Рауф Раджабов - военный эксперт, руководитель Исследовательско-аналитического Центра "Мир, демократия и культура" (Баку).

ИА REGNUM: Разговоры о скором принятии Военной доктрины Азербайджана идут в течение нескольких лет. Более того, в некоторых местных СМИ утверждалось, что это произойдет в ходе весенней сессии парламента, однако "воз и ныне там". Очевидны проблемы и с не раз декларированным созданием Оборонно-промышленного комплекса...

Теперь появились точные сроки. К концу 2006 года Милли меджлис планирует-таки принять долгожданную Военную доктрину. Во всяком случае, так заявил недавно генерал Вахид Алиев - военный советник президента Азербайджана Ильхама Алиева. Военная доктрина не должна разрабатываться годами. К примеру, стратегический партнер Азербайджана, Грузия в очень сжатые сроки приняла Военную доктрину, в которой были указаны, как вероятный противник (причем так, что прозрачнее не бывает - "северная страна"), так и стратегические партнеры, вплоть до постановки четкой задачи - интегрирования в евроатлантические структуры. Конечно, нам нужна другая Военная доктрина, но скорости принятия указанного грузинского документа трудно не завидовать.

Одной из приоритетных задач структурной политики главы страны является формирование оборонной промышленности страны. К примеру, зачем покупать технику и вооружение за рубежом, если их можно производить по соответствующим лицензиям в отечественных предприятиях? Пришло также время определить основные приоритеты создания и развития ОПК с учетом долгосрочных потребностей Вооруженных Сил республики в новых видах вооружений и мобилизационных потребностей государства. Создание ОПК - это фактически переход оборонных предприятий республики от состояния выживания к динамичному развитию. Предпосылкой для реализации такого подхода является значительное увеличение военного бюджета страны за счет высоких цен на нефть. Буквально недавно Указом президента страны военные расходы были увеличены до 650 миллионов долларов США. Безусловно, создание ОПК позитивно повлияет на боеспособность ВС и на военную безопасность азербайджанской государственности. Помимо этого, вследствие уточнения и характера военных угроз и с учетом складывающейся геополитической обстановкой в регионе "Большого Кавказа", ужесточаются требования к характеристикам экономической безопасности оборонного сектора промышленности, а также возникают коррективы в политике военно-технического сотрудничества Азербайджана. Но чтобы добиться качественных изменений по реформированию военной организации республики, необходимо разработать долгосрочную программу по реформированию оборонного ведомства.

ИА REGNUM: В чем суть военной реформы, проведение которой планируется в стране уже добрый десяток лет?

Суть военной реформы заключается в том, что она должна охватывать всю систему обороны государства, а реформирование непосредственно ВС должно рассматриваться как ее составная часть. Стратегический план военной реформы Азербайджана мог бы включать следующие приоритетные направления: безотлагательное принятие Военной доктрины, поскольку даже лейтенант знает, что Военной доктрины - это военная конституция; фундаментальное изучение военного искусства в военных ВУЗах; создание мобильной организационно-штатной структуры ВС; улучшение технического оснащения и тылового обеспечения армии; комплектование и подготовка профессиональных кадров; демократизация воинской жизни; осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей; адаптация военной реформы к рыночным условиям функционирования азербайджанской экономики; обоснование перспектив строительства ВС с учетом реально существующих и вероятных военных угроз. Военная реформа должна учитывать экономическую ситуацию в стране, реально действующую систему законов, военный бюджет, формирующийся военно-промышленный комплекс (ВПК) и укомплектованность войск. ВС Азербайджана должны иметь численность, структуру и боевой состав, соответствующие политическим, экономическим и другим возможностям, а главное, внешнеполитическим приоритетам государства. Стратегическая цель военной реформы - приведение военной организации общества в соответствие с новой азербайджанской государственностью, политической системой и экономикой, с содержанием и современными взглядами на характер войн XXI века, реальные и потенциальные угрозы национальным и региональным интересам и безопасности Азербайджана. Концепция военной реформы должна иметь статус Государственной программы, еще лучше - закона.

ИА REGNUM: Надо полагать, что по аналогии с другими законопроектами концепцию военной реформы неофициально представит в парламент заинтересованное ведомство, то есть в данном случае, министерство обороны?

