Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 26 апреля 2006
"Бизнес переводят на научную работу".
(Коммерсантъ. 26.04.06. Юлия Таратута)
Одобрена концепция создания национальных университетов. Государство в порядке эксперимента может поделиться с бизнесом частью своих полномочий в сфере образования. Как следует из концепции национальных университетов, которые будут созданы в Красноярске и Ростове-на-Дону, в обмен на финансирование вузов предприниматели получат возможность преобразовывать их в государственные корпорации. Этот статус гарантирует вузам стабильное бюджетное финансирование, независимость от Министерства образования и науки, а также возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Как стало известно "Ъ", межведомственная рабочая группа по нацпроекту "Образование" уже одобрила концепции национальных университетов, подготовленные региональными администрациями для совета по нацпроектам при президенте РФ. В рамках нацпроекта на создание новых вузов из федерального бюджета будет выделено 6 млрд руб. на два года (каждому вузу выделят по 1 млрд руб. в 2006 году и по 2 млрд руб. - в 2007-м). Кроме того, администрация Ростовской области пообещала привлечь к созданию вуза 500 млн руб. внебюджетных денег, а руководство Красноярского края рассчитывает на 1 млрд руб. из регионального бюджета и 1 млрд руб. из средств местного бизнеса.
В распоряжении "Ъ" оказался текст концепций нацуниверситетов. Как следует из документов, местное предпринимательское сообщество, выступая в качестве коспонсора проекта, рассчитывает не только на репутацию "социально ответственного бизнеса", исполнившего поручение власти. В документах указывается, что бизнес станет заказчиком образовательных услуг и кадров новых вузов - он получит право участвовать в создании образовательных программ и формировать перечень вузовских специальностей. Но и этим амбиции бизнеса не ограничиваются.
Согласно концепции красноярского нацуниверситета, планируется, что объединенный вуз получит статус госучреждения. Но уже через два года он будет преобразован в автономное учреждение, позволяющее частному бизнесу входить в состав соучредителей с правом управления его финансами. По расчетам авторов проекта, за это время Госдума примет залежавшийся закон "Об автономных учреждениях" - на мартовской встрече с бизнесом его одобрил президент.
Финальной же частью проекта, по замыслу красноярской администрации, станет преобразование вуза в государственную корпорацию, чья деятельность должна регламентироваться отдельным федеральным законом. Статус госкорпорации сейчас прописан в законе "О некоммерческих организациях".
Несмотря на то что госкорпорация формально не позволяет бизнесу становиться ее совладельцем, он получает полный доступ к ее имуществу и может использовать его в любой предпринимательской деятельности для осуществления "социальных, управленческих или иных общественно полезных функций". Предполагается, что специальный закон о "национальных университетах" позволит вузам, получившим статус госкорпорации, не только сдавать в аренду вузовские помещения, но и создавать научно-технические производства, заключать хоздоговора с государством и бизнесом, прибылями от которых бизнес сможет управлять через попечительские советы. Отдельная законодательная норма, регламентирующая деятельность нацуниверситетов, к слову, позволит бизнесу прописать в ней и особую роль попечительских советов, управляющих финансами вузов. В концепции красноярского нацуниверситета напрямую указано, что вес попечительского совета должен увеличиваться, а решения становиться максимально независимыми от ректората. Ректор Ростовского госуниверситета Александр Белоконь, к примеру, признался "Ъ", что вуз ежегодно зарабатывает до 320 млн руб. на хоздоговорах и продаже научных разработок и что с учреждением нацуниверситета и обновлением оборудования эта сумма будет только увеличиваться.
Кроме того, статус госкорпорации гарантирует вузу стабильное финансирование государства (в концепциях нацуниверситетов предлагается увеличить текущее финансирование объединяемых вузов как минимум вдвое, приравняв их бюджет к бюджету МГУ, прописанному отдельной строкой госбюджета) и независимость от стандартов, разработанных Минобрнауки. В администрации Красноярского края не скрывают, что бизнес-план нацуниверситета писался с учетом интересов предпринимательского сообщества региона. "Очевидно, что никто не собирался заниматься чистой благотворительностью, и бизнес пришлось заинтересовать", - заявил "Ъ" источник в администрации края.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин убежден, что "бизнес затеял плохую игру с госкорпорациями". По мнению экономиста, сегодня в России "мода на госкорпорации", которая уже своим названием должна обеспечить управленцу лояльность власти. ""Корпорация" предполагает бизнес, и если кто-то решил заняться бизнесом, не нужно делать это в университете. Нигде в мире нет практики создания госкорпораций в сфере образования, для привлечения бизнеса к образованию есть множество других механизмов", - считает господин Ясин.
