Политика - Парламент - Абхазия - Южная Осетия - Экономика - Общество
Выход Грузии из СНГ - необходима "ювелирная работа"
Выход Грузии из СНГ должен произойти безболезненно, пишет 15 мая газета "Ахали таоба". Такова точка зрения министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили. По его словам, речь сейчас идет не о политическом решении выхода Грузии из СНГ, а о том, как и когда это произойдет. Таким образом власть Грузии однозначно решила доказать России, что не принадлежит к ее политической "орбите" и что Грузия ориентирована на международное общество, гораздо более цивилизованное и правовое, нежели СНГ. Сейчас главное, чтобы процесс выхода Грузии из СНГ не оказался таким же болезненным, как это было во время распада Советского Союза, когда из Грузии к северу шли поспешные импульсы, из-за чего Россия жестко наказала Грузию. Так что президенту Саакашвили и его команде, чтобы избавиться от СНГ, необходима, как говорится, "ювелирная работа", чтобы не озлобить Россия, тем более что намерение Михаила Саакашвили более масштабно - развал СНГ. Как отмечает государственный министр Грузии по вопросам экономических реформ Каха Бендукидзе, детальный анализ в связи с выходом из СНГ проводился и ранее, и этот процесс по-прежнему продолжается в плане дипломатической и другой работы. По его словам, "мы должны знать все точно, чтобы принятое нашим правительством решение опиралось на глубокий анализ". Так что пока власть Грузии официально заявит о выходн из СНГ, каждое министерство должно подготовить свое видение и позицию по данному вопросу - как могут развиваться события в Грузии после того, как страна покинет СНГ. Такое задание министры получили от премьер-министра Зураба Ногаидели. Последнее же слово - за президентом Михаилом Саакашвили. ("Ахали таоба")
Грузия покидает СНГ, надеясь на ГУАМ
Грузия покидает СНГ, политическое решение уже принято, но ясно, что процесс выхода из Содружества затянется, пишет 16 мая газета "Хвалиндели дге". Тбилиси, с одной стороны, старается независимо наладить отношения со странами-членами Содружества Независимых Государств, и поэтому на запланированный на 27 мая в Душанбе совет глав правительств СНГ Тбилиси, вместо председателя государственной комиссии по изучению вопросов выхода из СНГ, премьер-министра Зураба Ногаидели, направляет госминистра по вопросам евроинтеграции Гиорги Барамидзе. С другой стороны, пытается добиться роста роли ГУАМ, созданной несколько лет назад на постсоветском пространстве альтернативной СНГ и долгое время бездеятельной организации. Говорят, что вышедший из ГУАМ Узбекистан, возможно, вернется в организацию. Пока неизвестна точная дата, когда комиссия завершит работу. Но известно, что она должна сделать это в кратчайшие сроки. Согласно распространенной информации, парламент Грузии рассмотрит вопрос выхода страны из Содружества до конца весенней сессии. Достаточное ли это время для проведения консультаций со странами-членами СНГ и для предположительной оценки последствий выхода из Содружества? По мнению политолога Гии Нодиа, здесь главное обосновать принципиальное решение, то есть насколько проигрышен или выигрышен выход Грузии из СНГ, а для этого особого и основательного отчета не требуется. Политолог считает, что нахождение Грузии в СНГ в конечном итоге выполнило позитивную роль по двум основным моментам. Первый - вхождение Грузии в СНГ успокоило Россию, создало ей своеобразную иллюзию, что развал Советского Союза не такая уж трагедия, как кажется на первый взгляд. Это сделало процесс распада СССР менее горьким, что, конечно, было хорошим явлением, поскольку в противном случае его разрушение могло более негативно отразиться на стране. Второй - создание СНГ сделало развал Советского Союза более упорядоченным. Как отметил Нодиа, он подразумевает отношения не только с Россией, но и с другими постсоветскими странами. Это все-таки был своеобразный форум, где происходило решение каких-то общих проблем. Но, с другой стороны, Нодиа считает, что это не была эффективная организация, это не было место встречи, где можно было принять какое-либо серьезное решение. Для Грузии вступление в Содружество с политической точки зрения никакого значения не имело, если не считать того, что его существование смягчало процессы распада Советского Союза. Что касается экономических аспектов, то в этом вопросе Нодиа считает себя недостаточно компетентным, хотя и отмечает, что в этом плане СНГ сыграл определенную позитивную роль, хотя бы для облегчения экономических контактов. В какие сроки после выхода из СНГ Грузии удастся решить со странами-членами этой организации вопросы визового, таможенного и других режимов? По мнению Нодиа, это скорее технические вопросы. Принять политическое решение о выходе из СНГ нетрудно, но это не означает, что на следующий же день после заявления страны выйдет из СНГ. Процесс выхода может растянуться на определенное время, и за этот период будут заключены те договоры, которые необходимы, резюмирует политолог. ("Хвалиндели дге")
Хаиндрава не ждет чуда
После пятилетней паузы грузино-абхазский координационный совет под эгидой ООН возобновил работу, пишет 16 мая газета "Хвалиндели дге". Обе стороны встретили это событие собственными планами мирного урегулирования конфликта. В работе координационного совета, который не проводился в течение пяти лет, кроме сторон в конфликте, принимают участие представители стран-друзей Генерального секретаря ООН - послы США, Германии, Франции, Великобритании и России. Делегация Абхазии во главе с де-факто министром иностранных дел самопровозглашенной республики Сергеем Шамба привезла в Тбилиси проект всеобъемлющего урегулирования конфликта, разработанный де-факто президентом Абхазии Сергеем Багапш. Грузинская сторона подготовила свой план широкомасштабного мирного урегулирования конфликта в Абхазии, который передаст абхазской стороне 22 мая, после чего между сторонами начнутся закрытые консультации. Между целями этих двух планов огромное различие. Главное из - принципиальное различие в вопросе независимости Абхазии. Хотя неожиданного в этом нет. Зато немало вопросов, по