Обзор СМИ за 13-19 января 2006 года.

Военный вестник. Международная общественность. Встреча глав МИД Армении и Азербайджана. Миротворческие силы: за и против. Что ожидает Карабах в 2006 году?

Военный вестник

Информационный портал МИД Нагорного Карабаха распространил пресс-релиз о мониторинге линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Согласно документу, 12 января миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Талиш Мартакертского района НК. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия), полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Олександр Самарский (Украина) и Харри Эронен (Финляндия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха.

Как сообщает бакинская "525-я газета", 12 января на линии фронта в очередной раз был нарушен режим прекращения огня. Согласно газете, подразделения Вооруженных сил Армении с 00.05 до 00.10 с позиций на горе Гараял, расположенной на территории Иджеванского района, и с 02.05 с позиций в 2 км южнее села Айгеовит этого же района подвергли автоматному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана вблизи села Бала Джафарли Газахского района. Был открыт ответный огонь. Потерь нет.

Согласно азербайджанскому агентству Day.Az, 17 января с 16.40 до 16.55 часов подразделения Вооруженных сил Армении со своих позиций, расположенных на северо-востоке горы Беюк Гедик на территории Ноемберянского района и вокруг села Шаваксаван на территории этого же района, подвергли огню из автоматов и пулеметов позиции Вооруженных сил Азербайджана близ села Гушчу Айрым Газахского района, а также само село. Был открыт ответный огонь. Потерь нет.

Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа заявил в интервью "Независимой газете", что не исключает использование ОДКБ своего военного потенциала, если Азербайджан нападет на Армению: "В четвертой статье Договора коллективной безопасности четко сказано, что агрессия против страны, входящей в ОДКБ или участника Договора, рассматривается остальными странами как агрессия против всех. Таким образом, комментарии здесь излишни. Однако главная цель ОДКБ - создание такой системы, в случае которой вооруженные силы не будут использоваться. Договор, в сущности, направлен на предотвращение кровопролития и применения силы в решении той или иной проблемы, как внутри страны, так и на ее границах с другими государствами". (PanARMENIAN.Net)

"В 2005 году в центре внимания командования Армии обороны НКР было улучшение служебных и социально-бытовых условий военнослужащих, строительство для них жилья. Было построено множество казарм, других объектов, которые в соответствии со всеми необходимыми современными требованиями обеспечивают быт военнослужащих". Об этом заявил министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян в ходе состоявшейся 18 января пресс-конференции. По словам министра, в 2005 году были построены дома также для семей погибших, предприняты меры по улучшению их социально-бытовых условий. "750 миллионов драмов (около $1,7 млн) было выделено на строительство жилья для военнослужащих, около 110 военнослужащих справили новоселье. 300 миллионов драмов направлено на строительство жилья для семей погибших. В 2006 году эти показатели значительно увеличились: 1 миллиард 200 миллионов выделено на строительство жилья для военнослужащих, 600 миллионов драмов - для семей погибших", - отметил глава оборонного ведомства Нагорного Карабаха. Оганян сообщил также, что в 2005 году Армия обороны НК пополнила свою материально-техническую базу определенными типами вооружения и боевой техники. По его словам, в 2006 году будут продолжены работы по материально-техническому обеспечению и модернизации армии, улучшению социально-бытовых условий военнослужащих. Он также сообщил, что "2005 год, как и предыдущие годы, был достаточно напряженным в том плане, что с обеих сторон на передней линии велась активная работа по укреплению рубежей, а со стороны противника было стремление продвинуть свои позиции. Эта напряженность в нескольких оборонительных районах переросла в провокации, а в отдельных местах - локальные боевые действия". При этом глава оборонного ведомства НК отметил, что военнослужащие и подразделения Армии обороны Карабаха "сумели обеспечить безопасность страны и сохранить баланс сил не благодаря объемам вооружения и военной техники, а высокой боевой выучке и боевому духу, заставив противника воздержаться от определенных военных действий". Оганян сообщил также, что при несении боевого дежурства серьезное внимание было уделено обеспечению безопасности личного состава. Он отметил, что учения проводились на боевых позициях, что позволило солдатам и офицерам освоить все элементы ведения окопной войны. Министр подчеркнул, что в минувшем году большинство проверенных главной военной инспекцией воинских частей получило положительную оценку. (ИА REGNUM).

18 января при поддержке Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Армению из Азербайджана был репатриирован армянский военнопленный. Как передает "А1+", операция по передаче военнопленного была осуществлена на дороге между азербайджанским городом Газах и армянским городом Иджеван. Помощь в репатриации пленного была осуществлена после обращения МККК, в качестве нейтральной стороны и соответственно своему мандату, во властные структуры Азербайджана и Армении. МККК начиная с 1992 года по сей день оказала помощь в репатриации и сопровождении 655 человек.