Замгубернатора Красноярского края Владимир Шишмарев при этом не исключает, что в конечном счете госкорпорация "Национальный университет" будет акционирована. "Согласно действующему законодательству это невозможно, но с развитием университета мы вполне можем выступить с соответствующими поправками, - заявил господин Шишмарев. - К примеру, в Казахстане сейчас тоже создается национальный университет, и отдельным законом его позволили создать в формате акционерного общества".
*** Какие вузы войдут в национальные университеты
Южный национальный университет создается на базе Ростовского госуниверситета, Донского государственного технического университета, Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Таганрогского государственного радиотехнического университета, Таганрогского государственного педагогического института, государственного научного учреждения Северо-Кавказский научный центр высшей школы и Южного научного центра РАН. Сибирский национальный университет в Красноярске объединит Красноярский госуниверситет, Красноярский госуниверситет цветных металлов и золота, Красноярский государственный технический университет и Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию.
"Развязки под завязку".
("Красноярский рабочий", 26.04.06)
На заседании комиссии по городскому хозяйству и экологии горсовета депутатам была представлена комплексная транспортная схема в Красноярске до 2015 года.
Недавно этому проекту было посвящено расширенное заседание коллегии администрации города с участием губернатора Александра Хлопонина. В нём представлены различные схемы транспортных развязок, которые предполагается построить для разгрузки основных магистралей города. В частности, трёхуровневая развязка на Предмостной площади.
Также говорилось о расширении центральных улиц Красноярска для увеличения пропускной способности автотранспорта. У депутатов комиссии тема вызвала живой интерес, так как все каждый день сталкиваются с этой проблемой. Михаил Васильев задал прямой и точный вопрос: "За сколько минут я смогу добраться от КрАЗа до центра города?", на что разработчики проекта не готовы были ответить сразу. А заместитель председателя горсовета Геннадий Киселёв желал узнать, не запоздал ли проект. Ведь количество автотранспорта стремительно растёт, и пока будут построены все развязки, реализованы другие аспекты проекта, всех этих мероприятий на тот момент будет мало, и город опять будет простаивать в "пробках". Много споров вызвало предложение администрации города приостановить программу развития лифтового хозяйства на 2004 - 2008 гг. На её финансирование в этом году было предусмотрено 24 400 тыс. руб., большую часть денег решили потратить на другие цели, а на оставшиеся 36 % от суммы приобрести для города 3 новых кабины лифта и 143 лифта продиагностировать. Это катастрофически мало, если учесть, что в 2006 году должно быть установлено более 20 новых лифтов. После обсуждений было принято решение поддержать приостановку программы, но рекомендовать администрации города при первой же возможности найти средства в бюджете и возобновить её в полном объеме.
"Частичная реанимация".
("Московский комсомолец" в Красноярске", 26.04.06, Алексей Зайцев)
Замгубернатора готов ножом соскребать марку "Амтел". После четырехмесячного простоя Красноярский шинный завод возобновил работу. В том, что производство ожило, лично убедились представители краевой администрации и Законодательного собрания: замгубернатора Виталий Бобров и председатель комиссии ЗС по промышленности и жилищно-коммунальной политике Виктор Зубарев. Причем Виталий Павлович оказался настолько внимательным, что заметил на изготовленных шинах надпись "Амтел", доставшуюся в наследство от прежнего собственника. Торговую марку не слишком рачительного хозяина Бобров предложил, если потребуется, соскрести ножом. "К сожалению, практика работы с "Амтел" дала печальные результаты, поэтому я вправе просить руководство завода снять эти знаки", - отметил замгубернатора. Зато на нового собственника завода - ООО "Востокшинаинвест" - чиновники возлагают большие надежды. В качестве первого социально значимого достижения называются менее массовые сокращения персонала, чем планировалось: из 1500 работников места сохранят не 450 человек, а более 800. С одной стороны, снижение числа тотенциальных безработных не может не радовать. С другой - на ум приходит ситуация, когда у больного ампутировали не всю руку, а только локоть.
