20-я годовщина Чернобыльской трагедии, развитие наземного транспорта и колбаса для жертв царского режима: обзор московской прессы
Главным событием недели стала 20-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Практически все передовицы столичной прессы были посвящены этой дате. "Московские новости" (№15, 28 апреля 2006 г.) в рубрике "Событие недели" размещают статью "Рентген-тур в чернобыльскую зону" Людмилы Бутузовой. "Разрушенный реактор по-прежнему опасен. Одни вспоминают об этом раз в году, для других "зона отчуждения" стала местом обитания, - отмечается во вступлении; в самом материале сообщается о том, что происходит в зоне реактора сегодня. "Вот так это было, - экскурсовод Юлия Марусич раскрывает макет 4-го энергоблока и указкой показывает, как растекались в разные стороны 180 тонн неуправляемого ядерного топлива. - Еще десять тонн взрывом выбросило вверх. Юля проводит по восемь экскурсий в день. Собственно, экскурсией это назвать трудно. Все происходит на смотровой площадке в семидесяти метрах от реактора-убийцы. Из окна он виден как на ладони. Фотографировать не разрешают - серый монстр до сих пор считается секретным объектом. Датчик на улице показывает 1,23 миллирентгена в час, рядом с реактором больше в разы. Но на одном из выступов западной стороны - там, где стена в спешке возведенного "саркофага" имеет более 100 квадратных метров неплотностей, копошатся люди. Это подрядчики, нанятые для ремонта со всей Украины".
Рабочие получают около 200 долларов в месяц; иностранные туристы за то, чтобы побывать вблизи реактора, платят не меньше тысячи, отмечает автор статьи. "Другой работы в Чернобыле нет. В 2000 году под давлением Западной Европы три оставшихся блока АЭС были выведены из эксплуатации, тысячи специалистов уволены. Для многих это оказалось трагедией. Сейчас обивают пороги, чтобы наняться на строительство "арки". Это будет дополнительная защитная конструкция над фонящим "саркофагом". Деньги выделяют Евросоюз и США. Ожидается снижение радиации чуть не до нормы".
"Атомные станции сейчас строят в полтора раза дороже, чем было, и эти "полтора" - плата за безопасность", утверждает заместитель директора Курчатовского института Андрей Гагаринский в интервью газете "Вечерняя Москва" (№73 (24364) 26 апреля 2006 года). Андрей Гагаринский провел в Чернобыле осень 1986 года в качестве руководителя экспертной группы "курчатовцев", принимавшей участие в строительстве саркофага; по его мнению, "страх перед радиацией, стресс, вызванный этим страхом, вреднее, чем малые дозы излучения. Большинство людей представляет себе, что радиация - это что-то страшное, рассыпанное на огромных пространствах. На самом деле - нет. Там, где был реактор, там было страшно, а 10 километров отойдешь - все нормально. Большие дозы радиации, разумеется, вредны. Но то, что малые дозы ведут к опасным последствиям, нигде доказано не было. Напротив, известно, что если животных поместить в колпак, в котором абсолютно нет радиации, они там просто вымирают. Проблема в том, что люди в принципе неправильно оценивают опасность. Вот, как вы думаете, какое техногенное событие больше всего облучило людей? Чернобыль? Нет. И даже не взрыв бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Там остаточная радиация - второстепенный фактор. Коллективная доза, полученная в результате Чернобыльской аварии, - это 2% дозы радиации в результате испытаний ядерного оружия в атмосфере. Многие люди до сих пор боятся жить вблизи ЧАЭС. Но уверяю вас, что в Москве сейчас жить гораздо опаснее и вреднее и за счет стрессов, которые неизбежны в огромном городе, и за счет различных химических соединений, которые витают в воздухе, плохого бензина, в конце концов".
Видным политическим событием недели стало празднование 100-летия первой Государственной Думы. В своей статье "Начало демократизации России" (частично опубликованной в "Московских новостях" (№15, 28 апреля 2006 г.), полностью - в 4-м номере журнала "Политический класс" за 2006 год) председатель Центральной избирательной комиссии РФ
"Опыт истории подтверждает, что модернизация государственного устройства, в том числе его важнейшего элемента - избирательной системы, - должна осуществляться в соответствии с четким, продуманным стратегическим курсом. При этом неизбежная корректировка отдельных избирательных механизмов и процедур не должна быть откликом на доводы кратковременной политической конъюнктуры, - уверен председатель ЦИК.
