Обзор СМИ Читинской области за 7-10 февраля

"Эффект" в номере за 8 февраля беседует на тему вступления в силу ФЗ № 102 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с директором ГУП "ЧитаАлкогольКонтроль" Василием Новиковым. Последний уверен, что новый закон открыл дорогу всем недобросовестным производителям и подпольным цехам: "Даже при государственном контроле большое количество алкоголя браковалось. Так, только за прошедший год из 26 750 000 бутылок, прошедших через лабораторию, 801 тысяча признана негодной к употреблению". Новиков сетует на то, что единственное, что теперь требуется от продавца, - это лицензия стоимостью всего 25 тысяч рублей. По его мнению, единственный способ борьбы - добровольный контроль качества алкогольной продукции, в котором, в первую очередь должны быть заинтересованы оптовые поставщики: "Ведь подпольная водка, которая продается по низкой цене, нанесет урон их деятельности". В настоящее время на территории Читинской области действует 14 оптовых складов, откуда спиртосодержащий товар распространяется по всему региону. Но пока их владельцы не спешат заключать договор в "ЧитаАлкогольКонтроль", заняв выжидательную позицию. По словам Новикова, "на бутылках, прошедших экспертизу и соответствующих предъявляемым требованиям, будет стоять знак, который и является единственной гарантией качества. Защитный знак специально разработан для Читинской области, имеет 8 степеней защиты, подделать его практически невозможно, и самое главное, он стоит только на той продукции, которая прошла контроль". Впрочем, такой продукции в магазинах Читинской области почти нет.

"Экстра" в номере за 8 февраля публикует материал, посвященный проблемам лесозаготовок в Читинской области. По мнению автора, "если в лесоперерабатывающей отрасли поводы для оптимизма имеются, то в лесозаготовке конца и края сложнейшим проблемам пока не видно". Общий запас лесных насаждений в области составляет около 2,4 млрд кубометров. Так называемых спелых и перестойных насаждений - 1,2 млрд кубометров. Расчетная годовая лесосека, то есть тот лес, "который можно и нужно рубить, не причиняя природе вреда", составляет 13,5 млн кубометров. Так вот, из 13,5 млн кубометров в 2005 году легальный (именно легальный) объем отпуска древесины составил всего 1,2 млн кубов - то есть меньше 10% от установленной нормы. Реальные объемы срубленного в Читинской области леса вряд ли составляют меньше 5 млн кубометров: "В 2005 году экспорт леса из области составил около 2,5 млн кубометров. Для заготовки такого объема необходимо срубить как минимум 5 млн кубов леса. Около 1 млн кубов в Читинскую область, граничащую с пожирающим лес Китаем, доставили из Республики Бурятия. Дальше арифметика простая - срубили 5 млн кубов, из них 1,2 - легально, плюс 1 млн - из Бурятии... остается как минимум 3 млн кубометров древесины, происхождение которой очевидно - незаконные порубки". При этом автор уверен, что "государство самостоятельно создало все условия для развития этого нелегального бизнеса". Начинается всё с цены на древесину на корню, которая после всех накруток в Читинской области достигает 150-300 рублей за кубометр: "Добавьте к этому процесс оформления документов, который иногда затягивается на несколько месяцев, и поймете, что гораздо легче плюнуть на всё, и пойти наперекор закону". Не давая развиваться частникам, государство не предпринимает никаких мер по развитию собственных предприятий: "Реформы 90-х годов, когда от лесхозов (все лесхозы входят в структуру агентства лесного хозяйства) отделили хозяйственные функции, привели к тому, что перерабатывающие цеха были разворованы, практически ликвидированы. В XXI веке государство продолжило атаку на лесхозы - с 2006 года, скажем, региональные АЛХ получают на свое развитие всего 10% от заработанных средств, всё остальное уходит в федеральный бюджет. С 2007 года отрасль встанет на рельсы приватизации, а после неё не выживет ни один лесхоз".

