НОВОСТИ, 18 ОКТЯБРЯ 2002Г.

(лента новостей информационного агентства "Агентство деловой информа-ции").

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАКАСИИ НАМЕРЕНО УРЕЗАТЬ ТФ ОМС В ДОХОДАХ

Правительство Хакасии намерено урезать ТФ ОМС в доходах. Речь идет о средст-вах, которые должны быть выделены из республиканского бюджета на страхование неработающего населения. Размер секвестра составит порядка 34 млн рублей (19,5%) Кроме этого планируется уменьшить нормативы расходования денежных средств ТФ ОМС, рассчитанные на одного жителя республики. По этому поводу председатель комитета Вер-ховного Совета Хакасии по социальной поддержке и охране здоровья населения Виктор Терских высказал мнение: "хорошо, если правительство выполнит хотя бы оставшиеся обязательства" - 140 млн рублей.

В настоящее время по словам уже начальника бюджетно-финансового управления администрации Абакана Владимира Нутфуллина республиканские власти исполняют свои обязательства по платежам в ТФ ОМС на 46%.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РХ ОБЯЗАЛ МИНФИН ВЫПЛАТИТЬ АБАКАНСКОЙ АПТЕКЕ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ОПЛАТЕ ЛЬГОТНЫХ ЛЕКАРСТВ

Сегодня Арбитражный суд Хакасии удовлетворил иск одной из муниципальных аптек города Абакана к Минсоцзащиты и Минфину Республики Хакасия. Аптека взыскивала задолженность в сумме 324 тыс. рублей, образовавшуюся по оплате медикаментов, выданных (проданных по льготной цене) населению в соответствии с требованиями ряда Федеральных законов о ветеранах, социальной защите инвалидов и чернобыльцев.

Медицинские препараты были выданы аптекой сверх лимитов, доведенных до аптеки Министерством труда и социальной защиты населения Республики Хакасии. На этом основании Министерство отказалось компенсировать понесенные расходы.

Однако, по мнению суда, Минсоцзащиты РХ не вправе устанавливать лимиты по финансированию указанных федеральных законов. Поэтому суд обязал министерства выплатить аптеке сумму задолженности.

ГОСКОМИМУЩЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ И АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АБАКАНА ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО РАЗГРАНИЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Госкомимущество Республики Хакасии и Администрация города Абакана подписали соглашение о проведении работ по разграничению государственной собственности на землю. Пока это единственное муниципальное образование, с которым такой договор подписан. Но до конца года планируется наработать аналогичную практику в работе по этому вопросу с администрациями Черногорска и Саяногорска. Об этом сегодня в эфире республиканского радио сообщила председатель Госкомимущества РХ Ирина Дунаева.

По ее словам до тех пор, пока не решен вопрос о разграничении государственной собственности на землю, в Хакасии действует особый режим сдачи в аренду земельных участков, требующий согласования договоров с Госкомимущества. Если такое согласование не проведено, договор аренды впоследствии может быть признан ничтожным.

РУКОВОДИТЕЛИ РЯДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СОЗДАЛИ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ СБОРОВ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ФАКТАМ КОРРУПЦИИ?

Руководители ряда промышленных предприятий и предприниматели, дружественные генеральному директору ЗАО "Разрез "Степной" Юрию Щапову, создали информационный центр, который по замыслу организаторов будет заниматься сбором доказательной информации по фактам нарушения законодательства руководителями органов власти и силовых структур.

Сам Юрий Щапов эту информацию подтвердил лишь косвенно. Он в частности сказал: "Видимо других методов защиты от коррупции во власти не найдено".

В МИНЗДРАВЕ РХ РАБОТАЕТ КРУ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

В Министерстве здравоохранения Республики Хакасии работает комиссии Контрольно-ревизионного управления Администрации президента России. Об этом корреспонденту Агентства деловой информации сообщили в Правительстве Хакасии. По словам высокопоставленного сотрудника аппарата "проверка носит плановый характер и прово-дится одновременно в пяти регионах".

СДЕЛКА ПО ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ОАО "САЯН-МРАМОР" ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА - ПОЗИЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РХ

Судебное разбирательство о законности (не законности) аукциона по продаже имущественного комплекса ОАО "Саянмрамор" может продолжаться долго, а сделку надо регистрировать. Такую позицию корреспонденту Агентства деловой информации заявил высокопоставленный чиновник Правительства Хакасии.

Напомним, что торги состоялись в конце августа. Покупателем имущества ОАО "Саянмрамор" было признано ООО "Саянмрамор ВМК". Ему оппонирует ОАО "МКК-холдинг". Представитель этой компании оспорил законность сделки и в обеспечение иска ходатайствовал о наложении запрета на оформление сделки. Суд удовлетворил это ходатайство. Таким образом исполнение сделки приостановлено.

Вчера в Арбитражном суде рассматривался иск об отмене вынесенного определения. В заседании объявлен перерыв. Суд решил ознакомиться с договором купли-продажи.

А.ЛЕБЕДЬ: ВОПРОС С ГАЗОСНАБЖЕНИЕМ ХАКАСИИ ПРАКТИЧЕСКИ РЕШЕН

Вопрос с газоснабжением Хакасии практически решен. Об этом вчера в эфире регионального телеканала ТВ-7 заявил глава республики Алексей Лебедь. По его словам до конца октября компания ЮКОС поставит в Хакасию более 600 тонн газа. Лебедь также считает, что ситуация останется стабильной до конца года.

