Дело Кучмы и арест Григоришина: Украина в украинских СМИ. Обзор за 13-18 октября 2002
Новости с украинских полей всю последнюю неделю выглядят не иначе как криминальная хроника, главные действующие лица - судьи, прокуроры и адвокаты, самая популярная телекартинка - Константин Григоришин за решеткой. Другая телекартинка: судья Василенко, возбуждающий уголовное дело против президента Кучмы. Впрочем, эта телекартинка явилась не сразу и не на всех каналах, что и стало темой отдельной передовицы "Украинской правды", и именно такого порядка реакция, кажется, подтверждает первый и главный комментарий "партии власти": поступок судьи Василенко находится не столько в юридической, сколько в PR-плоскости: оппозиция создает очередной "информповод".
Та же "Украинская правда" приводит комментарий главного редактора ТСН Вячеслава Пиховшека:
"Мне с самого начала было понятно, что произошло процессуальное нарушение [при открытии уголовного дела против Кучмы]. Чтобы подтвердить или опровергнуть это впечатление, необходимо было собрать все необходимые комментарии. "Купиться" на PR-операцию не хотелось, и в тех случаях, когда этого можно не делать, я пытаюсь этого избегать".
Кроме того, "УП" помещает еще целую связку комментариев - все они сводятся к юридической "сомнительности" действий судьи. Бывший генпрокурор Виктор Шишкин полагает, что "генпрокуратура проведет два-три следственных действия... и закроет дело", юрист из "Трудовой Украины" Николай Онищук видит возможность обжаловать решение суда и отменить его постановление:
"Поскольку решение принято судьей апелляционного суда, то вышестоящей инстанцией по отношению к нему является только Верховный суд. Президент может сам (если будет действовать как гражданин) или поручить Минюсту (если будет действовать как высшее должностное лицо) обратиться в Верховный суд и обжаловать это решение.
- То есть фактически президенту выгоднее, если можно так сказать, чтобы не прокуратура закрывала дело, а суд отменил постановление? Во втором случае, в отличие от первого, в его биографии просто не будет такого пункта, как открытие и закрытие уголовного дела.
- Да"
Виктор Медведчук в "Дне" определяет "поступок судьи Василенко" как "правовой нигилизм" и дезавуирует все обвинения в адрес Кучмы, в том числе и самые животрепещущие - о продаже Ираку ракетного комплекса "Кольчуга". О том же, но прямо противоположное по характеру утверждений стенограмма пресс-конференции спикера госдепартамента США Ричарда Баучера в "Зеркале недели". Комментарий самого "Зеркала" сводится к тому, что продал Кучма "Кольчугу" Саддаму или нет, все равно он виноват:
"Продавала ли Украина "Кольчугу" в Ирак? На этот вопрос власть сегодня однозначно отвечает "нет". Могла ли неучтенная "Кольчуга" с территории Украины коммерческими путями попасть в Ирак? На этот вопрос власть также говорит "нет", но чуть менее уверенно. Эксперты, ранее дававшие повод серьезно относиться к их информации, делятся в разговорах с "ЗН" в соотношении 3 к 1: большинство утверждает, что "Кольчуга" в Ирак быть продана не могла.
Президент Украины утратил доверие со стороны лидеров ведущих государств, поскольку дал "добро" на незаконную операцию, что доказано пленками Мельниченко и проведенной экспертизой. И с этой точки зрения не имеет значения, были ли реализованы "Кольчуги", либо иракская ПВО не получила эти замечательные радиолокационные системы. В Украине такой подход достаточно сложно понять. У нас даже есть поговорка: "За спрос не бьют в нос". Однако по мнению американской стороны и пока неофициальным высказываниям дипломатов целого ряда стран НАТО, Президент Украины утратил способность эффективно представлять интересы Украины на международной арене, поскольку его поступок не совместим с кодексом поведения лидера цивилизованного государства".
