Конец медийного проекта(Вельск-инфо)

Медийные проекты долго не живут, так незаметно подошло к концу вещание Вельской телекомпании на канале СКТП "Выбор". Авантюра декабря 2004 просуществовала ровно год. Собственно, и проекта никакого не было: один авантюрист решил срубить бабки на избирательной кампании, но невнимательно почитал Закон о СМИ, что заниматься этим, по слухам, очень прибыльным делом можно только через год после регистрации. В результате мы получили городской информационный канал. Каков он получился, судить телезрителям, но, судя по тому, что в остальных масс-медиа он был упомянут разве что после непонятного изгнания с пресс-конференции, все получается в чисто русском аспекте: пока жив, лучше не упоминать.

Содержание театра, киностудии, тем паче телевизионной компании - дело затратное и посильно разве что гигантам вроде "Звездочки" или "Северстали". Как убедились на примере ВТК, кое-что можно делать и в рамках художественной самодеятельности, было бы желание. Хотя оказалось, что производство телевизионных передач - далеко не богемное развлечение на фуршетах, а достаточно скучная работа: скачивание, просмотр, наложение фона, перевод из формата в формат видеофайлов... Но есть свои прелести: чем меньше занято на производстве, тем меньше амбиций, согласований, траты времени на поиск компромисса... Так что идеал - когда делает один человек; некоторые добавляют, что идеал, когда еще и сам смотришь. Так что 10 декабря Вельская телекомпания благодаря СКТП "Выбор" достигла идеала.

С другой стороны - рождественский подарок участникам телекомпании. Все-таки совесть гложет: как телезрителей без субботней передачи оставишь, а после столь открыто заявленного неуважения нужно уходить: noblesse oblige. Все к обоюдному удовольствию, жаль - страдает потребитель. Да не настолько у нас продвинут закон о защите прав потребителей, чтобы за подобный волюнтаризм деньги назад требовать. В качестве иллюстрации вредоносности конкурентов редактору приводили пример, как в поселке Октябрьском у вельчан кабеля обрезали, по телефону грозили...

Согласен, нехорошее дело, да только злодеяния устьянских гангстеров - детские проказы по сравнению с действиями владельца Вельских кабельных сетей А.А.Макарьина, тот даже не многоэтажку, а всех потребителей оставил без возможности смотреть местные последние известия. Выдернул два провода из сети - трудитесь, ребята, все равно на кнопке сижу я! Но частная собственность неприкосновенна, и свое возмущение можно выразить только уходом. Что ВТК и сделала.

Тем не менее худа без добра не бывает, и отрицательный результат - тоже результат. Да, по сути, отрицательного результата нет: жадность и глупость не в счет. За год работы "деревенского телевидения" произошли существенные сдвиги в понимании важности электронного средства массовой информации. От недопонимания пресс-служба администрации перешла к конструктивному сотрудничеству. Последний брифинг показал, что администрация муниципалитета открыта телевизионной аудитории, и нет лучшего контакта с горожанами, чем честно ответить на вопрос перед телекамерой.

Складываются отношения и с новыми муниципальными образованиями. О некоторых мероприятиях, как разъяснение возможности создавать товарищества собственников жилья, трудно доходчиво рассказать в газете. Благочиние впервые в Вельске пошло на столь тесный контакт со средством массовой информации. Православный календарь - возвращение к истокам, преемственность традиций через три поколения. Достижения гимназии искусств, народных умельцев, фольклорных ансамблей надо смотреть и слушать.

А ведь еще не тронут пласт истории, что в архивах краеведческого музея. Нам более-менее известна история до 1917 года. История советского периода даже России темна, а история города и района практически совсем неизвестна, даже где городской собор был, не все знают, а ведь его руины до сороковых годов прошлого века существовали, некоторые вполне серьезно верят, что городским храмом был Преображенский собор, и его перестроили в Дом культуры. В действительности на месте алтаря Троицкого городского собора стоит здание суда.

Как реализовывать программы туризма, показывать иностранцам запыленные документы из архива? Проще, конечно, привлекать публику заморскими клипами, полуголыми неграми и соблазнительными блондинками. Индустрия развлечений. "Поле чудес" нон-стоп. Да интересно ли оно новым муниципальным образованиям, где молодежь еще девственна в хорошем смысле этого слова, а что и там начнет появляться деревенское телевидение, я вообще-то не сомневаюсь.

Последние программы ВТК включали в себя и рубрику "У наших соседей". Не столь сложно в XXI веке привезти информацию из соседнего райцентра. И там ищут пути создания своего телевидения. Да и в СКТП "Выбор", надеюсь, вернется адекватность понимания важности информации: не числом абонентов и не рентой с проводов определяется эффективность сети, а если она еще зиждется на монополизме - не сбирайте себе сокровищ на земли...

