"Есть свет в конце тоннеля".

("Вечерний Красноярск", 01.11.02, Антон Видишев)

Вчера состоялась очередная сессия Законодательного собрания Красноярского края. В повестке дня стояло большое количество вопросов, важность которых ни у кого не вызывает сомнений. Но, пожалуй, главным событием прошедшей сессии стало выступление на ней губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Впервые за последние несколько лет депутаты Заксобрания и журналисты, присутствовавшие на сессии, услышали от представителя исполнительный власти внятную речь о реальном положении дел в крае и, что самое важное, пути выхода из кризиса.

КРИЗИС ВО ВСЕМ И ВЕЗДЕ

Своеобразный рассказ о том, что, придя к власти в Красноярском крае, Хлопонин оказался у разбитого корыта, чем-то напоминал то, что в последние года два вещал из кресла спикера ЗС Александр Усс. Однако существенным отличием Хлопонина от Усса является то, что он не вешает всех собак на прежнюю администрацию. Хлопонин разделяет ответственность за "кризисную ситуацию во всех областях жизни" между властью и политической и деловой элитой края, представители которой в достатке присутствуют в Законодательном собрании. В первую очередь эта ответственность распространяется на ситуацию с краевым бюджетом, который "надутым" представляла на суд депутатов прежняя администрация и который "надутым" принимало Заксобрание. "По причине запутанности в расходных статьях бюджета сегодня у нас нет возможности определить, сколько же реально денег тратит край", - признает Хлопонин.

Причин сегодняшнего кризиса губернатор называл много. Отставание от динамики принятия федеральных законов, в основном это касается определения финансовых нормативов. В частности, уровня оплаты ЖКХ, установления северных коэффициентов. Федерация давно настаивает на 100-процентной оплате услуг ЖКХ населением. То, что мы тормозим с принятием решения об увеличении оплаты коммунальных услуг, сводит на нет усилия, предпринимаемые исполнительной властью при диалоге с Министерством финансов. То же касается надбавок северянам. В крае они принимаются с существенным завышением федеральных норм и представляются в Минфин в качестве обязательных для исполнения. Но депутатам надо понимать, что давление на Минфин к положительному результату не приведет.

В крае не было и нет стратегии развития региона. Около 2500 предприятий находится в процедуре банкротства, что существенно снижает налогооблагаемую базу. Уровень управления предприятий, находящихся в краевой собственности, является загадкой для губернатора и его команды. Не существует в природе модели энергоразвития края. Никто в крае не может сказать, сколько мы будем платить за тонну угля или за киловатт электроэнергии, скажем, через месяц.

Кредиторская задолженность края составляет около 11 миллиардов рублей. Система управления краем функционировала настолько "эффективно", что губернатор постоянно использует выражение "по разным оценкам" - у него просто нет возможности апеллировать реальными цифрами. Например, тем, сколько денег находится в Фонде обязательного медицинского страхования, на котором лежит часть обязательств по выплате зарплаты врачам (которые "благодаря" Фонду получают зарплату с задержкой в 3,5 месяца). Хлопонин прямо заявил, что с ситуацией вокруг ФОМСа надо будет разбираться отдельно.

Однако свет в конце тоннеля все-таки есть. По крайней мере, он виден Хлопониным и его командой. "Край обладает огромным потенциалом. В первую очередь кадровым. Люди, работающие в крае, являются его главным богатством. Умело используя природные ресурсы региона, мы в состоянии за полтора года вывести край из кризиса".

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

То, что край находится в кризисе, ни для кого не секрет. Как показало выступление на сессии, не является это секретом и для Хлопонина. Вопрос в другом. Как этот кризис преодолеть? Губернатор для этого предлагает антикризисную программу, которая будет представлена депутатам 15 ноября вместе с проектом бюджета на 2003 год. "Мы обязаны наладить плодотворный диалог с федерацией. Прекратить все политические и экономические конфликты в крае... (и т.д. и т.п. - А. В.)". Но это все общие слова. Конкретнее антикризисная программа будет включать в себя четыре основных направления.

