Советник Министра обороны Армении, доктор политологии Гайк Котанджян недавно в своем интервью ИА REGNUM опубликовал свою версию сопряжения принципов территориальной целостности и самоопределения народов в применении к Карабахскому урегулированию. Данное интервью было сопровождено авторской версией дорожной карты в полемике с заключениями Международной Кризисной Группы, что привело к полярным откликам в Армении и Азербайджане. В связи с этой разноречивой реакцией мы обратились к автору с просьбой дать некоторые разъяснения.

ИА REGNUM: Ваши оппоненты выступили с заключениями о том, что Вам было предоставлено право утечки информации о договоренностях в формате Минской группы. Так ли это?

Это не так. В интервью я изложил часть своих идей и конфликтологических разработок в академической полемике с заключениями, разработанными коллегами из авторитетной аналитической организации, каковой является Международная Кризисная Группа (МКГ). Как один из специалистов в данной области знаний я высказал свое согласие и несогласие по ряду оценочных суждений и предложений коллег из МКГ. В моем анализе сделана попытка пригласить внимание профессионалов также к переосмыслению некоторых предложений Минской группы ОБСЕ, сделанных в 1997 и 1998 годах по статусам как Нагорного Карабаха, так и коридора между Арменией и Карабахом. Открытая информация по документам Сопредседательства Минской группы ОБСЕ 1997-1998 г.г. присутствует в Интернете (см.: http://vn.kazimirov.ru/docs.htm). Что касается домыслов об "утечке" и личных оскорблений - они, очевидно, находятся вне рамок академической дискуссии. В то же время профессиональная полемика, по-моему, весьма актуальна и необходима.

ИА REGNUM: Каковы цели публикации очерка "Дорожной карты Карабахского урегулирования"?

Развертывание конструктивной профессиональной полемики вокруг недавно опубликованных заключений Международной Кризисной Группы по Дорожной Карте Карабахского урегулирования.

Оглашение устами регионального эксперта конфликтующим народам своего видения правды о пределах совмещения интересов сторон - с предоставлением как специалистам, так и армянской и азербайджанской общественности контуров реалий в мирном преодолении конфронтации в их взаимоотношениях.

ИА REGNUM: В соседнем государстве некоторые горячие головы Ваш очерк "Дорожной карты" назвали "планом капитуляции Азербайджана", в Армении наоборот - "документом национального предательства". Итак, оппоненты критикуют некий документ под названием "Дорожная карта Карабахского урегулирования". Что бы Вы сказали по этому поводу?

Разумеется, мой очерк документом не является. Это авторская разработка, которая, будучи академической, не содержит политических и правовых императивов принуждения к ее неукоснительному и всеобъемлющему осуществлению. Публикация и профессиональное обсуждение моего аналитического эссе может послужить наращиванию и угибчению интеллектуальных ресурсов международного экспертного сообщества для оказания консалтингового влияния на продвижение консультационного и переговорного процесса в интересах сторон Карабахского конфликта. Именно с этих позиций я приветствую публикацию аналитических откликов из Армении и из Нагорного Карабаха за попытку критического осмысления предложенного очерка "Дорожной карты". Было бы полезно также участие азербайджанских специалистов в данной дискуссии.

ИА REGNUM: Укладывается ли в Вашу "дорожную карту" вариант возможного воссоединения Нагорного Карабаха с Арменией?

Да, в случае, если Азербайджан откажется от продуктивных консультаций под эгидой Минской группы ОБСЕ и не начнет переговоры с Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Армения по мирному разрешению Карабахского конфликта. Тогда Нагорно-Карабахская Республика как законосообразно созданное государство сможет начать переговоры с Республикой Армения по проведению референдума с целью создания "общего государства".