Наука унижать (Северный комсомолец)

Из последних новостей особенно потрясло сообщение об ампутации ног у солдата, над которым измывались сослуживцы в Челябинске.

Мы часто говорим, что своих детей страшно отправлять в армию, что их там, мягко говоря, могут обидеть. Кто же? Да, тоже наши дети. Другие в нашей же армии ведь не служат.

Разговариваю с парнем, которому предстоит вскорости надеть армейские сапоги. Он уверен, что унижение пройти необходимо. Чтобы знать, что это такое, чтобы уметь ему противостоять, если что. И потом, постигнув эту науку, научиться унижать самому. Но без вреда здоровью, конечно. Он не сомневается, что это буквально государственная задача, иначе давно бы искоренилась всякая дедовщина. А так государство включается, когда ситуация выходит из-под контроля, как в случае избиения солдат в Челябинском танковом институте.

Этот парень готов принять такие правила игры. Жизнь ведь его постоянно унижает - живет он на окраине, не глупый, но в свое время запустил учебу, сейчас бы и хотел учиться, но так ему не поступить, а платно не потянуть. В их семье денег нет ни на что. Он живет с постоянным душевным дискомфортом. Но здесь, на "гражданке", его унижают спонтанно и выборочно, а в армии хотя бы будет система. И все равны.

Так что дедовщина далеко не армейское явление. Там она - созревший плод, иногда чрезвычайно горький.

"Горячие" итоги (Моряна)

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что сильные морозы отступили. А вместе с этим можно сделать вывод и о состоянии инфраструктуры ЖКХ. Выдержали ли морозный удар котельные, трубы и провода? Дала ли жару зимняя стужа коммунальщикам?

О том, что в квартирах жителей района стало более прохладно, нежели при десятиградусном морозце, говорить не стоит. Здесь отчасти виноваты и мы сами. В конце января многие вспомнили, что утеплить окна собирались еще в сентябре. Более прозорливые же оказались в более теплых условиях. Однако наличие тепла - это не гарантия наличия воды и света (пример Повракулы описан в нашей газете).

Котельные и другие системы оказались морозоустойчивыми. Ни одна котельная в Приморье не вышла из строя, нет размороженных зданий. Последнее, кстати, самое страшное, что может произойти с домом (вспоминаются Онега, Коми, Москва и т.д.).

Кроме того, половина отопительного сезона позади: за этот период не возникало особых проблем с запасами угля, мазута. Правда, менялись их поставщики, но менялись в лучшую сторону. Остаются поселки, в которых возникают проблемы с отоплением - это Уйма, Васьково. Что касается Уймы, то "посильное участие" в отопительном сезоне приняли сами жители: долги за услуги ЖКХ здесь огромные. Не стоит забывать, что топливо закупается и за счет денег, внесенных населением.

Жители Рикасихи, Катунино, Заостровья в квартирах не мерзнут.

- В нашем доме, в котором живу одиннадцать лет, всегда было холодно. Зиму жили только благодаря обогревателям. И в этом году - первый раз тепло. Это не только в моей квартире, но и во всем доме так. Мы очень довольны, раньше я не знала что такое горячие батареи, а теперь даже в самые сильные морозы у нас в квартире было 17 градусов тепла, - рассказывает пенсионерка из Катунино Нина Алексеевна Абрамова.

Тому, что морозы отступили, коммунальщики, наверное, порадовались больше всех. Ведь все это время на котельных было установлено круглосуточное дежурство, работали специальные бригады. Люди ответственно подошли к делу, возможно, благодаря именно их усилиям не произошло многих аварий.

Усыхание лесов: людей пора эвакуировать? (Правда Севера)

По последним данным, площадь усыхающих лесов в Архангельской области достигла 2,5 миллиона гектаров. 1,8 миллиона га лесных угодий погибли безвозвратно. Для нашего лесного комплекса, испытывающего дефицит сырья, это потеря ощутимая, а для лежащих на боку леспромхозов - сущая катастрофа. Специалисты оценили объем пораженной древесины в 100 миллионов кубометров, ущерб, нанесенный предприятиям ЛПК, исчисляется миллиардами рублей.

Усыхание лесов - яркий пример того, что все в природе и в нашей жизни взаимосвязано. Общее экологическое неблагополучие, обмеление рек, погодные аномалии - вот основные причины беды. А социальные и экономические последствия экологического неблагополучия весьма драматичны. В Пинежском, Верхнетоемском, Виноградовском районах, где площадь пораженных лесных массивов постоянно увеличивается, уже три года бьют тревогу.

По словам заместителя главы администрации Виноградовского района Александра Резвого, в районе два леспромхоза, Борецкий и Конецгорский, на грани ликвидации.

