Военная реформа избавит от дедовщины? (Правда Севера)

В минувшую субботу в Москве у здания министерства обороны и в Екатеринбурге возле прокуратуры Уральского военного округа прошел митинг против дедовщины в армии. Напомним, в новогоднюю ночь в Челябинском танковом училище сослуживцы зверски избили солдата-срочника Андрея Сычева. Он лишился обеих ног и половых органов и до сих пор находится в больнице в тяжелом состоянии. Семья Сычева собирается судиться, в том числе с минобороны, сообщает информационное агентство "Интерфакс".

А 22 января, как мы уже сообщали, в Ленинградской области погиб Роман Пономарев, солдат-срочник из Новодвинска. Предположительно, он покончил с собой. Уголовное дело возбуждено по статье "Доведение до самоубийства", то есть предполагается, что и Роман стал жертвой дедовщины. Расследование продолжается.

Можно ли бороться с дедовщиной и как? Этот вопрос мы задали людям, так или иначе имеющим отношение к этой проблеме.

Иван, студент 3-го курса, потенциальный призывник:

- Лишний раз убедился: не болен - коси! Не покалечат, так сам покалечишься. По меньшей мере, два года коту под хвост. Искоренение дедовщины, наверное, возможно по образцу, предложенному министром обороны Сергеем Ивановым: перевести военные должности на контрактную основу, и чтобы обязательно все сержанты стали контрактниками. А призывники полгода будут ходить в учебный центр, потом полгода дослуживать в линейных частях. Если служба полгода, само понятие "дед" отомрет. Конечно, без конфликтов все равно не обойтись - "уродов" везде хватает, но хотя бы будет меньше трений. Как в пионерлагере, к примеру. Правда, такие изменения вряд ли произойдут: государству денег на реформу жалко.

Андрей Гибадуллин, руководитель центра дополнительного образования "Контакт" (Архангельск):

- Я сам в свое время отслужил и считаю, что от дедовщины никуда не деться: она есть в любой армии мира, даже самой профессиональной. Молодые всегда "шуршат", другое дело, что до издевательств дело доходить не должно.

В большинстве военных частей присутствует уставщина, а не дедовщина. Дедовщина - это когда "дед" скидывает на "салагу" порученную ему тяжелую работу по принципу "я в свое время бегал - теперь ты у меня побегаешь". Правда, есть не очень развитые личности, которые, почуяв власть, переходят границы. А уставщина - когда командир в рамках устава может "гонять" солдата как хочет. И лучше ли это, чем дедовщина, - неизвестно.

Чтобы выстоять в этих условиях, важны занятия спортом: слабых в армии не уважают. Если ты не можешь 12 раз подтянуться то будут проблемы. Кроме того, нужно видеть грань между стукачеством и необходимостью защитить свою жизнь. Нужно уметь чувствовать, когда стоит потерпеть, а когда пора жаловаться.

Георгий Модлицкий, заместитель председателя областного совета ветеранов войны и труда:

- Я пошел в армию в 1956 году. И комбат, и старшина для нас были как отцы. Я сам был командиром взвода, и всех своих солдат помню. Один из них был страшно ленивый, но мы его не били! Дедовщина началась в последние 10-15 существования СССР. Сложный вопрос, как с ней теперь бороться. О военной реформе говорят давно и много, но никаких изменений я не вижу.

Людмила Дмитриева, заместитель председателя комитета по вопросам местного значения администрации МО "город Новодвинск", ответственный за работу с общественными объединениями:

- Мать, отдавая юношу в армию, предполагает, что из него сделают мужчину. Да, армейские условия должны быть суровыми, но это вовсе не значит, что солдаты должны подвергаться насилию со стороны разных подонков! У нас был случай, когда женщина насильно забрала своего единственного сына из военной части. Он стал жаловаться, что ему плохо. Если его никто не может защитить в армии, это должна сделать мать.

Александр Юрченко, руководитель Архангельского областного сборного пункта:

- В каждом случае обстоятельства подобных происшествий нужно рассматривать вкупе. Проблема неуставных отношений - это проблема и самого солдата, и командования, и обстановки в военной части, где молодой человек проходит службу.

Армия - это часть общества. Туда идут те же самые люди, что окружают нас на гражданке. Парня, которого 17 лет воспитывали определенным образом, за полтора- два года не переделаешь. Перевоспитывают у нас не в армии, а в других местах...