Международная общественность

Евросоюз поддерживает намерение действующего председателя ОБСЕ продолжить усилия, направленные на урегулирование замороженных конфликтов на Южном Кавказе. Об этом, сообщает газета "Чоррорд Ишханутюн", сказано в распространенном на заседании Постоянного совета ОБСЕ заявлении австрийского президиума ЕС. "Предотвращение и урегулирование конфликтов продолжает оставаться одной из важнейших обязанностей ОБСЕ. Мы считаем, что в настоящее время создана возможность достижения прогресса в вопросах урегулирования проблем Южной Осетии и Нагорного Карабаха", - говорится в заявлении.

Новый председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карл де Гухт в ходе своей первой пресс-конференции заявил, что впервые за долгие годы наметились признаки того, что Армения и Азербайджан могут урегулировать карабахский конфликт. "Считаю, что у нас есть окно возможности, так как в Азербайджане состоялись выборы, в Армении - конституционный референдум. Окна возможностей в политике очень важны, и мы из нескольких столиц получили сигналы о возможном решении карабахской проблемы", - отметил он. По словам Карла де Гухта, 24-26 января он посетит регион для подготовки намеченной на февраль встречи президентов Армении и Азербайджана: "Соглашение может быть достигнуто именно в ходе февральской встречи Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, а само соглашение может быть осуществлено позднее, в течение 2006 года". По словам де Гухта, после достижения соглашения ОБСЕ готова направить в регион наблюдателей или миротворческую миссию. "Какие именно силы будут дислоцированы в регионе - миротворцы или наблюдатели, должны решить сами стороны. Если главы государств достигнут соглашения, то ОБСЕ должна выполнить свои обязательства", - добавил он. Карл де Гухт не сообщил подробно, сколько миротворческих сил понадобится в зоне конфликта, однако отметил, что "нетрудно будет найти страны, желающие осуществлять миротворческую миссию в зоне карабахского конфликта". ("Ноян Тапан").

Как сообщает "Арминфо", в Париже завершилось заседание специального Комитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху. Как сообщил Общественному телевидению Армении вице-спикер Национального Собрания (НС) РА Тигран Торосян по телефону из Парижа, в заслушанном на заседании докладе главы комитета лорда Рассела Джонстона сохранены положения принятой ПАСЕ резолюции по Нагорному Карабаху. "Самым важным прогрессом является то, что сохранены констатированные резолюцией 1416 пункты, согласно которым Нагорный Карабах может быть отделен от Азербайджана и что, при урегулировании вопроса, должно учитываться право народов на самоопределение", - отметил Торосян.

"В 2005 году четко проявился процесс поддержки международной общественностью позиции Азербайджана в урегулировании нагорно-карабахского конфликта", - заявил заведующим отделом внешних связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов бакинскому ИА "Тренд". "Можно сказать, что открыто проявился процесс изоляции армянской стороны. В целом эти процессы происходили на всех этапах, по всем направлениям. Особо хочу отметить, что в 2005 году ряд международных организаций, в том числе Организация Исламская конференция, Организация экономического сотрудничества, полностью и однозначно поддержали позицию Азербайджана. А в резолюции Совета Европы режим в Нагорном Карабахе отмечается как сепаратистский, признается факт оккупации азербайджанских территорий Вооруженными силами Армении и этнических чисток на оккупированных территориях. Это следует рассматривать как ощутимое достижение, которое имеет сегодня продолжение и позитивные тенденции. И эти влиятельные международные организации в своих решениях по данным вопросам продолжают поддержку позиции Азербайджана", - заявил он.

По словам председателя азербайджанской "Организации освобождения Карабаха" (ООК) Акифа Наги, в настоящее время ситуация с карабахским вопросом не соответствует интересам Азербайджана. По словам Наги, в последнее время на различных уровнях делаются заявления по поводу планов обеспечения безопасной судьбы Карабаха. По его мнению, пишет бакинская "525-я газета", сведения, поступающие в печать с различными целями, указывают на наличие серьезной опасности. Наги отметил, что позиции Азербайджана постепенно слабеют и ситуация достигла критической отметки. Наги также сказал, что Армения должна предстать перед судом за "оккупацию" азербайджанских территорий. Только после этого можно продолжать переговоры. По мнению председателя ООК, в противном случае правительство Азербайджана должно силой освободить "захваченные" земли, чтобы восстановить территориальную целостность страны. Он заявил, что деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) нельзя считать удовлетворительной, так как до сих пор ни одна международная организация не предприняла никаких конкретных шагов в направлении разрешения проблемы. Напротив, эти организации косвенно поддерживали армянскую сторону. Они пытались добиться уступок не со стороны Армении, а со стороны Азербайджана: "Деятельность сопредседателей Минской группы должна быть прекращена, так как они занимаются проведением заведомо безрезультатных переговоров. Мы не можем закрывать на это глаза. Мы готовы сделать все возможное и невозможное для освобождения Карабаха. Потому что без Карабаха нет Азербайджана".