Секвестр бюджета-2002. До конца года администрация планирует получить в бюджет 3,9 млрд рублей доходов. Однако только сумма долгов, которые должен вернуть край в этом году, составляет сумму в 4,1 млрд рублей. Добавим к этому выплату зарплаты, отчисления энергетикам и угольщикам, выполнение ряда социальных программ - и получим неоспоримый факт: на всех денег не хватит.

Для решения проблем нынешнего бюджета администрация планирует реструктуризировать долги и поискать "по карманам" дополнительные источники доходов. Варианты для этого есть. В качестве помощников для бюджета могут выступить представители МДМ-групп. "У нас есть договоренность с Мисеврой о ликвидации московской компании "Росуглесбыт" (благодаря которой налоги с продажи красноярского угля оседали в столице) и создании на территории края новой сбытовой компании (которая, соответственно, будет оставлять налоги в крае).

Тарифная политика. Она будет включать в себя ликвидацию выделенной группы потребителей электроэнергии (таких, как КрАЗ, железная дорога и т.д.). Что позволит существенно пополнить краевую казну.

Доведение уровня оплаты ЖКХ до 90% (при обязательных субсидиях для малообеспеченного населения). Помимо средств на реформу коммунальной сферы это даст возможность вести конструктивный диалог с Минфином.

Снижение тарифов на электроэнергию. "Я постучу по дереву, но предварительные соглашения по заключению пакетного соглашения между энергетиками, угольщиками и краем уже достигнуты", - сказал Хлопонин.

Утверждение новой команды. "Для профессионального управления краем нам необходимы профессионалы. Если мы по-прежнему хотим принимать в крае фиктивный бюджет, то можем ограничиться фиктивной командой. Но это не будет иметь ничего общего с развитием края", - заявляет Хлопонин.

Бюджет 2003 года. Главной задачей принятия будущего бюджета должна быть его реальность и обязательная выполнимость. Планируется получение доходов в размере 34 млрд рублей и такой же уровень расходов. Приоритетными направлениями бюджета будут: зарплата, расходы на ЖКХ, северный завоз, выполнение наиболее важных социальных программ (прежде всего Закона "О ветеранах") и погашение кредиторской задолженности. Без выполнения своих обязательств не может быть речи о каких-то соглашениях, инвестициях.

Вот вкратце то, что говорил на сессии Хлопонин. Но итог этого выступления один - по крайней мере, на словах край получил сильную и эффективную исполнительную власть. Как это будет происходить на деле, покажет время.

"Бюджет - 2003: то ли еще будет!".

("Комсомольская правда" - Красноярск", 01.11.02, Клим Найменов)

Новый кабинет краевой администрации решил исходить из принципа "Готовься к худшему" при формировании параметров бюджета на следующий год, поэтому прогнозы делает самые пессимистичные. Как заявил Александр Хлопонин:

- Будущий 2003 год - это кризисный бюджет.

Планируется собрать порядка 3,9 миллиарда рублей налоговых отчислений, которые пойдут в доходную часть краевого бюджета. Тем не менее, сейчас кредиторская задолженность составляет 4 миллиарда 160 миллионов рублей, а собственно сам дефицит бюджета - 700 миллионов рублей. Долги по заработной плате, которую необходимо выплатить 2,9 миллиона рублей. Правда, Хлопонин намерен приложить все усилия, чтобы задолженность была ликвидирована к концу этого года.

"Социально ориентированный дефицит".

("Городские новости", 01.11.02)

Ожидается, что через две недели проект главного финансового документа края на следующий год будет вынесен на обсуждение Законодательного собрания.

Приоритетными направлениями бюджета на 2003 год будет выплата заработной платы, реализация социальных программ и топливно-энергетический комплекс. Кроме того, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин обозначил бюджет следующего года как достаточно жесткий.

Что же касается нынешнего года, то уже в следующем месяце планируется войти в график текущих платежей и полностью погасить долги работникам бюджетной сферы. Вторым этапом станет реструктуризация задолженностей работникам коммунального хозяйства, транспорта, других отраслей.

"Бюджет формируют сообща".

