"Президенты Армении и Азербайджана будут поступать так, как укажет им Запад": Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ за 17-23 марта 2006 года.
Военный вестник. Встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Стамбуле. США педалируют урегулирование конфликта? Международные организации. О войне.
Военный вестник
По сообщению азербайджанского агентства Day.Az, 16 марта подразделения армянских вооруженных сил с 01:40 до 01:45 с позиций, расположенных неподалеку от села Ашагы Аскипара Газахского района, обстреляли из автоматов и пулеметов расположенные напротив позиции азербайджанских вооруженных сил, а с 06:10 до 07:20 с позиций, расположенных на территории села Джераберт Тертерского района, - расположенные напротив азербайджанские позиции.
18 и 19 марта армянские вооруженные силы резко активизировались на Агдамском (возле села Чираглы и шоссе Агдам-Евлах) и Тертерском (возле пункта Торпаг тэпе) участках линии противостояния. Как сообщили Day.Az в пресс-службе Министерства обороны Азербайджана, армянские военные два раза предпринимали попытки захватить новые азербайджанские территории. Несмотря на то, что атаки поддерживались огнем тяжелой техники, азербайджанские воины отбросили "агрессоров" назад, на исходные позиции, сообщает агентство. Армянским военным пришлось отступить, понеся, как показал рассеявшийся туман, урон в живой силе. На поле сражения отчетливо просматривались кровавые полосы, которые остаются, когда волокут тела убитых и раненых. Отразившие наступление неприятеля азербайджанские вооруженные силы также понесли потери: двое - Гусейн Бяндялиев и Эльчин Байрамов - погибли, один солдат ранен.
Сообщения азербайджанской стороны о наступлении Армии обороны Нагорного Карабаха на Агдамском и Тертерском направлениях не соответствуют действительности. Об этом агентству PanARMENIAN.Net заявил начальник отдела информации и пропаганды Министерства обороны Нагорного Карабаха Сенор Асратян. "Это очередная дезинформация и провокация со стороны Азербайджана", - сказал он, подчеркнув, что на данном участке линии соприкосновения конфликтующих сторон режим прекращения огня никогда не нарушается. "Никто из армянских бойцов не пострадал, данные об убитых с азербайджанской стороны также лживы", - сказал Асратян.
22 марта в 17:00 подразделения армянских вооруженных сил вновь нарушили режим прекращения огня в Тертерском направлении. Как сообщил "АПА" исполняющий обязанности начальника пресс-службы Министерства обороны АР Ильгар Вердиев, армяне с позиций, расположенных в селе Чераберт Тертерского района, обстреляли расположенные напротив позиции Вооруженных сил (ВС) Азербайджана. В результате обстрела погиб военнослужащий азербайджанских Вооруженных сил Мохуров Сафар Захиль оглу. Армяне открыли огонь в момент, когда солдат находился в окопе. Мохуров от полученного ранения скончался на месте.
Руководитель пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян опроверг сообщение азербайджанской стороны о том, что 22 марта на северо-востоке линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана карабахские подразделения нарушили режим прекращения огня, в результате чего погиб азербайджанский военнослужащий. По словам Асратяна, военное командование Азербайджана очень часто приписывает чрезвычайные происшествия со смертельным исходом карабахской стороне, обвиняя ее в нарушении перемирия: "Тем самым азербайджанское командование, с одной стороны, пытается скрыть от своего народа собственный непрофессионализм, с другой - представить карабахскую сторону перед международным сообществом в качестве нарушителя режима прекращения огня. Подобная пропаганда весьма примитивна и вряд ли способна повлиять на общественное мнение". Говоря о реальной обстановке на линии соприкосновения сторон, Асратян сообщил, что по оперативным данным 19 марта в 22 часа 50 минут на северо-восточном направлении азербайджанская сторона обстреляла из автоматического оружия позиции Армии обороны НК. Карабахская сторона ответного огня не открывала. Нарушение Азербайджаном режима перемирия зафиксировано также в ночь на 21 марта, когда противник применил стрелковое оружие различного калибра, в том числе пулеметы. Перестрелка продолжалась примерно полчаса. С карабахской стороны пострадавших нет. ("Де-Факто").
Как сообщает "Арминфо", 24 марта при содействии Международного Комитета Красного Креста (МККК) армянский военнослужащий, находившийся в азербайджанском плену, был возвращен на родину. Передача состоялась на дороге между Иджеваном (Армения) и Газахом (Азербайджан). По предложению властей Армении и Азербайджана, МККК, осуществляя свою миссию нейтрального посредника, содействовал репатриации военнопленного. До возвращения пленного делегаты МККК посетили его и удостоверились в том, что он возвращается на родину по собственной воле. С начала осуществления своей миссии в зоне нагорно-карабахского конфликта в 1992 году МККК содействовал возвращению или перемещению 656 лиц. Агентство напоминает, что армянский военнослужащий Вардан С. находился в азербайджанском плену с начала февраля текущего года.