которым позиции сторон диаметрально не противоречивы. В Тбилиси еще до подготовки широкомасштабного плана заговорили о большом значении восстановления доверия между сторонами. Значение восстановления доверия подчеркивается также в подготовленном в Абхазии документе. Соответственно, стороны будут работать над теми вопросами, где достичь согласия сравнительно легче, а главнейший вопрос "оставят на потом". Когда со временем начнется разговор по этому вопросу, за стол переговоров сядут уже "восстановившие" доверие решением других вопросов стороны. По словам госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиорги Хаиндрава, он "не ждал от встречи чуда", но сам факт, что встреча состоялась и стороны ищут пути урегулирования проблемы, можно считать очень позитивным. Как отметил Хаиндрава, "путем интенсификации переговоров, возможно, мы найдем золотую середину и общий язык и в тех сложнейших вопросах, полное решение которых на этом этапе почти невозможно, а время покажет, как развернутся события". Сергей Шамба также не казался недовольным встречей. По его словам, встречу можно посчитать удовлетворительной, достигнуто соглашение по созданию различных рабочих групп, которые будут работать над конкретными направлениями. Шамба отметил, что грузинское общество сегодня не готово принять все разработанные ими предложения: главное начать работу, и результаты этой встречи, возможно, мы увидим через несколько месяцев. Что касается узловых вопросов, то на это требуется время, сказал Шамба. В рамках координационного совета стороны обсудили вопросы, связанные с возвращением вынужденно перемещенных лиц в Гальский район Абхазии, гарантии безопасности и вопросы экономической реабилитации зоны конфликта. Шамба назвал возможные сроки возвращения беженцев - по разработанному Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев документу срок возвращения беженцев 2 года. По словам де-факто министра, еще в 1994 году было подписано соглашение о возвращении беженцев, но, к сожалению, действенных шагов в этом направлении сделано не было, и в этом вина абхазской стороны мала. Шамба выразил надежду, что возобновление работы координационного совета "будет способствовать решению накопившихся между сторонами проблем и полномасштабному урегулированию конфликта". В первой половине июня представители сторон возобновят активную работу в Сухуми и Гали. На встрече стороны договорились о начале в июне переписи беженцев под эгидой Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Как отметил Шамба, урегулированию проблем препятствует пролитая кровь, но время все лечит, и в будущем наступит время решения вопроса возвращения беженцев на всей территории Абхазии. Вместе с тем члены абхазской делегации заявили, что главное их требование - признание независимости Абхазии. Они требуют, чтобы Грузия первой признала независимость Абхазии, и тогда все проблемы между сторонами решатся очень легко и быстро, и Грузия и Абхазия, как две соседние страны, смогут успешно сотрудничать и сосуществовать, заявил представитель абхазского парламента Илья Гамисония. Заседание координационного совета под эгидой ООН завершилось решением о продолжении работы в начале июня. ("Хвалиндели дге")
Россия покидает Грузию
Первый эшелон, груженный военной техникой, 16 мая выехал из Грузии в направлении России, пишет 18 мая газета "24 саати". Ниже газета предлагает статью польского журналиста. Военную технику погрузили в 19 вагонов и отправили с Ахалкалакской военной бызы через территорию Азербайджана к дагестанскому участку азербайджано-российской границы. На территории Грузии эшелон сопровождал эскорт грузинских военных, а на границе Азербайджана передал контроль азербайджанским военным. Российская военная база в Ахалкалаки полностью покинет территорию Грузии до конца 2007 года. А дислоцированная в Батуми российская военная база, по достигнутому соглашению, будет выведена из Грузии до конца 2008 года. Москва, которая традиционно рассматривает Грузию как сферу своего влияния, сделала все, чтобы как можно дольше сохранить здесь своих военных. Российские военные даже утверждали, что у них нет мест, чтобы расквартировать военнослужащих. Но Тбилиси на уступки не пошел. Грузинские дипломаты использовали все моменты, чтобы напоминать России о необходимости выполнения подписанных в 1999 году в Стамбуле обязательств, согласно которым, Россия обязалась вывести из Грузии и Приднестровья свои военные базы. Это, бесспорно, большой успех президента Михаила Саакашвили. Хотя победа зачастую обходится дорого. Москва, которая постепенно теряет влияние в Закавказье, ответила на этот успех Грузии экономической блокадой. Уже несколько недель как Россия запретила ввоз на свою территорию грузинских вин и минеральной воды "Боржоми". Именно этими продуктами в основном ограничивалось участие Грузии на российском рынке. Но это еще не все. Грузия зависит от поставляемых из России газа и электроэнергии. Исходя из этого, вполне вероятно, что зимой грузины будут мерзнуть. Что может последовать за гневом Кремля, грузины испытали на себе нынешней зимой, когда "неизвестные" взорвали газопровод и линии электропередачи, ведущие из России на Южный Кавказ. Тбилиси погрузился во тьму, население было вынуждено отапливать дома дровами и кустарными отопительными приборами. Конфликт с Россией может очень осложнить дело президенту Грузии, у которого и без того много забот. В Тбилиси все чаще проходят выступления протеста, а оппозиционные партии продолжают бойкотировать заседания парламента, заявляя, что президент Саакашвили начинает превращаться из демократа в диктатора. Как видно, Саакашвили считает, что поражение внутри страны он сможет компенсировать достигнутыми на международной арене успехами. Высокопоставленные чины НАТО уже открыто признают, что вступление Грузии в альянс - вопрос времени, а США считают Грузию самым значительным союзником в регионе. Достаточно хорошо развивается и стратегическое партнерство Грузии и Украины. Не исключено, что обе страны решат вместе выйти из промосковского СНГ. В настоящее время Саакашвили пытается добиться ухода русских также из Абхазии и Южной Осетии. Президент хочет, чтобы вместо русских, которые открыто поддерживают сепаратистские режимы, в Абхазию и Южную Осетию пришли международные силы. Для тысяч беженцев это было бы шансом поэтапного возвращения в свои дома, а Грузия постепенно восстановила бы контроль над этими республиками. Если у Саакашвили это получится, тогда соотечественники простят ему все ошибки, заключает польский журналист. ("24 саати")
