Обзор СМИ за 3-10 февраля 2006 года.

Военный вестник. После визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Обсуждения процесса урегулирования. К чему готовы стороны? Кто не хочет урегулирования?

Военный вестник

По сообщению бакинской "525-й газеты", 2 февраля с 20.45 до 21.00 на линии фронта вновь был нарушен режим прекращения огня. Подразделения Вооруженных сил Армении с позиций, размещенных в 1 км к юго-востоку от села Джраберт Тертерского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана, расположенные напротив. Потерь нет.

Очередные сообщения азербайджанской стороны о нарушении режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта, в результате чего был якобы ранен азербайджанский солдат, не соответствуют действительности. Как сообщил PanARMENIAN.Net председатель постоянной комиссии парламента Нагорного Карабаха по обороне, внутренним делам и безопасности Рудик Мартиросян, огонь в основном открывает противник, чтобы спровоцировать карабахскую сторону на ответные действия. "Это не в первый раз, когда нас пытаются подставить. Азербайджанцы не понимают, что армянской стороне такого рода провокации не нужны", - сказал он. По словам агентства, Азербайджан начинает "бряцать оружием" обычно перед очередной встречей президентов двух стран или перед приездом в регион конфликта Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ). Что касается пострадавших, то они получили ранения в результате неосторожного обращения с оружием. Это подтвердила пресс-служба Минобороны АР, сообщает Day.Az.

7 февраля на линии соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана на направлении Иджеван-Казах, близ села Беркабер состоялся очередной плановый мониторинг миссии ОБСЕ. По словам пресс-секретаря министра обороны Армении полковника Сейрана Шахсуваряна, утром в областной администрации Тавушской области Армении состоялся брифинг, в котором участвовали полевые помощники личного представителя председателя ОБСЕ Питер Ки (Великобритания), Гари Еронен (Финляндия), Иржи Аберлен (Словакия) и представитель армянской стороны полковник Г. Авшарян. Полковник Авшарян ознакомил полевых помощников с положением на участках, на которых азербайджанские военные, по его словам, нарушают режим прекращения огня, обстреливая село Беркабер из разных видов оружия. Обстрелу подвергаются также Джогаз и дорога Иджеван-Ноемберян. После брифинга представители ОБСЕ в сопровождении полковника Авшаряна направились к месту проведения мониторинга. Из закрытого поста была налажена связь с представителями ОБСЕ на азербайджанской стороне, после чего полковник Авшарян и представитель азербайджанской армии полковник А. Абдуллаев дали гарантии безопасности. Как сообщает PanARMENIAN.Net, во время радиопереговоров между представителями ОБСЕ с азербайджанской стороны были услышаны два одиночных выстрела, что немедленно было зафиксировано наблюдателями от ОБСЕ. В то же время, по сообщению бакинского информагентства Day.Az, мониторинг прошел без каких-либо инцидентов.

Электронная газета Novopol.ru, анализируя соотношение армянских и азербайджанских вооруженных сил, пишет: "Если сравнивать потенциалы двух армий, то, на первый взгляд, преимущество на стороне Баку. Однако преимущество Азербайджана, скажем, в авиации, как считают специалисты, с лихвой перекрывается мощной системой ПВО Армении и Нагорного Карабаха. Да и вообще, в случае конфликта Армения и НКР - это единая боевая мощь. И, кстати говоря, единый военный бюджет (Карабах тратит на военные нужды 20% своей казны). Кроме того, по намекам министра обороны республики Сержа Саркисяна, очевидно, что армянская армия финансируется и из внебюджетных источников, и таким образом, как полагают аналитики, заявленные 155 млн. можно смело умножать на 2, а то и на 2,5-3. В этом же контексте надо и отвечать на вопрос, грянут ли военные действия между Азербайджаном и Нагорным Карабахом (читай - Арменией). Не стоит также забывать, что Армения входит в состав ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности - прим. ИА REGNUM), и на ее территории базируется российская военная база (5 тыс. человек с современным вооружением и боевыми самолетами). А значит, начав войну против Армении, Азербайджан будет иметь дело с этой Организацией (читай - с Россией). Кстати, совсем недавно в интервью "Независимому военному обозрению" это недвусмысленно дал понять генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Какими последствиями это может грозить Баку, гадать не приходится. А уж сильное армянское лобби в США (да и вообще в мире) постарается, чтобы Вашингтон в этой ситуации так или иначе умыл бы руки. Все это в Баку не могут не осознавать. Но щекотать нервы заклятому врагу Армении гонкой ассигнований на нужды национальной обороны - это тоже действенный ход. Последствия его, как считают эксперты, могут быть такими. Бедная Армения не выдержит каждый год "адекватных ответов". Нынешнее "тихое" социальное напряжение обострится. Оппозиция выведет народ на улицы. Тут и армянская "цветная революция" может грянуть. Под ее шумок, когда армия будет задействована в "стабилизации обстановки в стране", Азербайджан и попытается вооруженным путем, "мощным ударом" вернуть Нагорный Карабах в "законные границы страны". Однако следует помнить, что еще во времена Гейдара Алиева (президент Азербайджана в 1993-2003 гг. - прим. ИА REGNUM) у Азербайджана с Турцией было заключено соглашение, согласно которому Баку не может возобновлять военных действий без согласия Анкары. Ну а Турция - член НАТО, ей надо будет консультироваться со штаб-квартирой Альянса в Брюсселе. Да и с Вашингтоном..."

