"Конфликт интересов" Молдавии и "Газпрома": Молдавия за неделю
Евросоюз не раскрывает методов работы своих наблюдателей на молдавско-украинской границе. Мнение Украины о парламентских выборах в Приднестровье. Молдавия настаивает на необходимости оценочной миссии ОБСЕ. Евросоюз и Молдавия о демократизации Приднестровья. ОБСЕ предложила Молдавии и Приднестровью разоружиться. Президент Молдавии предложил Сообществу демократического выбора думать широкими категориями. В Кишиневе состоялось шестое заседание комитета по сотрудничеству РМ-ЕС. "Конфликт интересов" Молдавии и "Газпрома". Ситуация вокруг вещания в Молдавии "Первого канала". Парламент Молдавии недоволен работой правительства. В Кишиневе местные выборы пройдут в четвертый раз в 2005 году. "Интерднестрком" требует от Кишинева вернуть 1 млн. долларов.
Евросоюз не раскрывает методов работы своих наблюдателей на молдавско-украинской границе
Евросоюз не намерен пока расширять свое участие в урегулировании приднестровского конфликта, в частности, направлять в этот регион свой контингент. Об этом заявил на пресс-конференции по случаю открытия 30 ноября в Одессе миссии ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана. "На нынешнем этапе намного важнее само начало миссии", - цитирует Солану REPORTER.MD. "Международный мониторинг молдавско-украинской границы, особенно ее приднестровского участка, создаст условия для мирного решения конфликта", - убежден генсек.
Как полагает комиссар ЕС по внешним отношениям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер, в результате мониторинга молдавско-украинской границы снизится риск преступной деятельности на ее приднестровском участке. "Миссия создаст реальные шансы для обеспечения большей стабильности на границе двух стран", - отметила Ферреро-Вальднер, передает REPORTER.MD.
По мнению министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрея Стратана, миссия ЕС позволит Молдавии и Украине пресекать таможенные правонарушения на приднестровском участке границы, а также приблизит мирное решение приднестровского конфликта. По словам министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка, начало миссии будет способствовать укреплению молдавско-украинских отношений и региональной безопасности, информирует REPORTER.MD.
Мандат миссии ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы продлится два года. В нее входят 120 местных и европейских экспертов в области таможни, внутренних дел и пограничной полиции. Всего на молдавско-украинской границе действует 78 таможенных пунктов, которые регулярно будут проверяться экспертами ЕС. Бенита Ферреро-Вальднер не стала раскрывать методы проверок, сказав, что они являются "секретом".
Мониторинг молдавско-украинской границы стартовал 1 декабря. Теперь однозначно можно говорить о начале территориального восстановления Молдавии, заявил в интервью "Новости-Молдова" министр реинтеграции РМ Василий Шова.
"Мы возлагаем большие надежды на то, что эта миссия будет способствовать прекращению грубейших нарушений, которые допускались на приднестровском участке границы, - сказал министр. - Надеемся, что все потоки грузов, передвижение людей станут осуществляться исключительно в соответствии с законодательствами Молдовы и Украины и взятыми нашими странами на себя международными обязательствами. Действия в таком направлении, безусловно, будут способствовать стабилизации ситуации в регионе и придадут позитивный фон борьбе с различного рода проявлениями коррупции, контрабанды и других негативных явлений, а также процессу приднестровского урегулирования в целом".
"Сегодня однозначно можно говорить о том, что начался реальный процесс восстановления таможенного, пограничного, экономического и юридического пространства Республики Молдова на всей её территории. Безусловно, это не произойдет за один день, но сам процесс возобновился. Это очень позитивный момент в контексте политического урегулирования приднестровской проблемы", - подчеркнул Шова в интервью "Новости-Молдова".
"Я исхожу из того, что в рамках политического урегулирования основная задача участников переговорного процесса - вопрос демократизации и демилитаризации региона, создание условий для демократических выборов под международным контролем. Это придаст импульс дальнейшей работе над определением статуса Приднестровья в составе единой РМ. Исходя из общей динамики, развертывание мониторинговой миссии можно рассматривать как первый шаг в решении этих задач. Мы, безусловно, понимаем, что системный подход в этом вопросе требует и целой серии других позитивных проявлений в переговорном процессе, чтобы признаки продвижения в политическом урегулировании стали более заметны", - цитирует министра реинтеграции "Новости-Молдова".
"ИА "Новости-Молдова": Приднестровская сторона также возлагает большие надежды на мониторинг молдавско-украинской границы. Об этом, в частности, заявил в недавнем интервью министр иностранных дел т.н. ПМР Валерий Лицкай.
Василий Шова: Да, я ознакомился с этим интервью. Надеюсь, что его слова были искренними. Хотя мне иногда приходится серьезно в этом сомневаться. Переговоры, которые мы ведем в рамках рабочих групп по мониторингу военно-промышленного комплекса, показали, что создается очень много шума вокруг приветствия различного рода международных мониторингов, а на практике предпринимаются серьезные попытки блокирования согласований их конкретного механизма. Поэтому далеко не все, что публично говорится, осуществляется на деле властями региона. Я бы сказал - даже наоборот. Конкретный пример - обязательства, которые Кишинев и Тирасполь брали на себя в рамках переговоров. Речь шла о том, что до 1 декабря стороны обменяются данными о количественном и качественном составе вооруженных сил. Кишинев со своей стороны представил обещанную информацию 29 ноября главе миссии ОБСЕ в Молдове Уильяму Хиллу. Но, к сожалению, Тирасполь в очередной раз не выполнил обязательств, и у нас пока нет твердых гарантий того, что Приднестровье намерено их реализовать. Поэтому заявление господина Лицкая, похоже, больше входит в его защитную линию поведения в контексте активизации международных организаций в нашем регионе, нежели являет собой реальные обязательства на данном этапе переговорного процесса.