("Вечерний Красноярск", 01.11.02)

Накануне сессии ЗС края в Ачинске состоялось совещание губернатора края А. Хлопонина с главами администраций западной группы районов по формированию бюджета 2003 года.

Впервые формирование рабочей части бюджета будущего года происходит при непосредственном участии глав территорий. Все участники совещания посчитали это правильным.

По словам заместителя губернатора Т. Давыденко, бюджет будет жестким, но все защищенные статьи будут профинансированы.

Глава Назаровского района В. Раздуев отметил, что у А. Хлопонина и его команды есть понимание проблем, стоящих перед краем, и есть пути их решения, которые зависят от совместных действий администрации края и глав территорий.

На состоявшемся после совещания брифинге губернатор еще раз подтвердил, что до конца ноября будут погашены долги по зарплате перед работниками бюджетной сферы, в т.ч. перед медиками, которые часть денег получают из средств ФОМС.

Все федеральные законы, касающиеся ветеранов, пенсионеров и детей, будут выполнены в полном объеме. Приоритетное распределение средств будет направлено в сторону социально незащищенных слоев населения.

По пути следования в Ачинск А.Хлопонин посетил дорожно-строительную фирму "Илан". Строительство дорог имеет большое значение для экономики края, поэтому, по словам губернатора, необходимо решить главный вопрос кто у нас реально занимается строительством дорог и почему краевые дорожно-строительные организации не имеют заказов, а заказы исполняются в определенном и приоритетном порядке.

С руководством Ачинского НПЗ губернатор обсудил вопросы, связанные с трансфертами. Сейчас налоги от переработки нефти идут в краевой бюджет, а налоги от реализации - в Москву. "Этот вопрос обозначен особо", - заявил А. Хлопонин.

Обсуждался также вопрос реструктуризации долга администрации края компании "Юкос" (400 млн рублей). По итогам переговоров будет составлен соответствующий протокол и вскоре планируется встреча с руководством "Юкоса" для принятия конкретных решений.

"Возьмемся за руки, друзья?".

("Известия-Красноярск", 01.11.02, Максим Царев)

Красноярский Гражданский форум предложил властям равноправный диалог.

Это было первое мероприятие подобного рода в Красноярском крае. На своеобразном "форуме общественных инициатив" некоммерческие организации и гражданские союзы высказали свое мнение о роли гражданского общества в социально-экономическом и политическом развитии края. Гражданский форум был созван по инициативе председателя Союза товаропроизводителей и предпринимателей Валерия Сергиенко. Надо сказать, что Красноярский край стал шестым регионом страны, где прошел Гражданский форум. По замыслу его организаторов, он должен дать своеобразный импульс развитию гражданского общества и позволит выработать единую позицию по ряду наиболее важных для развития края вопросов.

Одной из причин организации такого форума стал бюджетный кризис в крае. По словам председателя Союза товаропроизводителей Валерия Сергиенко, до конца 2002 года поступлений в краевую казну планируется порядка 3,9 млрд. рублей, тогда как общая кредиторская задолженность бюджета составляет 11 млрд. рублей

Увы, сегодня в структуре администрации края нет ведомства, которое могло бы координировать эту работу. Прошедшие выборы показали, что доверие общества к власти в значительной степени подорвано, поскольку уровень жизни большей части населения края близок к критической черте. Печальное явление нашего времени, и с этим нельзя мириться, поскольку общество - это мы сами. При подготовке форума звучали разные мнения. Некоторые аналитики говорили о том, что краевые власти таким образом пытаются подмять под себя общественные организации и сделать их управляемыми.

По мнению инициатора проведения Гражданского форума Валерия Сергиенко, без партнерских отношений и равноправного диалога между властью и обществом не может быть процветания и благополучия. В крае, да и в стране почти всегда власть и общество находились в глухой оппозиции друг к другу. Появился шанс изменить эту традицию.

Надо заметить, что накануне выборов нынешний губернатор края Александр Хлопонин подписал договор о социальной ответственности перед жителями края, взяв на себя определенные обязательства. От имени деловых кругов и общественных организаций Красноярского края Валерий Сергиенко заключил соглашение с губернатором Хлопониным, по которому последний, в случае ухудшения уровня жизни в крае, обещал уйти в отставку. Таким образом, именно Гражданский форум может стать общественной организацией, которая будет следить за выполнением условий этого договора. Впрочем, не только власть несет ответственность перед обществом, но и общество должно нести ответственность, поскольку именно оно формирует власть.