Как сообщает радио "Свобода" со ссылкой на бакинскую оппозиционную газету "Ени мусават", президент Азербайджана Ильхам Алиев ведет в Париже тайные переговоры с дипломатами ОБСЕ, основной темой которых является вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в частности, возможность проведения референдума по определению статуса Нагорного Карабаха. Официально Алиев со 2 января находится в кратковременном отпуске. Ссылаясь на дипломатические источники, газета заявляет, Алиев отбыл в Дубай, после чего направился в Париж. Пожелавший остаться неизвестным сотрудник посольства Азербайджана во Франции заявил, что "об официальном визите Ильхама Алиева во Францию речь не идет, однако он ничего не может сказать о личной жизни президента Азербайджана". Азербайджанский дипломат отказался однозначно опровергнуть информацию о том, что Ильхам Алиев находится в Париже.

Россия будет продолжать делать все, что в ее силах, для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил на встрече с журналистами министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, в последние месяцы в нагорно-карабахском урегулировании "работа заметно интенсифицировалась: регулярно встречаются президенты Азербайджана и Армении, в том числе на саммите в Казани, на постоянной основе работает механизм сопредседателей Минской группы ОБСЕ в составе России, США и Франции". "Владимир Путин активно содействовал тому, чтобы Азербайджан и Армения двигались в сторону нахождения формулы урегулирования, - сказал Лавров. - На ближайшие недели между главами двух стран запланированы контакты, которые тщательно готовятся сопредседателями". Глава МИД России подчеркнул, что "с обеих сторон есть стремление двигаться вперед и достичь взаимоприемлемой договоренности по урегулированию конфликта". (ИТАР-ТАСС).

Встреча глав МИД Армении и Азербайджана

"Предстоящая 18-19 января встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна в Лондоне является позитивным, с точки зрения урегулирования нагорно-карабахского конфликта, шагом", - отметил накануне встречи в интервью бакинской "525-й газете" заведующий отделом международных связей аппарата президента АР Новруз Мамедов. По его словам, "основной целью встречи служит проведение переговоров и консультаций в связи с приближающейся встречей президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна. Ожидается, что на переговорах будут согласованы время и место встречи президентов. Считаю, что проведение встречи глав МИД, в целом ведение и активизацию мирных переговоров нужно расценивать как позитивный факт". В переговорах в Лондоне примут участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) Юрий Мерзляков (Россия), Стивен Манн (США) и Бернар Фасье (Франция) и личный представитель председателя ОБСЕ Анжей Каспшик. Газета отмечает, что лондонская встреча будет второй за последние полтора месяца (после встречи в рамках конференции ОБСЕ в Любляне 4-5 декабря), а в рамках "пражского процесса" - 11-я по счету между министрами иностранных дел двух стран. Согласно газете, Мерзляков надеется, что "на встрече глав МИД будут согласованы основные принципы урегулирования конфликта". Он также отметил, что на лондонской встрече не запланировано обсуждение какого-то конкретного документа по урегулирования и что подобный документ может быть подготовлен лишь в случае достижения договоренности по основным принципам. По словам дипломата, в Лондоне речь может пойти "о каких-то предложениях и резюме по отдельным вопросам". Не вдаваясь в подробности, он выразил надежду, что на этой встрече произойдет сближение позиций, которое даст толчок дальнейшему переговорному процессу.

Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта министров иностранных дел Армении и Азербайджана при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ, завершившиеся 19 января в Лондоне, были довольно сложными и насыщенными. Как сообщает ИА "Де-Факто", в некоторых вопросах участникам переговоров удалось зафиксировать подвижки, однако по ряду пунктов между сторонами остаются разногласия. Основной целью переговоров являлась подготовка к предстоящей встречи глав Армении и Азербайджана. В этой связи главы МИД Армении и Азербайджана Вардан Осканян и Эльмар Мамедъяров обменялись мнениями и уточнили позиции по поводу повестки переговоров президентов двух стран. В ходе встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ вручили главам внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана приглашение президента Франции Жака Ширака провести встречу глав двух государств в феврале во Франции.

