Нужно сохранить "окно в Китай", прорубленное Петром I на Иртыше: горно-алтайская пресса о строительстве газопровода "Алтай" из Сибири в КНР
Обзор прессы Республики Алтай за 27-31 марта
Надо следовать примеру Петра Первого и строить газопровод в Китай вдоль Иртыша через Казахстан. Бывший глава республики вспоминает, как говорил
Газета "Листок" 29 марта пишет, что недавно провела опрос своих читателей на тему отношения к возможному строительству газопровода по территории Республики Алтай в Китай. Как сообщало ИА REGNUM, 21 марта во время визита в Китай президент России Владимир Путин заявил о намерении российских властей в ближайшее время построить два газопровода в Китай из Сибири. По словам президента, возможно создание новой трубопроводной системы с условным называнием "Алтай" через западную границу РФ и КНР. Как заявил президент, Россия будет поставлять в Китай 60-80 млрд. кубических метров газа в год. При этом "Листок" предположил, что одновременно со строительством газопровода будет строиться и прямая автодорога на Китай. В опросе приняли участие 117 человек, 77 из которых - 65,8% - высказались против строительства газопровода. "При этом следует отметить, что 16 человек [из высказавшихся против - ИА REGNUM] заметили, что строительство только газопровода, без строительства дороги, их бы устроило. В первую очередь эти опрошенные опасаются экспансии китайцев. Вот их характерные высказывания: "В Китае большая плотность населения, они постараются заполонить всю республику и близлежащие территории", "Наш край экологически чистый и вообще коренные жители нашей республики против этого проекта". 36 опрошенных (30,8%) положительно отнеслись к данному проекту. "Лучшего варианта для развития республики, чем строительство газопровода и прямой дороги на Китай быть не может, поэтому решение Путина надо поддерживать и всячески способствовать ему", - говорит один из сторонников проекта. 4 опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, поскольку плохо информированы о предмете опроса".
Газета "Постскриптум" 30 марта опубликовала статью редактора Николая Витовцева, посвященную проблемам российско-китайских и российско-казахстанских отношений в свете предполагаемого строительства газопровода из Западной Сибири в Китай. Автор напоминает, что, обсуждая тему транспортных коридоров на Китай, нельзя забывать дорогу вдоль Иртыша - ту самую дорогу, которую пробил в свое время Петр Первый. Именно при Петре вдоль диких берегов Иртыша пошли из России в Китай и обратно первые торговые караваны. Кому невыгодна в наши дни дорога на Китай через Усть-Каменогорск и Чугучак? Ответ очевиден: американцам и их союзникам. Они мечтают о том, чтобы окончательно вывести бывший Рудный Алтай из зоны влияния России. Но в Астане понимают, что наше присутствие в этом регионе необходимо - прежде всего как сдерживающий фактор перед лицом растущей экспансией со стороны Китая. Если казахстанская сторона заявляют о политическом дрейфе в сторону России, то эти слова должны подкрепляться реальными делами. Что значит экономическая интеграция в условиях Рудного Алтая после недавних заявлений президента Путина в Пекине о строительстве газопровода с условным названием "Алтай"? Мы должны понимать, наверное, что "условное название" для газопровода, который должен пройти по Алтаю, таит в себе геополитический смысл. Страной руководят питерские - выходцы из "северной столицы", построенной Петром Первым одновременно с крепостями на Иртыше и в устье Катуни. У нынешних питерских, надо полагать, достанет политической воли к тому, чтобы завершить начатое Петром Первым и сохранить "окно в Китай", прорубленное на Иртыше. Маршрут газопровода может пройти через Барнаул - Усть-Каменогорск - Чугучак - Урумчи. Кто сказал, что его нужно задирать до высот перевала Канас (перевал на участке российско-китайской границы в Республике Алтай - прим. ИА REGNUM)? Идеальный маршрут для транспортировки газа - вдоль Иртыша. Если, конечно, российские власти способны вспомнить о том, что нам завещал царь Петр".