Как сообщает газета "Чоррорд Ишханутюн", Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха заявило, что не собирается комментировать сделанное в Баку заявление директора кавказского проекта Международной кризисной группы (МКГ) Сабины Фрейзер о том, что "Нагорный Карабах является самой военизированной территорией мира, поскольку численность Армии обороны Карабаха достигает 20 тысяч человек". "Называя НКР самой военизированной территорией, Фрейзер, во-первых, раздула цифры, во-вторых, взяла за основу показатель количества военнослужащих на душу населения. В обоих случаях она не права", - заявили в МИД Нагорного Карабаха.

После визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ ждут от встречи президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе (город близ Парижа - прим. ИА REGNUM) принятия основных принципов, на которые можно опираться в последующих переговорах и продолжать работу по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил сопредседатель от Франции Бернар Фасье на пресс-конференции в МИД Франции, добавив: "Принимать решения с одного раза - значит ставить под удар весь переговорный процесс. Рамбуйе может стать неким моментом истины, который откроет новый этап в переговорах". По его словам, в деятельности Минской группы до сих пор не было удач, кроме принятых в 2001 году в Париже принципов, которые в дальнейшем должны были быть подписаны в Ки-Уэсте. Дипломат добавил, что процесс переговоров должен руководствоваться двумя международными принципами: для Азербайджана это территориальная целостность, для Армении - право наций на самоопределение. "Предполагается двигаться в сторону компромиссов", - сказал Фасье. Он считает, что может быть предложен вариант постепенного вывода армянских войск с "оккупированных территорий" с последующим проведением референдума в Нагорном Карабахе по поводу статуса. "Это произойдет тогда, когда свое мнение смогут выразить как армянская, так и азербайджанская общины Карабаха", - заявил посредник. (Karabakh-online.com).

"Мы считаем, что в ближайшие месяцы можно будет решить вопрос, и предстоящие встречи являются для этого прекрасной возможностью", - заявил в интервью радио "Свобода" американский сопредседатель МГ ОБСЕ Стивен Манн. Дипломат отметил сложность проблемы и имеющиеся в позициях сторон различия, но, вместе с тем, добавил: "Думаю, что при определенной гибкости сторон и наличии политической воли 2006-й может стать годом решения карабахского конфликта". Интервью было дано Манном до приезда в Армению и Азербайджан, пишет газета "Айкакан жаманак", а вот в Ереване и в Баку от сопредседателей удалось добиться только двух заявлений: первое, что они сохраняют свой оптимизм, и второе, что в Париже стороны сосредоточатся на трех вопросах, по поводу которых должны придти к соглашению.

Как сообщает бакинская "525-я газета", заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов провел пресс-конференцию, посвященную итогам встреч сопредседателей Минской группы ОБСЕ с президентом АР Ильхамом Алиевым и министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. Азимов отметил очевидность противоречий в позициях сторон: "Позиция Азербайджана остается неизменной, конфликт должен быть решен с учетом территориальной целостности нашей страны. Азербайджан предлагает реинтеграцию территории Нагорного Карабаха, этому нет другой альтернативы", - сказал Араз Азимов, признавая наличие в позициях сторон экстремальных моментов. Азимов отметил, что в мирном договоре будет предусмотрена схема урегулирования конфликта. В ней будет указана последовательность и сроки освобождения "оккупированных территорий": "Но это будут теоретические выкладки, а практически этот процесс может занять больше времени". Он считает, что "оккупация" этих территорий дорого обходится Армении и наносит вред ее интересам: "Армения должна быть заинтересована в возвращении этих территорий. Вы можете быть уверены, что все азербайджанские земли будут возвращены".

