Обзор прессы Молдавии за 7-13 декабря 2005 года.

Российский генерал проигнорировал представителей Минобороны Молдавии Глава Миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл встретился 8 декабря с заместителем командующего наземными войсками России генералом Валерием Евневичем. Как Хилл сообщил журналистам 9 декабря, это была встреча двух старых друзей, которые обменялись мнениями по вопросам трансформации миротворческой операции на Днестре и вывода российских войск и вооружений из региона. Деталей встречи Хилл не уточнил, сообщает БАСА-пресс.

Прибыв в Кишинев, Валерий Евневич отказался встретиться с представителями Министерства обороны Молдавии, которые приехали в Аэропорт молдавской столицы. Евневич отбыл с представителями посольства России в приднестровский регион. Там генерал поздравил российских миротворцев с "самой успешной миротворческой операцией в постсоветских государствах" и сообщил им, что они должны оставаться в Молдавии до того времени, пока представители Тирасполя или президент Путин не отдадут им приказа уйти, пишет БАСА-пресс.

В то же время на организованной 9 декабря пресс-конференции Уильям Хилл сообщил, что сожалеет о непринятии итоговой декларации на заседании министров ОБСЕ в начале недели. "Это говорит о том, что между основными государствами нет консенсуса и это самое сложное в нашей деятельности. Вместе с тем мы продолжаем выступать за вывод российских вооружений и войск из региона. Сохранение российского военного присутствия не оказывает позитивного влияния на процесс переговоров. Надеемся, что Россия выполнит обязательства", - цитирует Хилла БАСА-пресс.

Глава Миссии ОБСЕ в РМ подчеркнул невозможность наложить на Москву санкции за несоблюдение обязательств по выводу войск и вооружений, поскольку Россия - член Совета Безопасности ООН с правом вето, единственной организации, которая может налагать соответствующие санкции, отмечает информагентство. Уильям Хилл назвал контрпродуктивными параллели между Косово и приднестровским регионом. "Разница между этими двумя ситуациями такая же большая, как между яблоком и апельсином", привел аллегорию Хилл, убежденный что попытки найти что-либо общее между этими ситуациями не помогают урегулированию приднестровского конфликта. Как передает БАСА-пресс, по словам Хилла, несмотря на то, что некоторые в последнее время настойчиво пытаются поставить знак равенства между Косово и Приднестровьем, эта позиция не поддерживается ОБСЕ. Ситуация в двух регионах абсолютно несравнимая, "в Косово можно заметить истинную вражду между сторонами и там есть ряд серьезных проблем, которых нет в Молдове", - сказал Хилл.

Говоря о выборах в Верховный Совет Приднестровья, Уильям Хилл подтвердил позицию ОБСЕ о непризнании выборов. Он также заявил, что выборы не имеют прямой связи с процессом переговоров по вопросу приднестровского урегулирования, сообщает БАСА-пресс.

Эксперт: Позиция России может добить ОБСЕ и измотать Молдавию

13-й министерский саммит ОБСЕ, который прошел 5-6 декабря в Любляне, третий год подряд завершился без принятия итоговой декларации. Действующий председатель ОБСЕ Дмитрий Рупель заявил, что соглашение по итоговому документу не было достигнуто из-за отказа России гарантировать, что она начнет эвакуацию своего военного присутствия из Молдовы и Грузии, сообщает AFP. Декларация не была подписана, так как Россия использовала свое право на вето.

В завершение саммита министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан выразил сожаление по поводу того, что из-за позиции одного члена ОБСЕ не удалось принять итоговый документ саммита и резолюцию относительно РМ, передает REPORTER.MD. Как подчеркнул Стратан, Молдавия твердо намерена найти политическое решение приднестровскому конфликту, основанное на принципах суверенитета и независимости РМ. Кроме этого, это решение будет разработано на основе принципов, установленных парламентом 22 июля, и предоставит приднестровскому региону статус автономии в рамках Республики Молдова. Стратан отметил также, что международное сообщество должно осудить дестабилизирующие действия Тирасполя против жителей Зоны безопасности. В то же время, Стратан подтвердил необходимость интернационализации миротворческой миссии в Зоне безопасности, выразив обеспокоенность затягиванием ОБСЕ инспекции военных складов из приднестровского региона. "Проведение мониторинга предприятий военно-промышленного комплекса из приднестровского региона необходимо ускорить", - отметил глава молдавской дипломатии. Стратан призвал российскую сторону эвакуировать свое военное присутствие из приднестровского региона в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году, сообщает REPORTER.MD. Министерские саммиты ОБСЕ в 2003 и 2004 гг. также завершились без принятия итоговой декларации из-за позиции России, которая в обоих случаях отказалась подписать этот документ. По словам аналитика "Радио Свобода" Виталия Портникова, для того, чтобы Россия начала выполнять свои стамбульские обязательства, она должна быть уверена в лояльности тех стран, которых касаются эти соглашения. Как заявил Портников для радио "Свободная Европа", Россия согласится начать выполнение стамбульских обязательств только тогда, когда "получит четкие гарантии того, что Тбилиси и Кишинев будут проводить активную пророссийскую политику, не будут заявлять о своем евроатлантическом курсе и не будут препятствовать существованию сепаратистских режимов". "До тех пор Россия может только предпринять меры для того, чтобы изменить нелояльные руководства Молдавии и Грузии путем различных методов - политических, экономических или путем оказания поддержки сепаратистским республикам", - отметил Портников.

Между тем Россия обвинила на саммите страны НАТО в том, что они до сих пор не ратифицировали ДОВСЕ, который также является одним из решений стамбульского саммита. Москва считает контрпродуктивной увязку ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе c выполнением ее стамбульских обязательств. "Страны НАТО до сих пор не приступили к ратификации Соглашения об адаптации, увязывая начало этой процедуры с выполнением Россией всех так называемых стамбульских обязательств. Эту увязку считаем неправомерной и контрпродуктивной", - заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин в интервью РИА "Новости" 6 декабря. Он подчеркнул, что российско-грузинская и российско-молдавская договоренности о выводе военных баз и вооружений РФ из этих стран "носят двусторонний характер и не порождают никаких обязательств России в отношении третьих стран".

Итоговую декларацию "не приняли по одной причине: потому что некоторые участники переговоров настаивали на таких формулировках по Молдавии, которые для нас неприемлемы", - сказал глава МИД России Лавров в Брюсселе 7 декабря после встречи с министром иностранных дел Бельгии Карелом де Гюхтом. "Согласно этим формулировкам, ОБСЕ предлагалось приветствовать принятый недавно в Молдавии закон, который фактически отменяет все достигнутые ранее договоренности и по которому Молдавия является унитарным государством, а приднестровский вопрос должен решаться Молдавией без участия самих приднестровцев", - цитирует Лаврова департамент информации и печати МИД РФ. По словам министра, когда этот закон был принят, он подвергся критике со стороны большинства европейских государств, и "было абсурдно предлагать ОБСЕ поддержать этот закон на основе консенсуса".