... Думается, что наше государство, призывая на службу парней, "забывает" важную вещь. Юноши, надев форму, не должны становиться пешками, с которыми можно делать все что угодно: морозить при транспортировке в части, кое-как кормить, бросать в горячие точки, допускать избиения. Новобранцы остаются гражданами, для защиты которых и создано государство.

Небоевые потери нашей армии за последние пять лет составили 10799 человек. Трудно говорить о патриотизме, если в мирное время мы в год теряем вдвое больше солдат, чем за каждый год войны в Афганистане.

Билетный Мамай... пришел (Архангельск)

Архангельские магистрали на пороге тарифной революции

Следующий понедельник обещает стать днем второй Куликовской битвы, в которой сойдутся частные перевозчики, грозящие поднять цену на билеты до 8 рублей, и власти, обещающие карать за это рублем. Между тем пассажиры, затюканные морозами, уже сейчас протягивают кондуктору мелочи больше на два рубля.

В прошедшую субботу почти во всех частных автобусах появились объявления о том, что 4 февраля цена на билет поднимается до 8 рублей. Обычно таким акциям предшествует громкая шумиха в СМИ - гнев общественности и чиновничьи разъяснения, но в этот раз все началось слишком тихо. Так сказать, затишье перед бурей:

Дело в том, что стоимость билета определяют власти, а они ее не меняли - 6 рублей. Восьмирублевые расценки установили сами перевозчики, и с точки зрения закона это было сделано самовольно.

Впрочем, это уже второй виток тарифной войны. Первый был в сентябре 2005 года, когда перевозчики грозили приостановить движение автобусов в часы пик, если им не разрешат увеличить тариф до 7 рублей. Тогда забастовку спустили на тормозах - автобусное братство либо напугали, либо не было единства в рядах самих "повстанцев". Поэтому в этот раз они пошли на штурм дружно, сомкнув автобусные ряды, с "кондукторами наперевес":

- Поднять стоимость проезда с 6 до 8 рублей - это было общее решение всех частных предпринимателей, - сообщила представитель перевозчиков Вера Дурандина. - Оно вызвано тем, что тарифы на проезд не пересматривались последние три года. Между тем за это время индекс инфляции составил около 40%, топливо подорожало на 70%, а стоимость автобусов и комплектующих материалов выросла вдвое. Поэтому мы просто не укладываемся в шестирублевый тариф.

Свою роль сыграли и морозы - расход топлива в январе увеличился на 25%. Кроме того, перевозчики прогнозируют, что если так пойдет и дальше, то к 2010 году возить людей в Архангельске будет не на чем. По словам Веры Дурандиной, в январе у многих не осталось денег на амортизационные отчисления, то есть на обновление парка машин. И если за три ближайших года большинство машин будет списано, а новых не приобретено, то автобусов в городе может не остаться:

Перевозчиков подстегнуло и то, что соседи - Ярославль и Вологда - уже подняли цены до 8 рублей.

- Мы понимаем, что нам грозит административная ответственность, - говорит Вера Дурандина, - но ситуация у нас безвыходная. В этот бизнес вложены наши средства, почему мы должны оставаться без работы?

Власти тоже не собираются идти на попятную. Как сообщил заместитель директора департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области Валерий Хвостов, "в соответствии с постановлением губернатора N 57 цена на проезд определяется органами исполнительной власти и пересматриваться не будет". Как только перевозчики самовольно поднимут цену билета, к нарушителям применят санкции. В рамках Кодекса административных правонарушений для юридических лиц штраф составит 40 - 50 тысяч рублей.

Арбитром в конфликте властей и частников могут выступить муниципальные перевозчики. Свои расценки они поднять не могут, а проблемы те же, что и у независимых коллег.

- Тарифный вопрос в нашей области надо пересматривать, - считает директор АПАП-1 Александр Аншуков, - решение его и так затянулось. Сдерживание тарифа идет не на пользу пассажиров - если парк машин не будет обновляться, пострадает безопасность. Есть два пути решения проблемы. Первый - дотации из бюджета (которые бы покрывали разницу между стоимостью билета для пассажиров и реальной стоимостью), причем во всей стране только два региона, где нет таких дотаций, - Архангельская область и Республика Тува. И второй - поднятие тарифа до себестоимости.