Поставки газа Хакасии в будущем году будут прописаны в новом соглашении между Правительством Хакасии и компанией ЮКОС, которое планируется подписать уже октябре-ноябре.

СЕНТЯБРЬ СТАЛ "ЧЕРНЫМ ВТОРНИКОМ" ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРО-МЫШЛЕННОСТИ

Сентябрь стал "черным вторником" для республиканской промышленности. Практически во всех отраслях зафиксирован спад производства по сравнению с прошлым ме-сяцем. Исключение составляют деревообрабатывающая (лесная) и мукомольно-крупянная промышленность. В итоге общий сентябрьский результат по всем отраслям на 11,7% меньше августовского. Основной вклад в отрицательный результат внесли элек-троэнергетика, пищевая и угольная промышленность, чьи доли в общем объеме промышленного производства Хакасии относительно велики. Производство электроэнергии в сентябре по сравнению с августом сократилось на 18,9%, добыча угля - на 7%, а произ-водство пищевых продуктов - на 3,8%.

Однако на девятимесячном итоге экономического развития республики провальные показатели сентября почти не отразились. Отставание от прошлогоднего уровня промышленного производства сохраняется на уровне около 3% (2,7%). Всего за период с января по сентябрь 2002 года промышленность Хакасии произвела продукции и услуг на сумму 11,2 млрд рублей. В фактических ценах это на 9,2% больше прошлогоднего уров-ня.

Источник - сведения Госкомстата.

ДЕСЯТЬ ЛУЧШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХАКАСИИ ПО РАЗМЕРУ ПРОМЫШЛЕН-НОГО ПРОИЗВОДСТВА. ИТОГ 9 МЕСЯЦЕВ.

1. ОАО "Саяногорский алюминиевый завод": объем промышленного произ-водства по итогам 9 месяцев - 4182 млн рублей. Рост/сокращение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 98%. Продукция - алюминий и алюминиевые сплавы.

2. ОАО "Хакасэнерго": объем промышленного производства по итогам 9 месяцев - 1360 млн рублей. Рост/сокращение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 125,4%. Продукция - тепловая и электрическая энергия. Услуги - электроснабжение.

3. ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС": объем промышленного производства по итогам 9 месяцев - 526,5 млн рублей. Рост/сокращение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 61,5%. Продукция - электрическая энергия.

4. ОАО "АЯН": объем промышленного производства по итогам 9 месяцев - 379,5 млн рублей. Рост/сокращение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 140,1%. Продукция - пиво, безалкогольные напитки.

5. ООО "Сорский ГОК": объем промышленного производства по итогам 9 меся-цев - 360,8 млн рублей. Рост/сокращение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 119,5%. Продукция - медная и молибденовая руда.

6. ООО "Абаканское рудоуправление": объем промышленного производства по итогам 9 месяцев - 241,3 млн рублей. Предприятие образовалось вследствие реорганиза-ции менее года назад. Продукция - железная руда.

7. ООО "Черногорская угольная компания": объем промышленного производства по итогам 9 месяцев - 231 млн рублей. Рост/сокращение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 85,1%. Продукция - уголь.

8. ЗАО "Разрез "Степной": объем промышленного производства по итогам 9 ме-сяцев - 192 млн рублей. Рост/сокращение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 90,3%. Продукция - уголь.

9. ОАО "Коммунаровский рудник": объем промышленного производства по итогам 9 месяцев - 161,4 млн рублей. Рост доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 224%. Продукция - золото.

10. ЗАО "Золотая звезда": объем промышленного производства по итогам 9 ме-сяцев - 156,3 млн рублей. Рост доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 136,9%. Продукция - золото.

МДМ-ГРУППА ИЩЕТ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА УГЛЕДОБЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ХАКАСИИ?

В деловых кругах Хакасии близких к угольному бизнесу получила широкое обсуждение версия о скорой продаже угольных предприятий республики, принадлежащий "МДМ-группе" новому собственнику. Вероятно компании "Русский уголь".

Официальные лица компании эту информацию опровергают. Однако, как удалось выяснить корреспондентам Агентства деловой информации, "МДМ-группа" через свою управляющую компанию "СУЭК "Байкал-уголь" проводит политику, говорящую об отсутствии заинтересованности в развитии угольной отрасли Хакасии. Так, хакасские угольные разрезы компании лишены права самостоятельно торговать углем, переведены на бюджетную схему финансирования, закупочные цены на уголь снижены и их продолжают снижать, инвестиционные затраты из бюджетов угольных предприятий исключаются. Все это объясняется перепроизводством на угольном рынке страны и необходимостью выживания.

Некоторые специалисты угольных предприятий видят причину в другом. Хакасские угольные разрезы достались МДМ-группе очень дорого. Объемы производства угля в Хакасии небольшие. При этом политика централизованного сбыта добываемой в рес-публике категории углей оказалась не состоятельной: объемы продаж падают. Судя по всему Москва не хочет "мараться" с мелкими контрактами и склонна продать эту "голов-ную боль" другому собственнику, предварительно выкачав все возможное.