"Я не считаю трагедией то, что мы не договорились в отношении принятия политической декларации по итогам заседания в Любляне", - заявил Лавров. По его словам, важно то, что стороны согласились с "дорожной картой" по реформе ОБСЕ, которая, как подчеркнул министр, является не общим заявлением, а "практическим документом, направленным на укрепление ОБСЕ". "В отличие от сообщений некоторых СМИ, правда состоит в том, что мы достигли согласия по Грузии", - добавил министр, пояснив, что ОБСЕ приняла документ по Грузии, в котором освещаются вопросы вывода российских военных баз, а также осетинский и абхазский конфликт. Лавров отметил, что принятию этого документа способствовала реалистическая позиция переговорщиков. "Крайне важным было то, что переговоры велись напрямую между Россией и Грузией, без советчиков", - сказал глава МИД РФ.

Москва настаивает, чтобы приднестровская проблема решалась между Кишиневом и Тирасполем, а не в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). "Вопросы о приднестровской проблеме в рамках ОБСЕ решены быть не могут, а только путем переговоров Молдавии и Приднестровья", - сказал журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров. Как сообщает РИА "Новости", он предложил тем, кто хочет говорить о присутствии российских войск в Молдове, почитать документы Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года. "Можно увидеть, что все связанные с Договором ДОВСЕ вопросы в Европе Россия выполнила", - заявил Лавров. При этом глава МИД РФ подчеркнул, что Россия обязалась и вывезет из Молдавии все российское вооружение. Лавров напомнил, что до того момента, как в 2003 году переговорный процесс между Молдавией и Приднестровьем был прерван, Россия вывезла из Приднестровья 45 эшелонов с боеприпасами. "Вывоз боеприпасов прекратился по причине срыва переговорного процесса. Если переговоры возобновятся, вывоз продолжится", - заявил Лавров.

Вашингтон поддержит Молдавию в процессе приднестровского урегулирования. Такое заявление было сделано помощником госсекретаря США по европейским делам Дэниелом Фрайдом в ходе встречи в Любляне с главой МИДЕИ Андреем Стратаном, передает "НОВОСТИ - МОЛДОВА". Фрайд отметил, что США рассматривает приднестровский вопрос как проблему региональной безопасности. В заявлении руководителя Миссии США при ОБСЕ, посла Джули Финли, оглашенном после завершения совещания в Любляне, подтверждаются основные принципы, изложенные Кишиневом о приднестровском урегулировании и необходимости устранения российского военного присутствия на территории Молдавии. В частности, США заявили, что в итоговом документе и непринятой резолюции по Молдове следовало зафиксировать отсутствие прогресса в процессе вывода российских войск и вооружения с восточной территории Молдавии, расширение переговорного формата по определению особого правового статуса приднестровского региона в составе Молдавии, приветствовать усилия президентов Украины и Молдавии по урегулированию конфликта, выразить обеспокоенность по поводу односторонних действий, которые предпринимают в Зоне безопасности местные приднестровские власти против населения, ограничивая доступ крестьян к своим землям, однозначно потребовать восстановления свободы перемещения граждан и т.д., передает БАСА-пресс.

Представитель Евросоюза Йен Пирсон выразил сожаление по поводу невыполнения Россией своих обязательств по Грузии и Молдавии, взятых на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году, что помешало и в этом году принять итоговую декларацию. Выполнение в полном объеме стамбульских обязательств, которые нашли отражение и в Заключительном акте Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), остается ключевым элементом процесса разрешения этих конфликтов. ЕС призвал Российскую Федерацию возобновить и завершить этот процесс как можно оперативнее, сообщает БАСА-пресс. От имени 27-ми стран НАТО Россию также призвали выполнить взятые на себя обязательства, в том числе для скорейшего вступления в действие Адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Дмитрий Рупель в качестве действующего председателя ОБСЕ обратил внимание стран-членов Организации, что в случае нерешения вопроса о выводе российских войск и вооружений с территории Молдавии ОБСЕ может лишиться, в первую очередь, доверия людей. Он напомнил, что этот вопрос в ОБСЕ обсуждается уже шестой год, передает БАСА-пресс.

После Словении мандат председателя ОБСЕ перейдет в 2006 году к Бельгии. Министр иностранных дел Бельгии Карел де Гот заявил, что в период исполнения мандата приоритетами Бельгии станут "правовое государство и борьба с организованной преступностью", а также экономическое сотрудничество, в частности, на транспорте. На встречах, подобных прошедшей в Любляне, принимаются документы, которые выражают общее видение конфликтов в евроатлантическом регионе. В том числе приднестровского. Как сообщает "Время", на стамбульской встрече в 1999 году был принят один большой документ - итоговая политическая декларация, в которой пункты N18 и 19 посвящены Молдавии. В пункте N19 записано, что "страны - члены ОБСЕ приветствуют взятые на себя Российской Федерацией обязательства о полном завершении вывода своих вооруженных сил из Республики Молдова до конца 2002 года". Этот документ был подписан лично президентом России Борисом Ельциным. В 18-м пункте давалась позитивная оценка трехсторонней миссии. Россия интерпретирует содержание этого пункта как свидетельство того, что миротворческие силы не подпадают под действие 19-го пункта. Позиция Молдовы по выводу вооружения была и остается очень четкой: миротворческие силы в составе 500 человек, согласно 19-му пункту, подлежат выводу из Приднестровья.

В 1999 году ельцинская Россия пошла на очень серьезные уступки, среди которых главные - не стамбульские обязательства, а подпись под адаптированием Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Россия признала, что без согласия страны на ее территории не могут быть размещены вооружения других стран, а Молдавия подтвердила в этом документе, что является нейтральным государством. Этот документ, который тоже был подписан в Стамбуле, имеет полную юридическую силу, отмечает "Время". В нем прописано, что до конца 2001 года Россия выведет из Приднестровья или уничтожит все виды военной техники, подпадающие под определение этого документа (танки, артиллерия, самолеты, вертолеты и бронемашины). Россия выполнила эту часть обязательств - с июня по ноябрь 2001 года вывезла и уничтожила более 400 единиц техники. Россия также должна была полностью и без всяких условий вывести до конца 2002 года свой военный контингент. Эту часть стамбульских обязательств Россия до сих пор не выполнила.

