По мнению председателя комитета Законодательного собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Александра Ищенко, реализация Федерального закона № 199 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" потребует доработки на федеральном уровне. При этом сам закон, считает руководитель областного Законодательного комитета, полезен для регионов.

ИА REGNUM: Как оценивают законодатели Ростовской области вступивший в действие с 1 января этого года ФЗ- № 199?

Александр Ищенко: Федеральный закон № 199 направлен на совершенствование разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти, он вносит изменения в более чем в 30 федеральных законов, в том числе и закон о местном самоуправлении. Сам по себе этот закон - нужный, своевременный, он устраняет многие проблемы, которые были актуальны для субъектов. Многие полномочия ранее были переданы от субъектов на уровень Федерации, но ею исполнялись неэффективно. 199-й закон возвращает полномочия субъектам, и с этой точки зрения мы его приветствуем.

Но закон принят в конце года, опубликован 31 декабря, и, по странному стечению обстоятельств, 31 декабря подписан президентом, хотя "Российская газета", где был опубликован закон, была сверстана 30 декабря. Закон многие вещи предписывает сделать до 1 января 2006 года. Понятно, это совершенно нереально.

Самая главная проблема: мы должны реализовывать закон после того как приняты все местные бюджеты. Речь идет о бюджетах 463 муниципалитетов Ростовской области. Теперь нужно очень многое в них поправлять, искать источники пополнения доходов. Ведь естественно, Федерация ничего не даст, и мы будем сами "скрести по сусекам". Как это часто бывает у нас, идея хорошая - исполнение плохое. Но все преодолеем и сделаем, как хотел федеральный законодатель.

Отдельная проблема по реализации ФЗ № 199 возникает по избранным депутатам и главам представительных органов. Наверное, с точки зрения здравого смысла и демократических принципов запрет руководителям муниципальных предприятий быть депутатами представительных органов правомерен. Речь идет о том, что представительный орган муниципалитета наделен очень большими полномочиями: в тарифной, налоговой политике. Естественно, у отдельных руководителей может возникнуть соблазн этими полномочиями воспользоваться.

Кроме того, непонятно, в какую статью вносятся изменения в переходные полномочия: номера статей из основного текста закона и вносимых изменений не совпадают. Возможно, есть опечатка в самом законе. Сейчас мы готовим запрос в Госдуму и управление президента, чтоб нам все-таки разъяснили, что же депутаты имели в виду накануне новогодних праздников. Думаю, эта проблема будет решена. Но торопиться прекращать полномочия руководителей муниципальных предприятий мы не будем - сначала надо разобраться, что имел в виду федеральный законодатель.

ИА REGNUM: В Ростовской области началась реализация муниципальной реформы. Муниципалитеты живут и работают по-новому. Какая законодательная база была подготовлена для реализации реформы в Ростовской области?

Александр Ищенко: К 1 января 2006 года законодательство Ростовской области полностью приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В 19 действующих областных законов были внесены изменения, в том числе в Устав Ростовской области, областные законы о муниципальной службе, о бюджетном процессе и другие.

Всего в рамках реформы местного самоуправления было принято 55 областных закона об установлении границ муниципальных образований. 7 областных законов принято для проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образования. 40 областных законов утратили свою силу.

В Ростовской области была завершена реформа территориальной организации местного самоуправления, были установлены границы муниципальных образований. С 1 января в Ростовской области существуют 463 муниципальных образования, 408 из них являются вновь образованными. Это городские и сельские поселения, на территориях которых раньше местное самоуправление осуществлялось только через территориальные органы районных организаций.

Принятый пакет областных законов позволил сформировать во всех 408 вновь образованных муниципалитетах органы местного самоуправления. В сентябре-октябре прошлого года во всех городских и сельских поселениях состоялись выборы. В настоящее время органы местного самоуправления во всех поселениях образованы. Те, кто предрекал кадровый коллапс, были в принципе не правы. Депутатский корпус насчитывает более 4000 муниципальных депутатов.

Только в двух муниципальных образованиях главы сняли с себя полномочия: поняли, что не справятся, и решили отказаться. В этих образованиях довыборы пройдут 12 марта это года.

Любой организм требует отладки и проверки на прочность. Чем быстрее он будет испробован на практике, тем быстрее будут решены возникающие проблемы, тем скорее ситуация стабилизируется.