Еще раз подчеркнем, что это только частное мнение некоторых специалистов угольных предприятий, которое не находит официального подтверждения.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАКАСИИ В ЦЕЛОМ СОГЛАСОВАЛО С КОМИТЕТАМИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ПРОЕКТ НОВОГО ЗАКОНА О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Правительство Хакасии в целом согласовало с комитетами Верховного Совета Республики проект нового республиканского закона о едином налоге на вмененный до-ход. Об этом корреспонденту Агентства деловой информации сообщил председатель комитета по бюджету законодательного органа Виктор Матвеев.

Согласно действующему законодательству, субъектам РФ дано право определять порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного Налоговым кодексом перечня и значения ко-эффициента К2.

К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности, который устанавливается в интервале от 0,1 до 1.

Правительство и законодатели Хакасии сошлись на том, что К2 будет равен 1. Если налоговая нагрузка будет чрезмерной то ставку величины коэффициента можно будет уменьшить задним числом. Если же изначально коэффициент сделать меньше 1, то повысить его потом задним числом будет невозможно. Так пояснил АДИ позицию законодателей Виктор Матвеев.

Вторая очередь Саяногорского алюминиевого завода будет оборудована новыми Российскими электролизерами, которые еще не созданы

Вторая очередь Саяногорского алюминиевого завода, строительство которой за-планировано на 2004 год, будет оборудована новыми электролизерами, разработанными "ВАМИ" совместно с инженерно-технологическим центром "Русала". Мощность новых электролизеров будет не менее 300кА. Это будет совсем новая для России технология. Об этом сообщает пресс-служба Саяногорского алюминиевого завода.

Кроме того сообщается, что руководством завода принято решение об увеличении силы тока уже на действующих электролизерах. Это решение позволило в сентябре выплавить дополнительно 1 тыс. тонн металла. Утверждается, что при дальнейшем увели-чении силы тока, имеется возможность роста производительности (до 2 тыс. тонн в ме-сяц). Однако такое повышение не позволяет осуществить действующее оборудование. Тем не менее задача о повышении тока в сериях перед специалистами поставлена.

ООО "Саянмрамор ВМК" не получит имущественный комплекс ОАО "Саянмрамор" раньше, чем суд проверит законность торгов, на которых было продано имущество

Арбитражный суд Хакасии отказал в удовлетворении иска об отмене определения о наложении запрета на оформление сделки купли-продажи имущественного комплекса ОАО "Саянмрамор". Запрет был наложен в обеспечение иска МКК-холдинга, который опротестовал законность торгов по продаже указанного имущественного комплекса.

Напомним, что имущество ОАО "Саянмрамор" было продано ООО "Саянмрамор ВМК", - дочернему обществу Военно-мемориальной компании. В совершении сделки участвовало Правительство Хакасии, которое сейчас также настаивает на снятии запрета по оформлению сделки.

Оспариваемые торги состоялись в конце августа, а в начале октября на ОАО "Са-янмрамор" введена процедура конкурсного производства сроком на 12 месяцев.

Совет ветеранов Хакасии будет добиваться отзыва представителей республики в Госдуме и Совете Федерации, если они не "прокатят" правительственный законопроект, отменяющий социальные льготы

Совет ветеранов Республики Хакасия направил представителям республики в Государственной Думе и Совете Федерации письма, где потребовал защитить интересы жителей Хакасии при рассмотрении правительственного законопроекта "Об изменении ос-нов жилищного законодательства и некоторых других нормативных правовых актов в части оплаты коммунальных услуг". Об этом АДИ сообщил председатель Совета ветеранов Алексей Трошкин.

Более того он заявил, что если представители Хакасии этого не сделают, Совет ветеранов намерен инициировать процедуру отзыва этих представителей.

ГАЗЕТА "ХАКАСИЯ", 18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Республиканская общественно-политическая газета, выходит пять раз в неделю, кроме понедельника, формат 8А3, тираж - 12000 экз.) СИБИРСКИЙ СОВЕТ В БЕЛОКУРИХЕ

Вчера в курортном городе Белокуриха, что в Алтайском крае, состоялось очередное совместное заседание советов Сибирского федерального округа и Межре-гиональной ассоциации "Сибирское соглашение".

Главы регионов рассмотрели вопросы результатов реструктуризации задолженности предприятий и дальнейшие шаги по их реформированию. Обсуждена программа действий по реализации Стратегии экономического развития Сибири. Намечены меры по улучшению ситуации на продовольственном рынке региона и обсуждены результаты ра-боты рабочей группы по вопросам реформирования РАО "ЕЭС России".

Делегацию Хакасии на заседании возглавлял председатель правительства респуб-лики Алексей Лебедь. Алексей Иванович вместе с другими главами регионов был удостоен нагрудного юбилейного знака "Министерство иностранных дел Российской Федерации. 200 лет.

ГЛАЗА В ГЛАЗА С УТРА ДО НОЧИ

Завтра в Бейской центральной районной больнице начинают прием больных врачи Новосибирского государственного учреждения "Микрохирургия глаза. МНТК имени академика Святослава Федорова".

Бригада высококвалифицированных новосибирских офтальмологов приглашена в район главой Бейской администрации Виктором Заярко. Поводом послужило большое количество обращений бейцев, страдающих глазными заболеваниями. Теперь каждый желающий сможет пройти обследование на самом современном оборудовании, а при необходимости проведения операции больные будут отправлены в Новосибирск.

Чтобы осмотреть всех желающих, специалисты из Новосибирска намерены вести прием с раннего утра до позднего вечера.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "ШАНС", 17 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Рекламно-информационное издание, выходит еженедельно в четверг, формат - 16А3, тираж - 27000экз.)