В Ереване завершился кратковременный, но приковавший к себе внимание визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион, пишет газета "Айкакан жаманак". Ажиотаж был вызван не только тем, что сопредседатели отказались от встреч с прессой. Их визит напрямую был связан с предстоявшей 10 февраля парижской встречей президентов Армении и Азербайджана. Что касается ожиданий от самой парижской встречи, то, по словам газеты, их больше у международных организаций и посредников. Сами стороны конфликта еще задолго до встречи начали очернять ее возможные итоги. Азербайджанская сторона, считает "АЖ", как всегда, грубо ставит вопрос. К примеру, по словам министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, успех парижских переговоров "зависит от того, будет ли позиция Армении конструктивной. Более того, президент Ильхам Алиев после встречи с сопредседателями заявил, что Азербайджан никогда не смирится с потерей Нагорного Карабаха и нарушением своей территориальной целостности. Армянская же сторона устами пресс-секретаря МИД Гамлета Гаспаряна заявила, что относится к встрече "с осторожным оптимизмом": "Армянская сторона отправляется в Париж настроенной положительно (...) Есть еще сложные вопросы, по которым у Армении и Азербайджана мнения отличаются, и это нас заставляет быть осторожными в своих ожиданиях. И тем не менее, мы надеемся, что в Париже президентам удастся сделать еще один шаг вперед".

Обсуждения процесса урегулирования

Карабахское отделение Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) намерено провести круглый стол по теме карабахского урегулирования, сообщает Karabakh-online.com. Согласно агентству, темой круглого стола станут "исторические предпосылки карабахского национально-освободительного движения и их воздействие на процесс урегулирования". Обсуждения по теме "Нефть и карабахский конфликт" намерена провести партия "Свободная Родина", которая имеет более трети мандатов в парламенте Нагорного Карабаха. По мнению экспертов, обсуждения карабахского урегулирования в Карабахе активизировались после опубликования принципов, вокруг которых сейчас происходят переговоры между Арменией и Азербайджаном. До сих пор принцип конфиденциальности переговоров не позволял общественности Нагорного Карабаха принимать участие в обсуждениях.

Бакинская газета "Эхо" публикует комментарии азербайджанских политологов по поводу нынешней ситуации в карабахском урегулировании. Так, независимый политолог Зардушт Ализаде считает, что "если бы президенты хотели достичь какого-то результата, они бы своим народам сообщали ту информацию, которая была бы благоприятной для достижения компромиссного мира". "Потому что мир может быть только компромиссным. Победа армянского оружия и победа азербайджанского закона невозможны. Должны быть взаимные уступки, обоюдное понимание, осознание единых целей для выхода из этого тяжелейшего кризиса", - заявил Ализаде. "Я больше склоняюсь к тому, что встреча президентов в Париже более всего обусловлена желанием нынешнего главы Франции, а вовсе не реальной готовностью сторон заключить какой-либо документ, - сказал глава Центра политтехнологий Мубариз Ахмедоглу. - Армения продолжает использовать старый метод убеждения международного сообщества, что она постоянно готова к мирному компромиссу, в интересах своей правящей верхушки. При этом я думаю, что во Франции и США действительно готовится нечто серьезное. В обеих этих странах постоянно проживают огромные армянские диаспоры. Жак Ширак в следующем году уже не будет президентом Франции. И он, по уже сложившейся в Европе традиции, как всякий старый политик, хочет, уходя, оставить по себе память как о человеке, разрешившем один из конфликтных вопросов мирового значения".

"Непонятно, почему об этом молчат, но настало время, чтобы наше МИД заявил о том, что в 1992 году ООН признала Армению и Азербайджан, вместе со всеми представленными с их стороны документами. В нашем случае речь идет о решении Верховного Совета от 1 декабря 1988 года признать Нагорный Карабах частью Армении. Тогда только два государства - Турция и Великобритания - представили замечание, в котором было отмечено о признании Азербайджана с Нагорным Карабахом включительно. Другие страны подобного замечания не представляли. Так что надо поднять архивные материалы и публично заявить, что Армения была признана ООН в соответствии с решением от 1 декабря. И никто нам не говорил: приходите потом, когда приведете свои документы в порядок и объявите это решение недействительным", - заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" ректор Института языков им. В. Брюсова Сурен Золян.

Газета "Аравот" сообщает, что оргкомитет "В защиту НКР" организовал закрытые слушания на тему "Нагорный Карабах: новые процессы". В ходе состоявшейся по завершении слушаний пресс-конференции стали известны основные положения принятого заявления. Оргкомитет, в частности, требует от властей Армении прекратить двусторонние переговоры с Азербайджаном, поскольку утвержденный на Будапештском саммите формат переговоров, частью которого является Нагорный Карабах, пока не восстановлен. Комментируя это требование, руководитель оргкомитета "В защиту НКР", лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян отметил, что и переговоров как таковых нет, проводятся лишь встречи и беседы двух президентов. Оргкомитет также считает, что пока в армянском и азербайджанском обществах не сформировалась атмосфера примирения, говорить об урегулировании карабахского конфликта преждевременно. Саркисян подчеркнул, что президент Армении Роберт Кочарян не имеет полномочий на подписание документов от имени народа и властей Нагорного Карабаха. Это, в частности, касается соглашения о возвращении "освобожденных территорий", поскольку в этом случае Армения сразу будет признана агрессором. А академик Рафаэль Казарян добавил, что, если даже Кочарян подпишет какое-либо соглашение, "всегда можно сослаться на то, что с 2003 года он не является легитимным президентом и что подписанные им документы мы вправе не признавать". Лидер ДПА напомнил последнее заявление Ильхама Алиева: "В ближайшие годы никаких уступок в вопросе территориальной целостности Азербайджана не будет. Какое-либо решение, которое сегодня, завтра или 100 лет спустя предоставит Нагорному Карабаху возможность выйти из состава Азербайджана, не будет принято. Повторяю, этот вопрос не является темой для переговоров". "Отсюда следует, что все компромиссы берет на себя армянская сторона? Для чего тогда продолжаются переговоры?" - заметил Арам Саркисян. Оргкомитет считает недопустимым как проведение нового референдума по вопросу статуса Карабаха, да еще через 15 лет, так и возвращение "освобожденных районов". Но если по этим пунктам все же будет заключено соглашение, развернется общественное движение, аналогичное тому, которое было до отставки президента РА Левона Тер-Петросяна, добавил лидер демпартии.