На форуме краевые ветви власти представляли вице-спикер Законодательного собрания Анатолий Ромашов и заместитель губернатора Вадим Медведев. Оба они отметили, что проводимое мероприятие важное, нужное, а обществу необходимо научиться формировать ту власть, которая посредством данных ей государственных рычагов обеспечивает его, общества, интересы. Тем более это актуально сейчас.

В ходе форума заместитель председателя ЗС края Анатолий Ромашов выразил надежду, что в результате совместной работы будут выработаны конкретные предложения, которые трансформируются в законопроекты и будут рассмотрены в Законодательном собрании края.

Валерий Сергиенко отметил, что Гражданский форум ни в коем случае не будет дублировать профсоюзы, чьей задачей является защита интересов работающего населения в сфере оплаты и условий труда. Задачи Гражданского форума гораздо шире - помочь людям обрести уверенность и достоинство, выработать общественную волю на самосохранение и развитие.

Руководитель краевой организации Красного креста Алевтина Маковоз предложила оригинальную мысль - исключить из формулировок Гражданского форума само слово "борьба" и перейти от бесконечной и бессмысленной борьбы за свои права в область разумного гражданского строительства. Возможно, в чем-то она и права. Но то же время, хроническая невыплата долгов по заработной плате медикам и учителям, проблемы, стоящие перед студентами и пенсионерами, скорее всего, говорят о том, что ее заявление несколько преждевременно. С чем можно согласиться, так это с тем, что недопустимо, когда во всех бедах винят только власть и когда это становится дежурным оправданием для любой безответственности. Мы, в первую очередь, потому и терпим социальные бедствия, что само общество в целом пока безответственно, лениво, пассивно и равнодушно, а подчас просто жестоко.

По словам другого делегата форума, атамана Красноярского казачьего войска, Владимира Миронова, именно такое общество начинает в больших дозах плодить подонков и преступников, бросает новорожденных при живых родителях, а стариков сбывает в казенные дома при взрослых здравствующих детях. Миронов настаивает на том, чтобы власти обратили серьезнейшее внимание на эту проблему.

По его мнению, помимо ответственности общества и государства, не менее значима ответственность бизнеса и средств массовой информации. Мы улыбаемся при виде милого толстячка: "Ты где был?" - "Пиво пил". А вот о том, что в результате формируется новая молодежная субкультура, плодящая пивных алкоголиков, не задумываемся А сколько завуалированной рекламы сигарет, наркотиков? В результате, средний возраст курящих подростков - 13 лет, пробующих наркотики -11. Это не начальный, а средний возраст. Есть над чем задуматься. Стоит ли любая прибыль таких потерь?

В Соединенных Штатах после сентябрьской трагедии прошлого года горе объединило американский народ. Совсем недавно и Россия пережила подобное В нынешних условиях второстепенными должны стать многие, казавшиеся еще вчера важными, разногласия. Многие говорят о том, что Красноярский край - маленькая модель России, где, по мнению Валерия Сергиенко, пока слабо используется потенциал самого человека, хотя внутри общественных российских организаций, включая самую дальнюю глубинку, накоплен большой опыт.

Надо заметить, что подобный форум впервые в России вылился в нечто большее, чем обыкновенное собрание общественности, став постоянно действующей организацией, с правами юридического лица. Удастся ли Красноярскому Гражданскому форуму наладить равноправный диалог с властью, покажет время. По крайней мере, предпосылки для этого имеются.

• КСТАТИ

Красноярский Гражданский форум принял решение считать общественный договор "О социальной ответственности перед жителями Красноярского края" от 16 сентября 2002 г., подписанный Александром Хлопониным и по поручению "круглого стола" Валерием Сергиенко, социально-политическим основанием для создания системы взаимодействия краевых властей и общества по реализации главной цели - созданию возможностей, позволяющих обеспечить достойную жизнь для всего населения края.

