Робинзон Крузо прославит Архангельск (Бизнес-класс. Архангельск)

В Архангельске должен стоять памятник Робинзону Крузо. Это заявление кому-то может показаться слишком амбициозным, кому-то - странным, однако Архангельск действительно имеет все основания позиционироваться как "город Робинзона". Дело в том, что знаменитый писатель Даниель Дефо в самом начале XVIII века, сам того не подозревая, подарил столице Поморья этот мировой туристический брэнд.

- Позвольте, - воскликнет неискушенный читатель, - какая же связь между Архангельском и Робинзоном Крузо? Наверное, это какой-то неуместный розыгрыш?

Но никакого розыгрыша здесь нет. Просто большинство из нас уверены, что с детства знают практически всё о приключениях знаменитого моряка из Йорка; любой школьник расскажет вам о том, как Робинзон Крузо попал на необитаемый остров, как он жил там со своим другом Пятницей и попугаем, одевался в шкуры животных, пока в конце концов не был вызволен из своего островного плена. Ни о каком Архангельске в этом рассказе нет и речи. Но это ведь только первая часть знаменитого романа.

Те из читателей, кто до конца прочитал роман "Робинзон Крузо" Даниеля Дефо, знают, что после того, как 11 июля 1687 года моряк из Йорка вернулся со своего необитаемого острова в Англию, страсть к приключениям в нем отнюдь не угасла. И в возрасте 61 года он отправился в новое дальнее путешествие - последнее в его жизни, которое благополучно закончилось именно в Архангельске.

Здесь был Крузо...

"В Архангельске в 1695 году завершилось многолетнее и полное приключений путешествие Робинзона Крузо, который жил тут с 18 июля по 20 августа во время международной ярмарки и отсюда, с архангельской корабельной пристани, в возрасте 63 лет на гамбургском корабле вернулся в Европу".

Примерно такая надпись будет сделана на архангельском памятнике Робинзону Крузо, который, если придерживаться исторических документов конца XVII века, должен быть установлен на набережной Северной Двины, аккурат перед входом в архангельский "Пур-Наволок-отель". Ведь именно на этом месте в то время находились голландский и английский деревянные причалы, от одного из которых в августе 1695 года и отправился в Европу гамбургский корабль с Робинзоном Крузо.

Курс на Поморье

Прежде, чем попасть в Архангельск, Робинзон Крузо побывал в трех частях света, вновь встретился с Пятницей, которого при нем убили в одной из стычек с туземцами, спасался от погони, затем попал в Китай, а оттуда, из Пекина, вместе с караваном московских купцов отправился в Россию, в Сибирь. Зиму он провел в Тобольске, где, по его словам, жил рядом с ссыльным князем Голицыным (впоследствии похороненным, кстати, в Архангельской области, в Пинежском районе, недалеко от туркомплекса "Голубино" в Красногорском монастыре. - Авт.).

"Из Тобольска я собирался либо в Данциг, через Ярославль и Нарву, либо в Архангельск, по Двине, чтобы сесть там на корабль, отправляющийся в Англию, Голландию или Гамбург", - писал Робинзон в своих воспоминаниях о путешествии.

В марте 1695 года Крузо принял окончательное решение ехать в столицу Поморья. "Я решил ехать прямо в Архангельск, а не к Балтийскому морю через Москву, и потому не торопился, зная, что европейские корабли приходят в Архангельск не раньше мая или июня и что, если я буду там в начале августа, корабли эти еще не успеют уйти... Много тобольских купцов ежегодно отправляются в Москву или Архангельск, чтобы распродать меха и накупить необходимые для здешнего края товары... Мы прибыли в Вестиму, расположенную на реке Вычегде, впадающей в Двину. Таким образом мы счастливо приблизились к концу нашего сухопутного путешествия, ибо река Вычегда судоходна. Теперь нас отделяло только семь дней пути до Архангельска. Из Вестимы мы прибыли третьего июля к Яренску, где наняли два больших речных судна для наших товаров и одно для себя. 7 июля мы вышли из Яренска, а 18 июля благополучно приплыли в Архангельск".

Робинзон Крузо побывал в Архангельске в 1695 году - во время экономического расцвета Поморья. Незадолго до этого, в 1684 году, в Архангельске были возведены новые белокаменные гостиные дворы, которые сменили сгоревшие во время пожара деревянные постройки. Двухэтажное здание с аркадами растянулось по берегу Северной Двины почти правильным четырехугольником; шесть мощных башен с пушками в бойницах защищали бастион международной торговли от неприятеля. По второму этажу шла открытая длинная галерея, а внутрь во дворы, где велась торговля, открывались массивные городские ворота, которые можно с полным основанием именовать Первыми морскими воротами России в Европу.