Как сообщает газета "Айкакан жаманак", австрийский эксперт Мартин Малек в издающейся в Вене аналитической газете написал, что бакинские нефтяные сооружения находятся под угрозой, поскольку расположены под прицелом ракетных установок "Skad-V", установленных на территории Нагорного Карабаха. По словам австрийского эксперта, ракетные комплексы переданы Армении Россией в 1993 году. "Если в зоне конфликта возобновятся военные действия, то не исключено, что армянская сторона выпустит эти ракеты", - написал Мартин Малек.
На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил заместитель министра обороны Армении генерал-лейтенант Артур Агабекян.
"Как вы расцениваете ситуацию на армяно-азербайджанской границе? В последние дни нарушений режима прекращения огня вроде бы не было...
Выстрелы на передовой были обусловлены тем, что во время смены нарядов или проведения инженерно-технических работ противник активизируется. В подобных случаях открываемый азербайджанской стороной огонь бывает направленным, хотя бывают и просто выстрелы - чтобы напомнить о себе. Министр обороны Серж Саркисян предложил, чтобы наблюдатели почаще проводили мониторинги на передовой - в таком случае возможно будет объективно оценить, какая из сторон нарушает режим прекращения огня.
Азербайджанские СМИ распространили информацию о том, что Армения отправила в Карабах большое количество оружия и боеприпасов...
Это не верно, и подобной задачи у нас нет. Вооруженные силы и в НКР, и в Армении несут свою постоянную службу. На передовой осуществляется защита границ, остальные воинские части заняты осуществлением обычной воинской подготовки.
Тем не менее, насколько вы, как боевой офицер, считаете вероятным возобновление войны?
Я не могу ответить на такой вопрос. Мы всегда должны быть готовы ответить на любую провокацию или военное действие. Главной гарантией защиты нашего мира является наша постоянная готовность.
Проводится ли в Армении учет запасников и предусмотрены ли трехмесячные сборы?
Могу повторить то, что сказал министр обороны: в наших программах боевой подготовки в ближайшее время нет необходимости даже в учебных сборах. Это провокационный слух, который распространяется с целью создания напряженности в обществе. А трехмесячные сборы начиная с мая 1994 года, после установления режима прекращения огня, в Армении не проводятся". ("Айоц Ашхар").
Встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Стамбуле
"Сопредседатели Минской группы ОБСЕ считают желательным достижение в этом году мирного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту в любом его варианте. Однако достижение этого соглашения в конечном итоге зависит от сторон конфликта", - заявил американский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Стивен Манн в интервью радиостанции "Свобода". По словам Манна, время работает против всех: "В 2006 году стороны должны прийти к соглашению. Мы должны завершить в этом году начатую нами важную работу, чтобы чего-то достичь". Стивен Манн отверг обвинения в том, что Минская группа - это неудачный формат для ведения переговоров. "ОБСЕ - это самый верный формат для урегулирования конфликта мирным путем. Урегулирование конфликта зависит не от посредников, а от самих сторон конфликта", - подчеркнул американский дипломат.
Как сообщает газета "Азг", 20 марта в Стамбуле встретились сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков (Россия), Стивен Манн (США) и Бернар Фасье (Франция). В повестке дня очередной совещательной встречи сопредседателей - нынешнее состояние переговоров по вопросу Нагорного Карабаха и, в частности, в каком конкретно направлении и как должны продолжаться встречи между президентами Армении и Азербайджана Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым после неудавшейся встречи в Рамбуйе.
По сообщению ИА REGNUM, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта не комментируют представителям СМИ содержание своих переговоров в Стамбуле 20 марта. По словам заведующего отделом международных отношений администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова, главная цель встречи сопредседателей МГ ОБСЕ - создание условий для продолжения переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией. По его мнению, если рассматривать стамбульскую встречу в этом ракурсе, то становится очевидным, что она носила рабочий характер. Что же касается степени ее успешности, то журналисты могут судить об этом по дате ближайшей встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении.
После встречи в Стамбуле 20 марта сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта еще не уведомили о своих предстоящих шагах, заявил в беседе с журналистами министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, есть два варианта: либо сопредседатели сами посетят регион, либо они организуют встречу глав МИД Армении и Азербайджана. Осканян также отметил, что Армения многое сделала со своей стороны для содействия мирному урегулированию конфликта - "сейчас мы ожидаем соответствующих шагов со стороны Баку". При этом глава армянского МИД отметил, что возможности урегулирования конфликта в 2006 году, как это неоднократно заявлялось на самых различных уровнях, несколько уменьшились. ("Еркир").
Лосанжелесская газета "Жаманак" считает, что для осуществления нынешнего этапа своей стратегии США в качестве отправной и базовой точки выбрали Стамбул и в ближайшее время, в рамках международных политических событий, название этого города будет встречаться все чаще. Примером тому, считает газета, - встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ, итоги которой "не заставят себя ждать".
