22-23 мая в Киеве прошел саммит глав государств-членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) Михаила Саакашвили, Виктора Ющенко, Ильхама Алиева и Владимира Воронина. Встреча руководителей стран ГУАМ не так давно потерявшего еще одну букву "у" (из нее вышел Узбекистан, сменивший внешнеполитический вектор в сторону России) получила достаточно большой международный резонанс и по заверениям его участников, как никогда была наполнена конкретикой, чего, видимо, не было все десять лет существования этого объединения.

Вообще, если послушать представителей всех четырех стран-участниц ГУАМ в истории организации наступает новая эра. Слов самовосхваления из уст президентов и их министров было сказано предостаточно. Действительно, в ходе саммита четыре стороны подписали целую серию документов, среди которых Киевская декларация, Декларация по вопросам урегулирования конфликтов, Устав организации и коммюнике саммита ГУАМ. Также были утверждены ряд других документов, в частности программа работы ГУАМ до конца года, план действий в международных организациях, устав организации, а также совместную декларацию глав государств организаций по вопросам урегулирования конфликтов.

Последние особенно беспокоят участников, так как три из четырех государств имеет "замороженные конфликты". Грузия с Абхазией и Южной Осетией, Молдавия с Приднестровьем, Азербайджан с Нагорным Карабахом. Именно проведение более координированной политики в данной сфере делегации стран ГУАМ выделяли как приоритетные накануне саммита. Надо сказать, что благодаря "координации" Киева и Кишинева удалось организовать блокаду Приднестровья и задушить ее промышленность. Виктор Ющенко назвал также функцию диалога по региональным вопросам и интеграцию в европейские и евроатлантические структуры.

Если с европейскими структурами у всех участников ГУАМ дела далеко не блестящие, то о НАТО с придыханием говорят и в Киеве, и в Кишиневе, и в Тбилиси. Кроме того, организация намерена структурироваться и обзавестись всеми необходимыми атрибутами солидной и перспективной организации, в том числе и штаб-квартирой, скорей всего, в Киеве. В экономической сфере страны ГУАМ сближают проблемы обеспечения энергетической безопасности и создание энерготранспортных коридоров. Особое внимание будет уделено маршрутам транспортировки энергоносителей по территории стран-членов ГУАМ, разработке и реализации совместных проектов в сфере энергосбережения.

Не менее важно для стран-членов ГУАМ - формирование зоны свободной торговли между государствами-членами. Стороны также осудили развитие транспортной сферы и сотрудничество таможенных ведомств. Наверное, чтобы больше не превращать свою организацию в резиновую в зависимости от количества участников и дать ей более благозвучное название, президенты подписали декларацию о создании "Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ". Президент Молдавии предложил еще более хлесткое название "Содружество европейского выбора", что непроизвольно будит ассоциации с недавним смотром демократических и антироссийских сил в Вильнюсе под патронатом вице-президента США Дика Чейни. Однако на этот раз антироссийская риторика была на порядок тише. Во-первых, все-таки мало было западных благодарных слушателей. Во-вторых, присутствие Азербайджана несколько сдерживало антироссийские порывы. И, в-третьих, последние ответные шаги России в отношении недружественной политики со стороны некоторых участников ГУАМ в экономической области заставили серьезно задуматься о последствиях.

Причем спектр отношения к этому оказался широким: от бравады Михаила Саакашвили до оскорбленных чувств Владимира Воронина. Так, первый на дегустации вин в Киеве (в столице Украины Михаил Николаевич - очень частый гость) прямо под открытым небом радостно сообщил, что запрет на ввоз грузинских вин открыл для них широкие перспективы в Европе, которая теперь узнала, что такое грузинские вина. Второй на итоговой пресс-конференции заявил, что бульдозерная зачистка молдавских вин на московской земле задевает национальные чувства. Коллегу тотчас поддержал грузинский президент, который двусмысленно скаламбурил: "Я не уверен, что московская почва может произвести что-то хорошее". Обеспокоенность политикой России звучала все два дня саммита. Как снова подытожил устремления своих стран господин Саакашвили: "Без России прожить можно". Тем не менее, для работы ему очень симпатично здание бывшего СЭВ в Москве.

