Предстоящие 11 декабря 2005 года в Приднестровье выборы нового состава Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) находятся сегодня в центре внимания не только молдавских и приднестровских политиков, печатных и электронных СМИ, политологов и экспертов, но и вызывают живейший интерес в политических кругах России, Украины, Румынии, а также в различных международных организациях - от ОБСЕ, ПАСЕ, НАТО, ГУАМ и до Совета Европы.

В зависимости от того, каково политическое кредо наблюдателя, даются весьма разноречивые оценки избирательной кампании и прогнозы относительно того, чем могут завершиться эти выборы, какие последствия для ПМР и всего региона они будут иметь. Попытаемся рассмотреть предвыборную ситуацию в ПМР с позиции кишиневского эксперта, знакомого с особенностями общественно-политической и социально-экономической ситуации в Приднестровье и Молдове.

Верховный Совет ПМР, новый состав которого должен быть избран 11 декабря 2005 года, будет состоять из 43 депутатов. Всего в выборах пожелали участвовать 209 кандидатов в депутаты, 203 из них благополучно дошли до момента регистрации, 6 человек по разным причинам отказались регистрироваться. Из числа действующих депутатов ВС ПМР 38 человек изъявили желание повторно баллотироваться в высший законодательный орган. Наблюдателями отмечается, что по различным избирательным округам ПМР выдвижение кандидатов прошло весьма неравномерно. Есть такие округа, в которых количество кандидатов достигает 10-11 человек. Но имеется три округа, где зарегистрировано всего по одному кандидату.

По состоянию на 17 ноября 2005 года зарегистрированными числятся 189 кандидатов в депутаты. Таким образом, в среднем на один депутатский мандат претендуют сегодня 4 кандидата. Согласно действующему в ПМР избирательному закону, для ведения предвыборной агитации каждому из кандидатов бесплатно предоставляется 15 минут на государственном телеканале, 15 минут на радио и 200 строк в официальных печатных изданиях. Трансляция их предвыборных выступлений началась с 19 ноября 2005 года. Также Центризбирком ПМР предоставляет всем кандидатам в Депутаты Верховного Совета по 50 стандартных предвыборных плакатов, отпечатанных за счёт бюджетных средств, на которых будут помещены фотография кандидата, его биографические данные и избирательная платформа. Дополнительные агитационные печатные, телевизионные и радиоматериалы претенденты смогут заказать за собственные средства, однако установлены ограничения на их количество.

Необходимо отметить, что это очень серьезное подспорье для большинства кандидатов. Власть практически создала всем им равные условия для ведения избирательной кампании. В то же время, можно лишь посочувствовать приднестровским телезрителям и радиослушателям, которые будут вынуждены прослушать выступления свыше 200 кандидатов. Как полагают многие наблюдатели, мало кто из приднестровцев готов к такому "подвигу", а у тех из них, кто всё же решится терпеливо прочитать, просмотреть и прослушать агитационные программы всех кандидатов, может начисто пропасть всякое желание участвовать в предстоящих выборах.

Присутствует ли некая интрига в начинающейся в Приднестровье избирательной кампании? Некоторые эксперты утверждают, что в ней вообще нет ничего нового, и поэтому выборы пройдут так же буднично и рутинно, как они проходили и во все предыдущие годы. С этим, однако, нельзя согласиться. Внимательный наблюдатель не может не заметить, что в последние годы в Приднестровье наметились определенные тенденции, которые свидетельствуют о том, что на политическую сцену региона постепенно, шаг за шагом, но всё более напористо и уверенно, пробивают себе дорогу совершенно новые политические силы, которые желают кардинальных перемен в общественно-политической и социально-экономической жизни приднестровского общества.

Новая политическая элита Приднестровья - прагматичная и реалистичная, коммуникабельная, открытая окружающему миру, в отличие от старой, не зациклена только на перманентной борьбе с "правобережным врагом", поэтому она менее идеологизирована и более готова к разумному компромиссу. Ее основу составляют как профессиональные политики, которые работают в нынешнем Верховном Совете, так и представители среднего класса: врачи, педагоги, предприниматели, журналисты, юристы, экономисты, менеджеры. Эти люди выступают против застоя и хотят перемен. Перемен, в первую очередь, в экономической сфере, в общественной жизни региона. Они хотят более широкой демократизации, более активного участия в делах своего государства, развития свободных и всесторонних связей с зарубежными странами, в первую очередь, с Россией. Однако политическая специфика и общественный менталитет современного Приднестровья, которое по-прежнему рассматривает себя как "осаждённая врагами крепость", не позволяют пока вынести эти вопросы на всеобщую, открытую дискуссию.