Как сообщает бакинская газета "Новое время", генеральный консул Азербайджана в Стамбуле Ибрагим Набиоглу сообщил, что переговоры шли за закрытыми дверями, даже место встречи было засекречено. Отмечая справедливость "закрытости" обсуждения, газета тем не менее озадачена "сверхзасекреченностью места проведения встречи". Впервые за все время поиска мирных путей урегулирования карабахского конфликта сопредседатели, сочтя себя особо важными персонами, решили скрыться от назойливых представителей прессы и неправительственных организаций (НПО), а также от телекамер, диктофонов и прочей явной и тайной техники по прослушиванию, наблюдению и сбору информации, пишет бакинское издание. Комментируя сообщение руководителя аппарата президента АР Новруза Мамедова о том, что "главная цель встречи сопредседателей МГ ОБСЕ - создание условий для продолжения переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией", газета пишет: "Уму непостижимо: 12 лет опытные дипломаты, по совместительству являющиеся взрослыми людьми, никак не могут создать условия для продолжения переговоров! Каких же таких условий требуют официальные представители сторон для продолжения переговоров? Размещения в десятизвездочном отеле с бассейном? С десяток массажисток в номерах с золотыми унитазами и платиновыми зубочистками? Или их не устраивает меню обеда, еле умещающееся на жестком компьютерном диске?.."
Лосанжелесская газета "Жаманак" считает, что стамбульская встреча примечательна тем, что состоялась после визита помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниела Фрида в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. При этом, пишет газета, Фрид не скрывал основных целей своего визита - вопросы Карабаха и Ирана, и очевидно, что вопросы эти взаимосвязаны. Однако особо интересно то, что последним пунктом регионального вояжа Фрида явилась Турция, где американский дипломат провел довольно длительные переговоры, концентрируясь на проблеме Нагорного Карабаха и армяно-турецких отношениях в целом, пишет издание. Газета считает, что установление в Грузии власти Михаила Саакашвили и вывод из этой страны российских войск сделали главным вопросом Южного Кавказа армяно-азербайджанские отношения, состоянием которых обусловлена нынешняя геополитическая расстановка в регионе. То есть "решение Вашингтона всерьез заняться карабахской проблемой имеет целью создание совершенно новой ситуации". Создание нового status quo, пишет газета, невозможно также без урегулирования армяно-турецких отношений - открытия границ, установления дипломатических отношений и т.д. По всей видимости, заключает газета, имеющийся пакет документов по карабахскому урегулированию включает также восстановление армяно-турецких отношений, и в этом смысле какой-либо заметный сдвиг может стать показателем определенных изменений в вопросе урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.
Бакинская газета "Эхо" пишет, что в Стамбуле "пытаются вернуть переговоры в прежнее русло".
Посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта должна быть страна, которой доверяют и Армения, и Азербайджан. Об этом 20 марта на встрече с журналистами в Москве заявил первый заместитель председателя комитета по делам СНГ Государственной Думы России Ахмед Билалов. По его словам, объективно ни Евросоюз, ни США не могут быть "бесстрастным судьей" в процессе урегулирования конфликта. "Вопрос посредника - это вопрос обеих стран. Мы не настаиваем на том, что посредником будем мы, но если Армения и Азербайджан примут такое решение, мы примем на себя эту роль", - отметил Билалов, подчеркнув, что Россия не заинтересована в вооруженном конфликте вблизи своих границ. По его мнению, вопрос выбора остается открытым. Как отметил Билалов, карабахский конфликт является обоюдоострым вопросом как для Армении, так и для Азербайджана. Подтверждением этому, в частности, Билалов назвал обеспокоенность азербайджанской стороны во время последнего визита президента России Владимира Путина в Баку. "Президент обещал, что Россия сделает все для того, чтобы этот вопрос разрешить мирным и позитивным способом, и это не просто слова", - заявил Билалов. По его мнению, в действиях по мирному урегулированию конфликта, предпринимаемых сторонами, "до этого было много личного". ("Новости-Армения").
В урегулировании нагорно-карабахского конфликта Россия заинтересована выступать в роли искреннего миротворца, а не стороны-разжигателя войны. Об этом на встрече с журналистами в Москве заявил политолог, публицист Леонид Радзиховский: "Проблема заключается в следующем: где-то Россия заинтересована в разжигании конфликтов, а где-то нет. Так вот, Россия не заинтересована в разжигании нагорно-карабахского конфликта". По его мнению, возобновление нагорно-карабахского конфликта поставит Россию в глупое положение: если Россия будет помогать Армении, то потеряет экономически сильный Азербайджан, если поддержит Азербайджан - сломает свои традиционные отношения с Арменией, осложнив одновременно отношения с сильной армянской диаспорой в России. ("Новости-Армения").
США педалируют урегулирование конфликта?
США осуществляют отдельную миссию по урегулированию карабахского конфликта. Такое мнение, сообщает агентство "АРКА", выразил секретарь оппозиционной фракции армянского парламента "Справедливость" Виктор Даллакян. По словам депутата, к такому выводу он пришел после встречи с заместителем госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниелом Фридом и американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Стивеном Манном. По словам Даллакяна, в ходе встречи американские представители прямо сказали, что отрицают возможность развязывания войны. "У них была четкая оценка, согласно которой военным путем проблему Нагорного Карабаха решить нельзя", - сказал он.