"Гражданский форум или клуб по интересам?".

("Городские новости", 01.11.02)

Так уж получилось, что и в целом в стране, и в нашем крае практически нет взаимодействия между обществом и государством. Реальной властью сейчас располагает узкий круг людей, воспринимаемый остальными гражданами как нечто стоящее особняком. Между тем все мы - работодатели государственных чиновников. Каждый гражданин вправе требовать обеспечения высокого уровня жизни. И прежде всего- личной безопасности. Что, кстати, выражается во вполне определенных явлениях и цифрах.

Первый шаг к консолидации краевой власти и краевой же общественности был сделан в ходе предвыборной кампании. Тогда Александр Хлопонин подписал договор о социальной ответственности, в котором обязался обеспечить повышение жизненного уровня жителей края. Если этого не произойдет, они вольны призвать к ответу чиновников, вплоть до увольнения.

Этот договор о социальной ответственности настолько непривычен для нас, что его трудно воспринимать иначе, чем популистский прием. Непривычно, что предвыборные обещания могут быть не только обещаниями. И если они не исполняются, обманутое в своих ожиданиях общество может потребовать отставки губернатора на основании некоего документа.

Впрочем, оценить, насколько новый губернатор готов выполнять эти самые свои обещания, пока трудно. Уж слишком мало времени прошло со дня вступления его в должность.

Вчера в краевом центре состоялось учредительное собрание "Гражданского форума Красноярского края", в котором приняло участие более 20 общественных организаций региона, а также представители исполнительной и законодательной ветвей власти. Главная задача проведения этого мероприятия - разработка социально-экономической программы развития края в рамках консолидации краевой власти и общества.

Необходимость работы форума в данном направлении обусловлена, прежде всего, бюджетным кризисом в крае. Предполагается, что в результате совместной работы будут выработаны конкретные предложения. Позже они примут облик законопроектов и будут рассмотрены в Законодательном собрании края.

К сожалению, некоторые средства массовой информации оценили все происходящее не иначе как говорильню, собрание "клубов по интересам".

Не исключено, что в этом утверждении есть доля истины, Повторюсь: пока в области взаимодействия краевой власти и общественных организаций сделано очень мало. И государство - не единственный виновник. Основная причина-отсутствие гражданского общества, как такового, которое влияло бы на власть. Иначе говоря, разобщенность, отсутствие интеллектуальной, научной и политической элиты, граждан и государства. Организации же по большей части или решают свои собственные задачи, или борются за власть, то есть стремятся занять место чиновников.

Тем не менее, опыт форума трудно переоценить. И будет жаль, если сейчас вместе с водой мы выплеснем и младенца. Ведь в крае есть люди грамотные и ответственные. И если воспринимать договор новой краевой власти о социальной ответственности не только как предвыборный ход, а как готовность к реальному и дельному сотрудничеству, к диалогу власти и различных групп граждан, возможно, это станет первым шагом к созданию партнерских отношений между гражданами и властью края.

"Мы - за достойную жизнь!".

("Красноярский рабочий", 01.11.02)

ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КО ВСЕМ КРАСНОЯРЦАМ

Договор о социальной ответственности, подготовленный в ходе избирательной кампании по инициативе участников "круглого стола" - представителей общественных организаций, был подписан всеми кандидатами на пост губернатора Красноярского края.

В этом договоре зафиксирована главная цель деятельности краевой власти - создание условий и возможностей, обеспечивающих достойную жизнь всему населению края, повышение его жизненного уровня. Таким образом, эта цель была согласована еще на предвыборной стадии и с нынешним губернатором Александром Геннадиевичем Хлопониным.

В настоящее время перед обществом и властью Красноярского края стоит практическая задача, как воплотить эту конституционную цель в жизнь, как добиться выполнения подписанных соглашений.

Именно для решения этой задачи общественно-политические объединения, организации, движения, представители широких слоев населения, различных социальных и политических групп края, которые выступили с инициативой и поддержали подписание договора о социальной ответственности, приняли решение создать принципиально новую общественную силу, своего рода "Союз союзов" - Гражданский форум Красноярского края.

