"Мы добиваемся реального равенства латышской и русскоязычной общин": интервью депутата Сейма от ЗаПЧЕЛ Владимира Бузаева
Уже длительное время в первой тройке лидеров по рейтингам популярности латвийских партий находится политическое объединение "За права человека в единой Латвии" (
ИА REGNUM: Зачем понадобилась новая программа?
Формально у ЗаПЧЕЛ до сих пор не было полноценной программы. Ибо ранее ЗаПЧЕЛ было объединением нескольких партий с очень различными программами и на предыдущие парламентслие выборы представило допускаемый законом максимуму в 4 тысячи знаков - набор понятных избирателям лозунгов. Теперь ЗаПЧЕЛ по сути - единая партия, и настало время обзавестись собственной программой.
ИА REGNUM: В чем ее особенности?
Уже из преамбулы видно, насколько уникальна наша партия. Мы пришли в политику не из партноменклатуры, не из бизнеса, а из правозащитного движения. Мы признаем двухобщинность общества и опираемся на русскую общину, что накладывает резкий отпечаток на нашу тактику, также закрепленную в программе. Мы еще не проиграли ни одних выборов, представлены на всех уровнях от самоуправлений до парламента, всегда стремимся и иногда попадаем в правящие коалиции, а также умеем использовать индивидуальные и коллективные депутатские полномочия, защищая своих избирателей в оппозиции. Но, тем не менее, ввиду массового безгражданства русской общины мы признаем равновеликими такие методы политической борьбы, как организация массовых акций протеста, прямую правовую помощь населению, апелляцию к внутренним и внешним судебным инстанциям, и создание реального образа нашей родной Латвийской страны за ее пределами.
ИА REGNUM: Вас часто называют партией одной проблемы?
Конечно, мы в этом сами виноваты, окунувшись безоглядно в события 2003-2004 годов (подготовка и введение правительством реформы-2004 по переводу преподавания в русских школах в основном на латышский язык, - ИА REGNUM). Но, регулярно входя в первую тройку по популярности латвийских партий среди граждан, мы обязаны думать и о проблемах всей страны. Что в полной мере отражается в экономическом разделе программы. Мы за ограниченное вмешательство государства в экономику и прежде всего за сохранение в собственности государства и самоуправлений естественных монополий и основных объектов инфраструктуры, хотя и за развитие конкуренции в этих областях, к примеру - в теплоснабжении. Мы за восстановление транспортной инфраструктуры хотя бы уровне последних лет существования Латвийской ССР; за восстановление традиционного лидерства нашей страны в области инновационных технологий, для чего, кстати, необходимы долговременное планирование и опережающая подготовка соответствующих специалистов. Мы за экологическую безопасность, за реальную помощь малому и среднему бизнесу. В части защиты предпринимательства наша программа тщательно проработана. Там имеются такие направления, как поощрение кооперации и обязательный учет мнений самих товаропроизводителей в решении касающихся их вопросов, прозрачность получения государственных заказов и средств европейских фондов, с соответствующей методической помощью предпринимателям, в том числе при их позиционировании при экспорте за рубеж. Радикальное упрощение отчетности деятельности предприятий. Ну и разумеется гибкое налогообложение. В этом плане мы выступаем за значительное снижение налоговых ставок, за специальные льготы, в том числе в развитии инноваций и создании предприятий в депрессивных регионах.
ИА REGNUM: Прогрессивное налогообложение?
Мы против прогрессивной ставки налога, за исключением обложения налогом крупных спекулятивных сделок с недвижимостью, и делаем основной упор на увеличение эффективности сбора налогов.
ИА REGNUM: В последнее время в стране активно борются, или делают вид, что борются с инфляцией?
В принципе, инфляция - это достаточно естественный процесс, когда цены в рамках одного громадного государства без таможенных барьеров, в которое вступила Латвия, выравниваются, но, тем не менее, необходимость жесткой экономии бюджетных средств, прежде всего в области обороны и безудержно растущих зарплат чиновников, у нас в программе заложена. Кроме того, мы будем добиваться позиционирования Латвии как одной из беднейших стран Европы и требовать соответствующего длинного переходного периода, в течение которого мы сами можем устанавливать низкую ставку налога на добавленную стоимость, что, прежде всего, касается коммунальных услуг и товаров первой необходимости. А также добиваться права использовать не отвечающие стандартам ЕС продукты из СНГ и в первую очередь горючее и лекарства.