"Н-М": В ближайшее время должен пройти очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию. Какие документы сейчас на столе переговоров?
В.Ш.: Очередной раунд мы наметили на 15-16 декабря. Предполагаю, что все вопросы, которые не получили практического разрешения в ходе предыдущего раунда, будут рассматриваться. Все эти вопросы - из сферы демократизации и демилитаризации региона.
"Н-М": Верховный Совет Приднестровья недавно вышел с инициативой о денонсировании всех подписанных с Кишиневом соглашений. Ваша реакция на подобные предложения?
В.Ш.: Подобные эксперименты приднестровская сторона пытается ставить уже не в первый раз. Я хочу лишь отметить, что в Тирасполе должны серьезно задуматься над своей линией поведения и над необходимостью своего развития в рамках законодательного поля Молдовы. Этот путь неизбежен. Нужно привыкать и учиться жить не по понятиям, а по законам, которые соответствуют международным стандартам. Поэтому все псевдосенсации, вроде выхода из соглашений, носят оттенок пропаганды. Ничего серьезного за ними не стоит. На всех встречах, в том числе с иностранными представителями, Приднестровье заявляет, что готово участвовать в переговорах и приветствует их, а потом делаются подобные заявления. Это лишь в очередной раз демонстрирует, что говорят они одно, а делают другое.
Хотел бы ещё раз заявить: наш подход к проблемам демократизации и демилитаризации региона в преддверии серьезных переговоров по определению статуса Приднестровья действительно является прагматичным и абсолютно верным".
Мнение Украины о парламентских выборах в Приднестровье
Руководитель украинской делегации на переговорах по приднестровскому урегулированию, посол Дмитрий Ткач считает, что в Приднестровье не созданы условия для проведения демократических выборов. В интервью Би-Би-Си он сказал, что в регионе "нет возможности утверждать о наличии условий для демократических выборов". "Когда туда поедет оценочная миссия ОБСЕ, станет понятно, в каком состоянии там находится демократия и какой там избирательный закон", - считает дипломат.
По его словам, Приднестровье предоставляло свой "избирательный закон на анализ России и в ОБСЕ". "Были замечания, и власти Приднестровья будто бы их учли. Но это только закон. Необходимо создавать условия для свободных СМИ и для того, чтобы само гражданское общество развивалось, чтобы элементы демократии были учтены", - подчеркнул Ткач.
Он считает, что проблема с реализацией украинского плана урегулирования приднестровского конфликта "возникла именно с выборами в Верховный Совет Приднестровья". "Мы рассчитывали, что международный контроль нам удастся организовать быстрее, но для демократизации общества в Приднестровье требуется время", - признал посол.
Молдавия настаивает на необходимости оценочной миссии ОБСЕ
24 ноября делегация Молдавии повторно обратилась в Постоянный Совет ОБСЕ с просьбой направить в Зону безопасности на Днестре миссию международных наблюдателей для оценки ситуации. Как сообщил "ИНФОТАГ" со ссылкой на пресс-службу Министерства иностранных дел и европейской интеграции РМ, на заседании Постоянного Совета в Вене молдавская делегация выразила озабоченность по поводу препятствования "сепаратистского режима" Приднестровья свободе передвижения, доступу крестьян к принадлежащим им на законных основаниях землям, а также деятельности госслужащих РМ в Зоне безопасности. Осложнение ситуации в Зоне безопасности, а также "попытки представителей России и Приднестровья имитировать деятельность Объединенной контрольной комиссии без участия представителей Молдовы" Кишинев расценивает как нарушение соглашения 1992 г. о мирном разрешении конфликта в приднестровском регионе РМ. По мнению Молдавии, тенденции к ограничению деятельности молдавских властей в Зоне безопасности и миротворческом процессе еще раз доказывают необходимость изменения "неэффективного механизма", который, как считает РМ, противоречит международным нормам. Исходя из этого, Молдавия выступает за замену "устаревшего механизма" на миссию международных военных и гражданских наблюдателей под мандатом ОБСЕ.
Евросоюз и Молдавия о демократизации Приднестровья
"Важная роль в процессе демократизации приднестровского региона должна отводиться гражданскому обществу", - заявил председатель парламента РМ Мариан Лупу в ходе встречи 2 декабря со спецпредставителем ЕС в Молдавии Адрианом Якобовицем де Сегедом. Спикер проинформировал, что концепция сотрудничества с гражданским обществом, разработанная недавно высшим законодательным органом РМ, предусматривает взаимодействие неправительственных организаций обоих берегов Днестра для развития демократических институтов, передает агентство "Новости-Молдова". Лупу и Якобовиц в ходе встречи констатировали общую позицию Молдавии и ЕС по приднестровскому урегулированию, которая базируется на демократизации и демилитаризации региона.
Спецпредставитель Евросоюза отметил, что миссия по мониторингу молдавско-украинской границы будет способствовать обеспечению прозрачности, в том числе на ее приднестровском участке, и создаст благоприятные предпосылки для решения приднестровской проблемы.
Председатель парламента подчеркнул, что проблема приднестровского урегулирования, поднимающаяся и на межпарламентском уровне, в том числе между Украиной, Россией и Молдовой, нуждается в международной поддержке, в частности, со стороны Европейского союза.
ОБСЕ предложила Молдавии и Приднестровью разоружиться
Миссия ОБСЕ в РМ представила 28 декабря программу "Баланс вооруженных сил Молдовы и меры повышения доверия и безопасности". Этот документ интересен тем, что содержит данные о вооруженных силах Молдавии и Приднестровья, пишет "Время". Учитывая напряженность между левым и правым берегами Днестра, вооружение, по мнению представителей ОБСЕ, необходимо сокращать, а военным Молдавии и Приднестровья начать диалог. Это основные меры, которые могут способствовать налаживанию доверия между сторонами, считают в ОБСЕ.
