Виктор Якубян: Заложники карабахской проблемы - причины провала в Рамбуйе
Карабахский дефлятор
Переговоры между президентами Армении и Азербайджана в парижском предместье Рамбуйе еще раз доказали, что карабахский фактор обладает совершенно уникальным свойством - влиять на судьбы политических деятелей Армении и Азербайджана, оставаясь при этом вне рамок их могущества. Карабахский фактор демонстрирует настойчивое нежелание поддаваться текущей политической конъюнктуре. Это величина зависимо-постоянная в том плане, что ставит политиков в зависимость, заставляя проявлять постоянство.
Надеждам западных бюрократов разрубить карабахский узел в период относительного внутриполитического штиля в Армении и Азербайджане не суждено было сбыться. Этого и стоило ожидать. Их подход изначально представлял собой софизм, логический перевертыш - ибо карабахский фактор создает внутриполитическую погоду в противоборствующих странах, а не находится в зависимости от лиц, партий и электоральных процессов.
С другой стороны, карабахский фактор требует внутриполитической стабильности - и в Армении, и в Азербайджане. Он не любит розовых и оранжевых цветов, отдавая дань исключительно контролю и постоянству. Этот фактор требует внимательного и осторожного подхода, держит в напряжении и сужает оперативный простор. В случае с Азербайджаном карабахский фактор и вовсе творит чудеса - он заставляет политиков говорить именно то, что необходимо, он пишет политические программы и создает платформы. Таким образом, за 15 лет созданы два жестких политических каркаса с точкой соприкосновения в районе Степанакерта.
Президент Армении или заложник стабильности
Жесткость первого каркаса - политической системы Армении - обусловлена главным, если не сказать единственным, требованием армянского народа. Ни одна революционная идея, которая в состоянии поднять грузин или украинцев, не получит поддержки армян, если она хоть на миг ставит под сомнение стабильность и нерушимость каркаса. Здесь каждый осознает - если каркас пошатнется, то удар по точке соприкосновения будет неизбежен.
Армянская государственность сегодня крайне напоминает огромные весы. Практически все действия руководства направлены на удержание внешне- и внутриполитического баланса. Любые непрогнозируемые шаги и процессы стран и вокруг стран региона вызывают в Ереване крайнюю нервозность. Грузия - нарушитель спокойствия, Иран - потенциальная мишень: Ереван многое бы дал, чтобы избавиться от такого соседства. Как это ни парадоксально, наиболее стабильными и прогнозируемыми соседями Армении являются Азербайджан и Турция. Азербайджан - по сути, представляющий собой аналогичный каркас, завязанный на Карабахе, и Турция, отгородившаяся от Армении железной занавесью. В Армении по этому поводу даже бытует позиция - если Турция вдруг решит разблокировать армяно-турецкую границу, то ее стоит сразу же заблокировать с армянской стороны.
Такая же картина нарисовалась на внутриполитическом поле. Действующий президент - рациональный и осторожный политик, всеми силами уравновешивающий политику в российском и западном направлениях, жестко контролирующий силовые ведомства и, что самое главное, узловой - карабахский вопрос. Можно с уверенностью сказать, что позиции
Несмотря на кажущееся затишье, внутриполитическое поле Армении бурлит - идет подготовка к парламентским выборам 2007 года. Уже сегодня ясно, что их итоги положат начало и зададут логику президентской кампании 2008 года. Обращаясь к вопросу о преемнике президента Армении, следует зафиксировать: претендент изначально и твердо должен доказать, что в состоянии не пошатнуть весы. На данном этапе в такой ипостаси выступает министр обороны
Президент Азербайджана или заложник проблемы
Жесткость второго каркаса - политической системы Азербайджана - зиждется на невозможности решения конфликта, но неизбежной необходимости ее подпитки. Отказ от подпитки карабахской проблемы приведет к плаченым последствиям для правящего режима, поскольку тем самым лишит ее идеологической платформы - крайне опасной, но единственной.
В отличие от Армении, карабахский фактор в азербайджанской политической действительности эксплуатируется - им оперируют все без исключения политические силы - и власти, и оппозиция. Пожалуй, в этом и состоит ее опасность, поскольку медленно, но верно фактор этот набирает критическую массу, а правящая элита не до конца представляет, каким именно образом ей действовать далее. По-видимому, при достижении критической массы ее можно будет разрядить только локальной войной. Но в Баку прекрасно понимают, что локальной войны не будет, а последствия крупномасштабного столкновения спрогнозировать невозможно.
Таким образом, главной целью азербайджанских политиков становится максимальное удаление по времени момента созревания критической массы. Данная цель осуществляется прививанием народу идеи о планомерном экономическом росте Азербайджана, который даст возможность разрешить политическую проблему. А экономический рост - дело времени.
В этом сопоставлении дальнейшее укрепление армянского каркаса ведет к кристаллизации статус-кво, тогда как поддержание жесткости азербайджанского каркаса - затея довольно авантюрная и ведет к подрыву всей системы двух каркасов. Армянский каркас основан на игнорировании карабахского фактора - как проблемы, азербайджанский - в умышленной ее эскалации в условиях усиленного поиска лимита времени. В этом плане, смелая попытка раз и навсегда освободиться от этого некомфортного каркаса была предпринята отцом
Спокойствие на стыке
Пока, армянский и азербайджанский политические каркасы пребывают в столь жесткой увязке - решения данной проблеме дано не будет. Очевидно, единственной возможностью разрядить обстановку может стать отсоединение двух каркасов, чего можно добиться, исключительно высвободив сам узел - Карабах. Еревану и Баку стоит взять тайм-аут - провозгласить Карабах свободной политико-экономической зоной, допустим, в составе СНГ, а в дальнейшем - строить интеграционные проекты, способные высвободить политические системы двух стран из кристаллизованного состояния.
Время доказывает, что проблема Нагорного Карабаха может быть решена только одним способом: она должна перестать быть проблемой - фактором, вгоняющим политические системы и отдельных политиков в жесткие конструкции. Карабах и процесс урегулирования карабахского конфликта должен быть высвобожден из поля действия привычных международных механизмов.
Примечательно, что наиболее разряженным, в указанном контексте, предстает "непризнанное" политическое поле Нагорного Карабаха. При всей узости оперативного простора цели и задачи карабахских политиков крайне очевидны. Здесь практически нет вопросов, пригодных для двойной трактовки. Это общество - готовое на нестандартные решения, поскольку стандартные предложения, по сути своей, неприемлемы и исходят из негибких позиций Армении и Азербайджана.
Карабахская проблематика - определяющая политическую погоду в регионе, требует гибкого анализа и свежего подхода. Пока же она будет увязываться с электоральными процессами в Армении и Азербайджане, посредники могут не опасаться завершения своей миссии.
Виктор Якубян - эксперт по странам Южного Кавказа