Структура соцзащиты не отвечает требованиям: Интервью замминистра здравоохранения Южной Осетии ИА REGNUM
Справка ИА REGNUM: Руслан Цховребов окончил среднюю школу в селе Корнисс (Южная Осетия). В начале 60-х уехал в Подмосковье, в 1964 году по комсомольскому набору ушел во флот. До 1991 года служил на кораблях и подводных лодках Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов. Окончил Высшее военно-морское училище в Ленинграде, Военно-политическую академию в Москве, юридический факультет госуниверситета экономики и сервиса в г. Владивосток. После увольнения в запас в звании капитана 1-го ранга работал начальником отдела по делам ГО и ЧС г. Фокино, Приморского края, заведовал отделом социальной защиты населения, был заместителем главы администрации города. В 2005 году вернулся в Южную Осетию. В настоящее время является заместителем министра здравоохранения и социального развития Южной Осетии.
ИА REGNUM: Г-н Цховребов, как на сегодняшний день представлено подведомственная Вам структура?
Главная цель в системе социальной защиты населения - удовлетворение потребностей человека, который в силу тех или причин оказался в трудной ситуации. Это пенсионеры, инвалиды, одинокие, престарелые, тяжелобольные, подростки, которые оказались в трудных условиях. Исходя из этого, строится вся социальная работа. Наша структура, как правило, стремится дойти до каждого человека, нуждающегося в социальной помощи. В то же время, не могу не отметить об имеющихся существенных недостатках. На сегодняшний день наша главная трудность - нехватка квалифицированных кадров, людей, преданных своему делу. Кроме того, на мой взгляд, не вполне отвечает требованиям сама структура социальной защиты. К примеру, в системе социальной работы нет органов, которые бы отвечали за социальную профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, за социальную защиту военнослужащих, уволенных в запас. Мы предлагаем свое видение существующих проблем, и далее предоставляем на рассмотрение в правительство. Отрадно, что и президент, и председатель правительства всячески оказывают помощь в решении стоящих перед социальной службой задач.
ИА REGNUM: Как представлена в Южной Осетии процедура регистрации пенсионеров и оформлений пенсий? Каков минимальный размер пенсии на территории Южной Осетии?
Регистрация пенсионеров, система оформлений пенсий и пособий в целом ведется в строгом соответствии с действующим законодательством. Вынужден констатировать, что в этой области имелись существенные недостатки, например, неоправданное потягивание срока назначения пенсий, ошибки в порядке назначения. Сейчас мы стараемся это искоренить. Что касается минимального размера пенсии, то он очень маленький - 140 рублей. Учитывая тот факт, что в Южной Осетии цены на основные продукты питания гораздо ниже, чем в основных регионах Российской Федерации, тем не менее, наша задача - изменить существующую ситуацию и повысить размер минимальной пенсии. Председателем правительства
ИА REGNUM: Известно, что благодаря пенсионной реформе, югоосетинские пенсионеры, получавшие ранее пенсии в Северной Осетии, отныне могут пользоваться услугами Национального Банка Южной Осетии, посредством которого осуществляются переводы. Скажите, как внедряется данное новшество? Насколько охотно пенсионеры пользуются услугами банка?
За последнее время с помощью президента и правительства удалось решить очень важный вопрос - облегчить систему и порядок получения пенсий через национальную банковскую систему. Люди такой порядок восприняли с большой охотой. Сегодня системой получения пенсий через национальный банк пользуются более 1500 человек, и радует то, что положительная тенденция сохраняется.
ИА REGNUM: Подавляющее большинство граждан Южной Осетии являются гражданами Российской Федерации. Не коснутся ли изменения, происходящие в пенсионной реформе России, граждан Южной Осетии?
Действительно, более 90% населения РЮО являются гражданами России, поэтому подавляющее большинство пенсионеров получают пенсии на территории РФ. Со стороны российских пенсионных органов и особенно РСО-Алании, мы постоянно ощущаем большую поддержку и понимание наших проблем. Наши коллеги из Северной Осетии оказывают нам практическую и методическую помощь, активно содействуют в работе, за что мы выражаем благодарность.