Трудный выбор (Архангельск)

Почти 51000 человек в Архангельской области отказались от льготного обеспечения лекарственными средствами. Из них около тысячи болеют различными формами сахарного диабета, около пятисот - бронхиальной астмой и у 14000 различные хронические заболевания.

Эти цифры привела нам начальник отдела лекарственного обеспечения департамента здравоохранения администрации области Светлана Абашина. Напомним, до первого октября пожилые люди могли сделать выбор: отказаться от социального пакета, положившись на авось, но иметь лишнюю копеечку либо остаться с гарантированным лекарственным обеспечением. Отказались от льготы, вернее, от медицинской составляющей социального пакета 50879 человек, или 41,9% от всех льготников. В Архангельске подобное заявление написали 37,2%.

- В следующем году у них могут возникнуть большие проблемы, - говорит Светлана Петровна. - Среди отказников 37 человек больны сахарным диабетом первого типа, им необходим инсулин в инъекциях. Надо сказать, что стоимость лечения, которое они будут оплачивать в 2006 году самостоятельно, колеблется от двух до шести тысяч рублей. Еще от льготы отказались 1300 онкологических больных и 14 тысяч тех, у кого разные хронические заболевания.

Вместо необходимых лекарств весь следующий год они будут получать по 350 рублей в месяц. По словам Светланы Абашиной, многие уже пытаются вернуть свое право на льготу, но пока это невозможно. Восстановить льготу они смогут, если напишут заявление в Пенсионный фонд, однако получать бесплатные лекарства начнут лишь с 2007-го.

- Сейчас ситуация складывается таким образом, - рассказывает Светлана Петровна, - что люди пытаются пополнить свой домашний запас лекарств. Из-за этого в аптеках копятся рецепты, которые ставятся на отсроченное обслуживание, их уже около 0,6%. Если в прошлом году мы потратили на льготников около 70 миллионов рублей, то за 2005-й эта сумма выросла почти в пять раз - до 325 миллионов. К тому же такая сумма связана с тем, что по сравнению с 2004-м значительно расширился перечень льготных лекарств.

С января 2006-го вступает в силу новый перечень лекарственных препаратов. Он будет насчитывать 500 международных непатентованных наименований. В начале этого года в перечне было 362 международных непатентованных наименования, к июлю их количество выросло до 459.

- Но в перечне не только появятся новые препараты, - рассказывает Абашина, - 33 наименования будут убраны из списка - это малоэффективные средства и те, которых нет на рынке.

Департамент здравоохранения продолжает следить за работой системы ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения). Ситуация по сравнению с началом года заметно улучшилась. Конечно, дефицит лекарственных препаратов до сих пор остается, но по вполне объективным причинам, т. е. не зависящим от местной власти. К примеру, до сих пор в дефиците сердечно-сосудистые препараты. Это связано с высокой степенью их употребления льготниками, которые в большинстве своем пожилые люди. Много отсроченных рецептов на никотиновую кислоту. В департаменте здравоохранения объясняют это тем, что потребность в ней велика, а поставщик и производитель на российском рынке один, и он не может справиться с таким огромным потоком заявок.

- Практически по всем позициям фармацевтические фирмы стараются обходиться своими силами, - говорит Светлана Абашина. - Аптеки обеспечиваются лекарствами, которые не могут быть поставлены вовремя, из собственных запасов. На сегодня из своих запасов аптеки области отпустили лекарств на сумму 11,7 миллиона рублей. Я думаю, что в декабре проблемы будут решены.

От нищих к нищим или зачем бюджету "чёрные дыры" (Правда Северо-Запада)

Состоявшаяся 8-9 декабря сессия областного Собрания поставила жирную точку в принятии областного бюджета на будущий год.

Итак, 8 декабря бюджет области был утверждён окончательно. Его расходная часть составляет 19 149 209 тыс. рублей, доходная - 17 903 942 тыс. рублей. Дефицит - 1,2 млрд, из которых 600 неизвестно откуда возьмутся - они не подтверждены никакими договорённостями и документами. Но это депутатов не смутило.

Финансирование строительства каргопольской поликлиники "похудело" на 6 миллионов (с 17 млн до 11) - их решили перебросить на реконструкцию хирургического отделения шенкурской больницы. Опять на нищих за счёт нищих, но уже с более весомыми аргументами: мол, для Шенкурска этого хватит, чтобы сдать объект в эксплуатацию, а Каргополю и 17 миллионов мало. Котласская городская больница получила дополнительно на свою реконструкцию 2 миллиона рублей, но за счёт строительства котласского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями. Досталось на орехи и областному центру. На сессии прозвучало, что судьба всех денег уже решена - их закатают в городскую утопию - в Чумбаровку.

