Вопрос о размещении миротворцев в Низинном Карабахе довольно быстро трансформировался из прилагаемого в первопричинный. Создается впечатление, что размещение или неразмещение миротворцев стало главной задачей внешних заинтересованных сторон. Данная проблема, несомненно, станет причиной беспрецедентной эскалации напряженности в регионе, если, конечно, предлагаемый совершенно нереализуемый план "урегулирования" будет осуществлен или осуществляться, что уже рассматривается, как фантастика.

Присутствие миротворцев - это беда для любого народа и любого государства. Стало аксиомой, что миротворческие силы нигде в мире не решили приданные им задачи. Но это всего лишь эмоционально-политическая оценка. В действительности, миротворческие силы - весьма эффективный инструментарий современной политики. Россия понимает, что, независимо от того, будут ли участвовать США в миротворческом контингенте или нет, участие любого государства-члена НАТО будет вполне устраивать США. Присутствие миротворческих сил в карабахской провинции станет началом завершающего этапа российского политического влияния на Южном Кавказе. Но для России это не просто утрата региона, а мощный удар по ее национальной безопасности. Кто изобрел предложение об этих миротворцах, не мог не понимать, что данный вопрос станет фактором столкновения стратегических геополитических интересов. Могла ли Россия предотвратить такой ход событий? Конечно, в этом не может быть сомнений. Но Россия предпочла придерживаться тактики благословенных времен Ки-Уэста. В Москве к настоящему процессу "урегулирования" относятся также, как президент Армении Роберт Кочарян - то есть также, как и к Ки-Уэсту. Как известно, в Ки-Уэсте американцы занимались не урегулированием карабахской проблемы, а осуществлением давления на Россию на южном стратегическом направлении с целью решения вопроса о Противоракетной обороне. И тогда муссировался вопрос о миротворцах. В тот период Россия благополучно отсиделась, но не благодаря своей стратегии, а вследствие задач и интересов Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева. Тогда у Кочаряна не было нынешних проблем, а у Алиева были очень серьезные проблемы. Ситуация явно изменилась. Нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев решил свои внутренние проблемы, Кочарян же решил свои проблемы только на одну треть. Таким образом, России придется активизироваться в очень неблагоприятной ситуации, и ее политика должна привести к серьезным коррекциям выдвигаемого плана "урегулирования". Сделать это было бы легко, если бы речь действительно шла об урегулировании, как таковом. Но проблема вовсе не в этом. Происходит попытка установления полного контроля над энергетическим комплексом Каспийского бассейна - стратегии, в которую вмещается многое другое. Конечно, давно наступило время Москве сделать оргвыводы, что означает окончательно предоставить МИД полноценно заниматься внешней политикой, а также вывести из зоны влияния "востоковедов" и "европеистов", которые всю свою научную деятельность строили на откровенном плагиате, а политическую деятельность - на ангажировке со стороны Саддама Хусейна, Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе (правда, неудачно) и многих других на Востоке и на Западе.

Нарастание проблемы миротворцев вовсе не отрицает того, что из всех четырех-пяти главных элементов "урегулирования" генеральной целью становится не достижение результата урегулирования, а переход региона в новое состояние - 15-летняя консервация карабахской проблемы, при полной неопределенности и ущербности для армянских интересов. Но именно вопрос о миротворцах становится зоной неразрешимости и выявления заданной нереализуемости предложенного плана "урегулирования".

Кстати, возникает закономерный вопрос - посвящены ли сотрудники известных консалтинговых контор в истинные намерения политических разработчиков плана "урегулирования". После неминуемого провала этого плана, данные эксперты, конечно же, получат свои гонорары и гранты, но запомнятся, по крайней мере, их коллегам, как воплощение некомпетентности (или неосведомленности). Обратил ли кто-нибудь внимание на то, как называется основной консалтинг - Международная кризисная группа, то есть некая группа, проектирующая кризисы между народами. Но это, конечно, шутка независимого эксперта.

Так, что же было вначале - урегулирование конфликта или новый конфликт?