ПОЛИТИКА
"Продолжается кадровая чистка в рядах самарских силовиков, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (13.05.2006). - По информации "Коммерсанта", в ближайшее время в отставку может уйти и руководитель областного УФНС Александр Бахмуров. Кроме того, вчера начальник областного ГУВД Александр Реймер заявил о том, что продолжатся увольнения в рядах областной милиции. Ранее пост прокурора области покинул Александр Ефремов. Смена местных руководителей федеральных структур началась в прошлом году. Первым покинул свой пост руководитель облГУВД Владимир Глухов. В августе 2005 года ушел на пенсию начальник областного УФСБ Виктор Евтушенко (его сменил Юрий Рожин). Кстати, господ Глухова и Евтушенко после их увольнения взял под свою опеку самарский губернатор - Владимир Глухов получил должность вице-губернатора, а Виктор Евтушенко - советника главы области. В начале весны текущего года был отправлен в отставку председатель областного суда Анатолий Бабенко. Тогда эти кадровые перестановки наблюдатели объясняли плановой кадровой ротацией в этих ведомствах и недовольством вышестоящего начальства работой уволенных силовиков. С приходом в апреле этого года на пост начальника ГУВД области Александра Реймера начались кадровые перестановки и в этом ведомстве. Причем в последнее время они приняли массовый характер. Подал рапорт об увольнении на пенсию начальник УВД Тольятти Владимир Супрун. Появилась информация об отставке начальника УВД Самары полковника Вячеслава Рахлина. По словам господина Реймера, в ближайшее время выйдет на пенсию и начальник областного ГАИ Евгений Климов, а также покинут свои посты два заместителя начальника облГУВД Виктор Ульянов и Владимир Запорожченко. Кроме этого, как отметил господин Реймер, в МВД РФ лежат документы на увольнение бывшего начальника уголовного розыска облГУВД Вячеслава Ефремова. И это, по словам начальника областной милиции, еще не все. Впрочем, говорить подробнее о грядущих переменах он отказался, заметив: "Когда произойдет, тогда и расскажем". В Самарской области произошло еще несколько громких отставок руководителей другого силового ведомства. 10 мая стало известно о выходе на пенсию облпрокурора Александра Ефремова. Вместе с ним своих постов могут лишиться еще ряд высокопоставленных сотрудников самарской облпрокуратуры. По информации "Коммерсанта", вскоре на пенсию будут отправлены прокуроры Самары и Тольятти Виктор Казберов и Евгений Новожилов. Оба в настоящее время находятся в отпусках. Массовые отставки в рядах областных силовиков, произошедшие в последнее время, свидетельствуют о том, что федеральный центр жестко взялся за укрепление вертикали власти в Самарской области. Дело в том, что регион уже более года сотрясают громкие политические скандалы, которые не остались незамеченными на федеральном уровне. "Самарская область - один из самых скандально-политизированных регионов страны, если не самый скандальный, - считает источник "Коммерсанта" в окружении губернатора. - У нас второй год гордума Самары и мэр не работают вместе. Происходит открытое противостояние между Титовым и крупными финансово-промышленными группами области". Напомним, что последние пытаются сместить с поста секретаря областной "Единой России" вице-губернатора Сергея Сычева, что стало апофеозом политических разногласий и скандалов в Самарской области. "В регионе давно ждали, когда Москва как-то вмешается в этот процесс. Начав массовые кадровые перестановки в силовых структурах области, она, наконец, это сделала и теперь пытается взять ситуацию под свой контроль, раз губернатор не в состоянии сам с этим разобраться", - считает представитель реготделения "Единой России". "Для тех, кто внимательно слушал послание президента, в прошедших отставках нет ничего удивительного, - считает замруководителя реготделения СДПР Иван Филаретов. - В стране взята политика на укрепление вертикали власти, борьбу с коррупцией. А началось все с Самарской области, потому что мы - передовой регион". Стоит отметить, что все прошедшие и грядущие перестановки в федеральных структурах сильно ударят по политическому влиянию в регионе губернатора Титова. Не секрет, что ранее, несмотря на существующие разногласия, ему удавалось контролировать эти ведомства. "С приходом новых людей Титов уже не сможет влиять в области на все и вся. Увольнение Глухова, Евтушенко, Ефремова и возможное увольнение Бахмурова оголит тылы господина Титова. По сути, сейчас идет построение командно-административной системы. Наш губернатор никогда не был послушным Кремлю, что и являлось одним из источников сильной политизированности нашей области. В Москве решили создать ему мощный противовес в лице тех же силовых структур", - считает один из депутатов самарской губдумы.