ПОЧЕМУ ДЕПУТАТ ЮНГЕЙМ ВЫСТУПЕАТ ПРОТИВ ВЫБОРОВ В ХАКАСИИ

Не успели стихнуть страсти по губернатору в Красноярском крае, как у нас в Хакасии закипел собственный политический котел. Республика впала в предстартовую ли-хорадку, начало которой было саккумулировано Постановлением Верховного Совета РХ "О назначении первых выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав администраций муниципальных образований в Республике Хакасия". Оно было подписано Владимиром Штыгашевым 25 сентября текущего года и, согласно его тексту, названное мероприятие - выборы - назначено на 8 декабря. Ну, а срок выдвижения кандидатов истекает 18 октября. Желающие идти во власть уже прокуривают по-мещения своих предвыборных штабов и похрустывают спонсорскими деньгами. Однако при этом большинство из них даже и не подозревают, что все хлопоты и траты могут пройти впустую. Поскольку нашелся в Хакасии один человек, который назвал предстоя-щие выборы незаконными, а приведенное постановление - не подлежащим исполнению. И не только назвал, но и взялся через суд их отменить. К слову сказать, два предыдущих суда он уже выиграл, поэтому сейчас нет никаких объективных причин для проигрыша третьего. А это значит... Впрочем, о том, что это значит, сегодня нам расскажет сам опровергатель республиканских законов - председатель Аскизского районного Совета депутатов Евгений ЮНГЕЙМ, чье обращение в суд как раз и заколебало почву под ногами хакасских законодателей.

- Итак, Евгений Львович, вы утверждаете, что Верховный Совет издал неправильное, попирающее закон постановление о выборах? Я вас правильно понял?

- Не совсем. Данные выбора являются незаконными только в части избрания глав муниципальных образований. Что же касается депутатов, то есть представителей народа, они будут избраны 8 декабря на абсолютно законных основаниях.

- В чем же провинились перед законом главы?

- Сами главы муниципальных образований, а тем паче кандидаты на эти должно-сти здесь совершенно ни при чем. В данном случае имеется в виду то обстоятельство, что любые выборы должны иметь под собой правовую основу. И поскольку мы ведем речь об органах местного самоуправления, то и опираться должны на закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации". Взглянув на него, любой человек сразу поймет, что статус депутата здесь сформулирован четко, а наличие представительного органа (Совет депутатов) названо обязательным. Что же касается других органов - выборных или назначаемых и других должностных лиц (также выборных или назначенных) - они имеют право на существование только в случае, если они прописаны в Уставе муниципального образования. На сегодняшний день в Хакасии нет ни од-ного устава, а значит, правовой базы для избрания глав муниципальных образований то-же нет!

- А как же, по-вашему, должны выглядеть предстоящие выборы?

- Не по-моему, а по закону выборы должны выглядеть следующим образом.

Избранные депутаты формируют представительные органы власти. После чего они разрабатывают, принимают и утверждают Устав муниципального образования, в ко-тором указывают должность главы и организационную форму его аппарата. Только после этого депутаты назначают дату выборов главы, имя которого, соответственно, и выявля-ется всенародным голосованием.

- Евгений Львович, но тут сплошная казуистика получается. И депутатов, и глав все равно придется избирать. Поэтому какая разница - изберут их в один день или с раз-ницей в месяц? Тем более, что одновременные выборы гораздо дешевле.

- Разница заключается не в деньгах и не в сроках. Она заключается в принципах формирования органов местного самоуправления, заметьте - "само! управления!". То есть самостоятельность во всем, в том числе и в организации своей жизни. Чтобы более четко понять это, давайте обратимся к прописным истинам. На современном этапе публичная власть России состоит из трех уровней - федеральная, региональная и муниципальная. В свою очередь, федеральная - или государственная - власть строится по принципу разделения - на законодательную, представительную и судебную. Муниципальная же власть в плане форм ее организаций, в соответствии с Конституцией России, определяется насе-лением самостоятельно. Нигде не сказано, что люди должны или могут делегировать свои права тем же депутатам. Нет, в главном документе страны сказано: народ должен решать сам.

И по логике вещей законодатель любого региона, а в нашем случае - Верховный Совет Хакасии, должен иметь закон, должен иметь механизм реализации данных прав. А с чем мы сталкиваемся на деле? С грубым их попиранием.

Я не стану перечислять все пункты, по которым наш закон "О местном самоуправлении в Республике Хакасия" вступает в противоречие с федеральным - их слишком много. Главное заключается в том, что он указывает, какое должностное лицо, какие органы и каким образом будут руководить муниципальным образованием. В то время, как ответы на эти вопросы должен дать народ, а его воля должна быть отражена в Уставе Муниципального образования.

- Другими словами, вы боретесь за права народа. Никаких личных выгод с того не имеете и готовы идти до конца?

- Именно так. Я в главы не выдвигаюсь, и, единственное, уповаю на то, что победят не деньги, а достойные люди. Что касается моей позиции, то я буду бороться за отмену выборов глав муниципальных образований до 12 часов ночи 7 декабря.

- Говорят, вы и так уже сделали много, чтобы сорвать выборы?