"На процесс урегулирования нагорно-карабахской проблемы воздействуют три полюса - США, Россия и Европейский союз. Причем, США, в принципе, не выгодно скорейшее решение этнических конфликтов на Южном Кавказе, поскольку они представляются своеобразной дельтой, способствующей американскому присутствию в регионе и достижению Вашингтоном различных целей", - заявил армянский политолог Игорь Мурадян на проходящей в Сочи конференции "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе", организованной фондом "Свободная Европа". По его словам, "США взяли курс на признание независимости Нагорного Карабаха, однако будут идти к этому не спеша, с предварительным определением модели легитимности данного субъекта и других сопутствующих вопросов". "Удивительно, что, приняв такое решение, Вашингтон не использовал данный рычаг в качестве влияния на внешнеполитическую ориентацию Армении. С другой стороны, принципиально констатировав факт независимости Нагорного Карабаха, американцы ставят в качестве противовеса желание и возможность участвовать во внутриполитических вопросах в Армении, влиять на чисто внутренние вопросы", - отметил политолог. В свою очередь, ЕС, по словам Мурадяна, категорически против идеи возникновения новых государств на Южном Кавказе: "Мы надеемся, что Россия в данном случае примкнет к американскому "заговору", но, по всей видимости, у России нет иного варианта, как поддержать европейское видение". По мнению Мурадяна, в России существует некое аналитическое сообщество - "консалтинг", который ни в коем случае не допустит признания Нагорного Карабаха. ("А1 плюс").
Отвечая на вопрос газеты "Аравот": "В чем, на ваш взгляд, заключалась первоочередная цель визитов в Ереван чиновников Госдепартамента США - в обсуждении ситуации, сложившейся после Рамбуйе, проблем энергетической безопасности или вопросов, касающихся демократии", член правления Армянского общенационального движения (АОД) Давид Шахназарян сказал: "Все эти три вопроса не только органично взаимосвязаны, но и являются составными частями одного общего вопроса. Я убежден, что после Рамбуйе в переговорах по мирному урегулированию карабахского конфликта начался качественно новый этап, который отличается несколькими особенностями. Во-первых, Россия, являющаяся страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ, уже не скрывает, что урегулирование нагорно-карабахской проблемы противоречит ее планам, связанным с регионом, и не вытекает из ее интересов. Для подобных утверждений более чем достаточно тех заявлений, которые сделали в Баку Иванов и Путин. Добавьте к этому ироничные оценки российской официальной прессы переговоров в Рамбуйе, а также оценки, которые российские официальные и неофициальные круги дали активности, проявленной Соединенными Штатами после этой встречи. Второй важной особенностью является то, что впервые за 14 лет проведения переговорного процесса США публично проявляют инициативу в одиночку, хотя до этих визитов официальные представители Госдепартамента США встречались с остальными сопредседателями Минской группы ОБСЕ и проинформировали их о своих планах и самостоятельных инициативах. Я высоко оцениваю усилия Соединенных Штатов. По сути, США не позволили, чтобы Кочарян и Алиев добились своей цели - прекращения переговоров и мирного процесса. США придали переговорам новый импульс, благодаря чему переговорный процесс в очередной раз не зашел в тупик. Третьей особенностью этого качественно нового этапа является то, что перспективы урегулирования нагорно-карабахского, абхазского и осетинского конфликтов рассматриваются в контексте иранского "досье". Из заявлений представителей Госдепартамента США прямо следует, что замороженное состояние неурегулированных конфликтов превращается в серьезную геополитическую угрозу для большего региона. Логика переговорного процесса в достаточной степени отличается от предыдущих этапов именно в геополитическом смысле. К сожалению, я не уверен, что власти Армении хорошо понимают и представляют такое изменение ситуации".
Влияние США в регионе дошло до такого уровня, что Вашингтон, будучи уверенным в успехе собственной инициативы, решил непосредственно заняться карабахской проблемой, пишет газета "Жаманак". Американская инициатива состоит из двух определяющих факторов: регион (в данном случае речь, в первую очередь, идет об Армении) необходимо лишить российского военного присутствия (что и происходит в случае Приднестровья, Украины, Грузии) и закрыть Южный Кавказ для Ирана, одновременно превращая его в опорный пункт для возможной иранской кампании. Причем в перспективе иранское направление не выступает на первом месте. Первичным является образование цепочки стран от Балтики до Центральной Азии, лишенных российского военно-энергетического влияния, которая станет абсолютно новой американской геополитической системой в Евразии. Эта цепочка или система стран должна иметь демократический быт, экономически должна быть связана с западными финансовыми и технологическими центрами, а с точки зрения военно-политического сотрудничества должна быть представлена в Североатлантическом альянсе. В карабахских переговорах появился также другой, сравнительно новый элемент - перспектива "южно-кавказского плана Маршалла". И здесь механизм решений региональных конфликтов нужно искать в контексте реализации новой системы на Южном Кавказе. Таким образом, в настоящее время карабахские переговоры вошли в довольно серьезный этап, в рамках которого если даже не будет принят какой-либо вариант, то ситуация в любом случае значительно изменится, считает газета.
