Вопрос о возможности смены воронежской политической элиты в очередной раз затрагивает еженедельник "Берег" - в статье "В Москву, в Москву...". На этот раз публикацию материала спровоцировала встреча губернатора Воронежской области Владимира Кулакова и президента РФ Владимира Путина, запланированная на 28 ноября. "В перечне вопросов для обсуждения, который в последнее время озвучил губернатор сотоварищи, не хватает одного, невинного: кто будет возглавлять Воронежскую область в ближайшее время?" - пишет автор статьи Виктор Лиходзиевский.

В перечне вопросов, которые предположительно обсудит президент с воронежским губернатором - строительство федеральных дорог, сельского хозяйства, авиазавода. Однако, как отмечается в материале, "обсуждать все это имеет смысл, если Кулаков останется губернатором. А значит, главный вопрос аудиенции не дороги, не АПК или ВАСО, а "прочее". Это если встреча вообще состоится. В управлении пресс-службы администрации президента журналисту "Берега" сообщили, что подобное мероприятие становится фактом только после того, как его объявляют на официальном сайте. А искать объявление не следует раньше, чем за три-пять дней до ориентировочной даты встречи".

Автор материала делает попытку оценить активы и пассивы действующего воронежского губернатора как лидера своей группы. Один из основных активов Кулакова, по мнению местных экспертов, в том и заключается, что он - действующий губернатор. "За ним властно-административный ресурс, в том числе и силовой. Однако все чиновники и силовики командой быть не могут. Можно назвать наиболее видных представителей команды Кулакова: заместитель главы обладминистрации Владимир Кобяшев, начальник ГУВД Александр Дементьев и частично (поскольку такая организация открыто придерживаться политики той или иной группы не будет) начальник УФСБ Александр Андреев". Верным соратником нынешнего главы области автор статьи называет погибшего летом в автокатастрофе спикера Воронежской областной Думы Юрия Титова, и отмечает, что не так давно избранному на пост председателя заксобрания Владимиру Ключникову "заменить Титова вряд ли суждено".

Как отмечается в материале, у действующей власти "есть еще один лагерь - тот, где хозяином является депутат Гос. Думы Николай Ольшанский. Человек Ольшанского - депутат Гос. Думы Александр Сысоев возглавляет воронежскую "Единую Россию". Николай Ольшанский на сегодня, пожалуй, самый могущественный лидер группы политического и финансового влияния". Как пишет автор материала, один человек Ольшанского управляет партией власти, другой (первый вице-губернатор Сергей Наумов) - финансовыми потоками области. Среди предприятий, которые относятся к группе Ольшанского - "Минудобрения", "Сельмаш", "Ликеро-водочный завод", сеть магазинов "Пятерочка" и так далее. "Николай Ольшанский единственный, по мнению экспертов, воронежец, для которого в Москве практически нет закрытых дверей. Если бы Ольшанский сильно захотел, человек из его ближайшего окружения мог бы стать новым воронежским губернатором. Вопрос в том, насколько сильно захочет этого Николай Михайлович. Его империя очень прочна на воронежской земле и неплохо чувствует себя и при Кулакове".

В продолжение темы автор материала выдвигает предположения по поводу того, кто из воронежцев мог бы занять пост губернатора. "Именно к группе Ольшанского тянется еще один центр силы на данный момент, именуемый "Чижов и К" (речь идет о Сергее Чижове - депутате Государственной Думы, владельце ассоциации "Галерея Чижова" - ИА REGNUM). Еще совсем недавно его роль в общей политической игре была второстепенна: предприниматель, вокруг которого все время витали криминальные страшилки. Эксперты считают, что Сергей Чижов умело сориентировался в начале 2000-х: став областным депутатом, во многом на уровне интуиции угадывал, с кем и когда следует делиться, с кем следует дружить. Иные СМИ прочат Сергея Чижова в будущие губернаторы". Однако, заключает автор материала, "к пертурбациям на губернском олимпе эта фигура сегодня пока прямого отношения не имеет".

"Если теоретизировать о возможных кандидатах, то из местных политиков эксперты называют председателя региональной "Единой России" Александра Сысоева. При должном лоббировании со стороны Николая Ольшанского главный "единоросс" имеет серьезный шанс. Впрочем, Александр Сысоев останется на ведущих ролях и при Кулакове". Из возможных "варягов" в статье назван Олег Шахов - бывший вице-губернатор по экономике, около года назад возглавивший ФГУП "Дороги России".