В номере "Листка" от 29 марта бывший в 1998-2001 годах главой Республики Алтай Семен Зубакин предпринял экскурс в историю строительства дороги и газопровода через плато Укок (высокогорное плато, по границам которого проходят государственные границы Китая, России, Монголии, Казахстана - прим. ИА REGNUM). "Авторами идеи строительства дороги на Китай через перевал Канас являются Алексей Ялбаков и
"Игорь Яимов не считает себя "бывшим" спикером" - под таким заголовком 30 марта "Постскриптум" опубликовал интервью со спикером Госсобрания Республики Алтай 3-го созыва. Как уже сообщало ИА REGNUM, на выборах 12 марта Яимов не смог одержать победу в одномандатном округе, заняв второе место по итогам голосования. "Итоги выборов были предсказуемы, - сказал Игорь Яимов в интервью "Постскриптуму". - Никакое вмешательство федеральных структур либо республиканского правительства не могло бы повлиять на эти итоги. Почему "партия власти" у нас в республике не смогла получить тот результат, на который нацеливали наших активистов лидеры партии? (В Горном Алтае "Единая Россия" по партийным спискам получила 27,2% голосов избирателей - это самый низкий результат по регионам, в которых выборы в заксобрания состоялись 12 марта. - прим. ИА REGNUM) Я думаю, это произошло по той причине, что в руководстве региональным отделением партии не сделали своевременных выводов из того, что происходило. При этом у нас, в отличие от многих других регионов, достаточно стабильная ситуация, и уровень доверия к власти очень высок. По моим расчетам, около 60% наших избирателей выдают каждый раз на выборах кредит этого доверия. Взять хотя бы выборы в Думу 2003 года. За аграриев у нас проголосовало 31% избирателей, за "единороссов" - 29%. Остальные 40% - протестный электорат. Это же мы увидели и на последних выборах: Партия жизни, АПР и "Единая Россия" в сумме набрали те же 60%, но, правда, из них 10% "разбежались по другим партиям - таким, как "Народная воля", "Свободная Россия". Руководство "Единой России" не сумело выступить в качестве объединяющего центра, и на этом фоне успех Партии жизни выглядит впечатляюще". Говоря о вопросах, которые предстоит решить алтайскому парламенту нового созыва, Игорь Яимов подчеркнул: "В первую очередь нужно заняться программой социально-экономического развития республики на период полномочий нового главы республики. В чем была причина основная причина наших разногласий с правительством
Газета "Звезда Алтая" 28 марта опубликовала интервью с президентом горно-алтайского клуба "Ротари" Верой Вдовиной. Рассказывая о деятельности клуба, Вдовина вспомнила события 2-3 года, когда осенью на территории Горного Алтая произошло несколько сильных землетрясений. "Мы обратились за помощью к российской части округа с просьбой оказать посильную помощь. Откликнулись многие ротарианцы: от Елизово до Камчатки и Омска. Были присланы вещи и деньги, которые мы доставили в село Бельтир, наиболее пострадавшее от землетрясения. В сентябре 2005 года был реализован грант по приобретению компьютерного класса для детей-инвалидов Майминского района на $ 6 500, из них $ 1 500 - вклад нашего клуба. Особые отношения у нас с горно-алтайским Домом ребенка. Первым подарком был компьютер, привезенный членами клуба от клуба-спонсора из Сиэтла. Была защищена программа, по которой получен грант на сумму $ 18 600, на которые приобретены 13-местный автомобиль "Газель" и набор реабилитационного оборудования. Помимо этого у нас ведется насыщенная внутриклубная жизнь. Мы много путешествуем по Горному Алтаю. В 2004 году в честь 100-летия "Ротари" была организована экспедиция в район Северо-Чуйского хребта к леднику Ак-Тру. Здесь представители пяти клубов поднялись на безымянную вершину высотой 3 500 метров и назвали ее Пик Ротари. В 2005 году мы совершили поход в район Белухи. Постоянно ходим в пещеры. Купаемся в Голубом озере, обливаемся на Крещение, катаемся на горных лыжах. Довольно часто ездим на премьеры в Бийский драматический театр".