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что, по словам американского сопредседателя МГ ОБСЕ Стивена Манна, переговорный процесс вышел на такой уровень, который делает личные переговоры между двумя президентами просто необходимыми. И это несмотря на то, что между сторонами остаются "реальные разногласия" по поводу некоторых основных принципов урегулирования карабахского конфликта. При этом, пишет газета, с сенсационным заявлением выступил азербайджанский политолог Ариф Юнус. Он заявил, что статус Нагорного Карабаха не является предметом переговоров и будущего референдума: "Статус уже определен - это НКР. В предполагаемом референдуме население Нагорного Карабаха должно будет выбрать из трех вариантов одно: согласно оно на сохранение НКР в составе Азербайджана, хочет видеть его независимым или же в составе Армении", - заявил он, подчеркнув, что сказанное им не предположение, а достоверная информация. По мнению другого политолога, Мубариза Ахмедоглу, согласие на проведение референдума на территории НК является самой оптимальной тактикой со стороны Азербайджана. По его версии, для проведения подобного референдума сперва необходимо внесение изменений в Конституцию Азербайджана. А для этого также необходимо провести референдум, результат которого несложно предугадать. То есть, заключает газета, получается, что Азербайджан просто выигрывает время, на словах соглашаясь на проведение референдума на территории Нагорного Карабаха, ради освобождения всех "оккупированных" вокруг НК районов. А там уж как получится. Но в любом случае, проведение референдума на территории НК будет невозможно, так как народ Азербайджана скажет "нет" необходимым для этого изменениям в Конституцию страны. "Неужели кто-то на самом деле считает армян полными идиотами, способными попасть в такую элементарную "ловушку"?" - спрашивает "Зеркало". "Ведь ясно, что армяне, включая самого Роберта Кочаряна, не до такой степени интеллектуально ограничены, чтобы согласиться на подписание мирного соглашения на подобных условиях. Перефразируя известное изречение, невольно задаешься вопросом: "Если армяне такие идиоты, а азербайджанцы так умны и хитры, то почему же мы потеряли 16 процентов собственных территорий?"

Миротворческие силы: за и против

Как сообщает агентство "АРКА", на состоявшейся в Ереване пресс-конференции министр иностранных дел Армении Вардан Осканян позитивно оценил возможность присутствия в регионе миротворческих войск. При этом он заявил, что присутствие миротворцев не означает, что урегулирование близко. "Если после намеченной на февраль встречи президентов Армении и Азербайджана будет наблюдаться прогресс или появиться вероятность урегулирования, предполагающая присутствие миротворцев в зоне конфликта, Группа высокого планирования ОБСЕ должна быть готова к этому", - сказал глава МИД РА. По его мнению, именно с этой целью члены Группы посетили Армению и Азербайджан и намерены в январе приехать в Карабах. В частности, Группа представит свои предложения на предмет того, где, в каком количестве и для чего будут размещены миротворцы.

Вопросом, кто может осуществить миротворческую миссию в регионе карабахского конфликта, задается грузинская газета "Резонанси". Газета отмечает, что некоторые международные эксперты не исключают, что Грузия может выступить в роли исполнителя миротворческой миссии. Вместе с тем, пишет газета, против этого может возражать стратегический партнер Армении - Россия. Грузинский политолог Игорь Квеселава считает, что разрешение карабахского конфликта без России невозможно: "Если Россия не будет возражать, то я не исключаю участия наших миротворцев в урегулировании карабахского конфликта. У России в этом процессе будет одна из решающих ролей. Без нее карабахский конфликт полностью не урегулировать", - заявил Квеселава. По словам политолога, без России ни один вопрос в переговорном процессе, тем более в миротворческом, не решится. "Но если этот процесс будут финансировать ООН и ОБСЕ, Россия не будет возражать. А если Грузия выйдет из состава СНГ, тогда у ООН и ОБСЕ появится возможность начать переговоры по включению представителей наших вооруженных сил в состав международного миротворческого контингента, который будет направлен в Карабах", - заявил Квеселава. Политолог Сосо Цинцадзе не сомневается, что Армения на карабахском фронте главным миротворцем попытается сделать Россию. По словам политолога, складывается впечатление, что ООН и ОБСЕ заключили неофициальный договор о том, что на постсоветском пространстве миротворческой миссией будет заниматься Россия. Участие же Грузии в миротворческом контингенте, который может появиться в Нагорном Карабахе, Цинцадзе считает несколько надуманным: "В Концепции национальной безопасности Грузии Азербайджан упомянут как стратегический союзник, а Армения как прагматичный партнер, что в Ереване в свое время было воспринято настороженно. Поэтому вопрос участия грузинских миротворцев в урегулировании карабахского конфликта дипломатически трудно решаемая задача".