А вот с постатейной открытостью бюджета получилось интересно. Мы уже писали на примере департамента информации и связей с общественностью о том, что то ли для простоты восприятия, то ли для сокрытия чего-то в бюджете, но чаще пишут общую сумму расходов в год на статью. И поди догадайся, на что конкретно пойдут бюджетные, наши с вами - налогоплательщиков - деньги. Кое-кому из депутатов это, естественно, не нравится, нетрудно поддаётся изменению. Вот, к примеру, единоросс Вторый вынес к третьему чтению поправку: областное Собрание должно утверждать перечень объектов строительства, финансируемых из областного бюджета. Накануне сессии что-то случилось, и автор поправку снял, скромно пояснив, что тем самым повинуется партийной дисциплине.

"А жаль, - посетовали депутаты, - классное предложение было у Второго. Мы бы поддержали!" И отыгрались в своей поддержке на полюбившемся уже читателям департаменте информации. Сумма, конечно, не та - 30 миллионов рублей, но надо с чего-то начинать, решил депутат Таека-ев. "Весь бюджет состоит из чёрных дыр, - пояснил он. --Мы не знаем, куда конкретно идут бюджетные деньги. В результате получается так, как с департаментом АПК - там по итогам 2005 года 29 млн рублей, данных нам федеральным центром, снимается с Архангельской области. Почему? Не освоили. А кто виноват? Депутаты. Потому что надо было ещё в прошлом году рассматривать бюджет по-объектно. Посмотреть, какие программы приняты. И надо, чтобы департаменты показывали, куда и на что идут деньги. Моя поправка принесёт прозрачность расходования средств хотя бы департамента информации. Те договоры, которые будут заключаться на освещение деятельности администрации, станут достоянием депутатов.

Куда крестьянину податься? (Правда Севера)

В очередной раз, приехав на лето в деревню Зарузье Устьянского района, в родительский дом, я, ветеран труда архангельского тралового флота, как и многие приезжающие сюда дачники, снова не почувствовал проявления заботы местных властей и государства о жителях глубинки. Мелколесье подступило уже вплотную к деревням: поля не пашутся и не косятся уже который год, исключены из севооборота. Затянулись кустарником бывшие поляны для выпаса скота и поймы ручьев и речек. В нашей речке Бузе (шириной около десяти метров) раньше были омуты, где не доходила до дна жердь длиною более пяти метров. А теперь редко где глубина достигает метра. Мелеют реки Устья и Вага.

Да, лес наступает на деревню со всех сторон. Но попробуй срубить елочку на черенок для лопаты или вил, нарезать ветвей березы на веник для бани - тотчас штраф! Я уж не говорю о заготовке дров, для чего обязательна покупка лесобилета, и о том, что с доставкой этих дров на дом на всю зиму потребуется чуть ли не вся зимняя пенсия ветеранов труда.

Местные власти объясняют народу: мол, леса стало меньше (в районе вот уже лет пятнадцать-двадцать закрыты многие лесопункты из-за истощения сырьевых запасов). Но ведь селянин для своей печки не претендует на спелые ели и сосны, ему достаточно берез и осин, которые растут рядом. Ан нет. Делянки под вырубку леса даже на дрова, а не только для строительства дома, бани, скотного двора, выделяют только за пять - десять километров от деревни.

А как мы ждем каждый год лесных даров - ягод, грибов! Но нынче, идя на привычные болота, обнаружили кругом их пустыню: лес вырублен начисто, болота почти сухие и, конечно, без ягод. Пройти теперь на эти болота стало большим испытанием - кругом на вырубках сплошные завалы из погубленного молодняка и гнилых стволов, делянки после лесоповала не очищаются от порубочных остатков.

Но ближе к осени нас, селян, начинает заботить уже не менее важная проблема: куда продать излишки картошки, овощей? На словах радея за рыночную экономику и укрепление частного сектора, развитие конкуренции, местные власти не создали условий для преимущественного сбыта на рынок товаров местного производства. Уже второй год мы не можем сдать выращенные в Малодорах овощи. Прежде хоть приезжали предприниматели невесть откуда и скупали товар. Денег давали очень мало, но все-таки можно было из выручки заплатить за электроэнергию, газ, телефон... Теперь же мы лишились и этого источника доходов, а ведь весь урожай в город с собой не увезешь. Осенью я обошел магазины, кафе, столовые райцентра - нигде в моем товаре не нуждались.

Такая же проблема возникла и с мясом, молоком, произведенными в частных хозяйствах. Если ранее, еще года три-пять назад, в крупных селах, например в Малодорах (население около тысячи человек), почти в каждом третьем хозяйстве была корова, а то и две-три (про свиней и птицу я уже не говорю), то теперь корова есть разве что только в каждом десятом дворе.

Летом еще можно сбывать молоко, творог дачникам в прилегающие рядом деревни, а зимой с ним куда? Ранее принимали молоко представители Шангальского молокозавода, но опять же по предельно низкой цене. А затраты на содержание скота постоянно растут. Куда крестьянину податься?