В прошлую субботу на Украине официально началась избирательная кампания, а "Зеркало недели" отметило ровно 5 лет с того момента, "как в лексикон страны вошло словосочетание "пленки Мельниченко"". Обладатель пресловутых пленок и ключевой фигурант самого большого в новейшей истории Украины политического кризиса прилетел в Киев, и "Зеркало" напрямую связывает явление беглого майора с началом большой политической игры: "вокруг этого дела опять пытаются "сыграть в политику", что собственно происходило практически каждый раз с началом избирательной кампании". При том аналитики "Зеркала" полагают, что на этот раз "кассетный скандал" призван выбить из электоральной гонки спикера Владимира Литвина, а стоит за майором, как и прежде, Александр Мороз:

"О деле Гонгадзе опять говорит Александр Мороз, который даже в годовщину революции на Майдане большую часть своего выступления посвятил этой теме. Очевидно, что для Мороза это не просто "дело принципа", но также весьма удобный способ борьбы со своим главным конкурентом на выборах - Владимиром Литвином. Ведь сегодня Мороз и Литвин практически играют на одном электоральном поле. Как свидетельствуют социологические опросы,... их электорат пересекается почти на 80%. Более того, как показывают расчеты социалистов, Литвин со своим блоком способен отобрать у них около 4% голосов в случае удачно проведенной кампании.... Владимир Литвин и Александр Мороз - очень похожие политики. Оба побывали в спикерском кресле, оба стараются производить впечатление образованных и интеллигентных политиков, у них есть свои команды, которые вряд ли можно назвать сильными, оба весьма сильны в интриге, оба - признанные и безальтернативные лидеры в своих политических кружках, оба уходят корнями в село и обоим ввиду очевидности это даже не надо подчеркивать, оба знают о деле Гонгадзе больше, чем говорят. Как Литвина, так и Мороза прежде всего интересует власть, они оба были сторонниками политической реформы, оба видят себя в кресле спикера нового парламента со значительно большими властными полномочиями. Главный аргумент Мороза против Литвина - роль последнего в деле Гонгадзе. Причастность к самому резонансному убийству в стране - серьезное обвинение. И это, без сомнения, самое уязвимое место Владимира Литвина. Не исключено, что, если Литвин будет динамично набирать рейтинг, то в самый разгар кампании его пригласят давать показания об организации исчезновения журналиста".

На сегодняшний день "Народная партия" Литвина готова держать удар, - "прямую речь" депутата-народника Олега Зарубинского приводит "Форум": "Пусть он <Мельниченко. - REGNUM>, в конце концов, расскажет, кто ему дал пленки, записанные со стационарного оборудования. Пусть расскажет, кому он предлагал пленки - Морозу, или до этого Симоненко". Также Зарубинский предложил Мельниченко рассказать, "на какой частной квартире еще до исчезновения Гонгадзе все эти пленки прослушивались", и провести следственный эксперимент. "Пусть, в конце концов, он покажет, как он одной рукой поднимает диван, а другой - бытовое устройство ставит. Пусть он расскажет, как ему удавалось одному заходить в кабинет Кучмы, хотя инструкцией это запрещено (минимум 4 человека одновременно). Может, он расскажет, кто ему давал команду это бытовое устройство с собой носить и кто ему помогал выезжать из страны, в то время когда Гию Гонгадзе бросили на произвол судьбы", - прибавил Зарубинский.

В день приезда Мельниченко появился еще один комментарий - от генерал-майора Сергея Кислова - в прошлом одного из руководителей Управления Госохраны Украины и руководителя личной охраны президента Леонида Кучмы. Показания Кислова на парламентской комиссии полностью приводит DailyUA. Смысл их в том, что Мельниченко не мог записывать президента Кучму так, как он об этом рассказывает. Наконец, по общему тону комментариев в киевских СМИ очевидно, что на этот раз беглый майор вряд ли будет титуловаться как "герой Украины", похоже, наступает кампания по дискредитации самого Мельниченко. Полоса в сетевой "Провокации" называется "Герой, жертва или крыса?". "Версии" высказались в том духе, что "жалкий неудачник": "...На Родину прибыли два неудачника <Мельниченко прибыл в сопровождении экс-депутата Александра Эльяшкевича. - REGNUM>, решившие попробовать использовать свой давно утраченный шанс. Родина встретила героев вопросами. Герои заперлись в ВИП-зале аэропорта и решали вопросы своей безопасности. Действительно, статью о разглашении государственной тайны никто не отменял. Интересно, а сколько подписок о неразглашении давал Николай? И где? Наверное, везде: и в ЦРУ, и в ФСБ, и, естественно, в СБУ, пенсионером которой он вроде бы является. Сплошные правовые коллизии. В любом случае, геройской встречи не получилось".