В дни новогодних праздников в российских СМИ прозвучали заявления о том, что миротворческие войска, которые, якобы, будут размещены в зоне карабахского конфликта, будут "по происхождению" российскими, пишет Karabakh-online.com. В ответ на такие заявления российских дипломатов руководитель кавказского проекта Международной кризисной группы Сабина Фрейзер заявила, что в зону конфликта не могут быть введены ни российские, ни турецкие войска. "Дискуссия" о том, чьи войска будут размещены в зоне конфликта, происходит на фоне сообщений о намеченном на январь визите в Карабах Группы высокого планирования ОБСЕ, которая и наметит план ввода миротворческих сил. В тех же российских источниках промелькнула информация о том, что президенты Армении и Азербайджана якобы договорились по вопросу размещения миротворцев. Комментируя эти процессы в интервью karabakh-online, карабахский эксперт заявил, что Карабах не намерен принимать ни российские, ни какие-либо иные войска: "Разного рода деятели говорят о том, какие будут введены войска, словно вопрос о вводе уже решен. Однако опросы общественного мнения в Карабахе, высказывания политиков и общественных деятелей говорят о том, что ввод миротворческих сил может вызвать в Карабахе волну протеста с непредсказуемыми последствиями". По его словам, заявление о вводе российских миротворцев - это своеобразный "зондаж" почвы со стороны Москвы. "Москва пустила в ход как дипломатические, так и иные способы, лишь бы заполучить миротворческий мандат. Не случайно заявление было сделано в дни новогодних праздников, когда западные "конкурирующие фирмы" находятся на рождественских каникулах и не проводят активную информационную работу. Я думаю, в Карабах войска так и не будут введены, так как потенциальные страны-миротворцы не смогут разобраться между собой. Тем не менее, карабахским властям следует яснее высказать свою позицию по поводу нецелесообразности ввода каких бы то ни было сил". Как отметил эксперт, если нет боли, анестезия не нужна. "Если анестезию делают, значит, кто-то хочет причинить Карабаху боль". Агентство сообщает, что карабахская организация "Открытое общество" провела соцопрос и попыталась узнать мнение карабахцев по поводу ввода миротворцев. 187 из 309 опрошенных отметили, что это приведет к появлению новых очагов напряженности. Лишь 21 человек счел, что такой шаг приведет к долгосрочному миру. Остальные подчеркнули, что позитивного воздействия на урегулирование ввод миротворцев не окажет.

На вопросы Day.Az ответил бывший посол Азербайджана в России, политолог Хикмет Гаджизаде.

"Многие сейчас также заявляют о появлении в скором времени российских миротворческих сил в зоне конфликта. Как, по-вашему, насколько реальна подобная перспектива?

Вы знаете, я не верю в подобные разговоры и не думаю, что власти Азербайджана могут пойти на это. Перед нами горький опыт деятельности российских миротворцев в Абхазии и в Южной Осетии. Если наши власти не хотят головной боли в будущем, то должны напрочь отвергнуть это предложение. Конечно, размещение миротворческих сил в зоне конфликта в интересах России, но мы должны исходить здесь только из наших национальных интересов.

Ну а если Россия все-таки будет настаивать на вводе миротворческих сил?

Тогда должно подняться все общество и потребовать от властей, чтобы они не допустили такого поворота событий. Вы знаете, у нас еще свежи в памяти события, когда 366-й российский полк учинил кровавую бойню в Ходжалах. Если мы не хотим повторения подобных трагических событий в будущем, то мы должны всем обществом сказать "нет" размещению российских миротворцев в Карабахе". (Day.Az, с сокращениями).

"Наилучшим защитником НКР может стать современная и состоявшаяся армия", - заявил министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян в ходе своей пресс-конференции и напомнил, что именно усилиями этой армии сегодня сохраняется перемирие. Министр сообщил о том, что он получил письмо о готовящемся визите Группы высокого планирования ОБСЕ, в котором говорилось, что группа намерена посетить зоны соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон и изучить возможности установления командных пунктов. На вопрос, "говорит ли это о том, что правительство НКР уже дало свое согласие на введение миротворческих сил", он ответил, что ввода миротворцев не следует бояться, а армия Карабаха будет существовать в любом случае. Министр отметил, что в прошлом году армия получила на вооружение новую технику. Уровень боеспособности повысился настолько, что позволяет удерживать равновесие сторон. Говоря о возвращении беженцев, Оганян отметил, что это может произойти лишь после того, как будет четко определен статус НК. ("А1+").

Что ожидает Карабах в 2006 году?

Аналитики известного английского центра Jane's information Group (JG) утверждают, что Азербайджан дал окончательное согласие на проведение референдума по уточнению статуса НК. Аналитики JG утверждают также, что Армения склоняется к поэтапному варианту урегулирования, что предполагает вывод войск с примыкающих к границам НК территорий. По сообщению газеты "168 Жам", для обеспечения безопасности гражданского населения планируется расквартировать в зоне конфликта миротворческие войска. Аналитики подчеркивают, что мирное соглашение потребует от обеих сторон крупных компромиссов. "Ни один из президентов не обнародовал деталей мирного соглашения, однако местные и международные наблюдатели убеждены, что никогда еще два руководителя не были столь близки к окончательному компромиссу", - считают аналитики центра. По их мнению, мирное соглашение потребует еще более крупных взаимных уступок, и правительствам обеих стран предстоит преодолеть недоверие и сомнения, а также достичь того, чтобы общественное мнение в их странах сосредоточилось не на утратах, а на приобретениях. "Сомневающиеся убеждены, что Кочарян и Алиев не те государственные деятели, которые способны подписать мирный договор, - отмечают аналитики, добавляя: - Очень многое зависит от держав этого региона. Столкновение их интересов ранее делало подписание мирного соглашения маловероятным".

