россию товаров и услуг на 86,5 млн. USD, что на 31% меньше по сравнению с показателями годичной давности. С другой стороны, импорт из России возрос в 1,9 раза - до 143 млн. USD, по данным Национального бюро статистики. Поставки в Россию составили 27% от всего объема молдавского экспорта, а поставки из России в Молдавию составили 19,5% от всего объема импорта. Традиционно Молдавия экспортировала в Россию больше, чем импортировала, но ситуация изменилась после того, как Москва ввела запрет на импорт молдавских вин и повысила тарифы на природный газ, отпускаемый РМ. Эти меры привели к тому, что дефицит в торговле с Россией достиг за четыре месяца свыше 56 млн. USD.

Вторым партнером Молдавии по объему экспорта стала в январе-апреле Румыния, на рынок которой было отгружено за этот период товаров на 39 млн. USD (-4%). Третье место в этой классификации занимает Италия - 33,7 млн. USD (-15%).

По импорту вторую позицию занимает Украина, которая поставила за четыре месяца в Республику Молдова товаров и услуг на 139 млн. USD (-5%). За Украиной следует Румыния, экспортировавшая в Молдавию товаров на 81 млн. USD (в 1,6 раза больше), передает БАСА-пресс.

Впервые после 1998 года объем молдавского экспорта снизился на десять процентов за четыре месяца 2006 года - до 313 млн. USD. Поставки в страны СНГ сократились примерно на 15%, до 152 млн. USD, в Евросоюз - на 4%, до 94 млн. USD, тогда как экспорт в страны Центральной и Восточной Европы возрос на 5,4% и составил 44 млн. USD.

В Комрате 14 человек голодают в знак протеста против действий руководства Гагаузской автономии

В столице Гагаузской автономии Молдавии Комрате 14 человек проводят с 1 июня голодовку в знак протеста против руководства Гагаузской автономии. Как передает МОЛДПРЕС со ссылкой на заявление движения "Единая Гагаузия", протестующие требуют от гагаузского руководства непредвзятости в процессе приватизации комратского кинотеатра. По их утверждениям, руководство Гагаузии распорядилось самовольно занять кинотеатр, не дожидаясь постановления суда, который решит, кому по праву должно принадлежать это здание. Группа протестующих обратилась к руководству Молдавии, Совету Европы, Миссии ОБСЕ, другим международным организациям в связи с "многочисленными и грубыми нарушениями прав человека на территории Гагаузии". Руководство Комратского района пока отказывается комментировать сложившуюся ситуацию.

Как поясняют "Молдавские ведомости", конфликт между гражданами Комрата и представителями местных властей обострился 29 мая, когда в здании кинотеатра "Дружба" проходил выпускной утренник учеников четвертого класса городской средней школы № 1. Не прошло и часа после начала торжества, как в здание ворвался отряд полицейских во главе с начальником Управления госимущества и приватизации Гагаузии и заместителем прокурора Гагаузии. Судебные исполнители представили владелице кинотеатра Наталье Татар (матери одного из четвероклассников) письменное требование о добровольной передаче здания кинотеатра на баланс государства. Как позже выяснили корреспонденты "МВ", кинотеатр был куплен Натальей Татар в 2001 году после того, как Народное собрание Гагаузии приняло решение о его продаже. Сегодня государственные чиновники утверждают, что продажа якобы была осуществлена с грубыми нарушениями закона.

"При остаточной цене около миллиона леев он был реализован за смехотворную цену. Поэтому уже несколько лет мы ведем судебные тяжбы по возврату этого объекта государству. Требования прокуратуры о признании недействительным договора о покупке и последующее решение судебных инстанций вернуть кинотеатр государству подтверждено и Высшей судебной палатой", - сказал "МВ" прокурор Гагаузии Георгий Лейчу.

"Чтобы не перечить представителям властей и не прерывать детский утренник, мы подписали требование о передаче, - рассказывает супруг Натальи, Дмитрий Татар. - Но каково было наше удивление, когда к кинотеатру подъехали рабочие, которые, не дожидаясь окончания детского праздника, с помощью сварочного аппарата начали заваривать главный вход в кинотеатр".

В тот же день от имени свидетелей "штурма" детского праздника были отправлены телеграммы протеста президенту Владимиру Воронину, председателю парламента Мариану Лупу, премьер-министру Василию Тарлеву, Миссии ОБСЕ в Молдавии и другим зарубежным представительствам в стране. Но никто не отреагировал на мольбу о помощи, пишут "Молдавские ведомости". 1 июня 14 человек объявили бессрочную голодовку. Расположиться решили возле входа в кинотеатр, где и развесили плакаты с требованиями к руководству страны прояснить обстоятельства захвата здания.

Утром 2 июня более 30 полицейских окружили палаточный лагерь, сорвали плакаты, конфисковали палатки и к одной из голодавших женщин применили силу. После нападения полицейских мытарства протестующих не закончились. Из 14 голодающих шесть человек, из-за изнеможения, прекратили голодовку. Оставшиеся восемь участников голодовки, среди которых пять мужчин и три женщины, остаются непоколебимы в принятом решении голодать до тех пор, пока власти Молдавии не включатся в переговорный процесс, от которого администрация края отказывается. Состояние здоровья людей, живущих на одной воде седьмой день, ухудшается, пишут "Молдавские ведомости".