Тема незаконных вырубок часто поднимается и в районных газетах. Газета "Рабочая трибуна" Хилокского района в номере за 7 февраля сообщает, что в 2005 году за незаконные порубки леса прокуратурой района возбуждено 95 уголовных дел. По мнению издания, суд выносит суровые наказания: житель села Бада Стрижов приговорен к лишению свободы на срок более 2 лет с взысканием ущерба в 596 334 рубля. Аналогичные наказания настигли и других хилокцев. Прокуратура извещает, что из-за массового и планомерного уничтожения лесов в районе резко упал уровень главной реки - Хилок.

"Аргументы и факты" берут интервью у председателя читинского комитета солдатских матерей Анастасии Васильевой. Женщина рассказывает с десяток случаев издевательств над солдатами срочной службы: "Я помню, как "воспитывали" старослужащие нашего новобранца в Курске. Сначала издевались, а потом обматывали колючей проволокой. Никогда не забуду Васю Першина из Дарасуна (поселок в Карымском районе Читинской области - прим. ИА REGNUM). Жаль, но спасти его не удалось. Он покалечил руку, а в медсанбате, куда его поместили, над ним стал издеваться "дед" - бил табуреткой. Парень умер в окружном госпитале, а нам в прокуратуре Читинского гарнизона объяснили, что его другой солдатик несколько раз ударил в область сердца. Видела я того солдатика - маленький, худенький. А лежал-то Першин в офицерской палате. Вот и вышло: погиб один, а другого, я уверена, ни за что, осудили на 8 лет". Говоря о сложностях в работе, Васильева утверждает, что на жалобы военное руководство отвечает с неохотой, сопротивляясь деятельности комитета солдатских матерей: "Не дают выяснить обстоятельств того или иного случая. На письменные запросы - тянут с ответами, не говорят правды. Вводят в заблуждение как родителей военнослужащих, так и наш комитет". Васильева приводит случаи, когда матери погибших в армии сыновей после похорон сами не выдерживают и умирают: "10 января 2006 года умерла мама одного из наших погибших парней - на 2 месяца только и пережила сына, сердце не выдержало. Этот Миша Воронин призывался в армию в марте 2004 года. Служил в Гусиноозерске, в части №61377, в марте должен был вернуться домой. Какие он письма писал, какие планы строил! А 27 декабря 2005 года родители получили 2 телеграммы от командира части. В первой он сообщал, что их сын в тяжелом состоянии, а во втором о том, что сын умер в результате попытки суицида. Когда отец Миши приехал за телом сына, ему объяснили, что он спрыгнул с 3-го этажа. Причины не ясны: у командиров только версии, а у родителей справка с указанием причины смерти - открытая черепно-мозговая травма. Но не мог парнишка покончить с собой, не такой он был человек".

"Аргументы и факты" в очередной раз возвращаются к теме брошенных военных гарнизонов, которых на территории Читинской области насчитывается ни один десяток. Газета напоминает, что "Читинская область традиционно была и остается военным регионом", а "огромное количество военных частей требовало создания соответствующей инфраструктуры": "Рядом с аэродромами, штабами и ракетными шахтами строились военные гарнизоны, которые в и без того благополучном Союзе всегда были оазисами с "московским" снабжением, идеальной чистотой и крайне низким уровнем преступности. Местное население находило у военных постоянную и престижную работу, неплохой заработок". Но "реформы 90-х годов изменили государственные приоритеты, и всеобщий бардак с легкостью проник в военное ведомство": "Летчики стали меньше летать, танкисты - меньше ездить, артиллеристы - реже стрелять, а пьяные разборки в военных гарнизонах стали обыденным явлением". В 90-х годах из области в спешном порядке выводились целые дивизии, а военные гарнизоны со всей начинкой бросались на произвол судьбы. Отсутствие даже номинального хозяина спровоцировало масштабное мародерство: "Из квартир выносилось всё - начинали с дверей, заканчивали проводкой и обоями. Сколько времени потребовалось на то, чтобы разобрать начинку домов, оставив от них пустые бетонные коробки, неизвестно". После того, как из квартир стало нечего выносить, внимание мародеров переключилось на более сложную работу - стали разрушаться и разбираться кирпичные строения: "Государству до этого никакого дела не было, а военные не предпринимали никаких усилий для того, чтобы защитить свою собственность. На крупных стройматериалах зарабатываются миллионы нигде не учтенных рублей, а государство до сих пор не может разобраться с тем, кому же принадлежит всё это богатство". В ноябре 2005 года в Чите проходило двухдневное совещание по вопросам развития законодательства в сфере имущественных отношений. Проводил его председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский: "Тема брошенных военных городков на этом совещании была едва ли не ключевой - региональные власти предприняли все усилия для того, чтобы привлечь внимание депутатов к этой проблеме. Но на итоговой пресс-конференции Плескачевский расписался в собственном бессилии - какие-либо поправки в федеральное законодательство, способные хоть как-то разрешить проблему, поддержки у депутатов Госдумы не найдут".