ИА REGNUM: Достаточно медленно проходит процесс перевода местных пенсионеров на повышенную пенсию. Намечаются ли изменения в данном вопросе?
Я беседовал с представителями пенсионного фонда во Владикавказе, с руководителями паспортно-визовой службы, и мы пришли к выводу: должна быть найдена возможность для людей, имеющих российское гражданство, но зарегистрированных в Южной Осетии, быть зарегистрированными на территории РФ с таким расчетом, чтобы они получали хотя бы минимум той пенсии, которая считается базовой частью трудовой пенсии (по возрасту) и составляет 1200 рублей. Что касается страховой и накопительной частей пенсии, тот тут сложнее. Для получения пенсии по выслуге лет и льготной пенсии требуются справки из соответствующих грузинских ведомств о том, что с 1991 года по настоящее время выплачивались взносы в разные страховые фонды. В силу того, что мы не можем подтвердить отчисления в страховые фонды, в России такие пенсии (по выслуге лет) не оформляют. Но мы поставили и этот вопрос, и в этом году он должен быть решен.
ИА REGNUM: Как представлена социальная помощь незащищенным слоям населения?
В Южной Осетии более 500 малообеспеченных людей, относящихся к различным слоям населения, и все они регулярно получают материальную помощь. Для такой категории граждан государство выделяет до 30000 рублей ежегодно. Проводится определенная работа и по линии здравоохранения, культуры. Государство старается сделать все возможное, чтобы человек не чувствовал себя одиноким и ненужным обществу. Следует отметить, что функционируют благотворительная столовая, пансионат для престарелых, школа-интернат. Все эти структуры - государственные, полностью находящие на гособеспечении. Благотворительная столовая также работает за счет благотворительных взносов, которые мы получаем в виде гуманитарной помощи. Услугами благотворительной столовой пользуются люди, которые оказались в тяжелой ситуации, получают либо зарплату, либо пенсию ниже прожиточного минимума. Приведу статистику: за 2005 год пансионат для престарелых профинансирован на более чем 839 тыс. рублей, то есть для 23 человек этого достаточно в течение целого года. В прошлом году школе-интернату было выделено 85 тыс. рублей на питание, 57 тыс. рублей для экспериментального класса, и 3 тыс. рублей на проведение Нового года. Государство старается, в силу своих финансовых возможностей, не забывать об инвалидах. Подчеркну, что во многих вопросах мы руководствуемся законами Российской Федерации. Это касается и тех вопросов, которые связаны с инвалидами, многодетными матерями, другими незащищенными слоями населения. Инвалиды у нас получают материальную помощь, в том числе и в виде дров для подготовки к зимнему сезону. Инвалиды пользуются такими льготами, как половинная оплата жилищно-коммунальных услуг, оплата за электричество, газ, им также предоставляется единовременная материальная помощь, другие льготы, предусмотренные законом об инвалидах.
ИА REGNUM: Известно, что Всемирная продовольственная программа уже в течение долгого времени не поставляет продукты в Южную Осетию. Будете ли Вы продолжать сотрудничество с этой организацией?
Управление социальной защиты населения и пенсионного фонда Южной Осетии сотрудничает со всеми, кто работает конструктивно. Но если в поставках гуманитарной помощи усматривается политика, причем политика односторонняя, не в нашу пользу, то о сотрудничестве говорить не приходится.
ИА REGNUM: Каковы основные приоритеты работы Вашей организации в этом году?
Первое и самое основное: мы хотим изменить структуру нашего ведомства. Мы должны исполнить главный принцип в системе социальной работы, чтобы охватить как можно больше населения, нуждающегося в социальной защите. К сожалению, структура, которая существовала до сих пор, не способствует этому. Мы разработали свое видение. Схема, согласно которой следует проводить перестройку пенсионного фонда и социального развития Южной Осетии, поделена на 2 этапа. На первом этапе мы планируем создать структуры, которые будут заниматься инвалидами, участниками