Член НАТО гораздо менее опасна для Абхазии и Южной Осетии
В Тбилиси прошла Вторая международная научно-практическая конференция на тему "Эволюция и эффективное управление конфликтами: принципы, подходы и технологии", пишет 19 мая газета "Ахали 7 дге". Организаторами двухдневной конференции были Хельсинкская Гражданская Ассамблея и Южнокавказский институт региональной безопасности. В конференции принимали участие эксперты, правозащитники и представители правительственных структур из Грузии, Азербайджана, Армении, Болгарии, Украины. В ходе конференции были рассмотрены пути урегулирования конфликтов в разных странах и вопросы региональной безопасности. Как заявил руководитель Южнокавказского института региональной безопасности Александр Русецкий, цель конференции - не только обмен мнениями, а оценка того, являются ли процессы, которые мы называем мирными, реально мирными. По его мнению, в процессе урегулирования конфликтов допущены серьезные ошибки - начиная от с определения формата этих процессов, кончая неучастием определенных сторон в процессе урегулирования этих конфликтов. Поэтому, считает Русецкий, необходима экспертиза и ревизия существующего положения. Затрачены миллионы долларов, однако серьезных результатов нет, отметил Русецкий. На конференции подготовлен пакет рекомендаций, который будет передан МИД Грузии для представления на саммите ГУАМ, запланированного на 22-23 мая в Киеве. По мнению участника конференции, одного из лидеров Республиканской партии Грузии Ивлианэ Хаиндрава, обмен мнениями имеет большое значение, особенно, когда происходящие в стране процессы оценивают представители других стран. Это позволяет со стороны посмотреть на то, к чему глаз привык, считает Хаиндрава. Хотя он не питает иллюзии, что от такого типа мероприятий что-либо изменится. По его словам, ситуацию может изменить только политическая воля, политическое решение. В нашей стране общественное мнение пока решающего значения не имеет, но после того, как будут достигнуты политические договоренности, будут человеческие отношения и контакты, считает Хаиндрава. Чем более готовы в этом смысле общества, тем лучше и быстрее пойдет процесс. И именно подготовке обществ способствуют такие встречи, заявил Ивлианэ Хаиндрава. Он отметил, что в грузинском обществе нет агрессивности по отношению к осетинам и абхазам. Когда абхазам приходится сюда приезжать (осетины бывают в Тбилиси чаще), они удивляются тому, что грузины относятся к ним спокойно, а не агрессивно. Это один из обнадеживающих аспектов. Но другой и, по мнению Хаиндрава, тревожный аспект то, что те же опросы показывают, что большинство грузин считает путем урегулирования абхазской проблемы аннулирование автономии Абхазии, что никак не соответствует реальности. Ситуация здесь противоречива, как в любой сфере нашей жизни, считает Хаиндрава. Что касается интеграции Грузии в НАТО, то в практике этой организации не было приема такой страны, где есть неурегулированные конфликты. Однако существует политическая целесообразность, и сегодня, вероятно, Грузия как никогда близка к НАТО. Хаиндрава не исключает, что в этом случае НАТО может допустить определенное исключение. Естественно, когда Грузия становится членом НАТО, она становится им во всеобще признанных границах, т.е. в границах, которые включают и территорию Абхазии и Южной Осетии. Пока говорить рано, но не исключено, что для Грузии такое исключение может быть допущено. Параллельно, необходимо усиление работы как с абхазами, так и с осетинами, со стороны и грузин, и международных организаций, чтобы объяснить им, что Грузия - член НАТО гораздо менее опасна для Абхазии и Южной Осетии в смысле их физической безопасности, отметил Хаиндрава. В будущем вопрос вступления Грузии в НАТО должен решится не за счет отчуждения грузин и абхазов, а напротив, с учетом общих подходов. ("Ахали 7 дге") Парламент
Власть подняла ажиотаж - оппозиция объявила бойкот
Оппозиция готова к диалогу с парламентским большинством и предлагает собственные законопроекты, по которым согласна учесть предложения большинства и выработать общий вариант, пишет 17 мая газета "Резонанси". Как заявил председатель фракции "Демократический фронт" Звиад Дзидзигури, власть подняла ажиотаж, что оппозиция не идет на диалог, не хочет конструктивных отношений. Поэтому фракция предлагает три законопроекта и в связи с этим готова принимать участие в работе комитетов. Если власть пойдет на какие-то уступки в этих вопросах, оппозиция прекратит бойкот и вернется на парламентские заседания, заявил Дзидзигури. Законодательные инициативы касаются тех трех вопросов, которые зафиксированы 7 апреля в меморандуме оппозиции, объявившей бойкот. Это изменения в Избирательный кодекс (избирательная администрация, формирование ЦИК и окружных комиссий по паритетному принципу), законопроект об избрании мэров и глав районных администраций путем прямого голосования, а также создание временной следственной комиссии по оценке бесконтрольных действий правоохранительных органов, которая должна выяснить, что делает на протяжении месяцев прокуратура и почему покрывает преступников. "Демократический фронт" заявляет, что законопроекты будут переданы в организационный комитет и рассмотрение этих вопросов должно состояться в парламентских комитетах, а согласованный вариант должен утвердить парламент. Как заявил Дзидзигури, их предложения - не ультиматум, а план действий. В случае выработки согласованного с большинством варианта, "Демократический фронт" обещает прекратить бойкот. По его словам, это согласовано с остальной оппозицией. Между тем, как оказалось, остальная оппозиция знает об этом лишь на уровне идеи.