По мнению Андрея Попова, исполнительного директора Ассоциации по внешней политике Молдавии, возглавлявшего ранее Управление по международной безопасности молдавского МИДа и являвшегося членом молдавской делегации на совещаниях министров иностранных дел ОБСЕ в Бухаресте и Порту в 2001 и 2002 году, на встрече в Порту произошел некоторый откат. "При ультимативном давлении некоторых стран и в контексте пакетного соглашения между Россией и США, конкретные и четкие формулировки стамбульской встречи были заменены на обтекаемые и предоставляющие море возможностей не выводить вооружение", - цитирует Попова "Время". Согласно документу, принятому в Порту, "страны ОБСЕ приветствуют намерения (а не обязательства - прим. авт.) завершить вывод вооруженных сил из Республики Молдова до конца 2003 года при условии (!), что для этого будут созданы необходимые условия". Еще на прошлой неделе министр реинтеграции Республики Молдова Василий Шова заявил, что не исключает вероятности повторения ситуации прошлых лет, когда итоговый документ не был принят из-за отсутствия консенсуса. Андрей Попов еще больше пессимистичен в оценках. Эксперт уверен, что серьезный политический документ, тем более объективная декларация по вывозу российского вооружения из Приднестровья приняты не будут. По его словам, до 1999 года принимались громкие политические декларации, но в 2000 году в Вене Россия заблокировала принятие общего документа, не согласившись с некоторыми позициями, в том числе по вывозу вооружения из Молдавии. ОБСЕ впервые с 1994 года пришла к итоговому совещанию, не имея компромиссного решения по самым главным вопросам безопасности на евроатлантическом пространстве. Позже в Бухаресте в 2001 году было принято решение, что итоговая декларация не должна становиться заложницей местных ситуаций, с тех пор эти документы принимаются отдельно, пишет "Время".

Россия ставит под сомнение наличие юридической базы касательно ее обязательств, говоря о них как о "так называемых обязательствах". Андрей Попов подтверждает, что юридической силы у этих документов нет, из-за невыполнения их положений нельзя подать в Гаагский суд. "В отличие от международных договоров, декларации ОБСЕ носят не юридический характер, а политический", - поясняет Попов. Но, учитывая то, что стамбульская декларация выражает мнение всех стран ОБСЕ, обязательства, прописанные в ней, равны по своему весу международным договорам, считает политолог. В 2003 и 2004 году эшелоны с российской техникой еще уходили из Приднестровья. В 2005 году не было вывезено ни одного боеприпаса. Теперь Россия и вспоминать не хочет о стамбульском соглашении и апеллирует к подписанному в Порту документу. Но, замечает Попов в беседе в политобозревателем "Времени", как соглашение, принятое в Порту, где многие страны ОБСЕ были представлены даже не вторыми, а третьими государственными лицами, могло денонсировать документы, подписанные президентами?

Россия настаивает на своем ультимативно и жестко. В такой ситуации, прогнозирует Андрей Попов, ни политические документы, ни региональные декларации принять не удастся. По его мнению, в Любляне общий документ постигнет участь предыдущих двух встреч - декларация будет провалена, Россия заблокирует взаимоприемлемые формулировки (в первую очередь, по двум болевым точкам - Молдове и Грузии), как по итоговому документу, так и по региональным. Такая ситуация свидетельствует об ужесточении внешнеполитического курса России на протяжении последних лет, особенно относительно замороженных конфликтов. Кремль сегодня менее открыт к конструктивным компромиссам по этим вопросам, а также во всем, что может быть интерпретировано как его очередная уступка. Как считает Андрей Попов, по мере приближения думских и президентских выборов, ожидать каких-либо серьезных изменений в позиции Российской Федерации по Приднестровью не приходится. Скорее наоборот.

Президент Румынии: Кишинев должен восстановить политический контроль над всей территорией страны

К сожалению, результаты со стороны Миссии ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы пока не слишком многообещающие, заявил президент Молдавии Владимир Воронин 10 декабря в Бухаресте после встрече тет-а-тет со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску. Рано также говорить о достижениях в рамках расширенного формата переговоров по приднестровской проблематике, отметил глава молдавского государства. Об этом сообщает БАСа-пресс.

Владимир Воронин, который находился в Бухаресте для участия в фестивале молдавского вина, заявил, что в этом году в двухсторонних отношениях между Молдавией и Румынией наступил прогресс и значительное оживление во всех областях, в том числе в политической, экономической и культурной. Воронин выразил признательность президенту Бэсеску за поддержку, которую Молдавия ощущает на всех международных форумах, в частности в приднестровской проблематике. Президент Молдавии выразил надежду, что отношения между двумя странами будут и впредь развиваться по нарастающей, передает БАСА-пресс. Воронин заявил, что и Кишинев, и Бухарест крайне недовольны результатами заседания Совета министров ОБСЕ в Любляне. Приднестровский вопрос был, по его мнению, самым важным в диалоге с румынским президентом.

По словам Траяна Бэсеску, помимо приднестровского вопроса и сотрудничества с международными организациями обсуждались политические отношения между двумя странами, и обещал, что любые сложности, связанные с увеличением цен на природный газ или электроэнергию, с которыми может столкнуться Республика Молдова в ближайшее время, будут решаться при помощи Бухареста. Он призвал Кишинев, не колеблясь, сообщать Бухаресту о всех возникающих проблемах, поскольку Румыния в состоянии помочь Молдове в этой области, информирует БАСА-пресс.

Коснувшись приднестровского вопроса, Бэсеску заявил, что Кишинев должен восстановить политический контроль над всей территорией страны, в соответствии с Конституцией Республики Молдова. Президент Румынии сообщил, что приднестровский вопрос обсуждался в том числе на недавней встрече с Кондолизой Райс в рамках ее визита в Бухарест. Бэсеску отметил, что Румыния должна с авангардных позиций подходить к приднестровскому урегулированию и предложил в качестве альтернативного решения вопроса "косовский вариант", сформулированный Бухарестом два месяца назад, сообщает БАСА-пресс. После встречи президенты Воронин и Бэсеску приняли участие в открытии фестиваля молдавского вина в Бухаресте на площади Конституции. В фестивале участвовали 37 винодельческих компаний Молдавии. Это событие - часть обширной программы Кишинева по продвижению молдавского вина на румынский рынок.

Посол РФ в РМ: Путин не давал распоряжения об экономической блокаде Молдавии

"Россия готова возобновить вывоз своих боеприпасов из Приднестровья в случае успешности переговорного процесса по приднестровскому урегулированию и достижения высокого уровня доверия между Кишиневом и Тирасполем". Об этом заявил 6 декабря посол Российской Федерации в Молдавии Николай Рябов в прямом эфире румынского телеканала "PRO TV Кишинев". "Россия никогда не заявляла, что намерена сохранять вечно в Приднестровье свои военные склады с боеприпасами", - добавил дипломат. "Процесс их вывоза был приостановлен в конце 2003 года после того, как были исчерпаны созданные на тот момент благоприятные условия", - заявил посол, добавив, что, "как только возобновится переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем, Россия продолжит вывоз из региона своих боеприпасов". Говоря о введенных Россией в этом году запретах на импорт растениеводческой и животноводческой продукции, он заявил, что "РФ хочет торговать с Молдовой, являющейся членом ВТО и стремящейся в ЕС, по цивилизованным правилам рыночной экономики с соблюдением необходимых норм и стандартов при поставках молдавской продукции на российский рынок".

