Операция "Мэр": что стоит за сменой градоначальника в Пензе? Обзор региональной прессы с 21 по 25 ноября
Несомненно, ключевой темой пензенских СМИ на прошедшей неделе стали кадровые перемены в администрации г. Пензы. Как уже сообщалось ИА REGNUM, глава администрации города
Издания, учредителем которых является администрация Пензы, входящие в холдинг "Наша Пенза", ограничились небольшими информационными материалами по этому поводу. Газета "Вестник - Наша Пенза" в номере от 23 ноября коротко сообщила, что "В Пензе меняется власть" изложив известную фабулу событий в их хронологии. А основное издание - еженедельник "Наша Пенза" - в заметке от 24 ноября "Ведь каждый в мэрии странник?.." считает, что "нынешняя контрактная система не дает возможности уверенно заявлять, что чиновник занял свою должность не только всерьез, но и надолго". И далее газета напоминает, что "многие аналитики отводили А.Пашкову не более года в роли главы городской администрации: мол, выполнит определенные задачи и перейдет на другую орбиту. То, что предсказания доморощенных нострадамусов сбылись, никого из земляков особо не удивляет. Поражает другое: способность нашей мыслящей общественности и простых обывателей почувствовать реальный момент отставки высокого должностного лица с точностью до недели и даже обсудить в курилках, дворах и на базарах ее вероятные причины. Да, Пенза есть Пенза: она с полумиллионным населением сохранила менталитет "большой деревни с сарафанным радио", где от людей никому не удается спрятаться".
"За время правления городом Александр Пашков успел сделать многое", утверждает "Биржевая газета" ("Замы меняются креслами", 23 ноября). И многое из того, что он сделал, было далеко не однозначным. К примеру, взять тех же предпринимателей. С одной стороны, пишет "БГ", центральные улицы города, уставленные полинялыми палатками с лифчиками и трусами, - это непорядок. Пашков взялся и расчистил центр. С другой стороны, тысячи человек (продавцы, водители, грузчики, бухгалтеры) остались без работы. Можно ли было выкидывать такое количество людей на улицу, не разработав специальной программы их трудоустройства? Конечно, нет. Но и оставлять город в таком состоянии тоже было нельзя. Фактически Александр Владимирович (Пашков) стоял перед дилеммой: угодить простым жителям города, занятым в этой торговле, или наводить порядок (в его понимании) в городе. Чаще он выбирал второе...". Газета полагает, что каждый из жителей города "сможет припомнить какой-нибудь подвиг Пашкова. Кто-то вспомнит центральные улицы, которые, наконец, стали освещаться, кто-то - пашковскую идею пополнения бюджета - платный проезд через эти самые улицы, кто-то - пивные ларьки вместо газетных киосков. Бурная деятельность, переходящая в кавалерийские наскоки - это еще одно отличие Пашкова. За полгода своего правления городом он сумел сделать столько, сколько прежние градоначальники Анисимов и Калашников не сделали за 12 лет", пишет "Биржевая газета".
"Улица Московская" в своем материале "Взлет или посадка?" от 25 ноября размышляет над тем, "Как случилось, что Роман Чернов сменил Александра Пашкова? Это дело случая или результат заранее спланированной операции?". Что оставил после себя Александр Пашков? Только покрашенные заборы, скамейки да кадки с туями или же ему удалось привести город в движение, сломать прежние структуры неформальных связей? Что изменится с приходом на пост главы администрации города Романа Чернова? Будет ли он продолжать линию Александра Пашкова или сменит курс? Газета в связи с этим рассматривает несколько версий.
Версия первая. Приход Романа Чернова на пост главы администрации г. Пензы - результат продуманной, тщательно спланированной и блестяще осуществленной операции. Ее начало приходится на февраль 2004 г., когда в кругу людей, приближенных к губернатору
Однако осенью 2004 г., буквально сразу после добровольного ухода Калашникова с поста мэра, Роман Чернов ушел в тень, его не столь интенсивно стали показывать на областных телеканалах. В конце года его лишили статуса первого заместителя губернатора, оставив просто заместителем. Пошли разговоры, что он не оправдал надежд. В действительности это была операция прикрытия. Параллельно общественное мнение готовилось к тому, что рано или поздно Владимира Анисимова, занявшего пост мэра после Калашникова, сменит Александр Пашков. Так оно и случилось. Еще тогда среди элиты обсуждался вопрос: надолго ли пришел Пашков? Не в том ли будет его роль, чтобы расчистить пространство, поменять кадры, сломать связи, сложившиеся за годы мэрства Калашникова? Если его роль в этом, то через 5 - 6 месяцев его заменят, так как действиями по слому прежней системы он наплодит массу недовольных, которые будут жаловаться губернатору и во всякие иные органы.