Хотя один из лидеров фракции "Промышленники" Гиорги Цагареишвили одобряет такую инициативу и считает, что она даст стимул переговорам. Он напоминает, что "Промышленники" в течение этих двух месяцев фактически не прекращали консультации с руководством парламента, правда, они закончились безрезультатно. Но все-таки диалог нужен, считает Цагареишвили, который опасается, чтобы перед выборами политический процесс вообще не зашел в тупик. Но он не согласен с аргументом "Демократического фронта", что эти вопросы следует рассматривать в комитетах, а не проводить отдельные переговоры с руководством парламента. По словам Цагареишвили, надо быть реалистами и переговоры вести с теми, кто принимает решение, т.е. с председателем парламента, вице-спикером и т.д. Можно ли считать это шаг оппозиции неким отступлением? По мнению Цагареишвили, в данном случае недопустимо говорить об отступлении: что значит уступить, отступить, если так подходить к вопросу, то в стране никогда ничего не получится. Что касается представителя "Правой оппозиции" Пикрии Чихрадзе, то ей не нравится идея "Демократического фронта". А именно: для чего создавать следственную комиссию по делу об убийстве Сандро Гиргвлиани, к которому причастны высокопоставленные чины МВД? В этом деле общественности и без того все ясно, всем известно, кто преступники, заказчики и исполнители, и кто за все это несет ответственность. Для чего тянуть время, вердикт вынесен и должен быть исполнен, считает Чихрадзе. Из всех выдвинутых оппозицией вопросов, самый важный - убийство Гиргвлиани, а если убийцы по-прежнему занимают свои посты, то нет смысла создавать в парламенте фасад оппозиции и заниматься самообманом. Чихрадзе убеждена, что идея "Демократического фронта" - это еще один шанс, данный одним крылом оппозиции власти. Но также она уверена, что власть ни на какие уступки идти не собирается. А потому это еще одна попытка перевести процесс в режим какого-то диалога, считает Чихрадзе, которая смотрит на это скептически. ("Резонанси")
Закон о лозе и вине
Урожай винограда в Грузии нынешнего года будет перерабатываться на местах, пишет 18 мая газета "24 саати". Это предусматривают изменения и дополнения, которые должны войти в закон о лозе и вине. Автором данного законопроекта является член парламенсткого комитета по аграрным вопросам Мурман Куридзе. Как заявил Куридзе на заседании парламентского комитета отраслевой экономики и экономической политики, возделанный в Грузии виноград будет перерабатываться конкретно на территории его произрастания. Перевозить виноград с целью его переработки будет разрешено только в радиусе 50 километров. Куриде считает обязательным, чтобы розлив вина, произведенное из данного винограда, также происходил на месте. Хотя он отмечает, что на это потребуется определенное время, чтобы винные заводы смогли адаптироваться. Законопроект, который предусматривают изменения и дополнения в законе о лозе и вине, ставит целью искорение фальсификации брендов грузинского вина и конкретизацию функций "Самтреста". Как заявляет Куридзе, законопроект предусматривает введение в виноградарстве и виноделии добровольного сертифицирования, но вместе с тем введение обязательного сертифицирования строго контролируемых брендов вина и наименований вин местного происхождения. Также в законопроекте определены правила выдачи сертификата соответствия и сертификата происхождения. В законе заново определены основные функции "Самтреста", среди которых особо отмечается, что в рамки его компетенции входит установление и подтверждение в продукции виноградного происхождения соответствия алкогольной продукции и этилового спирта. Парламентский комитет отраслевой экономики и экономической политики поддержал данный законопроект. Как заявил председатель комитета Нико Лекишвили, в связи с законопроектом существуют определенные замечания, которые будут уточнены во время его рассмотрения во втором чтении. ("24 саати")
На днях в парламентском финансово-бюджетном комитете заслушали доклад заместителя председателя Контрольной палаты Иаши Месхи о выполнении бюджета 2005 года, пишет 20 мая газета "Алиа". За докладом последовал скандал. Спор начался с вопроса о безработице. С 2002 года количество безработных увеличилось на 100 тысяч, утверждала оппозиция. "Нет, меньше, мы не доверяем шеварднадзевской статистике", - отметил присутствовавший на докладе министр экономики. Кроме того, ажиотаж вызвал оглашенный Контрольной палатой факт, что, согласно официально зафиксированному количеству произведенных в Грузии и импортированных хлебопродуктов, граждане потребляют в день только по 57 граммов хлеба, тогда как норма составляет 330 граммов. "Всем ясно, что мы потребляем хлеб, изготовленный из контрабандой муки, иначе погибли бы от голода", - отметил министр. Фактов, вызвавших ажиотаж, в отчете Контрольной палаты было немало, причем гораздо более интересных. Налоговый кодекс ведь упрощен и сократились налоговые ставки? Правительство якобы облегчает гражданам бремя, а в действительности - отягощает. Судя по данным доклада, выходит, что бюджет возрос не потому, что народ обеспечен работой, процветает производство и в бюджет поступило много денег, а потому что в большом количестве продается государственное имущество, что мы получаем гранты, инвестиционные кредиты... Короче, Контрольная палата предупреждает власть: надо одуматься, иначе, если все продадите и не поступит столько грантов, с бюджетом дело будет плохо. Контрольная палата подчеркивает, что за счет тех налогов, ставку которых по новому Налоговому кодексу снизили, в бюджет поступило гораздо больше денег, чем за счет налогов, которые оставили прежними или увеличили. Короче, формула простая: если налог снижен, люди больше его выплачивают, если налог высок - утаивают и переходят в теневую сферу. В докладе приводятся конкретные цифры и заключения. Отчет Контрольной палаты касается и налоговой, финансовой полиции и таможенной структуры - неучтенная и незафиксированная продукция и т.