ЭКОНОМИКА
"Как сообщает пресс-служба АвтоВАЗа, в апреле объем продаж автомашин Lada вырос на 36,5%. По словам заместителя директора ООО "АвтоТраст" Татьяны Патриной, весной спрос всегда был достаточно высок и нынешний всплеск продаж также носит сезонный характер, - пишет газета "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (16.05.2006). - Госпожа Патрина затруднилась оценить увеличение спроса. Но как заявил генеральный директор компании "Элекс-полюс" Игорь Лисютин, с марта спрос вырос примерно на 40%. На тольяттинской товарной площадке цена на "Калину", например, в некоторых автосалонах доходит до 265 тыс. рублей. (АвтоВАЗ рекомендует дилерам продавать эту модель по 231,8 тыс. рублей). Похожая ситуация и в других регионах. Так, заместитель директора Санкт-петербургского управления региональных поставок АвтоВАЗа Александр Висторопский заявил, что "спрос вырос на 10%". А сотрудник одной из волгоградских автоторговых фирм сообщил, что цены на "Калину" и "десятку" выросли "за последний месяц на 15-20 тысяч рублей". Однако только в Тольятти спрос принял ажиотажный характер. "Я не видел такого уже лет пятнадцать, - заявил руководитель одной из автодилерских компаний,- практически все переднеприводные модели ВАЗа уходят прямо с автовоза. Мы каждый день поднимаем цены, но "Калин" и "десяток" все равно нет. Их разбирают сразу же после поступления в автомагазин". Дилеры объясняют тольяттинский ажиотаж перекройкой географии продаж. "Серые" дилеры до последнего времени, как бы по инерции, ездили в Тольятти за машинами, что побуждало многие тольяттинские автоторговые компании реализовывать свои квоты на местной площадке, несмотря на запреты вазовской дирекции по сбыту. Теперь, после того как большинству тольяттинских дилеров квоты урезали на 30%, автомобилей на местной площадке стало не хватать", - заявил сотрудник одной из тольяттинских дилерских компаний. "Тольяттинскую площадку решили наказать", - говорит начальник отдела продаж компании "Юкка" Эльгизар Гатауллин. По его словам, нынешнее руководство АвтоВАЗа "выстраивает, по сути, альтернативную дилерскую сеть". "В последнее время вазовской продукцией торгуют фирмы, которых ранее в реестре дилеров не было", - заявил господин Гатауллин. Однако назвать такие компании он не смог. Но не все дилеры с этим согласны. Так, генеральный директор компании "Элекс-полюс" Игорь Лисютин считает, что уровень спроса "по России примерно одинаков", а в качестве одной из причин он называет неспособность АвтоВАЗа обеспечить своевременную доставку автомобилей дилерам. Напомним, что в марте и апреле АвтоВАЗ отгрузил большинству своих дилеров на 30% меньше автомашин, чем было обозначено в договоре. Пресс-секретарь генерального директора АвтоВАЗа Владимир Якушенко объяснил это решение автозавода увеличением экспортных поставок Волжского автозавода. "У нас были договорные обязательства перед иностранными партнерами, и мы были вынуждены их выполнять", - заявил он. Однако, согласно пресс-релизу, распространенному АвтоВАЗом, в апреле 2006 года автозавод реализовал свыше 67 тысяч автомобилей на внутреннем рынке, что примерно соответствует среднемесячному выпуску Волжского автозавода", - пишет "Коммерсантъ". По информации "Коммерсанта", через независимых автодилеров было реализовано лишь 32 тысячи автомашин, остальные были проданы через управления региональных поставок (УРП). Между тем, по словам одного из сотрудников АвтоВАЗа, "УРП не имеют для реализации такого количества машин ни возможностей, ни материальной базы". "Значит, можно предположить, что значительная часть этих автомашин была реализована через субдилеров", - заключает собеседник "Коммерсанта". - С этим согласен один из тольяттинских дилеров АвтоВАЗа, который считает, что те машины, которых не хватает в Тольятти, поступают московским дилерам АвтоВАЗа через управления региональных поставок. Косвенно эту информацию подтверждает тот факт, что московские цены на дефицитные переднеприводные модели одни из самых низких в стране. В московских автомагазинах "Элекс-полюса", например, та же "Калина" стоит всего 238 тыс. рублей. Однако сами дилеры прогнозируют, что к концу мая сезонный спрос начнет падать и ажиотаж прекратится".