"Собственно именно так все и произошло -, утверждает "УМ". - Пашков активно работал "танком на минном поле". Сделанные им кадровые перестановки породили толпу обиженных и волну слухов о том, что кадры назначаются Пашковым по принципу личной преданности. Своими действиями в отношении малого и среднего бизнеса он создал среди предпринимателей оппозицию, которая стала жаловаться на него губернатору. И вот, наконец, свершилось. Пашкову сделали предложение, от которого он не смог отказаться. При этом как фон по городу были запущены слухи о том, что разными службами на него накопано столько негативной информации, сколько не накопано было на Калашникова за 12 лет. Тем не менее, Пашков вновь назначен заместителем губернатора. И готов вновь делать карьеру. Он обладает уникальным качеством - не застревает на неудачах. Он легко переживает их и демонстрирует готовность и способность к решительным действиям". Таким образом, вся история с выдвижением на первый план сначала Чернова, потом Пашкова, с назначением сначала Пашкова, а теперь Чернова говорит в пользу версии "УМ" о том, что все это было хорошо продумано, спланировано и осуществлено.
Версия вторая. Александр Пашков оставил после себя не только покрашенные к приезду президента России заборы, не только скамейки и не только кадки с туей, по поводу чего его пытались именовать "туевым мэром". Он своими решительными действиями, в том числе с применением ненормативной лексики, создал в среде городского чиновничества и в среде бизнеса новую атмосферу. Эта атмосфера напоминает смесь армейского и стройотрядовского быта, стиля жизни и мышления. Иными словами, Пашков создал в городе движение. Он породил своих сторонников. И одновременно он породил себе противников. Его действия стали обсуждать. Широко и ежедневно. Он стал известной и публичной фигурой, он получил признание. При этом в разных кругах он получил разное признание. Люди попроще считают его руководителем, который асфальтировал дороги, пилил деревья, красил заборы, ставил скамейки. Люди бизнеса и управления считают его отвязным парнем, который мало считался с их мнением и заставлял их делать то, что они не хотели. Таким образом, Александр Пашков оставил после себя как минимум три вещи. Во-первых, осязаемые - несколько отремонтированных дорог, бордюры, скамейки, заборы. Во-вторых, атмосферу действия с армейским принципом "не хочешь - заставим". В-третьих, миф о Пашкове как о "злом дядьке", который пытался сломать привычный уклад жизни, нарушить "золотой век" эпохи Калашникова. Не потому ли его противники пытались ассоциировать Пашкова с героем романа "Всадник без головы"?
Версия третья. Роман Чернов на посту главы администрации г. Пензы продолжит ту линию, что заложил Пашков. При этом в силу своего воспитания, особенностей характера Роман Чернов будет вести эту линию гибко и осторожно, дипломатично, вежливо и обходительно, всячески стараясь никого не обидеть. И результатов он может добиться еще больших, чем Пашков. Ему не станут отказывать. Его просьбы, указания, распоряжения будут исполнять с большим удовольствием, чем исполняли требования Пашкова. А если и возникнет ситуация, в которой предпринимателям захочется пожаловаться губернатору на неправомерные действия Чернова, то, скорее всего, никто не рискнет.
Вероятнее всего, однако, что Чернову не доведется сильно обижать чиновников или предпринимателей. На 2006 г. запланировано, что Пенза, в связи с подготовкой к 350-летию города, а это будет в 2013 г., получит из областного бюджета 700 млн. руб. на благоустройство. Этих денег достаточно для того, чтобы вести гибкую политику и не обижать ни чиновников, ни депутатов, ни предпринимателей, считает "Улица Московская".