Международные организации
"США и ОБСЕ пытаются решить нагорно-карабахский конфликт, и заявки на вовлеченность ЕС в регион вписываются в активизацию политики США", - считает политолог Агавни Караханян. Первая серьезная заявка со стороны Европейского сообщества на усиление роли в регионе была сделана в январе прошлого года в докладе Дэвида Аткинсона в ПАСЕ, считает Караханян. По ее словам, именно в усилении роли Европы в странах Южного Кавказа и состоял основной смысл доклада. "Следующий вполне логичный шаг - Европейская политика соседства, в планах которой есть урегулирование конфликтов, в частности, нагорно-карабахского. Нужно отметить, что в Индивидуальном плане партнерства НАТО (IPAP) не говорится об урегулировании конфликтов. Это, на мой взгляд, фразеология. Хотя официальная миссия НАТО на Южном Кавказе не зафиксировала урегулирование конфликтов как приоритет. Но, конечно, НАТО заинтересовано в участии в процессе", - отметила она. Агавни Караханян подчеркнула, что активизация ЕС в регионе вполне объяснима. "США и ОБСЕ пытаются решить нагорно-карабахский конфликт, и заявки на вовлеченность ЕС в регион вписываются в активизацию политики США", - сказала она. ("Еркир").
Как сообщает бакинская "525-я газета", специальный представитель Европейского союза (ЕС) по Южному Кавказу Питер Семнеби провел пресс-конференцию, посвященную итогам своего визита в Азербайджан. Отметив, что он продолжит начатую его предшественником Хейкки Талвитие работу, Семнеби сказал, что урегулирование замороженных конфликтов станет приоритетом в его деятельности. По мнению Семнеби, ЕС может участвовать в процессе урегулирования конфликтов, направляя в регион наблюдательные миссии, миротворческие силы и восстанавливая инфраструктуры региона: "Штаб-квартира Талвитие находилась в Финляндии, а моя будет находиться в Брюсселе - рядом со структурами ЕС. Это даст возможность уделить большее внимание проблемам Южного Кавказа". Отвечая на вопросы журналистов, Семнеби отметил, что в этом году пока еще сохраняется шанс для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта: "Основной задачей является достижение договоренностей и готовность сторон идти на компромиссы. Общие точки соприкосновения можно найти при решении любых сложных конфликтов", - заявил дипломат. Он отметил также, что ЕС готов направить в регион конфликта миротворческие силы.
В ходе летней сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ будет принята резолюция по урегулированию карабахского конфликта. По словам вице-спикера Национального Собрания (НС) РА Ваана Ованнисяна, докладчик ПА ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер в конце апреля посетит Азербайджан. Доклад Ленмаркера был представлен, однако резолюция не была принята, поскольку Ассамблея высказалась против предложенного Азербайджаном проекта. ("Айоц Ашхар").
Для гарантирования собственной безопасности Европейский союз должен глубже включиться в процесс урегулирования конфликтов на Южном Кавказе, чтобы они не переросли в крупномасштабные войны в регионе "Европейского соседства". Как сообщает агентство "АРКА", об этом говорится в новом отчете Международной кризисной группы (МКГ) "Роль ЕС в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе". Отчет исследует усилия ЕС в вопросе урегулирования проблем Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии и указывает на возможные дополнительные действия этой организации. "В то время как ООН в Абхазии и ОБСЕ в НКР и Южной Осетии занимались урегулированием региональных конфликтов, более десятилетия длящиеся переговоры не увенчались подписанием мирных договоров. Имея авторитет "честного посредника" и возможность предложений по более глубокой европейской интеграции, ЕС собирается играть большую роль в регионе и дополнить усилия ООН и ОБСЕ в этом направлении", - говорится в сообщении. По мнению представителей МКГ, для обеспечения безопасности своих границ ЕС планирует создать вокруг себя кольцо эффективно управляемых стран. "ЕС заинтересован в Южном Кавказе также и потому, что заинтересован в досягаемости нефти и газа из Каспийского региона, создавая коридоры перевозок между Европой и Азией, а также с целью предотвращения таких рисков, как контрабанда, трафикинг и проблемы с окружающей средой", - говорится в заявлении. В пресс-релизе МКГ отмечается, что в связи с этим в ближайшем будущем ЕС вряд ли предложит членство в союзе Грузии, Армении и Азербайджану, он должен найти новые способы предложения помощи и реализации своего влияния. "Европейский союз старается определить свою роль в программе Нового европейского соседства в регионе Южного Кавказа, в котором нет ни мира, ни войны", - заявил директор европейской программы Международной кризисной группы Николас Уайт. По его словам, если ЕС не сможет осуществить свой стратегический проект по безопасному соседству в этом регионе, то он потеряет свой авторитет по сравнения с Россией и США. "Больше всего беспокоит то, что если конфликты на Южном Кавказе будут обостряться, то ЕС может оказаться неготовым дать ответ в случае военных действий между своими соседями", - сказал Уайт.