"Куски служебного рвения".
("Московский комсомолец" в Красноярске", 26.04.06, Виктор Басков)
Мы призваны наносить пользу и причинять добро! "Политика есть концентрированное выражение экономики", - сказал когда-то вождь мирового пролетариата. Этот тезис актуален и сегодня - в условиях современного российского капитализма. Только нынешняя общественная формация, где все происходит, как в королевстве кривых зеркал и делается через одно место, подкорректировала ленинскую формулу. Теперь политику следует определять, скорее, как концентрированное выражение экономических интересов правящей элиты. Именно к такому выводу приходишь, глядя на "политические шаги" краевой власти в экономической плоскости.
Более всего забавляет активность наших чиновников в набившей оскомину сфере ЖКХ. Кампания по борьбе за качество жилищно-коммунальных услуг достигла размаха, сопоставимого с прошлогодней агитацией за объединение края. "Горячую линию" организовали, совещания проводят едва не каждый день, кулачками нерадивым коммунальщикам грозят... А Васька слушает да ест. И аппетит от гневных выкриков у него не пропадает. Потому что один из владельцев управляющей компании "КрасКом" господин Черкасов - человек отнюдь не чужой верхушке краевой власти. И суета, надо полагать, затеяна не для того, чтобы уменьшить его кусок. Напротив - дать возможность кушать.
Не население защищают чиновники от коммунального беспредела, а бизнес - от обобранного населения. Есть недовольство - нужно выпустить пар, перевести негодование потребителей по поводу тарифов в сферу качества услуг. На "линию" позвонили, праведный гнев замгубернатора в телевизоре узрели - и на душе полегчало.
А кран течет. И деньги утекают. Зато в недовольстве с нами солидарны первые лица края! Даже жилищно-коммунальный департамент намерились создавать. Зачем? Ведь департамент строительства и жилищно-коммунальной политики, возглавляемый Николаем Глушковым, уже есть, и коммунальное агентство имеется. Помнится, затевая административную реформу, нас уверяли, что число чиновников сократится, а тут - новая структура, еще один руководитель департамента в ранге заместителя губернатора. Да разве на благое дело денег жалко? Заодно Николая Сергеевича слегка разгрузят. Он и жилищным строительством занят, и партийным. К чему еще коммунальные заморочки? Они, неровен час, подпортят имидж "единороссовского" предводителя и, соответственно, регионального отделения партии в канун выборов Заксобрания...
Тезис о "концентрированном выражении" проявляется у чиновников в соответствии с властной иерархией. Так, руководитель агентства с длинным названием (промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства) Денис Пашков на слишком глобальные проекты не замахивается. Зато на своем уровне трудится, как пчелка. Пытается проявить себя во всех подведомственных областях. Но трудно объять необъятное. Потому, видимо, многие затеи Дениса Геннадьевича имеют вид некоего полуфабриката, недоделанного гамбургера. Мясо в булку затолкали, но не запекли и соусом не приправили. Авось, и так схавают! Взялись, к примеру, чиновники бороться с контрафактным алкоголем. Есть у них в горячительной сфере свой интерес ("МК", № 15, "Тост за упокой").
Придумали региональный "знак качества". Станет ли он препятствием на пути опасных для здоровья напитков - еще вопрос, а вот на цене продукции маркировка уже сказывается: покупатели отмечают удорожание "меченого" алкоголя. Еще один способ борьбы с контрафактом - установление минимальных цен на спиртное. Дескать, в этом случае фальсификаты лишатся конкурентного преимущества в виде низкой цены. Оба изобретения утверждены на собрании "Енисейской алкогольной ассоциации" с участием Дениса Пашкова. Решения такой "сходки" очень похожи на сговор бизнеса с властью и вызывают большие сомнения с точки зрения соответствия антимонопольному законодательству.