Количество вооружения, сосредоточенного на обоих берегах Днестра, наблюдателей ОБСЕ впечатлило. Исходя из доклада, преимущество все же на стороне правобережья, во всяком случае количественное. Это касается, прежде всего, человеческих ресурсов. Молдавские вооруженные силы (ВС) насчитывают 21 300 человек, приднестровские - 12 500. В Молдавии основную часть ВС составляет национальная армия (6500 человек), пограничники (4500), силы МВД (4300), карабинеры (5200) и сотрудники Службы информации и безопасности (1300 человек). Количество, однако, не означает качество. Как заявил консультант миссии ОБСЕ по проблемам контроля вооружения генерал Бернард Осседа, "у Молдовы небольшое преимущество в цифрах. Но приднестровские ресурсы могут быть быстрее мобилизованы. У них есть добровольцы, которые могут быть очень быстро активизированы во время или до начала военных действий. И активная часть казаков". Приднестровские добровольцы составляют 7 батальонов - по одному в каждом крупном городе левобережья (имеются в виду Тирасполь, Каменка, Рыбница, Дубоссары, Григориополь и Слободзея). В эти группы входят от 300 до 2000 человек. Это подготовленные и обученные люди, прошедшие инструктаж и готовые вести активные боевые действия, пишет "Время".
Преимущество приднестровского оборудования заключается в его маневренности. В левобережье, к примеру, 18 танков Т-64, у Молдавии - ни одного. Зато республика располагает большим количеством бронетранспортеров. В Молдавии их 196, у Приднестровья - 107. Это БТР-60, БТР-80, БТРД и МТЛБ. Много машин осталось с советских времен. Поэтому их боеспособность остается под большим вопросом. Правда, приднестровцы смогли кое-что модернизировать во время вооруженного конфликта в регионе. Также приднестровцам удалось сохранить 6 военных вертолетов. У РМ в воздух может подняться лишь один. В артиллерии преимущество на молдавской стороне - 184 единицы против 73 в Приднестровье, пишет "Время". Как признаются в миссии ОБСЕ, представленные в докладе цифры неточны. Показательно то, что данные Молдавии основаны на конкретных инспекциях, проведенных международными специалистами. Что касается Приднестровья, то представителям ОБСЕ оставалось лишь проводить мониторинг, основываясь на газетных заметках или личных данных.
Вооружение создает атмосферу нестабильности в регионе. Чтобы достичь доверия, необходимо разоружаться. "Стороны должны хорошо подумать над стоимостью содержания большого количества боеприпасов и военного персонала. А также сравнить расходы на оборону с другими расходами бюджета страны или региона", - советует Бернард Осседа.
Расходы на содержание молдавской армии составляют лишь 0,6% бюджета страны. На армии можно сэкономить, сократив объем вооружения на 60% за 3 года. Параллельно с сокращением вооружения можно налаживать доверие между сторонами. Это главное предложение ОБСЕ, отмечает "Время". В меры по укреплению безопасности, предложенные ОБСЕ, также входит налаживание диалога как на правительственном уровне, так и на уровне контактов военных. Пакет предложений предусматривает мониторинг предприятий военно-промышленного комплекса, совместное участие в операциях по поддержанию мира, операциях по ликвидации последствий катастроф.
Представленная программа никак не увязывается с переговорным процессом и может внедряться самостоятельно. Подобный план по укреплению безопасности уже был апробирован в Боснии и Герцеговине. И после определенной адаптации может быть применен в Молдавии, полагают в миссии ОБСЕ.
Комментируя для ИА "Новости-Молдова" пакет предложений ОБСЕ, министр реинтеграции Молдавии Василий Шова сказал: "Насколько я понял, это были предварительные предложения по демилитаризации региона, которые могут реализовываться в том случае, если будут представлены конкретные данные о военных потенциалах, а на международном уровне будет рассмотрена их объективность. Только в этом случае можно будет всерьез рассуждать над вопросом о том, какими должны быть первые шаги в процессе демилитаризации. Но Приднестровье данных не представило".
По мнению политолога, директора Европейского института политических исследований Николае Киртоакэ, проект направлен не столько на сокращение вооружений, сколько на укрепление взаимного доверия и транспарентности, поэтому следует проявить больше внимания к названию документа. По сути, речь идет о завершении определенной и довольно широкой работы миссии ОБСЕ по оценке военного потенциала на обоих берегах Днестра, с точки зрения угрозы, которую несут в себе возможные военные конфликты, сказал политолог в интервью БАСА-пресс.
Киртоакэ считает необходимым увязывать проект сокращения объема вооружений с процессом урегулирования приднестровского конфликта. "Пребывание на территории Молдавии иностранных оккупационных войск - я имею в виду группу российских войск и приднестровские военизированные формирования - это самая большая военная угроза, с которой сталкивается Республика Молдова. Думаю, критические высказывания в том плане, что сокращение вооружения невозможно вне контекста приднестровского урегулирования, обоснованны и оправданы", - подчеркнул политолог.
"Никто не оценивает этот проект с точки зрения его реализации. Это всего лишь инициатива ОБСЕ, согласованная с посредниками - Россией и Украиной - до пересмотра формата переговоров. Российская Федерация проявляет определенную последовательность: она загнала нас - имею в виду вывод войск и вооружения - в замкнутый круг. В Бухаресте русские не сказали ничего нового. Россия подтвердила свою позицию времен так называемого плана Примакова. Задача - разорвать этот круг и безоговорочно решить проблему вывода иностранных войск, в соответствии с решениями Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года", - сказал Киртоакэ, отвечая на вопросы БАСА-пресс.
Политолог назвал минимальными шансы на подписание предложенного ОБСЕ документа. "Они появятся только тогда, когда проблема демилитаризации Молдовы в целом, на обоих берегах Днестра, будет осуществляться на основании принципов "трех Д" - демократизации, декриминализации и демократизации. Демилитаризация Молдовы гипотетически может предусмотреть и сокращение вооруженных сил одновременно с ликвидацией незаконных военных формирований Приднестровья и безоговорочным выводом иностранных войск с территории Молдовы. Я думаю, что политический класс в целом понимает опасность асимметричного подхода к этой проблеме. Иными словами, если Кишинев приступит к реализации проекта ОБСЕ, этот процесс будет благоприятствовать России и ее сателлитам в сепаратистском анклаве", - цитирует Киртоакэ БАСА-пресс.