Если говорить об обстоятельствах продажи кинотеатра и его возврате государству, то бывшему покупателю Наталье Татар после возврата здания государству 31 мая вернули не больше 200 тысяч леев. А приобрела она его за 232 459 леев. "Мы требуем, чтобы власти Гагаузии заплатили нам 503 468 леев, потраченных на работы по ремонту здания, а за упущенную экономическую выгоду из-за многолетних судебных тяжб мы потребуем возмещение в один миллион леев, - говорит Наталья Татар. - Мы же не захватили кинотеатр, а отдали государству назначенную сумму. Если представители государства незаконно его продали, то это другое дело. Мы разве виноваты в принятых чиновниками решениях о продаже? В данной ситуации можно ли говорить о стабильности в Гагаузии? Если представители разных созывов Народного собрания автономии противоречат один другому, то при чем здесь простые граждане? Кто нам возместит наши затраты?" ("Молдавские ведомости")

"Дело Клименко": продолжение следует

Прокуратура Молдавии обвиняет муниципального советника Кишинева, лидера общественного движения "Равноправие", председателя Конгресса русских общин Валерия Клименко в хищении бюджетных денег. Экспертиза объема работ, выполненных фирмой "Диаманты и технологии", которую возглавляет дочь Клименко Татьяна, указывает на искусственно завышенную стоимость в пределах 1 млн. леев ($81,3 тыс.). Об этом заявил заместитель генерального прокурора Молдавии Валерий Горбуля, передает "ИНФОТАГ". По словам заместителя генпрокурора, разница двух экспертиз стоимости, проведенных по просьбе муниципального советника Валерия Клименко и по постановлению Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (ЦБЭПК), составила лишь около 3 тыс. леев.

"Обе оценки вполне справедливо указывают на завышение объемов работ, за которые получено около полумиллиона леев. Иначе как хищением это не назовешь", - сказал Горбуля, комментируя телеканалу "Молдова-1" уголовное дело, возбужденное против Клименко.

В сообщении пресс-службы ЦБЭПК говорится, что фирма "Диаманты и технологии", директором которой является Татьяна Клименко, за два года выиграла шесть тендеров на проведение ремонтных работ на объектах Кишинева на общую сумму более 3 млн. леев ($243,9 тыс.). Центр указывает на то, что для выполнения ремонтных работ фирма "Диаманты и технологии" заключила подрядные договора с четырьмя экономическими агентами. Последние выполнили работы почти на 700 тыс. леев. При предоставлении примэрии актов выполненных работ руководство фирмы "Диаманты и технологии" указало сумму более 1 млн. леев.

Как уже сообщал "ИНФОТАГ", уголовное расследование против Клименко возбуждено ЦБЭПК совместно с прокуратурой. Обвинение утверждает, что в качестве советника мэрии Кишинева Валерий Клименко содействовал фирме "Диаманты и технологии" в получении заказов на строительно-ремонтные работы, оплачиваемые муниципальным бюджетом.

Советник отрицает свою вину и утверждает, что уголовное дело на него является "политическим заказом правящей в Молдове ПКРМ (Партия коммунистов Республики Молдова. - прим. ИА REGNUM)". 8 июня на заседании Муниципального совета Кишинева (МСК) Клименко сообщил, что наличие заказа подтвердили ему и сотрудники ЦБЭПК и прокуроры, причем последние утверждают, что их задача - вести уголовное дело до передачи его в суд. По словам Клименко, сотрудники ЦБЭПК и прокуратуры оправдывались тем, что делают то, что им говорит начальство. В противном случае они рискуют потерять работу и возможность содержать семью, передает слова Клименко InfoPrim Neo. Клименко утверждает, что цель Воронина - устранить его с политической арены, поскольку, по его словам, все больше русских избирателей становятся сторонниками возглавляемого им движения "Равноправие". По его словам, президент сосредоточил в своих руках контроль над правоохранительными органами, в том числе ЦБЭПК, дойдя до ареста детей своих политических оппонентов. Вместе с тем, Клименко расценил действия главы государства как "прямые нападки на национальные меньшинства" и объявил, что в скором будущем по этому делу выскажется ряд лидеров этнокультурных обществ.

В ответ муниципальный советник от Партии коммунистов Григорий Мырак осудил от имени фракции ставшую, по его словам, "плохой традицией" практику показывать пальцем на главу государства всякий раз, когда начинается уголовное преследование. Мыра утверждает, что "такие обвинения выдвигать против Владимира Воронина нельзя лишь на основании слухов и закулисных разговоров, поскольку в государстве существует презумпция невиновности", и что "неправильно, чтобы кто-то делал себе политическую рекламу на заседаниях МСК, ссылаясь на уголовное преследование". (Info-Prim Neo).