"Аргументы и факты" в номере за 9 февраля напоминают, что с 26 февраля вступает в силу постановление правительства, согласно которому беспошлинно перевозить через границу можно будет не 50 кг, как раньше, а 35, причем не чаще, чем 1 раз в месяц (раньше это разрешали делать 1 раз в неделю). Газета приводит приблизительные подсчеты прибыли среднестатистического "челночника", который выезжает в Маньчжурию - китайский город, расположенный на границе с Читинской областью, 1 раз в месяц: "Вывозит челночник товара приблизительно на 20 тысяч рублей. Обычно это недорогие кофточки, брюки, нижнее белье и так далее. Цена за этот товар складывалась следующим образом: к стоимости одной вещи в юанях прибавлялся ноль. Так, например, недорогая кофточка, купленная в Маньчжурии за 25 юаней (1 юань равен приблизительно 3 рублям 50 копейкам), в России продавалась за 250 рублей. Таким, образом, продав все вещи, "челнок" оправдывал путевку в Китай (около 4 тыс. рублей) и имел небольшой доход, из которого он платил аренду, налоги, отчисления в пенсионный фонд". За счет беспошлинно вывезенных килограммов женщины во многих населенных пунктах Забайкалья смогли прокормить и одеть своих детей, в то время "как их мужья, сломавшись в 90-е годы, нашли утешение в беспробудном пьянстве". По мнению автора, кроме челночников лишатся работы водители-перевозчики и "кэмэлы" (люди, которые перевозят через границу чужой товар за некоторое вознаграждение - прим. ИА REGNUM). Последние первый удар получили 2 года назад, когда периодичность поездок через границу сократили с 1 раза в день до 1 раза в неделю: "Завязав пояса потуже, они вздохнули и стали ездить в Китай 4 раза в месяц. За одну поездку они имеют в среднем от 500 до 1 500 рублей. Итого - от 2 до 6 тысяч рублей в месяц. А с введением новых поправок эта сумма уменьшится в 4 раза. А годовая виза в Китай стоит около 5 тысяч рублей".

"Забайкальский рабочий" в номере за 10 февраля подхватывает тему "челноков", отталкиваясь не только от бед челноков, но и от некоторых позиций федеральной таможенной службы (ФТС): "По замыслу ФТС, новые правила позволят усилить борьбу с "серым" импортом, когда под видом товаров для себя везут все исключительно на продажу, избегая положенных выплат. "Челноки" сегодня - главный враг государственных правил торговли с заграницей. Физические лица, перемещаясь "туда-сюда умудряются иметь товарооборот порой крупнее какой-либо солидной фирмы, при этом обходя правила налогообложения". Крупному и среднему бизнесу изменения вроде бы не угрожают: "С помощью крупных предпринимателей таможне удалось практически извести "серые" компьютеры, на очереди - мобильные телефоны". Впрочем, автор уверен: что государству - хорошо, приграничным территориям - смерть: "Многие проблемы окраинных поселков РФ удалось хоть как-то снять только с помощью либерализации туристических шопинг-туров. Что сегодня творится в Забайкальске (соседний с Маньчжурией российский поселок на границе в Читинской области - прим. ИА REGNUM)? Даже администрация поселка признает, что с трудом представляет себе, чем занять сотни людей, которых отлучат от такого бизнеса. Практически весь Забайкальск, кроме работников бюджетной сферы и таможни, занят активной перевозкой товаров из КНР в Россию. Каждые сутки границу переходят более 4 800 человек". Главе администрации Забайкальского района Сергею Васильеву впору за голову хвататься: "Конечно, для страны такое постановление, может и хорошо, но мы категорически против такого поспешного введения изменений. Почему бы не перейти поэтапно? Сегодня на наше "лицо страны" смотреть грустно, поселок сам не может справиться с навалившейся горой проблем. Мы уже не раз предлагали, что необходимо совместно с исполнительной властью субъекта приступить к разработке плана комплексного развития Забайкальска. Не имея мощных источников финансирования, мы своими силами с такой задачей не справимся. А приезжающие в КНР туристы еще долго будут сравнивать нас с Маньчжурией, конечно, не в нашу пользу. Но самая большая проблема - как будут жить люди завтра, после введения новых правил".