Политолог Игорь Мурадян комментирует на карабахском информационном ресурсе karabakh-online предложения по урегулированию карабахской проблемы, выдвинутые американскими и британскими советниками. По его мнению, данные предложения "направлены на политическое принуждение Азербайджана на принципиальный отказ от Нагорной части Карабахской провинции, с целью исключить возобновление военных действий и обеспечить безопасность межрегиональных энергокоммуникаций, однако - при достаточно опасных, не выясненных в полной мере условиях для Армении". "В настоящее время игра ведется с Азербайджаном, а не с Арменией, так как Армения ничего не требует, кроме прекращения инцидентов на линии противостояния. Именно Азербайджан необходимо "убедить" в необходимости отказа от Нагорной части Карабахской провинции. Для "убеждения", которое очень походит на принуждение, необходимы жертвенные уступки со стороны Армении, что включает: демилитаризацию зоны конфликта; возращение освобожденных земель Низинного Карабаха; возвращение азербайджанского населения в покинутые населенные пункты; отложение определения статуса на критически неопределенный срок, без каких либо гарантий того, что Азербайджан будет продолжать играть по заведенным сейчас правилам. Азербайджан испытывает мощное политическое давление. Армения не испытывает внешнего политического давления. Для Армении разыгран сценарий с сомнительными 600 млн. долл. в военном бюджете Азербайджана и готовностью азербайджанской публики воевать за Карабах. При этом вся ответственность с внешних заинтересованных сторон снимается. США и Великобритания на Южном Кавказе заинтересованы в нефти и только в нефти - довольно банальная мысль, которую очень трудно понять политологам в Ереване и в других кавказских столицах. Для успешной добычи и транспортировки нефти необходима стабильность. Вот и вся "сказка" с урегулированием. В действительности происходит не процесс урегулирования, а имитация урегулирования - модель поведения, навязанная и Грузии с ее региональными проблемами. Иными словами данную доктрину можно сформулировать как совокупность подходов, необходимых для более-менее безопасного сосуществования в условиях неурегулированных конфликтов. И вот, данные противоречивые и заведомо тупиковые, совершенно нереализуемые предложения планируются осуществить в течение "сакраментального" "собачьего" 2006 года, как на детской викторине. Только очень безнадежные либералы могут поверить в этот бред. Параллельной же реальностью является то, что 2006 год - последний шанс Азербайджана принять участие в политической судьбе карабахской провинции. Азербайджан, вернее, его элита, рассматривающая данные предложения, действительно, как последний шанс, утратит его вскоре. Недавно в Госдепе США прозвучали такие слова: "Мы в Вашингтоне рассуждали и решили, что политические процессы в Восточной Европе могут происходить ускорено". Но о каком ускорении идет речь, если США благоразумно отказались от "оранжевых революций" и вводят своего регионального партнера Грузию в процесс имитации в части абхазской и югоосетинской проблем. Несомненно, под "ускорением" имеется в виду полное разрешение региональных локальных конфликтов предоставлением независимости непризнанным государствам - трем, составляющим Боснию, Албанскому Косово, НКР, Северному Кипру, Приднестровью и другим, которые на очереди. А те непризнанные, которые, по оценкам, не могут существовать самостоятельно, будут на определенных условиях переданы под протекторат России. К этому хорошо бы добавить наличие американско-европейских противоречий в региональной политике, что также выступает как фактор "ускорения"". (karabakh-online.com).

Рауф Раджабов, руководитель азербайджанского Исследовательско-аналитического центра "Мир, демократия и культура", представляет на страницах бакинского еженедельника "Обозреватель" свои принципы и положения модели политического урегулирования карабахского конфликта, которые, по его мнению, позволяют приблизить два соседних государства - Азербайджан и Армению - к решению:

1. Если Азербайджан считает НК своей неотъемлемой частью, как это и есть в реальности, официальный Баку не должен отказываться от ведения диалога с одним из своих регионов, коим является и Нагорный Карабах. Данный диалог должен проходить без участия Армении.

2. Посредническая миссия Минской группы ОБСЕ не должна выходить за пределы, обозначенные и ограниченные нормами международного права.

3. Стратегической линией в разрешении карабахского конфликта должен быть совместный поиск политического решения конфликта, а не торг, когда стороны рассматривают переговоры как продолжение войны и основной акцент делают на собственном выигрыше. 4. Азербайджан и Армения должны определить границы своих геополитических и региональных интересов и приоритетов в регионе Южного Кавказа. Всем прямым участникам конфликта необходим реализм в выборе средств решения внутренних конфликтов, и по этой причине Азербайджан и Армения должны отказаться от применения силы в разрешении как карабахской проблемы, так и других возможных межэтнических конфликтов.