Как полагает директор проектов Института общественных политики, военный аналитик Юрий Пынтя, цель проекта ОБСЕ состоит в том, чтобы в конце года не выносить вновь на обсуждение столь щекотливый вопрос, как военное присутствие Российской Федерации в Республике Молдова. В течение 15 лет Национальная армия Республики Молдова не предпринимала каких-либо действий против Тирасполя. Дело не в вооруженных силах Молдавии и Тирасполя, это политический вопрос, сказал аналитик в интервью БАСА-пресс.
Пынтя отметил как негативный факт то, что "Республика Молдова и сепаратистский режим рассматриваются как равные стороны переговоров и что эти стороны считаются носителями угрозы в одинаковой степени". "После 1992 года Республику Молдова неоднократно инспектировали различные международные комиссии. Никто не сказал, что вооруженные силы Кишинева представляют угрозу для Тирасполя. Руководство государства неизменно подчеркивало необходимость мирного урегулирования конфликта. С другой стороны, ни одна международная инспекция не была допущена на территорию какой-либо военной части сепаратистского режима. В этом случае как можно оценить потенциал приднестровской армии и угрозу, которую она представляет?" - отметил аналитик в интервью БАСА-пресс.
"Стороны знают о существовании этого проекта еще с лета 2004 года, но никто еще и не одобрил его и не отклонил. Значит, у документа очень много недостатков. Представленный документ опирается на неточные данные. Вместе с тем, в документе содержатся ссылки на ряд международных договоров, таких, как Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Венский документ и другие, что неправильно. По логике документа, и Республика Молдова, и Приднестровье являются независимыми государствами и контролируют друг друга, а это нонсенс.
По моему мнению, крайне странно то, что этот документ представлен молдавской общественности именно сейчас. В определенном смысле в этом шаге я вижу инструмент давления на Правительство Республики Молдова. Проект не был представлен Тирасполю или Москве. Нам не известна также реакция ЕС и США на него. ОБСЕ не удалось пока решить самые важные проблемы - вывод российских войск и вооружения. Этот проект втягивает нас в бессмысленные дискуссии", - завершил свой комментарий для БАСА-пресс Юрий Пынтя.
Президент Молдавии предложил Сообществу демократического выбора думать широкими категориями
Участники форума стран балтийско-черноморско-каспийского региона приняли 2 декабря в Киеве декларацию о создании Сообщества демократического выбора (СДВ) - "правительственного и неправительственного форума сотрудничества для диалога" по достижению демократических ценностей. Как сообщает "ИНФОТАГ" со ссылкой на украинские СМИ, в резолюции выражена надежда, что "дальновидная миссия Сообщества будет служить объединению стран региона в их совместных усилиях укреплять региональное сотрудничество, содействовать демократии и защите прав человека".
В Сообщество вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения, Грузия. Они договорились показать пример уважения к демократии и правам человека и призвать лидеров других стран поощрять толерантность и взаимопонимание, содействовать уважению плюрализма, бороться с этнической и религиозной ненавистью, насилием, сепаратизмом и экстремизмом, содействовать развитию гражданского общества. В форуме участвовали 23 страны, девять из которых представлены президентами, передает "ИНФОТАГ". Заявление о намерении создать содружество было подписано 12 августа в Боржоми президентами Украины и Грузии Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили.
Сообщество демократического выбора должно создать свою парламентскую ассамблею и объединить рынки и гуманитарные ресурсы, заявил в Киеве в ходе форума Сообщества демократического выбора президент Молдавии Владимир Воронин, передает "ЛІГАБізнесІнформ".
Как сообщает Proua.com, Воронин отметил, что, несмотря на шансы каждой страны стать членом европейского сообщества, необходимо мыслить "более широкими категориями и действовать более организовано". Он подчеркнул, что создание парламентской ассамблеи в Сообществе демократического выбора будет определенной практической адаптацией стран балтийско-черноморско-каспийского региона перед возможным вступлением в ЕС. "Это возможность достойного варианта развития, если такое вхождение в ЕС будет отложено для стран на более длительную перспективу", - сказал молдавский президент.
По словам Воронина, сейчас можно по-разному оценивать перспективу Сообщества демократического выбора, но важным является то, что с самого начала Сообщество задекларировало себя как открытая структура, в которой представлена общественность. Воронин выразил желание видеть в Сообществе открытую региональную интеграцию стран, в повестке дня которых стоит задача внедрения европейских институтов и формирование адекватных ценностей.
Президент Молдавии считает, что Сообщество демократического выбора станет авторитетным форумом только в том случае, если будет придерживаться европейских стандартов. "Я уверен, что движение к европейским стандартам демократии, социального развития и экономической жизни может быть особо эффективным, если мы объединим наши усилия", - сказал Воронин. По его мнению, сейчас необходимо стопроцентно использовать потенциал исторических и дружеских отношений между странами, и в русле идеалов европейских ценностей строить интеграцию более высокого типа.
В Кишиневе состоялось шестое заседание комитета по сотрудничеству РМ-ЕС
В нем участвовали представители Европейской комиссии, члены рабочей группы Совета ЕС (COEST), представители государственных органов и учреждений Республики Молдова, вовлеченных в реализацию Плана действий РМ-ЕС.
Как передает МОЛДПРЕС, открывая 29 ноября форум, вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан заявил, что качество политического диалога между Молдавией и Евросоюзом стало выше, сотрудничество расширилось. Министр отметил значение заседания для определения - исходя из достигнутых результатов - приоритетов на будущий год, который станет очень важным для выполнения задач Плана действий РМ-ЕС.