д. Далее - топливо. Не только рядовой гражданин, но и Контрольная палата не верит, что импорт топлива может быть меньше, чем в 1997-1999 годах. Подумайте, сколько машин доставлено в страну после 1999 года из Германии, Америки или Дубай? С контрабандой, как видно, борются только напоказ, а таможня, что же - спит? Контрольная палата сомневается и в той статистике, которой столь похваляется власть перед нами и иностранцами: если производство растет, разве не должно было в бюджет поступить больше налогов? Именно этого не понимает Контрольная палата. И еще сомнение вызывает добросовестность чиновников. Можно представить предприятие, ресторан, гостиницу, чей доход в день менее 1 лари? Контрольная палата фиксирует, что, согласно отчету правительства, 970 предприятий в Грузии выпускают в день продукцию в среднем на 70 тетри. Оборот 1117 предприятий в день составляет 2,5 лари, 3889 предприятий - 4,4 лари, а 17702 компаний - 14,5 лари. Все это очень печально. Торговец маленькой будки должен выплачивать в день 3-5 лари, а оказывается, оборот самых крупных компаний в Грузии в день - всего 14,5 лари. Исходя из заключения Контрольной палаты, возникает множество вопросов к министру финансов. Что происходит, почему налоговая служба не отражает реальный оборон предприятий? Как пересекает границу продукция, которая производится в Грузии, но не учтена, например, минеральные воды? И другие вопросы... Но министр финансов Алекси Алексишвили коротко отрезал, что не хочет давать неаргументированный ответ, и ответит после того, как Минфин изучит отчет Контрольной палаты. Хотя Контрольная палата взяла эти данные не "с неба", а опять-таки из министерств и других ведомств. После всего этого наш кабинет министров снова займет места на правительственном заседании и гордо заявит, что страна движется вперед. ("Алиа")
Законпроект о репатриации
Население Джавахети готовят к возвращении турков-месхтинцев
Процесс репатриации насильственно переселенных в 40-е годы прошлого века из Грузии лиц скоро начнется на основании соответствующей юридической базы, пишет 16 мая газета "Хвалиндели дге". Законопроект о репатриации уже прошел три экспертизы Совета Европы и поступит на рассмотрение в парламент в июле. До того Тбилиси придется учесть некоторые замечания и соображения экспертов Совета Европы. В частности, эксперты СЕ считают, что в законопроекте не до конца определен статус гражданства репатриантов. Взятое в 1999 году Эдуардом Шеварднадзе перед Советом Европы обязательство приходится выполнять Саакашвили. Если Грузии хочет помощи Совета Европы в урегулировании конфликтов Абхазии и Цхинвальского региона, тогда власть должна выполнить взятое обязательство и начать в этом году процесс репатриации депортированного из Южной Грузии населения. Часть экспертов считает, что Шеварднадзе взял это обязательство необдуманно, так как для осуществления этого требования у Грузии нет возможности. Но советник госминистра по вопросам урегулирования конфликтов Темур Ломсадзе заявляет, что это сложный процесс, но осуществимый. По его словам, замечания экспертов Совета Европы по законопроекту были незначительными. Но прежде чем законопроект будет направлен в парламент, по просьбе экспертов СЕ он будет еще раз рассмотрен в Страсбурге, и в июле уже поступит в парламент. Как известно, армянское население Джавахети против заселения региона турками-месхетинцам", так как считает, что это вызовет этнические противостояния? Ломсадзе непонятно, откуда такая информация, поскольку госкомиссия репатриации насильственно выселенных из Грузии в 40-е годы XX века лиц во главе с госминистром Гиорги Хаиндрава уже начала ознакомление местного населения с законопроектом. Первую встречу комиссия провела как раз в Ахалкалаки. Самцхе-Джавахети в этом смысле трудный регион. Но все должны понять, что репатриация предполагает расселение месхов в масштабе всей Грузии, а не только в конкретном регионе. По словам Ломсадзе, население Джавахети хорошо осознало, что это является взятым со стороны Грузии обязательством и что власть должна его выполнить. Главное достоинство и назначение законопроекта в том, что историческая справедливость должна быть восстановлена и народ, выселенный со своей исторической родины, должен вернуться в Грузию. Как отмечает член комиссии репатриации, представитель Ассоциации молодых юристов Зураб Бурдули, замечания экспретов СЕ касались, в частности, статуса гражданства турок-месхетинцев, но это легко урегулировать согласно закону "О гражданстве". В законодательстве будет написано, что они могут получить гражданство в упрощенном порядке, и станут официальными гражданами Грузии всего за год. А в закон о репатриации будет заложена статья, где будет указано, что проблему гражданства регулирует закон "О гражданстве". Это было основным замечанием СЕ, а остальные замечания технические, отметил Бурдули. Что касается расходов, с которыми связана репатриация, то, по словам Бурдули, определенная часть суммы найдется у государства, а часть выделят международные организации-доноры. К тому же, полная сумма репатриации будет выделена из бюджета поэтапно, в зависимости от возможности в конкретный год. Главное, что есть добрая воля со стороны власти и дело сдвинулось с места, а постепенно все наладится, считает Бурдули. ("Хвалиндели дге")
Абхазия