- Да, сделал. Но не подпольно, а вполне официально. Свою позицию мне пришлось излагать и в Правительстве, и в Верховном Совете, и в прокуратуре Хакасии. При-чем, как в устной, так и в письменной форме. К сожалению, наши руководители не сочли это серьезным. И ссылаясь на то, что закон о местном самоуправлении уже есть и он дей-ствует, никаких шагов по приведению его в соответствие с конституцией и федеральным законодательством не предприняли. Что оставалось делать в данной ситуации?

От имени Аскизского районного Совета депутатов 21 марта 2002 года я обратился с заявлением в Верховный Суд Республики Хакасия о признании недействительными и не подлежащими исполнению ряда статей закона "О местном самоуправлении в РХ", противоречащих федеральному законодательству.

8 мая 2002 года Верховный суд это заявление в полной мере удовлетворил. После чего Верховный Совет Хакасии обратился с кассационной жалобой в Верховный суд России. Дело было рассмотрено, и 17 сентября 2002 года Верховный суд Рос-сии оставил жалобу без удовлетворения, а решение хакасского суда оставил в силе.

- Спрашивается, что вам еще надо? Неужели победа в таких инстанциях не успокоила вашу гражданскую совесть?

- Успокоить ее может не решение суда, а его исполнение. Да, Верховный Совет Хакасии не мог пойти против судебного решения и внес в закон о местном самоуправле-нии коррективы. Но... ситуацию они существенно не изменили. Да, в нем появились слова, что население самостоятельно определяет организационное устройство своей власти. Но тут же в дальнейших статьях снова идет детальная расстановка, кто будет руководить муниципальным образованием, как и посредством чего...

Ну и где же здесь самостоятельность? Где воля населения? Где устав?

- Евгений Львович, ну а вы-то сами что предполагаете? Ведь уставов все равно ни у кого нет, и как теперь быть?

- Вопрос правильный, но страшно запоздалый. Нашему Верховному Совету еще семь лет назад следовало поступить так, как это сделало большинство регионов России. А именно: провести референдумы на уровне районов, в ходе которых выяснить не только вопрос об объединении в муниципальное образование, но и его административное устройство. Тогда бы выборы депутатов были назначены не в соответствии с Уставом, а в соответствии с референдумом. После чего, согласно воле народа, депутаты могли назна-чить выборы глав. Причем в этой связи имелся весьма показательный прецедент.

В одном из районов Ленинградской области в ходе референдума люди высказались за всенародное избрание главы. Депутаты же постановили избирать главу на сессии из своей среды. В ходе развившегося скандала суд однозначно встал на сторону людей. Так как мнение и волеизъявление народа превыше всего.

- Ладно, бог с ними, что было - то было. Давайте все же привяжем ситуацию к нашему времени и нашей местности.

- Хорошо. Но только сделаем это с учетом того, что 3 октября 2002 года я, как гражданин (не как председатель райсовета) обратился в Верховный суд Хакасии за защитой своих прав. В своем заявлении я указал, что постановление Верховного Совета о назначении даты выборов глав муниципальных образований является незаконным и потому оно должно быть отменено.

Вот теперь давайте рассматривать ситуацию с той позиции, что выборы глав отменили. Что делать?

В первую очередь, следует одновременно с выборами депутатов провести референдум. И в ходе него задать людям три вопроса: а) какова должна быть организационная модель муниципального образования; б) наименование руководящего органа; в) кто будет принимать устав - депутаты с учетом мнения населения или само население путем всенародного голосования.

После чего надо будет в самые сжатые сроки разработать и принять уставы и в соответствии с ними назначать дату выборов глав. Не позднее февраля-марта 2003 года. Конечно, все это надо было делать раньше.

И мы выходили на рабочую комиссию по реформированию местного самоуправления Хакасии с предложением провести референдум в мае, выборы депутатов в октябре. И если бы тогда к нам прислушались, то сейчас проблем бы не знали.

- Обоснуйте, почему именно эти три вопроса должны быть заданы населению.

- Первый вопрос связан с тем, что на сегодняшний день в России имеется десять организационных моделей местного самоуправления. И люди вправе выбирать любую из них. Возьмем для примера Свердловскую область, где, скажем, в Серовском районе глава муниципального образования избирается из числа депутатов. Он является высшим долж-ностным лицом, совмещающим должности и главы, и председателя совета депутатов. Для текущего руководства аппаратом совета у него имеется заместитель.

В другом же районе, Ревдинском, главой муниципального образования является председатель совета депутатов. А руководителем исполнительной власти является наемный работник (менеджер), который прошел на должность по конкурсу.

Есть здесь и третий вариант. Так, в муниципальном образовании поселок Свободный, главу избирают депутаты, но не из своего числа, а кого-то со стороны. Как видите - одна территория и три модели муниципальной власти.

Теперь о наименовании органа власти. Здесь также ограничений нет. Можно назваться администрацией, думой, управой, конторой, да чем угодно. Существовала же ко-гда-то в Аскизе Сагайская инородческая дума. Почему же сейчас не вспомнить о своих корнях.

Что касается устава, то вопрос, кто его будет принимать, совершенно не праздный. Пусть народ решит сам, доверяет он депутатам или нет. Чтобы потом не было разговоров - "под себя устав сделали".

- Все это хорошо, красиво, но, как мне кажется, влечет за собой кучу проблем.

- Проблемы будут в любом случае. Даже если выборы состоятся и глав изберут, они тут же столкнутся с вопросом - как зарегистрировать свое муниципальное образование в качестве юридического лица. С 1 июля 2002 года эта функция возложена на органы налоговой инспекции. И при отсутствии устава их там просто не примут.