Как отметила сопредседатель Комитета по сотрудничеству Хильде Хардман, власти Республики Молдова уделяют большое внимание Плану действий РМ-ЕС как на правительственном, так и на парламентском уровне. Глава делегации ЕС положительно отозвалась о Докладе Молдавии по оценке внедрения Плана действий РМ-ЕС в течение шести месяцев, информирует МОЛДПРЕС.
Для Республики Молдова важна поддержка стран-членов ЕС в процессе приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами и осуществления реформ, отметил председатель парламента Молдавии Мариан Лупу на встрече с представителями Рабочей группы Совета Евросоюза по связям с Восточной Европой и Центральной Азией, передает МОЛДПРЕС.
Председатель парламента Молдавии и европейские гости обсудили политический и инвестиционный климат в республике, возможности предоставления Молдавии системы индивидуальных торговых преференций в отношениях со странами Евросоюза.
"Конфликт интересов" Молдавии и "Газпрома"
"Мы не получали официального уведомления от "Газпрома" о повышении тарифа на природный газ, поставляемый Молдове", - заявил 30 ноября после заседания правительства Молдавии министр экономики и торговли РМ Валериу Лазэр. По его словам, о намерении России поднять цены на природный газ для некоторых стран-членов СНГ кабинет министров, как и все остальные, узнал из прессы. Министр подтвердил, что в настоящее время АО "Молдова-газ" ведет в Москве переговоры с РАО "Газпром" об объемах поставок, транзита и тарифах на 2006 год, пишет "Экономическое обозрение". И все зависит от того, какая договоренность будет достигнута сторонами. Однако в этом случае, как отметил министр, государство намерено следить за законностью итоговой договоренности.
Учитывая тот факт, что "Газпром" является мажоритарным акционером (50% плюс 1 акция) АО "Молдова-газ", здесь присутствует конфликт интересов и все сделки должны осуществляться в соответствии с законодательством (т.е. при единогласном одобрении этой сделки советом АО, в который входит и представитель Правительства РМ). Но если быть до конца честными, государство не может не беспокоить этот вопрос, признался Валериу Лазэр. По его словам, специально созданная рабочая комиссия провела оценку возможных последствий повышения стоимости поставок газа для экономики страны. Эксперты пришли к выводу, что серьезных изменений не последует, даже если цена газа повысится в два раза. Объясняется это тем, что доля конечного потребления природного газа в ВВП составляет 1,7%. Предположение о том, что возможный рост тарифа не скажется болезненно на производственном секторе, министр обосновал тем, что там потребляется лишь треть общего объема импортируемого в страну природного газа. Соответственно, при любом раскладе, всю "прелесть" обещанного повышения цен ощутят частные потребители и, в частности, горожане, у которых особого выбора и нет, пишет "Экономическое обозрение".
Выступая перед журналистами, министр неоднократно напоминал - окончательного решения по вопросу о тарифах пока нет и правительство считает, что никаких оснований для их повышения не существует. Тем более, что Молдавия и так получает его по самым высоким в СНГ ценам. Он также подчеркнул, что в процессе переговоров будет обращено внимание и на принцип взимания НДС при поставках природного газа в Молдавию. В соответствии с международной практикой, отметил Валериу Лазэр, косвенные налоги взимаются в стране назначения, однако при экспорте природного газа в Молдавию "Газпром" уплачивает НДС в России. И РМ является единственной страной в мире, во взаимоотношениях с которой используется эта искаженная схема НДС, утверждает министр экономики и торговли РМ. В свое время Молдавия ратифицировала соглашение, оговаривающее уплату НДС в стране назначения, однако российская сторона не спешит сделать то же самое, пишет "Экономическое обозрение".
Относительно тарифов на транзит природного газа через территорию республики было отмечено, что и по этому вопросу ведутся переговоры. Как-либо повлиять на их исход правительство не может, так как трубопроводы являются собственностью "Молдова-газ". Ежегодно через Молдавию транзитом проходит 24 млн кубометров, что составляет 17-18% общего объема экспорта "Газпрома" в страны Европы. "Молдова-газ" получает $2,5 за транзит 1 тыс. куб. м на 100 км.
Итогов переговоров осталось ждать не так уж и долго, замечает "Экономическое обозрение". Национальный оператор обязан выполнять условия лицензии и обеспечить бесперебойную поставку природного газа потребителям. Таким образом, двустороннее соглашение компании должны подписать до конца года. И как бы того не хотелось, в случае, если цены возрастут, АО "Молдова-газ" предстоит обратиться в Национальное агентство по регулированию в энергетике с просьбой пересмотреть тариф для потребителей в сторону его увеличения.
Ситуация вокруг вещания в Молдавии "Первого канала"
Судебное заседание по иску о вещании в Молдавии "Первого канала" продолжится 5 декабря. Как передает агентство "ИНФОТАГ", такое решение принято 28 ноября на заседании Апелляционной палаты Молдавии. Первое заседание по этому делу длилось несколько минут. Адвокат "Аналитикмедиа-груп" Влад Влайку представил дополнительные материалы. Он попросил пригласить в качестве третьего лица на заседание представителя Министерства информационных технологий РМ. Адвокат мотивировал это тем, что конкурс на вещание на третьей государственной частоте, проведенный Координационным советом по телевидению и радиовещанию (КСТР), был объявлен по запросу министерства. "Аналитикмедиа-груп" считает, что оснований для проведения конкурса не было и поэтому она обратилась с иском в суд.
Как уже сообщало агентство "ИНФОТАГ", в результате конкурса лицензия "Аналитикмедиа-груп", которая на протяжении шести лет ретранслировала "Первый канал", была отозвана и передана новой фирме - "Медиа-сателит". В пятницу, 2 декабря, дирекция общественных связей "Первого канала" заявила, что компания "Медиа-сателит", которую "власти Молдовы считают официальным партнером "Первого канала", не имеет к нему никакого отношения". "Первый канал" назвал "сфабрикованными" документы, на основании которых был проведен конкурс.
