На 12 марта назначены выборы мэра столицы Карачаево-Черкесии - города Черкесска. И хотя нельзя с уверенностью говорить, что эти выборы реально пройдут, уже сегодня ясно, что обстановка вокруг них накаляется и обнажает те противоречия, которые копились в республике в течение последних лет.

Семь кандидатов, выдвинувшихся на пост мэра, будут, даже формально, не единственными участниками предстоящей политической борьбы. Как уже сообщалось, против проведения всенародных выборов мэра выступает нынешний и.о. главы города Черкесска Петр Коротченко. Городское собрание 19 января приняло новый устав, по которому главу города избирают депутаты из своего числа. Незадолго до этого два члена горизбиркома оспорили в суде решение о назначении выборов на 12 марта. Вполне возможно, что "под вопросом" выборы будут до самого момента их проведения. Напомним, что осенью 2005 года выборы мэра уже назначались, но были отменены.

Нынешнее руководство черкесской мэрии известно политической близостью одному из самых влиятельных в республике оппозиционных политиков - председателю Верховного суда Карачаево-Черкесии Исламу Бурлакову, баллотировавшемуся в президенты на последних всенародных выборах в 2003 году и показавшему там третий результат. Сторонники Бурлакова не обладают какими-либо особо крупными, даже по масштабам Карачаево-Черкесии, экономическими активами, однако среди них немало "крепких середняков" местного бизнеса. В политическом плане, "команда Бурлакова" ориентирована сейчас в первую очередь на мобилизацию под свои знамена электората экс-президента Владимира Семенова, который отошел от дел и не появляется в республике. В частности, в союзе с "бурлаковцами" выступает наиболее активный сегодня в республике из бывших сподвижников Семенова - депутат Народного Собрания Ислам Крымшамхалов. В республике авторитет экс-президента (как известно, не признавшего реальность своего поражения в 2003 году) достаточно высок в районах с преобладанием карачаевского населения - Карачаевском и Малокарачаевском. В Карачаевском районе, на выборах главы района в декабре, Крымшамхалов оказался вторым и показал довольно высокий результат, несмотря на то, что ему противостоял зять одного из нынешних вице-премьеров. В числе союзников Бурлакова - и родственники убитых на даче президентского зятя Али Каитова в октябре 2004 года (практически все они относятся к весьма влиятельным и небедным карачаевским фамилиям).

Политическая группировка, о которой идет речь, оказывает поддержку силам этнической направленности. Еженедельная газета "Вести гор", которую связывают со сторонниками Бурлакова и которая стала сейчас рупором оппозиции, регулярно публикует материалы о прошлом и будущем именно карачаевского народа, вообще достаточно открыто позиционирует себя как "карачаевская газета" (что видно и из названия - черкесы в горных местностях республики почти не живут). При этом данная газета также оказывает поддержку нынешнему руководству мэрии Черкесска.

Этническая составляющая может обеспечить определенный успех в столице Карачаево-Черкесии: хотя официальной статистики на этот счет нет, неофициальные источники говорят о том, что вследствие миграционных процессов доля карачаевского населения в Черкесске сейчас приближается к половине.

Что касается нынешнего руководства республики, то для него предстоящие выборы - экзамен на выживание. После выборов глав районов, прошедших для президента Мустафы Батдыева с переменным успехом, лишь проведя своего кандидата в мэры Черкесска, Батдыев сможет показать свою способность контролировать происходящее в республике. При этом, по нашим данным, свою позицию в отношении предстоящих выборов республиканское руководство в последнее время не раз меняло. Еще в начале января речь шла о возможном выдвижении в мэры от "Единой России" (что означает и "от Батдыева") главы представительства Карачаево-Черкесии в Москве, черкешенки Эммы Кардановой. Кандидатура Кардановой существовала и во время предыдущей попытки провести выборы мэра Черкесска, в сентябре 2005 года. Тогда ее поддерживал, в первую очередь, наиболее влиятельный черкесский бизнесмен Станислав Дерев (претендовавший на пост президента в 1999 году), но также и другие крупные черкесские бизнесмены. Заключив политический союз с Кардановой, карачаевец Батдыев привлек бы на свою сторону черкесскую элиту, как он это успешно сделал перед выборами 2003 года.

Однако сегодня ясно, что политического союза не получилось: от "Единой России" выдвинут спикер Народного Собрания Сергей Смородин. Этот человек имел отношение к АО "Кавказцемент" в то время, когда совет директоров этого предприятия возглавлял ныне подсудимый Али Каитов. "Поставив" на Смородина, Батдыев подтвердил свой политический союз с тем бизнесом, который поддерживал его на президентских выборах и видную роль в котором играл Каитов. Однако тем самым президент еще раз подчеркнул и факт своего противостояния со значительной частью карачаевских сил, в числе которых - родственники жертв охраны Каитова. Таким образом, в ходе предвыборной борьбы можно прогнозировать прежде всего развитие внутрикарачаевского раскола.

Интересно, что, по данным наших неофициальных источников, команда Батдыева намечала выдвинуть Смородина в мэры еще до трагических событий на даче Каитова в октябре 2004 года, существенно осложнивших политическое положение президента республики. Когда же в сентябре 2005 года были объявлены выборы мэра, Смородин среди кандидатов не фигурировал. "Единая Россия" выдвинула на тех несостоявшихся выборах кандидата из Ставрополья, не входящего в команду Батдыева. "Возвращение" Смородина не может не рассматриваться в республике как знак возрастания поддержки Батдыева со стороны федеральных структур.

При этом упомянутая выше Эмма Карданова в мэры также выдвинулась, но не от партии, а в качестве самовыдвиженца. Ее могут вновь поддержать наиболее крупные черкесские бизнесмены, с которыми она имеет прочные связи (хотя не исключено, что некоторая часть черкесского бизнеса все равно поддержит "батдыевского" кандидата). При этом в политическом отношении черкесская элита оказывается в изоляции, не заключив союза ни с президентом, ни с карачаевской оппозицией. Бизнес-ресурсы же у черкесских предпринимателей сегодня в республике мощны как никогда, особенно после того, как бизнес, близкий Батдыеву, вслед за драматическими событиями осени 2004 года продал свои основные активы. Вероятнее всего, черкесские силы, если выборы в этот раз состоятся, сделают существенную ставку на борьбу за русские голоса.

Такой расклад - сильные карачаевские и черкесские группировки, ведущие борьбу за голоса русских избирателей - практически повторяет ситуацию 1999 года, когда выборы обернулись существенным осложнением обстановки в республике. Мобилизационный потенциал основных политических сил по сравнению с 1999 годом вряд ли уменьшился - о чем говорят, например, массовые акции политического протеста, не раз - причем по разным поводам - сотрясавшие Черкесск в последние полтора года. Осложняется ситуация по сравнению с 1999 годом, в свете вышесказанного, как минимум тремя факторами:

1. наряду с противостоянием сил, в которых доминируют представители разных национальностей, есть и довольно сильный конфликт внутри карачаевского этноса;
2. борьба ожидается не только за победу на выборах, но и за саму возможность их провести, что делает ситуацию в целом менее предсказуемой;
3. действующая республиканская власть поведет на выборах свою "борьбу за выживание", что предполагает мощное использование административного ресурса и не менее мощное противостояние ему со стороны мэрии.

Для того, чтобы ситуация не развивалась по наихудшему сценарию, федеральным властям, по-видимому, пора отказаться от привычной в последнее время в Карачаево-Черкесии роли "страховщика" республиканской власти и перейти к более ответственной и умиротворяющей роли арбитра.