Ни правительство России, ни Госдума, ни президент Российской Федерации Владимир Путин не принимали никаких решений о введении экономической блокады или применении экономических санкций против Республики Молдова. "Россия чиста перед Молдовой с международно-правовой точки зрения", - отметил дипломат. Исключительно экономическими факторами дипломат объяснил также предстоящее в 2006 году повышение цены на отпускаемый Молдавии и другим странам постсоветского пространства природный газ. "Увеличение стоимости газа является объективной реальностью в современном мире, и цены на газ неоднократно повышались в том числе и в самой России, добывающей его в больших объемах", - пояснил посол РФ. Коснувшись молдавско-российских отношений в целом, Рябов подчеркнул, что "для их восстановления требуется определенный срок и активная работа в политическом, экономическом и гуманитарном пространствах".

Газовая дилемма евроинтеграции

Российский концерн "Газпром" объявил об увеличении с 1 января 2006 года цен на природный газ, поставляемый в страны СНГ и Балтии. Для Молдавии новая цена определена в $150-160 за тыс. кубометров, что означает почти двукратное ее увеличение по сравнению с действующей. Надо признать, молдавские граждане давно не получали таких новогодних подарков, поэтому неудивительно, что сегодня газовый вопрос прочно обосновался на верхних строчках официальных новостей и бытовых разговоров на кухне, пишет "Экономическое обозрение". Главный вопрос, который интересует всех: как увеличение цены на газ отразится на экономике Молдавии в целом и кошельках жителей республики. В этой связи более чем удивительными выглядят выводы "специально созданной рабочей комиссии", которая по непонятной методологии вычислила, что "серьезных изменений не последует". Мотивируя сей факт долей конечного потребления природного газа в ВВП страны - всего 1,7%.

Если более серьезно проанализировать ситуацию, то выявятся немало моментов, которые однозначно свидетельствуют о более чем серьезных последствиях грядущего повышения цен. Прежде всего, пострадают бытовые потребители газа, для которых уже сегодня коммунальные услуги неподъемны по многим позициям. А если учесть, что подорожает не только газ, но и многие другие услуги, в которых цена топлива является доминирующей составляющей, то картина становится и вовсе безрадостная, отмечает еженедельник. - Удельный вес топлива в производимой нами энергии составляет на сегодня 82%, - сообщил для "Экономического обозрения" главный инженер кишиневской ТЭЦ-1 Леонид Белинский. - Если цена газа увеличится в два раза, как об этом объявлено, то доля топлива в конечном продукте вырастет до 90%, так как все остальные составляющие останутся неизменными. Но при этом, скорее всего, придется пересматривать и тарифы на отпускаемую нами энергию, иначе предприятию не выжить. Если сегодня цена 1 гигакалории отпускаемого нами тепла составляет 136 леев, а 1 кВт-час электроэнергии - 43,68 бань, то в случае двукратного роста цены потребляемого газа и наши тарифы увеличатся примерно на 80%. Но мы все же надеемся, что столь резких скачков цен не будет.

Как отметил Леонид Белинский, ежегодно ТЭЦ-1 потребляет около 85 млн кубометров газа. Следовательно, если цена топлива на самом деле увеличится вдвое, предприятию придется дополнительно изыскать порядка $6,5 млн для его закупки. Понятно, что эти расходы, прежде всего, лягут на плечи потребителей тепла и электроэнергии. Генеральный директор стекольного завода "Glass Container Company" Олег Бабан в интервью "Экономическому обозрению" тоже подчеркнул, что повышение цен на газ вызовет цепную реакцию подорожания всех производных и сопутствующих компонентов. "Мы обсудили ситуацию с возможным повышением цен на газ с представителями двух других стекольных заводов Молдовы, - отметил он. - И пришли к однозначному выводу, что для таких энергоемких производств это станет крайне неприятным и нежелательным фактором, который значительно усложнит жизнь предприятий и сбыт готовой продукции. Доля газа в затратах на производство конечного продукта составляет на нашем заводе около 20%. Соответственно, на такую же величину вырастет стоимость выпускаемой бутылки для наших потребителей. Если сегодня она составляет в среднем около 15 центов, то в случае подорожания газа будет на уровне 17-18 центов. Учитывая, что годовой оборот трех стекольных заводов республики составляет порядка $70 млн, то нетрудно подсчитать, что виноделы вынуждены будут потратить дополнительно на приобретение тары свыше $10 млн. Все это отразится в конечном итоге на стоимости и конкурентоспособности наших вин на зарубежных рынках".

По мнению экспертов, повышение цен на газ станет той самой веревочкой, потянув за которую может очень быстро развалиться миф "успешной" экономики Молдовы. Увеличение тарифов на газ, электроэнергию и тепло выведет инфляцию на полузабытые уже двузначные величины. Дефицит торгового баланса страны получит еще один фактор роста, подчеркивает "Экономическое обозрение". На следующий год "Молдова-газ" обговорила поставки в правобережную Молдавию 1,6 млрд кубометров газа. Если за него придется платить на $70 дороже, чем сегодня, то это автоматически увеличит сумму импорта на $112 млн. Курс национальной валюты может ощутить серьезное давление. Из-за роста затрат на энергоносители дополнительную нагрузку понесут все производители и транспортники, что негативно скажется на объемах производства и предоставленных услуг. В этой ситуации тем более удивительно поведение высшего руководства Молдавии, замечает "Экономическое обозрение". В то время, как почти все страны СНГ и Балтии уже подписали контракты с "Газпромом" на следующий год по предложенным российским концерном ценам (включая дружественную России Армению и революционную Грузию), молдавское руководство все еще живет иллюзиями и надеждами вчерашнего дня. Более того, Кишинев намерен воспользоваться своим законным правом блокирования сделки между "Газпромом" и "Молдова-газ" в силу присутствия конфликта интересов. Так как российский концерн является держателем контрольного пакета акций "Молдова-газ", то сделки между ними должны быть единогласно одобрены всеми членами совета АО. А в этом органе "Молдова-газ" правительство имеет своего представителя. Но аналитики отмечают, что эти надежды молдавских властей очень призрачны, так как цены и условия поставок должны быть согласованы, прежде всего, на межправительственном уровне.