МИД России 2 декабря заявил, что "считает важным, чтобы при решении вопроса с трансляцией "Первого канала" в Молдавии не пострадали интересы его аудитории". Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин заявил, что "неурегулированность ситуации вокруг юридических аспектов вещания телеканала после известных решений молдавских властей, к сожалению, может создать предпосылки для такого негативного развития событий". Представитель МИДа выразил надежду, что "все вопросы, связанные с трансляцией "Первого канала" в Молдове, будут решаться строго на правовой основе, с учетом как законных интересов российской телерадиовещательной компании, так и потребностей молдавских телезрителей", передает "ИНФОТАГ".
О том, что "Первый канал" российского телевидения считает необходимым отменить решение Координационного совета по телевидению и радио Молдовы относительно результатов конкурса по вещанию канала на территории республики директор общественных связей "Первого канала" Игорь Буренков сообщил 24 ноября. В пресс-релизе дирекции общественных связей "Первого канала" отмечается, что "власти Молдовы отозвали лицензию у компании Analitic Media Group, транслирующей программы российского "Первого канала" на территории республики, и объявили конкурс на занимаемую частоту". "Координационный совет по телевидению и радио провел конкурс на третью государственную частоту, на которой сегодня выходит в эфир "Первый канал". Руководство российского канала не получило официальных объяснений, на каком основании объявлен конкурс, а также по каким причинам отозвана лицензия у прежнего партнера телеканала, с которым заключен договор о передаче исключительного права на распространение передач на территории Молдовы до 31 декабря 2010 г.", - говорится в документе. В интервью журналистам Буренков заявил, что "подобная ситуация вызывает серьезную озабоченность сложившейся нездоровой обстановкой". "Считаем необходимым отменить результаты конкурса до выяснения всех обстоятельств. "Первый канал" ведет переговоры со всеми заинтересованными сторонами. Все контакты и консультации направлены на разрешение сложившейся ситуации и продолжение вещания "Первого канала" в республике, что, безусловно, способствует сохранению добрососедских отношений между народами России и Молдовы", - сказал представитель "Первого канала".
18 октября Координационный совет отозвал лицензию у АО "Аналитикмедиа групп" и передал ее обществу с ограниченной ответственностью "Media satelit", которое осуществляет вещание на третьей государственной частоте в настоящее время. С канала исчезли собственные программы, которые выходили под брендом "Первый канал в Молдове", а около 50 сотрудников "Аналитикмедиа групп" были уволены с 1 ноября.
В начале ноября аккредитованные в Кишиневе руководители дипломатических представительств стран Европейского союза выразили озабоченность ситуацией в Молдавии и обратили внимание властей на "отсутствие транспарентности в вопросах распределения частот и выдачи лицензий Координационным советом по телевидению и радио", передает "ИНФОТАГ".
Парламент Молдавии недоволен работой правительства
Премьер-министр РМ Василе Тарлев представил 2 декабря в парламент отчет о реализации Программы деятельности правительства на 2005-2009 годы "Модернизация страны - благополучие народа". Премьер-министр отметил, что правительство "постоянно обеспокоено" улучшением деловой и инвестиционной среды, реформированием системы социальной помощи, поддержкой малого бизнеса, а также улучшением качества услуг в сфере образования и здравоохранения, передает БАСА-пресс. В качестве аргументов Василе Тарлев привел многочисленные данные, в частности, об увеличении в период с января по октябрь 2005 года на 24,1% расходов национального государственного бюджета, 48,4-процентное увеличение пенсий, сокращение на 3% - до 6,6% - уровня безработицы, а также сокращение на 2,2% - до 6,5% - уровня инфляции. В то же время премьер подчеркнул, что он недоволен полученными результатами, но по сравнению с предыдущими годами ситуация значительно улучшилась в отношении большинства показателей.
Тарлев заявил, что в сфере внимания правительства постоянно находятся проблемы, связанные с продовольственной безопасностью страны и укреплением энергетической безопасности. В госрезерв заложено 53 тыс. тонн зерновых, до конца года планируется заготовить еще не менее 70 тыс. тонн. Начато строительство электролиний высоковольтного напряжения для осуществления связи с электроэнергетическими системами Румынии и Украины, сообщает БАСА-пресс.
Парламентская фракция коммунистов подвергла критике деятельность правительства, отчет которого представил в парламенте премьер-министр Василий Тарлев. Как сообщает "ИНФОТАГ", председатель парламентской комиссии по экономической политике, бюджету и финансам Николае Бондарчук отметил, что правительство не полностью использовало имеющиеся возможности для улучшения социально-экономической жизни государства. "Некоторые показатели, которые привел премьер, не полностью соответствуют действительности, к тому же они намного ниже, чем хотелось бы. Особенно беспокоит отрицательное сальдо торгового баланса, достигшее $710 млн.", - отметил Бондарчук.
По его словам, правительство затягивает представление в парламент многих законопроектов, в том числе об ипотеке и страховании. "Нас сильно тревожит нарушение законодательства работниками правительства и, в частности, злоупотребления публичными финансами. К примеру, в октябре правительство выделило Кишиневу 20 млн. леев на развитие, хотя эти расходы в госбюджете не предусмотрены", - цитирует председателя комиссии "ИНФОТАГ". Бондарчук обвинил правительство в отсутствии контроля за реализацией в республике социально-экономических программ.
