В первую неделю января бумажные СМИ традиционно отдыхают, соответственно развязка "газовой войны" и продолжение войны информационной остаются в ведении интернета и ТВ. При том газ остается главной новогодней темой, на втором месте - собаки: астрологические прогнозы - везде, откровения украинских политиков о том, сколько раз и при каких обстоятельствах их кусали собаки - эксклюзив "Трибуны". Отдельный сюжет - новогоднее явление президента Виктора Ющенко, - по версии "Главреда" "это было "Вставай, страна огромная" в обработке создателя "Щедрика"".

"Удачно предваренное "Щедриком" в конгениальной обработке Леонтовича (это надо было видеть, или хотя бы слышать), поздравление вполне соответствовало этой композиции.... Уходящий год, несомненно, добавил Украине и славы, и воли, - начал Ющенко с национальных реминисценций. Год назад граждане Украины отстояли наивысшее право - избирать себе власть, - продолжил он. Больше Ющенко о Майдане не упоминал - разве что еще раз в самом конце ненавязчиво напомнил, что "год назад мы победили диктатуру". В контексте едких шуток о том, что президенту, мол, оранжевый цвет дороже цветов государственного флага, такая сдержанность приятно радовала. Ющенко перечислил то, что он считает достижениями текущего года. Непреложные факты в этих нескольких абзацах были довольно остроумно расположены между фактами, скажем так, сомнительными. "Украина стала популярна в мире" - "Заботу о младенце несут совместно на своих плечах родители и государство" - "Юноша, идущий в украинскую армию, возвращается домой не через полтора года, а через год", - "Журналисты забыли о том, что такое цензура", - "Мы выполнили свое обещание и провели честный конкурс по продаже Криворожстали" - "В эти декабрьские дни украинские солдаты вернулись из Ирака на Родину", - "Почти миллион украинцев получили новую работу. Реальную поддержку со стороны государства ощутил малый и средний бизнес". И, наконец, "Мы на правильном пути, и это - только его начало". Ни спорность, как уже было сказано, многих из этих тезисов, ни тот факт, что Ющенко словом не упомянул о своих же невыполненных обещаниях, просто не принимались в расчет авторами текста".

"Истолковать поздравление Ющенко, - продолжает автор "Главреда", - можно не как набор "месиджей" (как то было при Кучме), но и не как набор банальностей. А, скорее, как единый и цельный сигнал. Сигнал этот был адресован в первую очередь той части украинцев, которые все еще поддерживают (но все меньше) президента, либо уже отошли от него, но еще не расстались с такими расплывчатыми "идеалами Майдана". И сигнал этот о том, что ничего, кроме неприятностей, с неба само по себе не падает, а вот за приятные вещи - типа свободы - надо бороться каждый день. Ющенко, это правда, слишком много говорил о себе, четко отделяя "президента" и "мою нацию". Зато наконец-то выглядел уверенным в себе человеком, обещая буквально - "я обо всем позабочусь". Можно относить к неудачам и то, что президент как бы и поздравляет не всех сограждан, а только "своих". Но есть и несомненная удача - позитивная первая часть поздравления настраивала слушателя на "мирный" оптимизм, что нивелировало "милитари" второй части. В общем и целом, если президент так будет говорить и в дальнейшем, с менее праздничных трибун, его рейтинг по крайней мере будет падать медленнее", - полагает автор "Главреда".

Тот же "Главред" сообщает, что "отечественная политическая и нефтегазовая элита встретила 2006-й в обнимку с телефонами правительственной связи", а предмет новогодней статьи московского корреспондента - круглый стол российских и украинских экспертов, который прошел в канун Нового года в Москве по инициативе Гражданской партии "Пора" и на территории, предоставленной Институтом национальной стратегии. Идея (одна из прозвучавших, но автором "Главреда" выделенная и поставленная в заглавный "врез") звучит так: "Науськанный Кремлем "Газпром"... сам себя выпорол.... Добиваясь вульгарными и антирыночными методами повышения цены монополист в итоге спровоцировал не только волну возмущения, но и вызвал реинкарнацию давно существующих и вполне прагматических проектов по энергосбережению. Таким образом, предприятия Украины уже в скором будущем начнут (тут важный вопрос: начнут ли?) потреблять меньше российского "голубого топлива" и, следовательно, сверхприбыли акционеров "Газпрома" пойдут на убыль.... Мелкий (в масштабах российской экономики) выигрыш оборачивается стратегическими потерями и, в конце концов, провалом идеи-фикс "удержать Украину". Но в Киеве перед лицом внешней угрозы не произошло то, что должно было произойти. Юрий Ехануров назвал кое-кого, не переходя на личности, "коллаборационистами". Речь в первую очередь о лидере одноименного блока Юлии Тимошенко, которая в решающий момент ударила кривым ножом в спину, призывая к отставке правительства, якобы неспособного вести переговоры с Москвой".

В продолжение темы о кривом ноже Юлии Владимировны, "Майдан" на следующий день после подписания "газового перемирия" размещает заголовок "Тимошенко объявила Ющенко новую газовую войну": "На пресс-конференции, которая по количеству телекамер и представителей дипломатических ведомств напоминала скорее объявление войны, нежели обычное общение с прессой, Юлия Тимошенко назвала достигнутую договоренность "преступной" и призвала к немедленной ее отмене". Кроме того Тимошенко призвала Верховную Раду забыть про ссоры и объединиться перед "общей угрозой". "При этом, - докладывает спецкор "Майдана", - Тимошенко выдержала долгую и многозначительную паузу перед камерами. Для "объединенной" Верховной Рады тут же был начертан грандиозный план работ, каковой главным образом состоял в разоблачении и обезвреживании коррупционеров из президентского окружения. Слово "импичмент", произнесенное журналистами, пробудило на минутку теплые ноты в голосе "железной леди", но все же, сказала она, для начала надо провести соответствующее парламентское расследование".

