На чьи деньги будет существовать украинский авиапром?: Украина за неделю
На время парламентской паузы, пока политики взяли очередной "коалиционный тайм-аут" и по выражению обозревателя "Деловой столицы", разрабатывают "хитрую систему контроля и противовесов" "практически решенному премьерству
Едва ли не главной темой последних дней стал выход России из проекта "Ан-70". Как разъясняет своим читателям сетевая "Тема", суть дела в политике, и согласно российской военной доктрине "тяжелый оперативно-стратегический военно-транспортный самолет - основное средство воздушной стратегической мобильности всех компонентов Военной Организации государства (до Внутренних Войск включительно). И отдавать судьбу такого продукта в руки страны, которая собирается вступать в
Словно в подтверждение "Украинская правда" начинает подбор новых партнеров по проекту: "Возможным партнером выглядят страны, которые и раньше заявляли о своем интересе к украинскому самолету, в частности Ливия и Саудовская Аравия". "Важно то, что будущий партнер Украины может и не иметь своей авиационной промышленности - наша страна способна собственными силами обеспечить создание самолета, а от страны-партнера будет требоваться лишь часть финансирования". Вопрос - кто будет финансировать дальнейшее продвижение проекта Ан-70, иными словами, на чьи деньги будет (или не будет) далее существовать украинский авиапром, - вопрос этот тем более актуален, что по признанию экспертов той же "Украинской правды", официальный "развод" будет делом хлопотным, "нам необходимо прежде всего рассчитаться с Россией за вложенные ею в проект средства", здесь возможны проблемы, и не исключено, что "окончательную точку в деле о выходе России из проекта поставит международный суд". "Экономические известия", судя по всему, еще не потеряли надежды на то, что "окончательной точки" не будет, и интернациональный долгострой вместе с распилом госбюджетов еще какое-то время продолжится: "В пресс-службе АНТК им. Антонова "Эі"... сообщили, что, несмотря на все выступления российской и украинской сторон, работы по строительству Ан-70 не прекращались. "Например, ведется испытание двигателя, кстати, совместно с Россией",- сказал руководитель пресс-службы АНТК Андрей Совенко. Аналогичное мнение прозвучало из уст генерального директора международного консорциума "Средний транспортный самолет" (СТС) россиянина Леонида Терентьева (компания создавалась для координации работы предприятий из обеих стран). По его словам, несмотря на дефицит финансирования и слухи, все разработчики самолета - АНТК им. Антонова, ЗМКБ "Прогресс", Ступинское ОКБ и другие - вкладывают собственные средства и работают. Сейчас киевский авиазавод "Авиант" строит два экземпляра по заказу украинского Минобороны, которые будут готовы к 2008 г.".
Сетевые "Версии" подают сюжет приблизительно в том же ключе, что и "Тема": если украинские политики хотят в НАТО, они должны заплатить эту цену. Развал авиапрома - первая ласточка. При этом приводится интервью генерального директора запорожского двигателестроительного предприятия "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева. Г-н Богуслаев отметил, что "Мотор-Сич" не планирует разрушать кооперацию с российскими заводами, задействованными в выпуске двигателя Д-27 для самолета Ан-70. "У нас даже испытательного стенда для этого двигателя нет, а у московского "Салюта" есть. Мы будем работать и с "Салютом", и с Уфой. Будем работать с российскими агрегатными КБ и заводами", - сказал он. "Благое, надо отметить, намерение, комментирует автор "Версий". - Но вот беда: оно реализуемо на практике только в одном случае - когда с этим согласна и вторая сторона. То есть указанные Богуслаевым российские предприятия. В противном же случае получается, как в анекдоте о свадьбе, которая не состоялась, потому что невеста была в белом платье, а жених вообще не хотел жениться...".
Параллельно с "самолетными делами" в украинских СМИ муссируются "корабельные новости", и рядом с "разбором полетов" Ан-70 в "Версиях" соседствует "Морская болезнь" - большая статья о феодосийском скандале и т.н. антиНАТОвском "крымском демарше". При том, что официальный Киев назвал все происходящее в Феодосии провокацией, обозреватель "Версий" рассматривает четыре возможных сценария развития событий: "...Есть четыре типа поведения властей в аналогичной ситуации. Первый - поддержка и фактическое использование демонстрантов для "вытеснения" американских баз. Второй - идти на уступки, но не выкидывать американцев полностью. Третий - просто не замечать протестов. Это европейский стандарт, применяемый, скажем, в Испании и Нидерландах. Например, когда пикетчики парализовали вылет натовских самолетов в аэропорту Schiphol, власти сделали вид, что это не их компетенция. Но когда они попытались повредить самолеты, полиция их разогнала. Наконец, есть киргизская модель поведения. В пошлом году Киргизия жутко испугалась протестов против американской базы в аэропорту "Манас". Власти долго раскланивались с американскими представителями, рассказывая, как высоко правительство Киргизской Республики "оценивает уровень двусторонних отношений с США и выражает свою готовность и далее развивать взаимовыгодное сотрудничество во благо народов двух стран". Украина, скорее всего, будет мигрировать от третьего типа поведения к четвертому: если корабль забросают бутылками (хочу сказать, если добросят!), мы будем долго и церемонно извиняться...".
Эксперты сетевого "Форума" тоже приводят примеры "чужого опыта", в частности вспоминают "Бостонское чаепитие": "Если украинское правительство не вынесет урока, то эта ситуация будет иметь продолжение. На так называемое "Бостонское чаепитие" в 1773 немногие обратили внимание. Однако, этот случай породил стихийное сопротивление населения всей колонии, с него, фактически, началась американская революция. Ситуацию с американским кораблем в Феодосии не нужно недооценивать". Прочие эксперты, настроенные pro- или contra- НАТО, дружно отмечают что пиар-кампания среди населения, на которую НАТО выделили 1 млн. у.е., очевидно провалена, даже если "витренковские игры" вокруг американского судна полагать "политической клоунадой", как это делает Андрей Шкиль, нарушения Конституции имеют место быть: "В первую очередь, нарушена статья 85.п.23 Основного Закона, которая относит к исключительной компетенции
"Главред" дает собственно НАТОвскую версию событий, размещая интервью директора Центра информации и документации НАТО Мишеля Дюре, однако предваряя ее принципиальным "врезом": "...Из критической массы дипломатических формулировок, которыми бывший бельгийский военный владеет в совершенстве, стало понятно: без поддержки населения в НАТО тоже никак. И это при том, что масштабная информационная кампания, о которой так много говорили наши ведущие евроатлантисты, по сути так и не началась. А ведь 2008 год, когда Украина намерена получить приглашение в заветный трансатлантический клуб - не за горами". Наконец, последняя по времени передовица "Главреда" озаглавлена "Проведение военных учений под угрозой". Издание обращает внимание на два законопроекта, зарегистрированных в украинском парламенте соответственно 29 и 30 мая: проект Закона Украины "Об основах внутренней и внешней политики Украины" №1015, автором которого является