Газета "Лесные новости" Подвела свои собственные итоги, то есть те, какие увидела сама редакция. В заметке "Понимание пришло. Ждём реальных дел" газета пишет: "2005 год был очень противоречивым. С одной стороны, на всех "этажах" власти - на федеральном, окружном, областном и муниципальном - появилось понимание (по крайней мере, на словах) важности российского ЛПК. В администрациях появилось понимание необходимости поддерживать лесопромышленный комплекс. Впервые в федеральном бюджете на 2006 год заложены деньги на строительство лесовозных дорог круглогодового действия. 140 млн. рублей должно прийти и в Архангельскую область. В государстве появилось понимание, что лесная отрасль может стать одним из флагманов российской экономики...

К сожалению (а может, к счастью), в уходящем году так и не был принят новый Лесной кодекс, хотя первое чтение в Думе он прошёл "легко и играючи". И такое "торможение" главного лесного документа страны, видимо, закономерно: депутатам не хотелось даже под давлением Правительства РФ принимать заведомо непопулярный закон, проект которого вызвал бурные протесты общественности. Не исключено, что теперь проект Лесного кодекса вернут в первое чтение и затем отправят в правительство на доработку. В таком случае будет весьма вероятно, что в результате появится документ, отражающий интересы наибольшего числа участников лесных отношений".

Далее газета приводит мнения экспертов о наиболее ярких событиях 2005 года.

"Правда Северо-Запада" также подвела итоги 2005 года, однако, они не утешительные. "В лихую годину довелось править Николаю Киселёву. 122-й закон о монетизации льгот, муниципальная реформа, политическая реформа и реформа системы управления", - начинается статья, посвященная итогам. Первый итог, по мнению журналистов "ПСЗ", - это возврат к болячкам мрачных времён середины 90-х. Далее - погашение задолженности перед энергетиками за счёт бюджета, вылившееся потом в повышение тарифов на электроэнергию; рост долгов перед предприятиями ЖКХ; провал с исполнением в области 122-го закона и кризис доверия к власти; нецелевое использование средств бюджета на сумму в миллиард рублей. Также газета отметила провал попыток достойно войти в федеральную программу "Ветхое жильё".

Газета "Правда Севера" подвела итоги года, взяв интервью в губернатора области Николая Киселева. Он рассказал, что за 2005 год в консолидированный бюджет области налогов поступило на 3,8 миллиарда больше, чем в 2004 году (рост - 23%), что в прошедшем было сдано социальное жилье в пяти муниципальных образованиях, в следующем - в 15. Кроме того, в 2006 году запланировано построить 178 тысяч квадратных метров жилья. "Расспросить главного человека области мы постарались обо всем: от отношения с замами до предстоящей субботней лепки снеговика", - пишет газета. Но больше интервью было посвящено перспективам, чем подведению итогов. Губернатор описал перспективы ипотеки в области (в следующем году уставный фонд регионального оператора по ипотечному жилищному кредитованию будет 17,5 млн. рублей, что позволит выдать на 370 миллионов залоговых кредитов на строительство) и перспективы инвестиционной политики (область готова работать с теми компаниями, "кто приносит деньги". Это и "Газпром", и "Роснефть", и "Статойл").

Удачей года Киселев считает начало процесса регулирования тарифов на теплоэнергию, "населению не пришлось платить больше 31 рубля за квадратный метр".

Также итоги года подвело ИА "Русский Север". Агентство опубликовало высказывания главы администрации Архангельской области Николая Киселева об итогах уходящего года.

Основными итогами уходящего года глава администрации Архангельской области Николай Киселев назвал начало строительство социального жилья, принятый бюджет на 2006 год и нормально проведенную подготовку к зиме.

"Чрезвычайно важно, что мы с большими усилиями, но все таки начали строить социальное жилье", - отметил Николай Киселев. Он рассказал, что для него было неожиданностью узнать, что последний жилой дом в Онеге, к примеру, был сдан 15(!) лет назад... Киселев также отметил, что достаточно успешно в 2005 году администрация поработала по строительству федеральной дороги, по газопроводу. При этом губернатор выразил уверенность, что в 2006 году газопровод-таки дойдет до Плесецка. В числе прочих достижений глава региона назвал проведение выборов в органы местного самоуправления, где явка составила порядка 39%, а также активно проведенную работу по празднованию 60-летия Победы.

"И ничего - год заканчиваем нормально", - резюмирует губернатор, подчеркивая, что администрация выполнила все обязательства, которые были взяты ей в 2005 году. Киселев отметил, что бюджет области дополнительно получил 1,4 млрд. рублей как собственных доходов, так и федеральных ассигнований. В заслугу своей работы в уходящем году администрация области ставит также ликвидацию четырехлетней задолженности поставщикам топлива. Так, в бюджете на эти цели прописано более 350 млн рублей, что в 3 раза больше суммы прошлых лет.