- Конечно, нам хотелось бы определенности в этом вопросе, чтобы мы могли строить планы на следующий год, - говорит председатель правления "Молдова-газ" Геннадий Абашкин. - Но все же мы надеемся, что последняя точка в вопросе цены на газ для Молдавии еще не поставлена и до конца года мы сможем подписать контракт на приемлемых для страны условиях. Думаю, что в этом вопросе многое будет зависеть от итогов переговоров России и Украины по газовому вопросу. Справедливо будет, если цена для Молдавии будет такой же, как для наших украинских соседей с учетом транзита по ее территории. Главное сегодня - активно и аргументировано вести диалог с поставщиком газа. Президент Владимир Воронин тоже уповает на Украину. В одном из телеинтервью он подчеркнул, что Кишинев и Киев согласовали позиции по газу, и вместе будут отстаивать свои позиции перед "Газпромом". Однако, как удалось выяснить "Экономическому обозрению", у двух стран разные стартовые позиции. Молдавия в свое время подписала межправительственное соглашение с Россией о сотрудничестве в газовой сфере, которым определялись условия и цены поставки голубого топлива, а также порядок их пересмотра. Срок действия этого документа заканчивается только через год. Однако, хотя стороны до сих пор руководствовались именно этим соглашением, оно не прошло всех необходимых внутригосударственных процедур и потому не вступило в силу. Это и дает "Газпрому" право на пересмотр условий и цены поставок. В случае с Украиной ситуация несколько иная. Аналогичное межправительственное соглашение между Киевом и Москвой не только было подписано, но и вступило в силу. Срок его действия заканчивается в 2013 году. Этот документ предусматривает подписание отдельного протокола, которым ежегодно и могут пересматриваться цены и условия поставок. Последний такой протокол стороны заключили в 2001 году. Он оговаривал цену в $50 за тыс. куб. м и возможность оплаты путем взаимозачета за транзит газа по территории Украины. Однако, в том же соглашении предусмотрен механизм ежегодного пересмотра условий. Правда, при этом установлен "потолок" цены на газ для Украины в $80. А сегодня "Газпром" обозначил цену для Украины в два раза больше. Все это и является тем фоном, который служит основой для переговоров Киева и Москвы.

Но это всего лишь верхушка айсберга. На самом деле сторонам приходится учитывать множество других факторов, которые нельзя игнорировать. С одной стороны, "Газпром" кровно заинтересован в стабильных и бесперебойных поставках газа в европейские страны, поэтому ему тоже крайне важно как можно быстрее уладить все вопросы со странами, по территории которых осуществляется транзит. Украина и Молдавия входят в их число. С другой стороны, наши страны четко обозначили свой курс на европейскую интеграцию. И в этом контексте ни Кишиневу, ни Киеву не хочется выглядеть странами, создающими барьеры на пути доставки газа в Европу и ставящими под угрозу интересы ЕС. Трудно найти аргументы и против перехода на европейские цены. Примечательно, что в этом контексте и Россия, и Украина попытались переложить решение вопроса на европейские структуры, призвав Брюссель стать своего рода третейским судьей в газовом споре. Однако ЕС понимает всю деликатность ситуации. Он не может требовать от России поставок газа Украине по льготным ценам, как до сих пор, но не может и Киеву приказать согласиться с условиями "Газпрома". Поэтому комиссар ЕС по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Валднер посоветовала сторонам решить вопрос между собой. Что подвигло украинского президента Виктора Ющенко в тот же день созвониться со своим российским коллегой Владимиром Путиным и заверить его, что Украина готова решать газовые проблемы на цивилизованных условиях. Другими словами, Киев уже смирился с тем, что повышение цен на газ неизбежно, и платить за него придется "живыми" деньгами. Но украинские чиновники в то же время понимают, сколь болезненным будет этот процесс, и его негативное влияние на экономику. Поэтому Верховная Рада Украины предложила новый пакет предложений по урегулированию вопроса поставок газа. В частности, предлагается в 2006 году покупать 17 млрд куб. м газа по $50, а 8 млрд куб. м - по $80-82. К осени Украина согласна повысить тариф до $90-96, а затем в течение нескольких лет перейти к рыночным ценам. Стоимость транзита российского газа через территорию Украины предлагается оставить на нынешнем уровне - $1,09 за тыс. кубометров на 100 км. Пока российская сторона не приемлет этих предложений. Но вполне вероятно, что в конечном итоге будет выработан компромиссный вариант, и цена для Украины будет на уровне $100-120, как для большинства стран СНГ и Балтии. Тогда и Молдова вправе будет рассчитывать на аналогичную цену.

Службе информации и безопасности поручено заняться приднестровским конфликтом

Служба информации и безопасности (СИБ) должна сконцентрироваться на последствиях приднестровского конфликта, которые сказываются на политической и экономической, в том числе энергетической, ситуации Республики Молдова - такое решение принято 9 декабря на первом заседании подкомиссии по осуществлению парламентского контроля за деятельностью СИБ, передает МОЛДПРЕС. На заседании рассматривались законодательные рамки, регулирующие деятельность СИБ и касающиеся контроля парламента за работой этого учреждения. Члены подкомиссии высказались за усовершенствование нормативных документов путем внесения ряда изменений в действующее законодательство и принятия новых законов о статусе сотрудника СИБ. Для обеспечения постоянного и эффективного контроля за работой СИБ решено систематически проводить заседания подкомиссии. Члены подкомиссии примут участие в одном из ближайших заседаний Коллегии СИБ и проведут серию встреч в центральном офисе Службы, а также в ее территориальных подразделениях с целью получить из первых рук информацию о человеческих ресурсах, которыми располагает СИБ, техническом оснащении, состоянии помещений, финансовых потребностях для обеспечения нормальной работы структур национальной безопасности, сообщает МОЛДПРЕС. Парламентская подкомиссия по надзору за деятельностью СИБ создана 8 декабря. В сферу компетенций новой структуры входит надзор за соблюдением со стороны СИБ положений Конституции и законов, регулирующих работу Службы. Одновременно, депутаты обеспечат недопущение политической ангажированности СИБ. Постановление о наделении высшего законодательного органа страны правом контроля над СИБ принято 22 июля путем внесения соответствующих изменений в Регламент парламента, информирует МОЛДПРЕС.

Жители Приднестровья смогут получать российское гражданство по упрощенной процедуре

Жители приднестровского региона Молдавии, не имеющие гражданства какой-либо признанной страны, смогут получить российское гражданство на основание заявления, представленного в миграционную службу сепаратистской республики. С другой стороны, представители российского Посольства в Кишиневе утверждают, что процедура предоставления гражданства единая для всей Молдавии, в том числе для Приднестровья, пишет БАСА-пресс.