Больше всего критики, которую также можно считать выпадами в адрес Москвы, получило СНГ, которое прямо обвинили в неэффективности. Тема недовольства работой в рамках СНГ, а следовательно, и России, и противопоставлении ему ГУАМ звучало неоднократно и из уст украинского президента, и из уст его коллег. Напомним, что в последнее время, и Молдавия, и Украина и особенно Грузия ставят вопрос о выходе из СНГ, которое исчерпало себя. При этом наиболее взвешенную позицию в ходе саммита занимал именно Алиев. В Киеве главы стран снова засомневались в необходимости дальнейшего членства в СНГ. По словам господина Воронина, парламент Молдавии по инициативе оппозиционных сил, рассмотрит вопрос о выходе государства из СНГ. Так, один из главных противников СНГ и адепт вступления Украины в евроатлантические структуры министр иностранных дел Борис Тарасюк подчеркнул: "ГУАМ, в отличие от СНГ, базируется на согласии и равноправии". Свою порцию сомнений в будущее Содружества высказал и президент Украины на итоговой пресс-конференции. Не нравится украинскому лидеру и проникновение на Украину через восточную границу 17 тысяч мигрантов, 80% которых проникают из стран СНГ, отсутствие делимитации украино-российской границы. Он остановился на конкретных примерах, когда инициативы украинской стороны на заседаниях в рамках СНГ отвергались без рассмотрения. Однако, Ющенко был осторожен, не делал резких выпадов, в отличие от грузинского коллеги, специализирующегося на антироссийской риторике, подбирая русские слова (рабочим языком саммита был русский). Тут же он был поддержан Саакашвили, не раз выступавшем в ходе саммита адвокатом и Кишинева, и Киева.

На фоне таких настроений диссонансом прозвучало выступление Алиева, который, кажется, преподал урок коллегам как нужно строить отношения с Россией. Он отметил, что практически весь период 90-х годов у Баку и Москвы шла конфронтация. Россия поставляла миллиардные партии оружия противнику Азербайджана (понимай, Армении), но в настоящее время кризис преодолен, отношения стоятся на конструктивной основе, а за два последних года в два раза вырос товарооборот между странами. Он призвал искать позитивное и на нем концентрировать внимание. Вообще, в Киеве каждый из лидеров избрал себе особую манеру поведения. Говорливый и активный Саакашвили, спокойный и рассудительный Алиев, неуверенный и как будто обиженный на всех и вся Воронин, критично настроенный, но сдержанный за маской спокойствия Ющенко. Вместе с тем, все участники встречи в рамках ГУАМ, а это они делают регулярно и с завидным постоянством, заверяли, что ГУАМ - это не дружба против кого-то. ГУАМ направлено на демократизацию процессов в странах-участницах. Однако противопоставления, как видно, избежать не удалось.

Подводя итоги саммита, президент Украины сказал: "Я думаю, что это хорошее завершение десятилетия и свидетельство, на мой взгляд, хороших перспектив стран - участников ГУАМ в новой исторической и политической ситуации в Европе". Однако трудно разделить оптимизм Виктора Андреевича. Президент Молдовы даже предположил, что в ГУАМ могли бы войти Болгария и Румыния (как видно, в рамках СНГ у организации союзников больше нет). Памятью о саммите стала украинская почтовая марка, представленная президентам.

Возникает несколько логичных вопросов о судьбе ГУАМ и его преемника. Безусловно, страны-члены ГУАМ с общей площадью территории в 800 тысяч километров, с населением в 65 миллионов человек, с ВВП - 104 миллиарда долларов и объемом внешней торговли более 85 миллиардов долларов (по собственным подсчетам), нельзя просто так сбросить со счетов. Десять лет существования подтвердили неслучайность существования такого объединения. Всех четырех членов ГУАМ в большей или меньшей степени сближают общие политические цели (стремление вступить в евроатлантические и европейские структуры, недовольство СНГ и Россией). Все-таки пока Азербайджан только частично вписывается в политический контекст ГУАМ. Не менее важной проблемой для стран-участниц остается и восстановление государственной власти на части своей территории, и хотя, пока данная проблема не касается Украины, потенциально Киев ощущает остроту вопроса и готов отстаивать территориальную целостность коллег по ГУАМ.

В отличие от прочих антироссийских по сути объединений у членов ГУАМ сильна экономическая составляющая. В таких вопросах, как зона свободной торговли, обеспечение энергоносителями и их транспортировка у членов организации велика взаимная заинтересованность. Однако экспортными запасами нефти располагает только Азербайджан, что делает его роль ключевой. Характерно, что Баку согласился закачивать свою нефть в нефтепровод Одесса-Броды. Вообще, кажется, что прагматизма Алиева не хватает другим коллегам по ГУАМ. Вместе с тем, реальной силы стать альтернативой СНГ у ГУАМ нет ни по экономическим, ни по политическим причинам. Не имея общих сухопутных границ, они не в состоянии самостоятельно решить ни транспортную, ни энергетическую проблемы. Выход из объединения Узбекистана и отсутствие новых желающих пополнить его ряды вдруг показал всю неустойчивость и малопривлекательность ГУАМ для других стран. Он жизнеспособен, пока есть зарубежный заказ на его деятельность. Со сменой в будущем руководства в странах-участницах возможна потеря других букв в названии, ключевыми из которых являются буквы "А" и "У".