Представитель МИД Нагорного Карабаха назвала позитивным предложение Международной кризисной группы вовлечь непризнанные страны Южного Кавказа в интеграционные процессы Европейского союза. Об этом говорится в комментарии начальника политического управления МИД Нагорного Карабаха Ирины Бегларян по поводу доклада МКГ "Урегулирование конфликтов на Южном Кавказе. Роль Европейского союза", опубликованного 20 марта 2006 года. "Позитивным моментом доклада является необходимость подключения непризнанных стран Южного Кавказа к широким интеграционным процессам Европейского союза", - говорится в комментарии. "Заслуживает отдельного внимания идея об активизации межпарламентского диалога сторон, вовлеченных в конфликты на Южном Кавказе". По ее мнению, вызывает также заинтересованность предложение о подключении специального представителя ЕС на Южном Кавказе к переговорам, проходящим в рамках Минской группы ОБСЕ. С одной стороны, отмечается в комментарии, это приток свежих сил и оригинальных подходов к разрешению затяжных конфликтов, с другой - ненужная децентрализация усилий лишь отбросит урегулирование назад. "В этом вопросе главным принципом должен стать постулат "не навреди"", - говорится в комментарии. ("Новости-Армения").
О войне
Переговоры по урегулированию карабахского конфликта продолжаются, и они пока не зашли в тупик. Такое мнение, сообщает газета "Еркир", 23 марта в беседе с журналистами выразил премьер-министр Армении Андраник Маргарян. По его словам, переговоры по урегулированию карабахского конфликта должны быть продолжены, поскольку возобновление военных действий не отвечает интересам ни Армении, ни Нагорного Карабаха. Он подчеркнул, что одним из методов решения карабахского конфликта является официальное признание Арменией независимости Нагорного Карабаха: "Однако пока переговоры продолжаются, и говорить об этом пока преждевременно".
"После встречи президентов Азербайджана и Армении в Рамбуйе всем стало видно, что в руководстве Армении имеется некое затруднение в поисках выхода из создавшейся ситуации. Всей мировой общественности стало ясно, что в решении карабахской проблемы руководство этой страны занимает неконструктивную позицию. Поэтому подобного рода заявления, вне зависимости от того, исходят ли они от президента Армении Роберта Кочаряна или от главы армянского МИД Вардана Осканяна, предназначены для внутренней армянской публики". Так прокомментировал Day.Аz недавнее заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, которое, по мнению агентства, вполне можно воспринимать как предупреждение о возможном превентивном ударе по Азербайджану, вице-спикер Милли Меджлиса АР Зияфет Аскеров. Бакинское агентство напоминает, что глава МИД Армении заявил: "Мы не можем ждать, когда Азербайджан укрепит свою мощь и нападет на Армению. Мы можем предпринять соответствующие шаги в плане обороны, что будет неприятно азербайджанской стороне". Комментируя это высказывание, далее Аскеров заявил: "Социально-экономическая ситуация в Армении очень тяжелая. И для того, чтобы отвлечь общественность от суровой действительности, руководство Армении и делает подобного рода бессмысленные заявления. Безусловно, и фраза Осканяна - пример очередного бессмысленного заявления руководства Армении. Но в любом случае, мы должны быть готовы к любому развитию карабахской проблемы".
Бакинская "525-я газета" пишет, что визит американских дипломатов, направленный на то, чтобы сдвинуть с мертвой точки карабахский мирный процесс, запомнился тем, что американский сопредседатель МГ Стивен Манн предупредил Азербайджан о нежелательных последствиях возможной новой войны, отметив, что она не будет быстрой и вдобавок ничего не решит: "Ни сейчас, ни 20 лет спустя военный путь не будет решающим в разрешении этого конфликта". Если Азербайджан все же решит решить проблему военным путем, то должен подумать о последствиях: "Выбирая военный путь решения проблемы, Азербайджан должен дать ответ на ряд вопросов. Например, какова будет судьба финансовых вложений в энергетический сектор Азербайджана, а также нынешних границ?" Из этих предупреждений следует, пишет газета, что Америка ввиду своих инвестиций в регионе решительно против какой-либо войны и что Азербайджан также должен осторожно относиться к военному варианту, ибо может потерять новые территории. Данное заявление Манна очень напоминает заявление 12-летней давности тогдашнего сопредседателя МГ от России Владимира Казимирова. Весной 1994 года, во время переговоров по заключению перемирия российский дипломат, подталкивая к такому шагу азербайджанскую сторону, также сказал: "Если не пойдете на перемирие, потеряете новые земли". Газета пишет, что в итоге Азербайджан пошел на предложенное Россией перемирие, но мирный сценарий Кремля не прошел, проект "Большого мирного соглашения" повис в воздухе, поскольку руководство Азербайджана не приняло договоренности, фактически предусматривающей отторжение Нагорного Карабаха. В результате не состоялось и военное возвращение России в Азербайджан. И теперь, как и 12 лет назад, переговорный процесс зашел в тупик, международные посредники опять добиваются от Азербайджана принятия тяжелых уступок и отказа