Лидер альянса "Наша Молдова" Серафим Урекян назвал "самым печальным итогом деятельности нынешнего правительства угрозу исчезновения населения Республики Молдова". По словам Урекяна, отрицательные показатели демографического прироста, массовый отток активного населения из страны, разрушение генетического фонда - все эти явления обострены до предела безответственной политикой государства в последние годы. "Очевидно, что люди не могут жить в этой стране коррупции, нищеты, моральной и политической деградации", - сказал Урекян. "Создается впечатление, что правительство умышленно подрывает процветание страны и ее граждан. Видимо, ему на руку эксплуатация гастарбайтеров, деньги которых подпитывают миллионные аферы группировок, контролирующих импорт в стране", - предположил лидер парламентской фракции. За последние пять лет, сказал Урекян, нищета стала инструментом обогащения одних за счет большинства населения, передает БАСА-пресс.
Глава фракции Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Влад Кубряков заявил, что "представленная правительством социально-экономическая картина, мягко говоря, не соответствует реальной ситуации в стране". По словам Кубрякова, необдуманной и порочной экономической политикой правительство вынуждает хозяйствующих субъектов направлять имеющиеся финансовые ресурсы на потребление, а не на инвестиции и развитие. Он подчеркнул, что в настоящий момент дефицит торгового баланса покрывают поступающие из-за рубежа переводы, сумма которых составляет около миллиарда долларов. "В позорном мировом рейтинге мы занимаем по этому экономическому показателю второе место в мире после Того, исключительного экспортера бананов", - цитирует Кубрякова БАСА-пресс. "Если не сейчас, то в ближайшее время этому кабинету придется подать в отставку полным составом", - заметил лидер фракции ХДНП.
В Кишиневе местные выборы пройдут в четвертый раз в 2005 году
В Кишиневе и еще в 12 населенных пунктах республики прошли выборы глав местных администраций. В отличие от столицы, где выборы признаны несостоявшимися, периферия вела себя более активно. Кишиневцев выборы по четыре раза в год, видимо, порядком утомили. К избирательным участкам пришло менее 23% жителей столицы, пишет "Время". Согласно данным Кишиневского окружного избирательного совета (КОИС), независимый кандидат, и.о. генпримара (мэра - прим. ИА REGNUM) Василий Урсу набрал 46,66% голосов. На втором месте кандидат от Либеральной партии Дорин Киртоакэ, за которого отдали голоса 25,14% избирателей, на третьем - Мирча Русу от альянса "Наша Молдова", получивший 10,26% голосов.
Остальные кандидаты расположились в следующем порядке: Валентин Крылов от избирательного блока "Патрия-Родина-Равноправие" - 6,38%, Эдуард Мушук от Социал-демократической партии (СДПМ) - 4,69%, Олег Черней от Экологической партии "Aliana Verde" - 3,89%, Ольга Николенко от Социал-либеральной партии - 1,78%. На последнем месте кандидат от Партии труда "Патрия-Родина" Георгий Сима с 1,19% избирателей. Больше всего денег на продвижение своего имиджа в ходе избирательной кампании израсходовал кандидат от СДПМ Эдуард Мушук. На эти цели он затратил более 200 тысяч леев (это порядка 13 тысяч евро). Самым скромным среди кандидатов оказалась Ольга Николенко, которой не потребовалось денег на избирательную кампанию. Правда, и результаты у нее оказались также скромными. Она заявила, что даже рекламный ролик сделали члены ее партии. Мирча Русу, кандидат от альянса "Наша Молдова", израсходовал около 150 тысяч леев. Рядом с ним по затратам находится исполняющий обязанности генпримара Василий Урсу - 148 тысяч леев. Дорин Киртоакэ затратил на предвыборную агитацию 24 тысячи леев, Валентин Крылов - свыше 22 тыс. леев, а Олег Черней - чуть более 10 тыс. леев. Ничего не известно о расходах и доходах во время предвыборной гонки кандидата от Союза труда "Патрия-Родина" Георгия Симы. Он не представил в КОИС данных о затраченных средствах. Таким образом, общий вклад кандидатов в выборы составил почти 355 тысяч леев (около 24 тысяч евро). Как считает "Время", нежелание тратиться на выборы можно объяснить только одним - заблаговременной очевидностью того, что выборы не состоятся. Поэтому в этой ситуации больше всего жаль не кандидатов-неудачников, а очередных 3 миллионов леев, потраченных из госказны.
Почему кишиневцы не могут выбрать главу администрации и есть ли выход из этой ситуации, в интервью корреспонденту "Времени" рассказал политический аналитик, руководитель Европейского института политических исследований Николай Киртоакэ.
"О том, что очередная попытка избрать генпримара обречена на неудачу, говорили задолго до выборов. На ваш взгляд, почему результаты были предсказуемы и каковы причины провала?
Существует как минимум три фактора, которые отрицательно повлияли на результат. Первый - это усталость электората. Ведь это уже четвертые выборы в этом году. Второй фактор - это сам выбор. Сам факт, что три избирательные кампании не принесли победы ни одному из кандидатов, говорит о том, что избиратель в Кишиневе достаточно требовательный и он не нашел достойного, в его представлении, кандидата на должность городского главы. Не последнюю роль сыграли политические партии, их электоральное поведение. Кандидаты включились в агитацию фактически на финишной прямой - этого было недостаточно. Кроме того, сложилось впечатление, что парламентские партии в выборах играли вторым составом. Я думаю, что кишиневцам это не очень понравилось. Они привыкли считать себя игроками высшей лиги.
Повлияли ли на избирателей высказывания президента Владимира Воронина в адрес кандидатов? Эти заявления накануне выборов вызвали немалое возмущение оппозиции.
С одной стороны, президент Воронин, преступив через черту своих конституционных полномочий, скорее всего, преследовал цель поднять моральный дух людей, которые традиционно голосуют за ПКРМ (Партия коммунистов Республики Молдова, Воронин является главой ПКРМ - прим. ИА REGNUM) и потенциально могли поддержать кандидата, за которого ратовал глава государства. Но их оказалось не так уж много. Судя по результатам, прямолинейная критика в адрес других соискателей должности генпримара не возымела действий на электорат, который президент пытался мобилизовать. С другой стороны, скептики стали еще более негативно относиться к выборам, почувствовав попытку властей бесцеремонно повлиять на их результаты.
