Владимир Казимиров о "народной дипломатии" по-азербайджански
Продолжается дискуссия по моему открытому письму с призывом к азербайджанским и армянским общественным организациям активизироваться к 2006 году, который станет "моментом истины" в карабахском урегулировании. Более того, вольно или невольно разговор выводят даже на более широкую тему: роль гражданского общества в столь злободневном для азербайджанцев и армян вопросе - преодолении давней пробуксовки разрешения этого конфликта.
Обращение, казалось бы, не касалось официальных властей, не требовало реакции с их стороны. Однако бакинские СМИ привели весьма любопытные заявления
"Выражая свое отношение к призыву бывшего российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
Некоторые выпады не нуждаются в реагировании (даже когда есть что ответить). Г-н Азимов не в праве забыть наши инициативы 1992-96 годов. Дам наглядные примеры. Прекращения огня, достигнутые тогда при посредничестве России, сохранили немало жизней, но эти договоренности не раз срывала одна из сторон (догадайтесь какая). В мае 1994 г. ни одна сторона не смогла уйти от предложения Москвы о перемирии, которое держится уже более 11 лет. Напомню ещё о соглашении от 6 февраля 1995 г. об укреплении режима прекращения огня путем урегулирования инцидентов на линии соприкосновения, где часто гибнут и азербайджанцы, и армяне. Что же столько лет мешало г-ну Азимову подсказать министру обороны, что международные соглашения всё же надо выполнять? Ведь тот не знает этого.
Но подобные наскоки лучше игнорировать: ведь к ним и прибегают для отвлечения внимания от сути дела. Рассмотрим существо суждений Азимова о роли народной дипломатии. Вчитайтесь в его слова (выделены мной): "НО народная дипломатия МОЖЕТ играть ТОЛЬКО ПОДДЕРЖИВАЮЩУЮ роль. На ОПРЕДЕЛЕННОМ этапе ее МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ в НЕОБХОДИМОЙ форме". Ну и ну! Роль вроде бы неоспорима, а чуть ли ни каждое слово (начиная с "но") как раз оспаривает или ограничивает её!
Неужели народная дипломатия должна лишь поддерживать действия властей? Верные, конечно, заслуживают поддержки. Но стоит ли одобрять невыполнение соглашения по инцидентам, ведущее к гибели многих солдат и мирных жителей? А может ли народная дипломатия играть инициативную роль? Или подсказывать властям, как скорректировать их шаги?
В словах Азимова об использовании (властями) народной дипломатии - "административный восторг": может, используем её, а, может, и нет. Причём лишь на определённом этапе - когда власть решит и даст команду. И только в необходимой форме. Иначе говоря, г-н Азимов по всем статьям отказывает народной дипломатии в самостоятельности и активности.
Налицо явное недопонимание роли НПО и в целом гражданского общества в современном развитии. Не будем корить за это одного Азимова. Многие выросли в условиях административно-командной системы, не изжили её следы. Ясно, что это прямая установка нынешней власти. Даже в столь важном для народа вопросе и при натужном устремлении в Европу.
И всё же фразы А.Азимова - довольно неуклюжий, но вынужденный шажок властей вперед после панического отклика на мой призыв, вернее - окрика "провокация!" Нужен менталитет, повёрнутый в прошлое, чтобы считать предателями, врагами народа тех, кто открыт к контактам с армянами, пытаться посадить народную дипломатию, едва зарождающееся гражданское общество на поводок (а вдруг потребуется скомандовать "фас!"). Так норовят обуздать общественность Азербайджана. Представители азербайджанских и армянских НПО восприняли призыв с пониманием. Мой ответ некоторым армянским оппонентам-скептикам был опубликован в России, Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане. Представитель одной азербайджанской НПО абсолютно верно написал: "Если мирный договор в какой-то форме и будет подписан, то нет никакой уверенности, что будет надежный мир...Политические реалии таковы, что без народной дипломатии процесс зайдет в тупик. Время не ждет". Считайте, что уже 2006 год. И уже третье тысячелетие!