от войны. Активизация таких призывов именно сейчас не случайна, считает "525". Азербайджан непрерывно заявляет о том, что никогда не согласится на потерю Карабаха и что мирные переговоры не могут продолжаться до бесконечности. Президент страны после встречи в Рамбуйе несколько раз подчеркнул, что Азербайджан не намерен вести переговоры ради переговоров и если убедится, что переговоры носят характер имитации, то может выйти из мирного процесса. В последний раз глава государства указал на это в своем выступлении 16 марта на втором съезде азербайджанцев мира. Война же не выгодна кругам, имеющим в регионе и в Азербайджане в частности значительные интересы. В этом отношении показательно, что предупреждения подобного характера раздаются больше от представителей США. Именно в этом контексте следует воспринимать и слова Манна "а что будет со здешними границами?". Газета спрашивает: если таково отношение Америки к нам, то с какой стати мы привлекли ее в партнеры в разработке наших нефтяных залежей? Признаем, пишет "525", что еще с подписания первого нефтяного контракта мы подходим к этому сотрудничеству больше в контексте Карабаха, думая, что Америка, начав извлекать дивиденды из нефтепровода на Запад, начнет более внимательно относиться к этой проблеме. "Однако в принципе ничего необычного и удивительного в поведении Америки мы не видим. США, как и любое другое государство, строит свою политику исключительно исходя из своих политических и экономических интересов. Безусловно, предупреждение американского дипломата о последствиях возобновления войны следует принять к сведению. Если нам придется начать войну, то мы должны быть к ней готовы всесторонне и максимально учесть все последствия. Та же Америка не учла в достаточной мере последствия военной кампании в Ираке, в результате война идет уже 3 года, но конца ей не видно..."
Газета "168 Жам" приводит ответы граждан Армении на вопрос: "Будет война или нет?"
Айдин Морикян, журналист: "Почти исключаю, а устные и письменные заявления обеих сторон, думаю, предназначены для внутреннего потребления. Президенты хотят показать своим народам, что они все еще существуют. Очень возможно, что у них есть такое желание и даже готовность, но им этого просто не позволят внешние структуры".
Ашот Меликян, председатель комитета по защите свободы слова: "Не считаю это вероятным. То, о чем говорится в Баку и Ереване, в основном является следствием неудачных переговоров. Обычно после подобных неудач всегда следуют жесткие заявления. Могут быть отдельные случаи нарушения перемирия, ситуация может немного обостриться, но война не начнется. Мировое сообщество не поймет этого, кроме того, стороны не в состоянии осуществлять интенсивные наступательные операции, так как у них нет такого военного преимущества".
Месроп Арутюнян, эксперт Ереванского пресс-клуба: "Считаю невероятным. Думаю, обе страны окажутся настолько разумными, что не будут возобновлять войну и вопросы решатся за столом переговоров. А для этого необходимо, чтобы потихоньку отступили, не провоцировались существующие в обеих сторонах воинственность и ксенофобия".
Погосян Мая, психолог: "Не думаю, чтобы какой-то армянин желал возобновления войны. Воспоминания о предыдущей войне слишком ярки, они оставили глубокий след на нашем народе. Напряженная ситуация возможна, но очень надеюсь, что войны не будет".
Не пожелавший представляться журналист с 37-летним опытом: "Если бы я был президентом страны, война бы никогда не началась, но от руководства сегодняшних Армении и Азербайджана всего можно ожидать. Все же не думаю, чтобы мировое сообщество допустило войну, так как вложены большие суммы, в то же азербайджанское нефтепроизводство. Большим денежным людям война не выгодна, и они постараются любым способом исключить ее возможность".
Липарит Серобян, геолог: "Если азербайджанцы усилят свои позиции, война начнется. А нам, армянам, война не нужна, нам и своего теперешнего положения хватает".
Мовсисян Николай, пенсионер (80 лет): "Войны не будет, так как весь мир занят уничтожением войны. А воинственные заявления нацелены на дезориентацию неосведомленных людей".
Ромик, художник: "Война неизбежна. Они потеряли земли и будут воевать, чтобы вернуть их обратно. Кроме того, за ними горой стоит Турция, а за нами кто? Не верьте, что какое-то государство придет к нам на помощь во время войны".
Григорян Асмик, пенсионер: "Кажется, есть тенденции возобновления войны, и она не начнется лишь в том случае, если Армения пойдет на значительные уступки".
Гаяне Ованнисян, бухгалтер: "Невозможно. А двусторонние воинственные заявления - просто политические игры. Я связываю их с предстоящими президентскими выборами".
Степанян Марине, педагог: "Война никому не нужна. Она не может привести ни к чему хорошему. Я очень обеспокоена последними воинственными заявлениями. Думаю, любое должностное лицо должно хорошо подумать, прежде чем делать такие заявления".
Казарян Рубен, экономист: "Об этой стране никто не думает. Только войны нам не хватало. А руководители стран как будто соревнуются своими воинственными заявлениями. Нельзя так. Пусть немного подумают об экономике страны. Жалко этот народ". ("168 Жам").