Еще "веселее" будет, если выборы отменят после избрания глав. Люди уже потратили силы, нервы, деньги, и вдруг выяснится, что все напрасно.

А виной всему - некомпетентность наших законодателей, их нежелание видеть собственные недостатки. Между тем, на повестку дня встанет вопрос: кто возместит участникам выборов их затраты? Так что будет лучше для всех избежать подобных катак-лизмов. А для этого надо элементарно соблюсти действующие федеральные законы и Конституцию России.

- Евгений Львович, волей-неволей все равно напрашивается вопрос: а зачем вам все это надо?

- Я один из тех, кто стремится приблизить Россию к статусу действительно правового государства. Я один из тех, кто не считает народ "быдлом". Коли мы, представители власти, хотим, чтобы люди нас уважали, мы сами их должны уважать. Федеральный за-он "О местном самоуправлении" запрещает иметь в региональных законах положения, которые ущемляют права населения и противоречат статьям Конституции. А Хакасия сейчас пошла как раз по этому пути.

ГАЗЕТА "САЯНСКАЯ ЗАРЯ", 18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Общественно-политическая газета Бейского района, выходит три раза в неделю, формат - 4А3, тираж - 1300 экз.)

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

Сегодня, 17 октября заканчивается срок выдвижения кандидатов на должность главы администрации муниципального образования Бейский район. Выдвигать кандидатов на эту должность имеют право избирательные объединения, блоки, политические партии и можно выдвинуться самовыдвижением и до 17 октября включительно известить об этом территориальную избирательную комиссию. На день написания информации, 15 октября, поступило извещение о выдвижении только от КПРФ. Они выдвинули Заярко В.Н., ныне действующего главу администрации Бейского района. Других заявлений больше не было.

Районная организация КПРФ проявила инициативу и по выдвижению кандидатов в депутаты районного Совета. В списке на выдвижение значатся: Устяхина Н.М. по Бу-деновке; Животов А.И. по Новоенисейке; Чебодаева В.В. по Куйбышево, Маурер В.В. по Кирбе; Борисов A.M. по Бее; Попова Г.С. по Сабинке; Сагалаков И.Ф. по Бондарево. Срок выдвижения кандидатов в депутаты районного Совета до 26 октября включительно. Как отмечают члены районной избирательной комиссии, в эту избирательную кампанию наблюдается низкая активность населения, политических партий и блоков по выдвижению и участию в выборах как главы администрации, так и депутатов представительного органа местного самоуправления. Видимо еще не все понимают, что теперь депутатов в бывших муниципальных образованиях (сельсоветах) не будет, а территории будут представлены лишь депутатами районного Совета. Одним словом, статус их повышается, а значит и ответственность тоже. Поэтому в представительный орган районной власти надо предлагать и избирать толковых, компетентных людей, болеющих душой за интересы людей и своих территорий. Пока же инициативу проявили только представители КПРФ. Время еще есть и, наверное, появятся и другие кандидаты, но следует поторопиться. После обозначенных дат выдвижения прекратятся, и начнется сбор подписей избирателей и регистрация кандидатов.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "РАТНИКИ ОТЧЕСТВА", 17 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Общественно-политическая газета, издается при содействии ОАО "МИБИЭКС", выходит еженедельно в пятницу, формат 8A3, тираж -4000экз.)

Генеральному директору ОАО "Мибиэкс", депутату Верховного Совета Республики Хакасия Котельникову В. П.

Первому заместителю генерального директора ОАО "Мибиэкс", депутату Верховного Совета Республики Хакасия Котельникову А. В.

ОБРАЩЕНИЕ жителей поселка Усть-Абакан по оказанию помощи в обеспечении поселка теплом, горячим и холодным водоснабжением

Уважаемые Виктор Павлович и Алексей Викторович!

На протяжении ряда лет администрации Усть-Абаканского района и поселка Усть-Абакан в лице глав администраций Лузанова Н. П. и Панина В. Н. преступно-халатно относятся к обеспечению жителей поселка теплом, горячим водоснабжением, холодной водой. На наши обращения на постоянных сходах жителей поселка к главам администраций мы слышим от них одни обещания, а проблемы остаются и не решаются. И мы до сих пор не можем понять: куда тратятся бюджетные средства, сборы за коммунальные услуги, которые мы сдаем и т. д.

Мы видим, что администрации района и поселка, возглавляемые Лузановым и Паниным, не подготовили поселок к зиме, что ведет к очень серьезным последствиям: болеют дети, пенсионеры, в квартирах холодно, сыро, в подвалах все течет, хлам, тепловой контур не утеплен, краны неисправны, трубы прогнившие. Убедительно просим вас срочно вмешаться в данный вопрос по оказанию нам помощи и не дать замерзнуть нам и нашим детям, создать бригаду по ремонту подвальных разводок, систем отопления в домах

. Нам надоело слышать от главы администрации района одни обещания и постоянно одно и то же выражение "дорогие земляки", так как мы не понимаем, кого он имеет в виду под этим словом. Надеемся на вашу помощь.

С уважением к вам Т. Гордеева, В. Домбровский, В. Евтушенко.

Всего 42 подписи

МАСТЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВИСТА

Старожилы говорят, что существовал когда-то такой вид эстрадного искусства - художественный свист, но постепенно канул в Лету. А выражение осталось. Да и мастера остались, только применяют свои способности уже не на эстраде, а в реальной жизни.