Не забросил Пашков и затею реформировать систему пассажирских перевозок в краевом центре. В прошлом году Денис Геннадьевич предлагал порезать "слишком длинные" автобусные маршруты и обещал, что с января 80 % "маршруток" будут возить льготников по социальному проездному билету. Первая идея (в сущности, удваивающая стоимость проезда), к счастью, осталась нереализованной. А льготников, как известно, возят лишь двое предпринимателей. Но Пашков не унимается, ведь "реформа" транспортного рынка тождественна его переделу. Со всеми вытекающими возможностями.
Прошлые гениальные задумки вкупе с новыми включены в недавно разработанную концепцию создания управляющей компании "Красноярсктранс", учредителями которой должны выступить краевые, городские власти и частные перевозчики. "Она будет являться организатором пассажирских перевозок, - заявил чиновник, - будет проводить конкурсы на право работать на маршрутной сети Красноярска, заниматься диспетчеризацией, управлением, в целом перевозочным процессом". В управляющей компании Пашков видит едва ли не панацею от всех транспортных бед. Однако другие специалисты в области пассажирских перевозок гораздо менее оптимистичны. Один из сотрудников городского департамента транспорта назвал концепцию "очень сырой, подготовленной на уровне домохозяйки".
Полистав документ, убеждаешься в мягкости этого высказывания. Концепция подготовлена на уровне очень плохой домохозяйки и является образцом упомянутого "полуфабриката": начиная от обилия грамматических ошибок и заканчивая противоречием как минимум трем (по оценке юристов) федеральным законам. Небрежность и нахрапистость, с которыми чиновники "концентрируют" свои экономические интересы, порой вызывают недоумение. Вероятно, причина - в спешке. Ведь менее чем через год произойдет смена всей краевой власти. И совсем не факт, что нынешние правители останутся на своих местах. Время идет. А успеть надо так много.
"Размышления о парадном съезде
("Московский комсомолец" в Красноярске", 26.04.06, Ирина Максимова)
Силы и средства, вложенные в IV Съезд депутатов Красноярского края, сопоставимы с проведением предвыборной кампании. Впрочем, помпезное мероприятие многие и восприняли как масштабный "пиар" спикера ЗС.
Депутатский хурал, как машина времени, перенес желающих в добрые советские деньки. Пафосные лозунги. Надутые важностью щеки слуг народа, именуемых теперь господами: чем выше статус - тем скучнее лицо. Надеждой светились глаза разве что районных парламентариев, наивно полагавших, что Съезд реально изменит жизнь их "глубинного" далека. Но у старших - краевых - товарищей, похоже, были другие планы: проблемы, о которых говорилось на Съезде, им давно и хорошо известны. И какие бы гениальные мысли не выдало собрание разносортных умов за два дня, аккумулировать их в практически пригодный итог было невозможно, и вряд ли нужно организаторам мероприятия. Так родилась аморфная популистская резолюция Съезда - в эпоху КПСС они принимались пачками. "Законодательному собранию края продолжить работу по совершенствованию законодательства в части государственной семейной политики... Обратиться в Конституционный суд РФ с целью проверки действующей редакции Гражданского и Жилищного кодексов на предмет их соответствия Конституции и нормам Европейской конвенции... Обратиться к Президенту о создании национального проекта "Семья и дети". "Совету администрации края разработать концепцию краевой государственной семейной политики..." "Органам местного самоуправления рассмотреть вопрос об увеличении количества дошкольных учреждений..."Чтобы издать все эти общие фразы гигантским тиражом, депутатам необходимо было ждать Съезда? Ну, рассмотрит Управление внутренних дел "вопрос по усилению контроля за исполнением законов о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним", а дальше что? Реально пригодных решений среди 300 пунктов резолюции нет. Как нет и конкретных предложений, например, органам местного самоуправления относительно того, на какие шиши "предусмотреть меры по укреплению материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей".