В этом же номере "Забайкальский рабочий", отдавший несколько полос под обсуждение постановления правительства, публикует мнения читинских чиновников, которые заметно контрастируют с мнением журналистов и рядовых челноков. "На предложение Президента к 2010 году утроить товарооборот с Китаем это постановление не повлияет", - уверен Александр Новосельцев, первый заместитель председателя Комитета международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области. Да и в остальном Новосельцев весьма спокоен: "Лично я в этом постановлении плюсов вижу больше, чем минусов. На государственном уровне оно, во-первых, даст возможность снизить поток нелицензированной продукции, которая в огромном количестве везется из Китая. А, во-вторых, оно позволяет отечественным производителям утвердиться на рынке. Что касается экономики Читинской области, думаю, на ней действие постановления особенно не скажется. Понятно, что основные деньги Читинская таможня делает на обложении импорта из Китая, но эти средства в любом случае уходят в федеральный бюджет. Безусловно, некоторая напряженность после 26 февраля будет: возможно, товары, которые продаются на китайских рынках, в торговом центре "Ся-ян" (крупнейший в Чите китайский вещевой торговый центр), наценятся. Есть вероятность того, что пострадают и некоторые турфирмы. Но это коснется только тех организаций, которые делали ставку лишь на одну категорию туристов, так называемых челноков. Однако драматизировать ситуацию не стоит. Дефицита на некоторые виды продукции, скорее всего, не будет. Ведь большая часть того, что доставляется из Китая - овощи и фрукты, а они, что тогда, что теперь, перевозились объемами, гораздо превышающими и 50, и 35 килограммов".

Вообще, теме российско-китайских взаимоотношений все читинские газеты в каждом своем номере традиционно посвящают как минимум 1 материал. Следуют этому неписанному правилу и районные газеты, особенно те, которые издаются в муниципалитетах, граничащих с Китаем. Так, в газете "Приаргунская заря" Приаргунского района в номере за 7 февраля заведующий отделом внешнеэкономических связей администрации района рассказывает о выполнении областной программы "Привлечение иностранных инвестиций в экономику Читинской области": "В 2005 году администрация района провела ряд встреч с руководством китайских городов Эргуна и Хайлара, представителями ряда коммерческих фирм. В Приаргунске будет строиться газоперекачивающая станция, всю необходимую документацию и деньги в сумме 4 млн рублей обеспечивает китайская сторона. Есть обоюдная договоренность на строительство железнодорожной ветки, увеличение закупки российского угля. Был разговор о возможном инвестировании в Приаргунском районе строительства цеха и линии сборки китайских автомобилей, сельхозмашин, мобильных телефонов, товаров легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. Китайские компании заинтересованы во вложении средств в новое строительство в Приаргунске (районный центр Приаргунского района - прим. ИА REGNUM). Есть примеры достойного сотрудничества: на базе российской компании "Агротранс" и Главной Хулунбуирской компании "Тема" КНР создано совместное предприятие. Итогом стало увеличение производства пшеницы, овса, рапса, овощных культур в 2005 году в 3 раза. Хозяйство "Виктория" полностью рассчиталось с долгами перед китайской стороной и погасило задолженность по налогам. Имеются хорошие результаты сотрудничества в области торговли и туризма, обмене духовными ценностями".