К примеру, в поселке Усть-Абакан некоторые представители поселковой и район-ной администрации уже два года очень художественно объясняют населению, что тепла в их квартирах нет исключительно по той причине, что ОАО "Мибиэкс" ни за какие ков-рижки не желает подавать тепло и горячую воду.

А уж они-то, местные начальники, чего только не предлагали руководству предприятия, какие только коврижки не сулили - даже, не к ночи будь помянуто, пресловутую "реструктуризацию". Ну и словечко, скажу я вам - сразу и не выговоришь. Нет, чтобы сказать просто и понятно - хотели они, чтобы завод забыл про существующие долги, да и все тут.

Однако руководство завода каким-то несговорчивым оказалось - налоги поминало, которые надо платить, опять же зарплату рабочим выдавать, уголь покупать для котельной и т.д. А пуще всего сетовало руководство "Мибиэкса" на то, что половина тепла и горячей воды просто не доходит до потребителей - теряется по дороге из-за нерадивости местных начальников, которые все никак не удосужатся трубы залатать. А платить за эти потери никто не желает, так что все затраты ложатся опять же на "Мибиэкс". А это явная несправедливость.

Вот так дожили и до октября нынешнего года, до расширенной коллегии мини-стерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, на которой обсуждались вопросы подготовки к зиме. Присутствовали на этой коллегии в основном главы администраций или, на худой конец, их заместители.

Однако ни глава администрации Усть-Абаканского района Николай Лузанов, ни глава муниципального образования поселка Усть-Абакан Виталий Панин коллегию эту своим вниманием не почтили. Вместо себя на коллегию отрядили очередного начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации района Валерия Когаленка. Вот он-то и продемонстрировал там в полной мере художествен-ный свист на тему о том, как хорошо подготовлен к зиме поселок Усть-Абакан и, в частности, гидролизный микрорайон.

День спустя акционеры ОАО "Мибиэкс" на своем собрании обсудили ситуацию и решили, что отапливать поселок, несмотря на имеющиеся долги, все-таки надо. Тепло и горячую воду завод дал. Вот тут-то все последствия чиновничьего художественного сви-ста и проявились. Сразу выяснилось, что вода свищет сквозь все дыры и ежечасно ее теряется почти 80 кубометров.

Ну не совсем теряется, а образует бассейны в подвалах многоэтажных домов. Зато до жильцов не доходит. Местные коммунальщики тонут и стонут, справиться не могут. Стонут и жители - вода-то есть, а тепла нет. Пришлось руководству завода посылать для ремонта всяких там труб и задвижек свою бригаду. Заводчане, конечно, справятся, не впервой.

А знаете, что самое интересное в этой истории? Не исключено, что местные птицы-говоруны высокого полета запишут все заслуги по началу отопительного сезона в гидролизном микрорайоне на свой счет. Они, мол, боролись за народное счастье в виде тепла и горячей воды в квартирах, и доборолись.

А что поделаешь, если мастера художественного свиста давно уже применяют свои способности не на эстраде, а в жизни?

Геннадий ЛЕБЕДЕВ

ГАЗЕТА "ЧЕРНОГОРСК", 18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Городская массовая газета, выходит три раза в неделю, формат 8А3, тираж - 4100 экз.)

А с выборами полная неясность

И месяц их проведения в городах Хакасии по-прежнему неясен. При этом, в республиканском правительстве говорят о том, что Лебедь - за март 2003.

Не исключено, что позиция эта диктуется возможностью выдвижения самого Алексея Ивановича на третий срок, который может стать вторым. Здесь никакой описки и путаницы.

В ходе заканчивающейся переписи может быть выявлено, что при голосовании за председателя правительства в минувшие выборы избирательная база была все же занижена. Это может стать основанием для отмены итогов выборов и назначении новых - на март.

При этом у автора есть основания предполагать, что в случае аннулирования ито-гов предыдущих выборов свою скрипку попытается сыграть Верховный Совет, который в угоду ряда заинтересованных лиц может вспомнить о поправке Сергея Сартыкова, которая наделяет законодателей правом на период безвременья своим решением назначить исполняющего обязанности главы республики.

При всем при том, что в свое время поправка эта была отклонена. Это, так сказать, основная версия. В то же время есть разночтения о сроках проведения выборов и у депутатов Абаканского городского Совета.

Часть их склоняется к мысли не затягивать переизбрания мэра и провести выборы в марте 2003 года. Неопределенность и в стане черногорцев.

При этом главной определяющей станут все же итоги переписи. Если окажется, что избирательная база была все же занижена - выборам председателя все же быть, и именно в марте. Здесь главное успеть отменить итоги предыдущих выборов до того, как сроки правления главы не достигли двух лет.

В то же время выборы главы правительства не обязательно должны совпадать с выборами мэрскими. Хотя...

О том, что Лебедь за март, говорит и его, в частности, благожелательный отзыв о нашем Олеге Пустошилове во время Интернет-конференции. Как отмечают наблюдатели, сама оценка отчасти носит характер предвыборной агитации.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "ВЗГЛЯД", 17 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Рекламно-информационное издание, выходит еженедельно в четверг, формат - 28А3, тираж - 17000экз.)