Справедливости ради надо отметить, что существующая власть не ставит своей задачей искоренение этих ростков нового политического мышления. В принципе - и об этом свидетельствуют беседы с нынешним руководством Приднестровья - они не против перемен. Но при этом они считают, что в условиях непрерывного и достаточно жесткого давления на Приднестровье со стороны официальной Молдовы, поддерживаемой США и Западом, у них нет сегодня реальной возможности полностью переключиться только на решение внутренних проблем, постоянно и серьезно заниматься структурными политическими и экономическими реформами.

По моему мнению, эта позиция глубоко ошибочна. "Позиционная война" между ПМР и РМ может продлиться ещё не один год. Поэтому, если законсервировать нынешнее "подвешенное" состояние края, оставить нерешенными острые внутренние проблемы Приднестровья, то со временем это может обернуться куда более значительными издержками. Некоторые из них начали рельефно обозначаться уже сегодня. Например, экономисты утверждают, что, если в ближайшие годы не увеличится экономический рост в ПМР минимум на 50%, то государственный бюджет не сможет выполнить свои социальные обязательства перед гражданами региона. Чем может обернуться крах социальных программ правительства в политическом плане, гадать не приходится - социальный протест, умело направляемый извне, быстро перерастет в очередную "оранжевую революцию".

Но приватизация в Приднестровье заканчивается, почти всё ценное, что можно было продать, уже продано, а потому необходимо срочно искать новые, причем стабильные, источники бюджетных доходов. По общему мнению экспертов, имеются они только в обеспечении высоких темпов роста приднестровской экономики.

В Приднестровье нарастают также давно требующие новых подходов к своему решению проблемы в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительной сферы. Конечно, не меньшее число проблем подобного характера имеется сегодня и у Молдовы. Но на Правобережье общественность, хотя и не может пока непосредственно влиять на изменение кризисной ситуации, все же, по крайней мере, имеет возможность их активно обсуждать, предлагать свои пути и методы их решения.

В целом же, если говорить о Молдове сегодня, то приднестровцы, во-первых, должны, наконец, понять, что жителей правого берега Днестра, занятых своими собственными нелегкими проблемами выживания, очень мало волнует ситуация в Тирасполе. По опросам общественного мнения, проблема Приднестровья среди волнующих граждан Молдовы вопросов стоит на одном из последних мест. Из этого вытекает, что тираспольским властям не следует продолжать формировать из Молдовы образ "врага на все времена". Не будем говорить о нынешнем "коммунистическом" руководстве Республики Молдова. Но вот в том, что касается большинства простого народа Молдовы, Тирасполю надо проявлять больше политического реализма, поскольку очень многие молдавские граждане достаточно хорошо относятся к приднестровцам, не питают по отношению к ним никакой вражды, искренне сожалеют о прежних добрососедских отношениях между левым и правым берегами Днестра, не желает ничего плохого Приднестровью.

Что собой представляет "новая политическая элита" Приднестровья, которая, по мнению многих экспертов, имеет шансы выиграть нынешние выборы? По большому счету, она мало чем отличается о тех, кто создавал и защищал Приднестровье на начальном этапе его независимого становления. Она достаточно многонациональна и интернациональна. Она представляет широкие слои населения. Ее представители понимают, что без восточного вектора, в первую очередь, без поддержки со стороны России, региону не выжить. Она вовсе не революционна и не собирается надевать цветные шарфики накануне и в день выборов. Её даже трудно назвать оппозицией "в чистом виде".

Если говорить образно, то это - "родные дети ПМР", которые отлично понимают, что их "родители" - политики "первой волны", "красные директора", стоявшие у колыбели ПМР, сделали очень многое, и они искренне благодарны им за это, но при всём этом видят их недоработки, не хотят мириться с изъянами и недостатками, чувствуют в себе силы и возможности сделать больше и лучше.

Те, кто входит сегодня в команду "желающих перемен" в регионе и активно выступающих за такие перемены, объединились в Общественном движении "Обновление". В нынешнем депутатском корпусе Верховного Совета ПМР "Обновление" контролирует 17 депутатов из 43. За последние полгода известны три крупных инициативы этой фракции: конституционная реформа, законодательная инициатива о реорганизации государственного телевидения ПМР в Общественное телевидение, разработанная лично вице-спикером Е.В.Шевчуком, а также компания по отставке министра юстиции Приднестровья. Лидер этой команды - Евгений Шевчук, первый заместитель председателя Верховного Совета.