Другая дама украинской политики, лидер партии "Вече" Инна Богословская обвинила во лжи Юрия Еханурова и Алексея Ивченко, сообщив перед телекамерами, что $95 за 1000 кубометров Украина будет платить не ближайшие пять лет, а только первые шесть месяцев этого года. Уже с 1 июля, - утверждает Богословская, - тариф составит 230$, а, кроме того, в соответствии с договором, Украина лишается права экспортировать газ, который приходит из России, и самостоятельно - напрямую закупать газ (туркменский и любой другой) она тоже не может.

Автор "Украинской правды" тоже полагает, что "газовую войну" выиграла Россия, в связи с чем предъявляет украинской власти и украинской оппозиции "десять претензий", которые - все как одна - сводятся к отсутствию стратегии. Редакционная статья "УП" озаглавлена "Газовый контракт: вынужденная договоренность, победа или сдача интересов?", ее предмет - "преступный посредник": "Сохранение в структуре энергетических поставок Украины компании "Росукрэнерго", которая подозревается в глобальных спекуляциях и коррупции свидетельствует о неготовности руководства государства противостоять коррупционным угрозам и защищать национальные интересы Украины", - цитирует "УП" бывшего главу СБУ и первого из соратников Тимошенко Александра Турчинова. Часть опрошенных "УП" экспертов полагает, что контракт не обеспечивает Украине стабильности цены и стабильности поставок: "Мы можем сбалансировать цену, но мы получаем серьезные проблемы по балансу газа. Потому что транзитный газ, который получало РосУкрЭнерго, теперь становится собственностью "Газпрома". И не факт, что этот объем будет направляться в Украину, возможно, он будет направляться для продажи в Европу", - сказал политолог. "У нас возникает проблема дефицита газа, а значит, проблема его покупки по рыночным ценам. Где и у кого будет Украина закупать дополнительный объем газа (это около 10 млрд.) - пока вопрос. Если это Газпром - то нужно ожидать монопольной рыночной цены", - отметил он. "Россия в результате этих переговоров оказалась в преимуществе. Она получила выгоду, новый формат взаимоотношений, экономическую и политическую выгоду. Но Киев не проиграл, хотя Москва получила больше преференций. Вот такой парадокс".

Аналитики из "DailyUA" задаются вопросом, как именно газовый конфликт влиял и влияет на избирательные технологии и общественные настроения: "...Предновогодние публичные выступление как Виктора Януковича, так и Юлии Тимошенко по газовому вопросу стали сигналом начала новой фазы борьбы за власть внутри страны. Это фаза во многом пиарна и рассчитана на определенные сдвиги в общественном мнении в сторону усиления антиоранжевых настроений. Можно предположить, что именно в этой фазе была заинтересована Россия, недаром накал газовых страстей держится вплоть до последней недели уходящего года. В силу этого, формирование повестки дня выборов с необходимостью будет складываться вокруг украино-российских отношений".

Наконец, "From-ua" заявляет, что победителем в предновогодних баталиях "Газпрома" и "Нефтегаза" стал Туркменбаши, непонятно кому продавший одни и те же объемы газа. "Что на самом деле произошло в ночь с 3 на 4 января в главном офисе Газпрома? - задается вопросом автор "From-ua". - И, прежде всего, - почему Украина, вдруг, практически пошла на условия России, согласившись покупать у нее газ по 230 долларов? И почему транзитный тариф Украина установила в довольно скромном размере 1,6 доллара, хотя ранее говорила и о 1,8, и даже о 2,5 доллара за 100 км? И, наконец, самое главное: почему стороны решили обратиться к помощи посредника - компании "РосУкрЭнерго"? Возможно, ключом ко всему является событие, происшедшее 2-3 января, в пиковый момент "газовой войны". А именно: когда Нефтегаз заявил, что отбирает из "трубы" якобы купленный им туркменский газ, Газпром заявил в ответ, что никакого туркменского газа, предназначенного Украине, в магистрали нет, и в ближайшее время (весь первый квартал) не будет - поскольку Туркменистан будет отгружать газ только Газпрому. Что, по словам представителя Газпрома Сергея Куприянова, подтверждают некие документы.

Возникшее растерянное "а как же мы?" украинцам следовало бы обратить не к Газпрому, а к господину Ивченко - который, напомним, в конце декабря хвалился якобы заключенным с Туркменистаном договором о поставках газа. Если таковой был заключен и предусматривал отгрузку Туркменистаном газа Украине с 1 января 2006 года, тогда, размахивая им - прежде всего перед телекамерами, чтобы это увидел весь мир - Ивченко и Плачков могли бы, что называется, послать Газпром подальше, и смело отбирать газ из трубы и далее. Однако такой документ ни показан не был, что снова склоняет нас к мысли, а был ли он вообще?

При отсутствии такого аргумента у Киева, Газпром, в случае наличия всех доказательств реального отсутствия в магистрали газа, предназначенного Украине, имел шанс выиграть это противостояние. Действительно, Газпрому оставалось лишь убедить Запад в том, что Украина отбирает из трубы не свой, а "их" газ, убедить именно фактами, в суде, как пригрозил Христенко - против которых не пойдут даже самые верные "друзья украинской демократии" - и поставить Киев перед угрозой реально остаться без газа. И без российского - который Киев не хотел покупать по высокой цене, и без своего туркменского - которому не подошла очередь на отгрузку".