Тогда многие купцы называли Архангельск просто Городом, который знали все моряки мира. Это был настоящий "mar-gard" - морской город, где смешивались морские культуры разных народов. Знаменитая "ярмарка морского города" - Mar Gard jahrmarkt (слово "ярмарка" древнегерманского происхождения, означает "ежегодный рынок". - Авт.) была известна абсолютно всем европейским купцам того времени. В эти годы у причалов перед гостиными дворами столицы Поморья летом скапливались десятки кораблей, так что из-за мачт, снастей, парусов и флагов иногда не было видно противоположного кегостровского берега.

Берег Двины был укреплен плотной стеной из вбитых в землю свай, и вдоль него шла новенькая удобная деревянная набережная из толстого бруса с перилами. Так что Робинзон Крузо наверняка прогуливался по этой набережной. Перед гостиным двором были построены новые "мосты" - английский, голландский и русский - представлявшие собой три широких и длинных деревянных причала - "брюги", которые вдавались далеко в реку и предназначались для погрузки-выгрузки товаров с купеческих судов. К северу от гостиных дворов начиналось поселение иностранцев, и нет никаких сомнений, что здесь также не раз бывал Робинзон Крузо.

Петр I и Робинзон

Незадолго до приезда в столицу Поморья в 1695 году Робинзона Крузо, в 1693 и 1694 гг. Архангельск посетил молодой российский самодержец Петр I. Молодого царя с детства манил этот морской город, с его непривычным для других российских городов "европейским акцентом" и международной ярмаркой. Юный Piter мечтал увидеть настоящие морские иностранные корабли, которые он до этого видел только на картинках. Но его мать - царица Наталья Кирилловна - упорно не пускала сына в опасное путешествие на север, и лишь в мае 1693 года разрешила ему посетить Поморье, с условием, чтобы "посмотреть на море только с бережка". В это время Архангельск жил визитами царя, и наверняка все это видел Робинзон Крузо. Рядом с городом на Мосеевом острове для Петра I было выстроено несколько деревянных зданий в поморском архитектурном стиле. Этот первый в Архангельске туркомплекс простоял здесь вплоть до двадцатых годов XIX века. Впоследствии Петр "отблагодарил" Архангельск за радушный прием, запретив в нем международную морскую торговлю, после чего его процветавшая экономика рухнула. Но вот что странно: памятник Петру I в Архангельске есть, а его современнику Робинзону Крузо, чьё имя гораздо более извест-но во всем мире, - нет.

Памятник Крузо

Сегодня Робинзона Крузо можно смело назвать символом международного туризма. Но самое главное, что этот всемирно известный туристический брэнд навсегда связан с Архангельском. Ни один из многочисленных городов мира, в которых бывал Робинзон, не может сказать про себя, что именно здесь завершилось его многолетнее странствие по свету.

О том, как будет выглядеть памятник Робинзону Крузо в Архангельске, можно начинать спорить прямо сейчас. Первое, что приходит на ум - памятник будет представлять из себя бронзовую скульптуру великого путешественника: узнаваемый, но уже пожилой Робинзон, одетый в длинный камзол и ботфорты - по купеческой моде 1695 года. В одной руке он держит широкополую шляпу, а другой - прикрывает глаза от солнца и пристально всматривается в двинскую даль.

Он сидит на большом кованом сундуке с товарами, которые привез из своего последнего путешествия, а его волосы и борода развеваются на августовском ветру. Знаменитый путешественник смотрит на запад - туда, где среди горящих облаков неистовствует яркими красками двинской закат и откуда должен прийти гамбургский корабль.

Тот самый корабль, на котором Робинзон Крузо отправится из Архангельска в Европу.

Жилье только в мечтах (Волна)

Так уж исторически сложилось, что основа любого общества - это семья. А чтобы она существовала, ей нужна квартира. Отсутствие жилплощади зачастую приводит к трагическим последствиям. Еще на заре советской власти пролетарский поэт Владимир Маяковский предупреждал: "Семейная лодка разбилась о быт". С квартирами у нас и сейчас проблема. Неслучайно, поэтому, одна из национальных программ, названная "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направлена именно на ее решение. Разговоры о ней идут еще с прошлого года. Но, как заметил на встрече с журналистами Андрей Кипуров, и.о. директора департамента строительства и архитектуры областной администрации: документов много, но реальных вещей мало.

У нас существует три вида жилья: коммерческое, социальное и находящееся в собственности граждан. Проведенные социологические опросы показали, что только около сорока процентов россиян удовлетворены своими жилищными условиями, 28,5 процента хотят и могут улучшить самостоятельно, 49,3 процента хотят улучшить, но надеются на помощь государства. У основной массы населения сохраняется низкая платежеспособность, а превышение спроса над предложением делает жилье дорогим.