- Нечего рубить в округе. Заготавливать дрова в усыхающих лесах не просто накладно, а экономически бессмысленно, - сказал Александр Андреевич. - Необходимы технологии, использующие низкосортную древесину. Руководители предприятий просят нас снизить налоговые ставки, но местная администрация такие вопросы не решает. Есть в районе и населенные пункты, которые находятся в зоне большой потенциальной опасности, такие, как Няводы, Пыстрома. Дороги там плохие, кругом - сухостой, который в пожарное лето может загореться и от молнии, не то что от непотушенного костра. Боюсь, что людям тогда не помогут не только местные службы, но и спасатели из области.

В Пинежском районе в зону бедствия попали пять леспромхозов. В области, по самым оптимистическим оценкам, речь идет о тысячах людей, которые остались или могут остаться без работы. Да и это еще полбеды. "Тихий" пожар от безводья и вредоносных жуков в сухом лесу в два счета может обернуться пожаром настоящим.

Региональное управление МЧС разрабатывает схемы эвакуации людей из зоны усыхающих лесов в случае чрезвычайных обстоятельств. А агентство лесного хозяйство по Архангельской области и НАО внесло предложения в ведомственную программу "Реабилитация лесов Севера Европейской части Российской Федерации", которую разрабатывает Рослесхоз. Главная задача, считают специалисты, - заинтересовать лесопользователей в освоении доступного лесного фонда. Ведь до 80 процентов усыхающего лесного массива находится в долгосрочной аренде. По результатам исследований, проведенных летом 2005 года, намечено провести санитарные рубки на площади 90 тысяч га.

Руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин на недавней встрече с губернатором Николаем Киселевым предложил либо освободить лесозаготовительные предприятия, находящиеся в усыхающих лесах, от попенной платы, либо существенно эту плату для них снизить с тем, чтобы лесозаготовители работали в режиме сплошных санитарных рубок. В Министерстве природных ресурсов уже готовится соответствующее постановление.

По словам руководителя агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО Виктора Гладышева, лучшие силы лесоустроителей брошены в район усыхающих лесов. Техника, которая поступает в область в рамках международного проекта, идет в первую очередь туда же. Следующим летом за счет федеральных средств лесопатологическая экспедиция обследует в области полтора миллиона гектаров лесных угодий в дополнение к 2,5 миллиона га, обследованных в прошлом году.

Данные экологического мониторинга не внушают оптимизма. Время не ждет: нужно срочно вносить изменения в нормативные акты и от разработки научно обоснованных программ переходить к их реализации. А не то придется добиваться присвоения пострадавшим районам статуса территории стихийного бедствия и решать все проблемы через МЧС.

Лесной конкурс - борьба за безработицу? (Лесные новости)

Ещё один лесопользователь, неудовлетворённый результатом лесного конкурса, оспаривает решение конкурсной комиссии в арбитражном суде

17 января в территориальном агентстве лесного хозяйства состоялся лесной конкурс, на который было выставлено более трёх десятков лотов - участков лесного фонда, расположенных практически во всех районах области. Событие, в принципе, рядовое - ежегодно таких мероприятий проводится около десяти. Однако далеко не каждый конкурс заканчивается судом. На сей раз исковое заявление подало ООО "Шеньга-лес", неудовлетворённое результатами конкурса по двум лотам - N 13 и N 14 - с общей расчётной лесосекой в 65 тыс. кбм, расположенной в Шенкурском районе. Предварительные слушания в Арбитражном суде Архангельской области назначены на 7 февраля.

Как выбирают победителя?

Лесфонд, включённый в эти лоты, находится на территории Шенкурского района, и именно этот лесфонд до 22 января арендовало ООО "Шеньга-лес", которое хотело победить и на этот раз, чтобы и дальше заготавливать здесь лес. Кроме него, заявку на участие в конкурсе подало молодое предприятие - ООО "Устьянский лесопромышленный комплекс".

Оба предприятия достаточно известны в Архангельской области. "Шеньга-лес" создано на базе Шенкурского леспромхоза около пяти лет назад и является его правопреемником. Устьянский ЛПК - предприятие, созданное на базе ИП "Буторин" - известного далеко за пределами области. В принципе, жизнь показала, что оба предприятия работают достойно. И вполне естественно, что на конкурсе должен был победить тот, кто не только предложит более выгодные условия аренды лесфонда, но и делом докажет, что хочет и может поддерживать социальную сферу Шенкурского района, готов вкладывать средства в развитие производства. Конкурсная комиссия признала победителем Устьянский ЛПК.

По словам генерального директора ООО "Шеньга-лес" Алексея Васильченко, для него это решение стало неожиданностью и вызвало недоумение не только у работников леспромхоза, но и главы Шенкурского района, а также некоторых членов комиссии. "Мы не можем понять логику комиссии, принявшей такое решение, - говорит Алексей Валерьевич. - Наше предприятие как традиционный лесопользователь обладает преимущественным правом на заключение договора аренды - это записано как в Гражданском кодексе, так и в ведомственных документах. Кроме того, мы полностью выполнили обязательства по социальному договору с администрацией района в 2005 году и заключили аналогичное соглашение на 2006 год, которое уже начали выполнять".