Газета "Архангельск" также, подводя итоги года, публикует интервью с губернатором области. Основное внимание газета уделила таким областным проектам как Мезенская синеклиза, газопровод Нюксеница - Архангельск, железная дорога "Белкомур" и алмазное месторождение имени Ломоносова.

"В своих выступлениях вы часто подчеркиваете, что наиболее важные для администрации области проекты - инфраструктурные. В первую очередь нас, наверное, интересует дешевое топливо. Одна из возможностей в этом смысле - Мезенская синеклиза. Какова вероятность того, что нефть там все-таки будет открыта?

Киселев: В 2006 году Министерство природных ресурсов выделило деньги на продолжение геолого-разведочных работ. Мне тоже очень хочется, чтобы там нашли нефть или газ...

Много разговоров снова идет о строительстве атомной станции. Все-таки что реальнее - газ или атом?

Киселев: Сегодня для нас газ намного реальнее. Варианты строительства гидро- или атомной станции - это только разговоры. Такое строительство обойдется в миллиарды рублей. Исполнительная власть должна трезво оценивать ситуацию.

- Каковы ближайшие планы в разработке алмазных месторождений? Когда можно ожидать поступлений средств в бюджет?

Киселев: Поступления в бюджет уже идут. Что касается вопросов продаж и реализации, то "Севералмаз" сейчас этим как раз занимается. Это сложный вопрос, который требует согласования на федеральном уровне.

Как вы отнеслись к тому, что госпакет акций "Белкомура" был продан с молотка и по довольно низкой цене? Как вы считаете, этот проект уже можно хоронить или возможен его ренессанс?

Киселев: Проект очень сложный по многим позициям. Его можно реализовать, только если за него возьмутся все субъекты Северо-Запада. Мы такую работу начали с главой Республики Коми. Договорились, что будем привлекать остальных руководителей, потому что транспортный поток из Сибири в северные порты - вопрос не двух регионов. Такой коридор - проект дорогостоящий, требующий четкого расчета объемов перевозки и сроков окупаемости. Эти моменты сегодня определяют крупные компании-перевозчики, а не государство, как раньше".

Также "Архангельск" подводит итоги с председателем Архангельского областного Собрания депутатов Виталием Фортыгиным. "Каким он был для областных парламентариев? Как сказались на их работе многочисленные нововведения этого созыва: увеличение численности депутатов и работа во фракциях? Какие задачи ставит перед собой областная законодательная власть в наступающем 2006 году?"

По мнению Фортыгина, 2005 год отличился интенсивностью законотворческой деятельности. Это связано с реализацией на региональном уровне федеральных законов. "Например, большой законотворческой работы потребовал Федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления". Нам пришлось подготовить законы о статусе и границах муниципальных образований, о выборах глав и много других нормативно-правовых актов, которые позволили сформировать законодательное поле для осуществления реформы в Архангельской области. Мы провели выборы в представительные и исполнительные органы власти поселений, сейчас идет регистрация уставов. Я думаю, что с 1 января все главы поселений будут обладать двумя основными инструментами власти - уставом и печатью, что позволит им реально осуществлять властные функции".

Вторая важная составляющая деятельности депутатов, по мнению Фортыгина, в этом году заключалась в принятии социально-экономических программ. Депутаты приняли ряд социально-экономических программ с реализацией их в 2-3-летний период. "Главное - сможет ли обеспечить доходная часть бюджета выполнение этих программ".

На 2006 год парламентарии приняли примерную программу законотворческой деятельности. Главное - это программно-целевой метод формирования бюджета и усиление фракционной работы.

Газета "Волна" рассказывает об итогах года с точки зрения экс-финансиста Архангельской области Веры Лычевой. "Область завершает 2005 год все-таки с неплохими результатами. Кто и что бы ни говорил, но в этом, безусловно, есть заслуга и бывшего главного финансиста региона", - пишет газета. Лычева вернулась на старую работу в клиринговую палату и занимается вопросами финансового контроля и развития.

"Волна": Вы руководили департаментом ровно год. Это и много, и мало. Что вам удалось привнести в его работу? А что не удалось?

Лычева: Что не удалось? Например, мне не удалось решить проблему автоматизации государственных закупок, что придало бы прозрачность системе конкурсов. На этом можно экономить до 20 процентов бюджетных средств. Такая система работает в Москве, в Вологодской области. Область полностью отказалась от банковских кредитов - ведь это большие проценты. И таким образом за шесть месяцев 2005 года мы сэкономили 40 миллионов рублей. Я настояла на автоматизации бюджетного процесса, бухгалтерского учета в департаментах областной администрации и в бюджетных учреждениях. Все это позволило в большей степени контролировать расходование бюджетных средств. Еще была предпринята большая работа по упорядочиванию расходов на управленческий аппарат".

Лычева также отметила, что собирается участвовать в выборах в областное Собрание депутатов: "Собранию нужны финансисты - в этом я не сомневаюсь. А, кроме того, в качестве депутата я постараюсь реализовать свой давний проект: переходящий бюджет, то есть обязательства областного бюджета и обязательства перед бюджетом не должны ограничиваться одним годом".