"Любимая газета" в своей публикации "Кто есть Who?" от 23 ноября утверждает, что "известие о том, что Василий Бочкарев решил вернуть пензенского мэра-контрактника Александра Пашкова в областное правительство, стало сенсацией минувшей недели. Все помнят, сколько усилий приложил областной "желтый дом" для того, чтобы Пашков стал главным начальником в городском "сером доме". Да и поруководил Александр Владимирович Пензой после официального утверждения в должности главы администрации города всего-то полгода. Срок слишком мал, чтобы производить замену градоначальника, если для этого нет очень веской причины". Размышляя по этому поводу, "ЛГ" пишет, что, на первый взгляд, такой причиной является продвижение Пашкова по служебной лестнице - его берут в правительство первым заместителем губернатора, курирующим реализацию в регионе приоритетных национальных проектов. Но, задается затем вопросом газета, "неужели при обилии областного начальства губернатору некому поручить эту работу и приходится срывать человека с важного городского поста, тем более что он на этом посту только-только освоился? К тому же ни для кого не секрет, что пост мэра Пензы является более значимым, чем пост первого зама губернатора". Тем не менее, Василий Бочкарев решил, что Александр Пашков нужен в областном правительстве, а на замену ему направил своего самого молодого заместителя Романа Чернова, (который уже приступил к исполнению обязанностей главы администрации областного центра).
По мнению "ЛГ", "не стоит сомневаться и в том, что именно Роман Чернов станет победителем "мэрского" конкурса, который в ближайшее время будет объявлен. Но дело, по большому счету, не в этом. Неожиданное возвращение Александра Пашкова в "желтый дом" заставляет задуматься над нелепыми слухами, которые вот уже месяц циркулируют по Пензе. Во второй половине октября был запущен слух о том, что в районе Гидростроя Александр Владимирович попал в передрягу в связи со своей служебной деятельностью и вынужден то ли просто отдохнуть, то ли восстановить здоровье. Как раз в это время мэр Пензы исчез с городских улиц, с экранов телевизоров и из коридоров "серого дома". В конце октября на сессии Законодательного Собрания губернатор резко высказался о непрозрачных схемах выделения земельных участков под застройку в областном центре. Не называя фамилий, Василий Бочкарев заявил: "Хватит чиновникам от власти воровать". Сразу после этого по Пензе распространился слух, что к губернатору приходило высокопоставленное прокурорское лицо и жаловалось на служебное поведение пензенского градоначальника. Все это, наверное, домыслы "вечных оппозиционеров", полагает автор публикации, но в любом случае перемещение Александра Пашкова из администрации города Пензы в правительство области выглядит не как повышение. К этой кадровой перестановке как нельзя лучше подходят слова, которые произносит
Из других тем, нашедших отражение в пензенских газетах, обращает на себя внимание публикация в областной газете "Пензенская правда" от 25 ноября "Политический статус уличной помойки". Сейчас одну из улиц областного центра - Ульяновскую - можно "окрестить" как "Улица имени РНЕ", утверждает "Пензенская правда". И дает свои пояснения этому: "Здесь почти каждый дом помечен, как котами, фашистской свастикой и аббревиатурой РНЕ". Размышляя далее по этому поводу, автор публикации констатирует, что "свастика на стенах домов и на заборах - дело уже давно заурядное и пристального внимания, тем более возмущения народных масс не вызывает. Но в таком количестве, как на Ульяновской, вряд ли где можно еще увидеть. Создается впечатление, что именно в этом районе существует некая первичная организация этих самых русских националистов. По настенным надписям видна и политика РНЕ в отношении других молодежных неформальных движений. Например, прохожим дают понять, что РНЕ заодно с какой-то компашкой под названием НОРД. А вот Авангард красной молодежи (АКМ) и прочие большевики в друзьях у коричневых вовсе не числятся. На площадке для мусора на ул. Ульяновской лаконично написано: "Место для АКМ". Прямо на воротах какого-то гаража некому Грину вынесен смертный приговор - судя по перечеркнутому серпу и молоту имеется в виду не тот Грин, который автор "Алых парусов". Хотя кто их, коричневых, знает - гитлеровцы в свое время любили жечь книги мировых классиков...".