Круглый стол на тему "Международные аспекты нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном и Карабах после урегулирования конфликта" прошел в Баку под эгидой Партии демократических реформ и Молодежного совета Карабаха, сообщает бакинская газета "Новое время". Участники круглого стола обсудили возможность мирного сосуществования армян и азербайджанцев после урегулирования конфликта и возможный путь урегулирования конфликта на примере аландской модели. Председатель парламентской комиссии по международным вопросам Самед Сеидов сказал, что азербайджанская сторона предлагает Евросоюзу использовать опыт европейцев в решении конфликта и мирного сосуществования. По его мнению, путь к решению конфликта лежит через решение внутренних вопросов в контексте демократических и экономических реформ и поднятия их на уровень международных стандартов. По мнению лидера Партии национальной независимости Этибара Мамедова, все политические силы должны прекратить использование карабахского конфликта во внутриполитической борьбе. Он также обвинил Минскую группу в инициировании провокационных предложений. Депутат, историк Джамиль Гасанлы, выразил несогласие с тем, что многие ждут решения конфликта от президента. Это общенациональная проблема, и она не может быть решена без народа, сказал он. Решению конфликта мешает гиперболизация сторонами конфликта плохих моментов из общей истории двух народов. У нашего соседства есть и плохие, и хорошие стороны, и мы не должны идти по неверному пути, сказал писатель Акрам Айлисли. По мнению писателя, необходимо, чтобы в первую очередь вопрос обсудили историки двух стран. Председатель Партии демократических реформ Асим Моллазаде, подводя итоги круглого стола, назвал состоявшееся заседание полезным диалогом представителей гражданского общества и высказался за его дальнейшее продолжение.

Как отметил в интервью агентству Karabakh-online координатор неправительственной организации (НПО) "Хельсинкская инициатива-92" Карен Оганджанян, итоги переговоров и любые соглашения, достигнутые между президентами Армении и Азербайджана, не могут быть обязательными для народа Карабаха. "Они могут иметь сугубо рекомендательный характер. Без участия избранных властей Нагорно-Карабахской Республики переговоры, согласно нормам международного права, не могут быть легитимными, даже учитывая тот факт, что Нагорный Карабах - непризнанное государство", - сказал Оганджанян.

На вопросы Day.Az ответил азербайджанский правозащитник Эльдар Зейналов.

"Что можно ожидать от предстоящей встречи президентов в Париже?

Хотелось бы надеяться на прорыв, но как-то мало верится. В отличие от Алиева, у Кочаряна мало простора для маневра, т.к. он и к власти-то пришел под лозунгом отрицания компромиссов, которые планировал его предшественник в карабахском вопросе. При тех потерях рейтинга, которые наблюдаются с момента его прихода к власти, решится ли он рискнуть остатками доверия избирателей, чтобы сделать решительный ход? Но в целом время для урегулирования конфликта очень благоприятное для обеих сторон. Обе страны в одном европейском поле, никаких выборов (т.е. политических передряг) до 2007-2008 гг. Азербайджан на подъеме: скоро из Сангачал в Джейхан пойдет нефть, которая увеличит наш военный бюджет вдвое. А армяне сейчас теряют позиции: они остались в стороне от региональных энергетических и транспортных проектов, влезают в долги, российские базы уходят из Грузии, изоляция Армении от России усиливается, а другой союзник - Иран - все больше попадает под международный прессинг. Сейчас, пока еще ситуация не зашла слишком далеко в неблагоприятном для Армении направлении, можно найти решение, выгодное для армян Карабаха и Армении и в то же время приемлемое для Азербайджана.

Как, по-вашему, что даст народная дипломатия в решении этой проблемы?