На каждый район Хакасии приходится 4,37 кандидата

В начале декабря в Хакасии пройдут выборы глав районных администраций и депутатов представительных органов местного самоуправления.

На момент подписания этого номера желающих возглавить районы оказалось 35 человек. А желающих стать депутатами райсоветов - 68 человек.

Странно, что "лакомым куском" оказался самый проблемный район Хакасии - Орджоникидзе веки и. Там о своих претензиях на "престол" заявили аж девять претендентов. Шесть человек желают править Ширинским районом. По пять заявлений поступило из Аскиза и Бограда. "Великолепная четверка" прорезалась в Усть-Абаканском рай-оне. Самые "непопулярные" - Бейский,Таштыпский и Алтайский районы, где на главный пост пока претендуют всего по два человека.

В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ ОСНОВНЫЕ КАНДИДАТЫ

По информации Председателя Избирательной комиссии Республики Хакасия Ирины Смолиной, 17 октября завершился прием уведомлений от граждан, желающих принять участие в качестве кандидатов в выборах глав администраций в районных муни-ципальных образованиях.

На сегодняшний день в Избирательной комиссии Республики Хакасия документально зафиксировано выдвижение 56 кандидатов. Среди них семеро - действующие главы районов республики: Владимир Ахпашев (Аскизский р-он), Михаил Богданов (Алтайский район), Ольга Терехина (Боградский р-он), Виктор Заярко (Бейский р-он), Анатолий Макарчук (Ширинский р-он), Николай Лузанов (Усть-Абаканский р-он) и Татьяна Туледова (Орджоникидзевский р-он). Все они были избраны в марте 1999 года.

В Аскизском, Алтайском и Таштыпском районах в борьбу за пост главы администрации включились и действующие заместители руководителей районных администраций.

Активное участие в выдвижении своих кандидатов на должности глав принимают и правоохранительные органы районов. В настоящий момент начальники районных отделов внутренних дел Василий Рогаткин и Василий Чепчигашев намерены участвовать в выборах в Орджоникидзевском и Аскизском районах. Начальник милиции общественной безопасности Сергей Анцупов выдвинул свою кандидатуру на должность главы администрации Боградского района.

О своем желании сменить депутатский мандат на удостоверение Главы админист-рации заявили сразу несколько депутатов Верховного Совета Республики Хакасия - Григорий Савочкин в Ширинском районе, Алексей Котельников в Усть-Абаканском рай-оне, Абрек Челтыгмашев в Аскизском районе, Анатолий Гурков в Алтайском районе, Алексаандр Исаков в Таштыпском районе.

В списке кандидатов - руководители крупных предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного комплекса, главы поселковых и сельских Советов, организаций бюджетной сферы, журналисты, пенсионеры и предпри-ниматели.

В настоящий момент о своей активной позиции на предстоящих выборах заявили региональные отделение общероссийских партий - "Единая Россия" - 5 кандидатов; Коммунистическая партия РФ - 6 кандидатов; Народная партия России - 2 кандида-та. Как показывают данные, коммунисты инициировали выдвижение большинства действующих глав районных администраций, единороссы поддержали ряд действующих глав и инициировали выдвижение в территориях республики новых лидеров. Большинство же заявленных кандидатов воспользовались правом самовыдвижения.

Сегодня же, по информации Ирины Смолиной, состоится очередное заседание Из-бирательной комиссии Республики Хакасии, на котором будут рассмотрены вопросы о дальнейших мерах по организации первых выборов в органы местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях районов Хакасии.

НОВОСТИ, 18 ОКТЯБРЯ 2002Г.

(лента новостей информационного агентства "Агентство деловой информа-ции").

Совет ветеранов Республики Хакасия определился в своих политических предпочтениях по кандидатурам глав новых муниципальных образований

Совет ветеранов Республики Хакасия определился в своих политических предпоч-тениях по кандидатурам глав новых муниципальных образований. Как сообщил Агентству деловой информации председатель Совета, в шести районах ветераны будут поддер-живать кандидатуры действующих глав. Исключение составляют Усть-Абаканский и Ширинский районы. В первом из них ветераны будут поддерживать кандидатуру Алек-сея Котельникова, а по второму - окончательное решение еще не принято.

Первый предвыборный инцидент

Народная партия подает иск на председателя Территориальной избирательной комиссии Алтайского района. Утверждается, что указанное лицо незаконно отказалось принять документы кандидата на пост главы района г-жи Войновой, которая была вы-двинута Народной партией. Об этом АДИ заявил представитель партии. По его словам о произошедшем инциденте поставлена в известность председатель Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Ставки налога с владельцев транспортных средств (физических лиц) в Республике Хакасия чрезмерно завышены

Прокуратура опротестовала десятое приложение к закону Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год". Этим приложением установлен размер налога с владельцев транспортных средств на 2002 год. В протесте надзорный орган указал, что определением конституционного суда России (от 10.04.2002 г. № 104-О) признан недействительным п.5 закона России "О дорожных фондах РФ" в части, разрешающей субъектам РФ увеличивать ставки налога на транспортные средства фи-зических лиц сверх установленных в указанном федеральном законе.

Ставки транспортного налога, установленные в законе о бюджете Хакасии в два - в три раза выше ставок, установленных федеральным законом. Прокуратура заявляет, что эти ставки установлены незаконно и должны быть отменены. При этом требования о возврате денежных средств физическим лицам в документе не содержится. Население может получить незаконно взысканные средства через суд.