Ни в коем случае. Нельзя допустить, чтобы концепцию "под себя" разрабатывало минобороны. В создавшейся ситуации нельзя вести речь ни о какой военной реформе, если не будут окончательно решены центральные задачи - утверждение Концепция национальной безопасности, определение основные внешние и внутренние угрозы для Азербайджана; создание оптимальной системы финансирования Национальной армии и ее перевооружения, новой законодательной базы призыва на службу. В числе этих задач также коренная реконструкция практически полностью разрушенной системы переподготовки офицеров запаса и инфраструктуры мобилизационной готовности государства, восстановление системы спортивно-патриотического воспитания молодежи.

Без решения указанных задач все самые добрые намерения кардинально реформировать армию останутся лишь благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. Необходимо прекратить демагогические разговоры о трансформации армию в контрактную. К примеру, в США этот процесс занял более 15 лет при постоянно растущем военном бюджете. До начала реформирования военной организации страны архиважно изначально решить вопрос о функциях МО и Генерального штаба, о характере их подчиненности президенту - верховному главнокомандующему, о конкретных формах гражданского и парламентского контроля над ВС. Концепция военной реформы должна всецело соответствовать всем действующим законам и Военной доктрине Азербайджана.

Ни реформы, проводимые в Азербайджане, ни иные политические и социально-экономические причины не могут и не должны мешать республике выполнять свой долг по защите суверенитета страны, поддерживать высокий уровень боеготовности солдат и офицеров. В армии были и есть проблемы, но они, хоть и медленно, но решаются. Во многом благодаря тому, что в армии еще сохранился костяк тех офицеров, для которых понятие "есть такая профессия - Родину защищать", не утратило своего истинного значения.

ИА REGNUM: Техническое перевооружение азербайджанской армии - вопрос, решаемый при наличии должных средств - достаточно простой. Но есть и другая сторона медали. Как говаривал небезызвестный теоретик и практик марксизма-ленинизма, кадры решают все. Появились ли вместо уволенных старых командиров такие, которые могут сформировать подразделения, отвечающие требованиям нового времени?

Духовно-нравственное развитие некоторых военнослужащих в значительной мере уступает военно-техническому. Деятельность некоторых офицеров требует нравственного сознания, отношений и практики, так как они выступают частью военной политики. Равнодушие и пассивность снижают инициативу некоторых офицеров, что ведет к застою военной мысли. Низкий уровень нравственности некоторых военнослужащих снижает эффективность военного искусства. Угрозу представляют для ВС грубость, низкий профессиональный уровень некоторых офицеров. В военное время это приводит к поражениям, большим потерям. В мирное время некомпетентность, угодничество, карьеризм подобных военнослужащих наносят огромный вред боевой мощи ВС, ведут к снижению престижа армии и офицера. Многие такие офицеры быстро продвигаются по службе, и чем выше они поднимаются по служебной лестнице, тем больше вреда они приносят. Их несправедливость приводит к падению воинского престижа, к ухудшению здоровья подчиненных. Эффективность военной политики снижается вследствие нарушения прав военнослужащих. Чтобы составной частью военной политики была мораль, военная политика правительства и оборонного ведомства страны должны оцениваться, анализироваться, контролироваться с нравственных позиций, как со стороны исполнительной власти, так законодательной и гражданского общества.

Азербайджан нуждается в создании справедливого механизма отбора командиров всех ступеней, который позволит назначать их на должности с учетом интеллекта, уровня профессионализма, морально-психологических качеств. При подборе кандидатов к назначению на высшие должности, особенно командно-штабные, одним из основных критериев оценки должно быть наличие боевого опыта. На начальном этапе некоторых преобразований в системе оборонного ведомства, как правило, меняются и задачи по подбору, подготовке и расстановке офицерских кадров. Их невозможно решить без развития военных и профессиональных знаний молодых офицеров, но вместе с тем, не "теряя" опытных и боевых военнослужащих. Необходимо упорядочить условия и порядок прохождения службы офицерским составом, приостановить преждевременное увольнение опытных, подготовленных офицеров из ВС. К сожалению, примеров очень много. Достаточно назвать генералов Талыба Мамедова, Яшара Айдамирова. Уроки карабахской войны, в совокупности удач и неудач, еще будут изучаться не один год. Опыт боевых офицеров должен с максимальной отдачей использоваться в армии и для армии, в системе военного и гражданского образования, органах военного управления при обучении личного состава.