Без увязки с основным переговорным процессом будет только имитация миротворчества. В старые времена, когда шли боевые действия, либо не было официальных переговоров, либо они не стимулировались международными организациями, народная дипломатия давала зримые результаты. На сегодня же народная дипломатия вырвалась далеко вперед, между ее участниками со всех сторон достигнут хороший уровень взаимопонимания, и теперь уже проблемой является стагнация основного (официального) процесса". ("Day.Az").

"Что же получается? Армянская сторона идет на уступки и соглашается решить вопрос статуса Карабах на втором или третьем этапе, вывести войска из 5 районов, куда должны вернуться азербайджанские беженцы, а что получает взамен? Разблокирование, которое сегодня Армении уже ничего не дает и более выгодно Азербайджану, поскольку создается его связь с Нахичеванью и Турцией", - заявил в беседе с газетой "Тарегир" армянский политолог Степан Григорян. Политолог озабочен также предложением о замене армянских вооруженных сил силами миротворцев: "Пример Косово показал, что даже миротворческие силы НАТО не помешали изгнать из Косово последних 100 тысяч сербов. Даже при наличии таких эффективных механизмов никаких гарантий нет". Хотя Григорян и не сомневается в том, что в результате переговоров в Рамбуйе ничего подписано не будет, тем не менее отмечает, что сегодняшние предложения международной общественности очень далеки от предлагавшихся ранее гарантий безопасности: "Куда делись те гарантии безопасности, которые обсуждались в 1997-м? Тогда в составе миротворцев предполагались и армянские силы. НК имел право на собственные силы самообороны. Вокруг НК должна была быть создана буферная зона в 5-15 км. Сегодня ничего нам не предлагают".

К чему готовы стороны?

Произойдет ли прорыв в переговорах и будут ли президенты иметь что-то более конкретное, чтобы сказать своим народам? Прорыв или подписание договора кажутся маловероятными, во-первых, по той причине, что руководство Азербайджана постоянно говорит об отсутствии компромисса, и если пойдет на уступки, то будет вынуждено ответить на жесткую критику оппозиции в связи с расхождением слова и дела. А это может стать причиной серьезного политического кризиса в стране. Если руководство Армении более или менее информировало общественность относительно возможности сдачи территорий, и для общественности Армении это не будет "малоприятным" сюрпризом, то общественное мнение Азербайджана исключительно не готово к идее отказа от Карабаха. Следовательно, самое большее, чего можно ожидать от этой встречи - это договоренность президентов, о которых президент Армении, естественно, подробностей не сообщит. О них мы узнаем, когда и этот "поезд переговоров" уйдет, как было с парижско-кивестскими договоренностями, пишет "Азг".

Как сообщает радио "Свобода", пожелавший остаться неназванным сотрудник МИД Армении заявил немецкому агентству DPA, что в Рамбуйе будут обсуждаться два вопроса, первый из которых касается вывода армянских войск с территорий вокруг Нагорного Карабаха. По словам источника агентства, Армения готова вывести войска с этих территорий. Второй вопрос, согласно сотруднику армянского внешнеполитического ведомства, касается самоопределения народа Нагорного Карабаха. "Армения выступает за референдум, однако этой идее противостоит Азербайджан", - отметил он.

Подписание какого-либо документа по карабахскому урегулированию не соответствует интересам Азербайджана, пишет бакинская газета "Зеркало". Обратите внимание, пишет газета, если раньше шла речь об освобождении всех регионов вокруг Нагорного Карабаха, то сейчас по информации, распространяемой в азербайджанской прессе, армянские вооруженные силы оставят за собой контроль над Лачинским и Кяльбаджарским районами. И если Азербайджан на данной стадии уступит хотя бы один раз, то уступать придется постоянно. Более того, мирное урегулирование карабахского конфликта по данной схеме может обозначить новую потенциальную опасность для Азербайджана. Газета считает, что США избрали Армению в качестве своего оплота на Южном Кавказе, своеобразного регионального "Израиля", и, следовательно, необходимо предотвратить подписание в Рамбуйе какого-либо документа, обеспечив таким образом полное соблюдение интересов Азербайджана. "Да, это отбросит переговорный процесс назад, однако мы сможем заполучить приемлемый мир и обезопасить будущее страны".