Еще один "центр силы" в Воронежской области - это председатель Центрально-Черноземного Сбербанка Александр Соловьев. Именно он, подчеркивается в материале, помог Кулакову стать губернатором, а сейчас разочарован в нем. "Если бы Соловьев задался такой целью, он мог бы перевернуть весь политический олимп. Но он этого не делает и, похоже, не будет делать. Потому что Соловьев не интриган. Александр Кириллович - идеалист. Он предпочитает делать бизнес набело. И поэтому самые важные и интересные для Соловьева проекты претворяются в жизнь за пределами Воронежской области". Как заключает Виктор Лиходзиевский, "для всех центров силы, описанных нами (кроме Соловьева), характерен этакий, приписываемый византийцам периода упадка, взгляд на мир. Дескать, мир плох, но мы тут ни при чем. И по-нашему, хороший мир - это тот, где мы всегда будем господами, а остальные..."

Кроме элиты в Воронежской области есть еще и контрэлита. Как подчеркивается в статье, она зачастую гораздо более разрознена, чем "господа", однако в ней есть яркие личности, "обладающие кредитом доверия у населения". Среди таких личностей выделяются депутат Государственной Думы, лидер местного отделения КПРФ Руслан Гостев, депутат городской Думы Галина Кудрявцева, депутат областной Думы Юрий Анохин. На их стороне выступает лидер "Родины" Дмитрий Рогозин. "К оппозиции сегодня можно отнести и центр силы, олицетворяемый главным федеральным инспектором в Воронежской области Павлом Кораблевым".

"Есть мнение, что варяга к нам нельзя. Местные его сожрут. Значит, варяг должен быть очень несъедобным. Что, разве нет таких людей?". В заключение автор приводит мнение экспертов, которые считают, что практика губернаторских назначений Путина показывает, что Кулаков вполне может остаться. "С Кулаковым президент вообще из одного ведомства - значит, тем более ярлык на губернаторство получит, если... Если не случится никакой форс-мажор. Что это может быть за форс-мажор, даже думать не хочется. Но и чтобы все оставалось по-старому, не хочется тоже".

Актуальный вопрос рассматривается в статье профессора Воронежского госуниверситета политолога Александры Глуховой "Уроки французского", опубликованной в газете "Коммуна" (номер от 17 ноября). "В последние дни внимание всего мира приковано к Франции, где уже третью неделю бушует мусульманская молодежь, проживающая в так называемых арабских карманах крупных городов. Размах беспорядков таков, что многие аналитики уверенно окрестили их "этнической войной в центре Европы".

По мнению автора статьи, проблема, с которой столкнулось французское общество - не только французская. Массовая миграция сегодня стала с одной стороны определяющим элементом глобализационных процессов, с другой - одним из факторов дестабилизации в обществе. Причем данная проблема касается преимущественно развитых стран Европы и Северной Америки. Как отмечается в статье, в эти страны устремляются основные потоки выходцев из Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, спасающиеся от голода, болезней, этнических конфликтов и т.д. Исследователи, специально занимающиеся вопросом межкультурных взаимодействий, назвали это движение "обратной глобализацией". То есть страны третьего мира намерены "предъявить счет за долгие годы колонизации, разорения, эксплуатации. Мигранты оседают здесь насовсем, приглашают многочисленных родственников и пытаются жить так, как жили бы на своей исторической родине".

До определенного времени местное население и мигранты занимали разные ниши. "Однако со временем по мере накопления потенциала взаимного недовольства латентный конфликт вышел на поверхность и проявился в совершенно неожиданных, в том числе и в разрушительных формах. Закономерен вопрос, звучащий чисто по-русски: кто виноват? В европейском преломлении он сформулирован, разумеется, иначе: как такое могло случиться? Ответ был дан несколько лет назад известным американским политиком и ученым Патриком Бьюкененом, представившим долговременный прогноз развития Европы при условии сохранения нынешних экономических и демографических тенденций. Смысл ответа заключается в том, что Европы стремительно стареет и вымирает, вследствие чего возникают серьезные проблемы выполнения трудовых и иных конкурсов. Положение могут изменить к лучшему выходцы из бывших колоний, которые не просто перебираются на жительство в более благополучные и обеспеченные страны, но и стремительно увеличивают свой удельный вес в совокупной структуре населения за счет более высокой демографической динамики. Если процесс миграции будет протекать в том же темпе, что и сейчас, то к середине XXI века облик Европы изменится кардинальным образом, в том числе и физиогномически, и о старой белокожей Европе придется попросту забыть".