Гражданский форум как форма самоорганизации населения Красноярского края объединяет всех людей, которые хотят достойной жизни для себя и своих семей, которые хотят, чтобы власть сдержала свои обещания и повышение жизненного уровня людей сделала на практике своей главной целью.

Требование социальной ответственности, выдвигаемое Гражданским форумом Красноярского края, будет действительно эффективным, если общество, население края консолидируется, объединится вокруг главной, конституционной цели - обеспечение условий и возможностей для достойной жизни. Конституция Российской Федерации объявляет эту цель главной для государства, для всех государственных органов.

Гражданский форум Красноярского края исходит из того, что никакая социально-экономическая программа развития не сможет быть реализована без соответствующего согласования с населением, без социальной поддержки общественности Красноярья.

Для практической реализации договоренностей о социальной ответственности необходимо, чтобы как можно скорее начался переговорный процесс между властью и обществом (в лице Гражданского форума) о конкретных путях и способах достижения главной цели, чтобы был разработан конкретный план совместных действий, началась ускоренная разработка краевого закона "О согласованном уровне жизни населения Красноярского края".

Гражданский форум Красноярского края приглашает принять участие в своей деятельности всех граждан, все организации, движения, силы, искренне заинтересованные в росте благосостояния и улучшении жизни людей, в социально-экономическом развитии края.

Чем шире будут ряды Гражданского форума, тем больше с нами будут считаться. Тем весомее будут наши успехи на благо всех красноярцев, на благо всего нашего родного края!

Принято на собрании Гражданского форума 30 октября 2002 года.

"Валерий Зубов: "Памятник достойному человеку".

("Вечерний Красноярск", 01.11.02, Владимир Рубе)

- Валерий Михайлович, Совет Федерации отклонил ваш закон о тарифах. Правда, председатель ЗС Сергей Миронов подчеркнул, что это отклонение не означает отказа от него. Как вы на все это смотрите?

- Все равно закон будет принят. Не обязательно в варианте, который обсуждал Совет Федерации. Но суть останется. Она в следующем. Тарифы устанавливаются вместе с бюджетом, входят в него затратами и не меняются, пока не меняется бюджет. Госдума проведет закон другим способом. Именно потому, что мы, депутаты, допускали вероятность такого поворота событий.

Голосование в СФ лишь высветило позицию представителей отдельных регионов и заострило внимание на принципах формирования верхней палаты. Ведь те сенаторы, которые отклонили закон, отказались тем самым защищать свои региональные бюджеты.

- Вы всегда выступали за тесное сотрудничество депутатов Госдумы от края с руководством края. Уже встречались с А. Хлопониным?

- Да, беседовал. И констатирую: мы с ним говорим на одном языке. У меня сложилось мнение, что получится хорошее сотрудничество. Во всяком случае, ощущение такое, как перед стартом у спортсмена, который долго не выступал и жаждет старта. Мне кажется, сейчас не только я, но и все красноярские думцы смогут прибавить в работе.

Поверьте, очень много вопросов можно было решить, если бы администрация края проявляла больше заинтересованности в депутатах Думы от Красноярья. Избежали бы финансового кризиса, который сейчас имеем в крае. Приведу только один пример. Такие предприятия, как угольные разрезы, Норильский комбинат, платят одновременно налоги и на недра, и на прибыль. При реформировании налоговой системы естествен, казалось бы, расчет: насколько надо, скажем, снизить налог на недра и увеличить налог на прибыль, чтобы в итоге бюджет края не пострадал, а выиграл. Увы, такого расчета в крае не сделали. Не сумели. Этот пример не единственный.

- Вы были на днях в Емельянове...

- Обычные депутатские будни - отчитывался перед избирателями. О законе о тарифах. Еще об одном, так называемом антиотмывочном, законе, как окрестили его думцы. О финансировании строительства взлетно-посадочной полосы для "Красноярских авиалиний". О дорожном строительстве, поскольку строительство дороги Ачинск - Красноярск, проходящей по Еме-льяновскому району, финансируется из федерального бюджета. Естественно, затрагивалось множество вопросов, которые находятся в стадии решения. Например, проблемы военных городков. Сокращены воинские части в поселке Кедровом, в Таскине. Надо переселять семьи военнослужащих. А денег на это нет. Хорошо, что глава поселка Кедрового вовремя обратился ко мне. Я сумел выйти на заместителя министра финансов, который курирует территории, и тот заверил, что на переселение будет специальная прибавка к бюджету.