Что же будет с молоком? (Волна)

На минувшей неделе в СМИ промелькнуло открытое письмо генерального директора ОАО "Молоко" Владимира Петрова губернатору Архангельской области Николаю Киселеву, председателю областного собрания депутатов Виталию Фортыгину, секретарю политсовета регионального отделения партии "Единая Россия" Николаю Львову.

Автор выступает против нового порядка предоставления субсидий сельхозпредприятиям и предприятиям переработки сельхозпродукции, который будет введен в Архангельской области в 2006 году.

Теперь, как пишет гендиректор, "помощи молочным заводам не будет. И это при том, что на 2006 год, в сравнении с 2005 годом, областное Собрание увеличило субсидии на животноводческую продукцию. Это на руку производителям из других областей и посредникам, поставляющим завозную продукцию".

В чем же дело? Кто и почему предоставляет преференции производителям молока в ущерб его переработчикам? Чтобы разобраться в проблеме, я обратился к причастным к ее решению людям.

- Государственная поддержка товаропроизводителю усилена совершенно правильно, - считает Надежда Павловская, председатель комитета по агропрому областного Собрания депутатов. - Производитель молока экономически и так-то поставлен на колени. Прежде всего - переработчиком. Ведь когда тот и другой садятся за стол переговоров о цене молока-сырья, кто диктует цену? Переработчик. Это при том, что крестьяне вообще находятся в более сложных условиях: большую часть времени они находятся под открытым небом в любую погоду и в недостаточно отапливаемых помещениях. Анализ экономики производства молока тоже показывает, что им поддержка нужна даже в большей степени, чем переработчикам. Ведь когда молокозавод диктует цену закупаемого им сырья, он уже заложил в нее все свои затраты чтобы получить прибыль для ведения производства. А производителю что остается? Соглашаться на любые условия. Его никто и не спрашивает, укладывается он в свои затраты или нет. Например, самая низкая закупочная цена в области для товаропроизводителя - традиционно в Красноборском районе. Оттуда местному молокозаводу дальше всего везти продукцию на емкий рынок сбыта - в Архангельск, Северодвинск, Новодвинск. А дотацию на эти перевозки он не получает. Вот и учитывает транспортную составляющую в закупочной стоимости сырья. Что касается ОАО "Молоко", ему не приходится тратиться на дальние перевозки продукции, а доставка сырья из тех же дальних районов ему субсидируется. Но субсидии, я считаю, должны даваться либо всем на равных условиях, либо - никому.

Надежда Ильинична рассказала также о том, что субсидии переработчикам не выделяют ни в одном регионе России, а на Западе - тем более. ОАО "Молоко" была оказана прямая господдержка, поскольку к 2000 году в этом появилась насущная необходимость.

В течение пяти последних лет между департаментом АПК области и ОАО "Молоко" заключалось соглашение о такой господдержке. Эта дотация на ОАО "Молоко" сработала, о чем и пишет в первой части своего письма уважаемый Владимир Сергеевич, указывая, что за эти годы дотации позволили увеличить на предприятии производство продукции в 8 раз при постоянном совершенствовании ее качества.

- Но я считаю, что это была дотация временного характера,- подчеркнула, Надежда Павловская, - на момент становления завода. А сейчас предприятия переработки могут ведь развиваться и с помощью других средств - кредитных, например, что раньше им не позволялось.

Валентин Прожерин, первый заместитель департамента агропромышленного комплекса администрации области наш разговор начал с реплики:

- Непонятно, чем руководствуется Владимир Сергеевич, говоря в своем письме о том, что увеличение субсидий выплаты на молоко - на руку производителям из других областей и посредникам, поставляющим привозную продукцию. Ведь дотируется только продукция местных сельхозпроизводителей и только та, которая реализуется на территории нашей области. А завоз или вывоз продукции, производимой сельхозпредприятиями или переработчиками вовне, отнюдь не поддерживаются нашими дотациями.

Далее Валентин Петрович рассказал, что в 2005 году доставка молока на перерабатывающие предприятия субсидировалась. Что касается господдержки в минувшем году ОАО "Молоко", то она оказана в полном объеме и составила 6,5 миллиона рублей, включая кредиторскую задолженность предприятия за прошлые годы. 4 миллиона рублей из этой суммы составила субсидия за 2005 год, направленная в том числе и на модернизацию производства. 4 миллиона - это всего 1,8 процента от объема выручки предприятия. Поэтому говорить, что, убрав эту господдержку, мы нанесем вред производству - некорректно, подчеркнул мой собеседник.