"За визитом в Тбилиси де-факто министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба внимательно наблюдают по ту сторону Ингури", - пишет 16 мая газета "Хвалиндели дге". Наряду с политиками большой интерес к визиту проявляет и простое население. В последнее время недовольство населения Абхазии в отношении к России ощутимо возросло. В абхазском обществе распространилась информация, что якобы идея разработанной абхазскими лидерами концепции - результат испорченных отношений с северным соседом. Как сообщил газете абхазский источник, между Россией и Абхазией день ото дня обостряется ситуация в связи с определенными вопросами. Равнодушие России к Абхазии объясняют довольно агрессивным имиджем северного друга в международном сообществе. Абхазские источники говорят и то, что Багапш испугался "загнанной в угол" России и "окрепшей" при поддержке Америки грузинской стороны, и сам позаботился о путях урегулирования конфликта. Визит Шамба в Тбилиси местные политики объясняют так: Абхазия избрала путь демократического государства и хочет доказать странам мирового сообщества, что решить проблемы мирным путем она может и с Грузией. Часть абхазского общества перестала мечтать о независимом государстве и хорошо понимает, что абхазскому этносу грозит реальная опасность исчезновения. Стремящийся к независимости регион сформулировал Москве целый ряд пунктов по гарантиям и поддержке, хотя Госдума России не выполнила ни один из них. Абхазов не интересует, почему не выполнила Россия обещанного, поскольку им не до поисков причин. Они, хоть и скрыто, но выражают недовольство и заявляют, что Россия преступно использовала доверие абхазов и бросила их на полпути. По кулуарной информации газеты, визит Багапша в Москву не предусматривал работы с грузинской стороной по урегулированию конфликта. Почему Багапш ездил в Москву, рассказывает абхазский историк Левтер Капши. Он говорит, что Абхазия потерпела поражение, но причиной этого стала политика русских, которым абхазская сторона слепо верила. Цель визита Сергея Багапша в Москву была точно определена, однако этот вопрос вообще выпал из повестки дня, говорит Капши. В действительности же Багапш требовал дополнительные гарантии безопасности в связи с приватизацией имущества в Абхазии и открытием курортного сезона. Также речь должна была идти о вопросе четырехстороннего консорциума железной дороги, по которому Багапш планировал определенные консультации с российской стороной. Но по возвращении из Москвы Багапш принял неожиданное для местной общественности решение. По словам Капши, вне сомнения, эту идею ему предложили в России. Из-за агрессивной политики в отношении малых государств Россия испытывает давление стран мира. Естественно, абхазскому парламенту, и тем более Госдуме России совершенно ясно, что грузинская сторона не признает независимость Абхазии, говорит Капши. Также отрезан северный путь: Абхазия не сможет стать ассоциированным членом РФ, как бы русские этого ни хотели, говорит он. По его словам, все это идеальный вариант, чтобы спекулировать и тянуть время. Абхазия в силу своего географического положения никогда не станет независимым государством, уже не говоря о провокационных действиях России, заявляет абхазский историк. Так что какие бы острые заявления ни делал Сергей Шамба о том, что объединение и сосуществование абхазов и грузин в одном государстве исключено, абхазская действительность гораздо тяжелее. С учетом и того, что, по информации местных жителей, в последнее время русское и армянское влияние довольно усилилось. Пребывающее в неопределенности местное население пока еще надеется на великую Россию и главную опасность видит по другую сторону Ингури. Главная цель российской идеологии ясна только отдельным абхазам, хотя и их не отличает доброжелательное отношение к грузинской стороне. Что касается проверки технической подготовки военных сил в самопровозглашенной республике Абхазии, то в связи с этим вопросом перед грузинской стороной вроде даже извинились. Сухуми высказывает надежду, что этот процесс не помешает грузино-абхазским переговорам. Заявление Шамба, что абхазская конституция обязывает создать независимое государство, среди абхазов доверия не вызывает. По их мнению, абхазская конституция написана русскими, в которой о фактической независимости нет и речи. ("Хвалиндели дге")
Южная Осетия
Южнокавказский институт региональной безопасности провел исследование в связи с назнаванием населенного осетинами региона в Шида Картли, пишет 15 мая газета "Ахали таоба". После советизации коммунисты создали там автономную область и назвали ее "Южная Осетия". В прошлом году президент Грузии предложил осетинским сепаратистам мирный план урегулирования конфликта, на что тогда на словах согласился цхинвальский лидер Эдуард Кокойты. Главное, с чем не согласно грузинское общество в этом плане, чтобы созданная по плану Саакашвили в Цхинвали автономия называлась бы "Южная Осетия". Это название с стратегической точки зрения содержит опасность, чего не скрывают и обосновавшиеся в Цхинвали осетинские сепаратисты-экстремисты и российские высокие чины. Именно они открыто заявляют о желании воссоединения этой грузинской территории с Аланией, которая входит в Российскую Федерацию. Название "Южная Осетия" дает осетинским сепаратистам повод для спекуляции в отношении грузинского государства, а российским империалистам - средство постоянного давления. По словам руководителя Южнокавказского института региональной безопасности Александра Русецкого, в процессе исследования, в котором приняли участие 30 экспертов и лидеров, грузины и осетины из Цхинвальского региона, было проанализировано 24 вероятных наименований этой зоны. В результате было отобрано 7 наименований: Цхинвальская автономная область, Осетинская автономия в Грузии, Цхинвальская область, Грузинская Алания, Земо (Верхнее) Картли, Самачабло/Южная Осетия, область Алании-Земо Картли. Далее было снова проведено ранжирование и остались два вероятных термина Цхинвальская автономная республика и Земо Картли/Южная Осетия. Это не означает что обязательно будут использованы эти