Как передает приднестровское официальное агентство "Ольвия-пресс", 9 декабря в Тирасполе открыт Центр подготовки документов для желающих принять гражданство Российской Федерации. На эту процедуру предоставления гражданства могут рассчитывать только лица, имеющие приднестровский или советский паспорт. Центр открыт при содействии общественно-политического движения "Республика", в учредительном съезде которого 24 сентября участвовал лидер непризнанной республики Игорь Смирнов. Согласно приднестровскому информагентству, для получения российского гражданства необходимо представить паспорт, свидетельства о рождении, браке (о расторжении брака), диплом об образовании или аттестат, а также справку с места работы.

На запрос БАСА-пресс пресс-атташе Посольства Российской Федерации в Кишиневе Алексей Бабенко заявил, что процедура получения российского гражданства для всех жителей Республики Молдавии, включая Приднестровье, единая, по федеральным российским законам. Он уточнил, что каждую неделю в приднестровский регион выезжает консул Российской Федерации, ответственный за рассмотрение заявлений о предоставлении гражданства. При этом Бабенко не смог сказать, сотрудничает ли открытый в Тирасполе центр с Консульством России. С консулом России связаться не удалось, так как он уехал в Тирасполь. 5 декабря на пресс-конференции в Москве вице-министр экономики непризнанной Приднестровской республики Евгений Шевчук заявил, что многие жители региона не могут получить российское гражданство, так как эта процедура стоит дорого (5-6 USD). По словам Шевчука, по этой причине жители Приднестровья предпочитают гражданство Республики Молдова, которое предоставляется бесплатно, или Украины, процедура получения которого дешевле, информирует БАСА-пресс. По данным администрации сепаратистской республики, в 2002 году в регионе проживали 32% молдаван, по 30% русских и украинцев и 3% болгар и гагаузов.

Как растратили деньги приднестровских беженцев

Деньги, предоставленные из муниципального бюджета Кишинева на строительство дома для беженцев из Приднестровья, были перенаправлены распоряжением исполняющего обязанности генерального примара (мэра - прим.) Василе Урсу на обновление памятника Стефану Великому и сквера Национальной оперы. Это подтверждается копиями распоряжения № 654-d от 08 августа этого года, подписанного Урсу и приложения о перераспределении капиталовложений, подписанного исполняющим обязанности секретаря Муниципального совета Николае Манастырли, передает Info-Prim Neo. Эти документы были предоставлены журналистам 9 декабря на пресс-конференции Движения приднестровских беженцев. Документы предусматривают перенаправление 3,5 миллиона леев, запланированных на строительство жилого дома по улице Джинта Латинэ, 1. В них же требуется не прекращать строительные и проектные работы, передает Info-Prim Neo. Этими же документами были перенаправлены на обновление прошлым летом памятника Стефану Великому и сквера Национальной оперы и 1,5 миллиона леев, предназначенных на строительство школы-детского сада в одном из кишиневских пригородов.

Председатель Движения беженцев Анатол Бызгу сказал журналистам, что беженцы, которые были вынуждены бросить свои дома, и оказались чужими в собственной стране, потому что защищали ее независимость и целостность, возмущены не только тем, что местная администрация отняла у них надежду на достойную жизнь, но ложью со стороны публичных чиновников. По словам Бызгу, после того как деньги уже были переадресованы, Урсу заявлял беженцам, что все будет нормально, и все деньги будут освоены в этом году, информирует Info-Prim Neo. "Если до конца года ситуация не изменится, мы подадим на власти в суд и доведем до сведения контрольных органов о незаконности распределения финансов распоряжением исполняющего обязанности генерального примара, что мы расцениваем, как грабеж", заявил Анатол Бызгу. Он сказал также, что судьба 5 миллионов леев, предоставленных правительством в тех же целях неизвестна. На данный момент работы на строительстве жилого дома по улице Джинта Латинэ ограничились переносом инженерных сетей, ограждением территории и началом работ по рытью котлована под фундамент, передает б Info-Prim Neo. Многие члены Движения приднестровских беженцев намерены продолжить акции протеста, если проблема жилья не будет решена в самое ближайшее время. По их словам, они прибегнут к голодовке, подадут иски в национальный суд и ЕСПЧ, а в последнее инстанции попросят политического убежища в одной из европейских стран.

Приговор по делу бывшего министра обороны Молдовы будет вынесен до конца года

Приговор по делу бывшего министра обороны Молдавии, советника главы правления РАО "ЕЭС России" Валерия Пасата будет вынесен до конца года. Об этом заявил его адвокат, председатель Коллегии адвокатов Молдавии Георгий Амихалакиоае. В интервью, опубликованном 7 декабря в газете "Молдавские ведомости", он сказал, что 8 декабря, должны состояться прения сторон и последнее слово подсудимого. "Затем судья возьмет перерыв для формулировки приговора. Его резолютивная часть может быть написана за полчаса. После этого, в течение 10 дней должна быть утверждена мотивировочная часть. В любом случае, до конца года приговор должен быть объявлен", - отметил адвокат. Георгий Амихалакиоае выразил сожаление, что суд отказался приобщить к делу показания двух американских свидетелей, которые имели непосредственное отношение к сделке по приобретению США у Молдавии самолетов "МиГ-29" (в нарушениях при осуществлении которой обвиняется Пасат). По его словам, речь идет о показаниях бывшего чиновника Пентагона и Государственного Департамента США Уэйна Мерри, который непосредственно вел переговоры о закупке молдавских истребителей, и тогдашнего посла США в Молдове Джона Тодда Стюарта, который контролировал исполнение контракта.

"Они подтвердили законность и выгоду контракта для Молдовы, и соответственно, невиновность Пасата. Эти показания оформлены должным образом, они заверены печатью и подписью американского нотариуса, посольства Молдовы в США, а также подписью государственного секретаря США Кондолизы Райс. Но судья Лилия Василевич отказалась приобщить материалы к делу, сославшись на какие-то формальные процедуры", - сказал Амихалакиоае. Он отметил, что суд принял во внимание ответ на запрос адвоката в адрес Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и компании "Рособоронэкспорт". Они дали оценку техническому состоянию молдавских самолетов, выпущенных в 1984-90 гг. и назвали их примерную стоимость. Согласно этим документам, которые приобщены к делу, "стоимость одного молдавского самолета могла составлять 200-300 тыс. долларов, то есть - практически стоимость металлолома".