В общем, учитывая сложившееся положение дел, департамент АПК предложил изменить с 2006 года порядок поддержки и производителей, и переработчиков сельхозпродукции. Тем более, что с этого года переработчики получили возможность пользоваться инвестиционным кредитом, а субсидии будут им предоставляться для возмещения затрат на уплату ставки рефинансирования Центробанка - 12 процентов. Сумма будет погашаться полностью за счет средств областного бюджета. Переработчики сельхозпродукции области получили доступ к льготным кредитам для приобретения технологического оборудования, - и отечественного и импортного. На эти цели в областном бюджете заложено 12,5 миллиона рублей для возмещения кредитов. Эта сумма позволит привлечь 550-600 миллионов рублей кредитных средств на развитие сельхозпроизводства и модернизацию процессов переработки сельхозпродукции. Департамент АПК предложит на днях ОАО "Молоко" вновь заключить соглашение о господдержке и сотрудничестве на 2006 год.

Говоря об увеличении субсидий на производство молока, Валентин Прожерин отметил, что такой шаг вызван необходимостью вывести экономику этого производства из тупика. Дело в том, что себестоимость производства молока в среднем по области составит в этом году 7 руб. 18 коп. за кг. А средняя цена реализации молока - 6 руб. 85 коп. Но ожидаемая себестоимость будет еще выше с учетом затрат на выращивание молодняка и составит 8 рублей за кг. Поэтому решено повысить ставку субсидирования до двух руб. за кг., что и позволит молочному животноводству работать без убытков.

Конкуренция спасет ЖКХ (Бизнес-класс. Архангельск)

Но на рынке коммунальных услуг Архангельской области ее пока нет Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Архангельской области утверждает: в большинстве муниципальных образований Архангельской области функции управления и хозяйствования в сфере ЖКХ не разделены. Службы заказчика созданы только в Архангельске (МУП "Жилкомсервис"), Котласе (МУ "Организационно-расчетный центр"), Лешуконском районе (МУ "Служба заказчика"). Подразделение ФАС в Архангельске в конце 2005 года завершило комплексное исследование рынка ЖКХ в сфере обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

Вывод исследования неутешителен - конкуренция на рынке эксплуатации и технического содержания жилья в Архангельской области практически неразвита. Чуть лучше (по сравнению с другими районами области) дела обстоят в Архангельске. Однако в поморской столице конкуренция на рынке ЖКХ переживает лишь этап становления.

Необходимой предпосылкой развития конкуренции на рынке ЖКХ является демонополизация. Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях.

Во-первых, это конкуренция в сфере управления недвижимостью - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом. Во-вторых, конкуренция подрядных организаций - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Сегодня муниципальный жилфонд Архангельска передан на праве хозяйственного ведения МУП "Жилкомсервис". Привлечение предприятий к содержанию помещений и придомовой территории, техническому обслуживанию происходит в основном на конкурсной основе.

"На сегодня обслуживанием муниципального жилфонда в Архангельске занимается 21 организация, 8 из которых муниципальные унитарные предприятия ЖКХ, 13 - частные организации. При этом МУПами обслуживается только 37,7% муниципального жилищного фонда" - такой вывод сделали специалисты отдела естественных монополий и рекламы УФАС по Архангельской области.

По словам начальника отдела Людмилы Гнеденко, рынок услуг технической эксплуатации, содержания и текущего ремонта жилфонда Архангельска является низкоконцентрированным, со слабо развитой конкуренцией.

В областном центре функционируют 193 товарищества собственников жилья (ТСЖ), которые контролируют почти 13% жилого фонда города.

Наибольший объем фонда обслуживают МУРЭП "Соломбальское", доля которого составляет 9,4%, и ООО "Фирма Торн" - 9,2%.

"В 2005 году МЖКП-6 и МЖКП-11 были признаны несостоятельными, поэтому МУП "Жилкомсервис" приняло решение о заключении договоров с организациями, которые привлекались этими предприятиями в качестве субподрядчиков - ООО "Ремпромреал" и ООО "Велес-Норд", до проведения последующего конкурса.

Также основанием для заключения договоров послужили претензии по качеству предоставляемых муниципальными предприятиями ЖКХ услуг населению и проблемы, возникшие в связи подготовкой жилищного фонда к отопительному сезону", - рассказала Людмила Михайловна.