У правительства есть намерения отменить льготы пенсионерам и'бюджетникам. Проекты этих законов уже лежат в Госдуме. Понятно, что моих избирателей не может не тревожить это. Надеюсь, что я во многом успокоил людей, разъяснив позицию депутатов по данному вопросу: Дума не примет решений, которые материально ущемят пенсионеров и бюджетников. Подтвердил эту позицию примерами.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за антиотмывочный закон.

- Это закон по борьбе с незаконно полученными доходами, по пресечению их легализации, а также пресечению каналов финансирования терроризма. Он был принят восемь месяцев назад. Предварительно проходил через возглавляемый мною думский Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам. Так что имею непосредственную причастность к этому закону. А в сентябре в закон внесены поправки. Он начал работать. Действует система отслеживания незаконных финансовых операций. В первую очередь крупных денежных переводов, свыше 20 тыс. долларов, как внутри страны, так и за рубеж. Отслеживается большая наличность, установлен контроль за банками, а также за игорными домами, ломбардами и другими подобными организациями. Сам наблюдал действие этой системы. Примерно 20 тыс. операций проверяются в день.

Международная организация по финансовому мониторингу, инспектируя действие антиотмывочного закона, признала, что он действительно начал работать. В связи с этим Россию исключили из черного списка стран, которые не борются с теневыми доходами. Пока она была в этом списке, все крупные банки ограничивали свои операции с нашими банками. Соответственно наши банки были ограничены в использовании более дешевых кредитов для инвестирования в нашу экономику. Теперь такое ограничение снимается.

- Как вы оцениваете нынешние назначения в администрации края?

- Я не всех управленцев знаю. Но что касается тех, кого знаю, - на мой взгляд, это удачные назначения. Имею в виду В. Кузубова, Н. Глушкова, Т. Давыденко, А. Яки-мова, с которыми очень тесно работал в администрации, будучи губернатором. За них порадовался.

...На недавних встречах в Емельянове меня спрашивали, что думаю вообще по поводу выборов. Ответил, что за меня, как за губернатора, голосовали дважды. И оба раза неправильно. В 1993 году неправильно потому, что избрали человека, который не имел никакого опыта административной работы. И в 1998-м, когда завалили, тоже поступили неправильно. Ибо к тому времени я набрался опыта, обзавелся связями и мог работать губернатором. Возвращаясь к тем четверым, которых только что назвал поименно, скажу, что все они на четыре года были фактически потеряны для власти, как раз тогда, когда накопили опыт и вошли в самый работоспособный возраст. Теперь их, к счастью, возвращают к большому делу. Им не надо учиться. Они уже работали на этих участках.

Очень порадовал еще один важный факт, о котором не так широко известно. Администрация создала центр стратегического развития края, то есть прогнозирующий орган, который возглавил Александр Михайлович Белеев. Иными словами, с первого же дня намерены спрогнозировать развитие края и принимать решения в соответствии с прогнозом. А руководить этим сложнейшим делом поставлен в лице Белеева человек, который в администрации Зубова успешно работал последний год заместителем губернатора по экономике. Считаю, А. Хлопонин поступил и в данном случае мудро.

- Валерий Михайлович, вы так же, как и Хлопонин и наша редакция, входите в число тех, кто дал деньги на памятник Владимиру Дмитриевичу Кузьмину - вашему сподвижнику, бывшему первому заместителю губернатора края и талантливому экономисту. Не скажете, как обстоят дела с памятником, когда его установят?

- Исполнители стараются сделать очень хороший, достойный этого человека памятник. И это затягивает сроки изготовления. Часть его делается за пределами края. Задержка произошла и с доставкой. В памятнике использовано много камня. Я знаю исполнителей. Добросовестные, порядочные люди. К своей работе относятся с любовью.