5. Должны быть подписаны рамочные соглашения с Нагорным Карабахом, т.к. Конституция АР позволяет решать вопросы данного характера.

6. Нагорный Карабах должен отказаться от главенствующей роли Армении в политическом урегулировании карабахской проблемы.

7. Азербайджан и Армения должны определить круг вопросов, вызывающих взаимный интерес, и подписать всеобъемлющий и долгосрочный договор о признании территориальной целостности друг друга, а также о признании Армении как гаранта безопасности армянской общины Нагорного Карабаха (аналогичный Карскому договору от 1921 года об особой роли Турции в отношении Нахичеванской Автономной Республики).

8. Вокруг Нагорного Карабаха должна быть создана демилитаризованная зона, т. е. нужно обеспечить вывод всех вооруженных сил (ВС) Республики Армения из "оккупированных" семи азербайджанских районов, а также одновременный вывод частей Национальной армии Азербайджана с занимаемых позиций и размещение их в местах постоянной дислокации. ВС Нагорного Карабаха должны будут в течение нескольких лет трансформироваться во внутренние войска с выполнением полицейских функций, с одновременным размещением их по всему периметру Нагорного Карабаха.

9. Принятие и реализация Азербайджаном и Арменией совместной межгосударственной программы по вопросу возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в места своего постоянного проживания.

10. Придание Лачину и Мегри международного статуса и участие международных организаций и международных наблюдателей в контроле над выполнением обязательств со стороны Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Разблокирование с обеих сторон всех транспортных путей сообщения; интегрирование армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха в республиканские и южнокавказские региональные социально-экономические проекты, а также участие их в формировании как органов региональной власти, так и органов управления Азербайджана.

11. Нагорный Карабах - составная часть как Азербайджанской Республики, так и Южнокавказского региона, и все жители Карабаха, независимо от национальной принадлежности и места жительства, являются полноценными и равноправными гражданами АР. Противоречие между принципом территориальной целостности государства и правом народа на самоопределение может решаться путем проведения референдума. Необходимо лишь определить реальные сроки его проведения.

Реализация вышеуказанных принципов приведет к созданию единой системы безопасности между двумя республиками, т.к. будет создана система внутренней безопасности, а последующее присоединение к данной системе Грузии позволит создать общую южнокавказскую региональную систему безопасности внешнего характера действия, считает Рауф Раджабов. ("Обозреватель").

По мнению политолога Степана Григоряна, важнейшим ключевым вопросом карабахского урегулирования является готовность к предлагаемым компромиссам общественности Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. "Когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ говорят о решении, они имеют в виду компромиссы. Вместе с тем, общественности наших стран не информированы, не посвящены в эти процессы, и никто не сможет нас убедить, а тем более заставить принять какие-либо решения. Вы представляете себе, если против предложенного варианта решения выступят общественности всех трех стран? Как будут власти осуществлять это решение?" - задается риторическим вопросом политолог в беседе с газетой "Аравот". Григорян исключает какой-либо серьезный прогресс в 2006 году. "Ни один подписанный на каком-либо уровне документ не может быть осуществлен. Для этого ни у азербайджанских, ни у армянских руководителей не найдется соответствующих механизмов. Тем более, когда в этих странах нет доверия к собственным властям", - утверждает Степан Григорян.

"2006 год действительно очень удобен для урегулирования, но я не думаю, что оно произойдет скоро. Азербайджанские снайперы продолжают стрелять в карабахских солдат. Это говорит о том, что Азербайджан не готов к компромиссам, без которых урегулирование невозможно", - заявил на общеармейском собрании президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. Он подчеркнул, что власти НК не предпримут ничего в урегулировании, не спросив мнения народа. На собрании было подчеркнуто, что карабахская армия полностью готова отразить посягательства на суверенитет республики. По словам бывшего заместителя министра обороны НК, ныне депутата карабахского парламента, генерал-майора Виталия Баласаняна, отсутствие правовых оценок карабахской войны дает Азербайджану хорошую возможность для возобновления военных действий: "Я считаю, что международный суд должен определить, кто начал войну, кто стал в ней победителем, а кто потерпел поражение. В соответствии с этим определить статус подконтрольных Карабаху территорий и санкции против стороны-агрессора. Если таких оценок нет, значит, мировое сообщество просто ждет, когда одна сторона полностью уничтожит другую". При этом он заметил, что возобновление военных действий может привести к непредсказуемым последствиям. "Кто может гарантировать, что вооруженные люди не перейдут границу третьей страны и огонь войны не перекинется туда?" - спрашивает генерал. По словам бывшего заместителя министра обороны, ввод каких бы то ни было миротворческих сил окажет негативное воздействие на развитие конфликта. По мнению генерала, Карабах должен официально обратиться к Армении с просьбой предоставить войска для обеспечения безопасности населения и территориальной целостности Нагорного Карабаха. (karabakh-online.com).