Зато на проведение Съезда, судя только по антуражу, денег потрачено немало. Правда, спикера ЗС Александра Усса вопросы на эту тему сильно огорчали - он так и не признался, в какую сумму вылилось мероприятие. Впрочем, прикинуть не сложно. Одних делегатов пригласили полторы тысячи. А еще гости! И каждому - по солидному портфельчику с красочными дорогими буклетами. Только в перерывах между заседаниями "съездуны" выпили не меньше тонны минералки, закусили бутербродами. На раскрутку события сил "пиарщиков", опять же, не жалели. И судя по всему, не зря.
Сточки зрения рекламы краевого парламента и его председателя, IV Съезд депутатов оказался очень эффектным и даже эффективным. О событии еще с месяц будут вспоминать, ссылаться на него. Но почему личная политическая реклама отдельных депутатов должна оплачиваться за всеобщий счет?
На фоне подобных вопросов нет ничего удивительного в слухах о том, что первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев, которого ожидали на Съезде, отказался лететь в Красноярск именно из-за нежелания участвовать в парадном событии. Он-то, интеллектуал, сразу определил "ценность" мероприятия.
"Вид снизу хуже".
("Московский комсомолец" в Красноярске", 26.04.06, Олег Мясоедов)
"Красноярское региональное отделение "Единой России" может провалить главнейшее поручение "сверху": набрать квалифицированное большинство в думских выборах-2007.
Одним из этапов решения этой сверхзадачи должен был стать Съезд "Единой России", прошедший в Красноярске в ноябре прошлого года. Ради этого же, судя по всему, были переданы полномочия Секретаря политсовета регионального отделения "партии власти" замгубернатора по строительству и ЖКХ Николаю Глушкову, обладателю более ощутимых ресурсов, нежели у его предшественника - гендиректора Красцветмета Игоря Тихова. Такая рокировка, по идее, должна была не только усилить властный потенциал партии, но и логично "подтянуть" к участию в ее финансовой подпитке местных строителей. (Впрочем, злые языки поговаривают, будто строители не спешат выполнять возложенные на них обязательства, ссылаясь на то, что и без того немало "откатывают" чиновникам - тем самым, которые стройными рядами идут в "Единую Россию".) Так или иначе, но сверху почти все предусмотрели для победы. А вот вид снизу может все испортить.
Атмосфера в городских и районных ячейках "ЕдРа" далеко не безоблачна. Как уже писал "МК", ачинские "единороссы" через одного - под следствием. В Железногорске, похоже, ожесточаются бои между исполнительной властью и "партией власти". Мало того, среди самих местных "единороссов", например, заседающих в горсовете, наблюдается некоторая разноголосица.
Другой яркий пример - ситуация в Игарке. На прошлой неделе там 11 кочегаров объявили голодовку, требуя выплатить долги по зарплате с января этого года. Правда, как выяснил "МК", большинство бастующих не получило деньги только за март. Да и то лишь потому, что вовремя не перевелись в новое МП "Игарские объединенные сети", образованное с 1 марта на базе трех жилищно-коммунальных предприятий-банкротов. Замглавы Игарки Александр Столяр подчеркнул, что голодовка работников котельной проходит на фоне непринятия новых тарифов ЖКХ местным горсоветом. Этот факт косвенно подтвердила и краевая прокуратура устами старшего помощника прокурора по связям с общественностью: "Причиной отсутствия денег на предприятии является несоответствие действующих тарифов на услуги ЖКХ фактическим затратам".
Примечательно, что из 11 депутатов игарского парламента 6 - "единороссы". Председатель горсовета, он же глава местного отделения "Единой России" Арсен Магомедов в разговоре с корреспондентом "МК" оказался честен и прямолинеен: "Нам здесь дальше жить. Нам идти на выборы". С одной стороны, Арсен Сергеевич вроде как проявил дальновидность: принятие непопулярного в народе решения предопределит провал депутатов нынешнего созыва в последующих выборах. Но с другой, подобное поведение провинциальных "единороссов" - саботаж повышения тарифов и стычки с исполнительной властью - идет вразрез с генеральной линией партии Красноярского края...
Подобные местечковые червоточинки могут стать миной замедленного действия для регионального отделения "Единой России". При условии, конечно, что ситуацией умело воспользуются политические конкуренты.