Газета вспоминает сетования булгаковского профессора Преображенского из "Собачьего сердца" насчет заколоченных парадных подъездов, украденных галош и отправления естественных надобностей мимо унитаза. И добавляет: "Эта разруха в головах вовсе не пропала сама собой с возвратом капитализма, а наоборот, прогрессирует. Если обыватели без тени смущения сваливают мусор где попало, но только не там, где положено, то тем более всем наплевать на молодчиков в камуфлированных штанах и черных куртках, малюющих под окнами свастику и угрожающие послания. И когда плечистые ребятишки подрастут и перейдут от настенной писанины к делу, то по той же улице Ульяновской, может статься, не исповедующим фашизм гражданам будет опасно ходить".
Как пишет газета, "Можно упрекнуть автора в утрировании фактов, в нагнетании истерии из-за невинных мальчишеских, дескать, шалостей. Мы еще очень часто судим обо всей молодежи по умненьким мальчикам, занимающимся теннисом в ФОКах или виртуозно играющим на скрипке. И совсем не желаем видеть современных гаврошей на улицах, которые уже организованы некими наставниками в своего рода боевые команды по месту жительства и занимаются пока сравнительно безобидным мелким грабежом и избиением бомжей. Пока. Автору довелось несколько раз пообщаться в непринужденной обстановке с некоторыми из этих "молодогвардейцев". Они насмотрелись на красивую жизнь новой буржуазии и не понимают, почему у других есть все, а у них ничего. И им радикальные экстремистские идеи, что красных, что коричневых, в этом случае намного ближе к сердцу. И эти мальчики с холодными и злыми глазами вполне серьезно считают, что их уличные шайки имеют некий политический вес. Что из этого получится, нетрудно предположить. Однако мы крестимся лишь тогда, когда гром грянет...", итожит свои размышления автор публикации в "Пензенской правде".
Газета "Наша Пенза" ("Кадры оказались в тупике", 24 ноября) сообщает о том, что в Пензенском отделении Куйбышевской железной дороги грядут очередные сокращения управленческого аппарата. После нового года около ста сотрудников окажутся без работы. Соответствующий приказ уже подписан, известен поименный список людей, попавших под сокращение из-за упразднения должностей: инженеры, инспектора, технологи, операторы, экономисты, бухгалтеры. В список вошли даже те, кого по генеральному коллективному договору и Трудовому кодексу увольнять нельзя: сотрудники предпенсионного возраста, матери-одиночки и женщины с малолетними детьми. Руководство пензенского отделения за несколько месяцев предупредило железнодорожников о предстоящем сокращении и предложило им взамен вакансии монтеров пути, механиков, проводников, машинистов, кассиров, регулировщиков. Но многим попавшим под сокращение специалистам уже за 50, и они просто физически не смогут выполнять более трудоемкую работу.
"При нашем отказе от предлагаемых должностей мы услышали в свой адрес угрозы вообще оставить нас без работы, т. е. выкинуть нас на улицу... Мы просим разобраться и защитить наше право на труд... В случае отсутствия ответа на наше обращение мы оставляем за собой право обратиться в суд, прокуратуру, к президенту РФ, так как по истечении трех месяцев со дня предупреждения мы сами, наши дети и родители окажемся без средств к существованию", - приводит газета строки из коллективной жалобы железнодорожников, которая впоследствии была направлена в Пензенскую транспортную прокуратуру.
"Сокращение штата сотрудников КЖД производится по распоряжению из Москвы, - поясняет для газеты помощник прокурора Пензенской транспортной прокуратуры Валерия Алферова. - Однако руководство Пензенского отделения железной дороги нарушило Трудовой кодекс РФ, по которому работодатель обязан заниматься подбором вакансий соответствующей квалификации для уволенных по сокращению работников, учитывая их интересы и компенсируя затраты. Мы опротестовали два приказа о сокращении, чтобы дирекция отделения устранила допущенные нарушения трудового законодательства. Кроме того, мы внесли представление о том, чтобы администрация пензенского отделения приняла совместно с профсоюзами и службой занятости все меры по подбору вакансий для своих работников по всей КЖД".