Несмотря на важность событий федерального масштаба, московские газеты уделяли внимание и повседневной жизни города. Малый бизнес достоин того, чтобы стать пятым национальным проектом, уверен глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы
"Вечерняя Москва" (№73 (24364) от 26 апреля 2006 года) пять полос посвящает развитию современных технологий в одном отдельно взятом округе Москвы - Северном. Префект округа
Газета правительства Москвы, "Тверская, 13" в номере №51 (1155) от 27 апреля пишет о том, что столичное правительство отправило на доработку Программу развития наземного городского транспорта на 2007 - 2009 гг. "По словам
Несмотря на эти масштабные планы, мэр подверг программу критике, констатирует автор статьи: "Юрий Лужков остался недоволен содержанием программы... Например, в ней упоминается такая новация, как выделенные полосы для общественного транспорта. Ho ведь необходимо сделать так, чтобы они превратились в реальный инструмент, улучшающий пассажирское сообщение. Другой аспект - город намерен все активнее привлекать частников в пассажирское хозяйство. Следовательно, надо подумать о системе конкурсов, отборе компаний, предоставлении субсидий за перевозку людей, имеющих льготы, и т.д. <...> Проект на бумаге существует уже несколько лет, но так и не приобрел пока реальных черт. В итоге программу отправили на месячную доработку, и за это время она должна приобрести совсем другой вид и содержание".
Проблема транспорта неотделима от проблемы топлива; в "Тверской, 13" №50 (1154) от 27 апреля статья Артема Тигранова "Формула чистоты" посвящена альтернативным видам топлива. "Столичный автопарк перевалил за три миллиона, однако наивно было бы полагать, что это предел насыщения. Эксплуатация все возрастающего числа машин привела к значительному увеличению объемов загрязняющих выбросов в воздух, к оседанию канцерогенов в почвах. В виде отработавших газов, продуктов испарения бензина, других вредных примесей в атмосферу ежегодно выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, на долю же авто приходится 85 процентов. Миллиарды рублей ущерба можно посчитать, но в какой волюте оценить ущерб здоровью населения!" - отмечает автор статьи. По мнению столичных властей, использование альтернативных газовых видов моторного топлива на городском транспорте позволит не только улучшить экологию городской среды, но и обеспечить экономию средств городского бюджета. "Подсчитано, что только на топливе при переходе с солярки на метан для 300 автобусов автопарк экономит 72 млн. руб. в год! Это дает возможность поддерживать достаточно низкие расценки на транспортные услуги, а это в условиях жесткой конкуренции за доверие клиента - важнейший фактор," - отмечается в материале.
Писали московские газеты не только о топливе для столичных автомобилей, но и о питании для жителей города. "Московская правда" в номере от 27 апреля выражает сожаление, что в российской столице слишком мало заведений общественного питания, предлагающих настоящую русскую кухню. В статье "Вкус Отечества" Ирина Розова отмечает, что сначала планировала текст "как возможность привлечь москвичей к родной кухне, но по мере набора информации выяснила, что как раз наши родные блюда - самые невыгодные в смысле ресторанного бизнеса". Журналистка приводит слова финансового директора крупной сети столичных ресторанов Александра Зайцева: "Как бизнес это мало кому интересно. Хотя у нас в городе есть пара-тройка мелких сетевых ресторанов русской кухни с очень невысоким уровнем цен. В то же время "русские" порции требуют довольно высоких ресурсозатрат. А кому интересно, чтобы издержки были выше, чем у конкурентов из аналогичного бизнеса, например, у тех же японских ресторанов? Русская кухня в России... сомнительный бизнес". Сегодня русская кухня возможна лишь "в форме создания каких-нибудь шикарных русских ресторанов с позиционированием исключительно на иностранных граждан", уверен специалист.
Тем не менее, по-настоящему популярная и практически незаменимая национальная пища в России есть! Более того, на неделе отмечался ее 70-летний юбилей. "70 лет назад - 29 апреля 1936 года - нарком пищевой промышленности Анастас Микоян издал распоряжение о начале производства нового сорта колбасы. Причем это была не просто колбаса, а колбаса с особой почетной "миссией" - она предназначалась "для поправки здоровья лиц, пострадавших от произвола царского режима". Рецепт "поправки здоровья" был выверен до мелочей: в 100 кг колбасы содержалось 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц и 2 кг коровьего молока. В общем, то, что "доктор прописал". Так появилась всеми любимая в народе "докторская" колбаса", - сообщает "Вечерняя Москва" (№74 (24365) от 27 апреля 2006 года). Светлана Сметанина в статье "Рецепт ее молодости" приводит хронологию появления колбас в России, сообщает детали производства "докторской" на современном этапе развития российской пищевой промышленности и в заключение констатирует, что "колбасу нельзя считать вредным или полезным продуктом. Надо просто знать ее состав и помнить, что ее лучше есть понемногу, в виде бутерброда, а не целым батоном".