СМИ о ситуации в Красноярском крае "Нижнее Приангарье получило перспективный проект".

(Независимая газета. 13.12.05 Юрий Тимофеев)

В ближайшее время на территории Красноярского края начнется реализация беспрецедентной по своим масштабам инвестиционной программы по развитию Нижнего Приангарья. Как считает министр экономики РФ Герман Греф, освоение богатств региона позволит в ближайшие восемь лет удвоить объемы экономики Красноярского края. Особую новизну проекту придает тот факт, что для его осуществления объединят свои усилия федеральные и региональные власти, а также компании с государственным и частным капиталом. Из средств, предусмотренных в составе Инвестиционного фонда России, правительство может выделить по данной программе порядка 2 млрд. долл. Выступая в Красноярске, Герман Греф заявил: "Это самый масштабный проект из тех, что мы рассматривали ранее. Эта комплексная программа будет иметь огромный кумулятивный эффект для развития края и всей Восточной Сибири". По оценкам Минэкономразвития, проект может быть в основном реализован до 2012 года.

По мнению Германа Грефа, без финансирования со стороны государства осуществление проекта невозможно. Бюджетные средства из Инвестиционного фонда должны пойти на финансирование возведения мостов и линий электропередач, а также на строительство автомобильных и железных дорог. Еще 6 млрд. долл. составят частные инвестиции. При этом речь идет только о первой фазе осуществления программы развития. За это время планируется достроить Богучанскую гидроэлектростанцию, а также соорудить завод по производству первичного алюминия, два целлюлозно-бумажных комбината, железную дорогу и автомагистрали. Всего же, по словам заместителя губернатора Красноярского края Анатолия Тихонова, проект может привлечь суммарные инвестиции объемом свыше 25 млрд. долл. Вкладывая капитал в развитие инфраструктуры проекта, государство подает сигнал частным инвесторам, которые со своей стороны должны подтвердить серьезность намерений по строительству промышленных объектов гидроэнергетики, металлургии и лесопереработки.

Проект развития Нижнего Приангарья из экономической сенсации уже превратился в планомерную, повседневную работу. Инвестиционная программа обсуждалась в федеральных министерствах и в администрации Красноярского края, в компаниях - соинвесторах проекта, "РУСАЛе" и РАО "ЕЭС России", в ОАО "Российские железные дороги". Возникает осязаемая перспектива превращения депрессивных территорий с высоким уровнем безработицы в самые современные промышленные центры, продукция которых находит широкий спрос как внутри страны, так и на зарубежных рынках.

В число основных соинвесторов проекта развития Нижнего Приангарья входит РАО "ЕЭС России". Завершение строительства Богучанской ГЭС является одним из приоритетных направлений в развитии гидроэнергетического комплекса России, отметил в своем выступлении на III Всероссийском совещании гидроэнергетиков председатель правления РАО Анатолий Чубайс. Он также сообщил, что после завершения переговоров с компанией "Русский алюминий" оба соинвестора должны довести проект до стадии юридически обязывающего документа. Более того, как заявил Анатолий Чубайс, "мы не бросим этот проект вне зависимости от процесса реформирования РАО "ЮС России".

Комментируя работу над проектом достройки Богучанской ГЭС и строительства алюминиевого завода, председатель правления РАО подчеркнул, что речь идет о создании территориально-промышленного комплекса, а в перспективе - и о комплексном освоении Сибири. В ОАО "Богучанская ГЭС" подготовлен план мероприятий по вводу в 2010 году пускового комплекса станции, который сейчас находится на рассмотрении в ОАО "ГидроОГК", дочерней компании РАО "ЕЭС России", владеющей 64,23% акций Богучанской ГЭС. Федеральная гидрогенерирующая компания планирует направить на строительство Богучанской ГЭС в 2006 году 3,2 млрд. руб. Новая инвестиционная программа открывает широкие перспективы и перед Красноярским краем, на территории которого будут сооружены новые промышленные гиганты.

Помимо проектов, связанных с достройкой БоГЭС и строительством алюминиевого завода рядом с ней, речь идет еще и о сооружении Горевского металлургического комбината, освоении Порожнинского месторождения марганца, а также о добыче нефти на Юрубчено-Тохомском месторождении, чьи запасы оцениваются в 30 млн. тонн. У районов, входящих в Нижнее Приангарье, есть колоссальный потенциал развития. В частности, лесосека территории сопоставима с лесными ресурсами Финляндии (86% древесины приходится на хвойные породы), а запасы газа составляют 1,1 трлн. кубометров. Для того чтобы освоить эти и другие природные богатства Нижнего Приангарья, считает заместитель главы Красноярского края Анатолий Тихонов, необходимо прежде всего развивать энергетическую и транспортную инфраструктуру. Это в первую очередь достройка Богучанской ГЭС (совместный проект "РУСАЛа" и РАО "ЕЭС"), а также строительство моста через Ангару, реконструкция автодороги Канск-Богучаны-Кодинск и реконструкция ЛЭП Седаново-Кодинск, которые предстоит осуществить при участии федеральных властей.

По словам губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, у президента России программа развития Нижнего Приангарья уже получила одобрение. К тому же в конце октября состоялось выездное совещание по проекту Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО). Участники совещания, включая первых лиц в руководстве Красноярского края, одобрили два участка возможного размещения алюминиевого завода - в районе поселка Таежный и железнодорожной станции Карабула. Теперь свое слово по этому проекту должно сказать правительство РФ. 15 декабря председатель правительства РФ Михаил Фрадков планирует посетить Красноярский край. Этот визит, возможно, даст старт инвестиционным программам, нацеленным на развитие алюминиевой и лесной отрасли, создание новых рабочих мест и ускорение экономического роста как сибирских регионов, так и России в целом.