По областной социально-экономической целевой программе "Развитие жилищного строительства в Архангельской области" на 2005 - 2008 годы в нынешнем предусмотрено строительство 22 жилых домов, из них сдано - 8, три - в Архангельске. На проектирование 26 объектов, в том числе шести планируемых к повторному применению, это преимущественно незавершенное строительство, предусмотрено 13 млн. рублей. Это немного.

Государство поставило цель увеличить годовой ввод жилья к 2010 году в два раза. Если на рынке недвижимости нет достаточного количества жилья, стоимость квадратного метра резко возрастет. Приоритет отдается строительству за счет ипотечного кредитования. Намечается, что стоимость стандартной квартиры, 54 квадратных метра, будет равняться годовому доходу семьи из трех человек. При этом ставка кредита снизится с 15 до 8 процентов.

В 2004 году в области появился ОАО "Архангельский региональный оператор ипотечного жилищного кредитования" (АРОИЖК). Пока количество семей, воспользовавшихся его услугами, невелико. В первый год с помощью ипотечного кредитования улучшили свои жилищные условия 75 семей, квартиры в основном приобретались на вторичном рынке, в прошлом году 95, в нынешнем прогнозируется, что 230­400 семей. В 2006 году предполагается, что уставной капитал АРОИЖК составит 27,5 млн. рублей, а объемы выданных кредитов достигнут 168­268 млн. рублей. Администрация области предусматривает уже в нынешнем году увеличить уставной капитал на 10 млн. и совместно с АРОИЖК разрабатывает областную социально-экономическую программу ипотечного кредитования на 2006­2010 годы.

Игорь Рощин, генеральный директор АРОИЖК, считает, что ипотека становится вполне доступной в Архангельской области.

У национальной программы существует еще несколько подпрограмм, одна из них - "Обеспечение жильем молодых семей". Но, чтобы стать ее участником муниципальное образование должно иметь свою программу, предусмотрено и обязательство по софинансированию. Принцип такой, чем больше вложим сами, тем больше получим из федерального бюджета. Пока для участия в программе заявилось только шесть муниципальных образований: "Северодвинск", "Котлас", "Коряжма". "Вельский район", "Вилегодский район", "Устьянский район". В финансирование местные бюджеты вкладывают 4800 тысяч рублей, областной 2000 тыс., федеральный, предположительно 2260 тыс. рублей. Обязательными условиями участия в федеральной подпрограмме - наличие областной программы ипотечного кредитования и наличие регионального оператора ипотечного кредитования.

Еще одна подпрограмма - "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". К ним относятся граждане, уволенные с военной службы. С 2002 по 2005 годы из федерального бюджета для приобретения ими квартир выделено 50 млн. рублей. Сейчас в очереди стоят 364 семьи, в прошлом году их было 815, причем 22 первоочередников. На нынешний год финансирование составляет чуть более трех миллионов рублей.

Ждут от государства квартир и 156 семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. Но объем финансирования в 2006 году пока не известен.

По этой же подпрограмме предусмотрены и жилищные субсидии для предоставления гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. В очереди уехать стоит 6211 семей, в прошлом году их было 6500. На этот год выделено 22,62 млн. рублей, что недостаточно. И неслучайно решение этой проблемы вызывает тревогу.

Дожидаются квартир 39 семей вынужденных переселенцев, объем финансирования в этом году до региона не доведен. Стоят в очереди 1217 ветеранов и инвалидов. Для обеспечения жильем ветеранов Великой отечественной войны выделено из федерального - 19, 37 млн. и областного бюджетов - 7,2 млн. рублей.

Но получить деньги это еще не все - надо иметь проект застройки. Его подготовка занимает 8­9 месяцев. Если в Котласе над этим работают, то в Архангельске нет даже градостроительного плана. И где строить - часто становится проблемой, так же как и с коммунальными сетями. Практически везде нужна их модернизация.

Словом, реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" идет пока не совсем гладко. Неслучайно на прошлой неделе в Государственной Думе прошли парламентские слушания "О мерах по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В них приняли участие депутаты областного Собрания Евгений Ухин и Андрей Палкин. По возвращению из Москвы Андрей Васильевич встретился с журналистами. Надо сказать, что к строительству жилья он имеет самое прямое отношение. В Котласе он является руководителем нескольких строительных организаций, занимается производством кирпича и других материалов. Андрей Палкин поделился, что в принятых законах обнаружилось очень много изъянов. Они тормозят строительство. Депутаты Госдумы намерены на весеннюю сессию вынести на обсуждение ряд поправок. После их принятия предстоит внести изменения и в областные законы.