Надо отметить, что "Обновление" сразу же обозначило себя как фаворит нынешней предвыборной гонки. И, хотя выборы в Приднестровье проходят по мажоритарным округам и там избиратели, в основном, голосуют за конкретные личности, а не за политические силы, которые стоят за ними, фактор причастности к команде "Обновления" дает дополнительные шансы на победу его кандидатам. Кроме того, "Обновление" провело две пиаровские акции, которые, несомненно, добавили ему симпатизантов среди избирателей. Они предложили кандидатам в депутаты - кем бы они ни выдвигались - объединить свои усилия в борьбе с грязными предвыборными технологиями, войной компроматов, черным пиаром, использованием административного ресурса, дезинформацией, вымышленными фактами, порочащими честь и достоинство претендентов на депутатский мандат. Участникам избирательной кампании и СМИ было предложено подписать Хартию "За чистые и честные выборы!" При этом было особо подчеркнуто, что руководство движения "Обновление" рассматривает проведение прозрачных и честных выборов как залог будущей плодотворной работы различных кандидатов на благо Приднестровья, а главное - как залог признания грядущих парламентских выборов легитимными за рубежом. "Честные и чистые выборы лишат возможности противников Приднестровского государства спекулировать на теме "нелегитимности" выбранных органов власти. Если мы проведем кампанию честно, открыто и корректно, то есть шанс, что выборы будут признаны мировым сообществом" - говорится в тексте Хартии. Зная, как важно для приднестровцев решение этой проблемы, нельзя сомневаться, что это прибавит количество голосов кандидатам от "Обновления".

Затем "Обновление" обнародовало еще один документ - открытое письмо-обращение к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой "сделать все возможное для признания результатов парламентских выборов в Приднестровье... направить в республику российских и международных наблюдателей, а также уделить этому вопросу особое внимание на дипломатическом уровне". Письмо составлено от имени граждан Приднестровской Молдавской Республики, подписи которых РОД "Обновление" намерено собрать как можно скорее.

"В Приднестровье 400 тысяч избирателей - мы рассчитываем на 400 тысяч подписей под этим письмом", - заявил глава исполкома "Обновления" Сергей Чебан. Сразу после сбора подписей Открытое письмо будет направлено в администрацию президента Российской Федерации, а его копии - всем участникам переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию в формате "5+2".

Необходимо отметить, что борьба за признание Приднестровья объединяет кандидатов от разных политических сил. Не случайно, что активисты общественного объединения "Республика", которые являются основными оппонентами кандидатов от "Обновления", поддержали инициативы этой организации. О том, что выборы в Верховный Совет ПМР должны стать не борьбой на взаимное уничтожение, а, наоборот, явиться кампанией по объединению всех патриотических политических сил приднестровского общества, говорил 24 сентября 2005 года на втором съезде общественно-политической организации "Республика" член высшего совета, министр внутренних дел Приднестровья А.И. Королев.

Кстати, нельзя не заметить, что "Республика", которая формально является объединением сторонников "партии власти" и которую рассматривают как основного соперника "Обновления", ведет свою избирательную кампанию весьма пассивно. Многие кандидаты, входящие в это общественное объединение, пока не спешат афишировать перед избирателями этот факт. Этому могут быть две причины. Во-первых, нельзя исключать, что президент ПМР И.Н.Смирнов, который стоит за общественной организацией "Республика", разочаровался в ее потенциале и решил, что более перспективным для региона будет победа команды "Обновления". Но более вероятной может быть вторая причина. И.Смирнов не вмешивается в избирательный процесс, а те, кому было поручено заниматься разработкой стратегии и тактики "Республики" на этих выборах, оказались к этой миссии профессионально совершенно не готовы. В подборе кандидатов они еще кое-как поучаствовали, а вот все остальное пустили на самотек. Что можно отнести к явным недостаткам и упущениям настоящей избирательной кампании в Приднестровье? В отличие от официального Кишинева, который заранее объявил эти выборы "недемократичными и нелегитимными", я не выступаю сторонником этой позиции. Безусловно, выборы в Приднестровье пройдут не без недостатков. Честно говоря, никто не знает, когда же, наконец, постсоветские страны смогут окончательно и бесповоротно отказаться от соблазна использовать административный ресурс. Использовался и используется он Молдовой, использовался в Украине, Грузии, Азербайджане, а сейчас, можно не сомневаться, будет использован и в Казахстане. Увы, "постсоветские" лидеры и правящие партии еще не созрели для того, чтобы решительно отказаться от тех немалых преимуществ, которые им дает сама власть. Ведь общеизвестно, что даже сами "светочи демократии" - политики США, находящиеся у власти - также используют административный ресурс на выборах.