термины, возможно, отыщется другой. Русецкий доволен, что в работе над этим документом в равной мере принимали участие как осетины, так и грузины. Он считает, что, возможно, завтра ситуация изменится и сторонам будет стыдно за этот конфликт. Может оказаться, что у нас больше врагов вне страны, чем внутри. Речь идет не о полученных результатах, а о принципах - на какие принципы должен опираться мирный процесс, считает Русецкий. По его словам, если, выполняя такую черную работу, мы покажем, что процесс сдвинулся с места, то достигнем мирного урегулирования. Пока не будет профессиональной оценки этих конфликтов и профессиональных действий, положительных результатов достичь не удастся. Возможны ли с Кокойты мирные переговоры? По мнению Русецкого, существуют два радикальных ультранационалистических проекта. Один - фактически своей лексикой защищают Кокойты и его сторонники, содержание которого таково: выселим из этого региона всех грузин и заселим осетинами, живущими на других территориях Грузии. Об этом шла речь в кулуарах. Затем эту территорию присоединим к Северной Осетии. Это экстремистский-осетинский-ультранационалистический проект. И преступный, поскольку эестремистский. И ультранационалистический грузинский проект: кто такие осетины, это не их земля, давайте выселим их. Но хотя эта земля не осетин, они должны жить на территории Грузии. Никто не мешает мирной жизни осетин в Грузии. В лучшем случае, осетины поймут это, если же не хотят жить в Грузии, их дело. Эти два проекта пересекаются в одной точке. ("Ахали таоба")
Экономика
На правительственном заседании президент Грузии показал представителям бизнеса и правительственных структурам, что винную проблему обусловило наличие фальсифицированной продукции, пишет 15 мая газета "Ахали таоба". Саакашвили представил членам правительства бренды грузинского вина, которые разливаются в европейских странах, в том числе Болгарии и Испании. Даже названия вин на этикетках были написаны с ошибками, а выпущенное в Испании "Манджвара" ("Хванчкара") оказалось белым вином, хотя традиционно это красное вино. Однако то, что со стороны России это было политическим решения, показал хотя бы тот нонсенс, что в результате "слепой" дегустации грузинское вино подтвердило свое высокое качество на международном конкурсе в Москве и получило награды в разных категориях, отмечает парламентский секретарь правительтсва Гия Хурошвили. По его словам, запрет в России на грузинские вина, решение, принятое не народом, который любит наше вино. Более того, Хурошвили известно, что многие серьезные люди в России, в том числе его друзья и в научных, и в политических кругах, запаслись грузинским вином. Что касается "Боржоми", то известно, что российские граждане протестуют против его запрета. По словам Хурошвили, русские любят хорошее застолье и, когда будут вместо грузинского вина пить водку и армянский коньяк, то утром им обязательно потребуются "Боржоми", "Набеглави", т.е. апробированные минеральные воды, которые прекрасно действуют на похмелье. Так что, очевидно, они деликатно объяснят собственной власти, что им нужна эта минеральная вода. Хурошвили не исключает, что если будет спрос, власти придется пойти на компромисс со своим народом, и "Боржоми" снова вернется на российский рынок.
По его словам санитарный врач России Онищенко выполняет политическое решение, полученное от власти страны, и в этом ничего алогичного нет. Хотя насколько он поступает справедливо, это предмет обсуждения и оценки. Что касается рекламирования грузинских вин в различных странах, то это естественный процесс. Между прочим, появление т.н. "Манджвара" на западном рынке - это один из методов международных "бизнес-мошенников", когда они сознательно искажают форму, чтобы соответствующая конкурирующая фирма не вела с ними тяжбу. В этом случае с чисто правовой стороны очень трудно вести тяжбу. Таких примеров немало. Поэтому это еще один технический метод международного бизнес-торгового права и международного бизнеса, с помощью которого эти люди рекламируют под определенным логом свою продукцию и в такой форме ее сбывают, говорит Хурошвили. По его словам, здесь заложены механизмы тяжбы, которые власть должна хорошо изучить, и тогда реально существуют перспектива тяжбы и шанс ее выиграть. Как заявил Хурошвили, Грузия находится на таком этапе развития, когда необходимо, чтобы государство и президент делали рекламу в том же бизнес-секторе. В более развитых странах это тема непосредственно бизнес-сектора. В Грузии, находящейся на конкретном этапе экономического развития, много политических проблем, и эти политические проблемы так глубоко проникли в круг экономической проблематики, что государство посчитало нецелесообразным оставлять бизнес наедине с его проблемами. Именно так президент, министры, все вместе включились в развитие бизнес-сектора, считает Хурошвили. Сам он не раз сталкивался с фальсифицированным грузинским вином за рубежом, причем в основном это происходило в России, когда приносили "Хванчкару", а на деле это было вино, которое напоминало настоящее "Хварчкара" только цветом. ("Ахали таоба")