"Пассажиры должны знать, за что платят".

(Парламентская газета. 13.12.05. А.Статеинов)

Стоимость проезда на коммерческом пассажирском транспорте в Красноярске изменится только с 1 января 2006 года при условии выполнения транспортниками всех требований администрации края по улучшению качества пассажирских перевозок. Об этом заявил директор департамента промышленной политики, заместитель губернатора края Виталий Бобров в ходе заседания ассоциации пассажирских перевозчиков. Требование владельцев красноярских маршруток повысить тариф до восьми рублей не удовлетворялось полгода. Тарифная комиссия администрации края, утвердившая стоимость перевозок на 2005 год на уровне семи рублей, сочла требования перевозчиков необоснованными. В результате некоторые владельцы красноярских автопредприятий пошли на прямой шантаж - в течение недели в межпиковый период большая часть автопарка не покидала гаража. Эти действия привели к серьезным проблемам для горожан, которые по несколько часов были вынуждены простаивать на остановках. Другим последствием "акции" стало заседание Совета безопасности края с участием губернатора Александра Хлопонина. Итогом стало возобновление переговорного процесса. На встрече с перевозчиками Виталий Бобров заявил, что в конце ноября состоится заседание комиссии, на котором будет утвержден тариф на следующий год, а также подписан меморандум по развитию автотранспортной отрасли. Руководитель Агентства промышленности, энергетики, транспорта, коммуникаций и автодорожного хозяйства администрации края Денис Пашков пояснил: - Сегодня мы работаем по новой методике расчета тарифов, которую разработал по нашему заказу технический университет. В ней учтены все расходы по перевозкам на разных видах транспорта, включая инвестиционную составляющую и социальные услуги для населения. Разброс цены - от семи рублей на крупных и средних автобусах до девяти с половиной рублей на "пазиках". Скорее всего, в следующем году будет действовать усредненный тариф в восемь рублей. При этом тарифное соглашение будущего года обяжет перевозчиков выполнять условия меморандума - обновлять автопарк, оптимизировать количество транспорта на маршрутах, создавать и финансировать единую диспетчерскую службу, продавать льготные проездные билеты для краевых и федеральных льготников. - Мы не против повышения тарифов в принципе - любой бизнес имеет смысл, только если приносит прибыль, но при этом население должно понимать, за что платит: ездить с комфортом, безопасно, по четкому стабильному расписанию, - отметил заместитель губернатора.

"Кредиты на разрыв".

("Красноярский рабочий", 13.12.05)

Сегодня на седьмом заседании XVI сессии Законодательного Собрания депутаты рассмотрят законопроект, вносящий существенные изменения в краевой бюджет на 2005 год. Накануне профильная комиссия ЗС долго и эмоционально обсуждала предложенную корректировку, которая дополняет закон о бюджете новым приложением и вносит изменения в 22 статьи и 38 приложений. В частности, планируется распределить 474,1 миллиона рублей, полученных из федерального бюджета в виде безвозмездных поступлений. На 521,2 миллиона рублей увеличивается сумма дотаций из краевой казны на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований. На 679,2 миллиона рублей возрастает сумма бюджетных кредитов муниципальным образованиям на покрытие временных кассовых разрывов. В результате доходы краевого бюджета увеличиваются на 688,5 миллиона, расходы - на 1 миллиард 115,3 миллиона, а дефицит - на 446,8 миллиона рублей.

"Известный и неизвестный Таймыр".

("Сегодняшняя газета", 13.12.05)

На Таймыре объявлено о проведении викторины, посвященной 75-летию Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Об этом сообщает "Таймырский Телеграф". Викторина называется "Таймыр известный и неизвестный". А принять в ней участие могут все желающие. Критерии оценки ответов - оперативность и достоверность. Победителей же будут определять отдельно по районам и городу в номинациях "Лучший знаток-краевед", "Самый юный участник" и "Самый эрудированный участник". Цель мероприятия - привлечение молодежи к самостоятельным исследованиям по истории, культуре, экономике, экологии и другим проблемам региона и страны, а также воспитание у молодого поколения чувства гордости за свою малую Родину и уважения к подвигам первопроходцев, которые осваивали Таймыр на различных этапах его развития.

"У страха глаза велики".

("Сегодняшняя газета", 13.12.05)

Администрация Таймырского автономного округа опровергла информацию о начавшейся в округе эпидемии микроспории. "Никакой эпидемии на сегодняшний день на Таймыре нет", - сказал заместитель начальника управления общественных связей администрации ТАО Роман Сотников. По его словам, сегодня в округе официально зарегистрировано около 120 случаев заболевания микроспорией. В основном это дети младшего школьного возраста. Сейчас в двух школах и окружной больнице объявлен карантин. "Нельзя сказать, что ситуация штатная, но и назвать ее чрезвычайной тоже нельзя. Данные о больных микроспорией на Таймыре приблизительно схожие с показателями в других территориях. В это время в округе проводился плановый осмотр жителей, который и выявил заболевание у достаточного количества людей. Но эпидемиологический порог (10 процентов населения) мы не превышаем. Чтобы объявить на Таймыре эпидемию, как минимум должны заболеть четыре тысячи людей", - отметил Сотников.