"Росимущество намерено продать принадлежащий ему пакет акций авиакомпании "Самара", - пишет газета "Время" (15.05.2006). - Заявление федеральных чиновников об этом не вызвало активной реакции со стороны собственников и топ-менеджеров компании. Директор по правовым вопросам авиакомпании Денис Ревин рассказал "Времени": "Действительно, в 2005 году правительство РФ приняло решение о продаже госпакета АК "Самара". Порядок приватизации, в том числе определение вида торгов, также устанавливает собственник". Некоторые аналитики уверены, что рано или поздно государство продаст свои акции АК "Самара". При этом, по неофициальной информации, интерес к доле Росимущества может проявить не только основной собственник авиакомпании - АК "КрасЭйр", но и ряд сторонних инвесторов. Причем некоторые из потенциальных покупателей акций АК "Самара" сейчас не имеют отношения к авиаперевозкам. В частности, по словам одного из экспертов, госпакет акций АК "Самара" может быть приобретен ОАО "АвтоВАЗ", заинтересованным в наличии собственного авиаперевозчика. Еще один покупатель, которого упоминают аналитики - ханты-мансийская компания UTair", - пишет "Время".
СУДЫ
"12 мая 2006 года в зале областного суда был взят под стражу управляющий ОАО "Самаранефтегаз" депутат Самарской губернской думы Павел Анисимов, - пишет "Самарское обозрение" (15.05.2006). - Это событие обозначило новый этап в развитии уголовного дела "Самаранефтегаза", лишив одного из его фигурантов свободы на неопределенный срок. 10 мая по каналам информационных агентств прошла информация о том, что прокуратура области настаивает на условном сроке для двух обвиняемых по делу "Самаранефтегаза": трех годах для Анисимова и двух для бывшего главбуха компании Елены Марочкиной. Днем оглашения приговора по делу было названо 12 мая, но из-за отсутствия Марочкиной вынести его судья Валерий Курылев не смог. Зато это дало ему повод изменить меру пресечения подсудимым. Павел Анисимов был взят под стражу в зале суда и отправлен в следственный изолятор на неопределенный срок. Как заявил журналистам гособвинитель Владимир Негуляев, Анисимова не отпустят до тех пор, пока не будет задержана Елена Марочкина, которая утром 12 мая прислала по факсу из Москвы справку от коммерческой фирмы "Запад" об обострении гипертонической болезни. Адвокат Вячеслав Тилежинский, комментируя задержание Анисимова, сообщил, что "судебная система вообще проявляет жестокость по темам, связанным с НК "ЮКОС". По его словам, если Марочкина будет болеть долго, дела менеджеров "Самаранефтегаза" могут разделить. Этого не произойдет только в том случае, если без ее участия невозможно будет рассмотреть дело Анисимова. Тогда бухгалтера объявят в розыск. Все это время управляющий проведет под стражей. "По сложившейся практике в подобных случаях больше 6 месяцев в СИЗО никто не проводит, потом придется принимать какое-то решение", - говорит Тилежинский".
"Мосгорсуд отклонил жалобу адвокатов президента корпорации "Тольяттиазот" (ТоАЗ) Владимира Махлая и управляющего предприятием Александра Макарова на решение Тверского суда, который 21 апреля санкционировал их заочный арест, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - Топ-менеджеры крупнейшего в Европе производителя аммиака обвиняются в "мошенничестве в особо крупных размерах", "отмывании средств, добытых преступных путем" и "уклонении от уплаты налогов". По версии следствия, в 2002-2004 годах подконтрольная господину Махлаю швейцарская Nitrochem Distribution AG, став экслюзивным трейдером ТОАЗа, получила с предприятия около 4 млн. тонн аммиака по ценам на 20% ниже среднемировых, а затем реализовывала продукцию уже по мировым ценам. В результате завод недоплатил в бюджет 280,3 млн. рублей налогов. Следствие считает, что топ-менеджеры также незаконно завладели и государственным пакетом акций ОАО "Трансаммиак", на балансе которого находится магистральный амиакопровод Тольятти-Одесса. Оба бизнесмена находятся сейчас за границей - в начале года МВД объявило их в федеральный и международный розыск".