Генеральный директор ООО "Устьянский ЛПК" Владимир Буторин решение конкурсной комиссии считает объективным и справедливым. Своё мнение он обосновывает тем, что предприятие постоянно развивается, вкладывает значительные средства в развитие как лесозаготовки, так и лесопереработки. "Эти лоты мы получили, доказав комиссии, что сможем не только брать, но и отдавать", - подытожил Буторин.

Вообще, существует несколько серьёзных критериев отбора победителей лесного конкурса. Среди них - предлагаемый заявителем размер арендной платы, уровень и качество использования расчётной лесосеки, полная уплата налогов, наличие инвестиционного плана, техники, создание новых рабочих мест, сотрудничество с администрацией муниципального образования. Но самый главный критерий, на который обычно ориентируется конкурсная комиссия, - традиционный лесопользователь для данной местности или нет. Как правило, именно традиционные лесопользователи при равных условиях получают лесфонд.

На спорных участках лесного фонда "Шеньга-лес" и является тем самым традиционным лесопользователем. Сначала здесь заготавливал древесину предшественник предприятия - Шенкурский леспромхоз, а с 2000 года - тогда ещё вновь созданное ООО "Шеньга-лес". Устьянский ЛПК, хоть и известен по всей стране, для Шенкурского района - новое предприятие. И вполне естественно, что его приход в район вызвал, мягко говоря, настороженность администрации района.

Главы районных администраций на заседаниях конкурсной комиссии не обладают правом голоса, но могут высказать свою точку зрения, кому должен достаться лесной фонд и почему. Глава Шенкурского района Василий Минин высказался на конкурсе в поддержку ООО "Шеньга-лес". По его мнению, своим решением от 17 января конкурсная комиссия губит одно из градообразующих предприятий района. "Таких предприятий в районе всего четыре, - поясняет Василий Андреевич. - "Шеньга-лес" берёт на себя выполнение социальных программ, у него заключён социальный договор с администрацией района. Сумма договора - около 700 тыс. рублей, кроме этого - поставка дров, участие в строительстве и ремонте дорог".

По словам Василия Минина, годовой доход района составляет около 27 млн. рублей, и если сейчас предприятие лишат лесфонда, то район потеряет не только 96 рабочих мест, но и около полумиллиона рублей доходной части бюджета. Владимир Буторин, наоборот, заверяет, что район не пострадает от его "вторжения". И хотя на конкурсе Устьянский ЛПК не брал на себя социальных обязательств, он готов помочь администрации района в решении части проблем и заключить договор о социальном партнёрстве.

"На костях" - в светлое будущее?

Конкурсная комиссия состоит из девяти человек, представляющих агентство лесного хозяйства, законодательную и исполнительную власть региона. По имеющейся в "Лесных новостях" информации, в заседании конкурсной комиссии 17 января участвовало 8 человек, из которых 4 проголосовали за передачу лесфонда "Шеньга- лес" и 4 - Устьянскому ЛПК. Голос председателя конкурсной комиссии, руководителя территориального агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО Виктора Гладышева стал решающим, поскольку в случае равенства голос председателя комиссии считается за два.

Как пояснил "Лесным новостям" Виктор Николаевич, основным критерием выбора победителя стало наличие инвестиционной программы, опыт борьбы с лесонарушениями и наличие основных фондов.

- Конкурсные предложения Устьянского ЛПК намного лучше, чем у "Шеньга-лес", - говорит Виктор Гладышев. - "Шеньга-лес" - небольшое предприятие, не имеющее собственных мощностей и лесозаготовительной техники. Необходимую технику предприятие арендует у ЛДК N 3, а в Устьянском ЛПК - более 120 единиц техники, из которых около 80 - лесозаготовительная. Кроме того, инвестиционная программа предприятия составляет более 60 млн. евро, и она предусматривает строительство перерабатывающего завода.

Кроме этого, по словам Виктора Гладышева, в своём конкурсном предложении Буторин пообещал, что древесина в Шенкурском районе будет заготавливаться силами нового предприятия, организованного и зарегистрированного на территории района. "В случае необходимости там будет создано 50 новых рабочих мест".

Аргумент, честно говоря, неоднозначный. В случае если лесфонд, заключённый в лоты NN 13-14, передадут Устьянскому ЛПК, предприятие "Шеньга-лес" останется вообще без арендной базы, то есть без гарантированных объёмов работы. А это значит, что заниматься людям будет нечем и, скорее всего, руководство предприятия примет решение о его ликвидации. Таким образом, 96 человек станут безработными, а 50 новых рабочих мест ситуацию не спасут. "Своим решением конкурсная комиссия поставила жирный крест на предприятии, поскольку не учла ни интересов местного населения, ни мнения главы района, - считает Алексей Васильченко. - После конкурса у нас осталось 0 кбм расчётной лесосеки, и предприятие фактически необходимо закрывать".