Далее он сказал, что многие регионы не готовы участвовать в программе и его подпрограммах. Не успевают подать заявки. Неслучайно треть объема строительства осуществляется за счет Москвы. Там есть потенциал. И, вероятно, такая программа, как "Ветхое жилье", начнет свертываться. Продолжится федеральное финансирование уже начатого строительства и того, что будет заявлено в этом году, и пройдет конкурс. Котлас в ней присутствовать будет.

На вопрос, почему медленно разворачивается строительство, Андрей Палкин ответил, что себестоимость жилья везде одинаковая, и что мешает, он просто не знает. У себя в Котласе он дома возводит и люди довольны. По его мнению, и в Архангельске можно строить, есть где. Не надо в историческом центре, хватает и других мест. Следует продавать площадки с подведенными коммуникациями, с утвержденными фасадами домов, генпланом.

Возникает проблема с земельными участками, их продажа осуществляется только с аукциона. К этому пока не готовы. Необходимо продолжать возведение социального жилья. В его планах строительство в Котласе доходного дома, чтобы у каждого была возможность проживать в нем, оплачивая месячное содержание.

Агрессивная Жучка (Каргополье)

Мне казалось, что я бегу, не касаясь ногами земли. Уж очень силен был страх перед огромной овчаркой, которую все дети, да и взрослые на нашей улице, боялись как огня. Овчарка принадлежала бездетным супругам Винокуровым, которые жили тихо и незаметно в своем маленьком домике на берегу реки. Всю свою жизнь их собака провела на привязи и оттого была зла на всех, даже на хозяина, который не подходил к цепняку без увесистой палки. И вот теперь я, восьмилетняя девчонка, бежала со всех ног к родному крыльцу от этой разъяренной псины, которая, как оказалось впоследствии, сорвалась с привязи. Словно в замедленном кино я видела, как издалека ко мне бежал отец, голосила возле дома мама, соседи встревожено выглядывали из окон.

Далеко убежать, несмотря на все мои усилия, не удалось. Овчарка настигла меня возле дома Захаровых. Что было потом, я так никогда и не вспомнила. В памяти остались лишь какие-то обрывки: плачущая мама, белый халат доктора, бледное лицо отца.

Нога заживала медленно. Но более всего неприятны были уколы, которые мне делали, чтобы я не заболела бешенством. Впрочем, собака оказалась здоровой. Винокуров долго еще приносил мне гостинцы, просил прощения у родителей, но, по слухам, собаку спрятал в лесу, а потом продал.

Все это я вспомнила, когда недавно в автобусе пожилой мужчина вдруг неожиданно пожаловался мне, что только что возле столовой третьей школы на него бросилась собака. Мол, торопился на автобусную остановку, не обратил внимания на свору, которая обретается здесь. Поняв, что большая собака не собирается уступить ему тропинку, отпрыгнул в сторону, но пес оказался быстрее. Успел таки ухватить за рукав куртки. Потерпевший нервно приглаживал вырванный с "мясом" лоскут ткани и... радовался, что на него напала только одна собака. " А если бы вся свора накинулась? А если бы на моем месте ребенок оказался? Школа-то рядом..." - в глазах мужчины стоял страх.

От подобной встречи с озлобленной собакой никто в Каргополе не застрахован. Потому что так уж повелось, что собаки у нас имеют почти такие же права, как и люди. Вход им не заказан никуда.

Собачий вопрос для нашего города, увы, непраздный. Не один раз в течение последних лет его пытались разрешить цивилизованным путем. Помнится, было даже постановление районной власти, где хозяева обязывались четвероногих друзей регистрировать и приличным образом содержать. В прежние времена коммунальным службам в обязанность вменялось каким-то образом регулировать количество бродячих собак на улицах города. Нанимались бригады по их отлову. Люди чувствовали: что-то в этом направлении в городе делается.

В последние же годы не делается ничего. Давно уже собаки стали неотъемлемой частью любого городского пейзажа. По весне собачьи свадьбы наводят страх на каргопольцев, особенно страшно встретиться со сворой в вечернее и ночное время. На регулирование численности бесхозных шариков и тузиков денег в городском бюджете нет. В данной ситуации логично было бы апеллировать к недобросовестным владельцам, которые позволяют собакам свободно бегать, где ни попадя, кормиться на помойках и в мусорных контейнерах и безмерно плодиться. Только, думается, это бесполезно. Мы и себя-то зачастую прилично вести в общественных местах не умеем.

Но решать собачью проблему все равно надо. Кто это будет делать и на какие средства, людям, пострадавшим от агрессии братьев наших меньших, по большому счету все равно.