На вопросы Day.Az ответил участник заключения перемирия 12 мая 1994 г., бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров.

"В последнее время в Азербайджане очень много говорится о том, что 2006 год станет переломным в решении карабахского конфликта. Насколько имеют под собой почву подобного рода высказывания?

По известным причинам 2006 год для сдвигов в развязке конфликта благоприятнее 2005 или 2007-2008 годов. Взаимные сбалансированные уступки сейчас доступнее, но отважатся ли на них власти? Ничто не гарантирует прорыва. Жёсткость всех сторон погубит шансы и этого года. Сумеют ли они обрести гибкость и найти размены? Весьма важно, чтобы в обществе прагматики и реалисты взяли верх над безответственными крикунами. Но и заключить соглашение - лишь полдела. Надо их выполнить! Стороны пока не в ладах ни с тем, ни с другим.

Муссируются также разговоры о возвращении 5 оккупированных районов. В обмен на что будут возвращены эти районы и будут ли они возвращены вообще?

Полагаю, что все 7 районов подлежат возвращению. Основные встречные шаги Азербайджана: отказ от искусов силового решения конфликта, чётко скреплённый международными организациями; демилитаризация возвращаемых районов до определения статуса Нагорного Карабаха; признание статуса НК главной спорной проблемой и поиск пути её цивилизованного решения; снятие блокад.

Конечно, районы возвращаются в увязке со встречными шагами, не все сразу. Последним - Лачинский район, после определения коридора. Параллельно проводятся разминирование и возвращение беженцев. Так видится мне лично оптимальная схема урегулирования.

Является ли размещение в зоне конфликта миротворческих сил "крестом" на попытках Азербайджана решить проблему военным путем?

Полагаю, что международное сообщество позаботится о стабильности в регионе. И не только размещением миротворцев, хотя их роль бесспорно важна. Наивен расчёт получить что-то на переговорах, а не доставшееся добрать затем "любой ценой" (бездумные словеса!). Нельзя потакать неизжившим иллюзий силового реванша. Пора уяснить: без отказа от химер военного похода не приступить к реальным мерам улаживания конфликта. Резолюции Совета Безопасности ООН требовали вывода оккупирующих сил не для возобновления потом боевых действий.

Как Вы прокомментируете заявления о том, что в качестве миротворческих сил будут использованы российские войска?

Считаю, что миротворческие силы и их национальный состав - прежде всего, предмет переговоров всех сторон конфликта. Вряд ли будет много государств, желающих принять широкое участие в этой ОПМ (операция по поддержанию мира - прим. ИА REGNUM). Только не спрашивайте, почему.

Тогда как Вы прокомментируете заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что в 2006 году военный бюджет Азербайджана составит 600 миллионов долларов, в условиях многократно декларируемых официальным Баку позиций по мирному решению конфликта?

При всем уважении к главе государства, гонка вооружений в этом регионе - совсем не тот путь. Вы верно подметили одну неувязку. Но сомнителен и расчёт всей этой затеи - перепугать противостоящие стороны. Игра вздутых цифр на бумаге не даст эффекта и к концу 2008 г. Деньги-то вбухать легко, а оправдать их в деле будет с годами всё труднее. Нет ли сфер полезнее, раз за чертой бедности почти треть населения? Казалось бы, внутреннее дело, если бы оно не шло вразрез с рядом международных обязательств государства. Аплодисментов за рубежом этим не снискать, а нарастание критики до цунами обеспечено.

Как Вы оцениваете уровень боеспособности азербайджанской армии, армянской армии и так называемых сил самообороны Нагорного Карабаха?

Не могу судить конкретно - не военный специалист и не имею данных. Но общее впечатление стороннего наблюдателя - примерное равенство сил, делающее на годы вперед любой приступ силовых атавизмов абсолютной авантюрой с непредсказуемым исходом для её инициатора.

И последний вопрос. Когда будет заключен окончательный мир в карабахском вопросе? Будет ли он заключен вообще и смогут ли азербайджанский и армянский народы забыть о жертвах этой войны?

Несмотря на все трудности, считаю возможными некоторые сдвиги в 2006 г. и выход на реальное примирение примерно к 2010 г. О жертвах минувшей войны забывать нельзя, но не для разжигания ненависти к соседнему народу. Они - прямой укор своему политическому руководству за неумение решать сложнейшие проблемы цивилизованно или хотя бы немедля остановить кровопролитие. Ведь был упущен целый ряд возможностей прекратить военные действия. Это и породило столько жертв, инвалидов, беженцев и вынужденных переселенцев, причинило такую боль обоим народам. В незабытом прошлом одни ищут вызов, а мудрые люди - урок на будущее". ("Day.az").