- Недавно убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков. Как не вспомнить, что Владимира Кузьмина откровенно травили. Об этом говорилось и на его гражданской панихиде, и в СМИ... В крае сменилась власть. На мой взгляд, какие-то выводы напрашиваются.

- Давайте рассуждать. Подходы, которые демонстрировал в крае теперешний заместитель генпрокурора товарищ Колесников, свидетельствуют, что большая часть (но не большинство) работников правоохранительных органов не совсем представляют, как сегодня надо бороться с преступностью. В антиотмывочном законе разработан механизм борьбы с теневыми деньгами. Но если в прокуратуре не будет достаточно специалистов, которые разбираются в современных финансах, то результативность закона останется низкой. Мало громить преступность шашкой, наскоком, громкими заявлениями. Она во многом изменилась. Нужна более профессиональная, кропотливая и, если хотите, более хитрая работа. Посмотрите, ни одно громкое преступление последних лет так и не раскрыто.

Госдума постоянно увеличивает финансирование правоохранительных органов. Самое большое увеличение зарплаты в судебной системе. Потому что в правовом обществе это последняя инстанция, где человек отстаивает себя и свои интересы.

Улучшение работы судов, МВД, прокуратуры просто необходимо. Убийство Цвет-кова - отражение представления, что преступникам в России дозволено все. Они ничего не боятся. Такое невозможно в США. Там все громкие преступления раскрывают.

Месть - плохой метод. Сама правоохранительная система должна разобраться, что произошло в ее рядах и к чему это привело. Тот подход к людям, который исповедовала предыдущая администрация совместно с отдельными представителями правоохранительных органов, не пользовался успехом в самих этих органах. Вспомним, что ФСБ открыто отказалась вести дела по администрации, возглавляемой мною, ибо это был явный политический заказ. Несмотря на публичные заявления Колесникова, краевое УВД тоже поступило корректно. Наши следователи просили меня объяснить им смысл финансовой схемы, разбирались, где может быть корысть, и закрыли много дел, даже не объявляя общественности, что начинали ими заниматься. А в краевой прокуратуре, насколько знаю, все три человека работали против нас: Антипов, Деминишин, Киреев. На мой взгляд, они демонстрировали свой непрофессионализм, исходя из презумпции виновности. Вот пусть сама правоохранительная система и даст им оценку как людям, которые компрометируют своих коллег и всю систему.

...Честно скажу: не могу простить тех, кто посадил на пять месяцев В. Черезову. Это так унизительно для мужчин, делавших политический заказ и исполнявших его!

Когда сказали "фас!" на мою администрацию, одновременно была дана "зеленая улица" действовавшей администрации, и что только они не творили в финансах! Многие знают, что происходило с выделением дотаций регионам края, а также в отношениях между рядом работников администрации и коммерческим сектором. Это крайне усугубило нынешний финансовый кризис. И это, кстати, прекрасно видели работники прокуратуры. Здесь надо разобраться, дабы в корне пресечь безобразия. Надо задействовать краевую счетную палату.

"ТЭЦ-2 работает надежно".

("Красноярский рабочий", 01.11.02)

На Красноярской ТЭЦ-2 ОАО "Красноярскэнерго" в третьем квартале текущего года были завершены уникальные работы по внедрению новой техники.

Особо стоит отметить внедрение системы автоматизации рабочего места для испытания воздушных высоковольтных выключателей. Автоматизация позволит снизить трудоемкость работ по снятию характеристик работы выключателей и получить более полную информацию о состоянии контактов выключателей. Кроме того, на теплоэлектроцентрали была установлена новая аппаратура оперативно-диспетчерской связи на базе "Меридиан-1". В результате повысилась надежность связи оперативного персонала ТЭЦ, снизилась трудоемкость обслуживания оборудования.

За последние три месяца на ТЭЦ-2 были также внедрены новые технологии при ремонте кабелей с использованием гелевых муфт, что значительно уменьшает трудозатраты на ремонт кабелей связи. Все работы по внедрению новой техники осуществлялись специалистами ТЭЦ-2 и производственно-ремонтного предприятия "Красноярскэнергоремонт".