По мнению азербайджанского политолога Мубариза Курбанлы, утверждения о возможности полного решения карабахской проблемы в этом году не кажутся убедительными: "Процесс не продвигается на должном уровне. То есть заявления армянской стороны указывают на то, что они готовы освободить часть оккупированных территорий. В то же время, они не считают Нагорный Карабах предметом обсуждений. В эти дни они заявили, что могут пойти на компромисс, однако эта уступка не относится к Карабаху. Речь идет о том, что Армения оккупировала 17 тысяч квадратных километров азербайджанских территорий, в том числе и Нагорный Карабах. Поэтому Азербайджан требует освобождения всех территорий, находящихся под оккупаций противной стороны. А армяне считают невозможным возвращение Нагорного Карабаха. Учитывая это, путем проявления негативного влияния, армяне могут создать проблемы в процессе подписания определенных документов". По мнению политолога, позиция Азербайджана в этом вопросе однозначна: Ильхам Алиев неоднократно говорил, что вопрос территориальной целостности страны не является темой обсуждения и документы, оказывающие отрицательное влияние на целостность страны, подписаны не будут. Целью Азербайджана является разрешение карабахской проблемы в рамках обеспечения защиты территориальной целостности и суверенитета страны. В противном случае, считает Курбанлы, азербайджанская сторона может применить иные средства. Политолог, руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглы считает, что Азербайджан усложняет процесс переговоров, то есть увеличивает число условий: "Верно, раньше переговоры проводились на основе 7 принципов и даже были достигнуты согласия по поводу некоторых из них. А сейчас с каждым днем Азербайджан увеличивает число обсуждаемых вопросов и поставленных условий, тем самым "загружает" процесс переговоров. Поэтому азербайджанская сторона считает, что инициатива переговоров принадлежит нам. Однако пока не видно того, что армянская сторона намерена согласиться на урегулирование конфликта в рамках территориальной целостности стран". ("525-я газета").

Сегодня Армения и Азербайджан придерживаются противоположных позиций по самым главным вопросам. Для Азербайджана неприемлемы уступки по вопросу его территориальной целостности; Азербайджан не согласен и с тем, что окончательный статус Нагорного Карабаха может быть определен только населением Нагорного Карабаха. Армения не согласна поддержать вывод сил из семи "оккупированных" районов вокруг Нагорного Карабаха и возвращение азербайджанских беженцев в Нагорный Карабах до тех пор, пока независимость Нагорного Карабаха не стала реальностью, пишет Karabakh-online.com со ссылкой на доклад Международной кризисной группы от 11 октября 2005 года. "По мнению министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, в основе любого решения должно лежать "подтверждение права населения Нагорного Карабаха на самоопределение. Простое принятие Азербайджаном этого факта и его формализация позволят начать разрешение проблемы". Алиев говорит: "Наша позиция остается неизменной - наши земли должны быть возвращены, а территориальная целостность восстановлена", - приводит агентство строки из доклада. Приводя дальше остальные пункты доклада, из которых можно вывести, что, в целом, армянская сторона с предложениями МКГ, агентство пишет: "Из всего этого можно сделать один вывод: либо Кризисная группа специально раскрывает позицию армянской стороны, чтобы "подставить" и вынудить ее к подписанию пораженческого соглашения, либо армянское руководство (не карабахское) уже согласилось на предложенные МКГ (то бишь - посредников) шаги. Это, как уже отмечалось, вывод войск, ввод миротворцев, сдача территорий, возвращение 500 тыс. беженцев и согласие на референдум по статусу Карабаха".

Кто не хочет урегулирования?

На вопросы Day.Az ответил руководитель Управления прессы и информационной политики МИД Азербайджана Таир Тагизаде.

"Что можно ожидать от предстоящей встречи президентов Армении и Азербайджана в Париже?

Могу сказать следующее: муссируемые в последнее время в СМИ сообщения о возможности подписания каких-либо письменных договоренностей между президентами на этой встрече не соответствуют действительности. Думаю, что для азербайджанской стороны предстоящая встреча является еще одной возможностью дальнейшего продолжения непростых, но позитивно идущих мирных переговоров.

Армянская сторона считает, что, несмотря на мирные переговоры, азербайджанская сторона продолжает ужесточать свою позицию и выступать с военной риторикой. Хотелось бы узнать ваше отношение к подобным заявлениям армянской стороны.

Я хотел бы отметить, что не все высказывания, появившиеся в последнее время в прессе, в частности приписываемые министру иностранных дел Азербайджана, соответствовали действительности. Что касается позиции армянской стороны, то я не знаю, какие, собственно говоря, ожидания были у них в связи с этой встречей. Позиция официального Баку заключается в том, что самым большим нашим компромиссом является то, что мы остаемся приверженными мирному урегулированию этого конфликта, несмотря на продолжительный факт оккупации территории Азербайджана. Что касается военного пути решения этого конфликта, то мне как представителю МИД не подобало бы говорить о таковых возможностях, но тем не менее необходимо четко осознавать, что предъявление равных требований в отношении и агрессора, и жертвы агрессии по меньшей мере не вполне этично, не говоря уже о том, что это является вообще неправильным подходом к решению проблемы. Поэтому, несмотря на то, что для Азербайджана мирный путь решения конфликта продолжает сохранять приоритет, подобное положение дел тоже не может быть вечным.

В прессе появляются сообщения, что якобы Азербайджан согласился на референдум в Нагорном Карабахе. Что вы можете сказать по этому поводу?