На вопросы газеты "168 Жам" ответил зампредседателя правления АОД Андраник Овакимян.
"По-вашему, в чем была причина провала встречи в Рамбуйе?
Весь процесс, начатый с 1998 г., - всего лишь имитация. Стороны создают иллюзию, однако всем ясно, что вопрос НКР как в 1998 г., так и сейчас всего лишь для удержания власти. И в Армении, и в Азербайджане неурегулирование этого вопроса способствует сохранению власти. И ситуация "ни войны, ни мира" дает правоохранительным органам и армиям двух стран возможность иметь большое воздействие и на политику, и на экономику. Было очевидно, что осторожный оптимизм властей ни к чему не приведет. Так как в вопросе статуса НКР РА, Карабах и Азербайджан придерживаются диаметрально противоположных позиций, то нужно оставить этот вопрос в стороне и начать с решения других вопросов, если действительно есть желание урегулировать конфликт. А если желания нет, стороны садятся, один говорит "независимость", другой - "территориальная целостность". В итоге переговоры сразу же кончаются. Все намного более примитивно, чем мы себя представляем. Просто они не хотят решать вопрос и будут делать все, чтобы сохранить статус-кво.
До каких пор можно будет сохранять статус-кво?
До тех пор, пока мировое сообщество не займется этим вопросом всерьез. А методов принуждения у мирового сообщества много. Особенно если учесть уровень коррупции в РА и Азербайджане, сфальсифицированные выборы. Мировое сообщество попытается всерьез заняться этим вопросом, очень быстро его урегулировать, однако в этом случае решение уже будет во вред Армении. Есть еще и другой вариант, на который ставит Азербайджан. Они усиливают экономику страны, увеличивают военные расходы, в результате чего могут решить вопрос и военным путем.
Но как будто бы Запад начал применять давление. В последнее время, особенно после встречи в Рамбуйе, начали часто упоминать, что в РА и Азербайджане на довольно низком уровне находится защита прав человека и нам должны помочь строить демократию снизу вверх. Разве это не давление, о котором вы говорите?
Думаю, все это можно рассматривать как начало какого-то процесса. Если учесть неадекватные оценки состоявшемуся у нас референдуму (по внесению изменений в Конституцию - прим. ИА REGNUM) или прошедшим в Азербайджане выборам (парламента - прим. ИА REGNUM), то можно сказать, что сам процесс еще не был начат.
По-вашему, стороны не хотят прийти к урегулированию вопроса или этому мешают и другие обстоятельства?
РФ, например, всегда будет делать все, чтобы эти полувоенные очаги и в Карабахе, и в Осетии, и в Абхазии оставались. Это дает возможность воздействовать на все стороны. Это естественно, так как РФ ведет политику, исходя из своих интересов. Тем более, что Армения, в сущности, стала дубинкой РФ на Южном Кавказе, которой пытаются воздействовать на тот или иной процесс.
Но последние заявления РФ как будто доказывают обратное - что РФ готова помочь сторонам в урегулировании вопроса...
РФ в этом промежутке потерпела много дипломатических поражений, а заявления Путина, в сущности, остались в воздухе и не имели развития. Это были всего лишь слова, и это нельзя считать активизацией. По-моему, сегодня никто, в том числе и сопредседатели (Минской группы ОБСЕ - прим. ИА REGNUM), не определились в своих дальнейших действиях.
Роберт Кочарян заявил, что, если Азербайджан выйдет из переговоров, РА признает независимость НКР. Даже проправительственные силы оценили это как "объявление войны".
К сожалению, эти вопросы решаются не в Армении и не в Азербайджане, и их решают не Роберт Кочарян и не Алиев. Они будут поступать так, как укажет им Запад. То, что с обеих сторон звучат воинственные заявления, естественно. Когда 28 февраля организовали митинг, в сущности, пытались показать мировому сообществу, что имеются серьезные проблемы. Не то чтобы они не хотели урегулирования вопроса, а общество, народы к этому не готовы.
По-вашему, насколько велика угроза войны?
Еще в 1998 г. мы четко заявили, что альтернативой взаимным уступкам является война. И до сих пор утверждаем, что чем дальше продолжается это положение, тем больше увеличивается вероятность возобновления военных действий. Этому способствуют и власти. Уверен, что общества РА и Азербайджана не пойдут на это, так как эта война уже ничем не будет оправдана. Это будет значить, что политические элиты не смогли договориться, и если дело дойдет до войны, то ответственность за нее несут власти.
АОД ушел от власти в результате прошедшего под предлогом проблемы НКР переворота. Если сегодня, по вашей оценке, велика вероятность возобновления войны, то почему ваша партия не выражает свою обеспокоенность, не требует отчета от сегодняшних властей?
Ясно, что они хотя бы для внутреннего пользования делают воинственные заявления. Но процесс продолжается, и нужно видеть, какой этап чем заканчивается, на что пойдут власти, как поведет себя мировое сообщество. Только после этого можно идти на серьезные шаги". ("168 Жам").