А в целом, судя по итоговым данным, этот скандал в "политическом семействе" накануне выборов никак не повлиял на электорат. Этот на первый взгляд парадоксальный результат избирательных интервенций ещё раз свидетельствует о специфических подходах граждан столицы к попыткам манипулирования общественным мнением.
Как долго могут продолжаться эти выборы и каков выход из этой ситуации?
Мы уже переживаем политический кризис столичного масштаба. Четвертый раз организовать выборы - это нонсенс. Есть несколько путей выхода из данной ситуации. Первый - это в законодательном порядке сократить обязательную явку как минимум до 25%. Или ввести обязательное голосование. Правда, это не совсем демократический путь решения вопроса, особенно в обществе, которое находится в переходном периоде развития. И последний вариант - назначить мэра. Как это было с Серафимом Урекяном, которого назначил на должность первый президент Молдовы. Самый подходящий вариант в нынешней ситуации должен обозначить парламент, взвесив все за и против. Высший законодательный орган власти вправе и назначить главу исполнительной власти муниципия Кишинев.
Что положительного было в очередных выборах и их результатах?
При незаинтересованном подходе политических партий и вяло протекавшей избирательной кампании вскрылись в первую очередь недостатки демократической избирательной системы. Политические партии должны добиваться расположения электората, готовить его в духе активного участия через голосование в формировании местных и центральных органов власти. Также высветилась роль государства, которое недостаточно стимулирует участие гражданина в демократических процессах. И, наконец, кишиневцы дали понять, что не согласны голосовать за так называемый второй состав. Столица рассчитывает на что-то более существенное и достойное ее статуса".
"В тот самый момент, когда стало ясно, что проблемы мэрии вполне могут решить центральные власти, граждане остались дома. Это говорит о потребительском менталитете в молдавском обществе", - поделился своим мнением с газетой "Время" директор неправительственной организации "ADEPT" Игорь Боцан. Политолог крайне пессимистично оценивает вероятность успеха следующих выборов. Боцан полагает, что обсуждаемая в настоящее время возможность изменения законодательства в сторону снижения избирательного порога не представляется возможной. Скорее, полагает аналитик, целесообразно рассмотреть вариант снижения и - в определенных условиях - исключения ценза участия избирателей в выборах после повторного голосования.
Тем не менее, власти решили еще раз испытать судьбу. Дата повторных выборов генпримара столицы назначена на 11 декабря.
ЦИК утвердил сумму расходов на организацию и проведение повторных выборов глав местной администрации Кишинева и шести населенных пунктов в размере 1,4 млн. леев. Как сообщили "ИНФОТАГ" в ЦИКе, кандидаты на должность столичного примара могут потратить на избирательную кампанию не более 710 тыс. леев, кандидаты в примары остальных населенных пунктов - не более 10 тыс. леев.
Организация и проведение внеочередных выборов 27 ноября обошлись в 2,7 млн. леев. Кандидатам в примары Кишинева разрешалось потратить не избирательную кампанию не более 1 млн. леев. Для кандидатов в примары райцентров сумма не превышала 50 тыс. леев, сел - 15 тыс. леев, сообщает "ИНФОТАГ".
"Интерднестрком" требует от Кишинева вернуть 1 млн. долларов
Приднестровская телекоммуникационная компания "Интерднестрком" требует от правительства Молдавии возврата 1 млн. долларов. Об этом сообщил 1 декабря на пресс-конференции в Тирасполе руководитель компании Сергей Ганжа. Как сообщает официальное приднестровское агентство "Ольвия-пресс", "Интерднестрком" подал в Экономическую апелляционную палату Кишинева судебный иск о возврате денежных средств, уплаченных компанией в бюджет Молдавии в июле 2004 года за лицензию на деятельность в стандарте CDMA.
Как передает REPORTER.MD, в июле прошлого года молдавское правительство предоставило компании "Интерднестрком" лицензию оператора мобильной связи на территории Молдавии. Однако спустя неделю президент страны Владимир Воронин издал указ об отмене решения правительства, сказав, что оно носит дискриминационный характер по отношению к существующим операторам мобильной связи. "Выдача этой лицензии является покушением на свободную конкуренцию и транспарентность в области телекоммуникаций", - заявил тогда глава государства. Выдача данной лицензии вызвала также протест у действующих операторов мобильной связи. Недовольство операторов GSM "Voxtel" и "Moldcell" было вызвано тем, что они заплатили за лицензию по 8 млн. долларов, в то время как "Интерднестрком" - всего 1 млн. долларов. Индивидуальная лицензия была предоставлена на 15-летний срок, тираспольская компания уплатила за нее 1 млн. долларов США в соответствии с решением правительства РМ.
Как сообщает "Ольвия-пресс", после отзыва лицензии уплаченные за нее средства не были возвращены. По словам Сергея Ганжи, соответствующие обращения посылались в разные инстанции, но не было получено ни одного ответа. Ганжа не исключил вероятности того, что компании придется обращаться в международные судебные инстанции, передает REPORTER.MD.
Министерство финансов РМ возвратит в ближайшем будущем 1 млн. долларов приднестровской компании "Интерднестрком", заявил для БАСА-пресс руководитель финансового ведомства Михаил Поп. По его словам, в настоящее время завершаются некоторые формальности и в течение двух-трех дней деньги будут возвращены.
В Экономическом апелляционном суде отказались подтвердить или опровергнуть факт регистрации иска против правительства, сообщает БАСА-пресс. Юрист Виталие Нагачевски утверждает, что иск может быть принят к производству, даже если компания входит в состав непризнанного Кишиневом правового поля. "Возможна регистрация компании одновременно с выдачей лицензии. В то же время приднестровская компания может передать свои долговые обязательства другому юридическому или физическому лицу с законным статусом, которое будет представлять ее интересы во время процесса", - пояснил юрист.