На данном этапе азербайджано-армянских переговоров по урегулированию конфликта статус Нагорного Карабаха не обсуждается и, естественно, вопрос референдума тоже. Вопрос о статусе Нагорного Карабаха, а также другие вопросы будут обсуждены на втором этапе переговоров. На данном этапе обсуждаются вопросы освобождения азербайджанских земель, вывода оккупированных войск, разминирования территорий, возвращения беженцев, восстановления разрушенных коммуникаций и другие вопросы. Статус Нагорного Карабаха может быть рассмотрен на последующем этапе переговоров. К тому же говорить о проведении референдума, пока не будет восстановлен демографический состав Нагорного Карабаха, существовавший до конфликта, пока для обеих общин не будут созданы равные условия, не реально. Плюс ко всему, Конституция Азербайджана не предусматривает проведение референдума в отдельно взятом регионе. По главному закону нашей страны, референдум может быть только общенациональным и в нем должно принять участие все население страны. И если армянская сторона согласится на эти условия Азербайджана, то вопрос референдума может стать одной из тем последующих переговоров.

Входит в предмет обсуждений вопрос введения миротворческих сил в зону конфликта?

Да, этот вопрос тоже является одной из тем переговорного процесса. Но наша позиция заключается в том, что состав миротворческих сил не должен быть сформирован из стран-сопредседателей Минской группы.

В таком случае какие страны или организации должны взять на себя ответственность?

Я думаю, что это вопрос будущего. Азербайджан может приветствовать любое решение международных организаций или отдельных стран, которые могут взять на себя эту ответственность". (Day.Az).

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Тигран Торосян.

"Можно ли ожидать решения проблемы в ходе предстоящей парижской встречи президентов?

Не думаю, что момент решения карабахской проблемы столь близок. С учетом последних происходящих на международной арене процессов по карабахскому вопросу можно было бы чего-то ожидать. Однако азербайджанская сторона, будучи уже долгое время не в состоянии противостоять им или направить их в нужное им русло, пыталась убедить сопредседателей, что согласна с предлагаемыми принципами. На самом деле она хотела лишь выиграть время.

На чем основано подобное заключение?

На том, что настает уже решающий момент, когда завершается первый тур переговорного процесса, и вероятно появление проекта конкретного документа, и в Азербайджане царит настоящая паника. Об этом свидетельствуют заявления руководителей официального Баку. Откроются находящиеся в обращении принципы, и выяснится, что руководство Азербайджана попросту обманывало свой народ. И последнее заявление Ильхама Алиева о том, что они никогда не отойдут от принципа территориальной целостности и что Карабах и через 100 лет не получит независимости, является следствием этой паники.

Какие у Баку основания для беспокойства?

В принятых за последний год международных документах говорится, что Карабах может отделиться от Азербайджана демократическим путем - на основе выражения воли народа. Сказано также, что в процессе урегулирования карабахской проблемы право наций на самоопределение должно быть применено наравне с принципом территориальной целостности.

Многие утверждают, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ никогда не фиксировали необходимость совмещения двух принципов...

Это не так. В ходе состоявшегося в сентябре в Париже заседания временной комиссии ПАСЕ по Нагорному Карабаху сопредседатели подтвердили такой подход. Не думаю, что теперь эти заявления потеряли свою силу.

По-вашему получается, что для Азербайджана закрыто поле для маневров?

В принципе - да. Если во время парижских переговоров на стол будет положен проект документа, где будет заложено как вышесказанное, так и механизм осуществления независимости Карабаха. Таким образом, не случайно, что в последнее время из Баку раздаются "гром и молния". Именно потому я не уверен, что оптимизм сопредседателей станет действительностью. Хотя и урегулирование карабахского конфликта очень желательно - конечно, на основе независимости Карабаха. Но позиция руководства Азербайджана не дает оснований для надежд на лучшее.

Таким образом, вы уверены, что именно азербайджанская сторона отвергнет вероятный проект?

После переговоров президенты прокомментируют их результаты. Просто я сужу по сегодняшнему поведению азербайджанской стороны. Если бы у них действительно было желание урегулировать конфликт, то и внутри своей страны вели бы совсем другую политику". ("Айоц Ашхар").

На вопросы "Арминфо" ответил бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров.

"Реальны ли часто высказываемые в последнее время заявления о возможности урегулирования в текущем году и "прорыве" на встрече президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе?

Окно относительных возможностей в 2006 году действительно есть, но что-то пока никак не верится, что Ильхам Алиев или Роберт Кочарян захотят воспользоваться им и выпрыгнуть из построений этого конфликта. Объективных возможностей недостаточно. Нужны немалая политическая воля и основательная работа внутри своего общества, чтобы оно постигло неизбежность, неотвратимость взаимных уступок для встречи сторон где-то на полпути. Такой "прорыв" в Рамбуйе без подготовки общества был бы прыжком в неизвестность.

Как вы считаете, возможно ли урегулирование без участия в переговорном процессе самого Нагорного Карабаха?