Явление Мельниченко в Киеве вероятно ознаменовало начало "черной пиар-кампании". Между тем стартовый выстрел в официальной предвыборной гонке сделала Партия регионов, опубликовавшая первую десятку своего избирательного списка. Притом что "Главред" находит "первую десятку" "Регионов" спокойной и выдержанной ("пятерка выглядит достаточно выдержано и неодиозно: уполномоченный ВР по правам человека, два народных депутата и один удачливый промышленник, более известные и ассоциируемые с "регионами" личности были отодвинуты чуть дальше, но попали в десятку"), некоторой неожиданностью стало выдвижение вперед (2-й номер) уполномоченного по правам человека, "крымчанки" Нины Карпачевой. В контексте некоторых других имен из "первой десятки" общую направленность "региональной" кампании предположить нетрудно: "Если в первой десятке Партии Регионов появились люди, имена которых упоминались в контексте политических преследований со стороны новой власти (Борис Колесников, Евгений Кушнарев, Николай Тихонов), то не исключено, что в общении с избирателями прозвучит что-то похожее на "эта власть ничем не отличается от предыдущей, она преследовала нас за политические убеждения..." А Нина Карпачева при случае вспомнит, как ей приходилось отстаивать права каждого такого человека".

"Украинская правда" анализирует "список Регионов" как конфликтный (Янукович contra Ахметов-Колесников) и компромиссный ("Обе стороны предпочли худой мир хорошей войне.... Назначение близкого к Ахметову Василия Джарты начальником штаба регионалов, вместо руководившего им до этого профсоюзного лидера Георгия Хары, было показателем того, что акценты расставлены: кто платит, тот и определяет менеджмент. В партии произошла своего рода политреформа, когда председатель лишился части полномочий в ответ на гарантии своего политического будущего"). Главной интригой списка стал внезапно переместившийся из тени на свет Ринат Ахметов. Для украинских СМИ это стало своеобразным шоком, и первая реакция была тоже в лучшем случае шоковой: Зачем ему это нужно? А не собирается ли Ахметов в премьер-министры?, - задалась вопросом та же "УП" иже с нею. Ответ неоднозначен: "Наиболее вероятными кажутся два мотива: депутатская неприкосновенность и политический статус; либо лавры Берлускони, - тоже владельца футбольного клуба, тоже имевшего репутацию мафиози и все-таки ставшего премьер-министром Италии. Это не значит, что Ахметов однозначно претендует на аналогичный пост на Украине, но исключать такого варианта тоже нельзя. Правда, возможно, что Ринат Леонидович предпочтет остаться в тени назначенного им премьера. Но вряд ли этим премьером будет Виктор Янукович.... Скорее всего, лицо партии после выборов изменится. Наверняка оно станет более европейским. А Янукович с его судимостями и грамматическими ошибками либо останется знаменем, либо уйдет в тень. Кстати, вполне возможно и повторение варианта социалистов, которые вроде бы во власти, но поскольку сам Мороз в нее не входит, имеют возможность оппонировать ей. Возможно, и Виктор Федорович будет протестным лицом партии в парламенте, а в правительстве будут совсем другие люди. Разница будет только в том, что для социалистов власть является инструментом победы на парламентских выборах. А для регионалов наоборот - парламентские выборы являются инструментом достижения власти. Поэтому определять будущую модель донецкой верхушки будет количество депутатов, пришедших в Раду по спискам ПР. Вполне возможно, что произойдет разделение: Ахметову и его людям - правительство, Януковичу - народная любовь".