Правительство планирует приватизацию оставшихся энергообъектов и, естественно, особый интерес к этим объектам проявляет Россия, пишет 17 мая газета "Резонанси". Представители российской энергокомпании "РАО ЕЭС" уже заявили о желании принять участие в приватизации. Правда, правительство не видит опасности в притоке российского капитала, но эксперты считают этот процесс важной частью плана русских по подчинению Грузии. Поэтому они призывают правительство к диверсификации рисков. Кроме того, эксперты считают экономически неоправданным передачу всего имущества страны частной или государственной компании одного государства. В процессе приватизации путем конкурса проявилась опасная тенденция. В конкурсном предложении есть такая запись: "готовы рассмотреть самую большую сумму, предложенную участвующими в конкурсе лицами". Происхождение суммы и компании для правительства значения не имеет, как будто ничего важнее денег нет. То есть будущее страны, не учитывая мнение народа, вручают таким "бизнесменам", которых ни один здравомыслящий человек в свою страну не впустит. Министерство экономического развития объявило международные тендеры с целью приватизации трех дистрибюторских компаний и шести ГЭС. Прием заявок на энергообъекты продлится с 16 мая до 16 июня. Приватизационный процесс, предположительно, завершится в августе. Одним из основных критериев выявления лучшего предложения будет название высокой цены за объект. 50% основной суммы покупатель должен выплатить через месяц после оформления договора, а остальную покрыть до 1 декабря 2006 года. В правительстве, как всегда, гордятся планируемой приватизацией и считают, что она внесет значительный перелом в развитие экономики Грузии. Однако эксперты по-прежнему заявляют, что в страну, где не существует сформировавшаяся экономическая политика, серьезный бизнесмен инвестиции не вложит. А потому начало приватизации энергоносителей связано с большими рисками. По информации газеты, предварительные заявки на участие в приватизации сделали 4 компании, в том числе одна чешская, а три смешанные. В министерстве на данном этапе не называют компании, желающие участвовать в приватизации. Как заявляют в "ТЭЛАСИ", в приватизации энергообъектов примет участие и компания "РАО ЕЭС". По словам руководства "ТЭЛАСИ", у "РАО ЕЭС" всегда был интерес к грузинской энергетике. Но пока в министерство заявка "РАО ЕЭС" не поступала. ("Резонанси") Общество В любой стране одной из важных гарантий существования является стабильная экономика, под которой в первую очередь подразумевается развитая или развивающаяся рыночная экономика, пишет 19 мая газета "Ахали 7 дге".
В рыночной экономике, когда спрос потребителя на продукцию превышает поставки, цена ее возрастает, а когда поставки превышают спрос - цена товара снижается. Как правило, регулирование цен на рынке - назначение рыночной экономики и должно регулироваться спросом-поставками. К сожалению, в Грузии этот процесс нарушен. Вследствие неправильной экономической политики государства, искусственного роста цен или под влиянием внешних факторов в Грузии катастрофически возросли рыночные цены, что увеличивает опасность инфляции в стране. По статистическим данным, в апреле 2006 года уровень инфляции в стране составила 1,8%. Рост уровня инфляции обусловили несколько факторов, в частности, на 4,8% повысились цены на топливо: на бензин - в среднем на 5,7%, на дизельное топливо - на 4,8%. Как следствие, возросли потребильтельские цены и на продукты - в среднем на 12,3%. Рост общего уровня потребительских цен определил рост цен на табак - в среднем на 7,2%. Однако реальные цены на грузинском рынке выше, по сравнению со статистическими данными. Соответственно, в стране высок уровень инфляции. По словам члена Ассоциации молодых экономистов Грузии Кахи Имерлишвили, в стране не отрегулирован механизм учета, исходя из чего, можно поставить под сомнение данные департамента статистики, так как рыночные цены в Грузии реально выше. И можно сказать, что показатель инфляции в этом году будет достаточно высоким. В первую очередь, это вызвал рос цен на энергоносители, подорожание тарифов на газ, электроэнергию, что автоматически повышает цены на другую продукцию. Имерлишвили называет безответственными заявления представителей власти о том, что рост цен на энергоносители не вызовет общего повышения цен. Росту инфляции также способствует подорожание сельскохозяйственной продукции. Нынешний год довольно неурожайный, а сельхозпродукция значительно влияет на экономику страны и уровень цен, отметил Имерлишвили. Представитель парламентской фракции "Демократический фронт" Давид Зурабишвили отмечает, что экономика страны зависит от политики страны, но вмешательство представителей власти ради удовлетворения частных интересов недопустимо, это вызывает экономический кризис. По его словам, рост цен имеет положительные и отрицательные результаты. В частности, при росте цен увеличивается бюджет страны, что положительно. Но, если во времена Шеварднадзе налоги не поступали в бюджет и распределение сумм происходило путем коррупционных сделок между представителями власти и налогоплательщиками, то в период Саакашвили налоги поступают в бюджет, однако коррупия переместилась на этап выделения и распределения расходов из бюджета. Потому-то экономические показатели в стране не растут, а растут лишь амбиции политических игроков. В стране бизнесом управляют близкие президента Саакашвили, говорит парламентарий. Как ни странно, у государства есть еще ресурс изымания налогов, но скоро он иссякнет. В итоге коррупция, повышенные тарифы, отсутствие конкуренции, безработица большинства населения значительно увеличат цены на грузинском рынке и, соответственно, инфляция будет высокой, что является результатом слабой политики государства, считает Зурабишвили. По его словам, государство не должно регулировать рыночные цены, но у нас все происходит наоборот - как хотят, так и правят страной. Как отмечает Каха Имерлишвили, когда рыночная экономика находится в кризисном состоянии, что могут обусловить процессы в мире (рост цен на нефть на мировом рынке и т.д.), то исправить ситуацию призван Национальный банк, который и должен регулировать процессом денежной инфляции в стране. По его словам, в прошлом году Нацбанк поработал успешно, большую роль в сохранении инфляции относительно умеренного темпа сыграл и Минфин. Но в этом году ситуация иная, соответственно, нам не избежать инфляции, и прогноз не обнадеживает. ("Ахали 7 дге")