Что касается борьбы с бедностью, то понимая, что полностью инфляцию остановить не удастся, в программе заложен самоподдерживающийся механизм, спасающий тех, кто зависит от бюджета: он основан на ежегодном законодательном перерасчете прожиточного минимума и привязки к нему минимальной зарплаты, которая не должна быть меньше этого минимума, минимальной пенсии, а также всех других социальных пособий. Мы требуем закрепить социальные гарантии в Конституции и, прежде всего, обращаем внимание на позитивную демографическую политику, которая должна быть поддержана как морально, так и материально. Например, создание в обществе, в первую очередь среди молодежи положительного стереотипа многодетной семьи и оптимального детородного возраста. Как минимум два прожиточных минимума в качестве пособия по уходу за ребенком в первый год и полтора - во второй. Мы за поддержку детей из групп риска: инвалидов, беспризорных, тех, которые не посещают школы, воспитанников детских домов и так далее. Такая поддержка должна быть нацелена на то, что человек, уезжающий на заработки, к примеру, в Ирландию, был бы кровно заинтересован в том, чтобы оставить свою семью - жену с детьми - здесь, а также стариков и тратить свои деньги на семью именно в Латвии. У нас имеются подпрограммы, которые ориентированы, прежде всего, на создание необходимой инфраструктуры для внешкольных занятий, для спортивных секций, клубов по интересам, для помощи молодым семьям в трудоустройстве и приобретении жилья, а также воспитании здорового образа жизни без наркотиков, алкоголизма и преступности.
ИА REGNUM: А борьба с коррупцией?
Тяжело бороться с коррупцией, имея в Сейме партию Шкеле (
По части гласности и открытости наша программа ничуть не уступает тому, о чем говорили Репше (
ИА REGNUM: Как отражена в программе правозащитная деятельность?
Это наиболее обширная глава, в которой есть все, что от нас ожидают: и ликвидация массового безгражданства, и придание официального статуса русскому языку, причем в области образования не только на муниципальном, но и на государственном уровне. Это борьба против исходящего от государства искажения истории, это антифашизм. Но там имеются и совершенно общелатвийские ценности, такие как, например, активная поддержка вообще негосударственных организаций, принятие решений с учетом мнения всех жителей того или иного района, которых эти решения касаются, проведение региональных референдумов и многое другое. Разумеется, свобода собраний, свобода печати и вывод ее из-под контроля олигархов, свобода забастовок. Есть еще один тезис, который мы сформулировали в программе впервые: добиваться реального равенства русской и латышской общин, для чего должен существовать государственный и международный мониторинг. Государственный мониторинг пока, к сожалению, направлен в прямо противоположном направлении. Что касается международного, то он чрезвычайно хил.
ИА REGNUM: А традиционный "конек" ЗаПЧЕЛ - образование?
В контексте двух съездов русских школ писать программу в этом вопросе нам было удивительно легко. Но в ней имеются и совершенно общелатвийские статьи, например, мы выступаем за выделение не менее 3% от ВВП на образование. Это около 270 млн. латов (12,98 млрд. рублей, - ИА REGNUM) против теперешних 180 млн. латов, чего должно хватить, для того, чтобы обеспечить наконец-то школы современным оборудованием и методическими пособиями, а также поднятие минимальной ставки зарплаты учителей до трех минимальных зарплат. То есть мы хотим в систему индексирования включить учителей, и требуем для них тех же льгот, что и для чиновников при рождении ребенка, выходе на пенсию и т.д. Что касается, как латышской, так и русской просто школы: это восстановление института педагогики; прекращение бессистемных, ничем не оправданных, постоянно отменяющихся экспериментов; разработка долговременной программы, ориентированной, в том числе и на инновационные технологии, о которых я уже говорил, причем с учетом мнения тех, кто эту программу будет осуществлять - учительского корпуса и заказчиков образования - родителей. Что касается собственно реформы-2004, то требование наше простое: язык обучения выбирают школьные советы. Мы требуем восстановить Департамент национальных меньшинств при Министерстве образования и науки и соответствующие структуры в школьных управах самоупралений или хотя бы штатные единицы. Мы за совершенствование законодательства и четкое определение в законе полномочий школьных советов, в том числе в плане распоряжения финансированием, снятия и назначения педагогических кадров, выборе учебных программ. Мы выступаем за многообразные модели школы: светскую общеобразовательную, с углубленными уклонами, например, по математике, требуем восстановления полноценного преподавания точных наук, а также финансирования государственных, муниципальных и частных школ по одному принципу в зависимости от количества учащихся. Мы за сохранение существующий сети школ и против их ликвидации, особенно в сельской местности, за уменьшение нормы наполняемости классов, за льготные нормы наполняемости классов школ национальных меньшинств, особенно в регионах, где соответствующая группа населения составляет менее 20%. Вузам мы стремимся придать большую степень их самоуправления, в том числе в выборе учебных программ, критериях подбора студентов, аккредитации и пераккредитации, чтобы это решалось не единолично, а коллективными научными органами. ЗаПЧЕЛ также последовательно выступает за отмену запретов преподавания в государственных вузах на негосударственном языке и в первую очередь восстановление подготовки на родном языке педагогов для школ национальных меньшинств.