Давно выступаю за участие всех сторон конфликта в переговорном процессе. Прежде так и было - Нагорный Карабах участвовал как в конфликте, так и в переговорах. Считаю отход от этого ошибкой армянской дипломатии и беспомощностью ОБСЕ, согласившейся работать в нынешнем неполноценном формате. Ведь Будапештский саммит ОБСЕ поручил сопредседателям Минской группы проведение переговоров между конфликтующими сторонами, а не только между признанными государствами. Это поручение от 6 декабря 1994 г. не выполняется уже много лет, а ОБСЕ даже не может настоять на решении своего высшего форума, хотя оно принято с прямым участием тогдашних президентов Азербайджана и Армении Алиева и Тер-Петросяна. Немало удивлён заявлением нового действующего председателя ОБСЕ Карела де Гухта, который на пресс-конференции 24 января пытался даже аргументировать это тем, что будто международная непризнанность НК как государства усложняет его участие в переговорах. Но это же не членство в ООН, да и там десятки государств не признают друг друга. Неужели опытнейшая бельгийская дипломатия хотя бы перед поездкой в Ереван и Баку не познакомила своего министра, занявшего высший пост в ОБСЕ, ни с этим решением Будапештского саммита, ни с историей переговоров по Карабаху, ни с широкой практикой участия в урегулировании конфликтов именно конфликтующих сторон, а не только уже признанных государств?

Есть ли возможность остановить поток милитаристских заявлений со стороны Баку и как-то подружить народы? Верите ли вы в целом в возможность полного мирного урегулирования в обозримой перспективе?

"Подружить" два народа весьма желательно, но пока трудновато, особенно когда кое-кто специально культивирует недоверие и враждебность между ними. Поток милитаристских заявлений со стороны официального Баку можно остановить лишь их систематическим осуждением извне. На это не хватает собственных сил в Азербайджане: слишком раскручена бредовая идея реванша, хотя реально это пока лишь самовозбуждение - в стиле ООК (Организация освобождения Карабаха - прим. ИА REGNUM). Прессе (лучше всего самой азербайджанской) стоило бы составить полный реестр подобных заявлений основных действующих лиц (вроде "любым путём" и даже "любой ценой" или "терпение небезгранично" и т.п.), растиражировать его, а то и разослать по влиятельным международным организациям. Это немного остудило бы спичрайтеров и самих официальных лиц. Но, несмотря на эти и многие другие трудности, всё-таки верю, что выход на динамику урегулирования возможен. Скорее всего, примерно к 2010 году, после очередной мучительной пробуксовки 2007-2008 годов. Хорошо бы все стороны опровергли это предположение, начав продвижение уже в нынешнем году!" ("Арминфо", с сокращениями).

Надежда на окончание конфликта?

Уже много лет все переговоры упираются в одни и те же препятствия. Азербайджан требует, чтобы Армения вывела свои войска из Нагорного Карабаха, и только после этого он согласится на переговоры об окончательном статусе анклава. Армения настаивает на первоочередном проведении переговоров. Правительство Нагорного Карабаха заявляет о необходимости признания его независимости, выдвигая это в качестве условия собственного участия в переговорах. Сейчас наступило время для достижения соглашения. Лидеры Армении и Азербайджана знают, что урегулирование конфликта соответствует их национальным интересам. Однако усилия по выработке окончательного компромисса подрываются экстремистскими националистическими силами обеих стран, а ведь и в Азербайджане, и в Армении через два года должны пройти общенациональные выборы. Предвыборное давление нарастает, и прийти к компромиссному соглашению становится все труднее. Президенты Армении Роберт Кочарян и Азербайджана Ильхам Алиев согласились на проведение 10 февраля встречи в парижском предместье Рамбуйе. Французские и российские посредники постараются помочь им в достижении договоренности, однако все остальные препятствия Кочаряну и Алиеву придется преодолевать самим. Окончательное урегулирование даст самый мощный с момента распада Советского Союза стимул к укреплению стабильности в Закавказье, а также заставит инвесторов более внимательно приглядеться к этому региону. Если достижение соглашения окажется возможным, Кочарян наконец сможет гарантировать безопасность этнических армян, проживающих на территории анклава, и перенаправить идущие на военные цели средства для развития ослабшей армянской экономики. Азербайджан добьется вывода армянских войск и получит обещания более тесного сотрудничества с Европейским союзом и Соединенными Штатами. А Нагорный Карабах может со временем обрести международное признание собственной независимости. Безусловно, ни одно соглашение не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Именно в Рамбуйе в феврале 1999 года было достигнуто соглашение о статусе Косово. Однако в итоге оно было сорвано, и за этим последовали натовские бомбардировки Белграда. Но если Кочаряну и Алиеву удастся достичь соглашения и затем заставить его работать, то его положительные последствия будут долго ощущаться во всем регионе и далеко за его пределами. (Karabakh-online.com - The International Herald Tribune, с сокращениями).