Между тем, по рейтингам, которые к началу избирательной кампании представили ведущие украинские социологические ассоциации, оппозиционная "Партия регионов" ныне на первом месте, партия власти отодвигается все дальше, пропустив вперед БЮТ, а в иных раскладах даже социалистов Мороза. Вероятно, настоящим подарком для партии Виктора Ющенко на грядущие выборы должно было стать оглашение "рыночного статуса" Украины на проходившем 1 декабря в Киеве саммите "Украина - ЕС". Аналитики, опрошенные сетевым "Обозревателем", называют "статус" декларацией ("Это не окончательное решение, а политическое заявление о принятии такого решения") и "политическим сигналом". - "Этот статус - элемент определенной тактики западных стран, в частности стран Евросоюза и США по дополнительной политической поддержке нового режима, поскольку речь идет об условиях для вступления Украины в ВТО и про улучшение имиджа новой власти и президента перед парламентскими выборами, и соответственно о некоторых политических преференциях режиму за несколько шагов до того, как определится судьба провластных сил на выборах". Украинский "Коммерсант" разместил скептический комментарий под "шапкой" "Украину не пустили на рынок": "...Для Киева прошедший саммит не стал однозначно выигрышным. Ранее Виктор Ющенко неоднократно обещал, что до конца 2005 года Украина получит статус страны с рыночной экономикой в отношениях с ЕС. Сдержать свое обещание президенту не удалось. Вчера представители Евросоюза ограничились политическим заявлением о том, что Украина "соответствует техническим критериям этого статуса". Никаких документов, подтверждающих это заявление, подписано не было, а господин Ющенко признал, что статус будет получен только в следующем году".

Иного порядка "подарок" к началу избирательной кампании украинская власть получила от "Газпрома", и этот "подарок" тоже вполне ожидаемый: стараниями "Газпрома" с одной стороны, и главы Конгресса украинских националистов, президента НАК "Нафтогаз Украины" Алексея Ивченко - с другой, Украина в очередной раз встречает зиму на пороге энергетического кризиса, не подписав соглашение с "Газпромом" (точнее - протокол о ценах). После провала целой серии переговоров между "Газпромом" и "Нафтогазом", взаимных обвинений в шантаже и спекуляциях, стало известно, что "Газпром" намерен сделать "Нафтогазу Украины" новое предложение по цене поставок газа на 2006 год, а в случае отказа - еще более увеличит тариф. Эксперты на радио "Свобода" представили подробный анализ украинских "газовых" и "финансовых дыр" и напомнили, что нынешняя ситуация повторяет ситуацию пятилетней давности, когда правительство Ющенко-Тимошенко, не подписав соответствующий договор, проводило несанкционированный отбор газа: "В 2000 году произошло следующее. Был масштабный кризис, когда соглашение не было подписано вплоть до ноября. Украина на протяжении практически года отбирала российский газ. Здесь я позволю себе процитировать господина Ющенко: "Политика несанкционированных отборов появляется тогда, когда не решены предыдущие проблемы. Она становится следствием. Следствием того, что нет договора о поставках российского газа на Украину на нынешний год. Соглашение должно было быть заключено еще в прошлом году и не нынешнее правительство его не заключило". Сказано это было пять лет назад. Сейчас происходит примерно тоже самое. Сегодня мы очень близки к той ситуации, которая была пять лет назад, когда это межправительственное соглашение было подписано. Оно было подписано в ситуации, когда Украина выпала из планов поставки России. Весь газ, который поставлялся через Украину, к Украине не имел ни малейшего отношения".

"Ситуация в том, - заявляет аналитик "Региона" Анатолий Ходоровский, - что есть дыра в энергетическом балансе Украины, а не в платежном. Строго говоря, Украина, если она платежеспособна как государство, ее экономика функционирует, она будет платить больше, и никаких проблем не будет. Проблема в том, что это гипотетика, потому что при таких ценах на газ, очень многие украинской экономики моментально загнутся, прежде всего, металлургия.

Виталий Портников: А такие цены будут?

Анатолий Ходоровский: Что значит будут или не будут? Или будут такие цены или будет повторение 2000 года, когда начнется отбор газа, когда, извините, вся Европа встанет на уши. Хорошо, если зима в Европе будет относительно теплой. А если зима будет относительно холодной?

Виталий Портников: Европа уже сегодня Украину страной с рыночной экономикой. Разве может страна с рыночной экономикой забирать газ у потребителя?

Анатолий Ходоровский: Страна с рыночной экономикой будет делать это автоматически, в том-то вся и проблема.