Думается, что нарушения в этом плане будут и в Приднестровье, но в целом выборы здесь будут соответствовать тем стандартам, по которым, например, ОБСЕ и СЕ, признает демократическими и легитимными выборы в Молдове. Вместе с тем, есть кое-что в избирательной кампании в Приднестровье, с чем нельзя согласиться.

Во-первых, нельзя считать правильным, что экономическая проблематика, которая является для Приднестровья сегодня наиважнейшей, отнесена на периферию дискуссий между кандидатами. И вообще, люди с серьезной экономической подготовкой, профессиональные менеджеры, оказались отодвинуты от активной политической жизни.

Во-вторых, безусловной ошибкой является позиция некоторых кандидатов, которые рассматривают требования расширения процессов демократизации в регионе только как "происки официального Кишинева". Кстати, у самого Кишинева на эту тему есть проблемы и его продолжает "мониторить" на предмет демократичности Совет Европы. Независимо от того, что говорит об этом Кишинев, Москва, Киев, ОБСЕ, приднестровской власти и гражданскому обществу ПМР надо объединять усилия и проводить демократическую политическую реформу, повышать роль партий в жизни общества и формировании властных структур. Необходимо создавать условия, в том числе и экономические, для функционирования свободных и независимых СМИ. Это и есть демократизация. И ее плоды со временем позитивно скажутся на всех сферах жизни приднестровцев.

В-третьих, дискутирование вопроса о признании легитимности Приднестровья надо перенести с улиц и площадей региона в международные структуры. Пикетирование ОБСЕ не только не приблизит ПМР к этой цели, но, может быть, даже отдалит. Необходимо разрабатывать свои собственные проекты статуса региона. Надо формировать лоббистские группы в Европе и США, в России и Украине. А самое главное, надо вести постоянный цивилизованный диалог с Молдовой. В конечном итоге, очень многое зависит от того, какую позицию займет Молдова. Конечно, переход от лобовой конфронтации к взаимоуважительному диалогу - дело не простое. Он требует интеллектуальных и финансовых затрат, терпения, выдержки, политической мудрости и гибкости. Показать кукиш Кишиневу, сорвать флаг со здания ОБСЕ намного легче. Но беда в том, что этим проблему никогда не решишь. Нужно искать другие пути и использовать совсем другие методы.

И последнее. В Молдове и Приднестровье есть эксперты, которые открыто выступают как сторонники развития самых широких и всесторонних связей с Россией. В этом мы видим перспективу настоящего и будущего развития Молдовы и Приднестровья. Но при этом мы не рассматриваем Россию лишь как "дойную корову", которая за счет жителей своих краев и губерний должна бескорыстно и безвозмездно, помогать обустраивать другие страны. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным.

Одно из ключевых предложений для тех, кто уже избран в парламент Молдовы, и тех, кто 11 декабря 2005 года будет избран в ВС Приднестровья, состоит в том, что развитие самой широкой и разнообразной экономической интеграции между Молдовой, Приднестровьем и Россией является сегодня самой важной стратегической задачей. Возможно, что ради ее реализации надо временно заморозить сложные политические проблемы во взаимоотношениях между Кишиневом и Тирасполем.

Приднестровья и Молдова могли бы стать одним из важнейших энергетических мостов России в продвижении её электроэнергии и газа, а со временем - и нефти, на Балканы. Участие нашего региона в этом проекте позволило бы не только удерживать приемлемые внутренние цены на энергоносители в Молдове и Приднестровье, но и получать солидные доходы в бюджет.

Второй перспективный проект - это развитие автодорожного и железнодорожного транзита через территорию Приднестровья и Молдовы. Для этого необходимо модернизировать и электрифицировать железную дорогу, построить автобан европейского класса. Это был бы транспортный мост на Балканы.

Третье направление - создание Молдовой и Приднестровьем совместно с Россией мощных холдингов, специализирующихся на выращивание винограда и производстве вин и коньяков. Россия предоставляет практически неограниченный рынок для всей этой продукции.

Четвертое направление - переработка выращенного урожая овощей и фруктов и производство из него экологически чистых продуктов, модернизация всего аграрно-промышленного комплекса.

Пятое направление - участие молдавских и приднестровских предприятий в кооперационных проектах российского ВПК, машиностроения и приборостроения, информационных технологий.

Очень хотелось бы, чтобы политики, в первую очередь, те, кто борется сегодня за право стать депутатом Верховного Совета Приднестровья, серьёзно задумались над всеми этими вопросами.