Член конкурсной комиссии, заместитель председателя областного Собрания Александр Поликарпов голосовал за ООО "Шеньга-лес". В интервью программе "Лесные вести" он заявил, что "нельзя строить новые предприятия на костях тех, кто работает успешно. Конкурсные комиссии практически всегда принимают решения в пользу традиционных лесопользователей, тем более если они уплачивают все налоги и несут социальную нагрузку в муниципальном образовании. Именно поэтому нынешнее решение комиссии мне непонятно".

Всё ли решит суд?

Итак, 7 февраля состоится предварительное заседание Арбитражного суда Архангельской области. Практически все участники спора уверены в своей правоте. Правда, не уверены в исходе дела. Для территориального агентства лесного хозяйства это будет, если не ошибаюсь, третий конкурс, результаты которого пытаются оспорить в арбитражном суде. Пока "счёт" 1:1.

Руководитель агентства Виктор Гладышев не видит ничего страшного или сверхнеординарного в том, что результаты конкурса были оспорены. "Предприниматели сами вправе выбирать, как им поступать - соглашаться или оспаривать, поэтому к их решению обратиться в суд и прокуратуру относимся спокойно, - сказал Виктор Николаевич. - Пусть суд решит, кто прав".

Глава Шенкурского района Василий Минин о перспективах дела высказывается более категорично, он не видит никакого другого разумного решения суда, кроме как отмена результатов лесного конкурса. "Если арбитражный суд не отменит результаты конкурса, то зачем он тогда вообще нужен? - восклицает Василий Андреевич. - Конкурсные условия "Шеньга-леса" были лучше, он добросовестный арендатор, у него заключены договоры с МО, а победу отдают второму участнику. Надеюсь, что суд всё расставит по своим местам".

Что делать?

24 января в Шенкурском лесхозе руководитель территориального агентства лесного хозяйства провёл рабочее совещание, в котором участвовали не только работники лесхоза, но и глава администрации района, представители "Шеньга-лес", Архангельского ЛДК N 3. Вполне понятно, что одним из главных вопросов стало обсуждение сложившейся ситуации с лесфондом "Шеньга-лес".

Предприятие прекратило заготовку древесины, сейчас ведётся лишь вывозка и зимняя сплотка. О дальнейшей судьбе леспромхоза говорить пока преждевременно. Глава района за счёт лимитов администрации дал возможность заготовить около 10 тыс. кбм древесины, чтобы леспромхоз смог завершить зимнюю сплотку.

По словам Виктора Гладышева, сейчас Шенкурский лесхоз подбирает участки на территории района, чтобы возместить выпавшую из "Шеньга-лес" расчётную лесосеку. Однако, со слов работников лесхоза, в районе нет лесфонда, которым можно было бы компенсировать расчётную лесосеку предприятия.

На сегодняшний день в этой истории гораздо больше вопросов, чем ответов. Понятно, у каждого участника лесного конкурса своя правда. Только когда эта "правда" влияет на судьбы людей (пусть и всего 96 человек - мизер в масштабах государства), пользоваться ею нужно как можно осторожнее и обдуманнее. И лично меня сейчас интересует лишь один вопрос: почему возможные варианты лесопользования, возможную расчётку в районе теперь ищут не для нового лесопользователя, а для традиционного? Тем более вся древесина, заготовленная традиционным лесопользователем, перерабатывается исключительно на территории области - на Архангельском ЛДК N 3, АЦБК, СЦБК, а новый лесопользователь лишь через несколько лет построит перерабатывающий комплекс, а до этого будет отправлять львиную долю круглого леса на экспорт.

Устройство переправ (Коношский курьер)

Сотрудники Вельского межрайонного отдела рыбнадзора в ходе рейда выявили ряд серьезных нарушений при строительстве ледовых переправ через реки района. Напоминаем, что прежде чем приступить к устройству переправ, нужно получить согласование в управлении Россельхознадзора, предварительно предоставив документы на согласование в отдел Коношского отдела рыбнадзора, в которых должно быть указано: место и объем работ, мероприятия по очистке водоема от строительного материала и отходов перед весенним ледоходом. За невыполнение этих условий граждане и должностные лица могут быть наказаны штрафов в размере от 3 до 20 МРОТ. Обращаемся к жителям, проживающим по берегам рек Кубена, Вель, Волошка, Кварзеньга, Подюга сообщать о нарушениях в наш отдел по тел. 2-13-48.

Б.Лысиков, специалист 1-ой категории Вельского отдела рыбнадзора.