Как пишет автор материала, книга Бьекенена предоставила определенные программные установки для правых, консервативных партий, и без того выражавших недовольство неупорядоченным ходом миграции и чрезмерным либерализмом законодательства, регулирующего этот процесс. "Для Франции стал шоком выход во второй тур президентских выборов правого националиста Ж.Ле Пена, активно использовавшего в своей политической риторике антимиграционные мотивы. Вместе с тем за фасадом политической борьбы мало предпринималось каких-то конкретных мер для того, чтобы решать проблему, а не просто использовать ее в качестве разменной монеты в избирательной кампании".

"Как это свойственно демократическому государству, жесткие меры по защите правопорядка оно сочетает с практическими действиями по решению тех реальных проблем, которые вызвали волну протеста. Показательно, что и общество реагирует на это с пониманием: 75 процентов французов поддержали идею введения комендантского часа, и только 25 процентов сомневаются в его эффективности. Увы, другую логику продемонстрировали некоторые российские политики, комментируя французские события. Главный пафос этих комментариев сводится к тому, что во всем виноват гнилой либерализм и не менее гнилая западная демократия. "Нечего пускать их в Европу! Пусть сидят у себя дома!" - вот такие приблизительно рекомендации раздаются из России в адрес мигрантов. И еще: "У нас такое невозможно!"

Как подчеркивается, подобная уверенность вызвана готовностью к исключительно силовому подавлению возможных беспорядков, а никак не отличным состоянием дел с миграцией. "Официальная численность мигрантов в России пока составляет всего один миллион человек. Но ведь никто еще не назвал количество нелегальных мигрантов, не предоставил точных данных о приезжающих. Между тем юг страны и многие крупные города сегодня испытывают мощный приток выходцев с Кавказа, практически монопольно контролирующих сферу торговли. Их взаимоотношения с коренным населением далеки от безоблачных, зато четко отлажены связи с милицией, налоговыми органами, всякими ЖЭКами, ДЭЗами и т.д., превратившими свои функциональные обязанности в сверхдоходный бизнес. При такой тотальной коррумпированности госчиновников вряд ли стоит надеяться на принятие своевременных и разумных мер по предотвращению конфликта, если он все-таки произойдет. Но тогда государственные обязанности возьмет на себя кто-то другой и станет решать проблему по собственному разумению. И тогда уде поздно будет брать уроки французского".

Одну из важнейших проблем не только для Воронежской области, но и для большинства российских регионов затрагивает областной еженедельник "Коммуна" в номере от 18 ноября в статье "Доживем ли до старости?". "Большинство пожилых людей в России не радуются своей жизни, ибо при нынешнем уровне смертности многие до старости не доживут", - так начинается материал.

В качестве "запева" автор статьи приводит рядовой эпизод из жизни одной из воронежских девушек. "Ехала я недавно в автобусе в универ. На "рынке" влезает бабка с такой тележкой... На улице лужи, грязюка, а она эту тележку волоком по всей маршрутке, по ногам, по джинсам, по юбкам... Кошмар! Я не выдержала, возмутилась: мол, что это такое... Она и давай меня костерить: если, мол, недовольна, так и ездила бы в такси... Тут уж я выпалила все, что о ней думала, так она меня достала!". Этот пример социально-возрастного конфликта был приведен в выступлении на конференции "Возраст и общество: старость как социокультурный феномен" студентом филологического факультета Воронежского государственного университета Антоном Черезовым. Как отмечает автор статьи, несмотря на сугубо научное название, на конференции прозвучали не сухие цифры, а "живые рассказы о жизни старых людей современного российского общества. По большей части это были грустные рассказы. Общество стремительно стареет, а власть не может обеспечить пожилым ни нормального лечения и увеличения продолжительности жизни, ни создать им достойные условия для отдыха, ни воспитать в обществе уважение к пожилому человеку".

События 90-х годов 20 века, отмечается в материале, оказался очень болезненным для старшего поколения - не только в социальном, но и в политическом плане, когда и телевидение, и газеты в один голос утверждали, "что советские годы были путем в никуда, а значит, жизнь большинства пожилых оказалась прожитой бессмысленно. Поэтому, по мнению профессора кафедры социологии филиала МГСУ в Воронеже Иосифа Чвикалова, "когда пожилой человек не может получить поддержку от общества, он чувствует в нем себя чужим".

Как было отмечено на конференции, "в ближайшее десятилетие процесс старения населения будет прогрессировать за счет снижения рождаемости". Мы часто задаем вопрос: почему у нас столь низок уровень доходов на душу населения? Одна из главных причин этого - в низкой производительности труда. Каждые трое работающих вынуждены "кормить" не только себя, но и двух нетрудоспособных. Изменений этой печальной ситуации в ближайшие годы не предвидится".