Царство МУПов

Если в Архангельске обслуживание и ремонт (как муниципального жилищного фонда, так и жилищного фонда ТСЖ) проводят 22 муниципальных предприятия ЖКХ, то в Северодвинске всего семь. Причем МУПы являются одновременно и исполнителями работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, и обеспечивают население коммунальными услугами, заключая договоры энергоснабжения с поставщиками ресурсов.

Координацию действий муниципальных предприятий осуществляет комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Северодвинска. Это подразделение является и заказчиком работ по капитальному ремонту жилых зданий. "В соответствии со значениями показателей рыночной концентрации рынок услуг технической эксплуатации, содержания и текущего ремонта жилфонда Северодвинска в 2005 году характеризовался как умеренно концентрированный, с неразвитой конкуренцией", - считают специалисты Архангельского УФАС. Так, в 2005 году для выполнения капитального ремонта жилищного фонда было привлечено семь подрядчиков, четыре из них - на конкурсной основе.

Объем жилищного фонда города Новодвинска составляет 1020 тысяч кв. м, доля частного жилищного фонда - 25%, из них 2% - жилищный фонд товариществ собственников жилья. Обслуживанием домов в Новодвинске занимается лишь МУП "Жилкомсервис", благоустройством - компания "Флора-Дизайн".

На территории города действуют четыре жилищно-строительных кооператива и одно товарищество собственников жилья (создано в 2005 году). Есть 2 кондоминиума, управление жилищным фондом которых передано МУП "Жилкомсервис".

Организации и индивидуальные предприниматели на конкурсной основе для обслуживания жилищного фонда не привлекались, впрочем, как и частные управляющие компании.

Привлечение предприятий к содержанию и техническому обслуживанию домов по конкурсам осуществляется только в Архангельске. Экономический эффект от привлечения в прошлом году организаций таким способом выразился в экономии средств на 4 млн. рублей.

"Конкурсный принцип отбора подрядчиков частично применяется в сфере капитального ремонта жилого фонда. Посредством проведения конкурсов происходит привлечение организаций и индивидуальных предпринимателей, работа которых отличается меньшей стоимостью и высоким качеством", - утверждает Людмила Гнеденко. По ее словам, на территории области не получило широкого развития и создание товариществ собственников жилья. Сейчас ТСЖ функционируют лишь в крупных городах. Например, в Архангельске их 193, в Северодвинске - 72, в Котласском районе - 37, в Коряжме - 17, в Новодвинске - 4, в Онеге - 2.

По одному ТСЖ зарегистрировано в Вельске и Няндоме.

В Ненецком АО займутся профилактикой правонарушений (Нарьяна вындер)

Принята окружная целевая программа профилактики правонарушений на 2006 и 2007 годы. Разработан документ в соответствии с поручением президента России и предполагает создание многоуровневой системы предупреждения правонарушений. - Меры, предусмотренные программой, станут основой для создания межведомственного механизма по профилактике правонарушений в современных условиях с включением в него всех органов исполнительной власти округа, - сказал Михаил Васильев, зам. главы администрации округа по социальной политике. - Необходимость ее разработки обусловлена результатами анализа состояния общественного порядка, а также ростом преступлений, совершаемых в быту и на улицах.

Несмотря на то, что показатели преступности на душу населения в НАО ниже общероссийских, особую тревогу властей вызывает рост преступлений, посягающих на собственность, в первую очередь, грабежи и кражи. Они составляют половину всех зарегистрированных в НАО правонарушений. Принятая программа предусматривает снижение числа преступлений, совершенствование нормативно-правовой базы и социальной профилактики правонарушений, а также активную борьбу с безнадзорностью, пьянством и наркоманией.

Чтобы добиться поставленных целей, в НАО намерены заниматься трудоустройством сирот, вернувшихся из армии молодых людей. Кроме того, для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, создадут центр адаптации. За счет окружной казны их будут обучать различным профессиям. Выпускников детских домов до 23-летнего возраста власти намерены обеспечивать жильем.

Проблемы безнадзорности должен помочь решить общественный социально- профилактический центр. Будут организованы клубы патриотического воспитания и военно-патриотические лагеря отдыха. Предполагается создание центра по лечению детей и подростков от наркотической зависимости.

Финансирование программы будет осуществляться за счет средств окружного бюджета.