10 февраля президенты Армении и Азербайджана проведут в Париже переговоры вокруг проблемы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как стороны, так и сопредседатели Минской группы ОБСЕ - главного посреднического формата - выражают оптимизм по поводу как предстоящей встречи, так и, в целом, относительно перспективы урегулирования этого конфликта в 2006 году. Переговоры в Париже предваряются массивной информационной пропагандой, инициируемой, как это ни странно, не в Ереване, Баку или Степанакерте, а со стороны ряда западных общественных организаций, наиболее активной из которых является Международная кризисная группа (МКГ). Наиболее популярный вариант решения конфликта, вокруг которого, якобы, идут переговоры, - отказ армянской стороны от пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха, или так называемого Низинного Карабаха, возвращение беженцев, ввод миротворческих сил для обеспечения международных гарантий и отодвинутый по срокам на 10-15 лет референдум по вопросу будущего статуса Нагорного Карабаха. Ситуацию комментирует известный армянский эксперт Игорь Мурадян

Возможно, сигналы о провале процесса "урегулирования" уже поступили

Нет полной уверенности в том, что пора "поздравить" всех либерально ориентированных граждан Армении, которые с вожделением ожидали сдачу земель нашей Родины противнику. Но слишком много признаков того, что процесс разворачивают в сторону старой доброй политики имитации урегулирования. Политические проектировщики вполне исчерпывающе представили себе, что предложенная схема "урегулирования" содержит уже не локальную и управляемую конфликтность, а макроконфликтность, которая угрожает самим целям данного, столь неуклюжего процесса. Внешние заинтересованные стороны, независимо от целей, задач и религиозной принадлежности, ускоренно отходят от театрализованного сна и вступают в активный непубличный политический процесс. Если обратить внимание на политические контакты последних недель, то можно прийти к выводу, что проблема урегулирования обсуждается на уровне руководителей структур безопасности, при этом в хорошо согласованном режиме. Но дело, конечно, не в позиции региональных макродержав, хотя это важный фактор, в этом нет сомнений. Процесс "урегулирования" приобретает столь угрожающую перспективу, что это ставит под сомнение саму цель инициированного процесса, то есть достижение стабильности и безопасности региональной среды функционирования каспийско-кавказского энергетического комплекса. В отличие, например, от ассистента Госсекретаря США Марка Гроссмана, который рассматривал Кавказ, практически, через призму американо-турецких интересов, Даниэль Фрид - политик и администратор иного мышления, выстраивающий политику в Евразии, исходя из реалий, многосложности и поливариантности, а не заданной доктрины, особенно в сфере безопасности. Высокопоставленный функционер Госдепа Метью Браза энциклопедически знаком с Кавказом и не станет ставить под угрозу политику США и свою карьеру. Процесс урегулирования карабахской проблемы представляет прямую угрозу интересам США и приведет к большим неприятностям для всех политических команд в регионе и вне его.

Но провал переговорного процесса обусловлен далеко не только факторами безопасности. Быть может, более важным фактором является внутриполитическая ситуация, во всяком случае, хотя бы только в Армении. Последние недели продемонстрировали невозможность подмены одних элементов "иерархии политического сервиса" другими. Сдача Низинного Карабаха не может заменить выполнение тех требований, которые выдвигает "закрытое открытое общество" в отношении Армении. Данные проблемы остаются, и их придется решать, независимо от рамок компромисса в карабахской проблеме. Если эта ситуационная версия верна, то президенту Роберту Кочаряну совершенно незачем идти на столь колоссальный риск, ставящий под сомнение его дальнейшую политическую деятельность и не только. Следовательно, внутриполитическая динамика в Армении усилится, а США, несомненно, сделают ставку на нынешний режим. Вопрос в том, какие персоны будут в ближайшей перспективе персонифицировать данный режим. Может случиться, что ничем не обоснованные, совершенно бессмысленные заявления о готовности идти на компромисс по части Низинного Карабаха, были напрасными. Очень жаль тех политиков, которые могли бы раз и навсегда подвести итоги национально-освободительной борьбы, но предпочли политические игры, которые не принесут ничего хорошего ни им, ни нынешнему поколению. Внешняя политика Армении за последние 18 месяцев стала до неожиданности лояльной по отношению к США, и вся эта бодяга с этим "урегулированием" явилась совершенно напрасной. Тем не менее, приобретен политический опыт (в очередной раз). Может, прорвемся.