Счастье азербайджанского политика - умереть на посту: интервью Расима Агаева
Парламентские выборы 6 ноября 2005 года предопределили жизнь азербайджанского общества на ближайшие 5 лет, если, конечно, не случится ничего экстраординарного. Как в процессе подготовки к выборам, так и в день голосования наблюдался ряд алогизмов. Скажем, на одном из участков, где у популярной в народе первой леди страны Мехрибан Алиевой не было сильных конкурентов, и она победила бы с огромным отрывом без всяких нарушений, наблюдатели от ОБСЕ зафиксировали, что 90 избирателей, пришедших голосовать до 12.00, умудрились вбросить в урны около 450 бюллетеней. Кому же понадобилось оказывать супруге президента медвежью услугу?
Или власть, будучи в состоянии спокойно освободить бакинскую площадь "Гэлэбе" от демонстрантов, использует полицию для избиения митингующих, с применением техники и водометов, и в тот же день кадры расправы облетают весь мир. Еще пример. С одной стороны президент издает указы от 11 мая и 25 октября, в которых жестко предупреждает исполнительные структуры на местах о недопустимости вмешательства в ход выборов, с другой, по многочисленным свидетельствам кандидатов и их доверенных лиц, исполнительные власти многих районов занимались, причем кивая на указку "сверху", проведением в Милли Меджлис своих кандидатов. Вследствие чего в парламент опять косяком "влетели" такие, мягко говоря, неоднозначные фигуры, как "любитель изящной словесности" Ахад Абиев, "разговорчивая" Зейнаб Ханларова, "бодрейший" 78-летний Муртуз Алескеров. Список можно продолжить... За комментариями по поводу выборов и событий поствыборного периода, корреспондент ИА REGNUM обратился к азербайджанскому политологу Расиму Агаеву.
ИА REGNUM: Г-н Агаев, нет ли у Вас ощущения, что в выборный процесс вмешивались даже не из одного, а из двух центров? Причем креатуры первого, вроде бы, молодые реформисты, а второго - консерваторы со стажем?
Это, по-моему, выдумка журналистов. При президентской тоталитарной системе (в закрытом обществе эти слова - синонимы) власть не может осуществляться из двух центров. Центр один и управляет оттуда страной только сам глава государства. Можно, правда, говорить о том, что Рамизу Мехтиеву или другому приближенному удается пропихнуть в парламент своих людей. Но такие "мелочи" вполне устраивают президента, который единолично утверждает списки кандидатов, выдвинутых правящей партией. Конечно, есть еще и мировое сообщество, с которым в чем-то надо считаться и потому в последнюю минуту вводится маркировка чернилами.
ИА REGNUM: А к чему в таком случае президенту в парламенте Ахад Абиев или Зейнаб Ханларова?
Для того, чтобы не пропустить туда других, менее управляемых. Скажем,
ИА REGNUM: Из ваших слов выходит, что президент полностью контролировал процесс выборов?
Безусловно, все делается с его ведома и по его указанию. А если такой центр начнет формироваться, его немедленно ликвидируют. Лучший пример:
ИА REGNUM: В таком случае отмена итогов выборов ЦИКом в четырех, Конституционным судом в шести округах и передача отдельных дел в прокуратуру, это лишь уступка Западу?
А может и договоренность. У Азербайджана с Западом вообще и с США, в частности, особые отношения...
ИА REGNUM: С властями все понятно. А что, по-вашему, мешало оппозиции повторить пиар-ход властей. То есть вытащить на свет пылившийся годами на полках компромат на представителей власти и очернить их, отнять голоса избирателей?
Оппозицию нельзя воспринимать как единое целое. Это скопище отдельных группировок, именуемых блоками, движениями и т.п. Поэтому, они не могли бы провести такой целенаправленной работы. Это первый момент. Второй: оппозиция с самого своего появления на политической сцене управлялась извне. Сначала это были турки. Потом появились европейские центры. А сейчас США. Именно оттуда идут финансовые потоки. Поэтому все действия оппозиции должны согласовываться с американским послом. А причина, по которой она поддерживается США, не столько в ее кажущемся проамериканизме, сколько в ее откровенной антироссийской ориентации.
Что касается извлечения на свет скандального факта и кампании черного пиара, то, во-первых, все факты о властях известны и ничем новым общество не удивишь, а для того, чтобы найти новые, нужны соответствующие материальные и технические средства, которых у оппозиции хватает только на безбедное существование лидеров и функционеров. Во-вторых, самым мощным пиар-инструментом в Азербайджане является телевидение, а у оппозиции, как известно, нет своего канала. В-третьих, что бы ее лидеры не говорили, они вынуждены действовать с оглядкой, поскольку в недемократическом обществе с ними может произойти все, что угодно. Единственным верным шагом оппозиции был бы полный бойкот выборов. Ведь она знала, что выборы будут несправедливыми, а их результаты будут сфальсифицированы... Но мы уже согласились, что оппозиционный лагерь не является единым целым... И еще: отсутствие былой поддержки у масс, разочаровавшихся в этих лидерах... Лучшее, что может сделать традиционная оппозиция - уйти, чтобы освободить место новым силам. Есть и другой вариант - пойти на какие-то политические соглашения с властью.
ИА REGNUM: А что ей делать сейчас - после выборов, четырех митингов, полицейского насилия - в этой, конкретной ситуации?
Признать свое поражение. Эта оппозиция так и не научилась, начиная с января 1990 года давать трезвую оценку своим действиям. Во всем происходящем они винят американцев, турок, русских, власти - кого угодно, только не самих себя! А ведь надо когда-то сесть и подумать, правильно ли была построена предвыборная тактика, понять, как они прохлопали ряд моментов, нанесших существенный удар по их имиджу, и в первую очередь, дело
ИА REGNUM: Как лидеры оппозиции могут признать свои ошибки, допущенные вчера или несколько месяцев назад. Ведь они фрондируют уже 12 лет, и временной кредит доверия электората почти исчерпан?
Эти люди должны были обсуждать свои ошибки много раньше. И на бойкот выборов в Национальное собрание они должны были идти еще в 1995 году. Тогда власть не была такой сильной как сейчас и не пользовалась особой поддержкой Запада. Тогда не было еще нефтяной трубы и почти не было нефтедолларов. На ином уровне были и отношения с Россией. Ошиблась тогда оппозиция и не извлекла из своего просчета никаких уроков. Ее тактика устарела и входит в противоречие с интересами тех, кто их поддерживает...
ИА REGNUM: Из ваших слов получается, что оппозиционные лидеры
А что еще им остается? Ну, не получается у них, да и приелись они обществу. Около 15 лет мы видим в оппозиции одни и те же лица. Семья Алиевых держит столько времени
ИА REGNUM: Во время последнего митинга люди как в известной телепередаче "Поле чудес", то и дело требовали "приз в студию", то бишь, "палатки на площадь". Как думаете, может ли сейчас, в отличие от ноябрьских акций, появиться в Баку "оранжевый табор"?
Любая такая попытка будет жестко пресечена властью. Даже если в каждой палатке будут сидеть иностранные журналисты. Власть научилась себя защищать, она найдет кучу способов сделать это. Она не сможет разогнать сидячих демонстрантов только в случае, если этого сильно захочет сам Джордж Буш. Но он пока в этом не заинтересован. Палаточные городки возникают только тогда, когда это нужно Западу, а тут не тот или не совсем тот случай.