Что же до самого непредсказуемого из всех украинских пресс-скандалов последней недели - ареста Константина Григоришина, то сетевой "Контекст" рассматривает его однозначно: то была "месть предателю":
"Большинство экспертов и наблюдателей характеризуют методы работы "киевской" группы влияния, скрывающейся за политическим брендом СДПУ(о), как "гипержесткие" к врагам и просто конкурентам. Так, в ходе выборов-2002 эсдеки, как известно, разорвали отношения с гражданином России, владельцем инвестиционного пула Court Holding, украинско-российского "СП Созидание", консорциума "Металлургия" Константином Григоришиным, который, по некоторой информации, отказался от финансирования избирательной компании объединенных социал-демократов. Что, в общем-то, на тот момент было неудивительно - тогда эсдеки были в опале и терпели поражение по всему пропрезидентскому фронту. Однако разветвленная партийная сеть, участие в выработке информполитики на центральных, рейтинговых телеканалах и, разумеется, удачное позиционирование позволили СДПУ(о) не только пройти в парламент, но и быстро реабилитироваться на "бизнес-Олимпе", отвоевав свои позиции и расширив свою империю за счет врагов и просто конкурентов. Именно Медведчук и К°, который с весны ведет активную антигригоришинскую кампанию, и является, как предполагает аналитик консалтингового центра "Эксперт", Кость Бондаренко, основным "заказчиком" нынешнего ареста бизнесмена".
Главный вопрос в истории Григоришина - реакция Москвы и здесь однозначного ответа нет:
"...Ранее аналитики констатировали возможность позитивных сдвигов в судьбе бизнеса Григоришина. Их прогноз основывался, в частности, на ходе недавней встречи президентов России и Украины в Запорожье, где Владимир Путин отдельно подчеркнул успешность российско-украинского проекта "Днепроспецсталь" - СП, которым владеет гражданин РФ Константин Григоришин. Это заявление наблюдатели расценили как предупредительный мэсседж украинской власти по поводу снятия давления с бизнеса Григоришина. Вместе с тем, сложно сказать, какую в действительности смысловую нагрузку он нес, однако результат - задержание Григоришина и отсутствие негативной реакции со стороны российского консульства - свидетельствует о том, что то ли Москва с Киевом договорились и было решено-таки сдать бизнес Григоришина (что, в общем-то сомнительно, поскольку, как мы помним, с сентября месяца речь идет об уступках Киева Москве, а не наоборот), либо в Киеве пошли ва-банк и потеснили Григоришина без предварительного обсуждения этой темы с его московским лобби (что еще более сомнительно, поскольку даже влиятельный сегодня в Киеве Медведчук вряд ли заинтересован в создании проблемных с Россией вопросов). Однако, поскольку ни российское консульство, ни посольство до сих пор не отреагировали на это событие (хотя информация, надо полагать, до них дошла оперативно, в субботу в Киеве на празднование дня Москвы собралась достаточная часть московской элиты), о новых проблемах Григоришина в Кремле знали.
Так что прогнозировать исход дела сложно. Эксперты затрудняются с определенными прогнозами - до тех пор пока не выяснится позиция России по поводу задержания ее гражданина. Так, эксперт центра политического консалтинга "Пента" Владимир Фесенко констатирует, что с приходом Виктора Медведчука в президентскую администрацию "киевская группа" получила новые мощные рычаги для продвижения своих бизнес-интересов путем использования государственных структур. В то же время аналитики обращают внимание на необдуманность и нервозность действий власти в ходе ареста Григоришина. При нужном резонансе дело Григоришина может стать переломным этапом в нынешнем взлете эсдеков. Так сказать "либо я ее в ЗАГС, либо она меня в прокуратуру", как говорил герой "Кавказской пленницы"".
Между тем "Украинская правда" оптимистически сообщает, что "Григоришина вытащит из тюрьмы адвокат Павла Бородина" и приводит интервью Григория Суркиса (СДПУ), который заявляет, что арестом Григоришина его "подставили".