Адвокат утверждает, что в судебном процессе были допущены различные ошибки, одна из которых - нарушение права на защиту. Он имеет в виду, что обвиняемый вправе выбирать себе любого адвоката, а Пасату не разрешили воспользоваться услугами иностранных адвокатов. "Суд нарушил не только внутреннее законодательство, но и статью 6 Европейской Конвенции по правам человека. Только по этому основанию Пасат выиграет процесс в международном суде", - сказал Амихалакиоае. Он подчеркнул, что "за ходом дела очень внимательно следят за рубежом", "делом Пасата интересуются юридические и правозащитные организации, вынесения приговора ждут в Вашингтоне, Брюсселе и Москве". "Этот приговор может вызвать огромный международный скандал, который Молдове совершенно не нужен. С юридической точки зрения нет никаких оснований для вынесения обвинительного заключения Пасату. Доказательства его вины в материалах отсутствуют. Показания свидетелей, другие материалы, говорят только в пользу Пасата. Если следовать букве закона, он должен быть только оправдан. Хотя от молдавского суда можно ожидать чего угодно", - считает адвокат.

Он заявил, что "в деле Пасата невооруженным глазом виден политический заказ, есть интересы руководства, самых высоких эшелонов власти". "Это прямая расправа с политическими противниками, инакомыслящими. На примере Пасата хотят показать всем, кто еще намерен поднять голос против президента или правящей ПКРМ, какие последствия их могут ожидать", - сказал Амихалакиоае. Как сообщили "НОВОСТИ - МОЛДОВА", Валерий Пасат объявил о начале голодовки. Как заявил адвокат подсудимого, Георгий Амихалакиоае, причина этого поступка - затягивание судебного разбирательства. Намеченные на 8 декабря прения сторон по делу Пасата перенесены по предложению стороны обвинения на 12 декабря. Кроме того, по словам адвоката, обвинение намерено повторно вызвать в суд одного из свидетелей по делу для уточнения ряда вопросов. "Это уже не первый перенос слушания дела по инициативе стороны обвинения, и поэтому мой подзащитный оценивает эти действия как намеренное затягивание судебного разбирательства", - заявил Амихалакиоае.

Бывший владелец лицензии на трансляцию "Первого канала" в Молдавии продолжает судиться

Принятие решения по иску компании Analitic Media Grup, ретранслировавшей в Молдове российский "Первый канал" и оспаривающей вердикт Координационного Совета по телевидению и радиовещанию о передаче прав вещания российского телеканала фирме Media Satelit перенесено. Как заявил 9 декабря агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" генеральный директор Analitic Media Grup Анатолий Голя, такое решение было принято в связи с тем, что судья Апелляционной палаты, ведущий это дело, счел, что "стороны недостаточно аргументировали свою позицию". Кроме того, по мнению судьи, необходимо дополнительное время для более детального изучения материалов дела. По мнению главы Координационного совета по телевидению и радио (КСТР) РМ Иона Михайло, "от смены обладателя лицензии на право вещания на Молдову российской телекомпании "Первый канал" аудитория этого канала в республике не пострадала". Об этом Михайло заявил 8 декабря на заседании парламента, подчеркнув: "Вещание этого канала ведется по-прежнему на третьей частоте, кроме того, он входит в пакеты 220 кабельных операторов, действующих на территории страны", передает "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Михайло был приглашен на трибуну законодательного органа по запросу лидера парламентской фракции Демократической партии Думитру Дьякова. Его заинтересовали причины отзыва координационным советом лицензии на право вещания "Первого канала" у компании Аналитик Медиа Груп и передачи этой лицензии компании Медиа Сателит. Дьяков сказал на заседании парламента, что у него есть "копия письма генерального директора компании "Первый канал. Всемирная сеть" Ефимова, в котором отмечается, что представляемая Ефимовым компания "не планировала отказаться от сотрудничества с Analitic Media Grup, а документов, представленных Media Satelit как контракт о сотрудничестве с "Первым каналом", он не подписывал". "У меня сложилось мнение, что передача прав на вещание от одной компании другой была сфальсифицирована", - цитирует Дьякова "НОВОСТИ - МОЛДОВА". По словам Михайло, "при определении победителя конкурса Координационный совет руководствовался законами Молдовы, регламентирующими данную сферу деятельности".

18 октября КСТР отозвал лицензию на право трансляции Первого канала в республике у компании Analitic Media Grup и провел конкурс на частоту, на которой он выходит в эфир, передав права на вещание Первого канала компании Media Satelit. Глава КТСР Михайло тогда заявил, что "Координационный совет принял во внимание целый ряд документов, полученных в свой адрес от руководства Первого канала". Среди них, по его словам, письмо, информирующее о намерении передать эксклюзивные права на вещание Первого канала компании Media Satelit, Протокол о намерениях между Первым каналом и компанией Media Satelit по условиям вещания Первого канала на территории Республики Молдова, письмо о расторжении контракта с компанией Analitic Media Grup, которая до того времени транслировала передачи телеканала в республике. Однако Первый канал в заявлении своего руководства, утверждал, что "все документы, которые представляет компания Media Satelit относительно взаимоотношений с "Первым каналом. Всемирная сеть", являются сфабрикованными". Руководство Первого канала выразило также озабоченность и заявило, что "считает необходимым отменить решения конкурса до выяснения всех обстоятельств", напоминают "НОВОСТИ - МОЛДОВА". "Первый канал не получил официальных объяснений, на каком основании объявлен конкурс, а также по каким причинам отозвана лицензия у партнера телеканала, с которой заключен договор о передаче исключительного права на распространение передач Первого канала на территории Молдавии на период до 31 декабря 2010 года", - утверждало тогда в своем заявлении руководство канала.

На заседании парламента 8 декабря Михайло заявил, что глава "Первого канала" Константин Эрнст в своем заявлении неправ в оценке действий Координационного совета по смене собственника лицензии. "То, что заявил Эрнст, пусть остается на его совести", - сказал Михайло. "Координационный совет сделает все, чтобы "Первый канал" оставался в информационном поле Молдовы", - приводит слова Михайло "НОВОСТИ - МОЛДОВА". Дискуссия между Дьяковым и Михайло была прервана первым вице-спикером молдавского парламента Марией Постойко, заметившей, что "если стороны не довольны предоставленными ответами, то они могут обратиться в судебную инстанцию". 6 декабря Analitic Media Grup была предоставлена лицензия на вещание телеканала 43-30,0 dBW (Кишинев) радиусом покрытия около 50 километров. Решение принято Координационным советом по телевидению и радио (КСТР) единогласно. Председатель КСТР Ион Михайло заявил в ходе заседания, что ходатайство Analitic Media Grup о предоставлении телеканала обоснованно, так как компания располагает техническим оборудованием, необходимым для обеспечения деятельности телеорганизации, и имеет богатый опыт работы в этой области, передает БАСА-пресс.

Директор "Первого канала в Молдове" Анатол Голя заявил для агентства после заседания, что это решение КСТР можно рассматривать как возможность компенсации лишения компании лицензии на вещание по третьей государственной частоте, по которой осуществлялась ретрансляция российского телеканала ОРТ. Директор компании сказал, что в любом случае он рад тому, что редакционная команда получит работу. "Мы представили Координационному совету по телевидению и радио новую концепцию: будет ретранслировать как румынские телеканалы, так и российские, а также намерены создать сетку собственных передач", сказал Голя. На вопрос о том, откажется ли Analitic Media Grup была от судебного разбирательства, возбужденного против КСТР, Голя сказал, что только суд может решить, кто прав.

Выборы мэра Кишинева окончательно провалились

Как и ожидалось, в четвертый раз подряд досрочные выборы генпримара, прошедшие 11 декабря в Кишиневе признаны несостоявшимися. При необходимой трети голосов избирателей, явка составила всего 22,65% или 571 тысяч кишиневцев, обладающих правом голоса, пишет "Время". Наибольшее число голосов получил независимый кандидат, и.о. генпримара Василе Урсу. Его поддержали 52,91% пришедших на избирательные участки кишиневцев. На втором месте кандидат Либеральной партии Дорин Киртоакэ, который получил 35,62% голосов. На третьем - кандидат от избирательного блока "Патрия-Родина-Равноправие" Валентин Крылов - 6,92%.

Центризбирком проведет 17 декабря конференцию с участием представителей гражданского общества и политических партий. На ней планируется обсудить причины пассивности избирателей и возможные варианты для преодоления сложившейся ситуации, сообщает "Время". Местные и международные наблюдатели отметили, что Молдавия проводит выборы все лучше и лучше. По мнению главы делегации Совета Европы Дэвида Ллойд-Уильямса, выборы 11 декабря в Кишиневе были свободными, корректными и организованы по международным стандартам. Председатель Лиги защиты прав человека Республики Молдова (LADOM) Паул Струцеску заявил, что наблюдатели LADOM, находившиеся на 111 избирательных участках, выявили незначительные нарушения, не повлиявшие на ход и результаты выборов. Эта организация была удивлена тем, что на участках фактически не было наблюдателей от кандидатов. "Необъяснимо отсутствие на избирательных участках наблюдателей от конкурентов на выборах, которые представляли бы их интересы", добавил Струцеску. Директор молдавского представительства Хельсинкского комитета Штефан Урыту заявил, что выборы прошли с соблюдением общепринятых международных стандартов и принципов и с минимальными нарушениями, пишет "Время".

Наблюдатели от Конгресса местных и региональных властей Совета Европы рекомендуют политическим партиям Молдовы и руководству страны назначить генерального примара до местных выборов в мае 2007 года. Они уверены, что было бы целесообразным сохранить пост за нынешним исполняющим обязанности примара на оставшиеся 15 месяцев до всеобщих местных выборов. Секретарь Центральной избирательной комиссии Юрие Чокан сообщил, что ЦИК направил письмо в парламент, в котором ходатайствует о понижении избирательного порога. Такое же мнение выразил и Совет Европы, который порекомендовал снизить или даже отменить порог участия. На этом же настаивает лидер LADOM, который заявил о намерении рекомендовать Центральной избирательной комиссии пересмотреть законодательство о выборах в плане снижения или отмены порога участия избирателей в голосовании, пишет "Время".

Парламентские оппозиционные партии, возможно, поддержат предложение о временном исполнении обязанностей генпримара со стороны Василия Урсу до 2007 года, когда состоятся всеобщие местные выборы. Председатель парламентской фракции Христианско-демократической народной партии Влад Кубряков сказал для БАСА-пресс, что он склонен поддержать назначение на эту должность кандидата, который набрал максимальное количество голосов на двух выборах, проведенных в Кишиневе этой осенью. Вместе с тем, Кубряков выступает за то, чтобы в дальнейшем генпримар назначался Муниципальным советом, а не избирался прямым голосованием. Соответствующее изменение исключило бы вмешательство центральной власти в дела местной администрации, что отвечает европейским нормам местной автономии.

Председатель Демократической партии Думитру Дьяков сообщил для БАСА-пресс, что при сложившихся обстоятельствах сохранение института временного генпримара до следующих выборов вполне естественно. Вместе с тем, он считает, что примар, назначенный на следующие 15 месяцев, должен быть из числа муниципальных советников, избранных жителями столицы. Депутат Альянса "Наша Молдова" Виталия Павличенко заявила о готовности однозначно поддержать отказ от идеи очередных выборов и сохранение в должности временно исполняющего обязанности градоначальника до местных всеобщих выборов 2007 года, сообщает БАСА-пресс. За исключением АМН, остальные парламентские фракции заявили о готовности поддержать изменение Кодекса о выборах в плане снижения порога участия избирателей в местных выборах. Ранее председатель парламента Мариан Лупу сказал, что в случае очередного провала выборов депутаты, возможно, пересмотрят законодательство с целью отмены порога участия, сообщает БАСА-пресс.

Раскол в Христианско-демократической партии После скандала в уже несуществующей партии "Демократическая Молдова", третье по значимости политическое движение в Молдавии переживает кризис. На минувшей неделе из рядов Христиан-Демократов были исключены 6 членов, которые стояли у истоков партии и продвигали прорумынскую идею, передает REPORTER.MD. После исключения пятерых членов из ХДНП 30 мая этого года (Ион Мэмэлигэ, Михай Рошкован, Михай Греку, Константин Лазэр и Сержиу Буркэ), последовал новый скандал в этом политическом движении. Как и в прошлый раз, были исключены представители верхушки Христиан-Демократов - Ион Нягу, Евгений Гырлэ, Мария Сарабаш, Николай Балаур и Александр Арсении. Поводом для исключения стала декларация, которую шестерка опубликовали в газете "Тимпул". В ней они подвергли критике политику, проводимую лидером ХДНП Юрием Рошкой, обвиняя его в диктаторских наклонностях, лоббировании личных интересов, в поддержке нового курса интегрированной истории, а также в сотрудничестве с коммунистами, сообщает REPORTER.MD. Иван Нягу - депутат Парламента, бывший член ХДНП, заявляет, что "декларация это вотум недоверия председателю партии Юрию Рошка. После выборов в Парламенте 4 апреля и избрания президентом Воронина. Скромный результат выборов мэра Кишинева 10 июля - объясняется нашим голосованием 4 апреля".

Те, кто ушел из ХДНП - это активисты народного фронта, которые были одними из инициаторов большинства митингов и шоу на центральной площади столицы. Они же - участвовали в организации палаточного городка, разбитого студентами напротив администрации президента в 2002 году. Это одни из идеологов воссоединения Великой Румынии. При этом, исключенные христиан-демократы считают, что за ними последует большая часть партийцев, пишет REPORTER.MD. В ХДНП отказались комментировать ситуацию. Но аналитики, считают, что молдавские христиан-демократы встают на новый курс и с радикалами им не по пути. Тем не менее, отверженные считают себя цветом ХДНП, от которого, впрочем, партия решила отказаться.